Культура как самоотношение

1919

Аннотация

Предпринимается попытка опреационализировать содержание понятия «культура» в культурно- исторической психологии. Показано, что в ее рамках культура предстает не столько как «общественная среда», система социальных эталонов, сколько как медиатор человеческой свободы, как способ самоотношения человека, в котором обнаруживает себя его творческий потенциал. По мнению автора, культура как самоотношение, ее генез в этом качестве, результатом которого становится становление человека свободным — лейтмотив культурно-исторической психологии. Отмечается, что и в истории, и в онтогенезе культура, по крайней мере, в сложившихся исторических условиях, первоначально творится в личностной форме — лишь благодаря этому она приобретает общественное значение. Культура не просто объединяет людей по некоторому формальному признаку — внутри нее они становятся значимыми друг для друга. Обсуждается роль воображения в формировании самоотношения. Высказывается предположение о наличии генетической связи воображения с произвольностью. Особое внимание при этом уделяется «экспериментам над сознанием», в том числе, в форме инверсии, которые осуществляются средствами искусства.

Общая информация

Ключевые слова: культура, самоотношение, свобода, воля, воображение, эксперименты над сознанием, инверсия

Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2016120307

Для цитаты: Кудрявцев В.Т. Культура как самоотношение // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 3. С. 113–128. DOI: 10.17759/chp.2016120307

Подкаст

Фрагмент статьи

В начале XXI столетия благодаря Л.С. Выготскому культурно-историческая психология делает серьезную заявку на раскрытие не только условий («обстановки») психической жизни человека, но и ее интимных механизмов, сочетая в себе достоинства глубинной и вершинной психологии [11].

Кудрявцев В.Т. Культура как самоотношение

Литература

  1. Аристотель. Поэтика. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. 184 с.
  2. Библер В.С. От наукоучения — к логике культуры (Два философских введения в двадцать первый век). М.: Издательство политической литературы, 1991. 1991.
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под. ред. В.В. Давы- дова. М.: Педагогика, 1982. С. 6—361.
  4. Выготский Л.С. История развития высших психиче- ских функций // Собр. соч.: в 6 т. Т. 3. Проблемы разви- тия психики / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. С. 6—328..
  5. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педаго- гика, 1987. 344 с.
  6. Джойс Дж. Улисс // Собр. Соч.: в 3 т. Т. 3. М.:ЗнаК, 1994. С. 4—339.
  7. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М.: Политиздат, 1968. 319 с.
  8. Ильенков Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. М.: Политиздат, 1979. С. 183—237.
  9. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Респу- блика, 1991. 464 с.
  10. Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990. 467 с.
  11. Кудрявцев В.Т. На путях к глубинно-вершинной психологии // Вопросы психологии. 2006. № 5. С. 113—125.
  12. Кудрявцев В.Т. Секрет Пушкина и тайна души чело- веческой // Известия Южного федерального университе- та. 2014. № 7. С. 21—25.
  13. Кудрявцев В.Т. Воображение — «третий глаз» куль- туры // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2015. № 1. С. 12—24.
  14. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диа- логе. М.: Просвещение, 1989. 127 с.
  15. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосо- знание индивида. М.: Наука, 1990. 28 с.
  16. Павич М. Хазарский словарь. СПб.: Азбука, 1997. 408 с.
  17. Фейербах Л. О спиритуализме и материализме, в особенности в их отношении к свободе воли // Избранные философские произведения: в 2 т. М.: Государственное из- дательство политической литературы, 1955. С. 410—445.
  18. Флоренский П.А. У водоразделов мысли: в 2 т. Т. 2. М.: Правда, 1990. 447 с.
  19. Хлебников В. Радио будущего // Творения / Общ. ред. и вступ. ст. М.Я. Полякова; сост., подгот. текста и ком- мент. В.П. Григорьева и А.Е. Парниса. М.: Советский писа- тель, 1986. С. 200—207.
  20. Хоружий С. «Улисс» в русском зеркале (коммента- рии) // Джойс Дж. Собр. соч.: в 3 т. М.., 1994. С. 340—355.
  21. Шкловский В.Б. О теории прозы. М.: Федерация, 1929. 267 с.
  22. Шоттер Дж. М.М. Бахтин и Л.С. Выготский: инте- риоризация как «феномен границы» // Вопр. психол. 1996. № 6. С. 107—117.

Информация об авторах

Кудрявцев Владимир Товиевич, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), эксперт лаборатории культурно-исторических моделей образования, Институт среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского; профессор дирекции образовательных программ, Московский городской педагогический университет (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9283-6272, e-mail: vtkud@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3205
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 1919
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 5