Культурно-историческая психология
2011. Том 7. № 2. С. 74–83
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Три понятия о реальности детского развития: обучаемость, зона ближайшего развития и скаффолдинг
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: культурно-историческая психология, психическое развитие ребенка, обучаемость, зона ближайшего развития, скаффолдинг
Рубрика издания: Возрастная психология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Котляр И.А., Сафронова М.А. Три понятия о реальности детского развития: обучаемость, зона ближайшего развития и скаффолдинг // Культурно-историческая психология. 2011. Том 7. № 2. С. 74–83.
Фрагмент статьи
Введение
В отечественной психологической практике при решении различных задач, связанных с контролем психического развития ребенка, оценкой трудностей и проблем, его возможностей, психологи часто сталкиваются с задачей определения обучаемости ребенка и возможности характеристики его зоны ближайшего развития (ЗБР). При всем многообразии существующих в отечественной и зарубежной психологии методик оценки обучаемости и ЗБР разработка адекватных методик оценки этих двух важных характеристик развития ребенка остается актуальной (см., напр.: [5]).
В отечественной психологии Л. С. Выготским показано, что «обучение ведет за собой развитие», выступая его движущей силой. А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов показали, что психическое развитие ребенка происходит в его собственной деятельности путем освоения и присвоения культуры, у него имеется «особая деятельность по воспроизведению в себе общественно заданных способностей» — деятельность усвоения и присвоения [7]. Следовательно, один из основных вопросов в изучении деятельности усвоения связан с пониманием механизма присвоения, от развития которого в процессе обучения и зависит обучаемость.
<...>
Литература
- Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
- Божович Е. Д. Зона ближайшего развития: возможности и ограничения ее диагностики в условиях косвенного сотрудничества // Культурно-историческая психология. 2008. № 4.
- Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
- Выготский Л. С. Психология подростка. Собр. соч. Т. 4. М., 1984.
- Гуревич К. М. Психологическая диагностика. Учебн. пособие. М., 1997.
- Гуткина Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6—7 лет к школьному обучению.
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
- Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб., 1999.
- Зарецкий В. К. Зона ближайшего развития: о чем не успел написать Выготский… // Культурно-историческая психология. 2007. № 3.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология. М., 2002.
- Калмыкова З. И. К проблеме диагностики умственного развития школьников // Вопросы психологии. 1982. № 2.
- Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.
- Кравцова Е. Е. Культурно-исторические основы зоны ближайшего развития // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 4.
- Иванова А. Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М., 1976.
- Менчинская Н. А. Обучение и умственное развитие // Тезисы международного психологического конгресса. 1966. Вып. 3: Проблемы психического развития в социальной психологии.
- Обухова Л. Ф., Корепанова И. А. Зона ближайшего развития: пространственно-временная модель // Вопросы психологии. 2005. № 6.
- Психология развития. Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. М., 2006.
- Равен Дж. К., Равен Дж., Курт Дж. Х. Руководство к прогрессивным матрицам Равена и словарным шкалам. Разд. 1. Общая часть руководства. М., 1997.
- Розанова Т. В. Развитие памяти и мышления глухих детей. М., 1978.
- Торндайк Э. Л. Принципы обучения, основанные на психологии. М., 1930.
- Цукерман Г. А. Взаимодействие ребенка и взрослого, творящее зону ближайшего развития // Культурно-историческая психология. 2006. № 4.
- Daniels H. Vygotsky and Pedagogy. London; N. Y., 2002. P. 198.
- Hakkarainen P., Korepanova I. The status of the Vygotsky's «Zone of proximal development» in Russian psychology today // Journal of Russian and east European psychology. Vol. 47. № 6. 2009.
- Kaufman Assessment Battery for Children, Second Edition. Alan S. Kaufman and Nadeen L. Kaufman / AGS Publishing. 2004.
- Verenikina I. Understanding Scaffolding and the ZPD in Educational Research / Conference papers, International Education Research Conference. Auckland, New Zealand, 2003 / Australian Association for Research in Education [site] http://www.aare.edu.au/03pap/ver03682.pdf
- Wood D., Bruner J., Ross G. The role of tutoring in problem solving // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1976. Vol. 17. P. 89—100.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 6959
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 4644
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1