Современные проблемы детей-сирот

3713

Аннотация

В статье проводится анализ зарубежных публикаций, где рассматриваются основные проблемы, возникающие у детей, оставшихся без попечения родителей. Приводится международная статистика по количеству детей-сирот в мире. Анализируется положения детей-сирот в Африке, потерявших родителей вследствие СПИДа и отмечаются трудности жизнеобеспечения таких детей. Дается характеристика детей-сирот, пребывающих в институциональных условиях, и влияние воспитания в детском доме на психологическое здоровье таких детей. Приводятся результаты международных исследований, позволяющих выявить некоторые особенности детей-сирот, находящихся в тяжелой жизненной ситуации

Общая информация

Ключевые слова: дети, нищета, психологические проблемы, сироты, ВИЧ

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2015040201

Для цитаты: Ларин А.Н., Коноплева И.Н. Современные проблемы детей-сирот [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2015. Том 4. № 2. С. 5–10. DOI: 10.17759/jmfp.2015040201

Полный текст

 
 

Актуальность проблемы детей-сирот в мире

Потеря родителей для ребенка является наиболее значимой потерей в жизни. Обстоятельства такой потери могут существенно повлиять на развитие ребенка и формирование его способностей, а также на возникновение различных психологических и психиатрических проблем.

По мнению B. Gindis, институциональная культура может быть питательной средой для институционального поведения среди детей, которые не получают адекватного ухода и правильного взаимодействия со взрослыми в раннем детстве, приобретая при этом психологическую травму. Кроме этого, дети-сироты часто вынуждены жить в режиме выживания [11].

Так, Kristen Howerton установлено, что ребенок, росший в условиях заботы и последовательного ухода в первые три года жизни, развивается лучше, чем ребенок, от которого отказалась при рождении. Дети, попавшие в детский дом в раннем возрасте, зачастую имеют существенные проблемы развития памяти [18].

В соответствии с определением ООН, детьми-сиротами являются дети, потерявшие одного (сирота по матери или отцу) или двух родителей [16, p. 13].

Проблемой сиротства занимаются во всем мире, т.к. она является очень актуальной в связи со значительным количеством детей, находящихся в бедственном положении. Так в США и Европе насчитывается около 2 млн. детей, оставшихся без попечения родителей. В тоже время в других регионах мира (Африка, Юго-Восточная Азия, Карибский бассейн) количество детей-сирот вызывает серьезное беспокойство руководителей стран [3].

Следует рассмотреть неутешительную статистику: так по данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) 163 млн. детей во всем мире, от младенцев до подростков, не имеют одного из родителей (около 13 млн. — полные сироты). Более 17 млн. детей осиротели в результате смерти родителей от ВИЧ\СПИДа (большинство из них проживает в Африке, к югу от Сахары и в Юго-Восточной Азии);

—   более 7 млн. детей в мире воспитываются в учреждениях для детей-сирот;

—   ежедневно умирает около 19 тыс. детей в возрасте до пяти лет;

—   22 млн. детей являются беженцами, вынужденными покинуть свои дома из-за насилия или стихийных бедствий;

—   более 1 миллиарда детей живут в странах, пострадавших от вооруженных конфликтов;

—   67 млн. детей начального школьного возраста не ходят в школу [6].

В статье 20 Конвенции о правах ребенка сказано, что ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством в соответствии с национальным законодательством. Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, «кафа- ла» по исламскому праву, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми [1].

Согласно исследованию F. Busuttil, в некоторых странах дети-сироты не имеют жилья, страдают от крайней нищеты и не способны прокормить себя. Они не имеют доступа к элементарным средствам гигиены и лекарствам, не получают должной медицинской помощи, часто становятся жертвами преступных действий, таких как работорговля с целью эксплуатации детского труда или сексуальной эксплуатации, а также торговля органами [4].

Особенности возникновения
сиротства на Африканском континенте

Катастрофических масштабов сиротство достигло в Африке, где каждый четвертый человек ВИЧ-инфицирован. Это заболевание оставило около 13 млн. африканских детей в возрасте до пятнадцати лет без одного или двух родителей. Многие аналитики считают, что сиротство является более серьезной проблемой, чем увеличение детской смертности в Африке.

Количество детей-сирот за последние годы сильно увеличилось из-за многочисленных эпидемий в Африке. ВИЧ, СПИД и многие другие болезни непосредственно угрожают жизни миллионов родителей каждый день. Причина распространения СПИДа в Африке обуславливается целым рядом социальных и культурных факторов, таких как: рост числа изнасилований женщин и раннее начало половой жизни, большая разница в возрасте девушек и их первых сексуальных партнеров мужского пола, имевших половые связи и ищущих девственниц, чтобы обезопасить себя от СПИДа и т.д.

В результате смерти родителей от СПИДа дети остаются предоставленными сами себе, страдая от голода и невозможности удовлетворить свои базовые потребности [17]. Зачастую дети-сироты становятся жертвами дискриминации [14], теряют поддержку окружающих, а также получают отказ в медицинской помощи [7]. Они находятся в группе повышенного риска вследствие недоедания, плохого физического и психического здоровья, подвержены риску стигматизации и незаконной эксплуатации. Дети-сироты имеют высокий риск заражения ВИЧ-инфекцией в результате материнской передачи, а также в результате проституции и сексуальной эксплуатации. Многие дети-сироты из-за финансовых проблем вынуждены бросить учебу, что затрудняет их будущие возможности трудоустройства и своего экономического роста [5].

Абрахам Маслоу считает, что все люди достойны того, чтобы стать тем, кем они хотят, реализовать себя и улучшить собственную жизнь. В сущности он согласен, что потребность человека в самоактуализации реализуется через удовлетворение различных иерархических потребностей [13]. Emily Ganga и Kudzai Chinyoka провели исследование, в ходе которого установили, что невозможность достижения успеха в жизни может привести к формированию различных стрессов, которые неблагоприятно влияют на жизнедеятельность человека. Неспособность самореализации обусловлена множеством факторов, которые включают в себя различные формы бедности.

Дети, родившиеся в условиях нищеты, не могут из нее выбраться и лишь усугубляют ее. Если их родители умирают, то они вынуждены нести бремя бедности в сиротстве, становясь наиболее уязвимыми перед различными неблагоприятными факторами [8].

Смерть родителей оказывает на детей огромное воздействие и является причиной отклонений в их психологическом и социальном развитии. Дети-сироты имеют слабое развитие эмоционального интеллекта и жизненных навыков, таких как: коммуникативные навыки, навыки принятия решений, навыки ведения переговоров и т.д. Кроме того, они зачастую теряют веру в будущее и имеют низкую самооценку [2].

Исследование, проведенное в Эфиопии, показало, что оценка уровня эмоционального регулирования у сирот, ставших таковыми вследствие смерти родителей от СПИДа, была ниже, чем у других детей-сирот. У них был выявлен низкий уровень эмоциональной адаптации и терпеливости, а также высокий уровень тревожности, усталости и депрессии. Отмечается чувство безнадежности и пессимизма. Кроме того, большая часть детей-сирот имеют такие психологические проблемы, которые могут повлиять на их настоящую и будущую жизнь [9].

Воздействие СПИДа на данный регион таково, что оно уже затрагивает вопросы демографии, в частности, нарушается баланс между смертностью и рождаемостью, идет снижение продолжительности жизни, что, в конечном итоге, влияет на рост численности населения [17].

Влияние институционального воспитания на личность ребенка.

Кроме этого немаловажное значение имеет оказание помощи детям, воспитывающимся в различных детских домах по всему миру. Отмечается, что дети, воспитывающиеся в институциональных условиях, получают меньше внимания и испытывают недостаток психологического контакта, что влияет на их душевное благополучие и приводит к усугублению личностных проблем [18].

V. Tarko отмечает, что исследование, проведенное на детях-сиротах в Румынии, показало: дети, воспитывающиеся в детском доме, отстают в умственном и физическом развитии. Однако правильный подход к их воспитанию может, в некоторой степени, минимизировать эти негативные последствия, особенно у девочек. В ходе исследования были выявлены существенные различия в вербальных навыках, интеллекте, поведенческих реакциях между мальчиками и девочками.

Тесты на интеллект показали различия между девочками, воспитывающимися в приемных семьях и в условиях детского дома, в то же время у мальчиков существенных различий не выявлено. Ученые считают, что это связано с более сильной подверженностью мальчиков к поведенческим расстройствам (гиперак­тивность, агрессия и т.д.), а девочек к эмоциональным (депрессия, тревожность). По мнению ученых, девушки более восприимчивы к проживанию в приемных семьях, что снижает негативные проявления больше, чем у мальчиков [15].

У детей, оставшихся без попечения родителей, могут наблюдаться следующие психологические проблемы:

—     коммуникативные трудности;

—    деструктивные тенденции личности;

—     склонность к манипулированию;

—     лживость;

—     страх быть покинутым;

—     трудности при принятии решений;

—     агрессивность;

—    склонность к борьбе за власть и отстаиванию своих прав;

—     повышенная сексуальность и т.д.

Психологическое чувство «сиротства» и «брошенно- сти» не заканчивается в детстве. При недостатке внимания и заботы они будут добиваться их и в зрелом возрасте. Так же это является одной из причин, по которой дети-сироты зачастую отказываются от своих детей.

Вот некоторые из проблем, с которыми могут столкнуться дети в зрелом возрасте:

—     трудности в отношениях;

—     правовые проблемы;

—     профессиональные проблемы;

—     бездомность;

—     депрессивные и тревожные состояния;

—     отказ от собственных детей;

—     сексуальная распущенность;

—    наркомания и алкоголизм;

—   слабые навыки совладающего поведения и т.д. [18].

Еще одной проблемой, по мнению B. Grindis, можно назвать такое явление, как «институциональный аутизм», заключающийся в проявлении черт аутизма при выходе ребенка из институциональной среды (например, усыновление) [10].

По мнению ученых, решение проблемы детей-сирот заключается в создании эффективных групповых программ помощи детям. И хотя доказательством этому служат многие положительные примеры, эффективность таких программ должна оцениваться с точки зрения обеспечения физических и эмоциональных потребностей детей и соответствовать их культурным особенностям. При этом международное усыновление не является панацеей для детей-сирот, в том числе и африканских. Наоборот, это слишком малая часть решения огромной проблемы, призывающей к масштабным усилиям. Только в ситуациях, когда родственные и общественные усилия не в состоянии обеспечить безопасность, можно рассматривать возможность международного усыновления, учитывая этические и культурные особенности ребенка. Усыновление может рассматриваться как часть общей программы, так и как небольшое и временное решение проблемы [12].

В январе 2004 года ЮНИСЕФ сообщил, что при международном усыновлении должны учитываться интересы ребенка, этот процесс должен быть безопасным и минимизировать все риски. Хотя все проблемы по поводу международного усыновления не могут быть устранены, существуют различные правовые и процессуальные гарантии, предусмотренные в Конвенции о правах ребенка и Гаагской конвенции [19].

На родине ребенку должна быть оказана поддержка по обеспечению временным жильем и расширению доступа к медицинским услугам, образованию и питанию. Мероприятия по охране детства должны основываться на программах и практике, направленных на решение долгосрочных задач, например, привлечение местных властей и общественных объединений к мероприятиям по оказанию помощи детям-сиротам. Должна вестись работа на международном уровне по вопросам усыновления и помощи детям. Развитие широкого диалога по данной проблеме посредством различных конференций, обмена опытом, студенческих стажировок и т.д. будет способствовать активизации поиска путей ее решения [12].

Литература

  1. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]: Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года // Конвенции и соглашения / Организация Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon (дата обращения: 5.07.2015).
  2. Afework T. A Comparative Study of Psychological Wellbeing between Orphan and Non-orphan Children in Addis Ababa [Электронный ресурс]: The Case of Three Selected Schools in Yeka Sub-city. Addis Ababa: Addis Ababa university. School of psychology clinical, health, and counseling psychology programs unit, 2013. 89 p. URL: http://www.ovcwellbeing.org/wp-content/uploads/2013/07/Afework-Thesis.pdf (дата обращения: 5.07.2015).
  3. Bailey J.D. Orphan Care: An Introduction [Электронный ресурс] // Social Work and Society. 2009. Vol. 7, №1. P. 1–12. URL: http://www.socwork.net/sws/article/view/40/343 (дата обращения: 27.04.2015).
  4. Busuttil F. Orphaned Children Around the World [Электронный ресурс] // Humanium: together for children's rights. 2011. URL: http://www.humanium.org/en/orphans/ (дата обращения: 16.04.2015).
  5. Caring for children affected by HIV and AIDS / United Nations Children’s Fund (UNICEF). Florence, Italy: UNICEF Innocenti Research Centre. 2006. 53 p.
  6. Children's Statistics [Электронный ресурс] // SOS children’s villages. USA. 2012. URL: http://www.sos-usa.org/our-impact/childrens-statistics (дата обращения: 17.04.2015).
  7. Persisting mental health problems among AIDS-orphaned children in South Africa / L. Cluver [et al.] // Journal of Child Psychiatry and Psychology. 2012. №53. P. 363–370. doi:10.1111/j.1469-7610.2011.02.
  8. Ganga E., Chinyoka K. Exploring Psychological Disorders Caused By Poverty amongst Orphans and Vulnerable Children Living Within Child – Headed Households // Journal of Sustainable Development in Africa Clarion University of Pennsylvania. Clarion, Pennsylvania. 2010. Vol. 12, № 4. P. 186–198.
  9. Psychological distress and its predictors in AIDS orphan adolescents in Addis Ababa city [Электронный ресурс]: A comparative survey / Getachew, H. [et al.] // Ethiopia journal of health development. 2011. Vol. 25, № 2. P. 135–142. URL: http://www.academia.edu/6278533/Health_and_HIV_AIDS_Response_Officer_World_Vision_Ethiopia_Psychological_distress_and_its_predictors_in_AIDS_orphan_adolescents_in_Addis_Ababa_city_A_comparative_survey (дата обращения: 17.04.2015).
  10. Grindis B. Institutional Autism in Children Adopted Internationally: Myth Or Reality? // International Journal of Special Education. 2008. Vol. 23, № 3. P. 118–123.
  11. Grindis B. Post-Orphanage In Internationally Adopted Children [Электронный ресурс] // BGCENTER: Center for Cognitive-Developmental Assessment & Remediation. 2012. URL: http://www.bgcenter.com/BGPublications/OrphanageBehavior.htm (дата обращения: 27.04.2015).
  12. Jini L.R., Stacey A.S. The African orphan crisis and international adoption [Электронный ресурс] // Social Work. 2006. Vol. 51, № 3. P. 199–210. URL: http://www.biomedsearch.com/article/African-orphan-crisis-international-adoption/151323441.html (дата обращения: 17.04.2015).
  13. Maslow A.H. Chapter 6. Unmotivated Behavior [Электронный ресурс] // Motivation and Personality / A.H. Maslow. 3rd edition N.Y.: Addison Wesley Longman. 1987. P. 62–72. URL: http://faculty.spokanefalls.edu/InetShare/AutoWebs/kimt/maslow%20unmotiv%20beh.pdf (дата обращения: 16.04.2015).
  14. Subbarao K., Mattimore A., Plangemann K. Social Protection of Africa’s Orphans and Other Vulnerable Children: Issues and Good Practices. Program Options. Washington. DC: World Bank, Africa Region, 2001. 43 p. (Africa Region Human Development Working Paper Series).
  15. Tarko V. The Psychological Difficulties of Orphans [Электронный ресурс] // Softpedia. 2006. URL: http://archive.news.softpedia.com/news/The-Psychological-Difficulties-of-Orphans-18378.shtml (дата обращения: 16.04.2015).
  16. The global HIV challenge: Assessing progress, identifying obstacles, renewing commitment: Report on the global AIDS epidemic. UNAIDS, 2008. 28 p.
  17. The Impact of AIDS. Chapter II. Demographic impact of AIDS [Электронный ресурс] // United Nations Department of Economic and Social Affairs, Population Division. 2004. P. 11–38.
  18. The psychological impacts of abandonment [Электронный ресурс] // Rage Against the Minivan. 2011. URL: http://www.rageagainsttheminivan.com/2011/03/psychological-impacts-of-abandonment.html#ixzz3XPDHCeQg (дата обращения: 17.04.2015).
  19. UNICEF's position on inter-country adoption [Электронный ресурс] // UNICEF. 2004. URL: http://www.unicef.org/media/media_55412.html (дата обращения: 17.04.2015).

Информация об авторах

Ларин Александр Николаевич, аспирант кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: aaalll999@rambler.ru

Коноплева Инга Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры клинической и судебной психологии, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8540-8667, e-mail: konopleva.i.n@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2925
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 3713
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 5