Зарубежный опыт социальной и образовательной инклюзии людей с ОВЗ на примере исследования высшего образования

2865

Аннотация

В последние полтора десятилетия, следуя общемировым тенденциям гуманизации общественной жизни, началось активное формирование безбарьерной среды, резко возросло внимание к проблеме образования для лиц с инвалидностью. В предлагаемом материале представлен краткий обзор истории развития образования людей с ОВЗ в контексте становления социальной модели инвалидности. Основное внимание сфокусировано на освещении зарубежного опыта организации системы высшего образования людей с ОВЗ. Приведены результаты зарубежных исследований проблем обучения студентов с ОВЗ в вузах: несмотря на то, что во многих развитых странах реализован ряд мер по увеличению доступности высшего образования для людей с ОВЗ, по-прежнему остаются определенные барьеры и трудности для данной категории обучающихся. В работе подчеркивается ключевая роль образования в социальной инклюзии людей с ОВЗ.

Общая информация

Ключевые слова: высшее образование инвалидов, социальная модель инвалидности, медицинская модель инвалидности, мотивации омоложения лица, инклюзивное образование, безбарьерная среда

Рубрика издания: Психология специального и инклюзивного образования

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Гуркина О.А., Новикова Е.М. Зарубежный опыт социальной и образовательной инклюзии людей с ОВЗ на примере исследования высшего образования [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Том 3. № 1. С. 6–15. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2014_n1/69038 (дата обращения: 21.09.2023)

Литература

  1. Видмер Т. Работа с инвалидами в Великобритании. Трудоустройство и система прямых выплат // Социальная работа. 2009. №4. С. 16-18.
  2. Жаворонков Р.Н. Технология высшего инклюзивного образования инвалидов, применяемая в Соединенных Штатах Америки [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. №5. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n5/Zhavoronkov.shtml (дата обращения: 15.04.2014)
  3. Тарасенко Е.А. Социальная политика в области инвалидности: кросскультурный анализ и поиск оптимальной концепции для России // Журнал исследований социальной политики. 2004. Т. 2, № 1. С. 7–28.
  4. Angharad E. Beckett. Challenging disabling attitudes, building an inclusive society’: considering the role of education in encouraging nondisabled children to develop positive attitudes towards disabled people // British Journal of Sociology of Education. 2009. Vol. 30, № 3. P. 317–329.
  5. Blundell M., Vickerman Ph. Hearing the voices of disabled students in higher education // Disability & Society. 2010. Vol. 25, №. 1. P. 21–32.
  6. Brandt S. From Policy to Practice in Higher Education: The experiences of disabled students in Norway // International Journal of Disability, Development and Education. 2011. Vol. 58, №. 2. P. 109–119.
  7. Confronting similar challenges? Disabled and non-disabled students' learning and assessment experiences / Heaton C., Hanson K., Madriaga M., Kay H., Newitt S., Walker A. // Studies in Higher Education. 2010. Vol. 36, № 6. P. 647–658.
  8. Direct Payments and Disabled People in the UK: Supply, Dema nd and Devolution / Priestley M., Jolly D., Pearson Ch., Ridell Sh., Barnes C., Mercer G. // British Journal of Social Work. 2007. № 37. P. 1189–1204.
  9. Equal Opportunities in Higher Education for Students with Disabilities [Electronic resource]: Examples of Good Practice / Editors Hurst A., Tunan A. Ljubljana: Faculty of Economics University of Ljubljana, 2007. 56 p. – URL: http://www.bon.uw.edu.pl/en/misarn_publications/equal_opportunities.pdf (Accessed: 15.01.2014).
  10. Hyder E., Tissot C. ‘That’s definite discrimination’: practice under the umbrella of inclusion // Disability & Society. 2013. Vol. 28, № 1. P. 1–13.
  11. Inclusion of Students with Disabilities in Tertiary Education and Employment, Education and Training Policy [Electronic resource] // OECDiLibraty. Paris: OECD Publishing, 2011. 144 p. URL: https://doi.org/10.1787/9789264097650-en (Accessed: 15.01.2014).
  12. Lang R.E. The impact of a social skills curriculum for special education students with emotional/behavioral disabilities at the elementary school level [Electronic resource] / Widener University // ProQuest Dissertations and Theses, Widener University, 2011. 176 p. URL: http://search.proquest.com/docview/869508392?accountid=35419 (Accessed: 15.01.2014).
  13. Marking-out normalcy and disability in higher education / Madriaga M., Hansona K., Kaya H., Walkera A. // British Journal of Sociology of Education. 2011. Vol. 32, № 6. P. 901–920.
  14. Näslund R., Gardelli A. «I know, I can, I will try»: youths and adults with intellectual disabilities in Sweden using information and communication technology in their everyday life // Disability & Society. 2013. Vol. 28. №.1. P. 28–40.
  15. Perspectives on the historical treatment of people with disability [Electronic resource] // Teaching for Diversity and Social Justice. Second Edition / Edited by Maurianne Adams, Lee Anne Bell, Pat Griffin. New York: Routledge, 2007. p. 421–436.  URL: http://instructional1.calstatela.edu/dfrankl/CURR/kin385/PDF/History-of-Treatment-of-the-Disabled.pdf (Accessed: 15.01.2014).
  16. Riddell S., Tinklin T., Wilson A. Disabled Students in Higher Education [Electronic resource]: The Impact of Anti-Discrimination Legislation on Teaching, Learning and Assessment // The ESRC seminar: Reconfiguring Sociology of Education, University of Bristol, 22nd Nov. Bristol: University of Bristol, 2002. 18 p. URL: http://escalate.ac.uk/downloads/1831.rtf (Accessed: 15.01.2014).
  17. Roulstone A., Yates S. Social policy and transitions to training and work for disabled young people in the United Kingdom: neo-liberalism for better and for worse? // Disability & Society. 2012. Vol. 25, № 1. P. 1–15.

Информация об авторах

Гуркина Ольга Алексеевна, научный сотрудник Центра прикладных психолого-педагогических исследований, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: GurkinaOA@mgppu.ru

Новикова Елена Михайловна, научный сотрудник, Информационно-аналитический отдел, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: novikovaem@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3303
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 2865
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2