Аутизм и нарушения развития
2014. Том 12. № 4. С. 42–46
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Коммуникативные игры на занятиях по подготовке к школе детей с расстройствами аутистического спектра
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, коммуникативные способности, коммуникативные игры, подготовка к школе
Рубрика издания: Педагогический опыт
Тип материала: краткое сообщение
Для цитаты: Власова Л.И. Коммуникативные игры на занятиях по подготовке к школе детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2014. Том 12. № 4. С. 42–46.
Полный текст
Проблемы с коммуникацией присущи всем детям с аутизмом независимо от состояния интеллекта и развития речи: им трудно войти в контакт с другими людьми, они не понимают, когда и как необходимо использовать коммуникацию. Одной из задач занятий по подготовке к школе детей с расстройствами аутистического спектра является развитие коммуникативных потребностей и способностей.
Детям, имеющим расстройства аутистического спектра, сложно общаться с другими людьми и находить с ними общий язык. Даже если ребенок с аутизмом может построить простую фразу, имеет хороший словарный запас, это не означает, что процесс общения не будет вызывать у него затруднений.
Нам бы хотелось поделиться опытом развития первичных форм коммуникации в группе детей, посещающих занятия по подготовке к школе в начале курса занятий.
Описание детей группы
Участниками группы подготовки к школе являлись дети шестилетнего возраста, имеющие диагноз аутизм. Коммуникация этих детей имела следующие особенности. Трое детей из группы имели значительно менее развитую коммуникативно-аффективную сферу по сравнению с когнитивным развитием. У них отмечались недостаточная потребность в коммуникации и заметно сниженная способность ее устанавливать. Вместе с тем, их когнитивное развитие соответствовало возрастным требованиям. Речь характеризовалась единичными аграмматизмами и незначительными нарушениями произносительной стороны. Дети могли употреблять распространенные фразы и отвечать на вопросы, могли сами задать вопрос бытового характера.
У двоих детей имелось недоразвитие и коммуникативных, и когнитивных способностей. Речевое развитие у них отличалось недоразвитием грамматики, лексики и произношения. Употребляемая ими фраза была аграмматична.
Один ребенок имел выраженные трудности в речевом развитии, в развитии когнитивной сферы и коммуникации. Его коммуникацию затрудняли не только поведенческие особенности, но и выраженные нарушения произношения и слоговой структуры слов, которые существенно снижали разборчивость речи.
Для дальнейших занятий с детьми и коррекционной работы была четко сформулирована проблема — недостаточная потребность в общении и недоразвитие коммуникативных способностей у детей, посещающих групповые занятия.
У всех детей наблюдались следующие трудности коммуникации со сверстниками и взрослыми:
— отсутствие или недостаточное стремление к общению;
— отсутствие или слишком кратковременный зрительный контакт;
— неумение привлечь внимание собеседника, в том числе, называть его по имени;
— неумение вступать в процесс общения, поддерживать диалог и адекватно завершать его;
— неумение понятно выразить свое желание, мысль речевыми средствами общения.
Все перечисленное привело к определению структуры работы для развития у детей коммуникативных способностей:
цель: развивать коммуникативные способности, необходимые детям для общения с другими участниками группы на начальном этапе: стимулировать желание общаться с другими детьми, умение устанавливать зрительный контакт, умение обращать внимание собеседника на себя вербально и невербально;
метод: использование на занятии коммуникативных игр и создание ситуаций, требующих общения детей между собой.
Ход работы: для достижения цели в групповых занятиях с детьми активно использовались игровые задания.
Примеры игр и игровых заданий, использованных на групповых занятиях
1. «Хоровод»
Цель: организовать первичное невербальное взаимодействие детей друг с другом.
Дети стоят в кругу, держатся за руки. По заданию взрослого они движутся направо, налево,сходятся к центру, расходятся от центра, стараясь отпускать руки. Можно в процессе хоровода петь детские песенки, знакомые детям, водить хоровод под музыку.
2. «Змейка»
Вариант «хоровода», только тут дети стоят друг за другом и держатся за плечи стоящего впереди. Ведущий взрослый стоит первым и направляет движения «змейки».
3. «Гляделки»
Цель: учить детей устанавливать зрительный контакт.
Во время игры ведущий (сначала взрослый, потом ведущими становятся дети) должен выбрать одного из детей и посмотреть ему в глаза. Тот, кому ведущий смотрит в глаза, должен сделать заранее оговоренное простое действие (сесть, подпрыгнуть, крикнуть и т.п.). Остальные дети действие не выполняют, пока не будет установлен зрительный контакт с ведущим.
4. «Передай мяч»
Цель: обратить внимание ребенка на других детей группы, учить называть детей по имени, устанавливать зрительный контакт.
Вариант 1. Дети сидят в кругу. Нужно передавать мяч по кругу, посмотрев и назвав того, кому передаешь мяч. Или мяч можно передавать в произвольном направлении, называя имя ребенка.
Вариант 2. Используется как приветствие в начале занятия. Дети, передавая мяч, здороваются со своим соседом, называя его по имени.
5. «Соковыжималка»
Цель: знакомить детей с другими участниками группы.
Дети стоят в кругу и держатся за руки. Выбирается один ребенок, который встает в центр круга. Он называет какой-нибудь фрукт или ягоду. Дети движутся к центру, произнося: «Жжжжжжж!», изображая соковыжималку. После того как участники игры коснутся игрока в центре («сделать сок из фрукта»), игра останавливается, и выбирается следующий желающий.
Если данная игра доставляет некоторым детям дискомфорт ощущением прикосновения, то в центр круга их ставить не рекомендуется.
6. «Кто сказал «мяу»
Цель: побуждать детей называть друг друга по имени, обратить внимание на голос каждого участника группы.
Дети сидят в произвольном порядке на ковре с закрытыми глазами. Ведущий касается одного из ребят, и тот должен произнести: «Мяу!». После чего все игроки открывают глаза и угадывают, кто сказал «Мяу».
Вариант игры: «Кого укусил комарик?». Только вместо «Мяу» ребенок произносит: «Ай!», когда ведущий дотронется до него.
7. «Позови»
Цель: учить обращать внимание сверстника на себя как вербальным способом, так и невербальным.
Дети стоят спиной к водящему ребенку. Он выбирает того, кто должен повернуться лицом и называет его по имени (либо дотрагивается до плеча и потом называет по имени). Выбранный ребенок становится водящим. Остальные не должны поворачиваться, пока не услышат свое имя.
8. «Давай меняться»
Цель: учить адекватно выражать желание обменять игрушку.
Каждый ребенок выбирает себе игрушку из имеющихся на занятии. Внимание детей по очереди обращается на ребенка и на его игрушку. По заданию взрослого детьми выполняются различные действия с игрушкой: спрятать за спину, поднять над головой, поставить на пол и т.п. Далее детям предлагается поменяться игрушками, произнося фразу: «Катя, давай меняться», «Миша, давай меняться» и т.д.
Следует отметить, что не все дети поначалу проявляют желание обменяться игрушками, поэтому следует заранее изучить предпочтения таких ребят и использовать понравившиеся им игрушки для стимуляции желания поменяться.
Игры проводились на различных этапах занятия, в том числе и во время динамической паузы, так как большинство из них включали задания на движения. На этапе ознакомления с игрой взрослый брал на себя ведущую роль, доля которой постепенно снижалась, когда дети овладевали игрой. Игры периодически менялись от занятия к занятию, тем самым поддерживался интерес детей к данной деятельности.
Наряду с этими и подобными им играми на начальном периоде обучения в группе применялись различные приемы стимулирования общения между детьми:
— общение между детьми до и после занятий группы и во время перерывов поддерживалось родителями и педагогами;
— на этапах занятия, где требуется использование рабочих тетрадей и раздаточного материала, сами дети раздавали материал другим;
— использование игр, где требовалась совместная деятельность детей. Например, постройка башни из больших мягких блоков;
— почти на каждом занятии дети демонстрировали свои поделки по заданной теме перед всеми участниками группы, рассказывали о них, а педагог побуждала остальных детей хвалить, аплодировать;
— проводились празднования дней рождений детей в рамках деятельности группы;
— на занятиях и вне их в группе всячески поддерживался положительной эмоциональный настрой.
Результат
Игры, подобные описанным, использовались на занятиях в группе подготовки к школе в течение трех месяцев.
В результате у детей группы улучшилась коммуникация. Даже те из них, у кого присутствовали выраженные трудности в экспрессивной речи, стали проявлять стремление общаться со сверстниками и взрослыми, выражать свои желания не только невербальным, но и вербальным способом.
В результате использования коммуникативных игр на занятиях:
— дети стали называть друг друга по имени;
— они начали здороваться и прощаться;
— потребность в общении у всех детей увеличилась по сравнению с первыми занятиями;
— дети стали предлагать друг другу совместную деятельность на переменах и в процессе свободной игры;
— у ребят появились предпочтения в общении с другими участниками группы;
— большинство детей стали самостоятельно инициировать процесс общения, хотя пока что всем детям трудно выразить свои мысли правильно;
— во время игр дети стали проявлять положительные эмоции: улыбаться и смеяться.
Можно с уверенностью сделать вывод, что использование коммуникативных игр на групповых занятиях, в том числе при подготовке к школе, оказывает благотворное влияние на развитие навыков общения у детей с расстройствами аутистического спектра.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2303
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 5129
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 6