Функциональность, темперамент и развитие личности у дошкольников: пилотажное исследование

968

Аннотация

В статье описывается пилотажное исследование связей между темпераментом, функциональностью, зрелостью личности и индивидуально-социальной компетентностью детей (N=54; возраст 5913 месяцев; 47 детей с типичным развитием, 2 – с расстройством аутистического спектра, 1- с церебральным параличом, 1 – с синдромом Дауна, 2 – с задержкой психического развития) посещающих инклюзивные группы детского сада. Использовались методики: опросник «Функциональность-07», «Опросник поведения детей», «Шкала личностной зрелости ребенка», «Шкала оценки образовательных компетентностей дошкольников». Полученные данные показали, что индивидуально-социальная компетентность дошкольников имеет значимые положительные связи с функциональностью (r=0,86; p<0,1E-12), зрелостью личности (r=0,81; p<0,1E-12), произвольным контролем (r=0,57; p<0,0001).

Общая информация

Ключевые слова: развитие личности, темперамент, компетенция, функциональность, дошкольный возраст

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Данильченко Д.А., Казьмин А.М. Функциональность, темперамент и развитие личности у дошкольников: пилотажное исследование [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2015. Том 4. № 1. С. 64–74. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2015_n1/Danilchenko_Kazmin (дата обращения: 10.12.2023)

Литература

  1. Аваева В.В., Громова Ю.А., Казьмин А.М., Колупаева О.Г., Сальникова О.Г. Шкала личностной зрелости ребенка [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2014. Т.3. №3. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2014/n3/Avaeva_et_al.shtml (дата обращения: 16.03.2015).
  2. Дыбина О.В., Анфисова С.Е., Груздова И.В., Кузина А.Ю. Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста: учебно- методическое пособие// Тольятти, ТГУ, 2009.
  3. Егоров А.В., Захаренко Н.В., Казьмин А.М., Фирсова Л.В. Личность и достижения дошкольников с типичным развитием и умственной отсталостью [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. №3. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2012/n3/55180.shtml (дата обращения: 15.03.2015)
  4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос» URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm
  5. Казьмин А.М. Теория процессуального анализа: краткое описание и прикладное значение [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. №4. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2012/n4/57302.shtml (дата обращения: 21.01.2015).
  6. Казьмин А.М. Инклюзивное образование: шкала оценки образовательных компетентностей дошкольников // Практика управления ДОУ, №7 2012 .
  7. Казьмин А.М., Лобова А.А., Федина Е.В. Использование опросника «Ф-07» для измерения функциональности у дошкольников с типичным развитием, синдромом Дауна и аутизмом [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология 2013. №1. URL: https://psyjournals.ru/psyclin (дата обращения: 21.01.2015)
  8. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. – СПб.: Детство‐Пресс, 2005. 160 с.
  9. Никитина С. В.  Компетентностный подход к оценке качества дошкольного образования //Человек и образование № 4 (21) 2009, с.166-170
  10. Равен, Д. Компетентность в современном обществе : выявление, развитие и реализация /  Москва : Когито-Центр, 2002
  11. Свирская Л.В. Организационно-педагогические условия становления начал  ключевых компетентностей ребенка дошкольного возраста: дис. … канд. пед. наук. – Великий Новгород, 2004.-139 с.
  12. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982.
  13. Хуторской А.В.  Ключевые компетенции и образовательные стандарты интернет-журнал «Эйдос» http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
  14. International Classification of Functioning, Disability and Health-Children and Youth Version. Geneva: World Health Organization  (2007)
  15. Grist C. L., McCord D. M. (2010) Individual Differences in Preschool Children: Temperament or Personality Infant and Child Development. Published online in Wiley InterScience (www.interscience.wiley.com). DOI: 10.1002
  16. Grist C. L., Socha A., McCord D. M. (2012) The M5-PS-35: A Five-Factor Personality Questionnaire for Preschool Children. J. of Personality Assessment, 94(3), 287-29
  17. Putnam, S.P. & Rothbart, M.K. (2002).  Development of short and very short forms of the children's behavior questionnaire.  Journal of  personality assessment, 87(1), 103–113

Информация об авторах

Данильченко Д.А., студентка, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: dina1152_90@mail.ru

Казьмин Александр Михайлович, кандидат медицинских наук, профессор кафедры нейро- и патопсихологии развития, факультет клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1748-2574, e-mail: mgppukprd@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 3144
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 968
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2