Шкала личностной зрелости ребенка

1650

Аннотация

В статье представлены полная и короткая версии новой методики «Шкала личностной зрелости ребенка», разработанной для оценки развития личности детей в возрасте от 2 до 7 лет. Полная версия опросника состоит из 42 пунктов, короткая – 13 пунктов. В результате обследования 614 детей с типичным развитием в возрасте от 24 месяцев до 83 месяцев, была выявлена высокая внутренняя согласованность пунктов полной и короткой версий опросника при значениях альфы Кронбаха 0,965 и 0,953 соответственно. Факторный анализ полученных данных показал, что однофакторная (холистическая) модель структуры личности является наилучшей.

Общая информация

Ключевые слова: личностное развитие, зрелость личности ребенка, опросник, ранний возраст, дошкольный возраст

Рубрика издания: Методы и методики

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Аваева В.В., Громова Ю.А., Казьмин А.М., Колупаева О.Г., Сальникова О.Г. Шкала личностной зрелости ребенка [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2014. Том 3. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2014_n3/Avaeva_et_al (дата обращения: 19.04.2024)

Полный текст

 

Мониторинг индивидуально-личностного развития детей в раннем детстве становится важной задачей в контексте развития дошкольного инклюзивного образования и программ профилактики социальной дезадаптации детей в среде сверстников.

В последние годы осуществлены попытки использования 5-факторной модели в оценке структуры личности дошкольников, включающей следующие факторы: открытость новому опыту, нейротизм, доброжелательность, добросовестность и экстраверсия [7]; [8]; [10]. Наиболее существенным достижением в этом направлении явилась разработка опросника M5-PS и его короткой версии [4]; [8]. При помощи M5-PS получены данные, указывающие на значимые связи между факторами личности и параметрами темперамента [3], а также - на слабую выраженность нескольких факторов: открытость новому опыту, добросовестность, экстраверсия у детей c синдромом Дауна и аутизмом [1]; [2]; [5].

В связи с принятием Всемирной организацией здравоохранения Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья и её версии для детей и подростков (МКФ-ДП) [6] возникла потребность в создании соответствующего диагностического инструментария, в том числе для оценки индивидуально-личностного развития детей. В рамках этой классификации понятие «фактор личности» заменено на понятие «функция личности». Функции личности рекомендуется оценивать вместе с функциями темперамента и «внутриличностными функциями», так как все они характеризуют индивидуальные предрасположенности реагирования на различные ситуации. В МКФ-ДП все функции рассматриваются как позитивные (например, вместо понятия «нейротизм» используется противоположное понятие «психическая стабильность»), а их содержание определено в описании соответствующей категории с уникальным кодом. Предусмотрена возможность определения новых категорий пользователем. Для функций организма в МКФ-ДП используются определители «задержка» (развития) или «нарушение».

В этой статье мы приводим описание новой опросной методики оценки личностного развития ребенка от 2 до 7 лет, разработанной нами с использованием понятийного аппарата и принципов МКФ-ДП, и результаты её испытания.

Испытуемые

В число испытуемых вошли дети, регулярно посещающие детские сады города Москвы, группы развития, лекотеки и службы ранней помощи. Всего обследовано 614 типично развивающихся детей в возрасте от 24 до 83 месяцев, 321 мальчик и 293 девочки (таблица 1).

Таблица 1. Возрастной состав выборки детей с типичным развитием

Возраст

Количество детей

1.

24-35

111

2.

36-47

134

3.

48-59

147

4.

60-71

116

5.

72-83

106

6.

ИТОГО

614

 

 

Методы

«Шкала личностной зрелости ребенка» - опросник, разработанный А. М. Казьминым и В. В. Аваевой для оценки развития личности детей раннего и дошкольного возраста.

В полную версию опросника были включены утверждения, описывающие предрасположенности ребенка к общению, исследованию новых объектов и ситуаций, самостоятельности, защите своих интересов, стремлению к достижению поставленных целей, действиям адекватно ситуации, принятию других людей, сотрудничеству и просоциальному поведению, поддержанию психологического равновесия.

Мы исходили из предположения, что функции личности развиваются с возрастом и совокупная оценка их выраженности позволит судить о личностной зрелости ребенка.

Формулировки утверждений опросника прошли экспертную оценку 10 воспитателями и 10 психологами с большим практическим опытом.

Текст опросника представлен в таблице 2, критерии оценки пунктов - в таблице 3.

Таблица 2. Пункты опросника «Шкала личностной зрелости ребенка» (полная версия)

№ пункта

Утверждение

1.

Находится в хорошем настроении

2.

Играет вместе с другими детьми

3.

Самостоятельно замечает, когда другому человеку нужна помощь, и пытается как-то помочь

4.

Задает вопросы

5.

Стремится научиться делать самостоятельно всё, что возможно

6.

Не отнимает у других детей игрушки

7.

Не расстраивается, когда что-то не получается или чего-то приходится ждать

8.

Имеет много интересов

9.

Интересуется другими людьми

10.

Любит браться за сложные для себя дела

11.

Пытается успокоить другого человека, если тот расстроен

12.

Использует свой опыт адекватно текущей ситуации

13.

Уступает другому человеку (место, очередь, предметы и т.д.)

14.

Не мешает другим заниматься своими делами

15.

Предпочитает разрешать конфликты с другими людьми неагрессивным способом

16.

Пробует новые способы решения проблем, если старые не работают

17.

Предлагает другому человеку то, от чего сам получает удовольствие

18.

Отстаивает свои права, желания, мнение перед другими

19.

Самостоятельно решает конфликты с другими детьми

20

Остается в хорошем настроении, когда меняется привычная последовательность событий или обстановка

21.

Любит общаться

22.

Стремится завершить начатое дело

23.

Прекращает действия в отношении другого, если тот выражает несогласие

24.

Предпочитает общество и совместные занятия провождению времени в одиночку

25.

Не стесняется сообщать о своих потребностях

26.

Обследует незнакомые предметы и места

27.

Гордится своими достижениями

28.

Не берет чужие вещи без спроса

29.

Легко адаптируется в новых ситуациях

30.

Легко успокаивается

31.

Замечает и исправляет свои ошибки

32.

Вовлекается в переживание тех же эмоций, которые выражают другие

33.

Следует правилам поведения в общественных местах

34

Проявляет упорство при неудачах

35.

Ищет новых ощущений

36.

Не позволяет другим брать его (её) вещи без разрешения

37.

Легко вовлекается во взаимодействие

38.

Помогает другому человеку, когда тот просит о помощи

39.

Не может сидеть без дела

40.

Ищет общения

41.

Просыпается в хорошем настроении

42.

Любит делать что-то новое

 

Таблица 3. Критерии оценки пунктов опросника «Шкала личностной зрелости ребенка» (полная версия)

Оценка

Критерии оценки

0

почти никогда (менее 5 % времени/случаев)

1

иногда (менее 25% времени/случаев)

2

часто (менее 50 % времени/случаев)

3

чаще всего (более 50% времени/случаев)

4

почти всегда (более 95 % времени/случаев)

 

Статистическая обработка данных осуществлялась при помощи программы «Statistica 8.0».

Процедура

Формы для заполнения ответов на утверждения, входящие в опросник, заполнялись воспитателями, психологами детских садов, хорошо знающими детей. К моменту оценки все дети постоянно посещали детский сад не менее 6 месяцев.

Результаты

Согласованность пунктов опросника

Для оценки внутренней согласованности пунктов шкалы применялся метод «Надежность и позиционный анализ». Получено высокое значение Альфы Кронбаха - 0,965.

Выявление факторной структуры опросника

При проведении факторного анализа более двух факторов не выявлялось. При использовании метода «Главные компоненты», в 6 вращениях: biquartimax raw, biquartimax normalize, quartimax raw, quartimax normalize, equamax raw, equamax normalize - выявлен только один фактор, включающий 17 пунктов: с факторными нагрузками более 0,7 (таблица 4).

Таблица 4. Факторные нагрузки пунктов опросника «Шкала личностной зрелости ребенка» (полная версия), соответствующие единственному выделенному фактору при факторном анализе

Выделение: главные компоненты. Вращение

Номер утверждени я

Биквадри -макс роу

Биквадри- макс норм.

Квадри- макс роу

Квадри- макс норм.

Эквимак с роу

Эквимак с норм.

 

Фактор 1

Фактор 1

Фактор 1

Фактор 1

Фактор 1

Фактор 1

1

0,53198

0,54480

0,51699

0,52036

0,51699

0,52036

2

0,78314

0,78661

0,77057

0,77367

0,77057

0,77367

3

0,82608

0,78592

0,83981

0,83778

0,83981

0,83778

4

0,77422

0,75097

0,77821

0,77805

0,77821

0,77805

5

0,74549

0,70385

0,76120

0,75871

0,76120

0,75871

6

0,33955

0,28067

0,37130

0,36534

0,37130

0,36534

7

0,53860

0,47256

0,57210

0,56595

0,57210

0,56595

8

0,81358

0,79376

0,81494

0,81533

0,81494

0,81533

9

0,78928

0,79412

0,77577

0,77906

0,77577

0,77906

10

0,77115

0,72988

0,78629

0,78393

0,78629

0,78393

11

0,80713

0,76713

0,82101

0,81893

0,82101

0,81893

12

0,75593

0,70689

0,77607

0,77271

0,77607

0,77271

13

0,58046

0,49432

0,62579

0,61735

0,62579

0,61735

14

0,49294

0,39281

0,54806

0,53763

0,54806

0,53763

15

0,39954

0,31694

0,44511

0,43647

0,44511

0,43647

16

0,74015

0,68789

0,76248

0,75869

0,76248

0,75869

17

0,71348

0,67628

0,72688

0,72482

0,72688

0,72482

18

0,65923

0,67274

0,64212

0,64601

0,64212

0,64601

19

0,75633

0,72666

0,76453

0,76352

0,76453

0,76352

20

0,70008

0,69852

0,69171

0,69391

0,69171

0,69391

21

0,78946

0,82275

0,75842

0,76515

0,75842

0,76515

22

0,69810

0,63698

0,72645

0,72144

0,72645

0,72144

23

0,42946

0,36115

0,46582

0,45901

0,46582

0,45901

24

0,68130

0,69406

0,66435

0,66823

0,66435

0,66823

25

0,70272

0,70411

0,69250

0,69507

0,69250

0,69507

26

0,71661

0,73412

0,69627

0,70085

0,69627

0,70085

27

0,71127

0,67884

0,72176

0,72027

0,72176

0,72027

28

0,53578

0,45158

0,58052

0,57215

0,58052

0,57215

29

0,73962

0,74691

0,72526

0,72868

0,72526

0,72868

30

0,63460

0,61187

0,64014

0,63956

0,64014

0,63956

31

0,76461

0,69259

0,79878

0,79268

0,79878

0,79268

32

0,69971

0,66052

0,71453

0,71218

0,71453

0,71218

33

0,66248

0,58076

0,70400

0,69637

0,70400

0,69637

34

0,75109

0,71282

0,76466

0,76260

0,76466

0,76260

35

0,52882

0,54395

0,51244

0,51608

0,51244

0,51608

36

0,54850

0,52251

0,55719

0,55592

0,55719

0,55592

37

0,80123

0,81449

0,78238

0,78673

0,78238

0,78673

38

0,81165

0,77946

0,82066

0,81954

0,82066

0,81954

39

0,71166

0,72944

0,69121

0,69580

0,69121

0,69580

40

0,80166

0,83787

0,76865

0,77579

0,76865

0,77579

41

0,60982

0,61544

0,59822

0,60099

0,59822

0,60099

42

0,79323

0,79526

0,78141

0,78000

0,78141

0,78437

 

Это позволило оптимизировать шкалу, сократив количество утверждений до 13 (таблица 5). Четыре утверждения с высокой факторной нагрузкой были исключены по разным причинам: утверждение №3 (играет с другими детьми) - из- за того, что аналогичная функция в МКФ-ДП оценивается в разделе «Активность и участие», утверждение №21 (любит общаться) - в силу смысловой идентичности с утверждением №42 (ищет общения), №4 - по причине сложности применения к детям, ещё не освоившим экспрессивную устную или жестовую речь, №8 (имеет много интересов), так как отражает не предрасположенность к определенному типу реагирования, а объем сферы интересов.

Таблица 5. Пункты опросника «Шкала личностной зрелости ребенка» (короткая версия)

 

№ пункта

Утверждение

1.

Самостоятельно замечает, когда другому человеку нужна помощь и пытается как-то помочь

2.

Стремится научиться делать самостоятельно всё, что возможно

3.

Интересуется другими людьми

4.

Любит браться за сложные для себя дела

5.

Пытается успокоить другого человека, если тот расстроен

6.

Использует свой опыт адекватно текущей ситуации

7.

Самостоятельно решает конфликты с другими детьми

8.

Легко адаптируется в новых ситуациях

9.

Проявляет упорство при неудачах

10.

Легко вовлекается во взаимодействие

11.

Помогает другому человеку, когда тот просит о помощи

12.

Ищет общения

13.

Любит делать что-то новое

 

Проверка внутренней согласованности всех пунктов короткой шкалы показала высокие результаты: Альфа Кронбаха равна 0,955.

Для показателя, равного сумме баллов по всем 14 пунктам шкалы, мы ввели понятие личностная зрелость ребенка. В соответствии с правилами МКФ-ДП личностная зрелость ребенка может оцениваться в качестве пользовательской категории в разделе «общие психические функции» под кодом b139 или как определяемый пользователем персональный фактор (pf).

Установление критериев отклонения личностной зрелости от нормы

В качестве критериев отклонения личностной зрелости от нормы были взяты значения 5-й и 30-й перцентилей (таблица 6), что приближает наш подход к требованиям по стандартизации инструментария в соответствии с принципами МКФ-ДП [9]. Значения личностной зрелости выше 30-й перцентили определялись как соответствующие детям без задержки развития по этому показателю, выше 5-й перцентили и до 30-й перцентили - с легкой задержкой развития ниже 6-й перцентили - с выраженной задержкой развития (умеренной или более тяжелой).

Таблица 6. Критерии оценки личностной зрелости ребенка по опроснику «Шкала личностной зрелости ребенка» (короткая версия)

Возраст ребенка в месяцах

Личностная зрелость (баллы)

выраженная задержка

легкая задержка

нет задержки

24-35

<15

15-28

>28

36-47

<17

17-29

>29

48-59

<21

21-38

>38

60-71

<24

24-41

>41

72-83

<28

28-44

>44

 

Заключение

В данной статье представлены результаты разработки и апробации полной и короткой версий опросной методики «Шкала личностной зрелости ребенка», предназначенной для оценки развития личности детей в возрасте от 2 до 7 лет. Теоретической основой разработки явились понятия, принципы и правила МКФ-ДП.

Факторный анализ данных, полученных при испытании полной версии опросника, показал наилучшие результаты для однофакторной модели структуры личности, что позволило уменьшить количество пунктов с 42 до 13.

Проверка внутренней согласованности утверждений, входящих в полную и короткую версию шкалы, показала высокие результаты: значение альфы Кронбаха 0,965 и 0,953 соответственно. Таким образом, при сокращении объёма опросника в 3 раза его качество не ухудшилось.

Разработанная методика ещё нуждается в тестировании на надежность методами повторного опроса и одновременного заполнения опросников двумя респондентами.

Мы надеемся, что в перспективе короткая версия шкалы будет использоваться для оценки развития личности детей раннего и дошкольного возраста как в научных, так и в практических целях.

 

Литература

  1. Егоров А.В., Захаренко Н.В., Казьмин А.М., Фирсова Л.В. Личность и достижения дошкольников с типичным развитием и умственной отсталостью [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. №3. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2012/n3/55180.shtml (дата обращения: 24.07.2014)
  2. Дугина О.В., Егоров А.В., Казаков А.М., Казьмин А.М., Фирсова Л.В. Пилотажное исследование функциональности, достижений и факторов личности у старших дошкольников с типичным и атипичным развитием [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. №4. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2012/n4/57320.shtml (дата обращения: 24.07.2014)
  3. Grist C. L., McCord D. M. (2010) Individual Differences in Preschool Children: Temperament or Personality?  Infant and Child Development. Published online in Wiley InterScience (www.interscience.wiley.com). DOI: 10.1002
  4. Grist C. L., Socha A., McCord D. M. (2012) The M5-PS-35: A Five-Factor Personality Questionnaire for Preschool Children. J. of Personality Assessment, 94(3), 287-29
  5. Fortenberry C. L., Grist C. L., McCord D.M. (2011) Personality Trait Differences between Typically Developing Children and those Diagnosed with Autism Spectrum Disorder, Individual Differences Research, Vol. 9, No. 2
  6. International Classification of Functioning, Disability and Health-Children and Youth Version. Geneva: World Health Organization  (2007)
  7. McCrae, R. R., & Costa, P. T. (1996). Toward a new generation of personality theories: Theoretical contexts for the five-factor model. In J. S. Wiggins (Ed.), The Five-Factor model of personality: Theoretical Perspectives (pp. 51-87). New York: The Guilford Press.
  8.  Scheck A.M., L. Malesky A., Cathy J., Grist L., McCord D. M. (2010) Personality in Preschool Children: Preliminary Psychometrics of the M5-PS Questionnaire, American Journal of Psychological Reseach, Volume 6, Number 1.
  9.  Simeonsson R.J., Development of the child and youth version of ICF, ICF- CY. Nordic-Baltic ICF conference Oslo 4.- 5. June 2007
  10. Tackett J.L., Slobodskaya H.R., Mar R.A., Deal J., Halverson C.F.J., Baker S.R., Pavlopoulos V., Besevegis E. (2012) The hierarchical structure of childhood personality in five countries: continuity from early childhood to early adolescence. Journal of  Personality, V. 80, N. 4

Информация об авторах

Аваева В.В., выпускник, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: vera-avaeva@yandex.ru

Громова Ю.А., педагог-психолог, Государственное бюджетное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №288 города Москвы, Москва, Россия, e-mail: psymail4plu@gmail.com

Казьмин Александр Михайлович, кандидат медицинских наук, профессор кафедры нейро- и патопсихологии развития, факультет клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1748-2574, e-mail: mgppukprd@gmail.com

Колупаева О.Г., методист, Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр психолого-медико-социального сопровождения «Лекотека», Москва, Россия, e-mail: o.kolupaeva@gmail.com

Сальникова О.Г., руководитель подразделения, Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №1125, Москва, Россия, e-mail: ewik772@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2537
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 1650
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 5