Аутизм и нарушения развития
2017. Том 15. № 2. С. 4–18
doi:10.17759/autdd.2017150201
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
О ранней помощи детям и их семьям
Аннотация
В последние 40 лет в мире активно развивается помощь детям в возрасте от рождения до 3-х лет, имеющим нарушения развития, ограничения жизнедеятельности или имеющим риск развития нарушений. Такая технология оказания помощи маленьким детям и их семьям носит название «раннее вмешательство». Уже более 25 лет в России внедряются программы поддержки семей и маленьких детей по раннему вмешатель¬ству, при этом в нашей стране для обозначения данного вида помощи принят термин «ранняя помощь». Рассмотрены основные определения, используемые для описания технологии, методологические основы и принципы ранней помощи, организационные основы реализации ранней помощи.
Общая информация
Ключевые слова: ранняя помощь , риск развития нарушений, раннее вмешательство, ограничения жизнедеятельности
Рубрика издания: Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2017150201
Тематический сетевой сборник: Технологии сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра
Для цитаты: Ермолаева Е.Е., Казьмин А.М., Мухамедрахимов Р.Ж., Самарина Л.В. О ранней помощи детям и их семьям // Аутизм и нарушения развития. 2017. Том 15. № 2. С. 4–18. DOI: 10.17759/autdd.2017150201
Полный текст
В последние 40 лет в мире активно развивается помощь детям в возрасте от рождения до 3-х лет, имеющим нарушения развития, ограничения жизнедеятельности или имеющим риск развития нарушений. Такая технология оказания помощи маленьким детям и их семьям носит название «раннее вмешательство». Уже более 25 лет в России внедряются программы поддержки семей и маленьких детей по раннему вмешательству, при этом в нашей стране для обозначения данного вида помощи принят термин «ранняя помощь». Рассмотрены основные определения, используемые для описания технологии, методологические основы и принципы ранней помощи, организационные основы реализации ранней помощи.
Термины и определения
Ранняя помощь детям и их семьям — комплекс услуг ранней помощи, оказываемых на междисциплинарной и межведомственной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на содействие физическому и психическому развитию детей, их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, формированию позитивного взаимодействия и отношений детей и родителей/воспитателей в семье в целом, содействие включению детей в среду сверстников и их интеграции в общество.
Услуга ранней помощи — комплекс профессиональных действий, направленных на оценку или мониторинг физического и психического развития ребенка целевой группы, его вовлеченности в естественные жизненные ситуации, на оценку взаимодействия и отношений с родителя- ми/воспитателями и в семье в контексте влияния факторов окружающей среды, а также комплекс действий, направленных на составление, реализацию и оценку эффективности индивидуальной программы ранней помощи, консультирование родителей и специалистов организаций образования, здравоохранения и социального обслуживания.
Ребенок целевой группы (нуждающийся в ранней помощи) — ребенок в возрасте от рождения до 3 лет, имеющий ограничение жизнедеятельности, или ребенок из группы риска, а также ребенок с ограничением жизнедеятельности в возрасте от 3 до 7 лет, не получающий дошкольное образование или получающий его в семье.
Ребенок группы риска — ребенок в возрасте от рождения до 3 лет с риском развития ограничений жизнедеятельности в связи с неблагоприятным воздействием биологических факторов или факторов окружающей среды, включая неблагоприятные социальные факторы.
Воспитатель — родитель, другой родственник или лицо, фактически осуществляющее непосредственный уход за ребенком, его воспитание и развитие, в том числе должностное лицо в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выполняющее функции непосредственного ухода за ребенком, его воспитания и развития.
Семья — круг лиц, совместно проживающих с ребенком, включая родителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек и других близких родственников, а также, при проживании ребенка в организации для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — дети и воспитатели группы проживания ребенка.
Естественные жизненные ситуации (ЕЖС) — повседневные жизненные ситуации дома, вне дома и в обществе, характерные для типично развивающихся сверстников.
Индивидуальная программа ранней помощи (ИПРП) — документ, оформленный в письменном и электронном виде, составленный на основании оценки ребенка и семьи, оценки факторов окружающей среды, содержащий цели ранней помощи, естественные жизненные ситуации, в которых планируется их достижение, а также перечень услуг ранней помощи, объём услуг, формы и места их оказания, сроки, указание ведущего специалиста и исполнителей программы.
Активность ребенка — выполнение задачи или действия ребенком.
Участие ребенка — вовлеченность ребенка в естественную жизненную ситуацию.
Функционирование ребенка — развитие функций организма ребенка; действия и деятельность, которые ребенок способен выполнять; участие ребенка в ЕЖС; участие в жизни социального окружения.
Ограничение жизнедеятельности ребенка — наличие у ребенка задержки развития или нарушения одной или нескольких функций организма, включая психические функции, функций, связанных с обеспечением подвижности, функций продукции голоса и речи, сенсорных функций, или/и задержки развития или ограничения активности, или/и ограничения возможности участия в естественных жизненных ситуациях.
Цели ранней помощи
Целями ранней помощи являются:
— улучшение функционирования ребенка в естественных жизненных ситуациях,
— повышение качества взаимодействия и отношений ребенка с родителями/воспи- тателем и в семье,
— повышение компетентности родите- лей/воспитателей в вопросах развития и воспитания ребенка,
— включение ребенка в среду сверстников, расширение социальных контактов ребенка и семьи.
Методологические основы ранней помощи
Теоретико-методологической основой ранней помощи являются представления о развитии детей младенческого и раннего возраста в системе «ребенок — близкий взрослый» [Мухамедрахимов, 1999; Bowlby; Brazelton, 1991], в том числе детей из групп социального и биологического риска нарушений развития [Engel, 1980; Jane Case-Smith, Jane, 2010], включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Мухамедрахимов, 1999; Bowlby; Spitz, 1945; 1The St. Petersburg, 2008; Van IJzendoorn, 2011; Zeanah, 2005]. Кроме того, основу ранней помощи составляют положения теории привязанности [Ainsworth, 1978; Bowlby], согласно которой для благополучного психического, физического, коммуникативного развития ребенка и формирования у него адаптивных моделей поведения и типов привязанности, ребенку необходимо взаимодействие с чувствительной, отзывчивой и стабильной матерью или заменяющим ее близким взрослым.
Целью и одновременно ключевым средством ранней помощи является развитие эффективного функционирования ребенка через его вовлечение и участие в типичных ситуациях домашней и социальной жизни [Казьмин, 2015; Guralnick] и нормализация жизни семьи.
Направление дальнейшего развития методологии ранней помощи определяется принятием контекстуальной модели функционирования и ограничений жизнедеятельности, используемой в МКФ [Björck-Åkesson, 2010; Brouwers]. Согласно этой модели, на активность и участие ребенка влияют как факторы организма (состояние структур и функций), так и широкий спектр факторов окружающей среды: природных, технологических, социальных, культурных, экономических, политических и других, а также персональные факторы. Данная модель включает биопси- хосоциальный подход, описанный G. Engel в 1980 году [Engel, 1980].
Принципы предоставления услуг ранней помощи
Услуги ранней помощи предоставляются детям и их семьям на основе следующих принципов:
— бесплатности;
— регулярности (в течение всего времени действия ИПРП);
— доступности; открытости (информация об услугах ранней помощи должна быть открытой для родителей/воспитате- лей детей целевой группы);
— семейно-центрированности (услуги ранней помощи предоставляются в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка и семьи, направлены на формирование взаимообусловленного уважительного взаимодействия ребенка с родителями/ воспитателями и другими членами семьи, на формирование положительных отношений в семье);
— функциональной направленности (услуги ранней помощи, предоставляемые в рамках ИПРП, должны быть направлены на улучшение функционирования ребенка в ЕЖС, повышение его участия и самостоятельной активности ЕЖС);
— уважительного отношения (услуги ранней помощи должны предоставляться потребителям в уважительной манере, с учетом их индивидуальных, семейных, религиозных и этно-культурных особенностей, ценностей, установок, мнений, приоритетов);
— междисциплинарности (специалисты различной профессиональной направленности объединяют свои подходы, методы, приемы и усилия, чтобы улучшить функционирование ребенка в ЕЖС, работают над едиными целями на основе командного подхода);
— научной обоснованности (при оказании услуг ранней помощи специалисты должны использовать научно обоснованные методы и технологии ранней помощи) [Концепция развития ранней; Стандартные требования к, 2013; Служба раннего вмешательства, 2010].
Методы и подходы, используемые при оказании ранней помощи
В области ранней помощи используются методы и подходы, подбираемые в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка и семьи. Критериями выбора методов ранней помощи являются их научная обоснованность и доказанная эффективность. В данном разделе представлены некоторые из них.
Подход, основанный на ежедневных рутинах, — целостная система построения программы помощи ребенку и семье, основанная на изучении семейной среды, отношений, ресурсов, трудностей, беспокойств относительно повседневной жизни и на использовании повседневных рутин для развития ребенка и улучшения его функционирования. Содержит в себе методы оценки, по-настоящему ориентированные на семью, позволяющие разрабатывать четкие, конкретные, измеримые цели, которые непосредственно затрагивают приоритеты семьи и помогают детям развивать навыки, имеющие отношение к повседневной жизни. Подход позволяет улучшать навыки членов семьи для развития ребенка в повседневной жизни и продолжать это делать между встречами со специалистом, благодаря чему дети получают больше возможностей учиться новому, сохранять и развивать приобретенные умения [McWilliam, 2010].
Методы альтернативной и дополнительной коммуникации используются для всех детей, обеспечивая общение и взаимодействие с ними в процессе абилитации, а также предоставление ребенку возможности коммуникации с близкими людьми в ЕЖС для лучшего развития у детей речи [Течнер, 2014].
Метод прелингвистического средового обучения — технология поддержки развития инициированного, то есть исходящего от ребенка, общения, которая используется как в легких, так и в тяжелых случаях ограничений способностей к социальному взаимодействию и общению у детей первых лет жизни. Основными компонентами пре- лингвистического средового обучения являются: следование за вниманием ребенка, использование невербальных и вербальных средств коммуникации в процессе мотивированного взаимодействия с ребенком, организация среды для наилучшего вовлечения ребенка в совместную активность с ухаживающим взрослым, использование ориентирующей и эмоциональной помощи, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, в том числе его ресурсных, нарушенных или задержанных в развитии функций [Warren, 1989; Warren, 2006].
Нейроразвивающая терапия — это целостная междисциплинарная модель клинической практики, основанная на исследованиях, в которых особое внимание уделяется индивидуальному подходу к развитию исполнительных действий у детей с двигательными нарушениями на основе их интересов и их вовлечения в жизненные ситуации. Специалист использует модель МКФ для оценки и составления индивидуальной программы помощи и её реализации с целью получения достижимых результатов у клиентов, с привлечением лиц, осуществляющих уход [Bobath, 1984].
Метод физической реабилитации использует весь спектр физических методов воздействия, включая механическую силу и движение. Результатом работы специалиста являются максимально активные и правильные движения ребенка, которые он планирует, инициирует и выполняет самостоятельно в рамках своего двигательного потенциала [Клочкова, 2014].
Эрготерапевтические методы применяются, чтобы помочь детям с ограничениями жизнедеятельности активно выполнять повседневные дела, например, обслуживать себя (одеваться, раздеваться, мыться, принимать пищу и т.д.), участвовать в продуктивной деятельности — играть, рисовать, лепить, а также проводить досуг, например, осваивать хобби, и таким образом достичь максимальной независимости во всех аспектах повседневной жизни. Эрготе- рапевтические методы препятствуют снижению активности ребенка, усугублению имеющихся нарушений и ухудшению его состояния [Guralnick].
Сенсорно-интегративный подход (Э. Джин Айрес, 1976) [Банди, 2017] направлен на устранение у ребенка нарушений в сфере сенсорной интеграции. Этот подход позволяет влиять на способность ребенка правильно выполнять задания, координировать двигательные реакции, планировать последовательность действий и задач, развивать социальные навыки, навыки самообслуживания, участвовать в жизни семьи. Для этого специалист использует специальные игры и упражнения, в основе которых лежит понимание динамического взаимодействия всех сенсорных систем.
Метод «Руководство взаимодействием» (McDonough, 1993) направлен на положительные изменения во взаимодействии и отношениях родителя и ребенка [Мухамедрахимов, 1999]. В рамках этой модели в ходе еженедельных встреч с семьей поведение взрослого и ребенка в процессе игрового взаимодействия фиксируется с помощью видеотехники. Совместный просмотр отдельных фрагментов видеозаписи и предоставление обратной связи позволяет родителям и членам семьи лучше понять поведение ребенка, собственное влияние на его поведение, осознать свою роль в улучшении взаимодействия и отношений с ребенком.
Метод «Тренировка взаимодействия» (Field, 1982) направлен на изменение поведения взрослого в процессе взаимодействия в диаде «мать — младенец» [Мухамедрахимов, 1999]. Матери предлагаются инструкции для действий, которые могут привести к улучшению как качества ее взаимодействия с ребенком, так и взаимодействия со стороны ребенка: наблюдение за сигналами ребенка, регуляцию интенсивности стимуляции, имитацию его поведения, использование очередности взаимодействия, использование игр, соответствующих возрасту ребенка, и т.д.
Безусловно, здесь описаны не все имеющиеся и используемые методы, каждый специалист подбирает методы работы, исходя из потребностей ребенка и семьи и своих компетенций.
Результаты ранней помощи
Результаты ранней помощи могут быть оценены как для детей и семей, так и для подразделения ранней помощи, а также для региональной программы ранней помощи в целом.
Результаты для детей определяются в трех основных областях:
— область, связанная с развитием ребенка, его функционированием в ЕЖС (в соответствии с областями, определенными в МКФ-ДП), с повышением его собственной активности и вовлеченности в ЕЖС;
— область социального взаимодействия (все изменения, произошедшие в активности ребенка в области социальных отношений, взаимодействия, социального поведения);
— область, касающаяся участия ребенка в социальной жизни (возможность участия ребенка как в жизни его семьи, так и в других мероприятиях, характерных для детей данного возраста без нарушений).
Результаты для семьи включают следующие показатели:
— семьи понимают сильные стороны своих детей, их способности и особые потребности, помогают своим детям развиваться;
— семьи понимают необходимость создания для ребенка особой среды, безопасного чувствительного, отзывчивого и стабильного социального окружения;
— у семей есть система поддержки;
— семьи имеют доступ к необходимым услугам, программам и мероприятиям в их сообществе;
— семьи знают свои права и умеют их эффективно отстаивать для своих детей [Банди, 2017].
Организационные основы ранней помощи
Развитие ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года определяется Концепцией, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р [Концепция развития ранней], и планом мероприятий по реализации Концепции [Об утверждении плана]. Пока не утверждены нормативные документы, регулирующие организацию, структуру, объем и содержание работы по ранней помощи детям.
Услуги ранней помощи должны оказываться специализированным структурным подразделением, которое создано и работает в организациях социального обслуживания, или образования, или здравоохранения, в некоммерческих организациях.
Этапы ранней помощи
Ранняя помощь, являясь технологией оказания помощи детям и их семьям, выстраивается на основе метода «управление случаем» (case management) [Ballew, 1986], изначально используемого в социальной работе и затем получившего широкое распространение во всех сферах помощи детям и взрослым, семьям. Управление случаем — это метод оказания помощи или обслуживания людей, относящихся к группе риска. В группу риска попадают дети и семьи, имеющие множество разнообразных потребностей в области здоровья, образования и социального обслуживания, которые не могут быть удовлетворены отдельной организацией. В сущности, управление случаем — это процесс, в соответствии с которым индивидуальные и/или семейные потребности идентифицируются, подбираются необходимые координируемые услуги, которыми систематически управляют. К основным элемен- там/этапам управления случаем относятся: выявление, привлечение и прием клиентов; оценка, разработка скоординированного плана предоставления услуг, их внедрение (предоставление); мониторинг и постоянная оценка результатов, которых клиенты достигли или не достигли; корректировка плана предоставления услуг и обзор полученных результатов [Ballew, 1986]. Соответственно все этапы ранней помощи выстроены по этому алгоритму и в этом порядке [Стандартные требования к, 2013; Служба раннего вмешательства, 2010]:
Этап 1. Включение ребенка и семьи в число получателей услуг ранней помощи
Включение ребенка и семьи в число получателей услуг ранней помощи проводится в рамках процедуры первичного приема. Первичный приём включает в себя приём документов, проведение первичной оценки, обсуждение специалистами и родителями и, как итог, принятие решения о том, нуждается ли ребенок и его семья в услугах ранней помощи.
Первичная оценка включает следующие оценочные процедуры: изучение анамнеза с использованием интервью родителей (законных представителей); проведение оценки функционирования ребенка по доменам МКФ-ДП; проведение оценки вовлеченности ребенка в естественные жизненные ситуации, взаимодействия и отношений с родителями/воспитателями и в семье в контексте влияния факторов окружающей среды; анализ дополнительной информации, полученной от воспитателей (при наличии); изучение документов, выданных медицинским учреждением (при наличии); изучение индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (при наличии).
Заключение о нуждаемости ребенка в услугах ранней помощи и в составлении ИПРП основывается на выводе о наличии у него ограничений жизнедеятельности.
В случае выявления нуждаемости первичный прием дополняется следующими сопутствующими процедурами: информирование семьи о порядке предоставления услуг ранней помощи; заключение договора с родителями (законными представителями) ребенка на получение услуг ранней помощи; зачисление ребёнка и семьи в состав получателей услуг ранней помощи при получении согласия родителей; назначение ведущего специалиста.
В случае если выявлено, что ребенок не нуждается в ранней помощи, но относится к группе биологического или социального риска, родителям предлагается пролонгированное консультирование с целью мониторинга развития ребенка с частотой 1 раз в 1 месяц.
Этап 2. Проведение оценочных процедур для составления ИПРП (углубленных оценок)
Проведение оценочных процедур для составления ИПРП планируется ведущим специалистом. Оценочные процедуры для составления ИПРП проводятся ведущим специалистом во взаимодействии с родителями (законными представителями) ребенка с привлечением тех специалистов, участие которых планируется в реализации ИПРП. Оценочные процедуры включают: оценку развития ребенка; оценку его функционирования, которая осуществляется по категориям МКФ и основана на изучении рутин повседневной жизни; оценку сферы взаимодействия и отношений ребенка с родителями/вос- питателями и в семье; оценку факторов, влияющих на развитие и функционирование ребенка.
Этап 3. Составление ИПРП
ИПРП разрабатывается на основании результатов углубленных оценок ведущим специалистом совместно с родителями с учетом мнения и предложений специалистов, привлекаемых к её реализации. ИПРП составляется на срок не менее 6 месяцев и включает:
— цели, которые сформулированы относительно ожидаемых результатов для ребенка, являются функциональными, достижимыми, измеримыми, соответствуют потребностям ребенка и его семьи;
— перечень услуг ранней помощи и количественные показатели их предоставления (длительность, периодичность), места и формы их предоставления;
— перечень естественных жизненных ситуаций, в которых ИПРП реализуется;
— срок реализации ИПРП и даты промежуточных оценок достигнутых результатов (пересмотра ИПРП);
— фамилию, имя, отчество и контактные данные ведущего специалиста и дополнительных специалистов;
— фамилию, имя, отчество и контактные данные родителя.
ИПРП должна быть подписана ведущим специалистом, родителем ребенка, ответственным представителем организации в установленный срок от даты включения ребенка и семьи в число получателей услуг ранней помощи.
Этап 4. Реализация ИПРП
Все специалисты, предоставляющие услуги ранней помощи в рамках ИПРП, должны содействовать вовлечению семьи в ее реализацию. Взаимодействие с ребенком и семьей проводится на основе их собственной активности и участия, преимущественно в ЕЖС. Предоставление услуг ранней помощи может проводиться на дому, при посещении семьей организации ранней помощи, в стационаре (для детей, длительно проживающих в учреждениях, при условии, что в данных учреждениях создано подразделение ранней помощи), индивидуально или в группах, в очной и дистанционной формах.
Родители всегда участвуют во всех ЕЖС вместе со своими детьми, способствуя развитию у ребенка новых навыков. Задача специалистов — обеспечить активное включение и участие родителей.
Этап 5. Промежуточная и итоговая оценка результативности реализации индивидуальной программы ранней помощи и качества услуг
Промежуточная оценка результативности реализации ИПРП должна проводиться не реже 1 раза в 3 месяца. Промежуточная оценка направлена на исследование имеющихся результатов работы и позволяет понять, достигнуты ли поставленные цели. Результаты промежуточной оценки позволяют осуществить развитие или изменение поставленных ранее целей ИПРП в зависимости от выявленных достижений ребенка и семьи.
Итоговая оценка результативности ИПРП проводится по окончании срока реализации ИПРП, указанного в ИПРП, и включает: оценку динамики развития и функционирования ребенка, его вовлечения в ЕЖС; оценку влияния факторов окружающей среды, динамику взаимодействия и отношений ребенка с родителями/ воспитателями и в семье; оценку понимания членами семьи сильных сторон своего ребенка, его способностей и особых потребностей; оценку динамики компетентности членов семьи в развитии и воспитании ребенка; оценку расширения социальных контактов семьи.
Промежуточная и итоговая оценка развития ребенка должна проводиться по категориям МКФ с использованием тех же инструментов, что и при оценке перед составлением ИПРП, а также с использованием дополнительных инструментов, например, интервью родителей.
Этап 6. Завершение ИПРП, сопровождение ребенка и его семьи при переходе в образовательную организацию или продление ИПРП Предоставление услуг ранней помощи в рамках ИПРП завершается в случаях, когда: ребенок/семья больше не нуждаются в услугах, так как цели развития ребенка достигнуты, а факторы риска устранены; ребенок поступил в детский сад и успешно осваивает образовательную программу; ребенок достиг возраста 7 лет; семья принимает решение о прекращении реализации ИПРП; при возникновении иных причин, создающих непреодолимые препятствия для продолжения реализации программы.
Специалисты подразделения ранней помощи содействуют переходу ребенка в образовательное учреждение: социальный педагог (или ведущий специалист) помогает семье собрать и оценить информацию, необходимую для принятия решения о выборе образовательной организации, ведущий специалист консультирует специалистов образовательной организации, принимающей ребенка; по запросу семьи предоставляет ей услуги пролонгированного консультирования на период адаптации ребенка в образовательном учреждении сроком до 6 месяцев.
ИПРП может пролонгироваться для ребенка в возрасте старше 3 лет, но не старше 7 лет, если у него сохраняются выраженные ограничения жизнедеятельности, и он получает образование в семье или в образовательной организации, но не получает там необходимых услуг, или проживает в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Услуги ранней помощи
Среди услуг ранней помощи выделяются основные, специализированные и дополнительные.
Основные услуги ранней помощи направлены на обеспечение детей и их семей ранней помощью на всех этапах обслуживания — от первичного приема до завершения ИПРП.
К основным услугам ранней помощи относятся:
— проведение оценочных процедур на первичном приеме для определения нуждаемости ребенка и семьи в ранней помощи;
— проведение оценочных процедур (углубленных оценок) для составления ИПРП;
— разработка ИПРП;
— координация и сопровождение услуг ранней помощи в рамках ИПРП;
— реализация ИПРП, направленная на улучшение развития и функционирования ребенка в ЕЖС, а также консультирование воспитателей по реализации ИПРП в ЕЖС;
— промежуточная и итоговая оценка эффективности реализации ИПРП;
— консультирование специалистов организаций образования, здравоохранения и социального обслуживания по вопросам, связанным с оказанием услуг ранней помощи, а также с поддержкой перехода ребенка и семьи в другую программу сопровождения и обеспечения преемственности их обслуживания.
Специализированные услуги ранней помощи оказываются специалистами, имеющими высокую степень квалификации в узкоспециализированной сфере. Получателями таких услуг могут быть дети, ро- дители/воспитатели, а также специалисты других областей ранней помощи. Специализированные услуги ранней помощи реализуются в виде консультирования или совместной активности специалиста с ребенком и семьей в ЕЖС.
Консультирование родителей/воспита- телей и специалистов и/или совместная активность специалиста с ребенком и семьей проводятся в целях формирования у ребенка и родителей/воспитателей нового опыта, развития речи и общения ребенка (в том числе с использованием средств дополнительной и альтернативной коммуникации, вспомогательных средств), развития подвижности, формирования социально-бытовых навыков, в том числе, с использованием вспомогательных средств. Консультирование родителей/ воспитателей и специалистов осуществляется в области социального и эмоционального развития ребенка, его взаимодействия с родителями/воспитателями и в семье, формирования привязанности, саморегуляции.
Дополнительные услуги ранней помощи — услуги ранней помощи, которые оказываются согласно ИПРП ребенку и семье в виде дополнения к основным и специализированным услугам. К дополнительным услугам ранней помощи относятся социально-педагогические услуги, предоставляемые в форме детских и детско-родительских групповых мероприятий, направленных на социальную адаптацию детей и семей.
Специалисты, работающие в ранней помощи
Примерный перечень должностей подразделения по оказанию услуг ранней помощи определяется областями жизнедеятельности и факторами, на нее влияющими: руководитель подразделения; психолог (педагог-психолог, клинический психолог); учитель-дефектолог; специальный педагог; учитель-логопед; инструктор-методист по адаптивной физической культуре; социальный педагог; педиатр и другие (например, физический терапевт, эрготерапевт). Специалисты должны иметь специализацию в области ранней помощи, полученную в рамках программ основного или дополнительного профессионального образования. Важно отметить, что кроме педиатра в перечень должностей не включаются врачи других специальностей. Это связано с целями ранней помощи, которые направлены на развитие и функционирование ребенка. Все необходимые данные относительно здоровья, состояния функций и структур организма должны получаться на основе межведомственного взаимодействия.
Помещения и оборудование
Подразделение по оказанию услуг ранней помощи должно включать, как минимум: помещения для проведения индивидуальной и групповой работы; для хранения документации и работы с ней сотрудников; для работы администратора (диспетчера/ медстатиста); помещения для хранения одежды; для приема пищи сотрудниками; ожидания очереди; для хранения игровых средств и специального оборудования; туалеты. Подразделение должно быть обеспечено высокоскоростным каналом интернет, позволяющим сотрудникам в течение рабочего дня проводить дистанционную работу с семьей; оснащено оргтехникой, включая компьютеры, исходя из необходимости обеспечения каждого сотрудника компьютерным местом; принтером, копировальной техникой, веб-камерой, позволяющей осуществлять видеозапись взаимодействия специалистов с получателями услуг и воспитателей с детьми с согласия родителей (законных представителей) ребенка.
Вход в помещения подразделения и сами помещения должны быть оборудованы по принципу безбарьерной среды.
Для работы подразделения ранней помощи рекомендуются следующие виды оборудования и приспособлений: игровые средства (музыкальные игрушки, игрушки на решение проблем, мягкие игрушки, куклы, дидактические материалы, электронные игрушки и приборы, конструкторы, канцелярские наборы, адаптированные игрушки, наборы для символической игры и пр.); крупное оборудование для организации игровой и двигательной активности; вспомогательные технические средства для позиционирования и передвижения; вспомогательное оборудование для альтернативной и дополнительной коммуникации; специальные приспособления для демонстрации правильного кормления и пр.
Заключение
Первые несколько лет считаются наиболее важным этапом в жизни человека. Оптимальное развитие физических, социальных, эмоциональных, когнитивных и коммуникативных областей жизненно важно для непосредственного и долгосрочного здоровья и благополучия детей. То, что происходит с детьми в ранние годы, сильно влияет на их физическое и психическое здоровье, на возможности обучения, особенно связанные с грамотностью и счетом, на освоение множества навыков, нужных в повседневной жизни. Ранний опыт детей может формировать траектории развития, которые становятся все более сложными для изменения, когда дети растут. Многочисленные исследования свидетельствует о важности развития мозга ребенка на основе опыта первых нескольких лет жизни. Среди преимуществ раннего начала помощи ребенку и семье также указывается на то, что меры, направленные на борьбу с социальной изоляцией детей с ограничениями жизнедеятельности в раннем детстве, являются экономически более эффективными, чем мероприятия, осуществляемые на более поздних этапах жизненного цикла.
В России происходит активное развитие системы ранней помощи, практически в каждом регионе открываются службы/ центры/подразделения ранней помощи, разрабатывается нормативно-правовая и методическая база для обеспечения функционирования ранней помощи. Исключительно важно сейчас принять меры, для того чтобы в этот период специалисты получили необходимые знания о технологии ранней помощи. В связи с этим перспективным направлением представляется разработка образовательных курсов по ранней помощи как для переподготовки, так и для повышения квалификации специалистов, а также разработка стандарта новой для России специальности «специалист по ранней помощи», что позволит реализовать принципы доступности, функциональности помощи для всех нуждающихся детей, независимо от места их проживания.
Литература
- Банди А., Лейн Ш., Мюррей Э. Сенсорная интеграция. Теория и практика. М.: Теревинф, 2017.
- Казьмин А.М. Участие: теоретические аспекты и оценка в практике ранней помощи [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология, 2015. Т. 4. № 2. С. 115—127. URL: http:// psyjournals.ru/psyclin/2015/n2/Kazmin.shtml (дата обращения: 21.05.2017).
- Клочкова Е.В. Введение в физическую терапию: реабилитация детей с церебральным параличом и другими двигательными нарушениями неврологической природы. М.: Теревинф, 2014. 288 с.
- Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р. URL: http:// government.ru/media/files/ 7NZ6EKa6SOcLcCCQbyMRXHsdcTmR9lki.pdf (дата обращения: 14.05.2017).
- Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб.: Издательство СПбГУ, 1999. 285 с.
- Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 года № 2723-р. URL: http://docs.cntd.ru/document/420386593 (дата обращения: 14.05.2017).
- Стандартные требования к организации деятельности службы раннего вмешательства / Аксенова О.Ж., Баранова Н.Ю., Емец М.М., Самарина Л.В. СПб.: Тасис, 2013.
- Служба раннего вмешательства: Методические рекомендации для практической работы с детьми в службе ранней помощи. 2-е изд., дополн. / Л.В. Блохина, С.В. Калинина, Н.И. Морозова, Л.В. Самарина, Т.И. Сивухина, И.И. Торопова. М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2010.
- Течнер С., Мартинсен Х. Введение в альтернативную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра. М.: Теревинф, 2014. 423 с.
- Ainsworth M.D.S. et al. Patterns of attachment: A psychological study of the Strange Situation. NJ: Erlbaum, 1978. 183 p.
- Ballew J., Mink G. Case management in the human services. Springfield, IL: Charles C. Thomas, Publisher, 1986.
- Björck-Åkesson E. et al. The International Classification of Functioning, Disability and Health and the version for children and youth as a tool in child habilitation/early childhood intervention — Feasibility and usefulness as a common language and frame for practice. Disability and Rehabilitation, 2010. 32 (S1). P. 125—138.
- Bobath B., Bobath K. The Neuro-Developmental Treatment. In: Scrutton D. et al., 1984. Management of the Motor Disorders of Children with Cerebral Palsy. Clinics in Developmental Medicine 90, Spastics International Medical Publications, Oxford. P. 6—1.
- Bowlby J. Attachment and loss: Volume 1 Attachment. ¾ NY: Tavistock Institute of Human Relations, 1969/1982. 402 p.
- Brazelton T.B., Cramer B.G. The earliest relationship. Parents, infants and the drama of early attachment. London, 1991.
- Brouwers N. (2014). Structural challenges to implementation of early intervention of the bio-psychosocial model. International Journal of Disability Management, 9. doi:10.1017/idm.2014.65
- Engel G.L. The clinical application of the biopsychosocial model / G.L. Engel // American Journal of Psychiatry. 1980. Vol. 137
- Guralnick M.J. (2005). Inclusion as a core principle in the early intervention system. In M. J. Guralnick (Ed.) The developmental systems approach to early intervention. P. 59—69. Baltimore: Brookes.
- Jane Case-Smith, Jane Clifford. Occupational Therapy for Children, Mosby Elsevier, 2010.
- Spitz R.A. Hospitalism: An inquiry into genesis of psychiatric conditions in early childhood // Psychoanalytic Study of the Child, 1945. Vol. 1. P. 53—74.
- 1The St. Petersburg — USA Orphanage Research Team The effects of early social-emotional and relationship experience on the development of young orphanage children // Monographs of the Society for Research in Child Development, 2008. Vol. 73. 300 p.
- Van IJzendoorn M.H. et al. Children in Institutional Care: Delayed Development and resilience // Monographs of the Society for Research in Child Development, 2011. Vol. 76 (4). P. 8—30.
- Warren S.F., Bambara L.M. An experimental analysis of milieu language intervention: Teaching the action-object form. Journal of Speech and Hearing Disorders, 1989. 54. 448—461.
- Warren S.F. et al. Responsivity education / prelinguistic milieu teaching. In R.J. McCauley, M. Fey (Eds.) / Treatment of language disorders in children, 2006. P. 47—75. Baltimore: Brookes.
- Zeanah C.H. et al. and the BEIP Core Group Attachment in institutionalized and community children in Romania // Child Development, 2005. V. 76. P. 1015—1028.
- McWilliam R. Routines-Based Early Intervention: Supporting Young Children and Their Families. Brookes Publishing; 1 edition, 2010.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4180
В прошлом месяце: 46
В текущем месяце: 56
Скачиваний
Всего: 5622
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 8