Компетентностный подход в процедуре оценки (самооценки) компетенций специалистов, готовых к оказанию экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений

87

Аннотация

В статье рассматривается компетентностный подход в процедуре оценки (самооценки) специалистов, имеющих компетенции по оказанию экстренной и кризисной психологической помощи, в целях формирования Федерального реестра педагогов-психологов, имеющих компетенции по оказанию экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений. Система оценки предложена специалистами Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет». Компетентностный подход позволяет комплексно решать профессиональные и личностные задачи, связанные с умением добывать и адекватно использовать знания, применяя их в реальных ситуациях оказания психологической помощи. Авторами предложена система компетенций педагога-психолога, способного к оказанию экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений, включающая в себя группы общепрофессиональных компетенций, описание их составных частей.

Общая информация

Ключевые слова: компетентностный подход, экстренная психологическая помощь, кризисная психологическая помощь, образовательные отношения, психологическая служба, экспертная оценка

Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2023200202

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, государственное задание № 073-00038-23-04 от 26 апреля 2023 года: «Научно-методическая разработка комплексной программы психолого-педагогического сопровождения и реабилитации детей».

Получена: 03.03.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Ульянина О.А., Хайрова З.Р., Федонкина А.А., Банников Г.С., Файзуллина К.А. Компетентностный подход в процедуре оценки (самооценки) компетенций специалистов, готовых к оказанию экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2023. Том 20. № 2. С. 26–34. DOI: 10.17759/bppe.2023200202

Полный текст

Введение

Наступление экстремальной ситуации может быть связано с переживанием участниками образовательных отношений угрозы жизни и здоровью, нарушения привычного уклада жизни, чувств тревоги, страха, растерянности и др. Одной из мер по минимизации, вторичной и третичной профилактике негативных психических последствий у субъектов образовательной среды является реализация мероприятий по оказанию экстренной и кризисной психологической помощи [7; 8]. Профессиональная деятельность педагога-психолога, включающая оказание такой помощи участникам образовательных отношений, требует от специалиста уникальной комбинации личностных и профессиональных качеств, комплекс которых заключен в его компетенциях.

В современных отечественных трудах понятие «компетенция» предполагает определенный конечный результат образования, отражающий совокупность знаний, которые специалист может применить в своей практической работе [6]. Компетенции — это интегральные качества, включающие знания, профессиональные навыки и индивидуально-типологические или организационно-культурные характеристики, необходимые для эффективной работы [1; 2; 3]. Однако, это не только набор знаний, умений, навыков, но и эффективное применение комплекса возможностей личности в решении профессиональных задач [4]. Компетентность является индивидуальной характеристикой степени соответствия требованиям профессии, психологическому состоянию, позволяющему действовать самостоятельно и ответственно, способность и умение выполнять определенные трудовые функции [5].

В связи с этим коллективом авторов — сотрудников Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» была предложена для обсуждения в профессиональном сообществе экспертов процедура оценки (самооценки) специалистов, имеющих компетенции по оказанию экстренной и кризисной психологической помощи, в целях формирования Федерального реестра педагогов-психологов, оказывающих экстренную и кризисную психологическую помощь участникам образовательных отношений.

Компетенции педагога-психолога, готового к оказанию экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений

Перечень компетенций педагога-психолога, который может оказывать экстренную и кризисную психологическую помощь участникам образовательных отношений, составляют следующие основные группы общепрофессиональных компетенций:

  • оказание экстренной и кризисной психологической помощи;
  • психологическая оценка, диагностика и экспертиза;
  • психологическое вмешательство (развитие, коррекция, реабилитация);
  • психологическое консультирование;
  • психологическая профилактика;
  • супервизия;
  • администрирование (организация и управление);
  • информационно-коммуникационные технологии для профессиональной деятельности;
  • преподавание (обучение);
  • специально-педагогические.

Остановимся подробнее на содержательных аспектах групп общепрофессиональных компетенций. При оказании экстренной и кризисной психологической помощи специалист должен владеть методами и технологиями оказания экстренной психологической помощи различным категориям и группам пострадавших в кризисной ситуации. Важно, чтобы специалист умел оказывать кризисную помощь в индивидуальной и групповой формах в зависимости от потребностей пострадавших и возможностей ситуации. Значимым аспектом является необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей пострадавших. В условиях кризисной ситуации важным умением является ведение эффективных переговоров и процесса медиации между конфликтующими сторонами.

Группа общепрофессиональных компетенций в форме психологической оценки, диагностики и экспертизы включает в себя навыки оценки психологических свойств и состояний личности, характера поведения личности и социальных групп с позиции социокультурной нормы, социальной психологии, этнопсихологии и умения документировать свои наблюдения в соответствии с научным стандартом. Специалисту необходимо осуществлять комплексную индивидуальную и групповую диагностику, проводить анализ документации на основе научно обоснованных методов в рамках кризисной ситуации. В этих условиях важно уметь проводить оперативную оценку психологического состояния пострадавших, а также анализировать, оценивать и прогнозировать психологические последствия кризисной ситуации, оценивать суицидальные риски на основе личностных особенностей пострадавших, выявлять группы риска. В дальнейшем на основе проведенной оценки и диагностики специалист планирует кризисные интервенции с учетом текущей кризисной ситуации. В свою очередь, решение научных, прикладных и экспертных задач должно происходить с использованием научно обоснованных подходов и валидных способов количественной и качественной диагностики и оценки. Еще одним важным аспектом является способность анализировать конфликтные ситуации, а также применять основные методы, способы и средства получения информации о конфликтах и мирных способах взаимодействия, готовить экспертные заключения о конфликтогенном потенциале ситуации и субъектов взаимодействия.

Способность проводить психологическое вмешательство определяется умением использовать индивидуальные и групповые формы экстренной психологической помощи для оказания поддержки в кризисной ситуации, осуществлять комплекс мер по реабилитации, профилактике ее негативных последствий. Специалисту важно демонстрировать способность разрабатывать и реализовывать научно обоснованные программы профилактического, коррекционного или реабилитационного вмешательства для оказания психологической помощи в кризисной ситуации. При возникновении межличностных, социально-трудовых и социально-учебных конфликтов необходимо уметь реализовывать технологии их разрешения и конструирования социально-партнерских отношений.

Группа компетенций психологического консультирования предполагает сформированность навыков разработки и реализации комплексных программ предоставления психологических услуг в области кризисной и экстремальной психологии, осуществления психологического консультирования в кризисной ситуации всех участников образовательных отношений с применением научно обоснованных методов и подходов. Специалисту необходимо уметь учитывать возрастные и индивидуальные особенности пострадавших при оказании психологической поддержки и сопровождения в кризисных ситуациях. Помимо работы на месте специалист должен уметь оказывать пролонгированную психологическую помощь пострадавшим в кризисной ситуации, в том числе в дистанционном формате.

Необходимым условием психологической профилактики является умение специалиста формировать рекомендации по посткризисному психолого-педагогическому сопровождению несовершеннолетних в кризисных ситуациях, учитывая возрастные и индивидуальные психологические особенности. Осуществление профилактики, организация психопрофилактической деятельности среди участников образовательных отношений, предупреждение кризисных ситуаций в образовательной организации проводятся с целью формирования психологической устойчивости к кризисным ситуациям. Для повышения психологической грамотности специалисту необходимо иметь навыки организации просветительской деятельности среди участников образовательных отношений. Важным условием укрепления системы безопасности и использования конструктивных способов взаимодействия является умение разрабатывать программы, реализация которых позволит снизить уровень конфликтогенности в социальных сообществах.

Супервизия как метод повышения квалификации необходим для эффективной работы специалиста, поддержания уровня его профессиональной компетенции. Помимо готовности работать под супервизией специалисту необходимо также осуществлять функции супервизора в отношении педагогов-психологов, которые испытывают потребность в профессиональном анализе целесообразности и качества применяемых ими практических методов и подходов в консультировании пострадавших участников образовательных отношений в кризисной ситуации.

Наличие компетенций, связанных с администрированием (организацией и управлением), позволяет специалисту выполнять свои профессиональные функции в организациях разного типа, осознанно соблюдая организационные политики и процедуры, выполнять организационную и техническую работу при оказании кризисной помощи. При решении задач профессиональной деятельности важно уметь планировать и организовывать служебную деятельность исполнителей, а также осуществлять контроль, координацию и учет ее результатов.

Компетенции, охватывающие владение информационно-коммуникационными технологиями для решения задач профессиональной деятельности, определяют способность специалиста понимать принципы работы современных информационных технологий. Их использование позволяет эффективно распределять и использовать временные и коммуникационно-технические ресурсы в условиях кризисной ситуации.

Обмен профессиональным опытом предполагает осуществление специалистом преподавательской деятельности, в соответствии с которой он должен иметь навыки специальной (кризисной) психологической подготовки лиц, изначально не имеющих подобной профессиональной специализации, но задействованных в оказании кризисной помощи. Также специалисту необходимо уметь разрабатывать и реализовывать программы обучения основам оказания кризисной психологической помощи на основе новейших научных разработок в области образования и психологической науки.

Специально-педагогические компетенции предполагают умение специалиста взаимодействовать с различными категориями несовершеннолетних, в том числе находящихся в сложных социально-педагогических ситуациях. Наличие развитых компетенций данной группы также позволяет эффективно взаимодействовать с участниками образовательных отношений с ограниченными возможностями здоровья.

Заключение

Таким образом, применение компетентностного подхода для оценки специалистов, оказывающих экстренную и кризисную психологическую помощь участникам образовательных отношений, позволяет разрешать возникающие профессиональные сложности, связанные с умением добывать и адекватно использовать знания, применяя их в реальных ситуациях оказания психологической помощи. Представленные группы компетенций специалистов, оказывающих экстренную и кризисную психологическую помощь, предполагают овладение широким кругом знаний, умений и навыков различного порядка для эффективной и качественной работы в экстремальных ситуациях. В качестве перспектив дальнейшей работы предполагается дополнение и уточнение инструментария профессиональной оценки педагогов-психологов с использованием различных методов.

Литература

  1. Базаров Т.Ю. Технология центров оценки персонала: процессы и результаты: Практическое пособие. М.: КНОРУС, 2011. 304 с.
  2. Базаров Т.Ю., Ерофеев А.К., Шмелев А.Г. Коллективное определение понятия «компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2014. № 1. С. 87–102.
  3. Ерофеев А.К., Базаров Т.Ю. Авторские технологии разработки моделей компетенций // Организационная психология. 2014. Том. 4. № 4. С. 74–92.
  4. Введенский В.Н. Профессиональная компетентность педагога: пособие для учителя. СПб: Просвещение, 2004. 59 с.
  5. Маркова А.К. Акмеологическое содержание профессионального становления психолога в сфере образования // Акмеология. 2003. № 3 (7). С. 47–50.
  6. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173677/ (дата обращения: 01.12.2022).
  7. Ульянина О.А., Хайрова З.Р., Никифорова Е.А., Семенова К.Г., Рыжова И.Д. Психологическая безопасность в образовательной организации. Опыт зарубежных исследователей [Электронный ресурс] // Казанский педагогический журнал. 2022. № 5. С. 254–262. doi:10.51379/KPJ.2022.156.6.032
  8. Ульянина О.А., Гаязова Л.А., Ермолаева А.В., Файзуллина К.А. Экстренная психологическая помощь в системе образования: современное состояние [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 4. С. 88–99. doi:10.17759/pse.2022270409

Информация об авторах

Ульянина Ольга Александровна, доктор психологических наук, доцент, Руководитель Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник Научно-исследовательского центра ФГКОУ ВО «Академия управления МВД России», профессор:Факультет социальных наук Департамента психологии НИУ ВШЭ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9300-4825, e-mail: ulyaninaoa@mgppu.ru

Хайрова Зульфия Рафиковна, кандидат психологических наук, заведующий сектором координации и мониторинга деятельности психологических служб, Федеральный ресурсный центр психологической службы в системе высшего образования, ФГБУ "Российская академия образования", старший преподаватель кафедры психологии и педагогики филологического факультета, ФГАОУ ВО "Российский университет дружбы народов", Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5367-2156, e-mail: zulya.r.90@yandex.ru

Федонкина Анастасия Александровна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии детского и подросткового возраста, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П. Сербского» Минздрава России), старший научный сотрудник, Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0313-5272, e-mail: afedonkina@gmail.com

Банников Геннадий Сергеевич, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник, отделение суицидологии, Московский НИИ психиатрии (филиал), Национальный медицинский исследовательский центр психиат-рии и наркологии имени В.П. Сербского Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П. Сербского»), старший научный сотрудник, отдел научно-методического обеспечения, Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4929-2908, e-mail: bannikov68@mail.ru

Файзуллина Ксения Александровна, начальник, отдел научно-методического обеспечения, Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2985-9332, e-mail: fajzullinaka@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 361
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 87
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0