Клиническая и специальная психология
2021. Том 10. № 4. С. 137–161
doi:10.17759/cpse.2021100407
ISSN: 2304-0394 (online)
Особенности понимания речи у детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, понимание речи, вербальная коммуникация, интеллект, когнитивное развитие, младший школьный возраст
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2021100407
Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00041-21-05 от 14.07.2021 «Комплексное сопровождение детей с РАС на основе доказательного подхода».
Получена: 05.10.2021
Принята в печать:
Для цитаты: Переверзева Д.С., Мамохина У.А., Давыдова Е.Ю., Лопухина А.А., Арутюнян В.Г., Хаустов А.В. Особенности понимания речи у детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2021. Том 10. № 4. С. 137–161. DOI: 10.17759/cpse.2021100407
Литература
- Акинина Ю.С., Грабовская М.А., Игнатьев Г.А. и др. Библиотека психо-лингвистических стимулов: новые данные для русского и татарского языка // Седьмая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Под ред. Ю.И. Александрова, К.В. Анохина. М.: изд-во Институт психологии РАН, 2016. С. 93–95.
- Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. М.: Каисса, 2008. 95 с.
- Библиотека стимулов — Глаголы и существительные. URL: http://stim-database.ru/ (дата обращения: 04.10.2021).
- Лебедева Т.В. Возможности использования стандартизированных методов психологической оценки развития русского языка у детей дошкольного возраста // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2014. № 2. С. 23–30.
- Лорд К., Раттер М., ДиЛаворе П. и др. ADOS-2: План
диагностического обследования при аутизме, 2-я версия: Руководство. Пер. с
англ. А.Б. Сорокина,
Е.Ю. Давыдовой, К.Р. Салимовой, Е. Пшеничной. [Б.м.]: Western Psychological Services: Giunti O.S., 2016. 446 с. - Мамохина У.А. Особенности речи при расстройствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2017. Том. 15. № 3. С. 24–33. DOI: 10.17759/ AUTDD.2017150304
- Прихода Н.А. Оценка развития русского языка (ОРРЯ) как стандартизованная методика диагностики коммуникативной функции у детей от 3 до 9 лет // Психологическая наука и образование. 2016. Том. 21. № 3. С. 25–33. DOI: 10.17759/ pse.2016210304
- Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. Москва: Аркти, 2000. 56 с.
- Akinina Y., Malyutina S., Ivanova M. et al. Russian normative data for 375 action pictures and verbs // Behavior Research Methods. 2015. Vol. 47. № 3. P. 691–707. DOI: 10.3758/s13428-014-0492-9
- Anderson D.K., Lord C., Risi S. et al. Patterns of growth in verbal abilities among children with autism spectrum disorder // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 2007. Vol. 75. № 4. P. 594–604. DOI: 10.1037/0022-006X.75.4.594
- Arunachalam S., Luyster R.J. The integrity of lexical acquisition mechanisms in autism spectrum disorders: A research review // Autism Research. 2016. Vol. 9. № 8. P. 810–828. DOI: 10.1002/aur.1590
- Arutiunian V., Lopukhina A., Minnigulova A. et al. Expressive and receptive language in Russian primary-school-aged children with Autism Spectrum Disorder // Research in Developmental Disabilities. 2021. Vol. 117. P. 104042. DOI: 10.1016/J.RIDD.2021.104042
- Arutiunian V., Lopukhina A., Minnigulova A. et al. Language abilities of Russian primary-school-aged children with Autism Spectrum Disorder: Evidence from comprehensive assessment // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2021. DOI: 10.1007/s10803-021-04967-0
- Åsberg J. Patterns of language and discourse comprehension skills in school-aged children with autism spectrum disorders // Scandinavian Journal of Psychology. 2010. Vol. 51. № 6. P. 534–539. DOI: 10.1111/j.1467-9450.2010.00822.x
- Brignell A., May T., Morgan A.T. et al. Predictors and growth in receptive vocabulary from 4 to 8 years in children with and without autism spectrum disorder: A population-based study // Autism. 2019. Vol. 23. № 5. P. 1322–1334. DOI: 10.1177/ 1362361318801617
- Cardillo R., Mammarella I.C., Demurie E. et al. Pragmatic language in children and adolescents with Autism Spectrum Disorder: Do theory of mind and executive functions have a mediating role? // Autism Research. 2021. Vol. 14. № 5. P. 932–945. DOI: 10.1002/aur.2423
- Charman T., Pickles A., Simonoff E. et al. IQ in children with autism spectrum disorders: data from the Special Needs and Autism Project (SNAP) // Psychological Medicine. 2011. Vol. 41. № 3. P. 619–627. DOI: 10.1017/S0033291710000991
- Dorofeeva S.V., Laurinavichyute A., Reshetnikova V. et al. Complex phonological tasks predict reading in 7 to 11 years of age typically developing Russian children // Journal of Research in Reading. 2020. Vol. 43. № 4. P. 516–535. DOI: 10.1111/1467-9817.12327
- Fischer J., Smith H., Martinez-Pedraza F. et al. Unimpaired attentional disengagement in toddlers with autism spectrum disorder // Developmental Science. 2016. Vol. 19. № 6. P. 1095–1103. DOI: 10.1111/desc.12386
- Habib A., Harris L., Pollick F. et al. A meta-analysis of working memory in individuals with autism spectrum disorders // PLOS ONE. 2019. Vol. 14. № 4. E0216198. DOI: 10.1371/journal.pone.0216198
- Hudry K., Leadbitter K., Temple K. et al. Preschoolers with autism show greater impairment in receptive compared with expressive language abilities // International Journal of Language & Communication Disorders. 2010. Vol. 45. № 6. P. 681–690. DOI: 10.3109/13682820903461493
- Ivanova M., Akinina Y., Soloukhina O. et al. The Russian Aphasia Test: The first comprehensive, quantitative, standardized, and computerized aphasia language battery in Russian. PsyArXiv (Preprint 2021). DOI: 10.31234/OSF.IO/WAJDZ
- Ivanova M., Dragoy O., Akinina J. et al. AutoRAT at your fingertips: Introducing the new Russian Aphasia Test on a tablet // Frontiers in Psychology. 2016. Vol. 7. DOI: 10.3389/conf.fpsyg.2016.68.00116
- Jokel A., Armstrong E., Gabis L. et al. Associations and dissociations among phonological processing skills, language skills and nonverbal cognition in individuals with Autism Spectrum Disorder // Folia Phoniatrica et Logopaedica. 2021. Vol. 73. № 3. P. 222–232. DOI: 10.1159/000505744
- Kim H. Song D.-H. Comparison of the K-WISC-IV profiles of boys with autism spectrum disorder and attention-deficit/hyperactivity disorder // Research in Developmental Disabilities. 2020. Vol. 97. P. 103539. DOI: 10.1016/j.ridd.2019.103539
- Kornilov S.A., Lebedeva T.V., Zhukova M.A. et al. Language development in rural and urban Russian-speaking children with and without developmental language disorder // Learning and Individual Differences. 2016. Vol. 46. P. 45–53. DOI: 10.1016/ j.lindif.2015.07.001
- Kornilov S.A. Rakhlin N.V, Grigorenko E.L. Morphology and developmental language disorders: new tools for Russian // Psychology in Russia: State of the Art. 2012. Vol. 6. № 2. P. 371–387.
- Kover S.T., Haebig E., Oakes A. et al. Sentence comprehension in boys with Autism Spectrum Disorder // American Journal of Speech-Language Pathology. 2014. Vol. 23. № 3. P. 385–394. DOI: 10.1044/2014_AJSLP-13-0073
- Lopukhina A., Chrabaszcz A., Khudyakova et al. Test for assessment of language development in Russian “KORABLIK” // Proceedings of the Satellite of AMLaP conference “Typical and Atypical Language Development Symposium”. Moscow: HSE University, 2019. P. 30.
- Luyster R.J., Kadlec M.B., Carter A. et al. Language Assessment and Development in Toddlers with Autism Spectrum Disorders // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2008. Vol. 38. № 8. P. 1426–1438. DOI: 10.1007/s10803-007-0510-1
- Mottron L., Dawson M., Soulières I. et al. Enhanced perceptual
functioning in autism: An update, and eight principles of autistic perception
// Journal of Autism
and Developmental Disorders. 2006. Vol. 36. № 1. P. 27–43. DOI: 10.1007/s10803-005-0040-7 - Murray D.S., Creaghead N.A., Manning-Courtney P. et al. The relationship between joint attention and language in children with Autism Spectrum Disorders // Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. 2008. Vol. 23. № 1. P. 5–14. DOI: 10.1177/ 1088357607311443
- Nevill R., Hedley D., Uljarević M. et al. Language profiles in young children with autism spectrum disorder: A community sample using multiple assessment instruments // Autism. 2019. Vol. 23. № 1. P. 141–153. DOI: 10.1177/1362361317726245
- Norrelgen F., Fernell E., Eriksson M. et al. Children with autism spectrum disorders who do not develop phrase speech in the preschool years // Autism. 2015. Vol. 19. № 8. P. 934–943. DOI: 10.1177/1362361314556782
- Nuske H.J. Bavin E.L. Narrative comprehension in 4–7-year-old children with autism: testing the Weak Central Coherence account // International Journal of Language & Communication Disorders. 2010. Vol. 46. P. 108–119. DOI: 10.3109/13682822. 2010.484847
- Rabiee A., Samadi S., Vasaghi-Gharamaleki B. et al. The cognitive profile of people with high-functioning Autism Spectrum Disorders // Behavioral Sciences. 2019. Vol. 9. № 2. P. 20. DOI: 10.3390/bs9020020
- Rakhlin N., Kornilov S.A., Reich J. et al. The relationship
between syntactic development and Theory of Mind: Evidence from a
small-population study of
a developmental language disorder // Journal of Neurolinguistics. 2011. Vol. 24. № 4. P. 476–496. DOI: 10.1016/j.jneuroling.2011.03.001 - Reinhartsen D.B., Tapia A.L., Watson L. et al. Expressive dominant versus receptive dominant language patterns in young children: Findings from the study to explore early development // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2019. Vol. 49. № 6. P. 2447–2460. DOI: 10.1007/S10803-019-03999-X
- Rose V., Trembath D., Keen D. et al. The proportion of minimally verbal children with autism spectrum disorder in a community-based early intervention programme // Journal of Intellectual Disability Research. 2016. Vol. 60. № 5. P. 464–477. DOI: 10.1111/jir.12284
- Sacrey L.-A.R., Armstrong V.L., Bryson S.E. et al. Impairments to visual disengagement in autism spectrum disorder: A review of experimental studies from infancy to adulthood // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. 2014. Vol. 47. P. 559–577. DOI: 10.1016/ j.neubiorev.2014.10.011
- Stevenson R.A., Baum S.H., Segers M. et al. Multisensory speech perception in autism spectrum disorder: From phoneme to whole-word perception // Autism Research. 2017. Vol. 10. № 7. P. 1280–1290. DOI: 10.1002/aur.1776
- Tager-Flusberg H. Defining language phenotypes in autism // Clinical Neuroscience Research. 2006. Vol. 6. № 3–4. P. 219–224. DOI: 10.1016/j.cnr.2006.06.007
- Vance M. Stackhouse J., Wells B. Speech‐production skills in children aged 3–7 years // International Journal of Language & Communication Disorders. 2005. Vol. 40. № 1. P. 29–48. DOI: 10.1080/13682820410001716172
- Yoder P. Watson, L.R. Lambert W. Value-Added Predictors of Expressive and Receptive Language Growth in Initially Nonverbal Preschoolers with Autism Spectrum Disorders // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2015. Vol. 45. № 5. P. 1254–1270. DOI: 10.1007/s10803-014-2286-4
- Zhao J., Gao Z., Lai J. et al. The relationship between autism traits and listening comprehension among Chinese preschool children with autism spectrum disorder // Reading and Writing. 2021. P. 1–19. DOI: 10.1007/s11145-021-10216-8
- Zwaigenbaum L., Bryson S., Rogers T. et al. Behavioral manifestations of autism in the first year of life // International Journal of Developmental Neuroscience. 2005. Vol. 23. № 2–3. P. 143–152. DOI: 10.1016/j.ijdevneu.2004.05.001
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1418
В прошлом месяце: 47
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 547
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 1