Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 148Рубрики 53Авторы 10660Новости 2030Ключевые слова 6329 Подать рукописьRSS RSS
Клиническая и специальная психология - №3 / 2012 | Перейти к описанию
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Клиническая и специальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-0394

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Личность и достижения дошкольников с типичным развитием и умственной отсталостью 1425

|

Егоров А.В.
педагог-психолог, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия
e-mail: egorovfamily@gmail.com

Захаренко Н.В.
студентка, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия
e-mail: zakharenko.nataliya@gmail.com

Казьмин А.М.
кандидат медицинских наук, профессор кафедры нейро- и патопсихологии развития, факультет клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1748-2574
e-mail: mgppukprd@gmail.com

Фирсова Л.В.
социальный педагог, Государственное образовательное учреждение Детский сад компенсирующего вида №385, г. Москва, Москва, Россия
e-mail: luge85@mail.ru

Аннотация

Целью исследования было выявление связи индивидуально-личностных характеристик с уровнем достижения образовательных результатов детьми дошкольного возраста с типичным развитием и умственной отсталостью. Обследованы типично развивающиеся дети в возрасте от 4 до 7 лет (N=61) и две группы дошкольников, уравненных по полу и, частично, по возрасту: с типичным развитием (N=8) в возрасте от 5 до 7 лет и с умственной отсталостью (N=8) в возрасте от 5 до 7,5 лет. Использовалась шакала оценки компетентностей дошкольников и личностныйопросник M5-PS. Установлено, что типично развивающиеся дети с высокой выраженностью факторов «открытость новому опыту», «добросовестность» и «экстраверсия» успешнее овладевают образовательными компетенциями, чем их сверстники с низкой выраженностью этих факторов (p<0,00001). У детей с умственной отсталостью, по сравнению с детьми с типичным развитием, значения этих же показателей оказались существенно ниже (p=0,001; p=0,003; p=0,003). Обсуждается необходимость дальнейшего изучения природы факторов «большой пятерки» и возможностей целенаправленного педагогического воздействия на их развитие.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Казьмин А.М., Козубанова Е.Ю., Несмачная И. А., Словохотова О.В., соавт. Использование шкалы оценки образовательных компетентностей детей в дошкольном инклюзивном образовании: предварительное исследование // Практика управления в ДОУ(в печати, 2012).
  2. Егоров А.В., Захаренко Н.В., Казаков А.М., Казьмин А.М., Фирсова Л.В. Пилотажное исследование достижений, зрелости психофенотипа и эмоциональной адаптации дошкольников с типичным и атипичным развитием в инклюзивных группах // Клиническая и специальная психология. М., 2012. №2.
  3. Grist C. L., McCord D. M. (2010) Individual Differences in Preschool Children: Temperament or Personality? Infant and Child Development. Published online in Wiley InterScience (www.interscience.wiley.com). DOI: 10.1002
  4. Grist C. L., Socha A., McCord D. M. (2012) The M5-PS-35: A Five-Factor Personality Questionnaire for Preschool Children. J. of Personality Assessment, 94(3), 287-29
  5. Fortenberry C. L., Grist C. L., McCord D.M. (2011) Personality Trait Differences between Typically Developing Children and those Diagnosed with Autism Spectrum Disorder, Individual Differences Research, Vol. 9, No. 2
  6. Scheck A.M., L. Malesky A., Cathy J., Grist L., McCord D. M. (2010) Personality in Preschool Children: Preliminary Psychometrics of the M5-PS Questionnaire, American Journal of Psychological Reseach, Volume 6, Number 1, 2010
  7. Tackett J.L., Slobodskaya H.R., Mar R.A., Deal J., Halverson C.F.J., Baker S.R., Pavlopoulos V., Besevegis E. (2012) The hierarchical structure of childhood personality in five countries: continuity from early childhood to early adolescence.Journal of Personality, V. 80, N. 4

 

Статьи по теме
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика