Психологическая наука и образование
2005. Том 10. № 1. С. 51–63
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Понимание противоречий: микроанализ задач теста PISA-2000
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: тест PISA, умение работать с противоречиями, выпускник, вальдорфская педагогика, система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова, компетентность
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Цукерман Г.А., Ермакова И.В., Кудина Г.Н., Соколова О.В. Понимание противоречий: микроанализ задач теста PISA-2000 // Психологическая наука и образование. 2005. Том 10. № 1. С. 51–63.
Фрагмент статьи
Две задачи теста PISA-2000 были отобраны для того, чтобы экспериментально сравнить развивающие эффекты трех образовательных систем: модернизированной традиционной, Вальдорфской, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Показано, что образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова имеет наибольший потенциал для развития у выпускников основной школы такой компетентности, как умение работать с противоречиями.
Результаты теста PISA как ориентировочная основа действий педагогического сообщества.
Международное исследование компетентности пятнадцатилетних школьников не случайно было организовано экономической организацией OECD: запрос на компетентных выпускников школ был сформулирован не педагогическим сообществом, а современным рынком труда. В сегодняшнем производстве компетентными оказываются те, кто свои знания и умения могут применять в ситуациях нестандартных, недоопределенных, где приходится действовать с ненадежной информацией, гибко перестраивая привычные способы действия и учитывая точки зрения реальных и потенциальных партнеров [9]. При этом предполагается, что компетентный сотрудник способен самостоятельно принимать решения, действуя как член социально гетерогенной группы [12]. Иными словами, компетентность — это такое качество знаний и умений выпускника школы, которое связано прежде всего с гибкостью, широтой переноса и устойчивостью к противоречию и неопределенности. Компетентность проявляется в ситуации применения знаний и умений при решении задач, отличных от тех, в которых эти знания усваивались. Тесты компетентности оценивают не объем знаний, умений, навыков (ЗУН), а то, стали ли эти ЗУНы реальными инструментами мышления и действия.
Литература
- Аспекты модернизации российской школы: Научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования / Под ред. А.А. Пинского. М., 2001.
- Вальдорфская педагогика: Антология / Под ред. А.А. Пинского. М., 2003.
- Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность. М., 2004.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
- Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Красно-кутская Л.П., Краснянская К.А. Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA-2000: Краткий отчет. М., 2002.
- Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения: Рекомендации для опытно-экспериментальной работы школ / Под ред. А.Г. Каспржака, Л.Ф. Ивановой. М., 2004.
- Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе: Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы / Под ред. А.Г. Каспржака. М., 2001.
- Цукерман Г.А., Ермакова И.В. Развивающие эффекты системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова: взгляд со стороны компетент-ностного подхода // Психологическая наука и образование. 2003. №4.
- Evers F.T., Rush J.C., Berdrow I. The Bases of Competence. Skills for Lifelong Learning and Employability. San Francisco, 1998.
- Knowledge and Skills for Life: First results from PISA-2000. Р.: OECD, 2001.
- Literary Skills for the World of Tomorrow: Further results from PISA-2000. OECD/ UNESKO, 2003.
- Rychen D. S., Salganik L. (2002). Definition and Selection of Competencies (DeSeCo): Theoretical and Conceptual Foundations. Strategy Paper: an Overarching Frame of Reference for a Coherent Assessment and Research Program on Key Competencies – www.deseco.admin.ch.