Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 139Рубрики 53Авторы 10246Новости 1979Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Современная зарубежная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-4977

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: ежеквартально

Формат: сетевое издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Раскрытие творческих способностей: подход к развитию таланта 179

|

Суботник Р.Ф.
PhD, директор центра школьной психологии и психологии образования, Американская психологическая ассоциация, Вашингтон, США
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6750-0286
e-mail: rsubotnik@apa.org

Ольшевски-Кубилюс П.
PhD, исполнительный директор Центра развития талантов, Северо-Западный университет, США
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4149-9605
e-mail: p-olszewski-kubilius@northwestern.edu

Уоррелл Ф.К.
PhD, профессор, Калифорнийский университет в Беркли, Вашингтон, США
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7122-527X
e-mail: frankc@berkeley.edu

Аннотация

В 2011 году авторы опубликовали обзор англоязычной психологической литературы, связанной с одаренностью, талантом, выдающимся положением, высокой производительностью и творчеством. Осуществленный анализ литературных источников позволил разработать мегамодель развития талантов, которая пока не обрела своей окончательной формы и используется в качестве инструмента для продвижения политики и практики поддержки одаренных детей в таких областях, как наука, искусство, спорт и профессиональная деятельность. Модель содержит семь базовых принципов, к которым недавно добавился восьмой. Эти принципы формулируются следующим образом: (1) одаренность чувствительна к внешнему воздействию и проявляется в разных предметно-специфических областях; (2) одаренным должны быть предоставлены возможности для трансформации своего потенциала в компетенцию, компетенции в экспертный уровень, и экспертного уровня в преобразующее творчество; (3) предметно-специфические области различаются по срокам возникновения интереса к ним, достижения пика интереса и его спада; 4) возможности для развития талантов должны предоставляться в школе, вне школы и после окончания школы; (5) талантливые люди должны уметь пользоваться предоставляемыми им возможностями; (6) психические навыки, такие как преодоление отвлекающих факторов, могут быть усвоены в ходе специального обучения и являются важными в процессе развития талантов; (7) социальные навыки, такие как способность продвигать себя, становятся все более важными в процессе развития талантов; (8) для того чтобы развитие талантов и обучение одаренных стали более сбалансированными, необходим широкий доступ семьи и школы к инсайдерским знаниям, связанным с процессом развития таланта.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Anderson R.K., Boaler J., Dieckmann J. Achieving elusive teacher change through challenging myths about learning: A blended approach // Education Sciences. 2018. Vol. 8. № 3. P. 1–33. DOI:10.3390/educsci8030098
  2. Benchmarking psychosocial skills important for talent development / P. Olszewski-Kubilius [et al.] // New Directions for Child and Adolescent Development. 2019. Vol. 168. P. 161–176. DOI:10.1002cad.20318
  3. Bloom B.J. Generalizations about talent development [Электронный ресурс] // Developing talent in young people / Ed. B.J. Bloom. New York : Ballantine Books, 1985. P. 507–549. URL: https://books.google.ru/books?id=wmDyDwAAQBAJ&lpg=PP1&hl=ru&pg=PP1#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 22.11.2021).
  4. Conceptions of giftedness / Eds. R.J. Sternberg, J.E. Davidson. New York: Cambridge University Press, 1984. 479 p.
  5. Ericsson K.A., Pool R. Peak: Secrets from the new science of expertise [Электронный ресурс]. Boston: Houghton Mifflin Harcourt, 2016. 336 p. URL: https://books.google.ru/books?id=GmcpCgAAQBAJ&lpg=PP1&hl=ru&pg=PP1#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 22.11.2021).
  6. Fransen J., Gullich A. Talent identification and development in game sports // The psychology of high performance: Developing human potential into domain-specific talent / Eds. R.F. Subotnik, P. Olszewski-Kubilius, F.C. Worrell. Washington, DC: American Psychological Association, 2019. P. 59–92. DOI:10.1037/0000120-002
  7. Gladwell M. Outliers: The story of success. New York: Back Bay Books, Little, Brown and Company, 2008. 336 p.
  8. Ifrah G. The universal history of numbers: From prehistory to the invention of the computer. New York: Wiley, 2000. 656 p.
  9. Jarvin L., Subotnik R.F. Wisdom from conservatory faculty: Insights on success in music performance // Roeper Review. 2010. Vol. 32. № 2. P. 78–87. DOI:10.1080/02783191003587868
  10. Krutetskii V.A. The psychology of mathematical abilities in school children. University of Chicago Press, 1976. 417 p.
  11. Lerchenmueller M.J., Sorenson O., Jena A.B. Gender differences in how scientists present the importance of their research: Observational study // BMJ. 2019. Vol. 367. article ID, l6573, 9 p. DOI:10.1136/bmj.l6573
  12. Libertus M.E., Feigenson L., Halberda J. Preschool acuity of the approximate number system correlates with school math ability // Developmental Science. 2011. Vol. 14. № 6. P. 1292–1300. DOI:10.1111/j.1467-7687.2011.01080.x
  13. Olszewski-Kubilius P., Subotnik R.F., Worrell F.C. Aiming talent development toward creative eminence in the 21st Century // Roeper Review. 2016. Vol. 38. № 3. P. 140–152. DOI:10.1080/02783193.2016.1184497
  14. Olszewski-Kubilius P., Subotnik R.F., Worrell F.C. The role of domains in the conceptualization of talent // Roeper Review. 2017. Vol. 39. № 1. P. 59–69. DOI:10.1080/02783193.2017.1247310
  15. Portenga S.T. High performance talent development in golf // The psychology of high performance: Developing human potential into domain-specific talentIn / Eds. R.F. Subotnik, P. Olszewski-Kubilius, F.C. Worrell. American Psychological Association, 2019. P. 23–58. DOI:10.1037/0000120-003
  16. Reyes D.L, Salas E. What makes a team of experts an expert team? // The psychology of high performance: Developing human potential into domain-specific talent / Eds. R.F. Subotnik, P. Olszewski-Kubilius, F.C. Worrell. Washington, DC: American Psychological Association, 2019. P. 141–159. DOI:10.1037/0000120-007
  17. Sternberg R.J. Giftedness as Developing Expertise: A theory of the interface between high abilities and achieved excellence // High Ability Studies. 2001. Vol. 12. № 2. P. 159–179. DOI:10.1080/13598130120084311
  18. Subotnik R.F. Talent developed: Conversations with masters in the arts and sciences. Eliot Feld // Journal for the Education of the Gifted. 2002. Vol. 25. № 3. P. 290–302. DOI:10.1177/016235320202500305
  19. Subotnik R.F., Olszewski-Kubilius P., Worrell F.C. Channeling gifted abilities into transformative creative productivity // Transformational giftedness / Eds. R.J. Sternberg, D. Ambrose, S. Karami. Palgrave Macmillan. In press.
  20. Subotnik R.F., Olszewski-Kubilius P., Worrell F.C. Rethinking giftedness and gifted education: A proposed direction forward based on psychological science // Psychological Science in the Public Interest. 2011. Vol. 12. № 1. P. 3–54. DOI:10.1177/1529100611418056
  21. Subotnik R.F., Olszewski-Kubilius P., Worrell F.C. The relationship between expertise and giftedness: A talent development perspective // The science of expertise: Behavioral, neural, and genetic approaches to complex skill / Eds. D.Z. Hambrick, G. Campitelli, B.N. Macnamara. New York, NY: Routledge, 2017. P. 427–434. DOI:10.4324/9781315113371-25
  22. Tannenbaum A.J. Gifted children: Psychological and educational perspectives. New York: Macmillan Publishing Company, 1983. 527 p.
  23. Teacher key opinion leaders and mental health consultation in low-income urban schools / M.S. Atkins [et al.] // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 2008. Vol. 76. № 5. P. 905–908. DOI:10.1037/a0013036
  24. Tsay C.J. Sight over sound in the judgment of music performance // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2013. Vol. 110. № 36. P. 14580–14585. DOI:10.1073/pnas.1221454110
  25. Wagner I. Producing excellence: The making of virtuosos [Электронный ресурс]. New Brunswick, NJ: Rutgers University Press, 2015. 336 p. URL: https://books.google.ru/books?id=TDqYCgAAQBAJ&lpg=PP1&hl=ru&pg=PP1#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 22.11.2021).
  26. What’s past is prologue: Relations between early mathematics knowledge and high school achievement / T.W. Watts [et al.] // Educational Researcher. 2014. Vol. 43. № 7. P. 352–360. DOI:10.3102/0013189X14553660
  27. Worrell F.C., Olszewski-Kubilius P., Subotnik R.F. The psychology of high performance: Overarching themes // The psychology of high performance: Translating human potential into domain-specific talent / Eds. R.F. Subotnik, P. Olszewski-Kubilius, F.C. Worrell. Washington, DC: American Psychological Association, 2019. P. 369–385. DOI:10.1037/0000120-018
  28. Worrell F.C., Subotnik R.F., Olszewski-Kubilius P. Talent development: A path toward eminence // APA handbook of giftedness and talent / Ed. S. Pfeiffer. Washington, DC: American Psychological Association, 2018. P. 247–258. DOI:10.1037/0000038-016
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика