Современные данные о влиянии речевых знаков на формирование понятий в раннем детстве

1021

Аннотация

В статье представлены современные данные о влиянии речевых знаков на формирование понятий в младенческом возрасте. Приводится доказательство того, что влияние речи на процессы категоризации у младенцев касается всех характеристик понятийного мышления: обобщения, дифференциации, индивидуации и индуктивного вывода. На основании этого обзора выделены две противоположные теоретические позиции, в рамках которых можно объяснить влияние речи на категоризацию и показываем, как зависят утверждения в каждой теоретической позиции от используемой ими методики исследования.

Общая информация

Ключевые слова: формирование понятий, категоризация, слово, знак, младенцы, сортальные понятия, восприятие

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Котов А.А., Котов А.А. Современные данные о влиянии речевых знаков на формирование понятий в раннем детстве [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2013. Том 2. № 2. С. 19–28. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2013_n2/61157 (дата обращения: 23.09.2023)

Литература

  1. Balaban M.T., Waxman S.R. Do words facilitate object categorization in 9-month-old infants? // Journal of experimental child psychology. 1997. Vol. 64, Iss. 1. P. 3-26.
  2. Baldwin D.A., Markman, E.M. Establishing Word-Object Relations: A First Step // Child Development. 1989. Vol. 60, Iss. 2. P. 381-398.
  3. Baldwin D.A., Markman E.M., Melartin R.L. Infants’ Ability to Draw Inferences about Nonobvious Object Properties: Evidence from Exploratory Play // Child Development. 1993. Vol. 64, Iss. 3. P. 711-729.
  4. Booth A.E., Waxman S.R. A Horse of a Different Color: Specifying With Precision Infants Mappings of Novel Nouns and Adjectives // Child Development. 2009. Vol. 80, Iss. 1. P. 15-22.
  5. Fennell C.T., Waxman S.R. What Paradox? Referential Cues Allow for Infant Use of Phonetic Detail in Word Learning // Child Development. 2010. Vol. 81, Iss. 5. P. 1376-1383.
  6. Fulkerson A.L., Waxman S.R. Words (but not Tones) facilitate object categorization: Evidence from 6- and 12-month-olds // Cognition. 2007. Vol. 105, Iss. 1. P. 218-228.
  7. Kuhl P.K. Infants show a facilitation effect for native language phonetic perception between 6 and 12 months / P.K. Kuhl, E. Stevens, A. Hayashi, T. Deguchi, S. Kiritani, P. Iverson // Developmental Science. 2006. Vol. 9, Iss. 2. P. 13-21.
  8. Landau B., Shipley E. Labelling patterns and object naming // Developmental Science. 2001. Vol. 4, Iss. 1. P. 109-118.
  9. Lucy J., Gaskins S. Interaction of language type and referent type in the development of nonverbal classification preferences // Language in Mind / eds. D. Gentner, S. Goldin-Meadow. Cambridge, MA: MIT Press, 2003. P. 465-492.
  10. Markman E.M., Wachtel G.F. Children’s use of mutual exclusivity to constrain the meanings of words // Cognitive Psychology, 1988. Vol. 20, Iss. 2. P. 121-157.
  11. Murphy G.L. The Big Book of Concepts. Cambridge, MA: MIT Press, 2004. 555 p.
  12. Quinn P.C., Eimas P.D., Rosenkrantz S.L. Evidence for representations of perceptually similar natural categories by 3-month-old and 4-month-old infants // Perception. 1993. Vol. 22, Iss. 4. P. 463-475.
  13. Sloutsky V.M. The role of similarity in the development of categorization // Trends in Cognitive Sciences. 2003. Vol. 7, Iss. 6. P. 246-251.
  14. Sloutsky V.M., Robinson, C.W. The Role of Words and Sounds in Infants’ Visual Processing: From Overshadowing to Attentional Tuning // Cognitive Science. 2008. Vol. 32, Iss. 2. P. 342-365.
  15. Waxman S.R., Booth E. Seeing pink elephants: Fourteen-month-olds’ interpretations of novel nouns and adjectives // Cognitive psychology. 2001. Vol. 43, Iss. 3. P. 217-242.
  16. Waxman S.R., Markow, D.B. Words as Invitations to Form Categories: Evidence from 12- to 13-Month-Old Infants // Cognitive Psychology. 1995. Vol. 29, Iss. 3. P. 257-302.
  17. Welder A.N., Graham S.A. The Influence of Shape Similarity and Shared Labels on Infants’ Inductive Inferences about Nonobvious Object Properties // Child Development. 2001. Vol. 72, Iss. 6. P. 1653-1673.
  18. Acquisition of word-object associations by 14-month-old infants / J.F. Werker, L.B. Cohen, V.L. Lloyd, M. Casasola, C.L. Stager // Developmental psychology. 1998. Vol. 34, Iss. 6. P. 1289-1309.
  19. Werker J.F., Tees R.C. Cross-language speech perception: Evidence for perceptual reorganization during the first year of life // Infant Behavior and Development. 1984. Vol. 7, Iss. 1. P. 49-63.
  20. Xu F. From Lot’s Wife to a Pillar of Salt: Evidence that Physical Object is a Sortal Concept // Mind & Language. 1997. Vol. 12, Iss. 3-4. P. 365-392.
  21. Xu, F. The role of language in acquiring object kind concepts in infancy // Cognition. 2002. Vol. 85, Iss. 3. P. 223-250.

Информация об авторах

Котов А.А., Российский государственный гуманитарный университет, Институт психологии им. Л. С. Выготского

Котов Алексей Александрович, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, научно-учебная лаборатория нейробиологических основ когнитивного развития, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО «НИУ ВШЭ»), Научно-технологический университет «Сириус», Сочи, Российская Федерация, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4426-4265, e-mail: al.kotov@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2157
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 1021
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2