Вестник практической психологии образования
2020. Том 17. № 2. С. 8–34
doi:10.17759/bppe.2020170201
ISSN: 2658-3100 (online)
О проблемах профессиональной подготовки специалистов социальной сферы для работы с уязвимыми категориями населения
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессиональный стандарт, имеющие межведомственный характер, межпрофессиональные компетенции, уязвимые категории населения, профессиональная подготовка специалистов, практики работы в социальной сфере с доказанной эффективностью
Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170201
Для цитаты: Рубцов В.В., Алехина С.В., Вихристюк О.В., Войтас С.А., Забродин Ю.М., Зарецкий В.К., Леонова О.И., Марголис А.А., Саитгалиева Г.Г., Семья Г.В., Холмогорова А.Б., Шариков С.В. О проблемах профессиональной подготовки специалистов социальной сферы для работы с уязвимыми категориями населения [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 2. С. 8–34. DOI: 10.17759/bppe.2020170201
Полный текст
1. Опыт применения профессиональных стандартов специальностей,
носящих межотраслевой характер, в социальной сфере
В соответствии с решением Совета при Правительстве Российской Федерации по попечительству в социальной сфере от 18.12.2012 г. 1, в период с 2013 по 2017 год были разработаны, утверждены и введены в действие профессиональные стандарты социальной сферы, предназначенные для работы с уязвимыми категориями граждан (см. Приложение 1).
Информационно-аналитическое сопровождение применения этой группы профессиональных стандартов, включающее выявление лучших региональных и муниципальных практик их применения, их актуализацию, а также мониторинг и анализ моделей межведомственного взаимодействия при оказании социальной поддержки и помощи гражданам, в рамках деятельности Совета выполняется секцией «Образование в интересах детей»[1] [2] совместно с организациями-разработчиками и общественной организацией «Федерация психологов образования России» (ФПОР).
В этом направлении Секцией организованы широкие профессионально-общественные обсуждения — семинары-вебинары, совещания экспертов, конференции и профессиональные форумы по применению профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы, в которых приняло участие более 20 000 человек из числа представителей органов государственной и муниципальной власти субъектов Российской Федерации, организаций социальной защиты населения и образовательных организаций и профессиональных сообществ.
В результате:
• выполнен анализ проблем и рисков внедрения, актуализации и применения межведомственных профессиональных стандартов;
• подготовлены рекомендации региональным органам государственной и муниципальной власти, руководителям организаций по применению профессиональных стандартов в 2017-2019 гг. в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации № 584 от 27 июня 2016 г.;
• определены условия и сформулированы приоритетные задачи актуализации и эффективного применения профессиональных стандартов;
• выявлены и обобщены эффективные практики работы с социально уязвимыми категориями населения на основе межведомственного взаимодействия в новых социальных условиях.
В связи с введением в действие Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» для части профессиональных стандартов[3] разработаны проекты актуализированных редакций, уточняющие:
• порядок квалифицированной помощи в рамках межведомственного взаимодействия при оказании услуг детям с ОВЗ, в том числе детям, находящимся на длительном лечении в медицинских организациях, детям-инвалидам;
• формы профессиональной ориентации, профессионального обучения и трудоустройства инвалидов;
• пути реализации программ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
• формы профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении, сопровождения семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации;
• меры комплексной реабилитации лиц, имеющих наркотическую зависимость, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача;
• вопросы предупреждения самовольных уходов детей из учреждений с круглосуточным пребыванием;
• направления профилактики суицидального поведения у безработных граждан и др.
В настоящее время утверждены актуализированные редакции профессиональных стандартов социальной сферы «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере», «Социальный работник», «Специалист по социальной работе», «Руководитель организации социального обслуживания»; проекты актуализированных профессиональных стандартов «Психолог в социальной сфере», «Специалист по работе с семьей» одобрены Советом по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения и проходят процедуру согласования в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации. При этом практика показала необходимость разработки новых профессиональных стандартов педагогической работы с разными категориями лиц (в том числе с ОВЗ и инвалидностью, детьми, находящимися на длительном лечении в медицинских стационарах и на дому, детьми, получающими паллиативную медицинскую помощь, хронически неуспевающими детьми, детьми в состоянии эмоциональной дезадаптации, детьми с риском психических расстройств, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации). Эта работа потребует специального обсуждения в системах образования, здравоохранения и социальной защиты.
На сегодняшний день проанализировано более 100 региональных практик работы с социально уязвимыми категориями детей и взрослых на основе межведомственного взаимодействия[4]: инвалидами и детьми-инвалидами, семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации; несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации и др.
В 2018 году при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации образованы пилотные площадки по организации применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в 30 субъектах РФ. По итогам проведения Всероссийского конкурса лучших психологопедагогических программ и технологий в образовательной среде в 2018 году подготовлен каталог, описывающий 59 лучших региональных практик реализации психолого-педагогических программ психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся, коррекционно-развивающей работы, психологической профилактики, просвещения и др. на основе междисциплинарного взаимодействия специалистов в системе образования и социальной сфере.
Опыт применения профессиональных стандартов в организациях социальной сферы остается предметом ежегодного анализа, который проводится с целью выявления и трансляции лучших практик внедрения профессиональных стандартов, решения задач развития профессионализма специалистов, работающих с социально уязвимыми категориями населения.
В 2019 году ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» совместно с ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Минтруда России и ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» продолжили работу по оценке, анализу и выявлению лучших практик работы в социальной сфере с учетом применения межведомственных профессиональных стандартов в рамках всероссийского мониторинга, вебинаров и профессиональных конкурсов. В ходе данных мероприятий рассматривались проблемы и условия применения профессиональных стандартов, опубликованы сборники материалов с описанием программ и технологий работы.
Результаты этой оценки и анализа учитывались:
• при формировании в субъектах Российской Федерации системы методической поддержки применения профессиональных стандартов с учетом лучших практик межведомственного взаимодействия;
• при определении потребности в профессиональной подготовке и дополнительном профессиональном образовании специалистов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;
• при определении образовательных организаций, которые осуществляют обучение работников по образовательным программам, учитывающим требования профессиональных стандартов социальной сферы, имеющих межведомственный характер;
• при разработке методических рекомендаций для руководителей органов управления образованием, органов исполнительной власти, осуществляющих государственную политику в социальной сфере, руководителей и администрации образовательных организаций и организаций социальной защиты населения по применению профессиональных стандартов;
• при обосновании требований создания реестра лучших практик работы с социально уязвимыми категориями населения на основе межведомственного взаимодействия (пп. 105, 128 и 129 Плана основных мероприятий Десятилетия детства).
По результатам проведенного в 2019 году опроса, в котором приняло участие около 7000 организаций из 82 субъектов Российской Федерации, проанализирован опыт межведомственного взаимодействия при предоставлении спектра социальных услуг гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании.
Выделены приоритетные меры, необходимые в области кадровой политики в социальной сфере. К ним следует отнести:
• повышение квалификации работников для решения актуальных задач социальной сферы с учетом запросов социально уязвимых категорий населения, лиц, попавших в трудные жизненные ситуации;
• построение прозрачной и объективно подтвержденной взаимосвязи между квалификацией работника (профессиональным уровнем, уровнем владения компетенциями, квалификационной категорией), качеством и результатами его профессиональной деятельности и оплатой труда;
• определение принципов построения карьеры, включая ее основные ступени, взаимосвязи между занятием соответствующей должности и требуемой для этого квалификацией.
Согласно результатам опроса, участие в межведомственном взаимодействии подтвердили организации здравоохранения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, центры социального обслуживания населения, уполномоченные органы в сфере опеки, попечительства и патронажа, территориальные органы МВД РФ, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, структуры муниципальных образований, учреждения в сфере спорта, культуры и молодежной политики, центры занятости и профориентации.
В то же время, результаты показали, что к участию в системе межведомственного взаимодействия в субъектах РФ в должной степени не привлекаются службы ранней помощи, социально-ориентированные некоммерческие организации, организации инвалидов и родителей детей с инвалидностью, реабилитационные центры, отделы записи актов гражданского состояния, территориальные подразделения Управления Федеральной миграционной службы (см. Приложение 3).
Основными проблемами, с которыми столкнулись организации в процессе межведомственного взаимодействия, стали: нарушение сроков предоставления информации; отсутствие единого информационного поля; сложность при обмене базами данных, дефицит компетенций; отсутствие верифицированной базы лучших практик работы; отсутствие заинтересованности в совместной деятельности у потенциальных партнеров / клиентов; отсутствие эффективных каналов медийной коммуникации и PR-сопровождения успешной профессиональной деятельности в социальной сфере, в том числе существенного улучшения социальных льгот и оплаты труда.
В целом результаты опросов и мониторинга свидетельствуют о необходимости совершенствования практики оказания реабилитационной, консультативной, дефектологической, психологической помощи и психолого-педагогического сопровождения, отражают запрос на введение регламентов по вопросам межведомственного взаимодействия с привлечением социально-ориентированных НКО, центров реабилитации и образования, служб ранней помощи в целях повышения эффективности социальной и социальнопсихологической помощи и поддержки уязвимых категорий детей и взрослых. Важным условием решения перечисленных вопросов является выявление на основе единых критериев оценки (в том числе на основе доказательного подхода) и тиражирование лучших социальных практик, формирование на этой базе реестра лучших управленческих и социальных практик, основанных на введении профессиональных стандартов специалистов социальной сферы (в соответствии с п.129 Плана мероприятий Десятилетия детства).
Важными ближайшими задачами в условиях быстро меняющейся социальной практики становятся разработка, оценка и апробация программ основного и дополнительного профессионального образования, программ оценки и развития квалификаций, согласованных с действующими профессиональными и образовательными стандартами, что позволит построить единое пространство получения и развития квалификаций на базе информационных, цифровых и дистанционных технологий, в том числе позволит осуществлять подготовку специалистов, способных эффективно работать в условиях новых вызовов и социальных рисков.
2. О профессиональной подготовке специалистов в соответствии
с требованиями межведомственных профессиональных стандартов
Специальным предметом рассмотрения секции «Образование в интересах детей» являются вопросы профессиональной подготовки и обучения специалистов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. В этом направлении ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России совместно с ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» выявлены и проанализированы особенности профессиональной подготовки кадров в соответствии с требованиями профессиональных стандартов работников социальной сферы, имеющих межведомственный характер.
Опыт реализации профессиональных стандартов работников социальной сферы показывает, что профессиональная подготовка специалистов, соответствующая требованиям этих профессиональных стандартов, должна быть ориентирована на такие области или сферы профессиональной деятельности выпускников, как образование, социальное обслуживание, физическая культура и спорт, здравоохранение и др. Однако в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования (УГСН) не представлены направления профессиональной подготовки, предусматривающие возможность разработки основных и примерных профессиональных образовательных программ высшего образования (ОПОП ВО) в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, имеющих межведомственный и межотраслевой характер.
Первой эффективной попыткой в этом направлении можно считать разработку в системе федерального учебно-методического объединения по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» примерных основных образовательных программ по профилю «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», а также проект ФГОС ВО «Социальная реабилитология и абилитология» и соответствующей примерной программы магистратуры[5].
По данным упомянутого выше мониторинга по изучению опыта межведомственного взаимодействия в социальной сфере в условиях применения профессиональных стандартов, проведенного в 2019 году, участники межведомственного взаимодействия констатируют[6], что организация системы профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования по образовательным программам не в полной мере учитывает требования профессиональных стандартов социальной сферы, имеющих межведомственный характер. Так, анализ данных мониторинга подтверждает, что в субъектах РФ имеется потребность в разработке и реализации:
• программ высшего образования (профессиональной подготовки) в соответствии с профессиональными стандартами «Психолог в социальной сфере», «Специалист по работе с семьей», «Специалист по социальной работе», «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере», «Педагог- психолог (психолог в сфере образования)»;
• программ дополнительного профессионального образования, в первую очередь, в соответствии с профессиональными стандартами «Психолог в социальной сфере», «Руководитель организации социального обслуживания», «Социальный работник», «Специалист по работе с семьей», «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере», «Специалист по социальной работе», «Педагог- психолог (психолог в сфере образования)».
Анализ опыта применения профессиональных стандартов работников социальной сферы позволяет констатировать следующее:
• отсутствуют или не определены направления подготовки (в рамках укрупненных групп специальностей и направлений подготовки), а также не актуализированы федеральные государственные образовательные стандарты подготовки работников социальной сферы, необходимые для разработки основных профессиональных образовательных программ в соответствии с требованиями профессиональных стандартов работников социальной сферы и с учетом межведомственного характера их профессиональной деятельности;
• отсутствует эффективная система дополнительного профессионального образования для работающих специалистов, направленная на привлечение в профессию лиц, мотивированных к деятельности в социальной сфере;
• отсутствует система допуска к профессиональной деятельности, направленная на объективную оценку и установление минимально допустимого уровня квалификации работников в соответствии с требованиями профессионального стандарта.
Первоочередными в этом направлении могут быть следующие задачи:
• разработка недостающих профессиональных стандартов с позиций активного диалога между разработчиками стандартов, образовательными организациями высшего образования и практиками;
• разработка и утверждение порядка финансирования (оплаты) дополнительного профессионального образования, согласованного с требованиями профильных профессиональных стандартов, работников организаций государственного сектора;
• разработка примерных основных образовательных программ в соответствии с требованиями профессиональных стандартов работников социальной сферы (в том числе имеющих межведомственный характер);
• формирование регионального реестра образовательных организаций, которые могут осуществлять обучение работников по образовательным программам, учитывающим требования профильных профессиональных стандартов;
• разработка нормативно-методических материалов для организаций государственного сектора, их учредителей, экспертов, научного сообщества, учреждений высшего и среднего профессионального образования в целях определения потребности регионов в кадрах и обучение (дополнительное профессиональное образование) по требуемым направлениям подготовки и специальностям с учетом требований профессиональных стандартов.
3. Проблемы профессиональной подготовки специалистов системы образования
для работы с уязвимыми категориями детей
На сегодняшний день в системе образования утверждены и действуют профессиональные стандарты:
• педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) — 2013 год;
• педагог-психолог (психолог в сфере образования) — 2015 год;
• педагог дополнительного образования детей и взрослых — 2018 год;
• специалист в области воспитания — 2017 год;
• педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования — 2015 год.
В то же время, имеющаяся практика показывает, что в штат специалистов образовательной организации, реализующей любой вариант адаптированной основной образовательной программы (АООП), должны входить дефектологи, в зависимости от контингента обучающихся (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), педагог-психолог, тьютор, ассистент, социальный педагог, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования, учитель-логопед[7].
При этом педагоги образовательной организации, в том числе реализующие программу коррекционной работы на ступени начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, должны иметь высшее образование по одному из вариантов специальностей и направлений подготовки:
а) «Специальное (дефектологическое) образование» по программам подготовки олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога, логопеда;
б) «Олигофренопедагогика», «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия»;
в) «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование» с обязательным прохождением профессиональной переподготовки по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».
Педагог-психолог в этих организациях также должен иметь высшее образование по одному из вариантов специальностей и направлений подготовки:
а) «Клиническая психология»;
б) «Педагогическое образование» по программам бакалавриата или магистратуры в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ;
в) «Специальное (дефектологическое) образование» по программам бакалавриата или магистратуры в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ;
г) «Психолого-педагогическое образование», «Психология» по программам бакалавриата или магистратуры в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ;
Необходимо отметить, что до настоящего времени не разработан отдельный профессиональный стандарт для работника системы специального и инклюзивного образования — специалиста в сфере коррекционной педагогики, хотя попытки включить в уже действующие стандарты необходимые компетенции и знания об особенностях развития таких детей предпринимались. Так, в 2017 году в профессиональные стандарты педагогических работников, согласно письму Минтруда, внесены поправки в части компетенций по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС). В профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 г. № 10н, включена формулировка «Реализовывать адаптированную образовательную программу обучающегося с ОВЗ и инвалидностью, включая РАС, с применением современных поведенческих методов». В профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 613н, внесена формулировка «Использование современных вариативных методов и приемов, основанных на развивающем, деятельностном и поведенческом подходах, для организации деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с расстройствами аутистического спектра, при освоении дополнительных общеобразовательных программ». В 2016 году опубликован проект приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог-дефектолог (учитель- логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)”» (подготовлен Минтрудом России 15.09.2016). Однако этот профессиональный стандарт, который должен стать опорным при организации подготовки педагогических кадров с учетом введенного ФГОС для обучающихся с ОВЗ, не принят[8].
Практика, однако, не стоит на месте. В настоящее время в России 128 вузов осуществляют подготовку по специальности 44.03.03. «Специальное (дефектологическое) образование». С 2019 года педагогические вузы работают по ФГОС 3++. По причине отсутствия профессионального стандарта коррекционного педагога подготовка дефектологов всех профилей ведется в настоящее время по профессиональным стандартам педагога, педагога-психолога, педагога дополнительного образования. Нет и соответствующей примерной основной образовательной программы. Вследствие этого из учебных планов подготовки в высшей школе исчезли часы, отведенные на овладение специальными коррекционными технологиями и подходами, не определена доля учебных часов на приобретение клинических знаний будущих специалистов по работе с детьми с инвалидностью и ОВЗ как в условиях отдельной образовательной организации, так и в условиях инклюзивной школы.
Международная статистика свидетельствует о стойкой тенденции к росту психических расстройств среди детей и подростков. Согласно результатам исследования Института мозга РАН, проблемы с психическим здоровьем имеют 15% детей, 25% подростков и до 40% молодых людей призывного возраста. По данным западных исследований, почти 30% выпускников страдают от симптомов депрессии, что в три раза выше, чем в общей популяции. По данным ВОЗ, около половины психических расстройств начинаются в возрасте до 14 лет; дети и подростки с нарушениями психического здоровья составляют примерно 20% от общей численности детско-подросткового населения. Около 75% взрослых с психическими расстройствами имели выраженные признаки болезни уже в возрасте до 18 лет[9].
По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, ежегодно специализированная медицинская помощь в медицинских стационарах оказывается 6 млн. детей, из них 250 тысяч находятся в медицинской организации длительно (более 21 дня). По данным Союза педиатров России, около 9 млн. детей в России имеют хронические заболевания. Минздравом России определены 60 видов наиболее часто встречающихся заболеваний или состояний, требующих длительного лечения детей. Ситуация длительного лечения не позволяет детям посещать образовательную организацию по месту жительства обучающихся. Многие из них могут и хотят учиться. Причем обучение и воспитание всех без исключения детей являются источниками развития психических функций, регуляторами физиологических и психологических процессов. Для детей, нуждающихся в длительном лечении и получающих общее образование в медицинских организациях и на дому, должны быть созданы все необходимые условия для получения качественного и доступного образования. Объединение медицинских и педагогических технологий в процессе восстановления здоровья представляет собой реальную реализацию комплексного взгляда на реабилитацию. С 2014 года специалисты ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» участвуют в реализации проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» и в работе Межведомственной рабочей группы по практическому решению проблем обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях, организационно-техническое обеспечение деятельности которой осуществляет Мин- просвещения России. В рамках проекта «УчимЗнаем» разработана модель госпитальной школы в медицинских стационарах, обеспечено ее внедрение на флагманской площадке проекта в Москве (ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева» Минздрава России, ряд других федеральных медицинских центров, детский хоспис «Дом с маяком») и к 2020 году созданы проектные площадки — госпитальные школы в республиканских, краевых и областных детских больницах и онкологических диспансерах в 34 субъектах РФ. По результатам работы Межведомственной рабочей группы в ноябре 2019 года Минпросвещения России и Минздравом России были утверждены и направлены в субъекты РФ «Методические рекомендации об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации». В программах магистратуры ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» и других педагогических вузов была актуализирована тематика обучения детей, находящихся на длительном лечении, с реализацией практического модуля на флагманской площадке проекта «УчимЗнаем» в Москве. В период с 2018 по 2020 год Проектным офисом «УчимЗнаем» и ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» были проведены 30 специализированных всероссийских вебинаров по актуализации лучших практик госпитальной педагогики и профессиональной деятельности учителя, тьютора, педагога-психолога, социального педагога и других специалистов госпитальных школ. Вместе с этим, работа по данному направлению должна быть продолжена на основе междисциплинарного и межведомственного подхода в социальной сфере.
В настоящее время, по данным Минпросвещения России, в Российской Федерации более 1,15 млн. детей с ОВЗ и более 670 тыс. детей с инвалидностью. С учетом потребностей этого контингента в Минпросвещения России разработана Стратегия образования обучающихся с ОВЗ до 2030 года, где обозначены основные задачи по реализации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и развитию инклюзивного образования. Разработана Концепция развития ранней помощи на период до 2020 года во всех субъектах Российской Федерации, создаются межведомственные службы ранней помощи. Общее количество обращений в службы в 2019 году составило более 263 тысяч, что на 60% больше, чем в 2018 году, и почти в 3 раза больше, чем в 2017 году (данные Минпросвещения России).
В аналитической части Стратегии образования обучающихся с ОВЗ до 2030 года показано, что в 2019 году обучение и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в общеобразовательных организациях осуществляли 70 507 педагогических работников и специалистов: 4 828 учителей-дефектологов, 15 523 учителя-логопеда, 26 767 педагогов-психологов, 18 563 социальных педагога, 4 129 тьюторов и 697 ассистентов (помощников). При этом установлено, что потребность в квалифицированных кадрах дефектологического профиля в 2019 году составляла 34 669 специалистов.
Данные свидетельствуют также о ежегодном увеличении приема на программы профессионального образования лиц с инвалидностью. Так, численность обучающихся в профессиональных образовательных организациях составила в 2019/20 уч. году 27 122 человек, что на 9,5% больше, чем в 2018/19 уч. году; в образовательных организациях высшего образования — 25 252 человека. Очевидно, что эффективная работа с этими учащимися возможна только за счет высококвалифицированных специалистов.
Следует отметить, что в 2018 году в Минобрнауки России и Минпросвещения России организована рабочая группа по модернизации дефектологического образования и разработан образовательный модуль «Дефектология» для введения его в программы подготовки учителей. Однако, такая временная мера не может обеспечить необходимый уровень квалификации педагогических работников для обеспечения особых образовательных потребностей обучающихся, особенно в условиях расширяющейся инклюзивной образовательной практики.
Проблемы профессиональной готовности педагогических работников для системы образования обучающихся с ОВЗ и возможные пути их решения специально рассматривались в совместном проекте «Модель инновационной реабилитационно-образовательной среды: пространство возможностей»[10], выполняемом Федерацией психологов образования России и Центром реабилитации и образования № 7 г. Москвы.
В рамках проекта учреждениями 11 субъектов Российской Федерации, профессионально пользующимися технологиями и методами социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, были описаны лучшие практики из опыта своей работы. В 2020 году была проведена экспертная оценка 32 представленных социальных практик, которые показали свою эффективность в учреждениях по оказанию реабилитационных и образовательных услуг детям с ОВЗ (в том числе, детям со статусом «ребенок- инвалид»). Анализ такого типа практик позволил выделить основные проблемы работы с детьми с ограниченными возможностями, наметить некоторые пути их решения.
Так, согласно результатам проекта, было установлено следующее.
1. Недостаточная сформированность профессиональных компетенций молодых специалистов (выпускников вузов).
Современное педагогическое образование трансформируется и модернизируется, однако в должной мере не представлено взаимодействие с работодателями при разработке образовательных программ, где учитывался бы конкретный запрос отрасли, а также те компетенции, которые должны иметь не только универсальный, но и узкоспециальный характер.
Решению данной проблемы будут способствовать:
• разработка вариативной части учебных планов образовательных программ для будущих педагогических работников с обязательным привлечением работодателей с отработкой профессиональных компетенций на практике;
• развитие института стажировочных / опытно-экспериментальных площадок на базе лучших образовательных организаций с проведением аудиторных занятий на их базе.
2. Неудовлетворительный уровень сформированности гибких компетенций (soft skills): работа в команде, стрессоустойчивость, многозадачность, социальный и эмоциональный интеллект.
Согласно результатам проекта, педагогический процесс сталкивается с определенными сложностями, связанными с качеством формирования гибких компетенций, которые развиваются по преимуществу в условиях практической деятельности.
Решению данной проблемы будут способствовать:
• построение системной педагогической работы через приоритеты личности обучающегося, педагога, семьи, что возможно на основе применения образовательных технологий коммуникативноличностной направленности;
• реализация педагогических задач через применение проектной методики с учетом принципов дифференциации и индивидуализации при работе с детьми и подростками с ОВЗ;
• применение кроссдисциплинарного и междисциплинарного подходов в системе менеджмента образования при формировании навыков работы в команде;
• создание постоянно действующей службы профессиональной супервизии (наставничества) на рабочем месте.
3. Трудности в создании и организации многофункциональной коммуникативно-социальной учебной среды для детей с ограничением жизнедеятельности.
Решению данной проблемы будут способствовать:
• развитие службы методического сопровождения молодых специалистов на базе педагогических вузов и колледжей (практика, краткосрочные стажировки и др.);
• разработка и реализация педагогических технологий, направленных на развитие социальных компетенций обучающихся в учебной и — главное — внеучебной деятельности, актуализация дополнительного образования;
• создание консультационной службы для взаимодействия с родителями (законными представителями).
4. Низкая степень интеграции процессов учебной и внеучебной деятельности (низкий уровень владения воспитательными технологиями и прикладными основами педагогики и психологии, прежде всего возрастной психологии и коррекционной педагогики).
Для категории детей и подростков, которые испытывают трудности в обучении и не могут с ними справиться самостоятельно, а также не получают индивидуальную помощь, существует опасность обретения хронической неуспеваемости, препятствующей дальнейшему профессиональному обучению и трудоустройству, а также риск развития психических расстройств, социальной дезадаптации, психологических отклонений.
Решению этой проблемы будет способствовать подготовка методических рекомендаций для разработки обязательной «дорожной карты» организации и индивидуальной образовательной маршрутизации в работе с обучающимися во внеучебное время (с участием семьи), а также проработка программы воспитательной работы с личностью и группой.
5. Низкие ИКТ-компетенции педагогических работников.
В ходе исследования установлено, что молодые специалисты в полной мере не владеют современными технологиями развития электронной образовательной среды, а также техниками blended learning.
Решению данной проблемы будут способствовать:
• обязательная оснащенность профессиональных образовательных организаций современными техническими средствами обучения;
• применение образовательных электронных платформ для отработки навыков организации самостоятельной работы;
• нахождение компромисса между здоровьесберегающим подходом и компьютерными образовательными технологиями с четким расчетом времени работы с гаджетами и различными видами активности.
В целом результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что с учетом вызовов и рисков новой социальной ситуации принципиально важно обеспечить современный уровень подготовки и повышения квалификации специалистов социальной сферы для работы с уязвимыми категориями детей и взрослых — они должны владеть современными технологиями взаимодействия в рамках междисциплинарных команд, уметь работать с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в различных образовательных условиях (специальных, инклюзивных, дистанционных и др.), уметь применять лучшие социальные практики в процессе обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Отдельно необходимо выделить проблему психологического и экономического бремени семей, члены которых страдают тем или иным серьезным заболеванием: современные исследования показывают, что все родственники, ухаживающие за тяжелобольными, испытывают либо депрессивные симптомы разной степени тяжести, либо психосоматические реакции на хронический стресс. Наиболее высокие показатели семейного бремени отмечаются в семьях детей с психическими расстройствами, а также с различными жизнеугрожающими заболеваниями. Расходы на лечение многих заболеваний не оправдывают себя без психологического сопровождения пациентов и их семей, а также мероприятий по психо-социальной реабилитации[11].
4. Требования к подготовке специалистов социальной сферы для работы
в условиях новой социальной ситуации: опыт пандемии коронавируса
В соответствии с предложениями членов Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере (далее Совет) от 20.04.2020 г.[12], секция «Образование в интересах детей» Совета совместно с общественной организацией «Федерация психологов образования России», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» при поддержке Минпросвещения России, ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений», а также ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Минтруда России осуществили ряд мероприятий, направленных на оказание экспертно-методической поддержки педагогическим работникам и специалистам социальной сферы по вопросам предоставления психологической и психолого-педагогической помощи детям и взрослым, воспитывающим детей, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.
Для этих целей были организованы и проведены следующие мероприятия:
• модернизация службы дистанционного психологического консультирования (телефон доверия, центры психологической помощи и др.);
• адресная организация волонтерской работы;
• разработка и применение новых информационных технологий и сетевая организация удаленной помощи на базе профессиональных общественных организаций (аналитические и методические обучающие вебинары, мастер-классы и дистанционные курсы и др.).
В период с апреля по июнь 2020 года с опорой на эти ресурсы проведены:
• более 2000 психологических консультаций, связанных с тревогой, страхами, растерянностью детей и их родителей из-за распространения коронавируса, средствами Детского телефона доверия МГППУ (8-800-2000-122);
• дистанционная профессиональная консультация специалистов системы образования и социальной сферы на сайте Федерации психологов образования России https://www.rospsy.ru;
• регулярные всероссийские вебинары для специалистов системы образования и социальной сферы в соответствии с планом-графиком совместных всероссийских вебинаров по вопросам развития региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере в 2020 году, в которых приняло участие более 15 000 человек (Приложение 5);
• анализ основных затруднений у участников образовательного процесса, вызванных условиями дистанционного режима обучения, и психологических эффектов самоизоляции по итогам проведения всероссийских вебинаров для специалистов системы образования и социальной сферы;
• организация работы цифровой платформы «Волонтеры-психологи» на сайте ФПОР https://www.rospsy.ru.
4.1. Психологическая помощь семьям с детьми в условиях карантина
(на основе Детского телефона доверия МГППУ 8-800-2000-122)
Анализ запросов детей и их родителей на проведение дистанционных психологических консультаций, поступивших на Детский телефон доверия МГППУ, свидетельствует об изменении динамики переживаний эмоциональных состояний у данных категорий граждан по сравнению с аналогичными периодами 20102019 гг. Согласно результатам этого анализа, несовершеннолетние обучающиеся, их родители, а также педагогические работники столкнулись с рядом трудностей, связанных с адаптацией к новым условиям жизни, формам обучения, межличностного общения. В частности, среди детской и подростковой аудитории резко увеличилось число переживаний, связанных с недостатком личного общения со сверстниками и взрослыми; аффективные (агрессивные) проявления по отношению к родителям, близким; депрессивные состояния с жалобами на нарушение сна, скуку, тоску, перепады настроения, утрату жизненных смыслов.
Родители детей в период пандемии нуждались в психологической поддержке в связи с резким усилением тревожных состояний, эмоциональной нестабильностью, усталостью, раздражением, конфликтностью по отношению к членам семьи.
Анализ показал, что запросы на психологическую помощь в период пандемии, поступившие от детей и подростков, вызваны обострившимися внутрисемейными конфликтами (с родителями, сиблингами); переживанием депрессивных состояний (нехватка друзей / занятий, одиночество); а также эмоциональными перегрузками, связанными с режимом дистанционного обучения.
Выявленные факты указывают на необходимость специальной профессиональной и методической подготовки педагогических работников, а также специалистов социальной сферы, оказывающих реабилитационную, консультативную, дефектологическую, социальную, психологическую помощь. Причем в данном случае речь идет преимущественно о психолого-педагогическом сопровождении адаптивного обыденного поведения в части, касающейся:
• планирования распорядка дня и организации различных видов деятельности (при режиме дистанционного обучения), регуляции режима сна и бодрствования, помощи в понимании особенностей взаимодействия членов семьи и ближайшего социального окружения в условиях самоизоляции и определенной напряженности, вызванной социально-экономическими условиями, совершенствования умений и навыков разрешения конфликтных и напряженных ситуаций в социальном взаимодействии, навыков саморегуляции, техник самопомощи;
• содействия обращениям за психологической помощью в целом, безотносительно пандемии и самоизоляции, что до настоящего времени является неприемлемым для значительной части населения, в том числе по причине стигматизации и самостигматизации, неоправданных страхов о влиянии факта обращения к психологу на благополучие в социальной сфере, в учебной, трудовой деятельности, непонимания содержания работы психолога и искаженных представлений о целях и задачах психологической помощи.
Психолого-педагогическая работа в таких ситуациях должна также предусматривать:
• применение форм и методов экстренной и кризисной психологической помощи (в том числе, в дистанционном формате) с целью быстрого снижения возможных негативных эффектов (паники, слухов, агрессивных проявлений);
• психологическое консультирование родителей и членов семьи обучающегося, в том числе направленное на развитие умений справляться с изменившимися условиями жизни;
• информирование о консультативной психологической помощи, оказываемой анонимно (в том числе, с использованием телефона доверия);
• оказание помощи в развитии саморегуляции, способности справляться со стрессовыми ситуациями и трудностями (разные возрастные, целевые группы);
• организацию в дистанционной форме групп взаимоподдержки для семей с детьми, обучение возможностям выхода из состояния дискомфорта, повышение стрессоустойчивости в домашних условиях, коммуникативной культуры в семье, помощь в преодолении коммуникативных дисфункций в семье.
Нахождение обучающихся вне образовательного учреждения должно предусматривать индивидуальную работу с семьями по удержанию несовершеннолетних в поле зрения педагогических работников и предупреждению возникновения у несовершеннолетних групп риска социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения (употребление ПАВ, агрессивное и аутоагрессивное поведение, депрессивные состояния, попадание под влияние деструктивных сообществ (посредством сети интернет), рискованное поведение и пр.). Данные компетенции должны войти в программы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с уязвимыми категориями детей и взрослых.
Работа с обращениями населения за помощью и консультациями (включая «Детский телефон доверия» и сайт ФПОР) также показала, что в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации запрос на получение реабилитационной, консультативной, дефектологической, социальной, психологической помощи и психолого-педагогического сопровождения особенно возрос у семей с детьми с особыми образовательными потребностями и уязвимыми категориями детей. Наиболее точно об этом свидетельствуют результаты соцопроса, в котором приняли участие 303 человека из 100 городов, деревень и поселков со всей России[13].
По данным этого исследования, большинство учителей, психологов и родителей считает, что детям с инвалидностью гораздо сложнее обучаться дистанционно, чем детям без нее. Основная проблема — отсутствие у этих детей доступа к реабилитации и дополнительному образованию (такую проблему обозначили 57% участников). У детей нет специальных учебных материалов, которые отвечают потребностям ребенка с инвалидностью. Не хватает учебников и художественной литературы, напечатанных шрифтом Брайля (81%), речевых коммуникаторов (87%), видеоматериалов с субтитрами (89%). Но хуже всего ситуация обстоит с экранными считывающими устройствами (91%) и помощью тьюторов и ассистентов (об ее отсутствии сообщили 92%).
Как показали результаты опроса родителей и педагогов хуже других оценивают ситуацию незрячие дети, а также дети с проблемами эмоционально-волевого характера. Большинство опрошенных говорит о том, что дети с инвалидностью на карантине стали тратить на учебу больше времени (62%). Причем некоторые указали, что у ребенка в новых условиях на учебу уходит все свободное время (к сожалению, это не привело к повышению качества усвоения материала — большинство родителей и педагогов сказали, что на дистанционном обучении успеваемость детей только ухудшилась).
В психологической поддержке нуждаются сами родители (85% опрошенных). Им не хватает знаний о методах обучения своих детей. Каждый пятый родитель также указал, что в период карантина ему не хватало информации о своих правах в сфере образования.
По мнению учителей и родителей, целесообразно увеличить количество педагогов, психологов, тьюторов и помощников, сформировать действующие междисциплинарные команды, способные работать с проблемами детей, и прежде всего — детей с особыми образовательными потребностями. Это, в свою очередь, требует адресной подготовки действующих и новых специалистов.
4.2 Дистанционное психологическое консультирование и поддержка несовершеннолетних
и их родителей в условиях дистанционного обучения
Согласно прогнозам отечественных и зарубежных специалистов, ожидается значительный рост потребности в психологической помощи как из-за последствий пандемии и самоизоляции в первом полугодии 2020 года, так и в связи с возможностью второй волны инфицирования[14]. О вспышке коронавируса, которая может быть чревата серьезным глобальным кризисом психического здоровья, предупреждает Организация объединенных наций (ООН), призывая к срочным действиям по преодолению негативных последствий, вызванных пандемией. «Даже когда пандемия будет взята под контроль, горе, тревога и депрессия будут продолжать влиять на людей и общество», — предупредил генеральный секретарь ООН А. Гутерриш[15]. По мнению Д. Кестель, главы Департамента психического здоровья Всемирной организации здравоохранения, ряд национальных исследований показывает, что психические расстройства быстро нарастают по сравнению с периодом до пандемии (например, распространенность психических расстройств во время кризиса достигала 60% в Иране и 45% в США). Наиболее уязвимые категории — пожилые, дети, люди с ограниченными возможностями здоровья, люди, проживающие в социальных учреждениях, и пр.
Текущая ситуация пандемии и самоизоляции в связи с COVID-19 актуализирует вопросы, связанные с развитием цифровых технологий как в области дистанционного обучения, так и в области психологического консультирования, поддержки специалистов, осуществляющих педагогическую деятельность в условиях дистанционного режима, а также обучающихся и их родителей.
В период пандемии специалисты системы образования и социальной сферы широко использовали новые для них дистанционные формы работы для решения задачи психологической поддержки и сопровождения субъектов образовательной среды: детей, родителей, педагогов. Практика в полной мере показала высокий уровень востребованности психологической помощи, применяемой в дистанционном формате в период пандемии, самоизоляции, а также в посткарантинный период.
Согласно данным проведенного подразделениями ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» в мае 2020 года исследования отношения к онлайн-консультированию, в котором приняло участие около 300 специалистов системы образования и социальной сферы из всех субъектов Российской Федерации, отмечается резкое увеличение объема онлайн-консультирования: от 8% всего объема консультаций до пандемии к 66% в период пандемии. При этом значительная часть опрошенных не наблюдает значительных различий в эффективности (42%) и качестве контакта (54%).
Вместе с тем, как уже отмечалось, для большинства педагогов-психологов, работающих в дистанционном режиме, необходимо повышение квалификации и специальная супервизорская и методическая поддержка.
Так, по оценке специалистов, остро ощущается нехватка методического инструментария для осуществления психологического консультирования, психологической поддержки обучающихся, их родителей в дистанционном режиме. При этом особенно остро стоит вопрос определения единых форматов (стандартов) применения дистанционной формы работы в системе образования (в том числе с учетом особенностей оказания экстренной помощи в период агрессивных вспышек у подростков во время дистанционного обучения; эффективной профилактики кризисных состояний у несовершеннолетних в дистанционном режиме обучения). Необходима также разработка нормативно-методической базы с учетом этических особенностей онлайн-консультирования, в том числе в сельских поселениях; модернизация инструментария для осуществления дистанционной помощи обучающимся и их семьям, оказавшимся в кризисной ситуации, для работы с родителями в ситуации категорического отказа взаимодействовать со школой, принимать задания для ребенка; разработка технологий и методов психологической помощи замещающим семьям, находящимся в кризисных ситуациях, а также детям «группы риска» и их семьям; техник психологической помощи в условиях самоизоляции и карантина при тревожности, чувстве одиночества, страха за дальнейшую жизнь, психосоматических панических атаках, агрессии и пр.
Основными проблемами, заявленными педагогами, педагогами-психологами, социальными педагогами, представителями администраций образовательных организаций в части, касающейся психологического сопровождения их деятельности, являются[16]:
• необходимость консультационной и методической электронной площадки для педагогических работников и специалистов организаций социальной сферы;
• методические рекомендации в целях осуществления психолого-педагогической поддержки обучающихся, родителей (законных представителей), педагогических работников при переходе на дистанционный режим обучения;
• выявление возможных патологических проявлений кризисных состояний во время дистанционного консультирования и разграничение ответственности педагога-психолога и других специалистов;
• алгоритм действий педагога-психолога в случае необходимости адресной экстренной психологической помощи субъектам образовательной среды;
• особенности взаимодействия педагога-психолога с педагогическим составом во время самоизоляции;
• алгоритм действий специалиста в работе с семьей, испытывающей трудности при дистанционном обучении (в том числе особенности работы с детьми дошкольного возраста в период карантина, методы оказания помощи ребенку, способствующие его развитию; организация коррекционных занятий с обучающимися по АООП; проведение воспитательной работы с детьми с ОВЗ и пр.);
• организация сопровождения волонтеров-психологов, оказывающих дистанционную психологопедагогическую помощь семьям с детьми;
• работа с особыми категориями детей в условиях дистанционного режима обучения (в том числе психологическая помощь обучающимся в условиях карантина при тревожности, чувстве одиночества, страха за дальнейшую жизнь, психосоматических панических атаках, агрессии; проведение профилактической работы с детьми группы риска дистанционно; возможности оказания коррекционной и консультативной помощи детям с аутоагрессивным поведением в условиях самоизоляции; возможности проведения групповых занятий с учащимися группы риска в дистанционном режиме и пр.).
Таким образом, накопленный опыт подтверждает, что потребность специалистов системы образования в информационно-методической, ресурсной поддержке при осуществлении дистанционного психологического консультирования, поддержки несовершеннолетних, их родителей в условиях дистанционного обучения крайне высока. При этом острый запрос на методическую и информационно-аналитическую поддержку может быть решен путем создания ресурсного центра для специалистов, осуществляющего дистанционное психологическое консультирование и поддержку несовершеннолетних и их родителей в условиях дистанционного обучения[17].
Основными задачами такого центра должны стать:
проведение мероприятий, направленных на повышение эффективности психологического сопровождения в системе образования и социальной сфере в условиях дистанционного режима обучения;
проведение мероприятий, направленных на совершенствование компетенций специалистов системы образования в области оказания психолого-педагогической помощи:
а) учащимся, испытывающим трудности в обучении, социально-психологической адаптации;
б) родителям в развитии детей, создании отношений сотрудничества между детьми и взрослыми, укреплении отношений внутри семьи;
в) детям, их родителям, членам семей, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации, новой социальной ситуации;
проведение онлайн-мероприятий информационного и просветительского характера для педагогов, обучающихся, их родителей (с целью повышения психологической грамотности в области совершенствования умений и навыков разрешения конфликтных ситуаций в социальном взаимодействии, навыков саморегуляции, техник самопомощи в условиях ограничений (карантина));
подготовка информационно-аналитических, методических материалов для специалистов, осуществляющих дистанционное психологическое консультирование и поддержку обучающихся, их родителей, по предупреждению возникновения у несовершеннолетних социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения (употребление ПАВ, агрессивное и аутоагрессивное поведение, депрессивные состояния, попадание под влияние деструктивных сообществ (в том числе посредством сети интернет), рискованное поведение и пр.);
онлайн-консультирование, супервизорское сопровождение специалистов, осуществляющих дистанционное психологическое консультирование и поддержку обучающихся, их родителей по психологическим проблемам обучения в условиях карантина[18].
4.3 Сетевая и волонтерская работа через сайт Федерации психологов образования России
В условиях дистанционного режима обучения и временной изоляции семей принципиальное значение приобрела организация системной поддержки, предусматривающей психолого-педагогическую помощь учителям, учащимся в преодолении учебных трудностей, родителям — в развитии детей, создании отношений сотрудничества между детьми и взрослыми, укреплении отношений внутри семьи. С этой целью особую роль в период пандемии имела организация волонтерской работы:
• формировались команды волонтеров на цифровой платформе «Волонтеры-психологи» https://www.rospsy.ru/volonteer/ для организации дистанционной психолого-педагогической помощи семьям с детьми: психолого-педагогической помощи учителям, детям и родителям в преодолении трудностей обучения в условиях карантина; проведения онлайн-мероприятий просветительского и профилактического характера для детей и подростков;
• обеспечивалась экспертно-методическая и организационная поддержка участия волонтеров во Всероссийской акции взаимопомощи «Мы вместе» (https://new.dobro.ru/) по оказанию психологической помощи гражданам пожилого возраста;
• при участии волонтеров осуществлялась экспертно-методическая поддержка специалистам системы образования и социальной сферы по психологическим проблемам обучения в условиях карантина; проблемам психологической поддержки социально уязвимых категорий граждан (открыт прием обращений к экспертам и волонтерам на цифровой платформе профессиональной помощи);
• подготовлены разъяснения для волонтеров, специалистов системы образования и социальной сферы, работающих с проблемами социально уязвимых категорий населения (прием обращений волонтеров и специалистов осуществляется на цифровой платформе профессиональной помощи https://www.rospsy.ru/help);
• проводились онлайн-мероприятия для студентов, посвященные развитию личностных ресурсов в области преодоления стрессовых ситуаций и умения эффективно справляться с трудными жизненными ситуациями, в рамках Молодежного просветительского проекта Федерации психологов образования России «Студент+», направленного на профилактику незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в студенческой среде.
5. Приоритетные задачи совершенствования системы профессиональной подготовки
специалистов социальной сферы для работы с уязвимыми категориями населения
Полученные новые данные свидетельствуют о том, что возникающие у уязвимых категорий населения проблемы имеют, по преимуществу, комплексный характер и требуют адресного сопровождения, основанного на междисциплинарном взаимодействии (Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»). Такое сопровождение основано на согласованном взаимодействии специалистов разного профиля: оказываемая помощь не может быть «суммой» отдельно оказываемых услуг, а должна носить комплементарный характер — работающие специалисты должны понимать пределы и уровень вмешательства каждого и уметь совместно работать в мультидисциплинарной команде. Способы предоставления конкретной помощи отрабатываются специалистами разных ведомств совместно и при взаимном использовании общих ресурсов[19].
Очевидно, что формирование междисциплинарных компетенций специалистов, позволяющих им успешно работать в командах и оказывать необходимую помощь уязвимым категориям населения, — это принципиально новая стратегическая задача профессиональной подготовки работников социальной сферы. Ее решение, как показывает опыт работы ряда университетов и социально ориентированных НКО, в значительной мере достигается за счет освоения студентами в процессе профессиональной подготовки метода выявления, оценки и тиражирования лучших социальных практик на основе принципа доказательности («доказательный подход»).
Для того чтобы принцип доказательности был освоен на должном уровне, необходимо уже в процессе обучения вовлекать студентов в проекты, моделирующие эмпирические исследования эффективности практик, и создавать условия для применения полученных результатов в практической работе при оказании помощи тем, кто в этом нуждается. Важно, что доказательная практика включает в себя значительный элемент критического мышления и творчества и не сводится к набору установленных правил. Последнее достигается за счет правильного баланса дисциплин, знакомящих будущих специалистов-практиков с основами исследовательской деятельности, и дисциплин, нацеленных на тренировку навыков принятия решений.
Для организации подготовки и повышения квалификации специалистов социальной сферы на основе практик с доказанной эффективностью необходимо обосновать и разработать модель такой подготовки, включающую в себя формирование межвузовского банка обучающих социальных, в том числе образовательных, практик с доказанной эффективностью, и предусмотреть освоение доказательного подхода в процессе учебной практики («в поле») под наблюдением супервизора.
В целом проведенный анализ проблем профессиональной подготовки специалистов социальной сферы, обеспечивающих работу с социально уязвимыми группами населения, накопленный опыт работы таких специалистов в новой социальной ситуации, обусловленной распространением коронавирусной инфекции, а также результаты многочисленных отечественных и зарубежных исследований проблем и трудностей, с которыми сталкиваются специалисты, оказывая необходимую помощь сложным категориям детей и взрослых, определяют приоритетные задачи, от решения которых в настоящее время зависит совершенствование национальной системы профессиональной подготовки кадров, владеющих межпрофессиональными компетенциями, необходимыми для работы с уязвимыми категориями населения.
К ним относятся:
• определение и разработка недостающих профессиональных стандартов специалистов социальной сферы с позиций активного диалога между разработчиками стандартов, образовательными организациями высшего образования, социально ориентированными НКО и практиками (в том числе, межведомственных и межотраслевых стандартов);
• актуализация существующих профессиональных стандартов в соответствии с изменениями в государственной политике и законодательстве Российской Федерации (в том числе, межведомственных и межотраслевых стандартов);
• разработка межведомственных и междисциплинарных протоколов оказания услуг как приложения к профессиональным стандартам;
• разработка примерных основных образовательных программ в соответствии с требованиями профессиональных стандартов работников социальной сферы (в том числе, имеющих межведомственный и межотраслевой характер);
• разработка программ дополнительного профессионального образования, отвечающих требованиям межведомственных профессиональных стандартов «Психолог в социальной сфере», «Руководитель организации социального обслуживания», «Социальный работник», «Специалист по социальной работе», «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере», «Специалист по работе с семьей», «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних»;
• анализ потребностей регионов в кадрах и формирование запроса на обучение специалистов (дополнительное профессиональное образование) по востребованным направлениям подготовки и специальностям с учетом требований профессиональных стандартов;
• развитие эффективной системы дополнительного профессионального образования для работающих специалистов, обусловленное новой социальной ситуацией и требованиями к работе с уязвимыми категориями населения; привлечение в профессию лиц, мотивированных к деятельности в социальной сфере, включая систему допуска к профессиональной деятельности, обеспечивающую объективную оценку и установление минимально допустимого уровня квалификации работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, а также наличия у них требуемых межпрофессиональных компетенций;
• анализ, выявление и оценка лучших педагогических технологий (лучших практик), обеспечивающих формирование межпрофессиональных компетенций обучающихся, необходимых для эффективного взаимодействия при работе с социально уязвимыми категориями населения, включение этих практик в систему профессиональной подготовки специалистов;
• формирование регионального реестра образовательных организаций, которые могут осуществлять обучение работников по образовательным программам, учитывающим требования профильных профессиональных стандартов (в том числе, имеющих межведомственный и межотраслевой характер);
• разработка и утверждение порядка финансирования (оплаты) дополнительного профессионального образования работников организаций государственного сектора, согласованного с требованиями профильных профессиональных стандартов;
• развитие службы методического сопровождения молодых специалистов на базе педагогических вузов и колледжей (практика, краткосрочные стажировки и др.);
• организация цифровой платформы профессиональной помощи, которая должна быть направлена на подготовку волонтеров и специалистов к оказанию адресной, в том числе дистанционной, психологопедагогической и социальной помощи семьям;
• оказание методической и информационной помощи специалистам при осуществлении дистанционного психологического консультирования, поддержки несовершеннолетних, их родителей в условиях дистанционного обучения.
Решение указанных задач станет основой для формирования и развития у обучающихся межпрофессиональных компетенций, позволит готовить специалистов для работы в социальной сфере, способных эффективно действовать и работать в междисциплинарных командах, широко применять лучшие социальные практики, которые доказали свою эффективность и востребованы при работе с проблемами уязвимых категорий населения, прежде всего при работе с проблемами детей и детства в целом[20].
Приложение 1.
Перечень профессиональных стандартов специальностей социальной сферы,
носящих межотраслевой характер
№ п/п |
Код профессионального стандарта |
Наименование области профессиональной деятельности. Наименование профессионального стандарта |
03 Социальное обслуживание |
||
1. |
03.007 |
Профессиональный стандарт «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 июня 2020 г. № 352н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июля 2020 г. регистрационный № 59010) |
2. |
03.009 |
Профессиональный стандарт «Специалист по работе с семьей», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 683н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2013 г. регистрационный № 30849) |
3. |
03.008 |
Профессиональный стандарт «Психолог в социальной сфере», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 682н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2013 г. регистрационный № 30840) |
4. |
03.003 |
Профессиональный стандарт «Руководитель организации социального обслуживания», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 июня 2020 г. № 353н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 июля 2020 г., регистрационный № 58960) |
5. |
03.002 |
Профессиональный стандарт «Социальный работник», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 июня 2020 г. № 354н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июля 2020 г., регистрационный № 59014) |
6. |
03.001 |
Профессиональный стандарт «Специалист по социальной работе», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 июня 2020 г. № 351н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 июля 2020 г., регистрационный № 58959) |
7. |
03.006 |
Профессиональный стандарт «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 680н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный № 30850) |
8. |
03.005 |
Профессиональный стандарт «Специалист по медико-социальной экспертизе», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 декабря 2013 г. № 715н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 декабря 2013 г., регистрационный № 30942) |
9. |
03.004 |
Профессиональный стандарт «Руководитель учреждения медикосоциальной экспертизы», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 5 декабря 2013 г. № 714н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2013 г., регистрационный № 30837) |
10. |
03.011 |
Профессиональный стандарт «Специалист по оказанию государственных услуг в области занятости населения», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2016 г. № 676н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 декабря 2016 г., регистрационный № 44611) |
11. |
03.010 |
Профессиональный стандарт «Тифлосурдопереводчик», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 октября 2016 г. № 575н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2016 г., регистрационный № 44230) |
01 Образование и наука |
||
12. |
01.002 |
Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 514н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 августа 2015 г., регистрационный № 38575) |
Приложение 2.
О применении и внедрении профессиональных стандартов специальностей социальной сферы:
результаты исследований
1. Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 268 с.
2. Журнал «Психологическая наука и образование» № 2 / 2016, тема выпуска «Профессиональный стандарт педагога». 97 с.
3. Журнал «Психолого-педагогические исследования» № 2 / 2016, тема выпуска «Региональный опыт апробации и применения профессионального стандарта педагога». 130 с.
4. Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» № 3 / 2017, тема выпуска «Апробация и применение профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”». 185 с.
5. Апробация и применение профессиональных стандартов социальной сферы: реализация моделей межведомственного взаимодействия: Коллективная монография. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 311 с. Подготовлена в соответствии с поручением Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере.
6. Сборник материалов XIV Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: вызовы и риски современного детства» (Москва, 18-19 декабря 2018 года). М.: ФГБОУ ВО МГППУ,
2018. 239 с.
7. Каталог психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде. М.: Общественная организация «Федерация психологов образования России», 2018. 358 с.
8. Научно-методический журнал «Вестник практической психологии образования» № 1-2 / 2018, посвященный вопросам профилактики социальных рисков и девиантного поведения несовершеннолетних. 116 с.
9. Сетевой журнал «Вестник практической психологии образования» № 1 / 2019, посвященный вопросам применения профессионального стандарта педагога-психолога в режиме адаптации. 121 с.
10. Сборник материалов XV Международной научно-практической конференции «Психология образования: лучшие практики работы с детством» (Москва, 20-22 ноября 2019 года). М.: ФГБОУ ВО МГППУ,
2019. 202 с.
11. Психолого-педагогические программы и технологии в образовательной среде: каталог лучших практик — 2019: Коллективная монография. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. 297 с.
12. Сетевой журнал «Вестник практической психологии образования» № 2 / 2019, приуроченный к Международной научно-практической конференции «Психология образования: лучшие практики работы с детством» (Москва, 20-22 ноября 2019 г.). 119 с.
13. Сетевой журнал «Вестник практической психологии образования» № 3 / 2019, посвященный итогам Международной научно-практической конференции «Психология образования: лучшие практики работы с детством» (Москва, 20-22 ноября 2019 г.). 142 с.
14. Сетевой журнал «Вестник практической психологии образования» № 4 / 2019, тема выпуска «Региональный опыт реализации психолого-педагогических программ и технологий работы с детством: лучшие практики». 153 с.
Приложение 3.
Включенность участников в систему межведомственного взаимодействия
в сфере социального обслуживания граждан (в %): результаты мониторинга
Приложение 4
Основные направления и характер межведомственного взаимодействия
в сфере социального обслуживания граждан (в %): результаты мониторинга
Приложение 5.
Вебинары, организованные секцией «Образование в интересах детей» совместно
с общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России»
и ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»
1. Психолого-педагогическое сопровождение дистанционного режима обучения:
• «Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере» (дата проведения: 25 марта 2020; участники: руководители образовательных организаций и организаций социальной сферы, педагоги-психологи — более 600 человек; ссылка на материалы вебинара: https://rospsy.ru/node/381);
• «Учеба дома: как оказывать ребенку помощь, способствующую развитию» (проведено десять сессий: 6 апреля, 13 апреля, 20 апреля, 27 апреля, 4 мая, 11 мая, 18 мая, 25 мая; 1 июня, 15 июня 2020; участники: учителя, педагоги-психологи, родители, социальные педагоги, методисты и руководители общеобразовательных организаций — более 4500 человек; ссылка на материалы вебинара: https://www.rospsy.ru/node/416);
• «Психологическая помощь населению во время пандемии» (проведено три сессии: 20 апреля, 11 мая, 25 мая 2020; участники: психологи и педагоги-психологи системы образования и социальной сферы, эксперты, члены и волонтеры-психологи Федерации психологов образования России — более 1500 человек; ссылка на материалы вебинара: https://rospsy.ru/node/450);
• «Особенности дистанционного психологического консультирования детей и родителей, находящихся в кризисных состояниях (для психологов образовательных учреждений)» (дата проведения: 29 апреля 2020; участники: психологи и педагоги-психологи системы образования и социальной сферы, учителя, воспитатели, социальные педагоги, учителя-логопеды, волонтеры — более 1000 человек; ссылка на материалы вебинара: https://rospsy.ru/node/455);
• «Особенности аутоагрессивного поведения несовершеннолетних в условиях пандемии (COVID-19)» (дата проведения: 14 мая 2020; участники: психологи и педагоги-психологи системы образования и социальной сферы, учителя, воспитатели, социальные педагоги, волонтеры — более 500 человек; ссылка на материалы вебинара: https://rospsy.ru/node/451);
• всероссийский вебинар «Помощь родителям детей с ОВЗ, направленная на совладание со стрессом и личностный рост» (дата проведения: 26 июня 2020; участники: психологи и педагоги-психологи системы образования и социальной сферы, учителя, воспитатели, социальные педагоги, волонтеры — более 600 человек; ссылка на материалы вебинара: https://www.rospsy.ru/node/498).
2. Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса на этапе подготовки и сдачи выпускных экзаменов и подготовки к ЕГЭ:
• в период с 20 по 27 мая 2020 года проведено четыре сессии цикла вебинаров для педагогов- психологов образовательных организаций «Психолого-педагогическое сопровождение подготовки к ЕГЭ в условиях дистанционного режима обучения» (участие приняло более 3000 специалистов): «Консультационная работа с родителями (законными представителями) выпускников в период самоизоляции»; «Управление временем в условиях подготовки к экзаменационной сессии»; «Проведение онлайн-мероприятий для выпускников: методы и технологии»; «Проведение дистанционного психологического консультирования выпускников: основные задачи и алгоритмы работы»; интернет-страница мероприятия: https://www.rospsy.ru/node/484;
• в период с 3 по 11 июня 2020 года проведен цикл вебинаров для учителей образовательных организаций «Психологические основы подготовки к ЕГЭ в условиях дистанционного режима обучения» (участие приняло более 7500 специалистов): «Установочный вебинар по проблемам психологической подготовки к ЕГЭ в условиях дистанционного режима обучения»; «Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в период подготовки к ЕГЭ в условиях дистанционного режима обучения»; «Организация психологического сопровождения выпускников, испытывающих трудности при подготовке к экзаменам в дистанционном формате»; «Помощь в выработке оптимальной стратегии подготовки к ЕГЭ», интернет-страница мероприятия: https://www.rospsy.ru/node/490).
[1] Протокол заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере от 18.12.2012 г. — URL: http://archive.government.ru/docs/22093/.
[2] Протокол заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере (протокол № 8 от 28.09.2015 г.).
[3] «Психолог в социальной сфере», «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере», «Специалист по работе с семьей», «Социальный работник», «Специалист по социальной работе», «Руководитель организации социального обслуживания».
[4] Материалы опубликованы (см. Приложение 2) и размещены на сайтах ФГБОУ ВО «Московский государственный психологопедагогический университет» https://mgppu.ru, общественной организации «Федерация психологов образования России» http://www.rospsy.ru и http://профстандартпедагога.рф.
[5] Проект федерального государственного образовательного стандарта высшего образования «Социальная реабилитология и абилитология (уровень магистратуры)» находится на согласовании в Министерстве науки и высшего образования РФ.
[6] В соответствии с подпунктом б пункта 3 Рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальном сопровождении), утвержденных приказом Минтруда России от 18 ноября 2014 г. № 889 н.
[7] Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ (вместе с Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))», которое указало на необходимость обеспечения кадровых условий деятельности образовательной организации при внедрении ФГОС для обучающихся с ОВЗ и УО.
[8] Проблема подготовки в РФ педагогов-дефектологов обсуждалась на III съезде дефектологов в октябре 2019 года. Было принято решение дополнить проект профессионального стандарта педагога-дефектолога от 2016 года дополнительными обобщенными трудовыми функциями: специалист по работе с детьми раннего возраста; специалист по работе с детьми с РАС; специалист по работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями.
[9] Результаты зарубежных исследований показывают, что ранняя диагностика и оказание помощи обучающимся в организациях системы охраны психического здоровья является эффективной мерой профилактики развития психических расстройств во взрослом возрасте. В нашей стране отмечается дефицит такого рода центров, где учащиеся могут получить бесплатную психологическую, а при необходимости медико-психологическую помощь.
[10] Проект «Модель инновационной реабилитационно-образовательной среды: пространство возможностей» реализуется в 2019-2020 годах при поддержке Фонда Президентских грантов.
[11] Между тем, до сих пор психологическая помощь для многих заболеваний не вошла в пакет ОМС и отсутствуют программы целенаправленной подготовки соответствующих специалистов, что негативно сказывается на качестве и результативности медицинской помощи различным категориям пациентов с психическими и соматическими заболеваниями, нарушениями развития и инвалидностью.
[12] Материалы и предложения, поступившие в адрес Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере (письмо Аппарата Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2020 г. № П24-21514).
[13] Организован в 2020 году РООИ «Перспектива» при поддержке Национальной коалиции «За образование для всех!» совместно с Inclusive Education Initiative и с участием социологов Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ.
[14] Child Helpline Services and the COVID-19 Outbreak. Posted on 16 May 2020 — https://www.childhelplineinternational.org/child- helplines/tools/coronavirus/the-covid-19-outbreak-and-child-helpline-services/.
[15] Covid-19: UN warns fear, uncertainty and economic turmoil could have global psychological impact May 14th 2020 — https://www.thejournal.ie/un-mental-health-report-5098585-May2020/.
[16] На основании данных, полученных в ходе анкетирования более 15 000 специалистов системы образования, а также специалистов и волонтеров, работавших в период пандемии с социально уязвимыми категориями населения, участвовавших во всероссийских вебинарах, организованных ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» совместно с общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России» в период апреля-июня 2020 года.
[17] Согласно п. 19 (б) протокола № 4 заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере от 03.07.2020.
[18] Результаты исследований, отражающие современное состояние проблемы подготовки специалистов социальной сферы для работы с социально уязвимыми категориями населения, представлены в специальном выпуске, подготовленном для заседания Совета секцией «Образование в интересах детей» совместно с общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России», — сетевом журнале «Вестник практической психологии образования» №2 за 2020 год.
[19] Такой принцип организации совместной работы специалистов несколько лет назад стал прорывным направлением в системе защиты прав детей в Великобритании, где была создана и верифицирована новая модель работы специалистов — мультиведом- ственная и мультидисциплинарная команда по защите ребенка (MASH). Особенность организации такой работы — видеть проблему через возможный способ ее совместного решения, проводить содержательную оценку имеющихся ресурсов (родственники, агентства, церковь и пр.), оказывать помощь за счет их правильной интеграции.
[20] Основное содержание доклада отражено в изданиях: сетевой журнал «Вестник практической психологии образования» (2020, том 17, № 2); сетевой журнал «Социальные науки и детство» (2020, том 1, № 1); сборник материалов «Вызовы пандемии COVID-19: психическое здоровье, дистанционное образование, интернет-безопасность», том 1 (составители: В.В. Рубцов, А.А. Шве- довская; ред.: В.В. Рубцов, А.А. Марголис, И.В. Вачков, О.В. Вихристюк, Н.В. Дворянчиков, Т.В. Ермолова, Ю.М. Забродин, Н.Н. Толстых, А.В. Хаустов, А.Б. Холмогорова, А.А. Шведовская. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. 480 с.).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1107
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 506
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 2