Клиническая и специальная психология
2014. Том 3. № 3
ISSN: 2304-0394 (online)
Шкала личностной зрелости ребенка
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: личностное развитие, зрелость личности ребенка, опросник, ранний возраст, дошкольный возраст
Рубрика издания: Методы и методики
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Аваева В.В., Громова Ю.А., Казьмин А.М., Колупаева О.Г., Сальникова О.Г. Шкала личностной зрелости ребенка [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2014. Том 3. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2014_n3/Avaeva_et_al (дата обращения: 26.12.2024)
Полный текст
Мониторинг индивидуально-личностного развития детей в раннем детстве становится важной задачей в контексте развития дошкольного инклюзивного образования и программ профилактики социальной дезадаптации детей в среде сверстников.
В последние годы осуществлены попытки использования 5-факторной модели в оценке структуры личности дошкольников, включающей следующие факторы: открытость новому опыту, нейротизм, доброжелательность, добросовестность и экстраверсия [McCrae]; [ Scheck]; [Tackett]. Наиболее существенным достижением в этом направлении явилась разработка опросника M5-PS и его короткой версии [Grist, а]; [ Scheck]. При помощи M5-PS получены данные, указывающие на значимые связи между факторами личности и параметрами темперамента [Grist], а также - на слабую выраженность нескольких факторов: открытость новому опыту, добросовестность, экстраверсия у детей c синдромом Дауна и аутизмом [Егоров, 2012]; [Дугина, 2012]; [Fortenberry].
В связи с принятием Всемирной организацией здравоохранения Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья и её версии для детей и подростков (МКФ-ДП) [International Classification of] возникла потребность в создании соответствующего диагностического инструментария, в том числе для оценки индивидуально-личностного развития детей. В рамках этой классификации понятие «фактор личности» заменено на понятие «функция личности». Функции личности рекомендуется оценивать вместе с функциями темперамента и «внутриличностными функциями», так как все они характеризуют индивидуальные предрасположенности реагирования на различные ситуации. В МКФ-ДП все функции рассматриваются как позитивные (например, вместо понятия «нейротизм» используется противоположное понятие «психическая стабильность»), а их содержание определено в описании соответствующей категории с уникальным кодом. Предусмотрена возможность определения новых категорий пользователем. Для функций организма в МКФ-ДП используются определители «задержка» (развития) или «нарушение».
В этой статье мы приводим описание новой опросной методики оценки личностного развития ребенка от 2 до 7 лет, разработанной нами с использованием понятийного аппарата и принципов МКФ-ДП, и результаты её испытания.
Испытуемые
В число испытуемых вошли дети, регулярно посещающие детские сады города Москвы, группы развития, лекотеки и службы ранней помощи. Всего обследовано 614 типично развивающихся детей в возрасте от 24 до 83 месяцев, 321 мальчик и 293 девочки (таблица 1).
Таблица 1. Возрастной состав выборки детей с типичным развитием
№ |
Возраст |
Количество детей |
1. |
24-35 |
111 |
2. |
36-47 |
134 |
3. |
48-59 |
147 |
4. |
60-71 |
116 |
5. |
72-83 |
106 |
6. |
ИТОГО |
614 |
Методы
«Шкала личностной зрелости ребенка» - опросник, разработанный А. М. Казьминым и В. В. Аваевой для оценки развития личности детей раннего и дошкольного возраста.
В полную версию опросника были включены утверждения, описывающие предрасположенности ребенка к общению, исследованию новых объектов и ситуаций, самостоятельности, защите своих интересов, стремлению к достижению поставленных целей, действиям адекватно ситуации, принятию других людей, сотрудничеству и просоциальному поведению, поддержанию психологического равновесия.
Мы исходили из предположения, что функции личности развиваются с возрастом и совокупная оценка их выраженности позволит судить о личностной зрелости ребенка.
Формулировки утверждений опросника прошли экспертную оценку 10 воспитателями и 10 психологами с большим практическим опытом.
Текст опросника представлен в таблице 2, критерии оценки пунктов - в таблице 3.
Таблица 2. Пункты опросника «Шкала личностной зрелости ребенка» (полная версия)
№ пункта |
Утверждение |
1. |
Находится в хорошем настроении |
2. |
Играет вместе с другими детьми |
3. |
Самостоятельно замечает, когда другому человеку нужна помощь, и пытается как-то помочь |
4. |
Задает вопросы |
5. |
Стремится научиться делать самостоятельно всё, что возможно |
6. |
Не отнимает у других детей игрушки |
7. |
Не расстраивается, когда что-то не получается или чего-то приходится ждать |
8. |
Имеет много интересов |
9. |
Интересуется другими людьми |
10. |
Любит браться за сложные для себя дела |
11. |
Пытается успокоить другого человека, если тот расстроен |
12. |
Использует свой опыт адекватно текущей ситуации |
13. |
Уступает другому человеку (место, очередь, предметы и т.д.) |
14. |
Не мешает другим заниматься своими делами |
15. |
Предпочитает разрешать конфликты с другими людьми неагрессивным способом |
16. |
Пробует новые способы решения проблем, если старые не работают |
17. |
Предлагает другому человеку то, от чего сам получает удовольствие |
18. |
Отстаивает свои права, желания, мнение перед другими |
19. |
Самостоятельно решает конфликты с другими детьми |
20 |
Остается в хорошем настроении, когда меняется привычная последовательность событий или обстановка |
21. |
Любит общаться |
22. |
Стремится завершить начатое дело |
23. |
Прекращает действия в отношении другого, если тот выражает несогласие |
24. |
Предпочитает общество и совместные занятия провождению времени в одиночку |
25. |
Не стесняется сообщать о своих потребностях |
26. |
Обследует незнакомые предметы и места |
27. |
Гордится своими достижениями |
28. |
Не берет чужие вещи без спроса |
29. |
Легко адаптируется в новых ситуациях |
30. |
Легко успокаивается |
31. |
Замечает и исправляет свои ошибки |
32. |
Вовлекается в переживание тех же эмоций, которые выражают другие |
33. |
Следует правилам поведения в общественных местах |
34 |
Проявляет упорство при неудачах |
35. |
Ищет новых ощущений |
36. |
Не позволяет другим брать его (её) вещи без разрешения |
37. |
Легко вовлекается во взаимодействие |
38. |
Помогает другому человеку, когда тот просит о помощи |
39. |
Не может сидеть без дела |
40. |
Ищет общения |
41. |
Просыпается в хорошем настроении |
42. |
Любит делать что-то новое |
Таблица 3. Критерии оценки пунктов опросника «Шкала личностной зрелости ребенка» (полная версия)
Оценка |
Критерии оценки |
0 |
почти никогда (менее 5 % времени/случаев) |
1 |
иногда (менее 25% времени/случаев) |
2 |
часто (менее 50 % времени/случаев) |
3 |
чаще всего (более 50% времени/случаев) |
4 |
почти всегда (более 95 % времени/случаев) |
Статистическая обработка данных осуществлялась при помощи программы «Statistica 8.0».
Процедура
Формы для заполнения ответов на утверждения, входящие в опросник, заполнялись воспитателями, психологами детских садов, хорошо знающими детей. К моменту оценки все дети постоянно посещали детский сад не менее 6 месяцев.
Результаты
Согласованность пунктов опросника
Для оценки внутренней согласованности пунктов шкалы применялся метод «Надежность и позиционный анализ». Получено высокое значение Альфы Кронбаха - 0,965.
Выявление факторной структуры опросника
При проведении факторного анализа более двух факторов не выявлялось. При использовании метода «Главные компоненты», в 6 вращениях: biquartimax raw, biquartimax normalize, quartimax raw, quartimax normalize, equamax raw, equamax normalize - выявлен только один фактор, включающий 17 пунктов: с факторными нагрузками более 0,7 (таблица 4).
Таблица 4. Факторные нагрузки пунктов опросника «Шкала личностной зрелости ребенка» (полная версия), соответствующие единственному выделенному фактору при факторном анализе
Выделение: главные компоненты. Вращение
Номер утверждени я |
Биквадри -макс роу |
Биквадри- макс норм. |
Квадри- макс роу |
Квадри- макс норм. |
Эквимак с роу |
Эквимак с норм. |
|
Фактор 1 |
Фактор 1 |
Фактор 1 |
Фактор 1 |
Фактор 1 |
Фактор 1 |
1 |
0,53198 |
0,54480 |
0,51699 |
0,52036 |
0,51699 |
0,52036 |
2 |
0,78314 |
0,78661 |
0,77057 |
0,77367 |
0,77057 |
0,77367 |
3 |
0,82608 |
0,78592 |
0,83981 |
0,83778 |
0,83981 |
0,83778 |
4 |
0,77422 |
0,75097 |
0,77821 |
0,77805 |
0,77821 |
0,77805 |
5 |
0,74549 |
0,70385 |
0,76120 |
0,75871 |
0,76120 |
0,75871 |
6 |
0,33955 |
0,28067 |
0,37130 |
0,36534 |
0,37130 |
0,36534 |
7 |
0,53860 |
0,47256 |
0,57210 |
0,56595 |
0,57210 |
0,56595 |
8 |
0,81358 |
0,79376 |
0,81494 |
0,81533 |
0,81494 |
0,81533 |
9 |
0,78928 |
0,79412 |
0,77577 |
0,77906 |
0,77577 |
0,77906 |
10 |
0,77115 |
0,72988 |
0,78629 |
0,78393 |
0,78629 |
0,78393 |
11 |
0,80713 |
0,76713 |
0,82101 |
0,81893 |
0,82101 |
0,81893 |
12 |
0,75593 |
0,70689 |
0,77607 |
0,77271 |
0,77607 |
0,77271 |
13 |
0,58046 |
0,49432 |
0,62579 |
0,61735 |
0,62579 |
0,61735 |
14 |
0,49294 |
0,39281 |
0,54806 |
0,53763 |
0,54806 |
0,53763 |
15 |
0,39954 |
0,31694 |
0,44511 |
0,43647 |
0,44511 |
0,43647 |
16 |
0,74015 |
0,68789 |
0,76248 |
0,75869 |
0,76248 |
0,75869 |
17 |
0,71348 |
0,67628 |
0,72688 |
0,72482 |
0,72688 |
0,72482 |
18 |
0,65923 |
0,67274 |
0,64212 |
0,64601 |
0,64212 |
0,64601 |
19 |
0,75633 |
0,72666 |
0,76453 |
0,76352 |
0,76453 |
0,76352 |
20 |
0,70008 |
0,69852 |
0,69171 |
0,69391 |
0,69171 |
0,69391 |
21 |
0,78946 |
0,82275 |
0,75842 |
0,76515 |
0,75842 |
0,76515 |
22 |
0,69810 |
0,63698 |
0,72645 |
0,72144 |
0,72645 |
0,72144 |
23 |
0,42946 |
0,36115 |
0,46582 |
0,45901 |
0,46582 |
0,45901 |
24 |
0,68130 |
0,69406 |
0,66435 |
0,66823 |
0,66435 |
0,66823 |
25 |
0,70272 |
0,70411 |
0,69250 |
0,69507 |
0,69250 |
0,69507 |
26 |
0,71661 |
0,73412 |
0,69627 |
0,70085 |
0,69627 |
0,70085 |
27 |
0,71127 |
0,67884 |
0,72176 |
0,72027 |
0,72176 |
0,72027 |
28 |
0,53578 |
0,45158 |
0,58052 |
0,57215 |
0,58052 |
0,57215 |
29 |
0,73962 |
0,74691 |
0,72526 |
0,72868 |
0,72526 |
0,72868 |
30 |
0,63460 |
0,61187 |
0,64014 |
0,63956 |
0,64014 |
0,63956 |
31 |
0,76461 |
0,69259 |
0,79878 |
0,79268 |
0,79878 |
0,79268 |
32 |
0,69971 |
0,66052 |
0,71453 |
0,71218 |
0,71453 |
0,71218 |
33 |
0,66248 |
0,58076 |
0,70400 |
0,69637 |
0,70400 |
0,69637 |
34 |
0,75109 |
0,71282 |
0,76466 |
0,76260 |
0,76466 |
0,76260 |
35 |
0,52882 |
0,54395 |
0,51244 |
0,51608 |
0,51244 |
0,51608 |
36 |
0,54850 |
0,52251 |
0,55719 |
0,55592 |
0,55719 |
0,55592 |
37 |
0,80123 |
0,81449 |
0,78238 |
0,78673 |
0,78238 |
0,78673 |
38 |
0,81165 |
0,77946 |
0,82066 |
0,81954 |
0,82066 |
0,81954 |
39 |
0,71166 |
0,72944 |
0,69121 |
0,69580 |
0,69121 |
0,69580 |
40 |
0,80166 |
0,83787 |
0,76865 |
0,77579 |
0,76865 |
0,77579 |
41 |
0,60982 |
0,61544 |
0,59822 |
0,60099 |
0,59822 |
0,60099 |
42 |
0,79323 |
0,79526 |
0,78141 |
0,78000 |
0,78141 |
0,78437 |
Это позволило оптимизировать шкалу, сократив количество утверждений до 13 (таблица 5). Четыре утверждения с высокой факторной нагрузкой были исключены по разным причинам: утверждение №3 (играет с другими детьми) - из- за того, что аналогичная функция в МКФ-ДП оценивается в разделе «Активность и участие», утверждение №21 (любит общаться) - в силу смысловой идентичности с утверждением №42 (ищет общения), №4 - по причине сложности применения к детям, ещё не освоившим экспрессивную устную или жестовую речь, №8 (имеет много интересов), так как отражает не предрасположенность к определенному типу реагирования, а объем сферы интересов.
Таблица 5. Пункты опросника «Шкала личностной зрелости ребенка» (короткая версия)
№ пункта |
Утверждение |
1. |
Самостоятельно замечает, когда другому человеку нужна помощь и пытается как-то помочь |
2. |
Стремится научиться делать самостоятельно всё, что возможно |
3. |
Интересуется другими людьми |
4. |
Любит браться за сложные для себя дела |
5. |
Пытается успокоить другого человека, если тот расстроен |
6. |
Использует свой опыт адекватно текущей ситуации |
7. |
Самостоятельно решает конфликты с другими детьми |
8. |
Легко адаптируется в новых ситуациях |
9. |
Проявляет упорство при неудачах |
10. |
Легко вовлекается во взаимодействие |
11. |
Помогает другому человеку, когда тот просит о помощи |
12. |
Ищет общения |
13. |
Любит делать что-то новое |
Проверка внутренней согласованности всех пунктов короткой шкалы показала высокие результаты: Альфа Кронбаха равна 0,955.
Для показателя, равного сумме баллов по всем 14 пунктам шкалы, мы ввели понятие личностная зрелость ребенка. В соответствии с правилами МКФ-ДП личностная зрелость ребенка может оцениваться в качестве пользовательской категории в разделе «общие психические функции» под кодом b139 или как определяемый пользователем персональный фактор (pf).
Установление критериев отклонения личностной зрелости от нормы
В качестве критериев отклонения личностной зрелости от нормы были взяты значения 5-й и 30-й перцентилей (таблица 6), что приближает наш подход к требованиям по стандартизации инструментария в соответствии с принципами МКФ-ДП [ Simeonsson]. Значения личностной зрелости выше 30-й перцентили определялись как соответствующие детям без задержки развития по этому показателю, выше 5-й перцентили и до 30-й перцентили - с легкой задержкой развития ниже 6-й перцентили - с выраженной задержкой развития (умеренной или более тяжелой).
Таблица 6. Критерии оценки личностной зрелости ребенка по опроснику «Шкала личностной зрелости ребенка» (короткая версия)
Возраст ребенка в месяцах |
Личностная зрелость (баллы) |
||
выраженная задержка |
легкая задержка |
нет задержки |
|
24-35 |
<15 |
15-28 |
>28 |
36-47 |
<17 |
17-29 |
>29 |
48-59 |
<21 |
21-38 |
>38 |
60-71 |
<24 |
24-41 |
>41 |
72-83 |
<28 |
28-44 |
>44 |
Заключение
В данной статье представлены результаты разработки и апробации полной и короткой версий опросной методики «Шкала личностной зрелости ребенка», предназначенной для оценки развития личности детей в возрасте от 2 до 7 лет. Теоретической основой разработки явились понятия, принципы и правила МКФ-ДП.
Факторный анализ данных, полученных при испытании полной версии опросника, показал наилучшие результаты для однофакторной модели структуры личности, что позволило уменьшить количество пунктов с 42 до 13.
Проверка внутренней согласованности утверждений, входящих в полную и короткую версию шкалы, показала высокие результаты: значение альфы Кронбаха 0,965 и 0,953 соответственно. Таким образом, при сокращении объёма опросника в 3 раза его качество не ухудшилось.
Разработанная методика ещё нуждается в тестировании на надежность методами повторного опроса и одновременного заполнения опросников двумя респондентами.
Мы надеемся, что в перспективе короткая версия шкалы будет использоваться для оценки развития личности детей раннего и дошкольного возраста как в научных, так и в практических целях.
Литература
- Егоров А.В., Захаренко Н.В., Казьмин А.М., Фирсова Л.В. Личность и достижения дошкольников с типичным развитием и умственной отсталостью [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. №3. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2012/n3/55180.shtml (дата обращения: 24.07.2014)
- Дугина О.В., Егоров А.В., Казаков А.М., Казьмин А.М., Фирсова Л.В. Пилотажное исследование функциональности, достижений и факторов личности у старших дошкольников с типичным и атипичным развитием [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. №4. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2012/n4/57320.shtml (дата обращения: 24.07.2014)
- Grist C. L., McCord D. M. (2010) Individual Differences in Preschool Children: Temperament or Personality? Infant and Child Development. Published online in Wiley InterScience (www.interscience.wiley.com). DOI: 10.1002
- Grist C. L., Socha A., McCord D. M. (2012) The M5-PS-35: A Five-Factor Personality Questionnaire for Preschool Children. J. of Personality Assessment, 94(3), 287-29
- Fortenberry C. L., Grist C. L., McCord D.M. (2011) Personality Trait Differences between Typically Developing Children and those Diagnosed with Autism Spectrum Disorder, Individual Differences Research, Vol. 9, No. 2
- International Classification of Functioning, Disability and Health-Children and Youth Version. Geneva: World Health Organization (2007)
- McCrae, R. R., & Costa, P. T. (1996). Toward a new generation of personality theories: Theoretical contexts for the five-factor model. In J. S. Wiggins (Ed.), The Five-Factor model of personality: Theoretical Perspectives (pp. 51-87). New York: The Guilford Press.
- Scheck A.M., L. Malesky A., Cathy J., Grist L., McCord D. M. (2010) Personality in Preschool Children: Preliminary Psychometrics of the M5-PS Questionnaire, American Journal of Psychological Reseach, Volume 6, Number 1.
- Simeonsson R.J., Development of the child and youth version of ICF, ICF- CY. Nordic-Baltic ICF conference Oslo 4.- 5. June 2007
- Tackett J.L., Slobodskaya H.R., Mar R.A., Deal J., Halverson C.F.J., Baker S.R., Pavlopoulos V., Besevegis E. (2012) The hierarchical structure of childhood personality in five countries: continuity from early childhood to early adolescence. Journal of Personality, V. 80, N. 4
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2658
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 19
Скачиваний
Всего: 1727
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 8