Связь образования, развития и здоровья с позиций культурно-исторической психологии

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом

Резюме

Статья представляет собой рефлексию профессионального пути авторов к постановке проблемы связи Образования, Развития и Здоровья, включающего четыре этапа или шага: 1) от исследований мышления при решении творческих задачи в норме и патологии к выделению роли рефлексии в саморегуляции мышления и преодолении проблемных ситуаций; 2) от практик помощи при трудностях в учебной деятельности и при психической дезадаптации к осмыслению этих практик при помощи концептуального аппарата культурно-исторической психологии; 3) от опоры на культурно- исторической психологии в понимании связей в диадах Образование-Развитие и Здоровье-Развитие к рассмотрению комплексных связей в триаде Образование-Развитие-Здоровье; 4) от связей в триаде к «новому параллелограмму развития» — построению основ практической деятельности помогающих специалистов (педагогов, психологов, психотерапевтов), учитывающей «триединую задачу» в опоре на концептуальный аппарат традиции культурно-исторической психологии, включая рефлексивно-деятельностный подход (зону ближайшего развития, многовекторную модель зоны ближайшего развития, двойной ресурс, сотрудничество, рефлексию, проблемный эпицентр, субъектную позицию, саморазвитие). При анализе каждого из шагов констатируются и анализируются разрывы между деятельностью специалистов, занятых в каждой из трех рассматриваемых сфер деятельности и обосновывается важная роль теоретических и практических разработок КИП в преодолении этих разрывов и создании научно обоснованной практики образования, ориентированной на развитие учащихся и укрепление их здоровья.

Общая информация

Ключевые слова: образование, развитие, здоровье, культурно-историческая психология, рефлексивно-деятельностный подход, творческое мышление, психологическое консультирование, психотерапия, рефлексия, зона ближайшего развития, многовекторная модель зоны ближайшего развития, проблемный эпицентр, двойной ресурс, сотрудничество, субъектная позиция, саморазвитие

Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2020160211

Опубликована

Для цитаты: Зарецкий, В.К., Холмогорова, А.Б. (2020). Связь образования, развития и здоровья с позиций культурно-исторической психологии. Культурно-историческая психология, 16(2), 89–106. https://doi.org/10.17759/chp.2020160211

© Зарецкий В.К., Холмогорова А.Б., 2020

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Информация об авторах

Виктор Кириллович Зарецкий, кандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8831-6127, e-mail: zaretskiyvk@mgppu.ru

Алла Борисовна Холмогорова, доктор психологических наук, профессор, декан факультета консультативной и клинической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник, ГБУЗ «НИИ СП имени Н.В. Склифосовского ДЗМ», Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5194-0199, e-mail: kholmogorova@yandex.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 1814
В прошлом месяце: 40
В текущем месяце: 4

 Скачиваний PDF

За все время: 618
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 1

 Всего

За все время: 2432
В прошлом месяце: 49
В текущем месяце: 5