Психологическая наука и образование
2018. Том 23. № 5. С. 5–12
doi:10.17759/pse.2018230501
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Разработка подхода к экспериментальному исследованию субъективного восприятия детьми себя и окружающего мира
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: самооценка ребенка, методика исследования, субъективное восприятие, дети, организация лонгитюдного исследования
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230501
Благодарности. Авторы благодарят за участие в исследовании преподавателей и студентов вузов-участников и выражают уверенность в продолжении исследования.
Для цитаты: Гогоберидзе А.Г., Николаева Е.И., Савинова Л.Ю. Разработка подхода к экспериментальному исследованию субъективного восприятия детьми себя и окружающего мира // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 5. С. 5–12. DOI: 10.17759/pse.2018230501
Полный текст
Одна из редких психологических продуктивных концепций — культурно-историческая теория Л . С . Выготского и Л . Р . Лурии — каждым своим словом предупреждает о том, как опасен застывший взгляд на ребенка .
Изучение субъективного мира ребенка сегодня не означает, что он не изменится завтра . Следовательно, такое изучение предполагает значительный лонгитюд с детальной проработкой методики, поскольку в лонгитюде нет возможности менять методы после начала исследования
Отмечая недостаточность научного знания о субъективном мире современного ребенка, мы неизбежно сталкиваемся с другой глобальной проблемой — создания методик его изучения
И тогда встают вопросы: как постичь субъективный мир ребенка, если мы можем его об этом только спросить, а ребенок еще не владеет словом, чтобы рассказать о себе (это и взрослый делает с большим трудом)?
Какие вопросы можно поставить перед ребенком, чтобы они отражали и его внутренний мир, и его возможность этот мир представить себе и другому?
Как обрабатывать те результаты, которые будут получены?
Как интерпретировать эти результаты?
И наконец, кто будет проводить эти исследования: люди, уже имеющие некоторые стереотипные представления о ребенке, или те, кто никогда этого не делал, не имеет этих стереотипов, но, выполняя исследование первый раз, может совершить ошибки, которые известны современной методологии?
Состояние проблемы к настоящему времени
С того момента, как исследователи задумались о природе ребенка и его развитии, проблема прогнозирования его будущего оставалась и остается центральной . Попытка оценить взаимосвязь прошлого и будущего, описать долговременные связи и влияния привела к созданию лонгитюдных исследований.
Недавно закончился еще один масштабный проект, направленный на описание условий эффективного дошкольного, начального и среднего образования Важнейшим результатом проекта стало то, что когнитивные способности ребенка в 3 года позволяли предсказать его достижения вплоть до средней школы . Только в 16 лет корреляционные связи уменьшались Интеллект же ребенка в существенной мере зависел от образования матери, влияние которой также прослеживалось вплоть до 16 лет Наконец, качество дошкольного образования было ведущим фактором успешности обучения и в начальной, и в средней школе.
Подобное исследование, но с меньшим масштабом предпринято в настоящее время Рособрнадзором совместно с Московским городским педагогическим университетом ECERS-R.
Анализ структуры и типов исследований показал, что среди большого числа лонгитю- дов нет таких, которые обращались бы к внутреннему миру ребенка, к его собственному описанию своего мира Ребенок был объектом, но не субъектом исследований .
За рубежом такой подход в исследованиях появился около 15 лет назад В этих работах подчеркивается необходимость изучать мнение детей о себе, образовательном учреждении, мире взрослых. Представленный подход носит название «мозаичного» и предполагает сбор материала с помощью большого количества разнообразных средств и даже более — невозможность делать какие-либо выводы без опоры на высказывания самих детей . Стоит отметить, что как упомянутые, так и последующие исследования обосновывают необходимость «прислушиваться к ребенку» начиная с раннего возраста, в дошкольном детстве.
Постановка проблемы
Изначально для нас представляло интерес реализовать пилотный проект для отработки формулировки вопросов, обращенных к детям разного возраста; а также с целью изучения методов обработки полученных неструктурированных результатов и анализа существующих методов подготовки студентов для проведения в дальнейшем обширного исследования.
Характеризуя проблему познания и понимания ребенка, необходимо ответить на вопросы, связанные с тем, каковы наши позиции в понимании: кто есть ребенок и, соответственно, каковы способы его познания? Иначе говоря, в чем сущность методологической позиции исследователей?
Задачи и методика настоящего исследования
Институтом детства Российского государственного педагогического университета им. А . И . Герцена инициирован проект «Современное детство . Штрихи к автопортрету». Его цель — отработка методики и процедуры исследования, обеспечивающих получение актуальных данных об особенностях самоидентификации, ценностных ориентаций, представлений о себе и мире современного ребенка в возрасте от 5 до 15 лет Предполагается, что сырые результаты будут представлены в интернете в открытом доступе, чтобы специалисты разных профилей могли воспользоваться ими в случае необходимости применения новых методов обработки
Идея исследования основывалась на полученных ранее, в 2010 г. , результатах изучения проблем дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России, выполненного кафедрой дошкольной педагогики РГПУ им . А. И . Герцена в рамках поддержанного РГНФ проекта № 08-06- 00375а, а также на материалах постоянно осуществляемой студентами и преподавателями Института детства диагностической работы особенностей обучения, воспитания и развития современных детей.
Общий замысел организованного в сентябре — декабре 2017 г исследования был обусловлен следующими идеями:
1. В современном пространстве науки и практики образования существует дефицит актуального знания о том, каким образом идентифицирует себя в окружающем мире современный ребенок.
2. Выбор ряда одинаковых вопросов, которые будут задаваться детям разных возрастов, что может позволить получить данные о том, какова динамика развития современного ребенка, какое влияние оказывают социокультурные и образовательные условия на его развитие.
3. Качество подготовки современных специалистов для системы образования, специалистов по работе с современным детством, несомненно, определяется тем, насколько полно данные проблемы представлены в содержании их подготовки.
4. Научно-исследовательская составляющая — важнейшая часть современных моделей подготовки будущих специалистов. В связи с этим включение студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантов во временные исследовательские группы для проведения коллективного исследования может рассматриваться как инновационная форма наращивания профессиональных компетенций.
Исследование отличается от традиционного научного тем, что его проводят непрофессиональные исследователи, используемые методики не соответствуют требованиям психологического исследования, а скорее направлены на педагогическое осмысление полученных данных и дальнейшее размышление над полученными результатами с разных точек зрения (филологической, методической, управленческой и т . д. ), полученные результаты будут характеризовать только ребенка определенного небольшого временного периода, так как в изменяющихся условиях выявить характерные черты детей определенного возраста не представляется возможным — слишком быстро и кардинально изменяются условия, в которых живут дети Исследование представляется нам долгосрочным и постоянно совершенствующим свою диагностическую базу
Участники исследования На первом этапе исследования его участниками стали магистранты 1-го курса (110 человек) Института детства РГПУ им . А. И . Герцена . К ним присоединились студенты и преподаватели из других вузов
Были собраны результаты опроса более 1800 детей из разных регионов России . Готовность присоединиться к исследованию изъявил БГПУ им . М . Танка (Беларусь), что позволит рассматривать исследование в дальнейшем как международное
Выбор учреждений, участвующих в проекте, осуществлялся на добровольной основе и определялся только желанием руководителей практики магистров выполнять требования сбора материала и его обработки
Процедура диагностики включала устный опрос каждым участником исследования не менее 5 детей из разных возрастных групп от 5 до 15 лет .
Студенты предлагали детям (после знакомства и предварительного общения или совместной игры) ответить на ряд вопросов:
1. В вашу группу (класс) пришел новый мальчик (девочка) . Что ты расскажешь о себе? Какой ты? Что у тебя получается лучше всего? Чем ты любишь заниматься? Что ты больше всего на свете любишь?
2. К тебе в руки попала волшебная палочка . Она может выполнить три твоих заветных желания . Что бы ты попросил?
3. Как ты думаешь, зачем дети ходят в детский сад / школу?
4. Представь, что у тебя есть друг, который не ходит в детский сад / школу . Если бы он пошел в детский сад / школу, ты бы хотел, чтобы у него был(а) такой (такая) же воспитательница / учительница, как у тебя? Почему?
Первая группа вопросов была направлена на изучение результатов самоидентификации, второй вопрос — на изучение ценностных ориентаций детей, третий — на изучение отношения к образовательной организации, и четвертая группа — на изучение отношения к педагогу Выбор вопросов определялся актуальностью темы, выявленной в результате более раннего исследования в 2010 г .
Методика обработки данных
Был применен качественный анализ ответов и обработка с помощью методики СОЧ(И), предложенной В . Л . Ситниковым.
Качественный анализ предполагал выделение групп близких по значению ответов (кластеров), число которых могло быть различным в различных возрастных группах
Обработка с использованием методики СОЧ(И) предполагала выделение определенных категорий Так, в структуре представлений о ребенке выделяли шесть групп характеристик, включающих следующие категории описаний ребенка:
1-я группа. Характеристики, отражающие объективные или субъективные представления о человеке;
2-я группа. Характеристики, отражающие различные стороны личности;
3-я группа. Характеристики, отражающие отношение к человеку;
4-я группа Характеристики, отражающие гендерные особенности человека;
5-я группа Характеристики, отражающие временные отношения;
6-я группа Характеристики рефлексивные, отражающие представления ребенка о том, что о нем думают другие
Предварительные итоги исследования
Прежде всего стоит отметить значительный скачок в уровне исследовательских умений магистрантов (это отметили как студенты, так и преподаватели), что представляется нам особенно ценным в связи с их дальнейшей деятельностью по написанию выпускной квалификационной работы в рамках обучения по магистерской программе, а также общим характером профессиональной деятельности будущих выпускников магистратуры Первый опыт общения с ребенком, оформления результатов, выступления на конференции положительно повлияли на мотивированность дальнейшего обучения в магистратуре.
С другой стороны, исследование показало важность проведения эффективного тренинга студентов перед участием в исследовании . Современные требования к магистрантам позволяют поступать в педагогическую и психологическую магистратуру людям, не имеющим психологического и педагогического образования . Многие из них никогда не общались с маленькими детьми и не умели налаживать доверительные отношения с ними . Для того чтобы исследование стало масштабным, в нашем случае было предложено проводить его магистрантам 1-го курса . Анализ полученных данных показал, что, для того чтобы они смогли провести его качественно, необходимо предварительное обучение каждого участника исследования всем деталям взаимодействия с детьми разного возраста, умению слушать, задавать вопросы и четко фиксировать ответы.
Оказалось, что в случае широкомасштабного исследования могут обнаруживаться ответы-подделки, ответы, содержащие перефразирование взрослым детского ответа . Все это поднимает вопрос предварительного анализа подлинности полученных результатов с помощью экспертной группы и выработки критерия принятия ответов для дальнейшего анализа.
Результаты свидетельствуют о том, что одного занятия с такими магистрами недостаточно . Это проявилось в том, что было много очень сухих ответов детей или полный отказ отвечать на поставленные вопросы . Мы полагаем, что для эффективной работы с детьми магистранты сначала должны попробовать интервьюировать друг друга, после чего обсудить возникающие ощущения и мысли . Затем следует провести интервьюирование детей под наблюдением опытного куратора с последующим обсуждением возникающих проблем или успешных взаимодействий . И только после такой работы возможно начать само исследование.
Анализ результатов с помощью методики СОЧ(И) показал неполезность ее использования в данном исследовании Абстрактные категории применительно к ответам детей не смогли дать дополнительную полезную информацию, которую можно было бы использовать для понимания субъективного восприятия детей . Более того, студенты различным образом использовали категориальный аппарат, что в значительной мере усложняло анализ результатов В то же время группировка ответов и кластерный их анализ более эффективны и позволяют увидеть изменение направленности ответов по мере взросления детей.
Предварительный анализ ответов показал необходимость проведения некоторой дополнительной работы кроме непосредственного интервьюирования детей Это могло быть небольшое тестирование или описание семьи ребенка, что могло бы позволить найти причину разнообразия ответов внутри одной возрастной группы.
Начатая работа стала для многих студентов основой для выстраивания собственного исследования в рамках выпускной квалификационной работы, так как позволила осознать актуальность выбранных тем.
Еще одно значимое умение, которое развивается в течение описываемой работы, — умение работать в группе . Причем это не просто групповая работа, а групповое исследование, в котором от качества работы каждого будут зависеть общие выводы Использование дистанционных технологий позволило лишь отчасти решить данную проблему — современные студенты быстро и легко осваивают облачные технологии и много общаются онлайн Итогом работы становится повышающаяся сплоченность не только группы, но и всего курса . Это особенно важно для студентов магистратуры, так как большинство из них работают, редко встречаются на потоковых лекциях, мало интересуются исследованиями коллег по другим магистерским программам.
Безусловно, в процессе описываемой научно-исследовательской работы развиваются ключевые умения сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы, предлагать гипотезы и др. Одна из ближайших задач исследования — это сравнение данных по регионам для выявления общего и различного и определения причин этих расхождений.
Значимость проведенного исследования подчеркнули не только магистранты, но и педагоги, у которых обучались и воспитывались испытуемые Таким образом, исследование объединило усилия преподавателей, студентов и практикующих педагогов Положительно была воспринята возможность дальнейшего лонгитюдного исследования.
Таким образом, проводимое исследование не только позволяет получить новые данные о современном ребенке, но и способствует профессиональному развитию студентов, развитию профессиональной и исследовательской мотивации, обогащению опыта организации исследований для преподавателей . Исследование «Современное детство. Штрихи к автопортрету» постепенно становится общим делом Института детства, студентов и педагогов различных регионов России
Мы верим, что исследование будет продолжаться, его результатом может стать попытка описания внутреннего мира современного ребенка.
Литература
- Воронова М.Н., Корнеев А.А., Ахутина Т.В. Лонгитюдное исследование развития высших психических функций у младших школьников.Вестн.Моск.ун-та.Сер.14.Психология.2013.№ 4.С.47—63.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Л.С.Выготский.М.: Издательство Юрайт, 2018.359 с.
- Корнилов С.А.Лонгитюдные исследования: теория и методы // Экспериментальная психология.2011.Т.4.№ 4.С.101—116.
- Лурия А.Р.Язык и сознание.М.: Книга по требованию, 2012.480 c.
- Лях Ю.А.Разработка и реализация модели лонгитюдного исследования качества дошкольного образования.// Ярославский педагогический вестник.2017.№ 1.С.12—20.
- Паскаль К., Бертрам Т.Прислушиваясь к маленьким гражданам: борьба за внедрение парадигмы участия в исследования раннего детства // Современное дошкольное образование.Теория и практика.2015.№ 1.С.68—79.
- Поливанова К.Н.Детство сегодня — в науке и в жизни // Альманах Института коррекционной педагогики РАО.2017.№ 28.С.138—152.
- Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России Часть 1.Монография.СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.497 с.
- Ситников В.Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых.Санкт-Петербург: Химиздат, 2001.288 с.
- Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования.2011.№ 1.С.45.
- Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях.ECERS-R: переработанное издание / Тельма Хармс, Ричард М.Клиффорд, Дебби Крайер.М.: Изд-во «Национальное образование», 2016.136 с.
- Streeter A.J., Lin N.X., Crathorne L., Haasova M., Hyde C., Melzer D., Henley W.E.Adjusting for unmeasured confounding in nonrandomized longitudinal studies: a methodological review.Journal of Clinical Epidemiology.2017.V.87.P.23—34.10.1016/j.jclinepi.2017.04.022
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1707
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 639
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0