Опыт формирования толерантности у младших школьников в современной России

1211

Аннотация

Обсуждается проблема формирования толерантности у младших школьников. Проанализирован специфический контекст проведения такой работы с младшими школьниками. Выделены психологические условия ее формирования и показатели. В соответствии с последними выделены уровни сформированности толерантности младшего школьника. Особое внимание уделено рассмотрению вопросов о роли взрослого в этом процессе; роли и места коллективной творческой деятельности; необходимости формирования просоциальной направленности формирующейся личности. Работа проводилась с 2000 по 2007 год с учащимися 2–4 классов на базе гимназии № 16 г. Мытищи, а также СОШ № 697 и СОШ № 1304 г. Москвы. В основном эксперименте приняли участие 208 учащихся 4-х классов гимназии № 16 г. Мытищи, обучающихся в рамках традиционной системы образования. Результаты эксперимента убедительно свидетельствуют, что выделенный комплекс психологических условий, опирающихся на работу с эмоциональными реакциями и состояниями детей, позволяет эффективно формировать толерантность в ее целостности как интегральную характеристику индивида, которая проявляется не только на занятиях, но и во внеурочном общении и взаимодействии.

Общая информация

Ключевые слова: толерантность, толерантные отношения, формирование толерантности, просоциальная направленность личности, младшие школьники

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Крушельницкая О.И. Опыт формирования толерантности у младших школьников в современной России // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 1. С. 75–85.

Литература

  1. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. М., 1995.
  2. Крушельницкая О.И. Психологические условия формирования толерантности у младших школьников: Дисс. … канд. психол. наук. М., 2009.
  3. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Все вместе: Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству. М., 2004.
  4. Олпорт Г.У. Природа предубеждения // Век толерантности. Вып. 6. М., 2003.
  5. Прихожан А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. М., 1988.
  6. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, 2003.
  7. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
  8. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Общ. ред. и предисл. Е.И. Исениной. М., 1994.
  9. Солдатова Г.У. Толерантность: психологическая устойчивость и нравственный императив // Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности / Ред. Г.У. Солдатова и др. М., 2003.
  10. Сорокоумова Е.А. Психология самопознания детей младшего школьного возраста: Дисс. … д-ра психол. наук. Самара, 2002.
  11. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М., 1997.
  12. Michal V. Projektivni interview. Exploracni technika pro detskou psychologickou pruxi // Psychodiagnosticke a didakticke testy. Bratislava, 1974.

Информация об авторах

Крушельницкая Ольга Игоревна, кандидат психологических наук, психолог, доцент кафедры психологии управления, кафедра менеджмента и социально-экономических дисциплин, Московский государственный институт индустрии туризма, Москва, Россия, e-mail: okrush@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2910
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 1211
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 6