Динамика стандартов красоты у девочек дошкольного возраста за последние 10 лет: данные экспериментального лонгитюдного исследования

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом
 46 мин. чтения

Резюме

Контекст и актуальность. Чувство неудовлетворенности телом является фактором риска развития нарушений и расстройств пищевого поведения, рост которых, в том числе среди детей и подростков, наблюдается в последние десятилетия. В свою очередь, расстройства пищевого поведения коррелируют с ростом психологического неблагополучия — сниженной самооценкой, тревогой и депрессией. В противовес навязываемому канону худого тела в западной культуре ширится социальное движение бодипозитива, которое вызывает обеспокоенность специалистов по поводу нормализации ожирения. Цель. Исследовать динамику представлений о стандартах женской красоты у девочек дошкольного возраста. Гипотеза. Несмотря на некоторые изменения в пропагандируемых стандартах женской красоты, произошедшие в массовой культуре за последние 10 лет, девочки по-прежнему отдают предпочтение куклам с ультратонкими телами. Куклы выступают как ролевые модели, внешность которых девочки соотносят со своими представлениями о привлекательности. Методы и материалы. В статье приводятся данные эксперимента «Выбор куклы», повторенного спустя 10 лет, в котором приняли участие 30 девочек от 4 до 8 лет. Результаты. Современные девочки, как и их ровесницы 10 лет назад, отдают предпочтение ультратонким куклам (fashion doll), олицетворяющим ценности общества потребления, где тело и внешность в целом становятся объектом для манипуляций с целью улучшения и презентации другим. При этом кукла с нормальным телосложением, соответствующим телу девочки 5—6 лет, вызывает негативные эмоции и отвергается. Девочки больше внимания, чем было нами зафиксировано прежде, уделяют оформлению внешности. Выводы. Современное поколение детей находится в неблагоприятной социальной ситуации развития, испытывая на себе давление патогенных ценностей потребительского общества, являющихся факторами риска по развитию психических расстройств и эмоциональной дезадаптации. Данная ситуация требует разработки и реализации специальных просветительских программ для родителей с целью профилактики психического неблагополучия у детей и подростков.

Общая информация

Ключевые слова: куклы, идеал женской красоты, лонгитюд, перфекционизм, нервная анорексия, компульсивное переедание, общество потребления

Рубрика издания: Возрастная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2025210206

Поступила в редакцию 11.05.2025

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Шалыгина, О.В., Холмогорова, А.Б. (2025). Динамика стандартов красоты у девочек дошкольного возраста за последние 10 лет: данные экспериментального лонгитюдного исследования. Культурно-историческая психология, 21(2), 61–72. https://doi.org/10.17759/chp.2025210206

© Шалыгина О.В., Холмогорова А.Б., 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Подкаст

Полный текст

Введение

В 2014 году нами было проведено исследование роли модных кукол и сопровождающей их индустрии (журналы для девочек, блоги в Интернете) в формировании стандартов телесной привлекательности у девочек-дошкольниц (Шалыгина, Холмогорова, 2014, 2015). На тот момент в массовой культуре был крайне популярен стандарт анорексичной «красоты», стремление к которому многим женщинам стоило потери здоровья и нередко жизни. Интернализация транслируемого через социокультурные послания шаблона привлекательной внешности, обязательным атрибутом которого является молодое худое подтянутое тело 1, c одной стороны, и отрицательное отношение к людям с более крупными размерами тела и весом — с другой — один из факторов риска по развитию нарушений и расстройств пищевого поведения (НПП и РПП) 2, а также психического неблагополучия, включающего низкую самооценку, стресс, нарушение образа тела, беспокойство и депрессию 3.

Спустя 10 лет мы решили повторить эксперимент «Выбор куклы», чтобы прояснить, изменились ли предпочтения в восприятии телесной привлекательности у нового поколения дошкольниц, для которых окружающая среда является источником формирования мировоззрения, в том числе представлений о красоте. На каждом этапе развития «…складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным» (Выготский, 1984, т. 4, с. 258).

На смену скелетоподобной худобе в моду пришла спортивная фигура с тонкой талией и видимым рельефом мышц (Холмогорова, Рахманина, 2020), ширится движение бодипозитива, часто нормализующее ожирение и превращающееся в рекламу тел с опасным для здоровья большим весом. Тело перестало быть личной данностью каждого, являясь объектом пристального внимания на всех уровнях — макросоциальном, семейном, личностном и интерперсональном 4. Физический перфекционизм (повышенная озабоченность своим внешним видом, стремление соответствовать нездоровым стандартам) изучался в ряде отечественных исследований под руководством А.Б. Холмогоровой, их результаты позволяют проследить динамику распространения и патогенность данного феномена. Исследования показали, что 80% младших подростков, обучающихся в столичных гимназиях, недовольны своим внешним видом и фигурой, более половины из них предпринимали усилия, чтобы похудеть и даже выражали готовность на оперативное вмешательство ради улучшения внешности (Холмогорова, Дадеко, 2010); подтвердили влияние макро- и микросоциальных факторов на формирование физического перфекционизма, выраженность которого коррелирует с уровнем эмоционального неблагополучия, симптомами депрессии и тревоги (Тарханова, 2014); выявили высокую корреляцию уровня физического перфекционизма со страхом негативной оценки и отвержения со стороны других людей (Холмогорова, Рахманина, 2020). Обнаружилось, что женщины, участвующие в фитнес-марафонах и проводящие значительное время в сети Instagram 5 не только отличаются повышенной требовательностью к своему физическому совершенству, но и демонстрируют симптомы психического неблагополучия, в том числе суицидальную направленность (Лепешева, Холмогорова, 2021). Изучение семейного контекста НПП у подростков показало, как культуральная установка на внешнее совершенство и соответствие нездоровым стандартам проявляется в интерперсональных отношениях внутри семьи через общий перфекционизм: стремление соответствовать высоким ожиданиям окружающих, демонстрацию благополучного фасада, фиксацию на собственном несовершенстве (Суханова, Холмогорова, 2022).

Stice at al. (2017) отмечают, что нарушенное отношение к весу, форме тела и питанию играет ключевую роль в возникновении и поддержании деструктивных, смертельных и дорогостоящих расстройств пищевого поведения. Определение пищевых расстройств как смертельных подтверждается статистикой: по данным Американской национальной ассоциации нервной анорексии и связанных с ней расстройств (ANAD) 10 из 200 смертей американцев каждый год являются прямым результатом РПП — это одна смерть каждые 62 минуты. Более 70% людей с РПП также имеют другие заболевания, чаще всего тревожные и расстройства настроения 6.

РПП возникают преимущественно в подростковом возрасте, уже в 6—10 лет девочки начинают беспокоиться о своем весе, в 14 лет 60—70% девочек пытаются похудеть, около 12% девочек-подростков имеют ту или иную форму РПП 7. Метаанализ 32 исследований с применением анкеты SCOFF (с января 1999 года по ноябрь 2022), в которых приняли участие 63191 человек из 16 стран показал, что доля расстройств пищевого поведения у детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет составляет 22%, при этом девочки сообщали о расстройстве питания значительно чаще мальчиков (López-Gil at al., 2023); отечественными медиками также зарегистрированы случаи начала РПП уже в 6—7 лет (Суханова, Холмогорова, 2022). Рост НПП можно проследить по статистике ожирения, в частности эпидемии ожирения среди детей и подростков 8. Результаты исследования (Флитман и др., 2024) позволяют говорить о высоком уровне коморбидности ожирения, депрессивной симптоматики и тревожности у детей и подростков.

Тяжесть РПП, их распространенность и раннее начало требуют всеобъемлющих исследований, в том числе посвященных формированию идеалов красоты в детском и подростковом возрасте 9.

В ранее опубликованных статьях мы упоминали об особой роли куклы в становлении детской идентичности, ее эмоциональном влиянии на формирующуюся личность ребенка. В 2016 г. фирма Mattel начала выпускать новую линейку кукол Барби с разными типами тела Fashionista: к стандартным Барби (Original) присоединились полные («пухлые») куклы (Curvy), высокие (Tall) и миниатюрные (Petite), все кроме Curvy — чрезмерно худые. Эти куклы были взяты для исследования (Harriger at al., 2019) отношения девочек 3—10 лет к форме и размеру тела 10. К результатам этого исследования мы будем обращаться для сравнения.

 Материалы и методы

Характеристика выборки

В опросе принимали участие 30 девочек (28 дошкольниц от 4 до 6 лет одного из московских частных детских садов ) и 2 ученицы 1-го класса московской гимназии (8 лет); для всех девочек было получено согласие родителей.

Описание эксперимента «Выбор куклы»

Были представлены 5 кукол, 4 из которых принадлежат к сегменту «модных»: Барби, Братц, Кукла-сюрприз в тубусе, кукла KariKids и фарфоровая кукла такого же роста с нормальным телосложением. Куклы были выбраны по количеству отзывов на маркетплейсах, подтверждающих их популярность. Девочкам в индивидуальном режиме предлагалось выбрать самую понравившуюся куклу, описать ее, затем кукла «уходила по своим делам», из оставшихся снова делался выбор до тех пор, пока не оставалась единственная кукла, которая тоже описывалась.

Результаты

Каждый выбор от первого до последнего оценивался в баллах соответственно от 4 до 0 (т. е. 1-й выбор = 4 балла, 2-й = 3; 3-й = 2; 4-й = 1; 5-й = 0 баллов). В табл. 1 представлены итоговые результаты выбора девочек.

Таблица 1 / Table1

Распределение кукол по очередности, количеству выборов и сумме баллов

 Distribution of the Dolls by the Choice Order, Number of Choices and Total Score

Название куклы / Doll’s name

Количество соответствующих выборов/сумма баллов Number of corresponding choices / Sum of the Scores

Общий балл / Total score

1-й выбор /

 1st choice

2-й выбор

2nd choice

3-й выбор /

3rd choice

4-й выбор /

4th choice

5-й выбор /

5th choice

Барби/ Barbie

10/40

8/24

7/14

4/4

1

82

Кукла-сюрприз / Surprise Tube Doll

9/36

7/21

7/14

3/3

4

75

KariKids

8/32

7/21

8/16

5/5

2

74

Братц / Bratz

2/8

7/21

6/12

8/8

7

49

Кукла-девочка / Girl Doll

1/4

1/3

2/4

10/10

16

21

 

Лидирует кукла Барби, она чаще других была выбрана первой; следом идет ее дешевый аналог — «Кукла-сюрприз», немного отстает от нее KariKids — кукла, изображающая хрупкую девочку предподросткового возраста. Отметим, что ассортимент кукол за 10 лет изменился, ранее популярные Барби, Братц и Монстр-Хай меньше представлены на маркетплейсах, их цена резко возросла 11. При сравнении выборов в 2014 и в 2024 гг., можно отметить, что бывшие на пике популярности в 2014 г. Братц 12 потеряли свое первенство, их большие отстегивающиеся ступни вместе с массивной обувью вызвали недоумение, тогда как раньше этот признак воспринимался положительно. Можно предположить, что на выбор девочек влияют мода на куклу и ее распространенность. Кукла-девочка по-прежнему не привлекает внимания: первой и второй ее выбирали только по одному разу, третьей — дважды, в 16 случаях она оставалась последней, т. е. не выбранной. В эксперименте J.A Harriger at al., которые тоже предоставляли девочкам выбор, ограничиваясь двумя предложениями: выбрать из четырех кукол ту, с которой хотелось бы поиграть, и указать на ту, с которой играть не хочется; «пышную» куклу характеризовали как «некрасивую» (59%) и чаще всего (39%) указывали на нее, когда экспериментатор задавал вопрос: «С какой из них тебе не хотелось бы играть?», аргументируя свой отказ ее «пухлостью» и толщиной (25%) или вовсе не находя аргументов (25%), тогда как на оригинальную Барби при этом вопросе девочки практически не указывали (1,7%).

Мы провели качественный анализ описаний кукол и распределили все упоминаемые признаки по двум категориям: принадлежность к собственно телесному образу и оформление образа с помощью одежды, аксессуаров, обуви и макияжа. Каждое упоминание того или иного признака зафиксировано и внесено в табл. 2, независимо от того, с положительной или отрицательной коннотацией оно употреблялось.

Таблица 2 / Table 2

Телесные признаки, упоминаемые девочками при описании кукол

Dolls’ Body Characteristics Mentioned by the Girls

№ п/п

 

Отмечаемые телесные признаки /

Observed body characteristics

Барби /

Barbie

Кукла-сюрприз /

Surprise doll

KariKids

Братц /

Bratz

Кукла-девочка /

Girl doll

Всего упоминаний /

Total mentions

1

Волосы / Hair

31

30

26

23

25

135

2

Глаза / Eyes

4

2

13

11

10

40

3

Губы / Lips

4

5

1

18

 

5 негатив.

33

4

Ноги (мысочки, пятки, колени) / Legs (toes, heels. Knees)

7

4

7

6

0

24

5

Руки (локти, запястья) / Hands (elbows, wrists)

3

6

5

3

1

18

6

Ресницы / Eyelashes

1

1

9

5

1

17

7

Лицо / Face

2

4

2

3

0

11

8

Брови / Brows

0

2

4

4

0

10

9

Кожа / Skin

5

1

2

5

0

13

10

Фигура / Physique

2

3

2

2

2

11

11

Уши / Ears

1

3

0

1

1

6

12

Зубы / Teeth

4

0

0

0

0

4

13

Грудь / Breast

0

3

0

0

0

3

14

Улыбка / Smile

2

0

0

0

1

3

15

Нос / Nose

0

0

0

1

1

2

16

Щёки / Cheeks

0

0

1

1

0

2

17

Пальцы / Fingers

1

0

0

0

0

1

Итого / Total

67

64

72

83

47

333

 

В первую очередь девочки отмечают волосы кукол, их цвет, «текстуру» (А.,6 лет), длину, употребляя такие эпитеты, как «красивые, длинные, необыкновенные, приглаженные, гладкие, пышные, шелковистые, как у Золушки»; они часто сравнивают их со своими волосами: «Волосы почти как у меня, как будто из моих волос сделали» (А., 6 лет); «У нее цвет волос такой же, как мои кончики, посмотрите» (А.,7 лет). Интересно, что в эксперименте J.A Harriger et al., где куклы были с абсолютно одинаковыми волосами и прическами, 14% девочек сказали, что им не нравятся волосы «пышной» куклы.

На втором месте — черты лица (119), особенно те, которые выделены: так, у Барби и Куклы-сюрприз глаза соответствуют пропорциям лица в целом и девочки практически не обращают на них внимания, глаза Барби упоминаются лишь 4 раза, Куклы-сюрприз — дважды. Но когда глаза больше по размеру, ярче, количество упоминаний резко возрастает — у KariKids их 13, у Братц и Куклы-девочки соответственно 11 и 10. Накаченные губы Братц заслужили 18 комментариев, из них 14 — положительных («Нравятся ее накрашенные губы» (А., 6 лет), «Губки толстенькие красивые» (М., 5 лет)); в некоторых высказываниях транслируются предпочтения родителей: «Эту я не хочу, у нее большие губы, а мы с мамой не любим большие губы» (А., 7 лет).

Есть 5 упоминаний о губах Куклы-девочки, но все негативные: «Губки — не очень, какие-то тонкие» (М., 6 лет); «Губы желтые, а должны быть красные, не нравится, фу (Е., 5 лет); «У нее губы все в каше, как будто она только что кашу ела» (К., 6 лет). В этом контрасте описаний можно заметить не только то, какими, по мнению девочек, должны быть губы, но и то, какими они быть не должны.

Новым отмечаемым признаком стала кожа: «Нравится ее кожа, немного смуглая (Т., 6 лет)»; «Красивая кожа — глянцевая» (С., 6 лет). Таких комментариев — 13, тогда как в 2014 г. в ходе эксперимента нами практически не было зафиксировано комментариев о коже 13.

Описывая фигуры модных кукол, девочки употребляют такие определения, как «стройная; высокая; аккуратная; гибкая; худая; очень худенькая; форма тела худая; хорошая фигура — талия тонкая, а вот тут потолще, люблю наверху тонко-тонко, а тут толстенько», причиной стройности часто называются занятия балетом или спортом: «у нее такая фигурка, которая подходит под балет» (Т.,7 лет). Всего высказано 22 предположения, что модные куклы занимаются спортом (бегом, плаванием, растяжкой, гимнастикой) и 15 — что они занимаются балетом или танцами, из них только 2 предположения из 37 относятся к Кукле-девочке (про кувырки и про танцы). Видимо, стройность в представлении девочек напрямую связывается с физической нагрузкой. Предположения девочек о физической нагрузке каждой из кукол отображены в таблице 3.

Таблица 3 / Table 3

Предположения девочек о физической нагрузке кукол

Girls' Assumptions about Dolls’ Physical Activity

 

…Виды физической нагрузки / Types of physical activity

 

Барби / Barbie

Кукла-сюрприз / Surprise doll

KariKids

Братц / Bratz

Кукла-девочка / Girl doll

Всего упоминаний / Total mentions

Спорт: гимнастика, растяжка, плавание, бег / Sports: gymnastics, stretching, swimming, running

3

 

3

 

5

10

1

22

Танец: балет, брейк-данс / Dancing: ballet, break dance

9

3

1

1

1

15

Итого / Total

12

6

6

11

2

37

 

Как и 10 лет назад, в ходе эксперимента мы столкнулись с идентификацией, сравнением своей внешности с внешностью кукол, что подтверждает гипотезу о восприятии девочками кукол как ролевых моделей, участвующих в формировании представлений о привлекательности. Вот несколько примеров: «У нее длинные волосы, как у Рапунцель. У меня тоже были длинные волосы, но я подстриглась, а теперь жалею, потому что я тоже хочу длинные волосы» (А., 7 лет); «Мне нравятся ее глаза и платье, мне мама почти такое же купила, только черное. Глаза милые, я такие люблю, стрелки вот сюда доходят, мне тоже рисовали, пока они не стерлись, еще у меня сердечко на лице есть. Кроссовки у нее как у меня и у мамы» (А., 7 лет); «Глаза коричневые, как у меня (смеется). У меня тоже карие глаза» (М., 6 лет); «Она немножко на меня похожа — глаза карие и волосы (затем, глядя на ее сережки), а я боюсь уши прокалывать» (С., 6 лет); «На меня похожа, волосы такого же цвета и глаза» (Н., 8 лет). Девочки сравнивают не только свою внешность с кукольной, но и предполагаемые умения: «Может делать шпагат, я тоже хожу на гимнастику, мне до шпагата еще чуть-чуть осталось» (А., 7 лет) «Она вот как может делать, как балерина. Я тоже так могу, только от этого кости хрустят» (А., 7 лет); «Растяжкой любит заниматься, я тоже занимаюсь» (С., 4 года). В одном случае мы встретились с проецированием своих чувств на Куклу-девочку: «Она очень грустная, потому что она уходит из садика в школу» (С., 7 лет).

Большое внимание уделяется оформлению внешнего образа: одежде, особенно платью, (одна из кукол была одета в шорты и футболку), обуви, аксессуарам, в том числе украшающим одежду: пуговицам в виде бусин или блесткам на платье и макияжу. Насколько часто упоминается та или иная деталь оформления образа, отражено в таблице 4.

Таблица 4 / Table 4

Количество комментариев по оформлению внешнего образа/

 Number of Comments on Decorative Characteristics

 

Оформление образа / Doll’s Decoration

№п/п

Категория / Category

Барби / Barbie

Кукла-сюрприз / Surprise doll

KariKids

Братц / Bratz

Кукла-девочка / Girl Doll

Всего / Total

Одежда и обувь / Clothes and footwear

1

Платье (юбка, сарафан) Dress (skirt, sundress)/

34

33

34

1

21

123

2

Прочие элементы одежды / Other clothes

6

0

14

33

11

64

3

Обувь / Shoes

2

-

20

26

11

59

Всего / Total

42

33

68

60

43

246

Аксессуары / Accessories

1

Корона / Crown

0

26

0

–1 (нет короны)

0

27

2

Бантики (повязка, ободок) / Bows, headband)

6

4

4

9

9

32

3

Серёжки / Earrings

-

2

-

20

1 («нужны) / ("needed")

23

4

Заколка / Barrette

18

-

-

-

-

18

5

Браслет / Bracelet

-

-

-

16

-

16

6

Прочие аксессуары и украшающие элементы / Other accessories and decorative elements

2

7

11

1

4

25

Всего / Total

26

39

15

47

14

141

Макияж / Makeup

1

Макияж (тени, стрелки, помада) / Makeup (eyeshadow, eyeliner arrows, lipstick)

14

6

4

9

-

33

Всего комментариев по оформлению внешнего образа / Total comments on decorative characteristics

82

78

87

116

57

420

 

Таблица 5 / Table 5

Общее количество комментариев по каждой кукле /

Total Number of Comments for Each Doll

 

… Итого комментариев / Total comments

Барби / Barbie

Кукла-сюрприз / Surprise doll

KariKids

Братц / Bratz

Кукла-девочка / Girl Doll

Всего / Total

Телесные признаки / Bodily characteristics

67

64

72

83

47

333

Оформление внешнего образа / Decorative characteristics

82

78

87

116

57

420

Всего по кукле / Total comments on the doll

149

142

159

199

104

753

 

Как мы видим из табл. 5, количество комментариев по оформлению образа (420) превышает количество упоминаний телесных признаков (333). Одежда и аксессуары у девочек ассоциируются с образом жизни и предполагаемым статусом куклы, по их высказываниям можно проследить, как усваивается не только идеология потребительства 14, но и идея создания своего Я через внешний вид и образ жизни, где все напоказ. Озвученный девочками стиль жизни модных кукол предстает как праздный, полный нарциссического восхищения: «Ее любимое занятие — примерять короны» (А., 8 лет); «Она просто Принцесса, по дому ходит и веселится, делает, что хочет, одевает там платья всякие красивые, играет с подругами» (А., 6 лет); «Пойдет в салон красоты или магазин одежды» (М., 6 лет); «Она пойдет во дворец, чтобы приказывать и отдыхать» (Э., 6 лет); «Она пошла бы танцевать там, где решают, кто красивее всех оделась — на показ мод» (А., 6 лет); «В магазин, купит там все, что хочет — планшет и живую собаку» (А.,5 лет); «Она похожа на королеву. Она может сделать все, что хочет. Она встретит женихов» (К., 6 лет); «Она пойдет на дискотеку к подружкам, где все веселятся, танцуют и поют» (Э., 6 лет); «Она сногсшибательная, пришла наряжаться на бал. У нее красивое платье, без платья она не такая сногсшибательная. У нее корона, в платье есть место для сисичек (показывает на декольте). Когда к ней придет жених, он скажет: “Ты сногсшибательная также как и я!” И они поедут на бал» (А., 7 лет).

В некоторых случаях об уже сформированных стандартах красоты говорит неприятие внешности. Так, описывая Братц, С., 7 л. говорит: «Не нравится она мне. Костюмчик потрепанный, точка как родинка на лице, ботинки толстые не нравятся, сережки. Ничего хорошего. Она пошла бы красить волосы в белый цвет».

Если мы обратимся к табл. 6 и внимательно прочтем высказывания девочек о предполагаемых занятиях кукол, то увидим, что они хорошо считывают заложенный создателями имидж (Кукла-сюрприз больше всего связывается девочками с образом принцессы/королевы, жизнь которой наполнена нарядами, балами, удовольствиями и женихами; Братц ассоциируется с экзотическими странами, морем, пляжем, кафе).

 

Таблица 6 / Table 6

Предполагаемые занятия кукол15 / Dolls’ Assumed Activities

Название куклы / Doll’s Name

 Предпочитаемая деятельность / Preferred Activity

Барби / Barbie

Любит танцевать / Занимается балетом / Пойдёт на бал / На показ мод (2) / К подругам на дискотеку выступать (2) / На ДР к друзьям / На вечеринку / Куда-то отдыхать / Гимнастикой заниматься / У нее такие руки и ноги, выглядит, как будто она бегает / Подбирать платье другому человеку / На бал танцевать и есть клубничку

Loves to dance / Does ballet / She will go to a ball / To a fashion show (2) / To perform at a disco with friends (2) / To a friend's birthday / To a party / To go on vacation somewhere / To do gymnastics/ She has such arms and legs, it appears that she does jogging / To pick out a dress for someone / To go to a ball to dance and eat strawberries

Кукла-сюрприз / Surprise doll

Просто принцесса, ходит по дому, веселится, делает что хочет / Пойдёт во дворец чтобы приказывать что-то и отдыхать / Она похожа на королеву, которая пришла на бал и натворила там что хочет / Она-принцесса / королева, пойдёт на бал выбирать принца / Её будут встречать на балу в качестве королевы / Пойдёт на совещание с королём и королевой, она — придворная дама / Любимое занятие — примерять короны / Пойдёт в магазин за короной или ободком / Поедет на бал / На вечеринку / Она — певица / На маскарад — она артистка / В магазин за королевским питомцем / На свадьбу к жениху / На свадьбу королевскую / На свиданье / В бассейн / На бал

She is just a princess, walks around the house, has fun, does whatever she wants / She will go to the palace to give orders and relax / She looks like a queen who came to the ball and did whatever she wanted there / She is a princess/queen, will go to the ball to choose a prince / She will be greeted at the ball as a queen / She will go to a meeting with a king and a queen, she is a lady-in-waiting / Her favorite activity is trying on crowns / She will go to the store for a crown or a headband / She will go to a ball / To a party/ She is a singer / To a masquerade - she is an artist / To the store for a royal pet / To her wedding with a boyfriend / To the royal wedding / On a date / To the pool / To the ball

KariKids

Она — дизайнер одежды / Пойдет играть на скрипке / Фотографировать / Рисовать, она — художник / Пойдет на свою свадьбу / В салон красоты или магазин одежды / В гости / Танцевать самбу / В магазин, купит там все, что хочет — планшет и живую собаку / Кататься на коньках / Гибкость развивать / На гимнастику / Красиво танцевать / Работает в ЦИАНе, где моя мама / Пойдёт в театр / Занимается верховой ездой / На Хеллоуин

She is a fashion designer / She will go play the violin / To take photos / To draw, she is an artist / She will go to her wedding / To a beauty salon or a clothing store / To visit friends / To dance the samba / To the store, she will buy everything she wants - a tablet and a live dog - there / She will go ice skating/ Developing flexibility / Gymnastics/ [She will] Dance beautifully / Works at CIAN, where my mother works / She will go to the theater / horseback riding / to a Halloween party

Братц / Bratz

Любит заниматься брейк-дансом / Поедет в отпуске отдыхать, в море купаться, собирать ракушки / Идет на пляж / В море / Она в кафе официанткой работает в жарких странах / Французским или английским поваром / Идет кормить зверей в зоопарк / Фотографировать животных / Спортом, гимнастикой / Выступать на концерте, петь, пританцовывать / Она певица / На показ мод / Любит краситься и примерять наряды / Пойдет в магазин покупать наряды

She loves to do break dancing / She will go on vacation to relax, swim in the sea / collect shells / Go to the beach / to the sea / She works as a waitress in a cafe in hot countries / A French or English chef/Goes to feed animals in the zoo/to take pictures of animals / to do sports, gymnastics / She will  perform at a concert, sing, dance / She is a singer / To a fashion show / She loves to put on makeup and try on outfits / go to the store to buy outfits

Кукла-девочка / Girl doll

Она ходит в детский сад / Точно в садик / Учится в школе / Нравится ходить в школу / Школьница, отличница / Она обычная, в школу пойдет / Будет доктором и их всех (кукол) лечить / Она работает парикмахером / Пойдет учиться, как готовить / Пойдет гулять, кататься с горки и на качелях / Любит ходить в театр, ей там дали роль Матрешки / Пойдёт на рисование / Играть в игры (прятки/куклы) / Будет убираться в замке у двух Барби / На гимнастику делать кувырки / Пойдет кушать и гулять в парке / Любит мастерить дома / Похожа на день в деревне — там все такие, поют русские народные песни / Пойдет на собачий сбор выбирать себе собаку / Очень любит гулять с друзьями в парке. Сейчас пойдет в парк «Сокольники» и встретится там со своими друзьями / Я бы ей роль злодейки дала в мультфильме, где она преступница-ребенок

She goes to kindergarten / definitely to kindergarten / She goes to school / likes going to school / A schoolgirl, an excellent student / She is ordinary, she will go to school / She will be a doctor and treat them all (dolls) / She works as a hairdresser / She will go to learn how to cook / She will go for a walk, ride down the slide and ride on the swings / She likes to go to the theater, she was given the role of Matryoshka there / She will go to a drawing school / Play games / hide and seek / dolls / Will clean the castle of two Barbies / Do somersaults at gymnastics / She will go to eat and walk in the park / Likes to make things with her hands at home / Looks like a day in the village — everyone is like that there, singing Russian folk songs / She will go to a dog show to choose a dog for herself / Loves to walk with friends in the park. Now she will go to the Sokolniki Park and meet her friends there/ I would give her the role of a villain in a cartoon where she is a criminal child

 

Кукла-девочка в отличие от модных кукол предстает как обычная, ходящая в детский сад (2 отв.) или школу (7 отв.): «Она школьница, отличница, всегда такие девочки отличницы, вместо распущенных волос — ленточки» (А., 6 лет); «Она реалистичная, прям человек. Собралась в магазин покупать альбом и краски, чтобы рисовать» (А., 8 лет). Ее предположительные занятия: прогулки в парке «Сокольники», прятки или другие игры, рисование; она могла бы быть доктором, парикмахером, (никто не отправил ее на бал или показ мод). В единственном случае, где кукла-девочка была выбрана первой (С., 6 лет), говорит: «Она по взгляду очень красивая — волосы, платье, глаза, улыбка». Но в других описаниях звучат отвержение, снобистское, даже агрессивное отношение: «А можно ее не выбирать? Не нравится мне она, все в ней не нравится: сарафан, футболка, волосы кудрявые. А лицо-то какое, ух! Некрасивое! На собачий сбор пусть идет выбирать себе собаку» (А., 5 лет); «Больше всех вот эта не нравится, даже не хочется ее держать, юбка, как у служанки, совсем мне не нравится. Волосы не как у Барби. Будет убираться в замке у двух Барби, про которых я уже говорила, они в замке живут» (С., 7 лет); «У нее старое платье, похожа на Золушку, когда она дома (С., 6 лет); «Голова у нее какая-то маленькая (смеется), неуклюжая (М., 6 лет); «Босоножки непонятные (Е., 5 лет); «Я бы ей роль злодейки дала в мультфильме, где она преступница-ребенок» (Н., 8 лет). Одна из девочек рассказала про эту куклу такую историю: «У нее губы все в каше, как будто она только что кашу ела, большие руки. Она к нам пришла из самого крутого на нашей планете парка, потому что ее оттуда изгнали, потому что она там выглядит некрасиво. Ей нужно надеть сережки, пойти проткнуть уши, надеть платье радуги, на ножки красивые туфли, чтобы ее все приветствовали» (К., 6 лет). Как точно в этом рассказе девочка сформулировала идеологию потребительства с навязыванием установки внешнего совершенства, потребностью в восхищении других — мира, где нет места тем, кто выглядит некрасиво. Эрих Фромм, заложивший основы понимания той роли, какую культурная патология играет в происхождении патологии личности 16, глубоко интересовавшийся различием между бытием и обладанием, приходит к выводу, что «…обладание и бытие являются двумя основными способами существования человека, преобладание одного из которых определяет различия в индивидуальных характерах людей и типах социального характера» (Фромм, 1990, с. 22).

Обсуждение результатов

Исследования с использованием fashion dolls видятся нам важными, так как модные куклы олицетворяют ценности современного общества, в том числе стремление к телесному совершенству.

Результаты повторно проведенного через 10 лет эксперимента «Выбор куклы» подтвердили гипотезу о том, что стандарты внешней привлекательности и красоты формируются очень рано и к старшему дошкольному возрасту девочки уверенно отдают предпочтение в своем выборе модным куклам с их нереально худыми телами, отвергая куклу с нормальными пропорциями. Стройность фигуры часто связывается с физической нагрузкой — занятиями спортом и/или танцами. Новым значимым телесным признаком, который отметили девочки, стала кожа.

Большое внимание по-прежнему уделяется оформлению внешнего облика с помощью одежды и аксессуаров; в эксперименте 2024 года количество таких комментариев оказалось больше, чем упоминаний о телесных признаках (в отличие от данных 2014 года), девочки скрупулезно перечисляли даже самые незначительные детали гардероба, часто давая им эмоциональную оценку (нравится—не нравится / красиво—некрасиво).

Внешний вид кукол ассоциируется у девочек с определенным образом жизни, fachion dolls в их представлениях покупают наряды, ходят на вечеринки и в гости, выступают, тогда как кукла-девочка — «обычная»: ходит в школу или детский сад, лечит или «мастерит что-нибудь».

Стоит отметить эмоциональную реакцию восхищения и радости большинства девочек во взаимодействии с модными куклами, тогда как кукла-девочка вызывала скорее нейтральные или негативные эмоции. Л.С. Выготский единицей для изучения личности и среды назвал переживание: «Переживание ребенка и есть такая простейшая единица, относительно которой нельзя сказать, что она собой представляет — средовое влияние на ребенка или особенность самого ребенка; переживание и есть единица личности и среды, как оно представлено в развитии. Так что в развитии единство средовых и личностных моментов совершается в ряде переживаний ребенка. Переживание надо понимать как внутреннее отношение ребенка как человека к тому или иному моменту действительности» (Выготский, 1984, т. 4, с. 382).

В настоящее время в социальных сетях и в средствах массовой информации продвигаются идеи бодипозитива, появились программы с участием в них людей с большим весом, при этом данные нашего эксперимента подтверждают выбор худого тела как предпочитаемого канона красоты у девочек 4—8 лет. Тема формирования стандартов телесной привлекательности у детей и подростков является крайне актуальной и требует дальнейших исследований.

Заключение

  1. Результаты эксперимента и анализ речевых высказываний девочек позволяют сделать вывод о предпочтении ими телесных стандартов, воплощенных в образах модных кукол с нереалистично худыми телами при отвержении куклы с нормальным, приближенным к реальности телосложением, что согласуется с данными подобных исследований зарубежных коллег (Harriger at all., 2019). Критериями привлекательности также называются яркое оформление внешности с помощью макияжа, одежды, аксессуаров. Современные девочки обращают внимание на эти детали больше, чем их сверстницы 10 лет назад и связывают внешнюю привлекательность с ситуациями принятия, успеха и восхищения. Таким образом, можно констатировать, что социальная ситуация развития девочек в современном мире остается неблагоприятной, способствующей формированию стандартизированных представлений о физической привлекательности, нарциссических установок и ценностей потребительского общества.
  2. Анализ данных многочисленных исследований позволяет сделать вывод о том, что рано усвоенные представления о телесном совершенстве являются факторами риска по развитию физического перфекционизма, неудовлетворенности собственным телом, эмоционального неблагополучия, низкой самооценки; вносят свой вклад в развитие нарушений и расстройств пищевого поведения.
  3. Сложившаяся ситуация развития современных детей ставит задачу профилактики психического неблагополучия у молодого поколения, разработки и реализации просветительских программ для родителей. Одной из важных мишеней такой работы должны стать патологические установки физического и социально предписываемого перфекционизма самих родителей, которые, как установлено, связаны с развитием НПП у детей и подростков (Суханова, Холмогорова, 2022). Важно раскрывать, что именно семья может быть той преградой патогенным ценностям культуры, которые в силу своего давления небезопасны для психического здоровья детей.
  4. Тема формирования канонов красоты и физической привлекательности в детском возрасте остается актуальной и требует дальнейших исследований.

Ограничения. Размер выборки ограничен, как количеством участников (30 человек), так и территориальным признаком (Москва).

Limitations. The sample size is limited, comprising only 30 participants, and the study is confined to the city of Moscow.


1 Очень ярко запрос современного общества на телесную красоту, молодость и совершенство показан в фильме режиссёра Корали Фаржа «Субстанция» (The Substance), 2024.

2 Phillipou, A. at al., (2018) считают нарушение образа тела основным симптомом и движущей силой ограничения питания при нервной анорексии и практик очищения при нервной булимии, что, по их мнению, отличает данные расстройства от остальных РПП, и предлагают их классифицировать как «расстройства образа тела». Phillipou, А., Castle, D.J. and Rossell, S.L. (2018). Anorexia nervosa: Eating disorder or body image disorder? Australian & New Zealand Journal of Psychiatry, 52,1, 13—14 https://journals.sagepub.com/doi/epub/10.1177/0004867417722640.

3 См., например: Холмогорова, А.Б., Тарханова, П.М. (2014) Стандарты внешности и культура: роль физического перфекционизма и его последствия для эмоционального благополучия людей в нашу эпоху. Вопросы психологии, 2, 52— 65.

4 В своих исследованиях мы опираемся на многофакторную психосоциальную модель расстройств аффективного спектра (Холмогорова, Гаранян, 1998; Холмогорова, 2011).

5 Запрещена в России.

6 https://www.eatingdisorderhope.com/blog/eating-disorder-statistics-what-the-numbers-reveal

7 https://anad.org/eating-disorder-statistic/

8 В Российской Федерации за период с 2014 по 2018 г. общая заболеваемость ожирением среди детей увеличилась на 21,4% (Флитман и др., 2024).

9 Так, В. Волохова и Е. Гурина по результатам исследования представлений о красивом теле у 140 девочек от 4 до 17 лет отмечают возрастающие требования к стройности как признаку красоты. Если среди 7-летних девочек этот признак отметили 26% опрошенных, среди 8—9-летних —50%, то в 12—13 лет уже 70% опрошенных называли худобу и стройность непременным атрибутом красивого тела. (Волохова, Гурина, 2023).

10 Четыре «участвующие» в эксперименте куклы были с одинаковыми головами и в одинаковых бикини и отличались только высотой и размером тела. (см: https://pmc.ncbi.nlm.nih.gov/articles/PMC6857835/pdf/nihms-1055799.pdf).

11 На замену популярным куклам от известного бренда Mattel издательство АСТ запустит производство собственных кукол в рамках бренда Neo Stars. Об этом пишет «Коммерсант» со ссылкой на директора департамента игрушек издательства Е. Юрьеву. Она не раскрыла объем инвестиций в разработку, но допустила, что ситуация на рынке после ухода Mattel «позволит достаточно быстро окупить вложения». Источники оценили инвестиции на уровне от 400 млн рублей (https://retailer.ru/izdatelstvo-ast-zapustit-proizvodstvo-kukol-na-zamenu-barbie/).

12 В 2016 г. компания MGA, не выдержав конкуренции, прекратила выпуск кукол Bratz, цена на кукол серии возросла. Пока писалась эта статья, маркетплейсы сообщили о возвращении кукол Братц —«легендарной четверки подруг, чьи страсть к моде и стремление к успеху по-прежнему сильны».

13 Кожу отмечали как значимый признак девочки-школьницы в своих блогах по описанию кукол, тогда как ни одна из девочек-дошкольниц об этом признаке не упомянула.

14 «Мировые СМИ, освободившись от воспитательной и образовательной функций, переакцентировались на потребительско-стимулирующую функцию <…> Потребительство — это социокультурная система, где социальная идентификация построена не в сфере труда и производства, а вне работы — прежде всего в развлечениях, и в первую очередь в показных, демонстративных развлечениях» (Ильин, А.Н., (2013) Общество потребления и его сущностные особенности. Ценности и смыслы, 6(28), 22—35. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvo-potrebleniya-i-ego-suschnostnye-osobennosti (дата обращения: 12.01.2025)).

15 Девочкам предлагалось предположить, чем кукла любит заниматься. куда она пойдет после разговора.

16 Холмогорова, А.Б., Гаранян, Н.Г. (2004). Нарциссизм, перфекционизм и депрессия. Консультативная психология и психотерапия, 12(1). 18—35. (In Russ.). DOI

Литература

  1. Волохова, В.И., Гурина, Е.С. (2023). Социально-психологический конструкт «красивое тело», и его формирование в общественном и индивидуальном сознании. Проблемы современного педагогического образования, 79(1), 403—406. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskiy-konstrukt-krasivoe-telo-i-ego-formirovanie-v-obschestvennom-i-individualnom-soznanii (дата обращения: 15.11.2024).
    Volokhova, V.I., Gurina, E.S. (2023). Socio-psychological construction «beautiful body» and its formation in public and individual consciousness. Problems of modern pedagogical education 79(1), 403—406. (In Russ.). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskiy-konstrukt-krasivoe-telo-i-ego-formirovanie-v-obschestvennom-i-individualnom-soznanii (viewed: 15.11.2024).
  2. Выготский, Л.С. (1984). Собрание сочинений: В 6 т. Том 4. Часть 2: Вопросы детской (возрастной) психологии. М., Педагогика, 1984.
    Vygotsky, L.S. (1984). Collected Works: In 6 vols. Vol. 4. Part 2: Problems of Child (Developmental) Psychology. Moscow: Pedagogy. (In Russ.).
  3. Лепешева, С.О., Холмогорова, А.Б. (2021). Участие в фитнес-блогах как новая социальная практика и ее последствия для психического здоровья молодых женщин. Культурно-историческая психология, 17(2), 144—154. DOI: 10.17759/chp.2021170214
    Lepesheva, S.O., Kholmogorova, A.B. (2021). Participation in fitness blogs as a new social practice and its consequences for the mental health of young women. Cultural-Historical Psychology, 17(2), 144—154. (In Russ.). DOI: 10.17759/chp.2021170214
  4. Суханова, А.В., Холмогорова, А.Б. (2022). Семейный контекст нарушений пищевого поведения у подростков: популяционное исследование родителей и обоснование задач психопрофилактики и психотерапии. Современная терапия психических расстройств, 1, 56—67. DOI: 10.21265/PSYPH.2022.60.1.006
    Sukhanova, A.V., Kholmogorova, A.B. (2022). Family context of eating disorders in adolescents: a population study of parents and rationale for the tasks of psychoprevention and psychotherapy. Modern therapy of mental disorders, 1, 56—67. (In Russ.). DOI: 10.21265/PSYPH.2022.60.1.006
  5. Тарханова, П.М. (2014). Исследование влияния макро- и микросоциальных факторов на уровень физического перфекционизма и эмоционального благополучия у молодежи. Культурно-историческая психология, 10(1), 88—94.
    Tarkhanova, P.M. (2014). A study of the influence of macro- and microsocial factors on the level of physical perfectionism and emotional well-being in young people. Cultural-Historical Psychology, 10(1), 88—94. (In Russ.).
  6. Флитман, Е.Д., Якубова, Л.Н., Холмогорова А.Б., Васюкова О.В. (2024). Ожирение и депрессия у детей и подростков: проблема коморбидности и профилактики. Консультативная психология и психотерапия, 32(3), 8—27. DOI: 10.17759/cpp.202432030
    Flitman, E.D., Yakubova, L.N., Kholmogorova, A.B., Vasyukova, O.V. (2024). Obesity and depression in children and adolescents: the problem of comorbidity and prevention. Counseling Psychology and Psychotherapy, 32(3), 8—27. (In Russ.). DOI: 10.17759/cpp.202432030
  7. Фромм, Э. (1990). Иметь или быть? Пер. с англ. М: Прогресс.
    Fromm, E. (1990). To Have or to Be? Transiated from English. Moscow: Progress. (In Russ.).
  8. Холмогорова, А.Б. (2011). Интегративная психотерапия расстройств аффективного спектра. М: Медпрактика.
    Kholmogorova, A.B. (2011). Integrative psychotherapy of affective spectrum disorders. Moscow: Medpraktika. (In Russ.).
  9. Холмогорова, А.Б., Дадеко, А.А. (2010). Физический перфекционизм как фактор расстройств аффективного спектра в современной культуре. Медицинская психология в России, 3(4). URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2010_3_4/ (дата обращения 13.11.24 )
    Kholmogorova, A.B., Dadeko, A.A. (2010). Physical perfectionism as a factor in affective spectrum disorders in modern culture. Medical Psychology in Russia: electronic. Scientific journal, 3(4). (In Russ.). URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2010_3_4/ (viewed: 13.11.24)
  10. Холмогорова, А.Б., Рахманина, А.А. (2020). Tрехфакторная шкала физического перфекционизма — новый инструмент диагностики патогенных стандартов внешности в современной культуре. Консультативная психология и психотерапия, 28(4), 98—117. DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2020280406
    Kholmogorova, A.B., Rakhmanina, A.A. (2020). Three -factor scale of physical perfectionism — a new tool for diagnosing pathogenic standards of appearance in modern culture. Counseling Psychology and Psychotherapy. Counseling Psychology and Psychotherapy, 28(4), 98—117. (In Russ.). DOI: : https://doi.org/10.17759/cpp.2020280406
  11. Холмогорова, А.Б., Шалыгина, О.В. (2014). Роль модных кукол в усвоении нереалистичных социальных стандартов телесной привлекательности у девочек-дошкольниц. Консультативная психология и психотерапия, 22(4), 130—154.
    Kholmogorova, A.B., Shalygina, O.V. (2014). The role of fashion dolls in the assimilation of unrealistic social standards of physical attractiveness in preschool girls. Counseling Psychology and Psychotherapy, 22(4), 130—154. (In Russ.).
  12. Шалыгина, О.В., Холмогорова, А.Б. (2015). «Телоцентрированность» современной культуры и ее последствия для здоровья детей, подростков и молодежи. Консультативная психология и психотерапия, 23(4), 36—68. URL: https://doi.org/10.17759/cpp.2015230404
    Shalygina, O.V., Kholmogorova, A.B. (2015). “ Body-centeredness ” of modern culture and its consequences for the health of children, adolescents and young people. Counseling Psychology and Psychotherapy, 23(4), 36—68. (In Russ.). URL: https://doi.org/10.17759/cpp.2015230404
  13. Damiano, S.R., Gregg, K.J., Spiel, E.C. et al. (2015). Relationships between body size attitudes and body image of 4-year-old boys and girls, and attitudes of their fathers and mothers. J Eat Disord, 3, Article number: 16.https://doi.org/10.1186/s40337-015-0048-0
  14. López-Gil, J.F., García-Hermoso, A., Smith, L., et al. (2023). Global Proportion of Disordered Eating in Children and Adolescents A Systematic Review and Meta-analysis, JAMA Pediatrics, 177(4), 363—372. https://doi.org/10.1001/jamapediatrics.2022.5848
  15. Harriger, J.A., Schaefer, L.M., Kevin Thompson, J., Cao, L. (2019). You can buy a child a curvy Barbie doll, but you can't make her like it: Young girls' beliefs about Barbie dolls with diverse shapes and sizes. Body Image, 30, 107—113. Epub 2019 Jun 22. PMID: 31238275; PMCID: PMC6857835. https://doi.org/10.1016/j.bodyim.2019.06.005
  16. Stice, E., Gau, J. M., Rohde, P., & Shaw, H. (2017). Risk factors that predict future onset of each DSM—5 eating disorder: Predictive specificity in high-risk adolescent females. Journal of Abnormal Psychology, 126(1), 38—51. https://doi.org/10.1037/abn0000219

Информация об авторах

Ольга Владимировна Шалыгина, педагог-психолог, дошкольное отделение, Частное Учреждение Образовательная организация «Европейская гимназия», Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0009-0005-0601-0490, e-mail: gosteva-shalygina@yandex.ru

Алла Борисовна Холмогорова, доктор психологических наук, профессор, декан факультета консультативной и клинической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник, ГБУЗ «НИИ СП имени Н.В. Склифосовского ДЗМ», Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5194-0199, e-mail: kholmogorova@yandex.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 495
В прошлом месяце: 137
В текущем месяце: 27

 Скачиваний PDF

За все время: 154
В прошлом месяце: 42
В текущем месяце: 3

 Всего

За все время: 649
В прошлом месяце: 179
В текущем месяце: 30