Функциональность, темперамент и развитие личности у дошкольников: пилотажное исследование

993

Аннотация

В статье описывается пилотажное исследование связей между темпераментом, функциональностью, зрелостью личности и индивидуально-социальной компетентностью детей (N=54; возраст 5913 месяцев; 47 детей с типичным развитием, 2 – с расстройством аутистического спектра, 1- с церебральным параличом, 1 – с синдромом Дауна, 2 – с задержкой психического развития) посещающих инклюзивные группы детского сада. Использовались методики: опросник «Функциональность-07», «Опросник поведения детей», «Шкала личностной зрелости ребенка», «Шкала оценки образовательных компетентностей дошкольников». Полученные данные показали, что индивидуально-социальная компетентность дошкольников имеет значимые положительные связи с функциональностью (r=0,86; p<0,1E-12), зрелостью личности (r=0,81; p<0,1E-12), произвольным контролем (r=0,57; p<0,0001).

Общая информация

Ключевые слова: развитие личности, темперамент, компетенция, функциональность, дошкольный возраст

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Данильченко Д.А., Казьмин А.М. Функциональность, темперамент и развитие личности у дошкольников: пилотажное исследование [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2015. Том 4. № 1. С. 64–74. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2015_n1/Danilchenko_Kazmin (дата обращения: 12.12.2024)

Полный текст

В последние годы компетентностный подход уверенно занимает всё более значительное место в российском образовании [4]; [13], в том числе - в дошкольном [2]; [11]. Это происходит в процессе модернизации образования под воздействием растущего влияния гуманистической парадигмы, предполагающей использование личностно-ориентированных образовательных технологий для формирования свободной и творческой личности обучающихся. На уровне дошкольного образования к важнейшим компетенциям относятся те, которые обеспечивают социализацию и саморазвитие ребенка [6]; [8]; [9].

Компетенции рассматриваются как мотивированные способности, реализуемые при участии волевых процессов [10], как готовность личности использовать опыт, приобретенный через значимую для неё деятельность, применительно к конкретной ситуации. Если компетенции определяются как способности, то их качество должно зависеть не только от научения, но и от задатков [12].

Применительно к индивидуально-социальным компетенциям ребенка это означает, что их формирование должно быть обусловлено социальным воздействием и состоянием развития его психических функций. С позиции био- психо-социальной модели, лежащей в основе Международной классификации функционирования [14], ограничений жизнедеятельности и здоровья, на развитие индивидуально-социальных компетенций ребенка могут оказывать влияние и другие факторы организма (например, наличие врожденной аномалии лица, предрасположенности к определенному способу реагирования и действия), широкий спектр средовых факторов (например, установки членов семьи, доступность инклюзивного образования, обеспеченность ребенка с инвалидностью реабилитационными средствами). Взаимосвязи между перечисленными группами факторов и компетенциями личности в дошкольном возрасте в настоящее время мало изучены. Обнаружены значимые положительные корреляционные связи между факторами личности и параметрами темперамента («негативный аффект- нейротизм», «произвольный контроль-добросовестность») [15]; [16]; показано, что типично развивающиеся дети с высоким уровнем трех факторов личности «экстраверсия», «открытость новому опыту» и «добросовестность» достигают более высоких показателей общей компетентности [3].

Целью настоящего исследования было изучение связей между индивидуально-социальными компетенциями, функциональностью, личностной зрелостью и темпераментом у дошкольников, посещающих инклюзивные группы детского сада. Мы предположили, что сформированность указанных образовательных компетенций должна положительно коррелировать с развитием предрасположенностей к оптимальным типам реагирования и с функциональностью как показателем целостного развития субъекта.

Испытуемые

Обследовано 54 ребенка дошкольного возраста (20 девочек и 34 мальчика) в возрасте от 38 до 84 месяцев, посещающих детский сад: 47 детей с типичным развитием, 2  - с расстройством аутистического спектра, 1 - с церебральным параличом, 1 - с синдромом Дауна, 2 - с задержкой психического развития.

Методы

1.     Функциональность-07 - опросная методика для оценки функциональности ребенка [7], рассчитанная на опрос воспитателей, родителей и педагогов. Вычисляется суммарный показатель «функциональность».

2.   Личностная зрелость ребенка - разработанный нами ранее опросник для родителей и  воспитателей [1]. Опросник состоит 13 утверждений, оцениваемых по пятибалльной шкале. Вычисляется относительный показатель «личностная зрелость ребенка» (сумма всех баллов, деленная на количество пунктов для которых осуществлена оценка).

3. Шкала оценки образовательных компетенций дошкольников [6]. Для данного исследования использовались субшкалы «Индивидуально­ориентированные компетенции»               («самопрезентация», «осознание субъектного Я», «осознание себя во времени», «саморегуляция», «ассертивная защита», «культура опрятности», «культура приема пищи», «культура одевания», «физическая безопасность») и «Социально-ориентированные компетенции» («партнерство», «лидерство», «исполнительство», «этичность», «просоциальное и контролирующее поведение», «сюжетно-ролевые игры», «игры с правилами», «общественно-полезный труд»). Каждая оценка оценивается по шестибалльной шкале на основе критериев. Путем суммирования вычислялись индивидуально-ориентированная компетентность, социально-ориентированная компетентность, индивидуально-социальная компетентность (сумма значений индивидуально-ориентированной и социальной ориентированной компетентности).

4.   Опросник поведения детей - очень короткая (36 пунктов) форма методики (Very Short Form of the Children's Behavior Questionnaire, CBQ) [17], относящаяся к группе методик оценки темперамента. Вычисляются 3 параметра: «экстраверсия», «негативный аффект» и «произвольный контроль».

Опросники заполнялись воспитателями, хорошо знающими детей, или педагогами-психологами со слов этих воспитателей.

Статистическая обработка данных осуществлялась при помощи программы «Statistica 8.0».

Результаты

Выявление связей между индивидуально-социальными компетенциями, функциональностью, личностной зрелостью и темпераментом у дошкольников

Результаты применения метода ранговой корреляции Спирмена представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты применения метода ранговой корреляции Спирмена

 

Выявлены значимые положительные связи индивидуально-социальной компетентности дошкольников с функциональностью (r=0,86; p<0,1E-12), зрелостью личности (r=0,81; p<0,1E-12), произвольным контролем (r=0,57; p<0,0001). Близкие по значению корреляции получены для индивидуально-ориентированной и социально-ориентированной компетентности. Значимые положительные связи получены между параметром темперамента «произвольный контроль», с одной стороны, и функциональностью (r=0,62; p<0,0001), личностной зрелостью (r=0,51; p<0,001), индивидуально-ориентированной (r=0,54; p<0,0001), социально­ориентированной (r=0,56; p<0,001), индивидуально-социальной компетентностью (r=0,57; p<0,001), с другой стороны. Сильная положительная связь обнаружена между функциональностью и личностной зрелостью (r=0,86; p<0,1E-12).

Наиболее низкие значения индивидуально-социальной компетентности, функциональности, личностной зрелости и произвольного контроля отмечались у детей с расстройствами аутистического спектра и с синдромом Дауна. На рисунке 1 показаны средние, минимальные и максимальные значения этих показателей для двоих детей с синдромом Дауна (возраст: 59 и 64 месяца), для двоих детей с расстройством аутистического спектра (возраст: 60 и 63 месяца) и для 22 детей с типичным развитием (возраст от 38 до 53 месяцев).

Рис. 1 Значения индивидуально-социальной компетентности, функциональности, личностной зрелости и произвольного контроля у детей с типичным развитием, с расстройствами аутистического спектра (РАС) и с синдромом Дауна.

Обсуждение

Как мы и предполагали, сформированность индивидуально-социальной компетентности у дошкольников положительно коррелировала с функциональностью и личностной зрелостью. Вполне ожидаемым также оказалось наличие  положительной связи между произвольным  контролем, функциональностью и индивидуально-социальной компетентностью, так как наличие волевой регуляции является неотъемлемым компонентом функциональности [5], компетенции [10], личностной зрелости ребенка [1].

Высокий уровень положительной связи между функциональностью и личностной зрелостью ребенка мы объясняем тем, что в основе этих понятий и соответствующих методик оценки лежит холистическая концепция функционирования субъекта [1]; [5]; [7]. При этом функциональность измеряет реализацию возможностей ребенка, а личностная зрелость - предрасположенности к реагированию определенным способом в различных ситуациях [1].

Ограничения

В данной работе не учитывались средовые факторы развития индивидуально­социальных компетентностей ребенка, исследование проведено на небольшой выборке

Литература

  1. Аваева В.В., Громова Ю.А., Казьмин А.М., Колупаева О.Г., Сальникова О.Г. Шкала личностной зрелости ребенка [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2014. Т.3. №3. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2014/n3/Avaeva_et_al.shtml (дата обращения: 16.03.2015).
  2. Дыбина О.В., Анфисова С.Е., Груздова И.В., Кузина А.Ю. Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста: учебно- методическое пособие// Тольятти, ТГУ, 2009.
  3. Егоров А.В., Захаренко Н.В., Казьмин А.М., Фирсова Л.В. Личность и достижения дошкольников с типичным развитием и умственной отсталостью [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. №3. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2012/n3/55180.shtml (дата обращения: 15.03.2015)
  4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос» URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm
  5. Казьмин А.М. Теория процессуального анализа: краткое описание и прикладное значение [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. №4. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2012/n4/57302.shtml (дата обращения: 21.01.2015).
  6. Казьмин А.М. Инклюзивное образование: шкала оценки образовательных компетентностей дошкольников // Практика управления ДОУ, №7 2012 .
  7. Казьмин А.М., Лобова А.А., Федина Е.В. Использование опросника «Ф-07» для измерения функциональности у дошкольников с типичным развитием, синдромом Дауна и аутизмом [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология 2013. №1. URL: https://psyjournals.ru/psyclin (дата обращения: 21.01.2015)
  8. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. – СПб.: Детство‐Пресс, 2005. 160 с.
  9. Никитина С. В.  Компетентностный подход к оценке качества дошкольного образования //Человек и образование № 4 (21) 2009, с.166-170
  10. Равен, Д. Компетентность в современном обществе : выявление, развитие и реализация /  Москва : Когито-Центр, 2002
  11. Свирская Л.В. Организационно-педагогические условия становления начал  ключевых компетентностей ребенка дошкольного возраста: дис. … канд. пед. наук. – Великий Новгород, 2004.-139 с.
  12. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982.
  13. Хуторской А.В.  Ключевые компетенции и образовательные стандарты интернет-журнал «Эйдос» http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
  14. International Classification of Functioning, Disability and Health-Children and Youth Version. Geneva: World Health Organization  (2007)
  15. Grist C. L., McCord D. M. (2010) Individual Differences in Preschool Children: Temperament or Personality Infant and Child Development. Published online in Wiley InterScience (www.interscience.wiley.com). DOI: 10.1002
  16. Grist C. L., Socha A., McCord D. M. (2012) The M5-PS-35: A Five-Factor Personality Questionnaire for Preschool Children. J. of Personality Assessment, 94(3), 287-29
  17. Putnam, S.P. & Rothbart, M.K. (2002).  Development of short and very short forms of the children's behavior questionnaire.  Journal of  personality assessment, 87(1), 103–113

Информация об авторах

Данильченко Д.А., студентка, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: dina1152_90@mail.ru

Казьмин Александр Михайлович, кандидат медицинских наук, профессор кафедры нейро- и патопсихологии развития, факультет клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1748-2574, e-mail: mgppukprd@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 3273
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 993
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0