Применение техники «Тематические фотокнижки» в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра или интеллектуальные нарушения

1602

Аннотация

Техника «Тематические фотокнижки» выделена из метода фототерапии и разработана группой американских специалистов в процессе коррекционной работы с детьми или взрослыми, име¬ющими нарушения в развитии или расстройства аутистического спектра. «Тематические фото¬книжки» — дополнительный инструмент для коррекционных занятий с детьми, предоставляющий широкие возможности для развития. Работа с тематической фотокнижкой состоит из нескольких этапов: выбора темы, интересной или актуальной для ребенка, выбора объектов для фотографиро¬вания, создания фотокнижки (подбор фотографий, их размещение, придумывание к фото подпи¬сей), составления историй на основе фотографий. Использование техники «Тематические фото¬книжки» увеличивает интенсивность коммуникационных процессов, что ведет к нормализации поведения ребенка и значительно повышает шансы на его социальную интеграцию. В статье дает¬ся сопоставление техники «Тематические фотокнижки» с методами PECS и «Социальные исто¬рии», приводятся примеры занятий с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, от этапа знакомства педагога с ребенком до подбора фотографий для тематической фотокнижки «Правила поведения на улице».

Общая информация

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, фототерапия, тематические фотокнижки, взаимодействие, коммуникация, развитие речи, социальная интеграция

Рубрика издания: Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2015130402

Для цитаты: Векслер Д., Москаленко С.А. Применение техники «Тематические фотокнижки» в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра или интеллектуальные нарушения // Аутизм и нарушения развития. 2015. Том 13. № 4. С. 12–19. DOI: 10.17759/autdd.2015130402

Полный текст

 

Одним из методов коррекционной работы по развитию самосознания, представлений о себе в окружающем мире, о других людях и внешнем пространстве является фототерапия — лечебно-коррекционное применение фотографии для решения задач развития и гармонизации личности. Она может предполагать как работу с готовыми фотографиями, так и создание оригинальных авторских снимков. Основным содержанием фототерапии является создание и/или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности [1].

В работе с детьми, имеющими различные нарушения в развитии или расстройства аутистического спектра, фототерапия используется как вспомогательное средство для развития речи, коммуникации, решения ряда других коррекционных задач, а также для нормализации поведения. В русле применения общих принципов фототерапии группой американских специалистов[I] была предложена техника «Тематические фотокнижки».

Тематической фотокнижка называется в том случае, когда составлена из фотографий на одну какую-то тему, вследствие чего внимание ребенка и коррекционные задачи сфокусированы именно на этой теме. Тематические фотокнижки дают возможность активно взаимодействовать с ребенком в различных сферах и решать определенные задачи коррекции: педагог или родитель, используя камеру, могут сосредоточиться на определенной теме, и работая с фотографиями на эту тему, развивать у ребенка ее понимание, особенно когда он не говорит или плохо понимает обращенную речь. Благодаря разнообразию функций и способов применения тематические фотокнижки помогают ребенку с аутизмом сохранять в памяти и закреплять представления и эмоции в связанной с ними ситуации. В работе по изготовлению книжки закрепляются определенные навыки, формируются действия, и усилия ребенка направляются в позитивное конструктивное русло, повышаются возможности для творчества, необходимого для развития, и тем самым корректируется поведение.

Тематические книжки с фотографиями называют также «живыми», потому что они «растут» и меняются вместе с ребенком. Такую книжку всегда можно отредактировать, что-то переделав, добавив или удалив. Книжки легко могут быть изготовлены из подручных материалов.

В то же время предоставление камеры самому ребенку дает ему дополнительные возможности для самовыражения, а взрослым позволяет познакомиться с особенностями его восприятия и на основе информации налаживать взаимодействие, решая множество коррекционных задач.

В работе с ребенком важно, чтобы на обложке книжки были фотографии и имена автора-ребенка и соавтора-взрослого, — это отличное положительное подкрепление и хорошая мотивация к продолжению работы.

Тематические фотокнижки воздействуют сразу на несколько каналов восприятия, активизируя сенсорные системы, и это используется взрослым в работе с ребенком. Положительный эффект такого подхода был доказан в работах Алана Паивио (А. Paivio). Согласно его исследованиям, распознавание упрощается, если предъявлять информацию и в словесной, и в визуальной форме [2]. В работе с фотокнижккой ребенку дается возможность воспринимать информацию как на слух (в словах), так и визуально (на фото). В случае с особыми детьми это важно вдвойне, так как у них обычно имеются проблемы с восприятием и переработкой поступающей информации.

Тематические фотокнижки в виде историй из жизни ребенка, сопровождаемых фотографиями и подписями, сделанными им самим или при его непосредственном участии, учат его по фото выстраивать рассказ в связанный сюжет. В нем ребенок выступает непосредственным творцом и автором, что отражается на осознании им себя как творческой личности, способной изготовить что-то не только для себя, но и для других и таким образом вступить в прямой контакт с окружающими.

Работа с готовыми тематическими фото­книжками по форме схожа с работой по методу «Социальные истории», но, в отличие от этой методики, где прописан четкий алгоритм занятий, работа с тематическими фотокнижками — значительно более гибкий процесс, где ребенку предоставляется намного больше возможностей для творчества, для развития моторных функций, сенсорного восприятия, координации.

Техника «Тематические фотокнижки», так же как и метод альтернативной коммуникации PECS, предоставляет неговорящим детям средства коммуникации. Но, в отличие от работы по готовым карточкам PECS, тематические фотокнижки дают ребенку возможность, проявляя изобретательность, самому непосредственно участвовать в изготовлении средства для общения, а также исследовать окружающий мир через фотографию с помощью взрослого и взаимодействовать не только с объектами внешнего мира, но и узнавать что-то о самом себе через фотографии, поскольку в них отражена реальность, и наглядно представлены знакомые уже ситуации и эмоции самого ребенка.

Применение техники
«Тематические фотокнижки» в работе
с детьми с нарушениями различной
степени тяжести

Работа с тематическими фотокнижками состоит из двух основных больших процессов: создания совместно с ребенком фото­книжки и использования в коррекционной работе книжки уже изготовленной.

Совместное с ребенком изготовление фотографий, составление тематической книжки дают возможности педагогам формировать основы деятельности: у ребенка следует развить мотивацию (заинтересовать работой), ориентировку (умение выбрать объект для фото, отобрать готовые фото), использовать технические операции, действия, манипуляции, развить умение взаимодействовать.

В зависимости от степени тяжести нарушений у ребенка и от его индивидуальных особенностей техника «Тематические фотокнижки» направлена на решение задач различной сложности.

Ребенку с легкими нарушениями развития задают тематику, или он сам выбирает тему для фотокнижки и в активном взаимодействии со взрослым целенаправленно выполняет необходимые действия. Когда тематическая книжка уже готова, коррекционный педагог побуждает ребенка к рассказу по фотографиям или проговаривает сам зафиксированные на фото ситуации, ставя задачи по формированию у ребенка способности размышлять, развитию эмоций, представлений о самом себе, о ближайшем социальном окружении и правилах поведения в социуме.

Для детей с тяжелыми нарушениями ставятся задачи по освоению элементарных операций, например: нажать на кнопку, приклеить наклейку, вставить фотографию в альбом, дорезать шаблон.

Попутно педагогами решаются задачи по развитию речи и ее понимания, зрительно-моторной координации, сенсорного восприятия, умению выполнять инструкции, способности к взаимодействию, к коммуникации и многие другие. Возможности, предоставляемые совместным творчеством, позволяют знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями, развивать активность, мотивацию к деятельности.

Работа с фотокнижками, особенно с тематическими, должна проводиться с соблюдением определенных условий.

Особенности организации совместной
деятельности при работе
с тематическими фотокнижками

Во время работы по технике «Тематические фотокнижки» прежде всего необходимо установить положительный эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, дающий возможность ребенку испытать удовлетворение от освоения определенной темы, от результата творческой работы. Следует предоставлять ребенку достаточную степень свободы действий для выявления его интересов, способностей и использования потенциала в процессе фототерапии. Педагог должен обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, для любого действия находить особую мотивацию, учитывая его возможности. Например, на наших занятиях один мальчик легко и быстро научился разрезать фотографии только потому, что был вдохновлен желанием научить своего друга резать ножницами бумагу (этот мальчик большую часть своего времени и энергии тратил на других ребят). Занятия должны проводиться в игровой форме, что облегчает включение ребенка в деятельность, развитие различных умений, необходимых в процессе изготовления тематической фотокнижки. Следует стимулировать ребенка ко взаимодействию со взрослым. Во взаимодействии, организованном в игровой форме, ребенок получает реальные шансы выявить для себя четкие алгоритмы, например, присоединения к игре обычных детей, и выработать понимание того, чего ожидают от него новые друзья, и что должен сделать он сам. Ребенку становятся понятнее разнообразные ситуации и события, происходящие вокруг.

Процесс фотографирования требует применения умений, которые у особого ребенка зачастую еще только нужно развивать. На первый взгляд, фотографирование — совсем легкое дело, учитывая технологии современных фотоаппаратов. Однако в работе следует соблюдать ряд условий.

Основные условия для работы
ребенка с камерой

Ребенок должен уметь ждать и выполнять инструкции; правильно захватывать камеру, держать ее ровно, не закрывая объектив; ребенок должен уметь сконцентрировать внимание на объекте фотосъемки; уметь выделять картинку из фона, а из общей картинки — конкретные элементы.

Для изготовления тематической фото­книжки желательно, чтобы ребенок мог овладеть навыком категоризации для соотнесения фотографии с темой фотокнижки, выбора нужных фото и для размещения их в соответствующих местах. Желательно, чтобы ребенок мог расшифровывать значение снимков, придумывая или самостоятельно делая к ним краткие подписи. Необходимо также учить ребенка давать снимкам некоторую эмоциональную оценку.

Хотя создатели техники «Тематические фотокнижки» сначала предполагали, что занятия будут проводить близкие взрослые, которые хорошо знают особенности ребенка и подход к нему, техника с успехом может использоваться также и коррекционными специалистами, работающими с детьми и взрослыми, имеющими нарушения в развитии.

Ниже приведены примеры занятий, проводимых педагогами дома у детей с РАС.

Примеры занятий

Пример 1

Описание ребенка

Алеша, 8 лет. Диагноз — аутизм Кан- нера. Ребенок неговорящий, произносит только слог «ба». Не общается, почти не взаимодействует с окружающими. Характерны стереотипные движения руками. Любит подушки. Любит легкое щекотание, оно вызывает ответную реакцию: ребенок улыбается и иногда смеется.

Цель работы

В ходе коррекционной работы педагог ставила цель развить у ребенка эмоциональные реакции, коммуникативные навыки, вовлечь во взаимодействие, научить соотносить реальные объекты и их фотоизображения.

Ход занятий

В начале занятия мальчик безучастно сидит в углу дивана, не включаясь в общение, время от времени стереотипно машет руками.

У взрослого в руках фотокамера, и это основание для начала фототерапии, где фотокамера является вспомогательным средством коммуникации.

Педагог начинает фотографировать Алешу и комментировать свои действия. Пусть и не сразу, мальчик реагирует на происходящее. Фотографировать можно все, что касается ребенка в ситуации занятия: вот Алеша, он сидит на диване, диван коричневый, на диване зеленые подушки. Для установления контакта терапевт использует интерес Алеши к подушкам, дает ему подушку, и если он ее берет, фотографирует с ней ребенка, а если отказывается, просто кладет рядом и комментирует:

— Как эта подушка подходит к твоей рубашечке.

И если мальчик подушку отталкивает:

— Алеша не хочет держать подушку сегодня, я ее сейчас сфотографирую отдельно, а завтра сделаю другую фотографию.

Таким образом, с улыбкой и юмором терапевт принимает все сигналы, идущие от мальчика, и старается подстроиться под него. Не сразу, но он начинает реагировать на педагога с камерой, фиксирующего перемещения ребенка: он может прилечь отдохнуть, используя подушку на диване, или может подойти к окну, или сесть на стул и поглядеть в окно.

— Подойди к окну, Алешенька, смотри: машина подъехала.

Педагог разговаривает с Алешей, предполагая, что тот его понимает. Фотографирует окно, стул. И все комментирует:

— Смотри, какое там большое зеленое дерево. А рядом три куста, а вокруг них много цветов: цветы красные, желтые, белые... Какие красивые! А завтра мы пойдем гулять и понюхаем эти цветы.

При занятиях фототерапией, вызывающих интерес, у ребенка вырабатываются, прежде всего, навыки коммуникации, а возникшее доверие ребенка помогает раскрыться его способностям. На волне интереса ребенка к конкретному занятию проводится первое его запечатление на фотографии, после чего снимки просматриваются вместе со взрослым, сопровождаются словами, помогающими ребенку осмыслить представленную в фотографиях картину его поведения и лучше понять детали.

На следующем этапе работы нужно помочь мальчику научиться ассоциировать, связывать реальный объект с его снимками. Берутся три коробки, на них приклеиваются фотографии с изображениями еды, которую любит Алеша: яблок, печенья, и какой- то нелюбимой еды, скажем, морковки.

— Алеша, что ты хочешь? Вот яблоко (ты любишь яблоки), вот твои любимые печенья, а вот морковка, она тебе не слишком нравится. Выбирай.

Мальчику нужно соотнести реальные объекты и их фотоизображения и выбрать. Если он ошибается, выбирает по фотографии морковь и расстраивается, следует ему помочь, предложив повторить попытку.

Если у него снова не выходит, педагог говорит, например:

— Сейчас уже намного лучше. Давай попробуем по-другому, и получится то, что нужно.

Чтобы создать у ребенка положительный эмоциональный настрой, ситуацию успеха, можно оставить лишь две коробки — с печеньем и яблоками или с целым печеньем в одной коробке и маленьким кусочком печенья в другой, чтобы сделанный ребенком выбор его не разочаровал. Главное, чтобы сам процесс занятия был игрой и не вызывал негативных эмоций. Для этого терапевт должен хорошо узнать ребенка и уметь гибко реагировать на него. Сначала коробки открыты, потому что задача ребенка — определить, в какой из них находится лакомство. Когда он научится правильно выбирать нужный бокс, задание усложняется. Можно, например, плотно закрыть коробки, чтобы дать Алеше возможность улучшать моторику рук, обучаясь открывать коробки или банки, а со временем — различные задвижки и запоры. Задания следует все время усложнять, а награду за их выполнение делать все более привлекательной.

Кроме основной цели этого занятия — формирования представления о связи фотоизображения (образа реального предмета) с самим предметом — ребенок получает очень важное послание: вкусное нужно заработать. Для многих детей с аутизмом еда — сильный мотиватор, поэтому следует использовать любимую еду как помощника в работе по развитию ребенка.

Еще пример возможной мотивации Алеши к фотографированию. Ребенок так увлекся строительством, что, его невозможно было оторвать от этого занятия. Педагог предложила сфотографировать созданную им конструкцию, чтобы мальчик мог навсегда запомнить, какое фантастическое сооружение создал, и показать этот снимок своим родителям и друзьям. Подобным предложением можно вызвать интерес ребенка к фотографии.

Следующий этап работы, если ребенок имеет к ней предпосылки, — это предложить ему сделать снимок самостоятельно. Можно сказать:

— Как мне хочется сфотографироваться рядом с таким прекрасным сооружением. Давай я тебе покажу, куда нажимать, и ты меня сфотографируешь.

Этап изготовления фотокнижки начинается с минимального участия Алеши: книжку делает сначала педагог, а затем и совместно с ребенком, постепенно вовлекая его и в игровой форме обучая работе с бумагой, ножницами и прочими принадлежностями. В результате, изготавливая фото­книжку в процессе увлекательной игры, мотивированный ребенок приобретает полезные навыки и умения: ведь он сам украшает то, что непосредственно связано с его недавним опытом.

Чтобы Алеша начал помогать иллюстрировать и украшать фотокнижку, терапевт просит его помочь наклеить в новую книжку несколько ярких картинок и украсить ее. Алеша может начать работать с наклейками, что является самым простым способом вовлечения любого ребенка в работу, поскольку особых умений для этого не требуется. Постепенно мальчик начинает осваивать более сложные операции, приобретать навыки и умения, которые нужны для изготовления книжки, например, раскрашивание или резку бумаги.

Результаты работы

С ребенком установлен хороший контакт: Алеша начал замечать педагога, приветствовать его улыбкой. Мальчик эмоционально привязался к нему, ждал встречи. Начали возникать эмоциональные реакции на приятную ситуацию: мальчик смотрел в камеру на результат сьемки, улыбался и смеялся. Алеша научился выполнять некоторые инструкции и позировать, т.е. стал делать перед камерой то, что просят. Также ребенок стал помогать в создании фотокни­жек: научился резать бумагу, приклеивать наклейки, соответственно улучшилось моторное развитие, зрительно-моторная координация.

Пример 2

Описание ребенка

Глеб, 10 лет. Диагнозы — РАС, СДВГ. У мальчика отмечается проблемное поведение.

Цель работы

Снижение проблемного поведения, развитие у ребенка навыков совместной деятельности, внимания, речи, формирование навыков категоризации. Демонстрация отцу ребенка техники «Тематические фото­книжки» для самостоятельных занятий.

Ход занятия

Перед мальчиком лежат фотографии, и он должен отобрать их для тематической фотокнижки «Правила поведения на улице» для использования учителем на уроке. Это сильнейшая мотивация для Глеба. Они с папой в сопровождении педагога сделали много фотографий и усердно работают над изготовлением фотокнижки. Разделы, главы или части фотокнижки на тему «Правила поведения на улице» обговариваются во время сортировки фотографий. Отец говорит:

— Как ты думаешь, Глеб, к какой теме относится «Не переходить улицу на красный свет»? К теме «Безопасность»? Отлично. Что там у нас следующее? «Не сорить на улице». Не знаешь, куда это положить? Я тоже. Давай подумаем вместе. Улица — это окружение. Как ты думаешь, какая тема подойдет? «Беречь окружающую среду»? Отличная идея, молодец! Тогда клади вон туда, и я подпишу.

Теперь перед Глебом коробка с надписанными и пронумерованными отделениями (попутно у ребенка закрепляется знание чисел):

— № 1 — Безопасность,

— № 2 — Уважение к людям,

— № 3 — Уважение к окружающей среде и т.д.

Когда все фото рассортированы, Глеб выбирает в книжке страницы одного цвета для фотографий каждой группы и прикрепляет фото к листам. Следующий этап — подписи. Отец предлагает смешные подписи или даже в стихах, так как они лучше запоминаются. Обсуждение подписей — это очень веселый процесс. И отец активно поощряет инициативу ребенка. Само написание — это для Глеба трудное занятие. Его взрослые разнообразят использованием различных шрифтов, цветов и размеров, чтобы этот процесс был интересным и не­утомительным.

Результаты работы

В результате занятий у Глеба снизились проявления гиперактивного и проблемного поведения, улучшилось внимание, расширился словарный запас, речь стала более организованной, улучшилась моторика рук. У мальчика расширились общие представления, сформировался навык ка­тегоризации, он стал больше интересоваться окружающим миром, проявлять активность: начал задавать вопросы, предлагать темы для фотокнижек.

Заключение

Совместная работа над изготовлением фотографий, затем их систематизация, просматривание и комментирование самим ребенком или взрослым помогают ребенку лучше разобраться во множестве невербальных знаков, понять свои и чужие эмоции, а также лучше ориентироваться в отношениях окружающих и яснее понимать цели их действий, обучаясь правильно вести себя в тех или иных ситуациях.

Описанный опыт применения техники «Тематические фотокнижки» показывает, что при дифференцированном использовании в коррекционной работе с детьми, имеющими РАС или интеллектуальные нарушения, она позволяет специалисту достигать различных целей в зависимости от особенностей и тяжести нарушений у детей. Можно с уверенностью сказать, что эта техника, предоставляя дополнительные возможности для развития, адаптации к повседневной жизни и социализации, имеет значительный потенциал в работе и требует более тщательного и всестороннего изучения и отработки. Представляется важным, что в совместной работе ребенок получает возможность поменять свое положение по отношению ко взрослому от простого ученика до полноправного партнера, устанавливающего собственные рамки и отвечающего за свои решения и действия, что ведет к развитию такого качества как социальная ответственность.

Некоторые затруднения в использовании техники «Тематические фотокнижки» вызваны отсутствием четких алгоритмов действий при ее применении, но это связано, прежде всего, с тем, что нарушения в развитии разнообразны, и только индивидуальный подход в работе дает качественный долговременный результат, успешность которого определяется в большей степени личностным отношением и индивидуальными качествами педагога.

 

[I] Дина Векслер — детский фотограф, педагог дополнительного образования и специалист по абилитации особых детей и взрослых, штат Нью-Йорк, США; Генри Рид — доктор психологии, профессор Atlantic University, штат Вирджиния, США; Анна Раниш — педагог специального образования, штат Пенсильвания, США.

Литература

  1. Вайзер Дж. Техники фототерапии: использование интеракций с фотографиями для улучшения жизни людей // Визуальная антропология: настройка оптики / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. М.: Вариант, ЦСПГИ. 2009.
  2. Clark J.M., Paivio A. (1991). Dual coding theory and education.

Информация об авторах

Векслер Дина, специалист по абилитации, HASC (Еврейская Академия для особых детей), Нью-Йорк, США, e-mail: vekdi77@yahoo.com

Москаленко Светлана Анатольевна, Переводчик, ООО «Юг Агромашимпорт», Ставрополь, Россия, e-mail: Lahojarasca31@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 3241
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 18

Скачиваний

Всего: 1602
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2