Ребенок с аутизмом в библиотеке: особенности поведения

1371

Аннотация

Чаще всего поведение непохожих на нас людей пугает. Пугает неизвестность, порождающая предположения и фантазии, которые мешают понять другого, быть толерантным к его поведению, не вписывающемуся в привычные рамки. Понимание причин необычного, «неудобного» поведения ребенка с аутизмом, знание основных приемов взаимодействия с такими детьми, позволит сделать доступным поход в библиотеку и аутичному ребенку, и его родителю.

Общая информация

Ключевые слова: аутизм, необычное поведение, библиотека, толерантность, приемы взаимодействия

Рубрика издания: Педагогический опыт

Тип материала: краткое сообщение

Для цитаты: Никитина Ю.В. Ребенок с аутизмом в библиотеке: особенности поведения // Аутизм и нарушения развития. 2014. Том 12. № 4. С. 62–65.

Полный текст

Чаще всего поведение непохожих на нас людей пугает. Пугает неизвестность, порождающая предположения и фантазии, которые мешают понять другого, быть толерантным к его поведению, не вписывающемуся в привычные рамки. Понимание причин необычного, «неудобного» поведения ребенка с аутизмом, знание основных приемов взаимодействия с такими детьми, позволит сделать доступным поход в библиотеку и аутичному ребенку, и его родителю.

Кто-то становится осторожным, тревожным, старается держать дистанцию, пытается избежать со странными людьми встречи. Другие справляются со страхом тем, что сами становятся агрессивными, жесткими, начинают воспитывать, призывать к «порядку», следуя известной поговорке «Лучшая защита — нападение». Что же нас так пугает?

Аутизм — это инвалидность не явная, скрытая, и большинство людей не видят ее, как в случае с другими более «заметными» заболеваниями (например, синдром Дауна, ДЦП). Это неврологическое состояние, и связано оно с особым типом функционирования мозга, с особым типом обработки информации. Происхождение аутизма почти полностью генетическое: наследственная составляющая аутизма примерно около 90%. При аутизме ребенок имеет проблемы с коммуникацией и взаимодействием с другими людьми, а также необычные виды поведения. Аутис­ты — это не умственно отсталые люди, хотя они могут иметь интеллектуальные трудности. Часто такой ребенок может быть очень одаренным в отдельных областях: у многих очень хорошая память, музыкальный слух, отличные способности к изучению иностранных языков, математические. Но при поверхностном общении обычному человеку это не будет заметно: в первую очередь внимание привлекает необычное поведение и «странная», не обращенная к человеку речь. Многие дети не отвечают на вопросы, не смотрят в глаза, другие, наоборот, очень чувствительны к любым звукам (зажимают уши, сами гудят, чтобы не слышать других). Некоторые аутис­ты не разговаривают вообще, но это не значит, что они не понимают речь: многие для общения используют жесты или специальные карточки. Аутисты с трудом понимают и соответственно не выполняют основных правил поведения, не ориентируются на других людей, часто предпочитают игрушки общению с близкими, чтобы успокоиться, вместо объятий используют стереотипные движения (могут кружиться, трясти руками).

В основе описанных поведенческих и коммуникативных нарушений всегда изначально лежат (или лежали) нарушения восприятия сенсорной информации. Аутисты видят, слышат и чувствуют не так, как обычные люди. Ребенок может быть слишком чувствителен к некоторым сенсорным стимулам (например, к звукам), другую информацию он просто игнорирует. Это приводит к трудностям в усвоении и переработке информации, приспособлению к переменам в обстановке, к невозможности выделить социально значимые моменты в потоке информации. Это часто вызывает состояния перегрузки, которое может вылиться в нервный срыв и потерю контроля над собой. Жизнь человека с аутизмом — это всегда большой стресс, а его поведение — это часто неудачные попытки справится с этим стрессом.

Вот что пишет о себе 28-летняя аутистка Робин Стюард [1]: «Всю мою жизнь люди считали меня странной, умственно отсталой и фриком. Я не была ни одним из этих определений. Моя повседневная жизнь очень часто является экстремальной. Я испытываю огромный стресс и не могу разобраться, что именно происходит вокруг меня. Я не знаю, на что нужно обратить внимание: боль в моем животе незначительная, или это аппендицит? Мне приходится постоянно быть настороже, чтобы вовремя заметить людей, которые напрямую обращаются ко мне. Мне кажется, будто различные события просто чудесным образом происходят вокруг меня, не будучи связаны между собой в определенном контексте.

Мне очень трудно воспринимать чужой язык тела, особенно когда я испытываю стресс, так что я не могу ориентироваться на язык тела, чтобы понять, когда ко мне обращаются, и никто здесь не знает моего имени, так что я в безвыходном положении. Если мне нужно встать в туалет, то я беспокоюсь, что не смогу определить, кто стоит в очереди, а кто нет, и влезу без очереди, хотя я этого совсем не хочу. Когда я испытываю стресс, то моя сенсорная система начинает воспринимать звуки как слишком громкие. Это значит, что если я нахожусь в комнате с микрофоном, то я слышу свист. При этом все остальные звуки воспринимаются мною с одинаковой громкостью, и это очень отвлекает, так что я не могу сосредоточиться».

Описанные выше особенности поведения не должны стать препятствием для похода такого ребенка в библиотеку и возможности получить важный для его развития опыт социализации. И даже если книги не входят в область его интересов, то само посещение нового общественного места для него и для его родителей — это важный шаг на пути к преодолению изоляции такой семьи и шаг к общению, в котором они так нуждаются.

Рекомендации по способам взаимодействия с аутичными детьми в условиях библиотеки

Если ребенок бесцельно передвигается по библиотеке, не смотрит в глаза, не отзывается на просьбы, то такое поведение называют полевым. Дети с таким поведением очень любят яркие сенсорные игрушки: мыльные пузыри, погремушки, неваляшки, тактильные коврики и пр. Если в вашей библиотеке есть детский уголок, то можно привлечь внимание ребенка к нему, взяв в руки и эмоционально комментируя одну из игрушек. Это может ненадолго занять его и позволит родителю воспользоваться услугами вашей библиотеки.

Если ребенок стереотипно трясет руками, раскачивается, цитирует мультфильмы и стихи, то не стоит его прерывать: дайте ему успокоить себя привычным способом. Такие дети не любят ничего нового, поэтому поход в библиотеку для него стресс.

Если ребенок пришел за конкретной книжкой, к которой он испытывает особый интерес, т, возможно, ему у вас будет достаточно комфортно довольно длительное время. Возможно, ребенок будет громко скандировать любимую книгу, стихи, что может нарушать тишину в библиотеке. Прерывать в таких случаях ребенка нельзя, но по окончании «выступления» можно предложить альтернативную, более «тихую» деятельность: разглядывание книжек с яркими картинками, азбуку, пазлы.

Другие дети с аутизмом могут захотеть с вами общаться, при этом в общении не соблюдается дистанция. Такие дети могут произвести хорошее впечатление своей блестящей, подчеркнуто «взрослой» речью, большим запасом слов, сложными фразами, их интересы могут быть высокоинтеллектуальными. Трудности пребывания в обществе такого ребенка проявляются в повышенной конфликтности. Он может уже иметь сформированное негативное поведение, может специально провоцировать родителей для привлечения их внимания (особенно если родитель занят в данный момент выбором книги). Лучшая помощь в таких ситуациях состоит в предотвращении подобного поведения: по возможности, следует уделить ребенку внимание, пока родитель занят.

Ребенок с аутизмом может быть испуганным, тревожным, растерянным. Он может молчать, не отвечать на вопросы. Как правило, такие дети не требуют каких-то специальных подходов со стороны других людей. Доброжелательное ровное отношение, спокойная речь, объяснение правил поведения в библиотеке вполне достаточны для продуктивного пребывания там ребенка и родителя.

Рекомендации по взаимодействию с родителями аутичных детей

Важно общаться с родителем как с обычным человеком, не смотреть с жалостью, с испугом. Другая крайность — это неодобрительный взгляд, замечания о том, что «нужно лучше воспитывать ребенка». Советы людей (даже если они правильные и конструктивные), у которых нет ребенка с аутизмом, могут заставить родителей потерять терпение. Родители — это нормальные люди, но они настолько заняты лечением и реабилитацией ребенка, что зачастую у них просто не остается времени на себя, что приводит к изоляции, хронической усталости и выпадению из социума. Но доброжелательное общение (даже в рамках похода в библиотеку) может помочь родителю выбраться из изоляции и отдохнуть от забот о ребенке. Не стоит спрашивать у родителей, есть ли у ребенка проблемы. Некоторые родители не хотят раскрывать диагноз, говорить об аутизме и о том, как расстройство проявляется у их ребенка. Другие родители могут находиться на стадии отрицания диагноза и даже слышать не хотят это слово, а обсуждать эту тему и подавно. Если же родитель не скрывает диагноз, то можно спросить у него совета о том, как лучше взаимодействовать с его ребенком. Несомненно, можно проявить интерес и к ребенку, и к теме аутизма. При этом важно не сравнивать его с другим ребенком с аутизмом (если вы с таким знакомы), спрашивать о прогнозах излечения, так как проявления аутистичес­ких расстройств очень разнообразны, а точные прогнозы не может дать ни один специалист. Не стоит говорить, родителю «у вас все будет хорошо»: будущее ребенка для родителей самая болезненная и сложная тема, и не стоит ее затрагивать по собственной инициативе. Лучший способ общения — просто выслушать родителя и проявить интерес к ребенку, не делая акцентов на его заболевании.

Возможно, в библиотеку придет не много детей с аутизмом. Но если такие дети появятся там, то, конечно, выбор сотрудников будет сделан в пользу принятия детей с ограниченными возможностями, и они окажут посильную помощь в интеграции их в общество.


[I]18 ноября 2014 г. в Центральной городской детской библиотеке им. А.П. Гайдара в Москве прошел городской семинар «Особый читатель в библиотеке». Подготовленная для семинара подборка статей сотрудников ЦПМССДиП будет полезна персоналу библиотек в работе и может привлечь детей с РАС и их родителей к посещению библиотек.

Литература

  1. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. М.: Теревинф. 1997.
  2. Робин Стюард. Жизнь с синдромом Аспергера: экстремальная повседневность, сайт: sites. google.com>Oбразование>.../robin-stuard-zizn-s
  3. Интеграция детей аутичного спектра. https://www.facebook.com/ProblemySIDAS

Информация об авторах

Никитина Юлия Валерьевна, заместитель директора Федерального ресурсного центра, методист, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, e-mail: yulnikit@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1208
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 1371
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 2