У истоков личности

1310

Аннотация

В статье обсуждается проблема развития личности на ранних этапах онтогенеза. В качестве ключевой идеи выступают представления Л.С. Выготского о младенце как «максимально социальном существе» и восприятии себя младенцем в форме «пра-мы». Рассматривается развитие взглядов Выготского в концепции общения М.И. Лисиной, а также в исследованиях формирования первичного предличностного образования, суть которого — опыт переживания ребенком себя как субъекта общения и социального взаимодействия. Данные, полученные в рамках культурно-исторического подхода, сопоставляются с результатами зарубежных исследований социально-когнитивного развития, психологии привязанности и социального взаимодействия. Представлены доказательства разнообразных врожденных проявлений социальной активности, социальной компетентности ребенка, начиная с первых месяцев жизни, его готовности к восприятию взрослого и вступлению в социальное взаимодействие. Рассматривается «интерсубъективность» — врожденный психологический механизм, обеспечивающий способность младенца к социальному взаимодействию; взаимная настроенность на взаимодействие в паре мать—ребенок. Представлена интерпретация идей Л.С. Выготского о социальной ситуации развития младенца с учетом современных данных отечественной и зарубежной психологии.

Общая информация

Ключевые слова: младенческий возраст, личность, социальная ситуация развития, социальная компетентность, взаимодействие

Рубрика издания: Памятные даты

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2017130106

Для цитаты: Авдеева Н.Н. У истоков личности // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 1. С. 57–67. DOI: 10.17759/chp.2017130106

Литература

  1. Авдеева Н.Н. Социальная психология развития ребенка на ранних этапах онтогенеза // Социальная психология развития: учебник для бакалавриата и магистратуры / Под общ. ред. Н.Н. Толстых. М.: ЮРАЙТ, 2014. С. 253—280.
  2. Авдеева Н.Н. Социально-эмоциональное развитие воспитанников дома ребенка в первые три года жизни // Проблема сиротства в современной России: психологический аспект: коллективная монография / Отв. ред. А.В. Мохнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. С. 83—104.
  3. Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. 477 с.
  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
  5. Ильенков Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность: коллективная монография / Под общ. ред. Р.И. Косолапова. М.: Политиздат, 1983. С. 319-358.
  6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. 352 с.
  7. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: ПИТЕР, 2009. 320 с.
  8. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. СПб.: ПИТЕР, 2003. 640 с.
  9. Stern D.N. The first relationship: Infant and mother. Cambridge, Mass: Harvard University Press, 1977.
  10. Trevarthen С. The primary motives for cooperative understanding // Social cognition: studies of the development of understanding. Chicago: University Chicago Press,1982.

Информация об авторах

Авдеева Наталия Николаевна, кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета "Психология образования им. профессора Л.Ф. Обуховой", Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8430-8181, e-mail: avdeevann@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2391
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 1310
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0