Рейтинг
Science Index
РИНЦ 2019
3 место —
направление «Психология»
2,013 —
показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX
1,040 —
двухлетний импакт-фактор
Зарубежный опыт профилактики и преодоления школьной неуспеваемости у детей, воспитывающихся в семьях с низким социально-экономическим статусом 934
Исаев Е.И. доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии им. профессора В.А. Гуружапова факультета «Психология образования», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4652-5780 e-mail: eiisaev@yandex.ru
Косарецкий С.Г. доктор психологических наук, директор центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8905-8983 e-mail: skosaretski@hse.ru
Михайлова А.М. аналитик, центр социального-экономического развития школы Института Образования НИУ ВШЭ, Москва, Россия e-mail: amikhailova@hse.ru
Аннотация
В статье ставится проблема связи образовательной успешности учащихся с социальными и социально-экономическими характеристиками их семей. Дети из социально неблагополучных семей демонстрируют более низкий уровень психологического благополучия и самоэффективности. В дальнейшем это обстоятельство негативно влияет на самооценку и карьерные ожидания подрастающего поколения. На основании такой зависимости выстраивается образовательная политика школы, реализуются конкретные проекты и программ преодоления школьной неуспешности. Целесообразность реализации данного подхода в российских условиях признана в отечественной психолого-педагогической науке и практике, разрабатываются и апробируются соответствующие инструменты. Анализируется феномен академической резильентости – способности учащихся демонстрировать высокие результаты, несмотря на внешние, ограничивающие обстоятельства. Рассматриваются способы и средства преодоления школьной неуспешности: 1) обеспечение дополнительными ресурсами школ, где сконцентрированы дети из семей с низким социально-экономическим статусом, 2) создание консультационных центров и команд специалистов по работе с такими семьями, 3) повышение профессиональной квалификации учителей, 4) издание соответствующей учебной и методической литературы, 5) распространение программ поддерживающего обучения, 6) создание у обучающихся положительного опыта преодоления неуспешности, формирование у них уверенности в своих силах, 7) реализация специальных программ для отстающих с использованием цифровых технологий, 8) вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность
Ссылка для цитирования
Скопировать
Вальдман И.А. Особенности организации
мониторингов учебных достижений в странах мира: национальная программа
оценки NAPLAN в Австралии [Электронный ресурс] // Проблемы современного
образования. 2013. № 2. С. 5–18. URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-organizatsii-monitoringov-uchebnyh-dostizheniy-v-stranah-mira-natsionalnaya-programma-otsenki-naplan-v-avstralii
(дата обращения: 20.03.2019).
Доступность качественного общего
образования: возможности и ограничения / Д.Л. Константиновский [и др.]. М.:
Логос, 2006. 208 с.
Пинская М.А., Косарецкий С.Г., Фрумин
И.Д. Школы, эффективно работающие в сложных социальных контекстах [Электронный
ресурс] // Вопросы образования. 2011. № 4. С. 148–178. URL:
https://vo.hse.ru/data/2013/10/21/1280191371/VO4_11%20Pinskaya.pdf (дата
обращения: 20.03.2019).
Поверх барьеров: исследуем резильентные
школы [Электронный ресурс] / М.А. Пинская [и др.] // Вопросы образования. 2018.
№ 2. С. 198–222. URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/poverh-barierov-issleduem-rezilientnye-shkoly
(дата обращения: 20.03.2019).
Проблема контекстуализации
образовательных результатов: школы, социальный состав учащихся и уровень
депривации территорий [Электронный ресурс] / Г.А. Ястребов [и др.] // Вопросы
образования. 2013. № 4. С. 188–246. URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/problema-kontekstualizatsii-obrazovatelnyh-rezultatov-shkoly-sotsialnyy-sostav-uchaschihsya-i-uroven-deprivatsii-territoriy
(дата обращения: 20.03.2019).
Резильентные школы: высокие достижения в
социально неблагополучном окружении. Информационный бюллетень / М.А. Пинская [и
др.]. Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа
экономики», 2017. 36 с. (Мониторинг экономики образования;
№ 21(120)).
Рощина Я.М. Семейный капитал как фактор
образовательных возможностей российских школьников [Электронный ресурс] //
Вопросы образования. 2012. № 1. С. 257–271. URL:
https://vo.hse.ru/data/2013/11/01/1283174703/VO1_12%20Roshina.pdf (дата
обращения: 20.03.2019).
Ястребов Г.А. Что мы знаем о роли школ в
воспроизводстве социального неравенства (по материалам ведущих социологических
изданий начиная с 1970-х годов) [Электронный ресурс] // Выравнивание шансов
детей на качественное образование: сб. материалов / Под ред. И.Д. Фрумин. М.:
НИУ ВШЭ, 2012. С. 83–99. URL:
https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/cl8cf03wo2/direct/74144428
(дата обращения: 20.03.2019).
Ястребов Г.А., Пинская М.А., Косарецкий
С.Г. Использование контекстных данных в системе оценки качества образования:
опыт разработки и апробация инструментария [Электронный ресурс] // Вопросы
образования. 2014. № 4. С. 58–95. URL:
https://vo.hse.ru/data/2014/12/23/1104091082/Yastrebov.pdf (дата обращения:
20.03.2019).
Abordagem Escolar Integrada de Prevenção
do Abandono Escolar [Электронный ресурс] // Direção-Geral da Educação. URL:
http://www.dge.mec.pt/noticias/outros-temas/abordagem-escolar-integrada-de-prevencao-do-abandono-escolar
(дата обращения: 20.03.2019).
Agasisti T. Academic resilience
[Электронный ресурс]: What schools and countries do to help disadvantaged
students succeed in PISA: OECD working paper no. 167. [Paris]: OECD, 2018.
40 p. URL:
https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/e22490ac-en.pdf?expires=1553529847&id=id&accname=guest&checksum=57F3EEF4E235AB45D5217988C471FF57
(дата обращения: 20.03.2019).
An Unfair Start: Inequality in
Children’s Education in Rich Countries / Y. Chzhen [et al.]. Paris: OECD
Publishing, 2018. 56 p.
Bourdieu P. The forms of capital
[Электронный ресурс] // Handbook of Theory and Research for the Sociology of
Education / Eds. J. Richardson. Westport, CT: Greenwood, 1986. P. 241–258.
URL:
http://www.socialcapitalgateway.org/sites/socialcapitalgateway.org/files/data/paper/2016/10/18/rbasicsbourdieu1986-theformsofcapital.pdf
(дата обращения: 20.01.2019).
Coleman J.S. Equality of Educational
Opportunity (COLEMAN) Study (EEOS). Ann Arbor, MI, 1966. 746 p.
doi:10.3886/ICPSR06389.v3
Education Policy Outlook 2018 «Putting
Student Learning at the Centre». Paris: OECD Publishing, 2018.
347 p.
Education Policy Outlook Germany
[Электронный ресурс]. Paris: OECD, 2014. 25 p. URL:
http://www.oecd.org/edu/EDUCATION%20POLICY%20OUTLOOK%20GERMANY_EN.pdf (дата
обращения: 20.01.2019).
Education Policy Outlook: Belgium.
[Электронный ресурс]. Paris: OECD, 2017. 32 p. URL:
http://www.oecd.org/education/Education-Policy-Outlook-Country-Profile-Belgium.pdf
(дата обращения: 20.01.2019).
Education Policy Outlook: ireland
[Электронный ресурс]. Paris: OECD, 2013. 24 p. URL:
http://www.oecd.org/ireland/EDUCATION%20POLICY%20OUTLOOK%20IRELAND_EN.pdf (дата
обращения: 20.01.2019).
Education Policy Outlook: Portugal.
[Электронный ресурс]. Paris: OECD, 2014. 26 p. URL:
http://www.oecd.org/education/EDUCATION%20POLICY%20OUTLOOK_PORTUGAL_EN.pdf
(дата обращения: 20.01.2019).
Equity and Quality in Education:
Supporting Disadvantaged Students and Schools. Paris: OECD Publishing, 2012.
170 p.
Equity in Education [Электронный
ресурс]: Breaking Down Barriers to Social Mobility. Paris: OECD Publishing,
2018. 192 p. URL:
https://read.oecd-ilibrary.org/education/equity-in-education_9789264073234-en#page1
(дата обращения: 20.01.2019).
Hopkins D. The Practice and Theory of
School Improvement: International Handbook of Educational Change. Dordrecht:
Springer Science and Business Media, 2008. 311 p.
doi:10.1007/1-4020-4452-6
Hopkins D., Reynolds D. The Past,
Present and Future of School Improvement: Towards the Third Age // British
Educational Research Journal. Vol. 27. № 4. P. 459–475.
doi:10.1080/01411920120071461
How do some students overcome their
socio-economic background? [Электронный ресурс] // OECD PISA in Focus. 2011.
№ 5. 4 p. URL:
http://www.oecd.org/pisa/pisaproducts/pisainfocus/48165173.pdf (дата обращения:
20.01.2019).
Kidson M., Norris M. Implementing the
London Challenge [Электронный ресурс] / Joseph Rowntree Foundation; Institute
for government. London: Institute for government, 2014. 22 p. URL:
https://www.instituteforgovernment.org.uk/sites/default/files/publications/Implementing%20the%20London%20Challenge%20-%20final_0.pdf
(дата обращения: 20.01.2019).
Luthar S. Resilience and Vulnerability:
Adaptation in the Context of Childhood Adversities. Cambridge: Cambridge
University, 2003. 610 p. doi:10.1017/CBO9780511615788
MacNeil A.J., Prater D. L., Busch S. The
Effects of School Culture and Climate on Student Achievement // International
Journal of Leadership in Education. 2009. Vol. 12. № 1.
P. 73–84. doi:10.1080/13603120701 576241
Measuring Improvements in Learning
Outcomes: Best Practices to Assess the Value-Added of Schools. Paris: OECD,
2008. 224 p.
Motti-Stefanidi F., Masten A.S. School
Success and School Engagement of Immigrant Children and Adolescents: A Risk and
Resilience Developmental Perspective // European Psychologist. 2013.
Vol. 18. P. 126–135. doi:10.1027/1016-9040/a000139
Neue KMK-Statistik für Ganztagsschulen
2016/2017 [Электронный ресурс] // Bundesministerium für Bildung und Forschung.
URL: https://www.ganztagsschulen.org/de/26435.php (дата обращения:
20.03.2019).
PISA 2009 Results: Overcoming Social
Background: Equity in Learning Opportunities and Outcomes. Volume II. OECD:
Paris, 2010. 224 p.
Promoting Competence and Resilience in
the School Context / A. Masten [et al.] // Professional School Counseling.
2008. Vol. 12. № 2. P. 76–84.
doi:10.1177/2156759X0801200213
Rivkin S.G., Hanushek E.A., Kain J.F.
Teachers, Schools, and Academic Achievement // Econometrica. 2005.
Vol. 73. № 2. P. 417–458.
doi:10.1111/j.1468-0262.2005.00584.x
Rockoff J.E. The Impact of Individual
Teachers on Student Achievement [Электронный ресурс]: Evidence from Panel Data
// The American Economic Review. 2004. Vol. 94. № 2. P. 247–252.
URL: http://www.jstor.org/stable/3592891 (дата обращения: 20.01.2019).
Sammons P., Hillman J., Mortimore P. Key
Characteristics of Effective schools: A review of school effectiveness research
[Электронный ресурс]. London: Office for Standards in Education [OFSTED], 1995.
39 p. URL:
http://www.highreliabilityschools.co.uk/_resources/files/downloads/school-effectiveness/psjhpm1995.pdf
(дата обращения: 20.01.2019).
School bullying in different countries:
prevalence, risk factors, and short-term outcomes [Электронный ресурс] / I.
Zych [et al.] // Protecting children against bullying and its consequences / I.
Zych [et al.]. Cham, Switzerland: Springer, 2017. P. 5–22. URL:
https://link.springer.com/content/pdf/10.1007%2F978-3-319-53028-4_2.pdf (дата
обращения: 20.01.2019).
School Effectiveness and Improvement
Research, Policy and Practice: Challenging the orthodoxy? / Eds. C. Chapman [et
al.]. New York: Routledge, 2012. 298 p.
Socioeconomically disadvantaged students
who are academically successful [Электронный ресурс]: Examining academic
resilience cross-nationally. Amsterdam: International Association for the
Evaluation of Educational Achievement. 2015. 12 p. (Policy Brief;
№ 5). URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED557616.pdf (дата
обращения: 20.01.2019).
The Educational Package [Электронный
ресурс]: A new start for taking part. Bonn: Federal Ministry of Labour and
Social Affairs Information, Publication and Editorial Office, 2015. 18 p.
URL:
http://www.bmas.de/SharedDocs/Downloads/EN/PDF-Publikationen/A857be-educational-package-brochure.pdf?__blob=publicationFile
(дата обращения: 20.01.2019).