Понимание противоречий: микроанализ задач теста PISA-2000

1140

Аннотация

Статья содержит данные двух исследований. Первое – статистическое – проведено на всем массиве данных, полученных с помощью теста PISA-2000 в 32 странах. Показано, что современное российское образование, неплохо обеспечивая репродуктивный уровень мышления и деятельности, не создает условий для становления более сложных уровней развития компетентности школьников. Основными характеристиками задач, требующих высокого уровня компетентности, являются неопределенность, неоднозначность, противоречивость, недостаточная надежность информации, наличие альтернативных точек зрения.

Общая информация

Ключевые слова: тест PISA, умение работать с противоречиями, выпускник, вальдорфская педагогика, система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова, компетентность

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Цукерман Г.А., Ермакова И.В., Кудина Г.Н., Соколова О.В. Понимание противоречий: микроанализ задач теста PISA-2000 // Психологическая наука и образование. 2005. Том 10. № 1. С. 51–63.

Фрагмент статьи

Две задачи теста PISA-2000 были отобраны для того, чтобы экспериментально сравнить развивающие эффекты трех образовательных систем: модернизированной традиционной, Вальдорфской, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Показано, что образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова имеет наибольший потенциал для развития у выпускников основной школы такой компетентности, как умение работать с противоречиями.

Результаты теста PISA как ориентировочная основа действий педагогического сообщества.

Международное исследование компетентности пятнадцатилетних школьников не случайно было организовано экономической организацией OECD: запрос на компетентных выпускников школ был сформулирован не педагогическим сообществом, а современным рынком труда. В сегодняшнем производстве компетентными оказываются те, кто свои знания и умения могут применять в ситуациях нестандартных, недоопределенных, где приходится действовать с ненадежной информацией, гибко перестраивая привычные способы действия и учитывая точки зрения реальных и потенциальных партнеров [9]. При этом предполагается, что компетентный сотрудник способен самостоятельно принимать решения, действуя как член социально гетерогенной группы [12]. Иными словами, компетентность — это такое качество знаний и умений выпускника школы, которое связано прежде всего с гибкостью, широтой переноса и устойчивостью к противоречию и неопределенности. Компетентность проявляется в ситуации применения знаний и умений при решении задач, отличных от тех, в которых эти знания усваивались. Тесты компетентности оценивают не объем знаний, умений, навыков (ЗУН), а то, стали ли эти ЗУНы реальными инструментами мышления и действия.

Литература

  1. Аспекты модернизации российской школы: Научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования / Под ред. А.А. Пинского. М., 2001.
  2. Вальдорфская педагогика: Антология / Под ред. А.А. Пинского. М., 2003.
  3. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность. М., 2004.
  4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  5. Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Красно-кутская Л.П., Краснянская К.А. Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA-2000: Краткий отчет. М., 2002.
  6. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения: Рекомендации для опытно-экспериментальной работы школ / Под ред. А.Г. Каспржака, Л.Ф. Ивановой. М., 2004.
  7. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе: Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы / Под ред. А.Г. Каспржака. М., 2001.
  8. Цукерман Г.А., Ермакова И.В. Развивающие эффекты системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова: взгляд со стороны компетент-ностного подхода // Психологическая наука и образование. 2003. №4.
  9. Evers F.T., Rush J.C., Berdrow I. The Bases of Competence. Skills for Lifelong Learning and Employability. San Francisco, 1998.
  10. Knowledge and Skills for Life: First results from PISA-2000. Р.: OECD, 2001.
  11. Literary Skills for the World of Tomorrow: Further results from PISA-2000. OECD/ UNESKO, 2003.
  12. Rychen D. S., Salganik L. (2002). Definition and Selection of Competencies (DeSeCo): Theoretical and Conceptual Foundations. Strategy Paper: an Overarching Frame of Reference for a Coherent Assessment and Research Program on Key Competencies – www.deseco.admin.ch.

Информация об авторах

Цукерман Галина Анатольевна, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Психологический институт имени Л.Г. Щукиной (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7982-6424, e-mail: galina.zuckerman@gmail.com

Ермакова Ирина Васильевна, кандидат психологических наук, начальник лаборатории «Социально-психологические проблемы образования», ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: ermak@uetranet.ru

Кудина Галина Николаевна, кандидат психологических наук, ведущий сотрудник ПИ РАО, Москва, Россия

Соколова О.В., преподаватель словесности, Московская лингвистическая гимназия №1513, Москва, Россия