Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 126Рубрики 53Авторы 9760Новости 1909Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

30 место — направление «Психология»

0,404 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,000 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Аутизм и нарушения развития

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1994-1617

ISSN (online): 2413-4317

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2003 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: Русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Сравнительный анализ эффективности использования прямого и генерализованного условного подкрепления при формировании навыка решения простых арифметических задач у ребенка с РАС 33

|

Колесникова Ю.В.
Специалист психолого-педагогической коррекции, АНО «Центр реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир», Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1971-640X
e-mail: Kolesnikovau80@gmail.com

Аннотация

Проведено сравнение эффективности прямого и генерализованного подкрепления при обучении в рамках прикладного анализа поведения навыку различения арифметических операций в математических задачах. Исследование проводилось в два этапа на протяжении двух недель с участием девочки 9 лет, имеющей расстройство аутистического спектра. На первом этапе проводилось обучение навыкам определения арифметического действия в задачах на умножение и сложение с использованием прямого подкрепления и обучение навыкам определения арифметического действия в задачах на деление и вычитание с использованием генерализованного подкрепления. На втором этапе продолжалось обучение определению арифметических операций, но прямое и генерализованное подкрепление использовалось в переменном режиме. Полученные результаты показали одинаковую эффективность как генерализованного, так и прямого подкрепления при обучении ребенка дифференцированию таких операций как сложение, умножение, вычитание и деление в односоставных задачах.

Ссылка для цитирования

Благодарности

Автор благодарит за обучение и наставничество Юлию Михайловну Эрц, руководителя проекта «Аутизм: коррекционная работа на основе поведенческого анализа (АВА). Теория и практика».

Литература
  1. Ахутина Т.В., Обухова Л.Ф., Обухова О.Б. Трудности усвоения начального курса математики в форме квазиисследовательской деятельности // Психологическая наука и образование. 2001. Т. 6. № 1. С. 65—78.
  2. Купер Дж.О., Херон Т.Э., Хьюард У.Л. Прикладной анализ поведения. Москва: Практика, 2016. 864 c. ISBN 978-5- 89816-157-6.
  3. Питерс Т. Аутизм: От теоретического понимания к педагогическому воздействию. Санкт-Петербург: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. 192 с.
  4. Сандберг М.Л. VB-MAPP: Оценка вех развития вербального поведения и построение индивидуального плана вмешательства: [В 2 ч.: Ч. 2]. Руководство. Программа оценки речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями развития. Ришон ле-Цион: MEDIAL, 2013. 275 с. ISBN 978-965-559-011-1.
  5. Хотылева Т.Ю., Галактионова О.Г., Борисова О.В. Формирование у детей, страдающих аутизмом, умения решать арифметические задачи // Детский аутизм: исследования и практика / ред. В.Н. Касаткин. Москва: РОО «Образование и здоровье», 2008. С. 286—301. ISBN 978-5-9900666-3-2.
  6. Bonfonte S.A., Bourret J.C., Lloveras L.A. Comparing the reinforcing efficacy of tokens and primary reinforces. Journal of Applied Behavior Analysis, 2020, vol. 53, no. 3, pp. 1593—1605. DOI:10.1002/jaba.675
  7. Campanaro A.M., Vladescu J.C., Kodak T. etal. Comparingskillacquisitionundervaryingonsetsofdifferentialreinforcement: A preliminary analysis. Journal of Applied Behavior Analysis, 2020, vol. 53, no. 2, pp. 690—706. DOI:10.1002/jaba.615
  8. Case L.P., Harris K.R., Graham S. Improving the mathematical problem-solving skills of students with learning disabilities: Self-regulated strategy development. The Journal of Special Education, 1992, no. 26, vol. 1, pp. 1—19. DOI:10.1177/002246699202600101
  9. Cassel J., Reid R. Use of a self-regulated strategy intervention to improve word problem-solving skills of students with mild disabilities. Journal of Behavioral Education, 1996, vol. 6, pp. 153—172. DOI:10.1007/BF02110230
  10. Fiske K.E., Isenhower R.W., Bamond M.J., Lauderdale-Littin S. An analysis of the value of token reinforcement using a multiple-schedule assessment. Journal of Applied Behavior Analysis, 2020, vol. 53, no, 1, pp. 563—571. DOI:10.1002/ jaba.613
  11. Fisher W., Piazza C.C., Bowman L.G. et al. A comparison of two approaches for identifying reinforcers for persons with severe and profound disabilities. Journal of Applied Behavior Analysis, 1992, vol. 25, no. 2, pp. 491—498. DOI:10.1901/ jaba.1992.25-491
  12. Jitendra A., Hoff K.  The  effect  of  schema-based  instruction  on  mathematical  word-problem-solving  performance of students with learning disabilities. Journal of Learning Disabilities, 1996, vol. 29, no. 4, pp. 422—431. DOI:10.1177/002221949602900410
  13. Jitendra A., Xin Y.P. Mathematical word-problem-solving instruction for students with mild disabilities and students at risk for math failure; A research synthesis. The Journal of Special Education, 1997, vol. 30, no. 4, pp. 412—438. DOI:10.11 77/00224669050390030501
  14. Koegel R.L. Williams J.A. Direct versus indirect response-reinforcer relationships in teaching autistic children. Journal of Abnormal Child Psychology, 1980, vol. 8, no. 4, pp. 537—547. DOI:10.1007/BF00916505
  15. Leon Y., Borrero J.C., DeLeon I.G. Parametric analysis of delayed primary and conditioned reinforcers. Journal of Applied Behavior Analysis, 2016, vol. 49, no. 3, pp. 639—655. DOI:10.1002/jaba.311
  16. Levingston H.B., Neef N.A., Cihon T.M. The effects of teaching precurrent behaviors on children’s solution of multiplication and division word problems. Journal of Applied Behavior Analysis, 2009, vol. 42, no. 2, pp. 361—367. DOI:10.1901/ jaba.2009.42-361
  17. Miller S.P., Mercer C.D. Using graduated word problem sequence to promote problem-solving skills. Learning Disabilities Research and Practice, 1993, vol. 8, no. 3, pp. 169—174.
  18. Montague M., Applegate B., Marquard K. Cognitive strategy instruction and mathematical problem-solving performance of students with learning disabilities. Learning Disabilities Research & Practice, 1993, vol. 8, no. 4, pp. 223—232.
  19. Neef N.A., Nelles D., Iwata B.A., Page T.J. Analysis of precurrent skills in solving mathematics story problems. Journal of Applied Behavior Analysis, 2003, vol. 36, no. 1, pp. 21—33. DOI:10.1901/jaba.2003.36-21
  20. Senn L.P., Bayles M.W., Bruzek J.L. An evaluation of praise as a reinforcer for preschoolers’ behavior. Journal of Applied Behavior Analysis, 2020, vol. 53, no. 1, pp. 315—330. DOI:10.1002/jaba.591
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика