Личность и достижения дошкольников с типичным развитием и умственной отсталостью

1360

Аннотация

Целью исследования было выявление связи индивидуально-личностных характеристик с уровнем достижения образовательных результатов детьми дошкольного возраста с типичным развитием и умственной отсталостью. Обследованы типично развивающиеся дети в возрасте от 4 до 7 лет (N=61) и две группы дошкольников, уравненных по полу и, частично, по возрасту: с типичным развитием (N=8) в возрасте от 5 до 7 лет и с умственной отсталостью (N=8) в возрасте от 5 до 7,5 лет. Использовалась шакала оценки компетентностей дошкольников и личностныйопросник M5-PS. Установлено, что типично развивающиеся дети с высокой выраженностью факторов «открытость новому опыту», «добросовестность» и «экстраверсия» успешнее овладевают образовательными компетенциями, чем их сверстники с низкой выраженностью этих факторов (p<0,00001). У детей с умственной отсталостью, по сравнению с детьми с типичным развитием, значения этих же показателей оказались существенно ниже (p=0,001; p=0,003; p=0,003). Обсуждается необходимость дальнейшего изучения природы факторов «большой пятерки» и возможностей целенаправленного педагогического воздействия на их развитие.

Общая информация

Ключевые слова: психология дошкольника, достижения, личность, типичное развитие, умственная отсталость

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Для цитаты: Егоров А.В., Захаренко Н.В., Казьмин А.М., Фирсова Л.В. Личность и достижения дошкольников с типичным развитием и умственной отсталостью [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. Том 1. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2012_n3/55180 (дата обращения: 29.03.2024)

Литература

  1. Казьмин А.М., Козубанова Е.Ю., Несмачная И. А., Словохотова О.В., соавт. Использование шкалы оценки образовательных компетентностей детей в дошкольном инклюзивном образовании: предварительное исследование // Практика управления в ДОУ(в печати, 2012).
  2. Егоров А.В., Захаренко Н.В., Казаков А.М., Казьмин А.М., Фирсова Л.В. Пилотажное исследование достижений, зрелости психофенотипа и эмоциональной адаптации дошкольников с типичным и атипичным развитием в инклюзивных группах // Клиническая и специальная психология. М., 2012. №2.
  3. Grist C. L., McCord D. M. (2010) Individual Differences in Preschool Children: Temperament or Personality? Infant and Child Development. Published online in Wiley InterScience (www.interscience.wiley.com). DOI: 10.1002
  4. Grist C. L., Socha A., McCord D. M. (2012) The M5-PS-35: A Five-Factor Personality Questionnaire for Preschool Children. J. of Personality Assessment, 94(3), 287-29
  5. Fortenberry C. L., Grist C. L., McCord D.M. (2011) Personality Trait Differences between Typically Developing Children and those Diagnosed with Autism Spectrum Disorder, Individual Differences Research, Vol. 9, No. 2
  6. Scheck A.M., L. Malesky A., Cathy J., Grist L., McCord D. M. (2010) Personality in Preschool Children: Preliminary Psychometrics of the M5-PS Questionnaire, American Journal of Psychological Reseach, Volume 6, Number 1, 2010
  7. Tackett J.L., Slobodskaya H.R., Mar R.A., Deal J., Halverson C.F.J., Baker S.R., Pavlopoulos V., Besevegis E. (2012) The hierarchical structure of childhood personality in five countries: continuity from early childhood to early adolescence.Journal of Personality, V. 80, N. 4

 

Информация об авторах

Егоров Александр Валерьевич, педагог-психолог, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: egorovfamily@gmail.com

Захаренко Наталия Васильевна, студентка, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: zakharenko.nataliya@gmail.com

Казьмин Александр Михайлович, кандидат медицинских наук, профессор кафедры нейро- и патопсихологии развития, факультет клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1748-2574, e-mail: mgppukprd@gmail.com

Фирсова Л.В., социальный педагог, Государственное образовательное учреждение Детский сад компенсирующего вида №385, г. Москва, Москва, Россия, e-mail: luge85@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2737
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 1360
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2