Аутизм и нарушения развития
2022. Том 20. № 2. С. 62–77
doi:10.17759/autdd.2022200208
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Мастерские им. В.П. Шмитца: система комплексной поддержки взрослых людей с ментальной инвалидностью
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: ментальная инвалидность, расстройства аутистического спектра, стационарозамещение, профессиональное обучение, социально-трудовая занятость, социокультурная интеграция, сопровождаемое проживание, региональный ресурсный центр
Рубрика издания: Социокультурная интеграция и спорт
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2022200208
Получена: 12.01.2022
Принята в печать:
Для цитаты: Семенкова О.С., Сукманов В.В. Мастерские им. В.П. Шмитца: система комплексной поддержки взрослых людей с ментальной инвалидностью // Аутизм и нарушения развития. 2022. Том 20. № 2. С. 62–77. DOI: 10.17759/autdd.2022200208
Полный текст
Вопрос жизнеустройства в России людей старше 18 лет с ментальной инвалидностью в последние годы поднимается достаточно часто и по настоящее время является открытым. Численность данной категории граждан ежегодно увеличивается. Данные по Псковской области из Федерального реестра инвалидов подтверждают высокие показатели числа неработающих граждан с инвалидностью трудоспособного возраста (таблица 1).
Рассмотрение вопроса жизнеобеспечения граждан с умственными и психическими нарушениями, их вовлечённости в социум, необходимости перехода от проживания в интернате или обособленно в семье к внедрению стационарозамещающих технологий до сих пор остаётся на уровне дебатов или немногих реализованных проектов и грантов.
Вопрос неоднозначен и вызывает постоянные дискуссии на тему: «Должны ли все граждане трудоспособного возраста трудиться на открытом рынке труда, или для некоторых категорий лиц с инвалидностью правильнее и безопаснее создавать специальные условия для организации социальной, трудовой занятости на постоянной основе и трудоустройства в защищенном пространстве?».
Таблица 1
Год |
Всего инвалидов трудоспособного возраста |
Работающие |
Неработающие |
1 гр. |
2 гр. |
3 гр. | |||
Работающие |
Неработающие |
Работающие |
Неработающие |
Работающие |
Неработающие | ||||
2021 |
16909 |
3737 22,10% |
13172 77,90% |
120 |
2055 |
783 |
5685 |
2834 |
5432 |
2020 |
15274 |
3379 22,12% |
11895 77,88% |
121 |
1929 |
673 |
5305 |
2585 |
4661 |
2019 |
15395 |
3284 21,33% |
12111 78,67% |
104 |
1873 |
651 |
5521 |
2529 |
4717 |
2018 |
15692 |
3325 21,19% |
12367 78,81% |
96 |
1844 |
650 |
5734 |
2579 |
4789 |
Особого внимания заслуживает вопрос, касающийся принятия решений другими людьми вместо самого взрослого человека с ментальной инвалидностью. В 90% случаев при выборе перспективы развития лиц с умственными и психическими нарушениями основным является мнение родителя, при этом интересы сторон не всегда совпадают (к тому же некоторые родители настаивают на позиции — все услуги должны быть бесплатными, что невозможно). Решение во многих случаях принимается в пользу экономии материальных средств, личного мнения родителя о наиболее подходящем виде деятельности для его ребёнка; особую роль играет завышение или занижение оценки способностей своего ребенка, чувство страха за него и боязнь отпустить в более самостоятельную жизнь.
Ниже предлагаются заметки по поводу затруднений, возникающих при решении вопросов социализации и жизнеустройства в целом людей с ментальной инвалидностью в России.
Само понятие «ментальная инвалидность» законодательно не закреплено. Предложение о его закреплении в 2019 г. было выдвинуто заместителем министра труда и социальной защиты Г. Лекаревым на Российском инвестиционном форуме в Сочи «Люди как люди» на площадке «Социальная инклюзия лиц с ментальной инвалидностью». Понятие является достаточно емким и собирательным, включающим обширный спектр нарушений умственного и психического развития. Термин «инвалидность» несёт социальную смысловую нагрузку, а уточнение «ментальная» даёт возможность говорить о большой категории граждан (с когнитивными нарушениями, РАС и другими психическими расстройствами, генетическими заболеваниями, тяжёлыми множественными нарушениями (ТМНР) и т.п.), нуждающихся в постоянном сопровождении и поддержке при решении вопросов жизнеустройства.
Чтобы избежать дискриминации какой-либо категории лиц с инвалидностью, прорабатывая вопросы комплексного сопровождения и стационарозамещения, уместнее говорить именно о людях с ментальной инвалидностью.
При установлении группы инвалидности государством предусмотрены материальные выплаты (страховые пенсии по инвалидности), а система жизнеобеспечения позволяет либо провести жизнь дома, либо в интернате. Ни один из вариантов не предоставляет возможности обучения профессии, организации постоянной трудовой, социальной занятости и достойной, максимально самостоятельной жизни в обществе; Острота вопроса поддерживается не только отсутствием системы сопровождения лиц с ментальной инвалидностью, но и, как следствие, отсутствием перспектив развития и организации личной жизни их родителей или опекунов;
Несмотря на имеющиеся публикации, выступления на тему организации трудовой занятости и трудоустройства, профессионального обучения [1; 2; 4; 5; 6; 7; 10; 11; 14; 16] и организации сопровождаемого проживания [3; 8; 12; 15; 17] лиц с ментальной инвалидностью, несмотря на сообщения о реализации проектов и грантовых направлений, сделать вывод о качестве, эффективности и результативности деятельности, о степени разработанности темы очень сложно. С одной стороны, вопрос решается, с другой, — разноплановость проводимых мероприятий, множество трактовок и субъективизм оценок полученных результатов, отсутствие чётко сформулированных методов работы, критериев и мер измерения эффективности реализованных проектов, не дают возможности делать однозначные выводы и активно тиражировать полученный опыт [7; 18].
Внедрение новых институций в системе комплексного сопровождения позволит обеспечить полноценную трудовую занятость в дневное время и максимально самостоятельное проживание, включая решение вопросов профессионального обучения и активной социализации и социокультурной интеграции, в свободное от трудовой занятости время.
Существенным вкладом в создание и развитие эффективной комплексной системы сопровождения лиц старше 18 лет с ментальной инвалидностью на территории Российской Федерации может стать представленный в статье накопленный опыт зарубежных и российских организаций, анализ апробированных ими технологий и внедрённых адаптированных практик. Представленные нами данные подкреплены комментариями актуальной ситуации и предложениями, определяющими способы решения имеющихся проблем.
Региональный ресурсный центр Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Псковской области «Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов имени Вернера Петера Шмитца» (РРЦ ГБУСО ПО «ПИМ») является учреждением полустационарного обслуживания. С 2001 года на территории субъекта Российской Федерации в городе Пскове и с 2021 года в городе Великие Луки учреждением успешно внедрена и продолжает развиваться система комплексного сопровождения взрослых граждан с ментальной инвалидностью.
На начальном этапе работа РРЦ выстраивалась на основе многолетнего опыта Германии в работе с людьми с умственные нарушениями. Со временем используемые методы были адаптированы относительно законодательной и нормативно-правовой базы Российской Федерации с учетом национального стандарта РФ социального обслуживания населения и качества оказываемых услуг [17].
Совместно с органами исполнительной власти, НКО, организациями социальной сферы региона за 2017-2021 годы РРЦ активно прорабатывался вопрос комплексного сопровождения граждан взрослого возраста с ментальной инвалидностью. За это время актуализирован используемый ранее методический материал в области трудовой занятости и социокультурной абилитации и интеграции, что позволило тиражировать накопленный опыт и открыть филиал в южном муниципалитете региона; внедрить и успешно продолжать развивать направление сопровождаемого проживания лиц, проживавших ранее в ПНИ; добиться определённых результатов в области профессионального обучения лиц с ментальной инвалидностью и помочь реализовать полученные профессиональные умения и навыки в производственном процессе. В ходе внедрения новых практик постоянно проводится мониторинг качества оказываемых услуг и удовлетворённости граждан, получающих социальные услуги (обобщённые данные приведены в таблице 2).
Производственно-интеграционные мастерские в системе комплексного сопровождения людей с ментальной инвалидностью
Категория граждан с ментальной инвалидностью чрезвычайно полиморфна, но право на достойную и полноценную жизнь в обществе должно быть у каждого. Решение вопроса путём реализации проектов и грантов только силами НКО, как правило, дает возможность закрыть лишь часть или какой-либо один вопрос для определённой группы лиц (только дневную занятость или только сопровождаемое проживание).
Таблица 2
Для людей с инвалидностью |
Для родственников людей с инвалидностью |
Для специалистов |
Для государства и общества |
Включённость в жизнь общества (уход от замкнутости и одиночества): — установление контактов, — активность и взаимодействие, — самореализация |
Возможности — трудоустройства, — ведения активного образа жизни, — отдыха |
Приобретение нового опыта (теоретического и практического) взаимодействия с людьми с инвалидностью и их близкими |
Решение вопросов реализации прав людей с инвалидностью на достойную жизнь |
Обучение по профессии/ приобретение профессии |
Получение консультативной помощи: — о имеющихся возможностях жизнеобеспечения; — о новых способах взаимодействия с взрослеющим ребенком; — об инновациях и их использовании |
Получение консультативной помощи и обмен опытом специалистами регионов, принимающих участие в процессе внедрения комплекса мер по сопровождению людей с ментальной инвалидностью |
Развитие позитивного отношения и толерантности общества к людям с ментальной инвалидностью |
Овладение производственными умениями и навыками; — повышение самооценки |
Возможность не волноваться за своего близкого |
Внедрение новых технологий: — открытие новых рабочих перспектив, — разнообразие деятельности |
Изменение экономической ситуации путем максимального включения всех граждан в экономические процессы |
Возможность участия в производительном труде; — дневная занятость |
Возможность ухода от гиперопеки во взаимоотношениях с близким |
Постоянное повышение квалификации, уход от однообразия и рутинности в работе |
Новые пути взаимодействия — новые креативные решения, проекты, программы |
Обучение навыкам самостоятельной жизни и возможность жить вне ПНИ |
Возможность ухода от мыслей и тревог за будущее подопечного — открытие реальных жизненных перспектив |
Расширение возможностей для реализации профессионального потенциала — снижение риска выгорания |
Взаимовыгодное сотрудничество (новые программы трудоустройства граждан с инвалидностью) |
На начальном этапе построения комплексной системы жизнеустройства людей с ментальной инвалидностью развитие отдельных узкопрофильных направлений не даёт эффективных результатов ни для решения вопроса по удовлетворению запросов на получение комплекса услуг, ни для формирования необходимой правовой, материальной и методической базы для развития и тиражирования опыта комплексного сопровождения и жизнеустройства лиц с ментальной инвалидностью на территории всех субъектов РФ. Система комплексного сопровождения — это непрерывная цепочка преемственных направлений развития и поддержки человека с ментальной инвалидностью от рождения до конца жизни, предоставляющая право выбора и гарантирующая достойную жизнь в социуме. Варианты реализации могут быть различными: учреждение, предоставляющее комплекс услуг, или налаженное взаимодействие различных организаций — звеньев одной цепи, объединённых единством законных требований и определённых полномочий, при консолидации усилий которых достигается общая цель.
Миссия РРЦ — обеспечение равных прав и повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями. Цель — трудовая и социокультурная реабилитация лиц с умственными, психическими и физическими особенностями здоровья, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, сопровождении или помощи.
В таблице 3 представлены основные разноаспектные направления эффективной работы системы комплексного сопровождения лиц с ментальной инвалидностью РРЦ г. Пскова.
Сконцентрированные в одном учреждении разные по наполнению виды предоставляемых социальных услуг, сопровождения и поддержки, разбивка процессов на этапы даёт возможность получателям социальных услуг переходить с одной ступени на другую без стрессов, длительного ожидания и изменений в привычной структуре дня. В случае невозможности найти себя в одном направлении, предоставляются возможности двигаться и развиваться в другом. Это обеспечивается планомерной чётко скоординированной непрерывной системной работой, главная задача которой — помощь в раскрытии, развитии и реализации личного потенциала человека при сопровождении (в нужном объёме и количестве) в течение всей жизни.
Предоставление разных видов социальных услуг в одном учреждении даёт также возможность сохранять преемственность в подходах, правилах и требованиях, предъявляемых как к поставщику услуг, так и к их получателю. Такое решение открывает реальные и понятные перспективы для граждан с ментальной инвалидностью старше 18 лет и для членов их семей.
Анализ инклюзивных учебных практик профессиональной подготовки лиц с ментальной инвалидностью в субъектах РФ указывает на имеющиеся схожие проблемы и сложности в решении вопроса последующей занятости воспитанников [5]. Показатели констатируют увеличение числа лиц с когнитивными нарушениями, получивших профессию или специальность, в то время как процент числа трудоустроенных или занятых остаётся низким.
Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов имени В.П. Шмитца | |||
В мастерских работают 55 сотрудников для 164 человек | |||
Максимальная доступность услуг поддерживается путём организации ежедневной службы доставки (дом — мастерские — дом) | |||
Постоянная организация и поддержка социокультурного развития | |||
Экскурсии и интерактивные музейные экспозиции |
Кружки, спортивные секции, спортивно-массовые мероприятия |
Мастер-классы, интеллектуальные игры, конкурсы таланта и профмастерства |
Праздники, культурномассовые мероприятия |
11 отделений мастерских работают круглый год по пятидневной рабочей неделе и предоставляют социальные услуги: | |||
a) в форме полустационарного обслуживания: |
b) в форме обслуживания на дому |
c) предоставление образовательных услуг | |
Производственные отделения социально-трудовая занятость |
Непроизводственные отделения |
Отделение сопровождаемого проживания |
Образовательный центр |
Растениеводства |
2 Тренировочных отделения (в г. Пскове и в филиале г. Великие Луки) адаптации и профориентации |
Постинтернатное сопровождение в форме стационарозамещающей технологии сопровождаемого проживания (проживающие выписаны из ПНИ и зарегистрированы по адресу проживания) |
1. Написание адаптированных программ обучения по рабочим профессиям и методическое сопровождение 2. проведение семинаров, мастер-классов, викторин |
Деревообработки | |||
Швейное | |||
Прачечное | |||
Картонажное Хозяйственное Отделение реализации |
Отделение социальной дневной занятости (развитие и уход) | ||
соотношение сотрудник / ПСУ = 1/10 |
соотношение сотрудник / ПСУ = 1/5 в группе, где необходим и уход, 1/3 |
зав.отделением (0,5 ставки), 2 спец. по соц. работе (4ч / день), 2 дежурных по режиму (с 20:00 до 08:00) |
зав. отделением, методист |
Основные проблемы, чаще всего не находящие решения:
— несоответствие уровня профессиональной подготовки требованиям конкурентоспособного рынка;
— выбор адаптированных основных программ профессионального обучения (АОППО), не отвечающих реальному запросу рынка труда;
— невозможность трудоустройства после завершения обучения из-за малой производительности труда или низкого качества выполняемых работ;
— невозможность осуществления трудовой деятельности без сопровождения;
— несмотря на внедрение новых образовательных технологий в сфере профессионального обучения, категория лиц с выраженными когнитивными нарушениями остаётся не включённой в процесс профессионального обучения и последующей трудовой занятости/ трудоустройства.
Право на труд есть у каждого гражданина, но факты свидетельствуют о невозможности каждого быть трудоустроенным, особенно на открытом рынке труда. Так же, как и право на обучение есть у каждого, но для реализации этого права лицами с ментальной инвалидностью необходимо определить, где и каким образом, по каким программам стоит проводить профподготовку, чтобы обучение открывало новые перспективы, а приобретённые знания давали возможность участвовать в трудовой деятельности.
В РРЦ учебные программы разрабатываются отделением «Образовательный центр» и реализуются на базе «Тренировочного отделения». В ходе практико-ориентированного обучения и комплекса учебно-производственной подготовки осуществляется постоянное взаимодействие инструкторов профессионального обучения, инструкторов по труду производственных отделений и самих обучающихся. Для повышения эффективности профподготовки процесс обучения разделён на этапы (таблица 5).
Таблица 4
Задачи |
Требования | |
1. |
Разработка адаптированных программ профессиональной подготовки |
— краткосрочные, доступные; — отвечающие запросу рынка труда или производственных отделений мастерских |
2. |
Формирование способности самостоятельно выполнять хотя бы минимум работ (в защищённых мастерских) после обучения |
— самостоятельность выполнения простых операций или видов работ; — качество выполнения |
3. |
Обеспечение условий для максимально качественной и самостоятельной работы по профессии или производственному направлению |
— реалистичные и комфортные условия обучения и труда с учётом индивидуальных особенностей; — подбор объема сопровождения |
4. |
Подбор профессионального направления в соответствии с реальными умениями, навыками и способностями |
— предоставление возможности попробовать себя во всех возможных производственных сферах, но выбор осуществить, суммируя: желание, умения и потенциальные возможности |
5. |
Мотивация к труду (по профессии в мастерских или на открытом рынке труда) |
— подбор и отработка навыка по виду работ с целью достижения самостоятельности выполнения операций и самореализации |
Таблица 5
Название этапа |
Вид деятельности | |
1. |
Адаптация |
— ознакомительно-подготовительная деятельность |
2. |
Профориентация |
— предоставление информации о профессиональных направлениях и возможность попробовать себя в каждом из них |
3. |
Профессиональная подготовка или обучение по выбранной профессии |
— получение знаний, формирование и отработка умений и навыков по выбранному направлению |
4. |
Производственные пробы или производственная практика |
— кратковременные внедрения на производство и полный переход на производственную практику для отработки операций и видов работ на производстве |
5. |
Итоговая аттестация и переход на производство |
— завершение процесса профессиональной подготовки, переход в производственное отделение и производственная адаптация в нём, организация трудовой занятости на постоянной основе |
На каждом этапе обучения теоретический материал разъясняется вместе с освоением и отработкой отдельных трудовых и профессиональных навыков последовательно: от операций к видам работ и до освоения профессии (вида деятельности) в полном объёме.
В своей работе специалисты центра руководствуются следующими принципами: учёт возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей; активное вовлечение в процессы обучения и труда; учёт теоретической и смысловой сложности материала и его последующей практической значимости; постоянное чередование теории и практики в процессе профориентации и профобучения.
Процесс обучения имеет свои специфические особенности (см. таблицу 6), учёт которых позволяет добиваться планируемых результатов.
Немаловажным для лиц с РАС и другими ментальными нарушениями является вопрос постоянства: организации доставки до учреждения и обратно; обустройства учебного и производственного пространства в одном учреждении; единства требований; структуры дня и правил внутреннего распорядка; контингента сотрудников и ближайшего окружения на разных этапах развития.
Большую значимость для обучающихся имеет и вопрос организации учебной и производственной практики, позволяющей с первых дней отрабатывать комплекс умений и навыков на будущем рабочем месте с тем инструктором по труду, который будет сопровождать человека на протяжении всего последующего времени работы в мастерских.
Цели и задачи производственной практики:
— создание дополнительной мотивации для успешного освоения АОППО и последующей занятости;
— индивидуальный подбор и обустройство рабочего места с учётом особенностей и возможностей человека.
— овладение трудовыми операциями/ видом деятельности по профессии, на месте возможного трудоустройства/ трудовой занятости, с функционально-ориентированной подготовкой к выполнению в будущем работы на производстве;
— приобретение опыта максимально самостоятельной трудовой деятельности при социальной интеграции в профессиональной среде.
Получение теоретических знаний, одновременная проработка и закрепление их в производственной среде в ходе обучения помогает как в выстраивании процесса обучения, так и в планировании последующего вида деятельности в производственном отделении с необходимым объёмом сопровождения. Такая форма обучения даёт возможность понять и уточнить специфические особенности личности, выявить сложности в установлении рабочих отношений, оценить степень влияния внутренних и внешних факторов на психоэмоциональное и физическое состояние человека в процессе труда.
Таблица 6
|
Направление |
Организация процесса |
1. |
Профессиональная, производственная и социальная адаптация |
— имеют индивидуальную направленность, сопровождение в процессе, подкрепляются постоянными диагностиками и оценками изменений развития |
2. |
Выбор профессионального направления/обучения по профессии |
— предлагается попробовать себя в разных направлениях, которые в дальнейшем гарантированно предоставляются мастерскими в производственных цехах |
3. |
Организация и проведение социально-психологического контроля |
— наблюдение за получателем услуг на всем протяжении взаимодействия: в процессе обучения, производственных проб, практики и дальнейшей профессиональной деятельности |
4. |
Практико-ориентированное обучение |
— возможность прохождения обучения и одновременного выполнения тренировочных практических заданий, производственных проб, практики в производственных отделениях, на будущем месте занятости |
5. |
Социально-педагогическое сопровождение |
— в процессе обучения и на рабочем месте, единство документации, даёт возможность выявлять, развивать и поддерживать творческие и профессиональные способности на любом этапе развития получателя услуг |
6. |
Подбор и взаимодействие специалистов |
— специальный педагог, отвечающий за процесс обучения, и инструктор по труду производственного направления, будущий наставник |
7. |
Направленность обучения |
— отражает потребности в социально-личностном становлении и в реализации имеющегося личностного потенциала |
8. |
Нормативный срок освоения программы по дисциплине |
— определяется в соответствии со степенью сложности учебного материала и темпом освоения программы, обусловленным индивидуальными особенностями учащегося |
9. |
Итоговая аттестация |
— формы выбора формы сдачи теоретического материала: тест (возможно использование текстового и пиктограммного, рисуночного материала) или устный ответ |
Освоение АОППО проводится на базе тренировочного и производственного отделений мастерских соответствующей профессиональной направленности и предполагает формирование профессиональных знаний и навыков в соответствии с квалификационными требованиями по профессии. Квалификационная характеристика профессиональной деятельности выпускника определяется согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику (ЕТКС) и/или профессиональному стандарту. Итоговой аттестацией обучения по профессии является квалификационный экзамен в форме презентации сформированных знаний, навыков и профессиональных умений.
После успешного освоения АОППО выпускник получает свидетельство по профессии и автоматически включается в процесс производства продукции, товаров, работ, услуг, организованный в производственном отделении мастерских.
Показатели готовности получателя социальных услуг к переводу в производственное отделение:
— сформированность навыка самообслуживания или умение попросить вовремя о помощи и принять её;
— чёткое следование правилам внутреннего распорядка, соблюдение правил техники безопасности;
— умение выполнять поручения инструктора по труду не только в его присутствии, но и самостоятельно;
— наличие базовых знаний, умений и навыков для выполнения операций или вида деятельности по определенной профессии или направлению.
Важно отметить, что при невозможности освоения АОППО человек не исключается из РРЦ, а все равно вписывается в трудовой процесс, но в качестве помощника на производстве, или переходит в непроизводственное отделение, где организована дневная занятость.
Вопросы организации социально-трудовой занятости
Вопрос трудоустройства на открытом рынке труда людей с инвалидностью или организации трудовой занятости в специально созданных условиях остаётся одним из важнейших социально-экономических вопросов государственной политики [2, с. 245—264]. Её целью является создание и совершенствование всех необходимых условий, способствующих повышению уровня и качества жизни людей с инвалидностью (Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда») [8]. Об этом свидетельствует постоянное внедрение новых практик по данному направлению, регулярные изменения и дополнения, вносимые в законодательную базу РФ, создание дополнительной нормативно-правовой базы в отдельных субъектах России.
Рассматривая вопросы занятости лиц с ментальной инвалидностью, не всегда стоит стремиться к их обязательному трудоустройству на открытом рынке труда. Зачастую это невозможно из-за низкой конкурентоспособности данной категории граждан, нуждаемости в создании специальных условий труда; небезопасно по причине имеющихся трудностей с пространственной ориентацией в городской среде, помещении, особенности коммуникации, необходимости в сопровождении. Альтернативой трудоустройству на открытом рынке может стать создание производственно-интеграционных мастерских как центра социально-трудовой занятости лиц с ментальной инвалидностью. Подобный успешный зарубежный и отечественный опыт был рассмотрен и проанализирован главным специалистом по профреабилитации и занятости инвалидов ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта Минтруда России В.А. Чукардиным, на основе результатов работы которого составлено «Примерное положение об организациях, обеспечивающих социальную занятость инвалидов трудоспособного возраста» [11]. Обзор мирового опыта представлен Л.Н. Нацун в статье «Поддерживаемое трудоустройство» [6, с. 663—680]. Накопленный опыт новых практик по вопросам вовлечения лиц с инвалидностью в трудовой процесс освещён в «Сборнике по трудоустройству инвалидов, сформированном на основе успешно реализованных региональных практик и мероприятий» [14, с. 65-91]. Частный опыт представлен организациями в различных современных публикуемых изданиях и отчётах о проектной деятельности конкретного региона [1; 4; 20].
Вопросы оценки эффективности
Переход от медицинской модели оказания помощи к социальной модели сопровождения и поддержки способствует интеграции и активной социализации лиц с ментальной инвалидностью в жизнь общества, что снижает уровень дискриминации и постепенно меняет отношение общества к этой категории граждан. Становится понятным, что вопросы качества жизни нормотипичного населения и людей с инвалидностью, включая трудоустройство и занятость, заслуживают равного внимания. Но изменения не являются стабильными и продуктивными на всей территории страны и не касаются всех членов общества.
При рассмотрении вопросов организации приоритетных сфер жизни граждан с ментальной инвалидностью механизмы правового регулирования, социального сопровождения и поддержки в настоящее время работают слабо. Вопрос организации социально-трудовой занятости требует дополнительных законодательных и организационно-правовых решений. Предпочтение отдаётся созданию специальных рабочих мест на уже действующих производствах.
Эффективность данной формы организации трудовой занятости или трудоустройства достаточно низкая: высокие требования к работнику; отсутствие необходимого постоянного сопровождения, контроля за своевременным отдыхом, приёмом пищи и медикаментов; снижение психофизических показателей здоровья на фоне нагрузок и напряжения и т.д. — все это посильно далеко не всем. Как и в сфере профессионального обучения, появляется «система отбора» наиболее сильных, активных, самостоятельных и обученных граждан. Избирательный подход не удовлетворяет потребности включения в трудовой процесс категории граждан с ментальной инвалидностью.
Не менее часто встречаются и другие формы организации рабочего дня — центры или группы дневного пребывания, где не предъявляются требования к качеству выполняемой работы, отсутствует учёт возрастных особенностей (когда взрослому человеку предлагается детское занятие), нет постоянства и бесперебойной организации рабочего процесса.
Сложность и многоаспектность организации трудовой занятости граждан с ментальной инвалидностью требует государственного участия и поддержки. Необходима актуализация и разработка стандартов, дополнительной нормативно-правовой базы, межведомственного взаимодействия, финансового инвестирования и поддержки создаваемых учреждений. Создание специальных учреждений трудовой занятости и дальнейшее развитие качественного ресурса требует решения вопросов доступности, организации максимально безопасного (специально оборудованного производственного пространства); обеспечения бесперебойного функционирования и сопровождения на постоянной основе.
Опыт мастерских в организации производственных видов работ в специально оборудованном и защищённом пространстве
Передовые практики и опыт Германии в сфере организации трудовой занятости граждан с ментальной инвалидностью стали прототипом открытых в 2001 году и успешно развивающихся по сей день «Производственно-интеграционных мастерских для инвалидов имени В.П.Шмитца» Пскова. Данная организационная форма полустационарного социального обслуживания является примером продуктивной и эффективной работы в области организации трудового процесса и развития системы комплексного сопровождения граждан с ментальной инвалидностью. Реализовать своё право на профобучение, труд и максимально самостоятельную жизнь здесь могут те граждане, которые не имеют возможности учиться или работать в обычных условиях. Мастерские в составе РРЦ имеют достаточную наработанную методическую базу, апробированный документарный инструментарий и разработанные обучающие программы, как для профессионального обучения инвалидов, так и для обучения сотрудников социальной сферы, занимающихся организацией трудовой занятости лиц с ментальной инвалидностью.
Производственно-интеграционные мастерские — это часть комплексной системы сопровождения. При организации социально-трудовой занятости важно помогать работнику развивать его личностный потенциал, достигать самостоятельного выполнения работ или отдельных трудовых операций (в соответствии с возрастом и возможностями), достигать результата своего труда для формирования ощущения и понимания собственной значимости, способствовать расширению и накоплению социального опыта и выстраиванию социальных контактов.
Учреждение располагает земельным участком в 3,5 гектара, с расположенными на нём тремя теплицами, хозяйственными постройками и прогулочными зонами; помещениями (общей площадью 3200 м²) со специально оборудованными в них производственными и непроизводственными отделениями, санитарно-гигиеническими комнатами, местами приёма пищи, спортивной зоной и комнатами отдыха. Каждое помещение имеет своё специально организованное и оборудованное пространство, отвечающее потребностям разных категорий людей с ментальной инвалидностью.
Организуя производственное пространство, соответствующее потребностям граждан, получающих услуги по социально-трудовой занятости, особое внимание следует уделять решению основных социально-реабилитационных задач согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 29.03.2019 № 363 (ред. от 23.03.2021) [8] и методическим рекомендациям, утверждённым Приказом Минтруда России от 01.02.2018 № 46 [9].
Следует отметить, что виды предлагаемых работ на производственных отделениях тщательно отбираются и соответствуют «рекомендуемым несложным видам труда, которые могут выполнять инвалиды, способные осуществлять трудовую деятельность с помощью / сопровождением других лиц» [9].
Производственные отделения оборудованы согласно требованиям к выполняемому труду: профессиональными станками и машинами, ручным инструментом, вентиляционными системами и вытяжками.
Организация социально-трудовой занятости в учреждении осуществляется по 7 направлениям и подразумевает ежедневную деятельность в рабочие часы на конкретном отделении по соответствующему направлению подготовки (см. таблицу 7).
Специалистам важно учитывать необходимость стабильной организации социально-трудового процесса. Бесперебойная ежедневная работа производственных отделений достигается путём постоянного мониторинга рынка сбыта готовой продукции, анализа спроса, поиска заказов, взаимодействия с заинтересованными учреждениями и организациями на постоянной основе (магазины, парикмахерские, детские сады, фабрики и т.д.).
Таблица 7
|
Производственное направление |
Виды выполняемых работ |
Единые для всех отделений требования и правила: |
1. |
Швейное дело и художественное вышивание |
— пошив хозяйственных сумок, постельного белья, кухонных принадлежностей; — вышивание; — изготовление игрушек, сувениров |
Соблюдение: — внутреннего распорядка сотрудниками и получателями услуг; — техники безопасности (сотрудниками и работающими), прохождение плановых инструктажей и перед каждым новым видом деятельности; — охраны труда: строгое соблюдение режима работы и отдыха, необходимость производственной гимнастики; — сопровождение в рабочем процессе (1 сотрудник/ 10 получателей соцуслуг); — специальное оборудование рабочего места; — разбивка процесса производства на операции, виды работ; — распределение работ по степени сложности, объёму и физической нагрузке; — обязательная система оценки качества работ и готового продукта (индивидуальные оценочные листы); — постоянное ведение сопроводительной документации по каждому ПСУ |
2. |
Деревообработка |
— изготовление мебели для улиц, бань, детских учреждений и т.д; — работа на станочном оборудовании и с ручным инструментом; — шлифовка, сборка, итоговая обработка; — выпиливание лобзиком на станке, ручная шлифовка, финишное покрытие (сувениры и развивающие игрушки-пазлы из дерева); — оформление готовой продукции, выжигание по дереву; — сортировка, комплектовка | |
3. |
Растениеводство |
— выращивание растений, рассады, цветов (в теплицах); — уход за уличными растениями; — стрижка кустов, газонов, рыхление, поливка, подкормка, прополка; — кошение газонов с помощью триммера или газонокосилки | |
4. |
Прачечное дело |
— машинная стирка, отбеливание и удаление пятен; — утюжка; — уборка, погрузочные работы | |
5. |
Картонажное дело |
— изготовление визиток, буклетов, календарей; — изготовление упаковки (бумажных пакетов, конвертов, картонных коробок) | |
6. |
Хозяйственная деятельность |
— ручная и машинная мойка — посуды, кухонного инвентаря; — мытьё кухонного оборудования, столов, полов и уборка мусора в столовой; — поддержание чистоты центрального коридора; – машинные и ручные работы | |
7. |
Отделение реализации – магазин |
— маркировка, укладка, упаковка товара, подсобные работы; — работа на выездных ярмарках, выставках и в магазине мастерских |
Не меньшее внимание уделяется поддержанию интереса к выполняемому виду деятельности, повышению мотивации работающих, что предполагает и материальную поддержку в виде денежных выплат (требует дополнительной проработки законодательной базы), и внедрение в производственный процесс мероприятий социокультурной направленности.
Предоставление социальных услуг учреждением носит заявительный характер. Это исключает возможность отказа в услугах или отбора «более сильного» контингента. Учреждение ставит своей задачей подбор наиболее подходящего вида деятельности. Широкий спектр предоставляемых услуг гарантирует каждому обратившемуся включение в жизнь общества и занятость 5 дней в неделю в течение рабочего дня (с 9:00 до 16:00). В случае, когда оценка возможностей и уровня сформированности навыков самообслуживания, рассмотрение производственных рисков и умений, способность соблюдать правила техники безопасности, учёт пожеланий самого получателя услуг или его законного представителя исключают возможность участия в производственном процессе, людям предоставляется возможность перехода в непроизводственное отделение.
Отделение социальной дневной занятости представляет собой большую непроизводственную зону: просторные оборудованные помещения, разбитые на сектора для проведения занятий по социально-бытовой ориентации; кухонные зоны для обучения самостоятельному приготовлению простых блюд и выполнению хозяйственно-бытовой деятельности; кабинеты для занятий ручным трудом, для природотерапии и арт-терапии; спортивные комнаты и комнаты отдыха и релаксации. Работа носит обучающий характер и направлена на решение вопросов по поддержанию или формированию бытовых навыков. Направления работы отделения социальной дневной занятости РРЦ ГБУСО «ПИМ» представлены в таблице 8.
Посещение непроизводственного отделения не предусматривает участия в производственном процессе, но не исключает возможность дневной занятости (соответственно возрасту) на постоянной основе.
Таблица 8
Направление |
Вид деятельности | |
1. |
Хозяйственно-бытовые навыки |
— уборка помещения, полив цветов, дежурство в столовой, утюжка белья и т.д. |
2. |
Занятия по социально-бытовой ориентации |
— расширение и поддержание общего кругозора, повторение правил культуры поведения, здорового образа жизни |
3. |
Приготовление элементарных блюд — кулинария |
— формирование новых навыков (приготовление простых блюд, выполнение простой работы) |
4. |
Чистота и здоровье |
— отработка и поддержание элементарных навыков самообслуживания, гигиены тела, ухода за волосами, ухода за одеждой и обувью |
5. |
Развитие речи и коммуникации |
— проведение работы по расширению коммуникативного потенциала (обучение элементарным навыкам работы на компьютере; — для некоторых — поддержание навыка письма и чтения, внимательного слушания |
6. |
Природотерапия и арт-терапия |
— ручной труд, изготовление поделок из природного материала, работа с красками, карандашами, бумагой, клеем |
7. |
Мастер-классы и культурно-массовые мероприятия |
— ручной труд, экскурсии, праздники, викторины |
8. |
Прогулки, ритмика, физическая нагрузка |
— спортивно-оздоровительные занятия |
Работа отделения подразумевает ежедневную организацию рабочего времени с предъявлением общих требований к соблюдению режимных моментов, правил поведения и культуры общения в учреждении, ориентирована на человека с его потребностями и имеющимися способностями, с учетом соблюдения вопросов доступности и безопасности, а также предоставляет личностно-ориентированную поддержку и сопровождение (при необходимости, и организацию мероприятий по уходу) в нужном объёме и количестве.
Организация социальной дневной занятости является не менее актуальной и значимой темой в проработке вопроса комплексной поддержки и сопровождения граждан с ментальной инвалидностью, нуждающихся в постоянном сопровождении и/или уходе.
Сопровождаемое проживание / постинтернатное сопровождение
Важным вопросом среди актуальных на сегодняшний день является развитие технологии сопровождаемого проживания лиц с ментальной инвалидностью. На территории г. Пскова и региона практика является внедрённой и развивается. Имеющийся опыт представлен в пособии «Жизнь с достоинством (сопровождаемое проживание)» [3]. Тема сопровождаемого проживания разрабатывается достаточно давно, о чём свидетельствуют многочисленные конференции и публикации, например, [15], но вопрос не является решённым и требует дальнейшей проработки, наращивания мощностей и формирования рабочих механизмов регулирования.
РРЦ с 2018 г. занимается развитием технологии сопровождаемого проживания и постинтернатного сопровождения лиц с ментальной инвалидностью, ранее проживавших в стационаре. Особого внимания требует разработка последовательного плана действий по выводу воспитанников из стационара, их адаптации, социализации и интеграции в социуме. Внедрение практики предусматривает установление и налаживание межведомственного взаимодействия, чёткое и поэтапное выполнение учреждениями социального обслуживания (психоневрологического интерната (ПНИ) и РРЦ) взятых на себя договорных обязательств, кураторства со стороны органов исполнительной власти, подготовки ресурсов (в том числе, и места проживания) и работы с подопечными.
Цель внедрения технологии — организация сопровождаемого проживания в малых группах для граждан с ментальной инвалидностью старше 18 лет, восстановление их социального статуса и интеграция в социум (из ДДИ, ПНИ). В ходе внедрения практики использованы материалы методических рекомендаций [12] и имеющийся опыт сопровождаемого проживания Псковской области и в Пскове, а также опыт других регионов.
Решение вопросов, связанных с подготовкой жилья, требует проведения ряда организационноправовых мероприятий: современного обустройства территории и жилого пространства; оформления помещений как жилых; наполнения жилого пространства предметами мебели и обихода с учётом личных предпочтений, пожеланий и особых потребностей проживающих. Работа с подопечными предполагает разделение процесса на этапы, отработанные в РРЦ «ПИМ» и представленные в таблице 9.
Таблица 9
Название этапа |
Виды деятельности | |
1. |
Подготовительный |
— отбор кандидатов для выхода из ПНИ; — анализ личных дел и медицинских анамнезов; — организация информационно-разъяснительных бесед; — подготовка документов для перевода; — организация встреч для установления новых контактов |
2. |
Период адаптации в социуме |
— проведение вводного курса обучения (в РРЦ) правилам общения, культуры поведения, умению включаться в учебную и трудовую деятельность; — проведение общего курса профориентации с последующим обучением по профессии (от 3 до 6 месяцев); — заранее учреждениями решаются вопросы логистики: доставки подопечных из ПНИ в РРЦ утром и вечернее возвращение в ПНИ; — курс профориентации плавно переходит в обучение по профессии. К этому моменту желание покинуть стены стационара становится более осознанным, что делает возможным переход к проживанию на тренировочных квартирах, формирование умения ориентироваться в социальных отношениях, включаться в них, получать новые знания для изменения образа своей жизни |
3. |
Тренировочное, учебное сопровождаемое проживание |
— проживание на учебных квартирах в городе, переход от привычной жизни «на всём готовом» к жизни «я сам»; — переход в дом учебного проживания на территории РРЦ, но с уменьшением объёма сопровождения: обучение ведению домашнего хозяйства, планированию дня, домашних дел, обращению с финансами, постепенное обучение самостоятельности во всём; — на этом этапе достаточно эффективным является проживание и взаимодействие в малых группах, когда обязанности не разом ложатся на плечи одного человека, а распределяются между всеми. Со временем некоторые связи ослабевают, ведение хозяйства становится посильным, но остаётся и та категория лиц, для кого уместно продолжать вести хозяйство в паре или малой группе. Вопросы обучения, дневной занятости, трудоустройства не становятся второстепенными, необходимость трудиться воспитывает чувство ответственности перед собой и обществом; — обучение самостоятельной организации досуга и приобщение к участию в общественных мероприятиях и праздниках |
4. |
Заключительный этап внедрения, но не окончания развития технологии |
Начало максимально самостоятельной жизни в доме сопровождаемого проживания в городе: — выход из ПНИ; — регистрация по месту проживания; — составление договоров обслуживания на дому; — проведение итоговой функциональной диагностики, определение степени дефицита самообслуживания и зависимости от посторонней помощи; — определение объёма услуг по сопровождению; — ознакомление с правилами проживания и выполнением обязанностей по дому; — составление и ведение учётной документации сотрудниками |
Дальнейшая работа выстраивается по принципу поддержки максимально самостоятельной жизни проживающих с постепенным уменьшением сопровождения. Поддержка и сопровождение ориентированы на продолжение индивидуально-личностного развития проживающих, совершенствование хозяйственно-бытовых умений и навыков, увеличение самостоятельности и на снижение объёма помощи персонала. Развитие самостоятельности и расширение перспектив для самореализации ослабляют зависимость от родителей, иногда тотальную.
Переход из ПНИ в социум демонстрирует возможность изменения образа жизни и повышения ее качества, а также улучшения работы самой системы социальной поддержки лиц с ментальными нарушениями.
Заключение
Проблемы организации процессов встраивания в социум граждан с ментальной инвалидностью качественно решаются только с привлечением и ведущим участием государственных ресурсов при создании единой государственной системы комплексного сопровождения и поддержки взрослых граждан с ментальной инвалидностью на постоянной основе при активном взаимодействии и партнёрстве с общественными организациями, бизнес-сообществом и НКО.
Анализ всех аспектов проживания людей с ментальной инвалидностью в ПНИ и доме сопровождаемого проживания уже на начальном этапе показывает, что достаточное число проживающих в ПНИ могут жить в обществе при условии создания для них специальных условий организации жизни и сопровождения. Развитие представленной технологии позволит снизить и обеспокоенность родителей, имеющих детей с ментальной инвалидностью, не желающих помещать своего ребенка в ПНИ, и реализует право каждого на достойную жизнь в обществе.
РРЦ ГБУСО «Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов им. В.П. Шмитца» — это социальное учреждение по подготовке и включению людей с когнитивными, психическими и физическими нарушениями (I, II и III групп инвалидности) старше 18 лет в социально-трудовую и максимально полноценную жизнь в обществе. Оказываемые РРЦ услуги являются комплексными, предоставляются в полустационарной форме социального обслуживания и сопровождения на дому последовательно и непрерывно; содержание, кратность и длительность разных видов услуг определяется индивидуально. Обязательным сопровождением любой технологии стационарозамещения в РРЦ является реализация услуг по социокультурной интеграции.
С 2021 г. Региональный ресурсный центр открыл филиал мастерских в южном муниципалитете Псковской области (г. Великие Луки).
Методическая работа РРЦ выстроена с обязательным соблюдением государственной законодательной и региональной нормативно-правовой базы, с использованием адаптированной методики Германии Нamet-2 [19], самостоятельно разработанного диагностического и методического инструментария, в основу которого положены классификации и критерии, используемые в работе бюро медико-социальной экспертизы [13]. Также решаются многие другие вопросы, например, разработки критериев готовности людей к переходу от получения социальных услуг к трудоустройству; организации специального трудового пространства.
Эффективность развиваемых направлений и многолетний опыт работы свидетельствуют о важности и возможности построения именно комплексной системы поддержки и сопровождения людей с ментальной инвалидностью, которая позволяет оптимально прорабатывать вопросы межведомственного взаимодействия, формировать необходимую организационно-правовую базу, контролировать качество оказываемых услуг и разрабатывать методическую документацию.
Вопросы, требующие дальнейшего рассмотрения
Работа РРЦ как поставщика социальных услуг позволяет оказывать гарантированный комплекс услуг. Сложности могут возникнуть со временем, например, когда ПСУ повышает уровень работоспособности, объем и качество продукта своего труда. И тогда требуется принимать решение о возможности трудоустройства и особенностях договорных обязательств сторон.
В числе важнейших вопросов, предполагающих дальнейшую разработку и системное решение, следующие:
— отладка механизма системы взаимодействия НКО и государственных учреждений социальной направленности;
— принятие законодательных решений в вопросах трудоустройства лиц с ментальной инвалидностью (возможно частичного, временного) в специально созданных условиях и защищённом пространстве с сопровождением на постоянной основе;
— разработка и уточнение плана мониторингов эффективности работы системы комплексного сопровождения с учетом всех индивидуальных аспектов;
— урегулирование вопросов, касающихся принятия решений вместо человека — «как жить, где жить; работать, быть занятым или проводить время только в кругу семьи, ПНИ и т.д.»;
— тиражирование успешного опыта по созданию системы комплексного сопровождения на территории России с целью открытия реальных перспектив развития и повышения качества жизни людей с ментальной инвалидностью старше 18 лет.
Опыт зарубежных стран разнообразен, используются разные модели занятости и оплаты труда (в большинстве случаев это связано с сокращением социальных выплат, но появлением трудового стажа и накопительной части пенсии), что повышает мотивацию к трудовой деятельности. Системный подход предоставляет разные возможности и открывает перспективу для каждого.
Создание ресурсных центров по комплексному сопровождению лиц с ментальной инвалидностью в регионах позволит на постоянной основе решить вопросы занятости и включенности в жизнь общества достаточного числа граждан, проживающих в интернатах или обособленно в узком кругу семьи.
Литература
- 18 плюс — Работа и занятость молодёжи и взрослых с умственными и множественными ограничениями: Материалы международной научно-практической конференции (14—17 февраля 2007 г., г. Минск). Псков: Изд-во Псковского государственного педагогического университета, 2008. 112 с.
- Жданкин Н.А., Симаков С.Д. Основные задачи при решении проблемы трудоустройства инвалидов (обзор) // Креативная экономика. 2021. Т. 15. № 1. С. 245—264. DOI:10.18334/ce.15.1.111563
- Жизнь с достоинством: Практическое пособие по сопровождаемому проживанию. Москва: Перо, 2017. 272 с. ISBN 978-5-00122-047-3.
- Жукова Т.Н., Новожилова И.С. Технологии социального сопровождения инвалидов трудоспособного возраста для интеграции их в трудовые отношения // Ученые записки СПбГИПСР. 2020. Т. 34. № 2. С. 110—114.
- Карпова Н.А. Основные проблемы профессиональной ориентации молодых людей с тяжелыми нарушениями психического развития и интеллектуальной недостаточностью // Аутизм и нарушения развития. 2020. Т. 18. № 2. С. 49—54. DOI:10.17759/autdd.2020180207
- Нацун Л.Н. «Поддерживаемое трудоустройство» инвалидов: обзор мирового опыта // Вестник УрФУ: Серия: Экономика и управление. 2017. Т. 16. № 4. С. 663—680. DOI:10.15826/vestnik.2017.16.4.032
- Николас Д. Трудоустройство людей с РАС. Анализ исследований и шаги для дальнейшего развития // Аутизм и нарушения развития. 2020. Т. 18. № 3. С. 5—11. DOI:10.17759/autdd.2020180301
- Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»: Постановление № 363 / Правительство РФ [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201904080016 (дата обращения: 15.01.2022).
- Приказ Минтруда России № 46 от 01.02.2018 г. «Об утверждении методических рекомендаций для специалистов органов службы занятости населения по организации работы с инвалидами, в том числе по оценке значимости нарушенных функций организма инвалида для выполнения трудовых функций» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71777820/ (дата обращения: 15.01.2022).
- Приказ Минтруда России № 515 от 04.08.2014 г. «Об утверждении методических рекомендаций по трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности» [Электронный ресурс]. 1 с. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/268 (дата обращения: 15.01.2022).
- Приказ Минтруда России № 547 от 30.06.2017 г. «Об утверждении Примерного положения об организациях, обеспечивающих социальную занятость инвалидов трудоспособного возраста» [Электронный ресурс]. 1 с. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/6341 (дата обращения: 15.01.2022).
- Приказ Минтруда России № 847 от 14.12.2017 г. «Об утверждении методических рекомендаций по организации различныхтехнологийсопровождаемогопроживанияинвалидов, втомчислетакойтехнологии, каксопровождаемое совместное проживание малых групп инвалидов в отдельных жилых помещениях» [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/1278 (дата обращения: 15.01.2022).
- Приказ Минтруда России № 1024н от 17.12.2015 г. «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико- социальной экспертизы» [Электронный ресурс]. 1 с. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/467 (дата обращения: 15.01.2022).
- Сборник по трудоустройству инвалидов, сформированный на основе успешно реализованных региональных практик и мероприятий, в том числе осуществляемых социально ориентированными некоммерческими организациями [Электронный ресурс] / Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Москва, 2019. С. 65—91. URL: https://mintrud.gov.ru/uploads/magic/ru-RU/Ministry-0-1001-src-1585754245.0802. pdf (дата обращения: 15.01.2022).
- Сопровождаемое/поддерживаемое проживание людей с нарушениями развития: Материалы двух конференций в Санкт-Петербурге: апрель 2010, октябрь 2011. Санкт-Петербург: Социальная школа Каритас, 2012. 286 с. ISBN 978-5-9903711-1-8.
- Трудовая и социальная адаптация людей с ментальной инвалидностью: опыт, практики, проблемы и решения: [Круглый стол] [Электронный ресурс] / Театр-студия Круг II. 28 янв. 2022. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=N2tJJgWTgIE (дата обращения: 19.06.2022).
- Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ [Электронный ресурс]. Ред. от 11.06.2021. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_156558/ (дата обращения: 15.01.2022).
- Цацура Е.А. Стационарозамещающие технологии социального обслуживания: опыт регионов // Отечественный журнал социальной работы. 2018. № 2. С. 33—40.
- Handlungsorientierte Module zur Erfassung und Förderung beruflicher Kompetenzen «Hamet-2» [Практикоориентированные модули для фиксации и улучшения профессиональных навыков «Hamet-2»] [Электронный ресурс]. 14 с. URL: https://docplayer.org/43518595-Die-module-des-hamet-2-wurden-nach- wissenschaftlichen-kriterien-konstruiert.html (дата обращения: 15.01.2022).
- IV Межрегиональная научно-практическая конференция: Профессиональная реабилитация лиц с нарушениями интеллектуального развития: Региональная модель сопровождаемого трудоустройства: Конференция состоялась 12 ноября 2021 [Электронный ресурс]. URL: http://multi-conference.ru/ (дата обращения: 15.01.2022).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 811
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 10
Скачиваний
Всего: 243
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 4