Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 123Рубрики 53Авторы 9566Новости 1882Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

30 место — направление «Психология»

0,404 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,000 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Аутизм и нарушения развития

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1994-1617

ISSN (online): 2413-4317

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2003 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: Русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Связь комплекса психических функций с формированием навыка распознавания эмоций у детей с расстройствами аутистического спектра 62

|

Меснянкина К.К,
директор, Автономная некоммерческая организация профессиональной помощи детям с трудностями в обучении и социализации «Иное детство» (АНО «Иное детство»),, Ростов-на-Дону, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4386-926X
e-mail: k.mesnyankina@yandex.ru

Сарелайнен А.И.
кандидат психологических наук, доцент Академии психологии и педагогики, Южный федеральный университет (ФГАОУ ВО ЮФУ), Ростов-на-Дону, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2275-233X
e-mail: saartavalla@mail.ru

Анищенко С.И.
PhD, научный сотрудник Академии биологии и биотехнологии, Южный федеральный университет (ФГАОУ ВО ЮФУ), Ростов-на-Дону, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4010-0650
e-mail: sergey.anishenko@gmail.com

Аннотация

Исследование посвящено выявлению связей уровня развития психических функций и их составляющих со способностью детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) распознавать эмоции и с успешностью обучения их этому навыку. С помощью нейропсихологических и психолого-педагогических методик измерялись такие психические функции как зрительное восприятие, внимание, мышление, а также оптико-пространственный анализ и синтез. В исследовании приняли участие 19 детей с РАС в возрасте от 6 до 12 лет (Me=9), из них 17 мальчиков и 2 девочки. Обучение состояло из 12 занятий. Результаты исследования показали, что успешность распознавания детьми с РАС эмоций по лицевой экспрессии связана с уровнем развития у них оптико-пространственного анализа и синтеза. Выявлено, что успешность обучения детей, имеющих РАС, распознаванию эмоций по лицевой экспрессии также связана с уровнем развития у них оптико-пространственного анализа и синтеза, категориального мышления и операций обобщения и абстрагирования.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 15- 36-01343).

Благодарности

Авторы приносят благодарность К.А. Федоряка за помощь в проведении исследования, а также дизайнерам, работавшим над проектом: Д. Тухватулиной и М. Канину.

Литература
  1. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. Москва: ВЛАДОС, 2008. 115 карт.
  2. Дрогунова А.В., Каримулина Е.Г. Восприятие эмоций по лицевой экспрессии детьми с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2014. Т. 3. № 4. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2014/n4/Drogunova_Karimulina.shtml   (дата   обращения: 15.12.2020)
  3. Лурия А.Р. Высшие корковые функции и их нарушения при локальных поражениях мозга. Изд. 2-е, доп. Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1969. 504 с.
  4. Меснянкина К.К., Сарелайнен А.И., Анищенко С.И., Калинин К.Б. Мобильное приложение для формирования навыков распознавания и выражения эмоций у детей с расстройствами аутистического спектра: проблемы и принципы создания // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016. Т. 5. № 5A. С. 138—150.
  5. Микадзе Ю.В., Скворцов А.А. Содержание понятий «нейропсихологический фактор» и «синдром» в контексте метода синдромного анализа А.Р. Лурии // Вопросы психологии. 2014. № 4. С. 60—71.
  6. Переверзева Д.С., Горбачевская Н.Л. Особенности зрительного восприятия у детей с расстройствами аутистического спектра // Современная зарубежная психология. 2013. Т. 2. № 2. С. 130—142.
  7. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки познавательной деятельности. Москва: АРКТИ, 2017. 66 с. ISBN 978-5-89415-983-6.
  8. Adolphs R. Recognizing emotion from facial expressions: psychological and neurological mechanisms. Behavioral and Cognitive Neuroscience Reviews, 2002, vol. 1, no. 1, pp. 21—62. DOI:10.1177/1534582302001001003
  9. Anishchenko S. et al. Mobile Tutoring System in Facial Expression Perception and Production for Children with Autism Spectrum Disorder. In Imai F. et al. (eds.) Proceedings of the 12th International Joint Conference on Computer Vision, Imaging and Computer Graphics Theory and Applications: Vol. 5. Porto, 2017. Pp. 319—324. ISBN 978-989-758-226-4. DOI:10.5220/0006146003190324
  10. Berggren S. et al. Emotion recognition training in autism spectrum disorder: A systematic review of challenges related to generalizability. Developmental Neurorehabilitiation, 2018, vol. 21, no. 3, pp. 141—154. DOI:10.1080/17518423.2017.1305004
  11. Brewer R. et al. Face perception in autism spectrum disorder: Modulation of holistic processing by facial emotion. Cognition, 2019, vol. 193, article no. 104016. DOI:10.1016/j.cognition.2019.104016
  12. Ekman P., Rosenberg E.L. What the Face Reveals: Basic and Applied Studies of Spontaneous Expression Using the Facial Action Coding System (FACS). New York: Publ. Oxford University Press, 1999. 512 p. ISBN 0-1951-0447-1.
  13. Ekman P. et al. Facial Action Coding System: the Manual. Salt Lake City: Publ. A Human Face, 2002. 1 CD-ROM. ISBN 978-0-93183501-8.
  14. Ewing L. et al. Atypical information-use in children with autism spectrum disorder during judgments of child and adult face identity. Developmental Neuropsychology, 2018, vol. 43, no. 4, pp. 370—384. DOI:10.1080/87565641.2018.1449846
  15. Golan O. et al. Enhancing emotion recognition in children with autism spectrum conditions: an intervention using animated vehicles with real emotional faces. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2010, vol. 40, no. 3, pp. 269— 279. DOI:10.1007/s10803-009-0862-9
  16. Geurts H.M. et al. The paradox of cognitive flexibility in autism. Trends in Cognitive Sciences, 2009, vol. 13, no. 2, pp. 74— 82. DOI:10.1016/j.tics.2008.11.006
  17. Gonzalez-Gadea M.L. et al. Emotion recognition and cognitive empathy deficits in adolescent offenders revealed by context-sensitive tasks. Frontiers in Human Neuroscience, 2014, vol. 8, p. 850. DOI:10.3389/fnhum.2014.00850
  18. Grynszpan O. et al. Innovative technology-based interventions for autism spectrum disorders: a meta-analysis. Autism: the international journal of research and practice, 2014, vol. 18, no. 4, pp. 346—361.  DOI:10.1177/1362361313476767
  19. Harms M. et al. Facial Emotion Recognition in Autism Spectrum Disorders: A Review of Behavioral and Neuroimaging Studies. Neuropsychology review, 2010, vol. 20, pp. 290—322. DOI:10.1007/s11065-010-9138-6
  20. Kovach C.K., Adolphs R. Investigating attention in complex visual search. Vision Research, 2015, vol. 116 Part B, pp. 127— 141. DOI:10.1016/j.visres.2014.11.011
  21. Klin A. et al. Visual Fixation Patterns during Viewing of Naturalistic Social Situations as Predictors of Social Competence in Individuals with Autism. Archives of General Psychiatry, 2002, vol. 59, no. 9, pp. 809—816. DOI:10.1001/ archpsyc.59.9.809
  22. Lawrence K. et al. Age, gender, and puberty influence the development of facial emotion recognition. Frontiers in Psychology, 2015, vol. 6, p. 761. DOI:10.3389/fpsyg.2015.00761
  23. Lee S.B. et al. Theory of mind as a mediator of reasoning and facial emotion recognition: findings from 200 healthy people. Psychiatry Investigation, 2014, vol. 11, no. 2, pp. 105—111. DOI:10.4306/pi.2014.11.2.105
  24. Lozier L.M. et al. Impairments in facial affect recognition associated with autism spectrum disorders: a meta-analysis. Development and Psychopathology, 2014, vol. 26, no. 4 Part 1, pp. 933—945. DOI:10.1017/S0954579414000479
  25. Maurer D. et al. The many faces of configural processing. Trends in Cognitive Sciences, 2002, vol. 6, no. 6, pp. 255—260. DOI:10.1016/S1364-6613(02)01903-4
  26. Mondloch C. et al. Developmental changes in face processing skills. Journal of Experimental Child Psychology, 2003, vol. 86, no. 1, pp. 67—84. DOI:10.1016/S0022-0965(03)00102-4
  27. Naumann S. et al. Neurophysiological correlates of holistic face processing in adolescents with and without autism spectrum disorder. Journal of Neurodevelopmental Disorders, 2018, vol. 10, no. 27. DOI:10.1186/s11689-018-9244-y
  28. Olszanowski M. et al. Warsaw set of emotional facial expression pictures: a validation study of facial display photographs. Frontiers in Psychology, 2015, vol. 5, p. 1516. DOI:10.3389/fpsyg.2014.01516
  29. Petrakova A. et al. Configural face perception in childhood and adolescence: An individual differences approach. Acta Psychologica, 2018, vol. 188, pp. 148—176. DOI:10.1016/j.actpsy.2018.06.005
  30. Rump K.M. et al. The Development of Emotion Recognition in Individuals with Autism. Child Development, 2009, vol. 80, no. 5, pp. 1434—1447. DOI:10.1111/j.1467-8624.2009.01343.x
  31. Tanaka J.W., Sung, A. The “Eye Avoidance” Hypothesis of Autism Face Processing. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2016, vol. 46, pp. 1538—1552. DOI:10.1007/s10803-013-1976-7
  32. Tang J. et al. Face Recognition and Visual Search Strategies in Autism Spectrum Disorders: Amending and Extending a Recent Review by Weigelt et al. PLoS One, 2015, vol. 10, no. 8, article no. e0134439. DOI:10.1371/journal.pone.0134439
  33. Uljarevic M. et al. Recognition of emotions in autism: a formal meta-analysis. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2013, vol. 43, no. 7, pp. 1517—1526. DOI:10.1007/s10803-012-1695-5
  34. Wallace S. et al. Face and object processing in Autism Spectrum Disorders. Autism Research, 2008, vol. 1, no. 1, pp. 43— 51. DOI:10.1002/aur.7
  35. Williams  D.L.  et  al.  Neuropsychologic   functioning   in   children   with   autism:   further   evidence   for   disordered complex information-processing. Child Neuropsychology, 2006, vol. 12, no. 4—5, pp. 279—298. DOI:10.1080/09297040600681190
  36. Wolf J. M. et al. Specific impairment of face-processing abilities in children with autism spectrum disorder using the “Let's face it!” skills battery. Autism Research, 2008, vol. 1, no. 6, pp. 329—340. DOI:10.1002/aur.5
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика