Три понятия о реальности детского развития: обучаемость, зона ближайшего развития и скаффолдинг

4644

Аннотация

В статье представлен анализ трех понятий культурно-исторической психологии и культурно-исторической теории деятельности: зона ближайшего развития, обучаемость и скаффолдинг, — описывающих реальность детского развития ребенка, взаимодействующего с взрослым. Описаны связи трех понятий и границы их применения для решения задач обучения. Скаффолдинг — это действия взрослого по отношению к ребенку, выстраивающего пространство ЗБР ребенка. Обучаемость — возможность для ребенка учить новое, продвигаясь в зоне своего ближайшего развития при помощи взрослого, в построенном им скаффолдинге, при этом обучаемость выступает важной характеристикой актуального развития ребенка. В статье проанализированы методики диагностики обучаемости А. Я. Ивановой, Т. В. Розановой, Н. И. Гуткиной и тест Кауфманов; обсуждены их прогностические возможности и ограничения. Данные диагностические методики позволяют осуществлять качественный анализ индивидуальных траекторий развития детей и трудностей их в обучении.

Общая информация

Ключевые слова: культурно-историческая психология, психическое развитие ребенка, обучаемость, зона ближайшего развития, скаффолдинг

Рубрика издания: Возрастная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Котляр И.А., Сафронова М.А. Три понятия о реальности детского развития: обучаемость, зона ближайшего развития и скаффолдинг // Культурно-историческая психология. 2011. Том 7. № 2. С. 74–83.

Фрагмент статьи

Введение

В отечественной психологической практике при решении различных задач, связанных с контролем психического развития ребенка, оценкой труднос­тей и проблем, его возможностей, психологи часто сталкиваются с задачей определения обучаемости ребенка и возможности характеристики его зоны ближайшего развития (ЗБР). При всем многообра­зии существующих в отечественной и зарубежной психологии методик оценки обучаемости и ЗБР раз­работка адекватных методик оценки этих двух важ­ных характеристик развития ребенка остается акту­альной (см., напр.: [5]).

В отечественной психологии Л. С. Выготским показано, что «обучение ведет за собой развитие», выступая его движущей силой. А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов показали, что пси­хическое развитие ребенка происходит в его собст­венной деятельности путем освоения и присвое­ния культуры, у него имеется «особая деятель­ность по воспроизведению в себе общественно за­данных способностей» — деятельность усвоения и присвоения [7]. Следовательно, один из основных вопросов в изучении деятельности усвоения свя­зан с пониманием механизма присвоения, от раз­вития которого в процессе обучения и зависит обучаемость.

<...>

Литература

  1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человеко­знания. М., 1977.
  2. Божович Е. Д. Зона ближайшего развития: возможно­сти и ограничения ее диагностики в условиях косвенного сотрудничества // Культурно-историческая психология. 2008. № 4.
  3. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
  4. Выготский Л. С. Психология подростка. Собр. соч. Т. 4. М., 1984.
  5. Гуревич К. М. Психологическая диагностика. Учебн. пособие. М., 1997.
  6. Гуткина Н. И. Диагностическая программа по опре­делению психологической готовности детей 6—7 лет к школьному обучению.
  7. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  8. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб., 1999.
  9. Зарецкий В. К. Зона ближайшего развития: о чем не успел написать Выготский… // Культурно-историческая психология. 2007. № 3.
  10. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М., 2002.
  11. Калмыкова З. И. К проблеме диагностики умствен­ного развития школьников // Вопросы психологии. 1982. № 2.
  12. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как осно­ва обучаемости. М., 1981.
  13. Кравцова Е. Е. Культурно-исторические основы зо­ны ближайшего развития // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 4.
  14. Иванова А. Я. Обучаемость как принцип оценки ум­ственного развития детей. М., 1976.
  15. Менчинская Н. А. Обучение и умственное разви­тие // Тезисы международного психологического конгрес­са. 1966. Вып. 3: Проблемы психического развития в соци­альной психологии.
  16. Обухова Л. Ф., Корепанова И. А. Зона ближайшего развития: пространственно-временная модель // Вопросы психологии. 2005. № 6.
  17. Психология развития. Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопе­дический словарь: В 6 т. / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. М., 2006.
  18. Равен Дж. К., Равен Дж., Курт Дж. Х. Руководство к прогрессивным матрицам Равена и словарным шкалам. Разд. 1. Общая часть руководства. М., 1997.
  19. Розанова Т. В. Развитие памяти и мышления глухих детей. М., 1978.
  20. Торндайк Э. Л. Принципы обучения, основанные на психологии. М., 1930.
  21. Цукерман Г. А. Взаимодействие ребенка и взросло­го, творящее зону ближайшего развития // Культурно-ис­торическая психология. 2006. № 4.
  22. Daniels H. Vygotsky and Pedagogy. London; N. Y., 2002. P. 198.
  23. Hakkarainen P., Korepanova I. The status of the Vygotsky's «Zone of proximal development» in Russian psy­chology today // Journal of Russian and east European psy­chology. Vol. 47. № 6. 2009.
  24. Kaufman Assessment Battery for Children, Second Edition. Alan S. Kaufman and Nadeen L. Kaufman / AGS Publishing. 2004.
  25. Verenikina I. Understanding Scaffolding and the ZPD in Educational Research / Conference papers, International Education Research Conference. Auckland, New Zealand, 2003 / Australian Association for Research in Education [site] http://www.aare.edu.au/03pap/ver03682.pdf
  26. Wood D., Bruner J., Ross G. The role of tutoring in prob­lem solving // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1976. Vol. 17. P. 89—100.

Информация об авторах

Котляр Инна Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Международный университет природы, общества и человека "Дубна", Дубна, Россия, e-mail: iakorepanova@gmail.com

Сафронова Мария Александровна, кандидат психологических наук, декан факультета "Психология образования", Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), научный сотрудник лаборатории теоретических и экспериментальных проблем культурно-исторической психологии, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3597-6375, e-mail: mariasaf@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 6959
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 4644
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1