Аутизм и нарушения развития
2022. Том 20. № 2. С. 53–61
doi:10.17759/autdd.2022200207
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Создание специальных условий при обучении студентов с РАС по специальностям творческой направленности
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, высшее образование, среднее профессиональное образование, специальности творческой направленности, особые образовательные потребности, специальные условия, профессиональная ориентация
Рубрика издания: Социокультурная интеграция и спорт
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2022200207
Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00110-22-02 от 08.04.2022 «Комплексное сопровождение детей с РАС на основе доказательного подхода».
Получена: 09.06.2022
Принята в печать:
Для цитаты: Хилькевич Е.В., Стейнберг А.С., Хаустов А.В. Создание специальных условий при обучении студентов с РАС по специальностям творческой направленности // Аутизм и нарушения развития. 2022. Том 20. № 2. С. 53–61. DOI: 10.17759/autdd.2022200207
Полный текст
По мере роста численности обучающихся с РАС в системе общего образования, о чем свидетельствуют ежегодные всероссийские мониторинги [12; 13], все актуальнее становится вопрос об их дальнейшем обучении на уровнях среднего профессионального и высшего образования. Поднимают его представители родительского сообщества, а также педагоги и администрация образовательных организаций. При этом результаты Всероссийского мониторинга состояния образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС), проведенного в 2020 году Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с РАС Московского государственного психолого-педагогического университета, показали, что доля обучающихся с РАС на уровнях среднего профессионального и высшего образования пока еще крайне мала — 269 и 7 студентов, по данным на 2020 год [12]. Соответственно, системно вопрос о включении студентов с РАС в образовательный процесс в России пока не решен — ни с точки зрения профориентации подростков и выбора абитуриентами специальностей, перспективных для дальнейшего трудоустройства, ни с точки зрения создания специальных образовательных условий в колледжах и вузах.
Перспективные специальности творческой направленности для студентов с РАС
Абитуриентам из числа молодых людей с РАС и их родителям необходимы четкие критерии по выбору специальности и будущей профессии, которая будет соответствовать как специфическим чертам человека с аутизмом, так и его индивидуальным склонностям и талантам. Существуют разные мнения на счет сферы деятельности, наиболее благоприятной для людей в спектре аутизма. Довольно распространённой является точка зрения, что такие профессиональные области как математические науки и программирование, работа с базами данных, инженерное дело, конструирование, механика и т.п. [20; 22; 26] являются наиболее перспективными с точки зрения трудоустройства. Действительно, исследователи отмечают такие сильные стороны человека с аутизмом как склонность к гиперсистематизации и внимание к деталям [16], что способствует выбору специальностей, в которых подобные свойства могут быть востребованы. В различных перечнях «дружелюбных к аутизму» профессий чаще всего перечислены специальности именно из этой группы [15; 19]. Однако в большинстве случаев эти профессии предполагают сохранный и даже высокий уровень интеллекта, а также склонность к точным наукам, что несколько ограничивает поле для профориентации всех людей в спектре аутизма. Возможности для профессиональной реализации могут быть гораздо шире за счет спектра специальностей, относящихся к социокультурной сфере. В данной статье делается попытка анализа области специальностей в сфере творческих видов деятельности как с точки зрения действующего в России законодательства, так и с точки зрения потенциальной «дружелюбности» к людям с аутизмом. Развитие детей с РАС очень неравномерно, многим из них присуща парциальная одаренность и глубокий интерес в какой-то одной сфере, так называемый «специнтерес» [4]. Довольно часто такие дети гораздо успешнее в дополнительном, а не в общем образовании, особенно когда у ребенка есть явные склонности к творческой деятельности. Музыкально и художественно одаренные дети при значительных дефицитах в остальных сферах развития с большим рвением относящиеся к предмету своего «специнтереса», могут достичь достаточно больших успехов в одной из творческих специальностей при условии создания специальных условий и удовлетворения их особых образовательных потребностей на уровнях среднего профессионального, а иногда и высшего образования. Ряд исследователей даже выделяют понятие «аутистическое искусство» как одно из течений художественного направления искусства аутсайдеров (или «ар-брют»), которое из достаточно маргинального становится все более востребованным и вызывающим большой интерес у общества [17]. Известны примеры исключительно талантливых аутичных актеров, музыкантов, художников и дизайнеров. Соответственно, творческие виды деятельности и смежные с ними профессии в качестве выбранной специальности могут быть очень перспективными для разных категорий обучающихся с РАС. При этом важно учитывать, что любая сфера искусства предполагает наличие вспомогательного персонала, так или иначе задействованного в создании культурного продукта.
Для анализа профессиональных областей, которые можно было бы рекомендовать выпускникам с РАС, авторы обратились к существующим 8 профессиональным стандартам в сфере культуры (на сегодняшний момент их 8) и квалификационному справочнику должностей работников культуры, искусства и кинематографии [6; 9]. Проанализировав перечень творческих профессий из Приказа Министерства культуры России «Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности», можно выделить несколько потенциально наиболее привлекательных для людей с РАС областей [5]. Опыта выпускников ФРЦ МГППУ, обучавшихся и/или обучающихся в колледжах и вузах показывает, они и их семьи отбирали такие профессиональные области, которые предполагают возможность адаптации рабочего места к потребностям человека с аутизмом:
— Организационный персонал театров, концертных залов и цирков (художник-бутафор, художникдекоратор, контролер билетов, реквизитор, рабочий по уходу за животными и пр.).
— Артистический персонал театров и концертных залов (артист и ассистент артиста, музыкант, изготовитель игровых кукол, макетчик театрально-постановочных макетов и пр.).
— Специалисты музеев и библиотек (специалист по озеленению, смотритель, художник, библиотекарь, катологизатор, редактор, корректор и пр.).
Особую сложность представляет подготовка к трудовой деятельности лиц с РАС в сочетании с интеллектуальными нарушениями, что связано с их трудностями переработки информации, исполнительными функциями, включая регуляцию, программирование и контроль собственной деятельности, а также со специфическими социальнокоммуникативными нарушениями. У данной группы лиц, согласно существующим научным данным, снижена способность к совершению аналитических операций, самостоятельной деятельности, критичности и рефлексии, они отличаются своеобразием эмоциональной, волевой и поведенческой сфер в целом. При организации обучения, а затем и трудовой деятельности, таким людям требуется существенная, а также очень существенная поддержка [4]. В таких случаях речь может идти о перспективах сопровождаемой трудовой занятости и о сопровождаемом трудоустройстве.
Имеющиеся научные данные об особенностях лиц с РАС, практический опыт их трудовой деятельности, анализ существующих «Уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» [8], выделенных в соответствии с пунктом 6 «Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23» [5], позволяют сделать вывод о том, что лица с РАС и интеллектуальными нарушениями способны осуществлять определенный характер деятельности с поддержкой — деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач. Это соответствует квалификационному уровню 4-х данных Правил, подготовка к которому осуществляется по образовательным программам среднего профессионального образования — программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Следовательно, обучение лиц с РАС и интеллектуальными нарушениями и достижение ими квалификационного уровня 4 вполне возможно в рамках учреждений среднего профессионального образования с учетом особых образовательных потребностей и при условии соответствующих адаптаций в организации процесса обучения. Для этого необходимо обеспечить доступ к обучению их творческим специальностям, что может быть обеспечено еще большими адаптациями образовательного процесса по сравнению с людьми с РАС, не имеющими нарушений интеллекта. Их последующая трудовая деятельность может быть организована, например, в рамках художественно-ремесленных мастерских. Большая часть таких мастерских в настоящий момент в качестве субъектов социального предпринимательства выходит на открытый рынок (например, мастерская социально-творческой инклюзии «Сундук», столярная мастерская «Артель блаженных», проект «Наивно? Очень» и пр.) [3].
Молодые люди с РАС, имеющие хорошие навыки художественно-ремесленной деятельности, а также освоившие специальность в данном направлении, при определенной поддержке имеют большие шансы на трудоустройство, а соответственно, на достойное существование и относительную самостоятельность, что так же важно для остальных членов семьи. Поэтому, говоря о перспективности определенных специальностей для выбора подростками с РАС и интеллектуальными нарушениями, стоит акцентировать особое внимание на специальностях, связанных с техническими процессами художественной деятельности, которые могут быть применены на предприятиях, занимающихся народными промыслами или ремесленным производством. Например, перспективной для студентов с РАС представляется группа занятий, перечисленных в Профстандарте «04.002 Специалист по техническим процессам художественной деятельности» [9]; основной целью этого вида профессиональной деятельности является создание изделий в традициях народных художественных промыслов:
— рабочие художественных промыслов и других видов производств в художественной промышленности, занятые изготовлением и реставрацией изделий из металла, дерева, текстиля, кожи и других материалов;
— гончары, формовщики и прессовщики фарфоровых и абразивных изделий;
— разрисовщики по стеклу, керамике, художники декоративной росписи, художники-оформители и родственные профессии.
Однако важно понимать, что перечисленные выше области профессиональной деятельности могут быть рассмотрены только как предварительные рекомендации специальностей, актуальных для лиц с РАС в сфере культуры. Стоит избегать попыток создать исчерпывающий и закрытый список профессий, так как склонности и таланты людей с аутизмом, которые могут проявлять крайнюю степень одаренности, вплоть до савантизма (гениальности в одной области), крайне разнообразны.
Необходимо идти по пути создания специальных условий для обучения студентов с РАС в образовательных организациях. Вопрос создания таких условий в колледжах и вузах представляется одним из важнейших шагов на пути к дальнейшему успешному трудоустройству.
Тенденции в организации сопровождения студентов с РАС
Проблема обучения студентов с РАС является сравнительно новой как для России, так и для всего мира. Хотя очень многое в этой сфере может быть достигнуто весьма простыми средствами, они не являются общеизвестными или очевидными, что зачастую ведёт к невозможности для студентов с РАС из средних профессиональных и высших учебных заведений раскрыть свой потенциал в учёбе. Использование уже накопленного в этой области опыта обучения студентов с особыми образовательными потребностями в других странах облегчит получение людьми с РАС образования, профессии и работы, что повысит их качество жизни.
Основная проблема состоит не в сложности или дороговизне специальных мер помощи аутичным студентам, а в их неочевидности для преподавателей и администрации образовательной организации [21; 23]. Расстройство аутистического спектра часто называют «невидимой инвалидностью», т.е. его наличие не очевидно, и со стороны может казаться, что человек «ленится», «не хочет приложить усилия», «дерзит» и т.п. Рассмотрим некоторые тенденции помощи студентам с РАС.
Один из возможных, но крайне редко встречающихся подходов — создание вузов, предназначенных для людей с РАС, по аналогии со специальными (коррекционными) школами. Первый колледж для людей с РАС был открыт в Великобритании в 2010 году [2]. Особое внимание в нем уделяется обучению навыкам самостоятельной жизни, учёбы, подготовке к трудоустройству и т.п.
Однако намного более распространено и целесообразно с точки зрения полноценной социализации — оказание поддержки аутичным студентам в обычных вузах и колледжах. Существует несколько видов подобной работы:
— Проведение тренингов для студентов с аутизмом внутри учреждения [21].
— Инструктаж преподавателей с предоставлением специальных методических рекомендаций [18].
— Взаимодействие вузов со специализированными тренинговыми центрами, которые могут проводить занятия для студентов и для преподавателей, а также предоставлять учебно-методические материалы и т.п.
— Наличие в штате учебных заведений профессиональных тьюторов, а также привлечение помощников-волонтёров из числа одногруппников.
— Различные виды психотерапевтической поддержки студентов.
Студентам с РАС также могут быть рекомендованы следующие мероприятия:
— Лекции и семинары, посвящённые навыкам самоадвокации (защите своих интересов и приспособлению среды под свои особенности) и независимой жизни.
— Группа поддержки для взрослых людей с аутизмом.
— Индивидуальная психотерапия.
— Проведение семинаров и тренингов, нацеленных именно на аутичных студентов вузов, а также на преподавателей вузов.
— Учебно-методические материалы об аутизме и инклюзии.
Типичные сложности студентов с РАС
Хотя каждый человек с аутизмом индивидуален, и для разных людей трудности в учёбе будут индивидуальными, всё же есть несколько наиболее распространённых проблем [14; 21, 23; 24; 25], которые могут потребовать дополнительного инструктажа самих студентов, преподавателей, а иногда и их одногруппников. Следует помнить, что у отдельного человека с аутизмом могут присутствовать далеко не все из них:
— Навыки планирования: при большом количестве учебных предметов и одновременно полной самостоятельности возможны трудности с выстраиванием приоритетов, оценкой временных затрат, что связано с так называемой исполнительной дисфункцией. Эти сложности способны усилить тревожность и серьёзно отразиться на успеваемости.
— Навыки самообслуживания: гигиена, приготовление еды, уборка, быт — это особенно актуально для живущих в общежитиях. Отсутствие сформированных навыков может приводить к неопрятному внешнему виду, проблемам со здоровьем, сильному стрессу.
— Групповая работа и социальные навыки: если дисциплина подразумевает работу в паре или группе, это может вызывать некоторые сложности. Также недостаток социальных навыков способен плохо сказываться на взаимоотношениях с одногруппниками.
— Поведение на занятиях: нарушение хода занятия излишне частыми вопросами, объективно мешающие другим студентам аутостимуляции (моторные стереотипии) и т.п.
— Сенсорные особенности: стимулы вроде посторонних запахов, тиканья часов или мерцающих ламп дневного света могут сделать невозможной продуктивную работу студента с аутизмом. Сенсорная перегрузка — это состояние, которое возникает из-за переизбытка сенсорных стимулов. Может приводить к дезориентации, неспособности думать, говорить и воспринимать речь, «зависанию», «отключениям», агрессии, обморокам и т.п.
— Когнитивные особенности: сложности с конспектированием, восприятием длинных словесных инструкций, склонность к буквальному пониманию, ригидность мышления и т.п. Хотя их сложно однозначно отнести к достоинствам или недостаткам, они могут вносить свою специфику в учебный процесс.
— Эмоциональный самоконтроль: проблемы с осознанием своих эмоций (алекситимия) и с управлением ими могут приводить к конфликтам.
Как уже было сказано, преодоление большинства из этих проблем обычно не является сложным или финансово затратным, но требует осознанности и понимания как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей.
Примеры стратегий и способов преодоления трудностей при организации обучения людей с РАС
Стратегии помощи при сенсорных проблемах
Как было сказано выше, при РАС нередки проблемы с сенсорным восприятием [1]. Характер сенсорных проблем сугубо индивидуален для каждого человека с РАС. Поэтому при обучении аутичных студентов следует учитывать фактор сенсорной нагрузки.
В учебных аудиториях могут быть полезными следующие меры:
Избегание использования ламп дневного света с дросселями, т.к. они мерцают и издают гул.
Преимущественное использование светодиодов или ламп дневного света с качественным электронным балластом. В аудиториях не должно быть гула или стробоскопического эффекта.
Обеспечение хорошей акустики: не должно быть эха, посторонних шумов и т.п.
По возможности, исключение использования сильно пахнущей парфюмерии и косметики и т.п.
Предоставление презентаций, конспектов, видеозаписей занятий и т.п.
Также можно использовать следующие стратегии:
— Организация специальной «тихой комнаты» с приглушенным освещением, без опасных предметов мебели с острыми углами и т.п. и со свободным доступом туда студентов с РАС, в т. ч. во время занятий.
— Выполнение контрольных работ и сдача экзаменов в отдельных помещениях.
— Разрешение использования капюшонов, берушей, головных уборов, предметов для аутостимуляций, тёмных очков для блокировки отвлекающих стимулов.
— Возможность перевода на другую специальность при непреодолимых препятствиях: непереносимости запахов в лаборатории, шумов в цехах и т.п.
Для большинства студентов с РАС характерна исполнительная дисфункция — нарушение способностей, связанных с управлением вниманием, планированием своих действий в соответствии с общей целью, переключением между стимулами и задачами, расстановкой приоритетов [11]. Это влечет за собой:
— Сложности с планированием занятий и расстановкой приоритетов.
— Проблемы из-за необходимости большей самостоятельности в ВУЗе, чем в школе, т.к. от студента требуется больше самоконтроля.
— Трудности с переключением между разными предметами, задачами и проектами; возможна сильная тревожность и падение производительности.
— Сложности с самостоятельной конкретизацией задачи и разбиением её на подзадачи. Возможно откладывание и тревожное «зависание».
— Неадекватная оценка времени для выполнения задачи.
— Исполнительная дисфункция способна вызвать серьёзные проблемы с успеваемостью и является частой причиной проблем при обучении в вузе!
Стратегии помощи при исполнительной дисфункции
Для преподавателей:
— Озвучивание требований для получения зачёта или сдачи экзамена на первом занятии, также и изложение их письменно (например, на сайте курса).
— Наличие рейтинговой системы с чёткими сроками сдачи домашних заданий, контрольных, коллоквиумов. Не следует оставлять контроль на конец семестра.
— Нагрузка должна быть более-менее равномерно распределенной.
— Готовность дать расширенные объяснения этапов выполнения задания.
— Обеспечение доступности контактов преподавателя студентам, но с чётким обозначением времени консультаций, допустимого количества писем и т.п.
Для студентов (при выполнении курсовых, дипломных работ и т.п.):
— Наличие плана работ с контролем выполнения этапов каждые 1—2 недели.
— Отслеживание возможных «застреваний» на одном аспекте работы, перфекционизма и т.п., что чревато срывом сроков.
— Наличие дополнительного времени на отработку докладов.
Представленный перечень рекомендаций может считаться первым шагом в создании условий для инклюзивного образования в колледжах и вузах, который может быть внедрен достаточно быстро и не требует больших финансовых затрат. В данной статье мы не касаемся дальнейших шагов по созданию специальных условий на уровнях среднего профессионального и высшего образования для студентов с РАС, которые уже требуют значительных организационно-методических ресурсов, — например, обучение преподавательского состава психолого-педагогическим методам работы, адаптации учебных материалов, предоставление тьюторов и т.п. Но даже незначительные меры по созданию специальных условий обучения, демонстрирующие понимание особенностей и гибкость со стороны администрации и преподавательского состава, могут существенно увеличить число студентов с РАС и качество их подготовки в образовательной организации.
Заключение
Дальнейшее изучение вопроса трудовой и профессиональной ориентации и обучения студентов с аутизмом после получения общего образования целесообразно вести в двух направлениях: создания оптимальных условий обучения с учетом особых образовательных потребностей молодых людей и определения перспективных специальностей для дальнейшей профессиональной деятельности и успешного трудоустройства или трудовой занятости.
Важное место в профориентации студентов с РАС могут занять творческие специальности, овладение которыми возможно в адаптированной форме, в том числе и студентами с интеллектуальными нарушениями, что позволяет существующая нормативноправовая база.
Создание специальных условий для обучения по этим специальностям в колледжах и вузах может вызвать значительное увеличение числа студентов с РАС в нашей стране. Это, безусловно, благоприятно скажется на их дальнейшей социализации, финансовом самообеспечении и самореализации
Литература
- Богдашина О.Б. Сенсорно-перцептивные проблемы при аутизме: Учебное пособие. Красноярск: Международный институт аутизма КГПУ, 2014. 178 с. ISBN 978-5-85981-805-1.
- В Уэльсе открылся первый колледж для студентов с синдромом Аспергера [Электронный ресурс] / Пер. А. Стейнберг // Autistic City. URL: https://www.aspergers.ru/node/60 (дата обращения: 09.06.2022).
- Как работают инклюзивные мастерские? [Электронный ресурс]// Специальная Олимпиада.URL: https:// specialolympics.ru/blog/inclusive-workshops (дата обращения: 09.06.2022).
- Морозов С.А. Основы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра. Москва: Добрый век, 2014. 448 c. ISBN 978-5-904818-05-0.
- Постановление Правительства РФ № 23 от 22 января 2013 года «О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов» [Электронный ресурс]. [Москва], 2013. 6 с. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/ government/106 (дата обращения: 09.06.2022).
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.05.2011 N 20835) [Электронный ресурс] / Минздравсоцразвития РФ. URL: https://rg.ru/documents/2011/05/25/ spravochnik-site-dok.html (дата обращения: 09.06.2022).
- Приказ от 21 октября 2020 года N 1256 «Об утверждении перечней должностей работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, для определения размеров должностных окладов руководителей федеральных учреждений, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Минкультуры России. URL: https://docs.cntd.ru/document/573191356?ma rker=6500IL (дата обращения: 09.06.2022).
- Приказ от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» [Электронный ресурс] / Минтруда России. URL: https://normativ.kontur.ru/docu ment?moduleId=1&documentId=265332 (дата обращения: 09.06.2022).
- Профессиональный стандарт. Специалист по техническим процессам художественной деятельности. Утвержден приказом Минтруда России от 08.09.2014 № 611н [Электронный ресурс]. URL: https://classinform.ru/ profstandarty/04.002-spetcialist-po-tekhnicheskim-protcessam-hudozhestvennoi-deiatelnosti.html (дата обращения: 09.06.2022).
- Реестр профстандартов, раздел 04 «Культура, искусство» [Электронный ресурс]. URL: https://profstandart- rosmintrud.ru/reestr-profstandartov/#04_%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B 0_%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
- Синдром Аспергера и исполнительная функция [Электронный ресурс] / Пер. А. Стейнберг // Autistic City. URL: https://www.aspergers.ru/node/405 (дата обращения: 09.06.2022).
- Хаустов А.В., Шумских М.А. Динамика в развитии системы образования детей с расстройствами аутистического спектра в России: результаты Всероссийского мониторинга 2020 года // Аутизм и нарушения развития. 2021. Т. 19. № 1. С. 4—11. DOI:10.17759/autdd.2021190101
- Хаустов А.В., Шумских М.А. Организация образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра в Российской Федерации: результаты Всероссийского мониторинга 2018 года // Аутизм и нарушения развития. 2019. Т. 17. № 3. С. 3—11. DOI:10.17759/autdd.2019170301
- Эттвуд Т. Полное руководство по синдрому Аспергера. Баку: Qanun Nəşriyyatı, 2022. с. 592, ISBN 978-9952-38- 141-2
- 30 Great Jobs for People on the Autism Spectrum [Web resource]// Applied Behavior Analysis Programs Guide. URL: https://www.appliedbehavioranalysisprograms.com/jobs-for-people-with-autism/. (Accessed13.06.2022).
- Baron-Cohen S., Ashwin E.; Ashwin C., Tavassoli T., Chakrabarti B. Talent in autism: hyper-systemizing, hyper- attention to detail and sensory hypersensitivity // Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences. 364 (1522): 2009-05-27, 1377—1383. doi:10.1098/rstb.2008.0337
- Cardinal R. Outsider Art and the autistic creator// Philosophical Transactions of the Royal Society. 2009 May 27; 364(1522): 1459—1466. doi: 10.1098/rstb.2008.0325. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/ PMC2677583/pdf/rstb20080325.pdf (Accessed13.06.2022).
- Emerging Practices for Supporting Students on the Autism Spectrum in Higher Education: A Guide for Higher Education Professionals [Web resource]. Rochester: Publ. Rochester Institute of Technology, 2014. 30 p. URL: https:// www.rit.edu/spectrumsupport/sites/rit.edu.spectrumsupport/files/documents/ASDinHigherEdGuide.pdf (Accessed 09.06.2022).
- Finding Fulfilling Jobs If You’re Autistic Spectrum [Web resource]// Psychcentral. URL: https://psychcentral.com/ autism/jobs-for-autistic-people (Accessed 20.02.2022)
- Gobo K., Shmulsky S., Bower M. Strategies for teaching STEM subjects to college students with autism spectrum disorders // Journal of College Science Teaching, 2018, 47(6), 12—17.
- Kelley M.L., Joseph B.C. Rethinking Higher Education for Students with Autism Spectrum Disorders: The Importance of Adult Transitions [Web resource] / Owens Community College. Perrysburg, [s. a.]. 17 p. URL: https://www.sandiego. edu/disability/documents/Rethinking_Higher_Education_for_Students_with_Autism_Spectrum_Disorders_APA. pdf (Accessed 20.02.2022).
- Kouo J.L., Hahn A., Morton S. et al. Supporting Students with an Autism Spectrum Disorder in Engineering: K-12 and Beyond // Journal of Science Education for Students with Disabilities, 2021, vol. 24, no. 1, article no. 11. 21 p. DOI:10.14448/jsesd.13.0011
- Taylor M.J. Teaching students with autistic spectrum disorders in HE // Education + Training, 2005, vol. 47, no. 7, pp. 484—495. DOI:10.1108/00400910510626330
- Taylor M.J., Baskett M., Duffy S. et al. Teaching HE students with emotional and behavioural difficulties. Education + Training, 2008, vol. 50, no. 3, pp. 231—243. DOI:10.1108/00400910810874008
- Taylor M.J., Baskett M., Wren C. Managing the transition to university for disabled students. Education + Training, 2010, vol. 52, no. 2, pp.165—175. DOI:10.1108/00400911011027743
- Wei X., Yu J.W., Shattuck P., McCracken M., Blackorby J. Science, Technology, Engineering, and Mathematics (STEM) participation among college students with an Autism Spectrum Disorder // Journal of Autism and Developmental Disorders, 2012, 43, 1539—1546.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2344
В прошлом месяце: 123
В текущем месяце: 60
Скачиваний
Всего: 284
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 18