Введение
Пандемия COVID-19 привела к беспрецедентным последствиям для системы образования. Существовавшая ранее общая тенденция к цифровизации образовательного процесса
[Уваров, 2020], весной 2020 года стала необходимостью, а к настоящему времени - привычным явлением
[Чернышов, 2021; Штыхно].
Работа учителя, даже в обычных условиях сопряжена с большим стрессом, чем у представителей других профессий
[Mansfield, 2016; Montgomery; Schonfeld, 2017]. Среди основных стрессогенных факторов у представителей профессии «учитель» выделяется необходимость освоения цифровых технологий преподавания
[Дмитриева, 2013; Blume], а пандемия привела к усилению негативных переживаний из-за этого процесса
[Петракова, 2021]. Поэтому важно искать инструменты снижения этих переживаний. Формирование адаптивного копинг-поведения может быть одной из практик повышения уровня субъективного благополучия педагогов
[Pavlidou, 2022]. Одновременно, индикатором благополучия педагога может служить уровень удовлетворенности своей работой
[Moè].
В наших более ранних работах
[Петракова, 2021; Петракова, 2021а] изучался опыт применения различных копинг-стратегий представителями учительского сообщества. На основе проведенных качественных исследований и анализа литературы, мы предположили, что есть копинг-стратегии которые будут наиболее подходить педагогам. Среди них мы выделили положительную переоценку (создание положительного смысла ситуации) и поиск социальной поддержки (поиск информационной, действенной и эмоциональной поддержки от других людей). В настоящем количественном исследовании мы проверяли, существует ли связь между выделенными копинг-стратегиями и удовлетворенностью работой в процессе дистанционного преподавания. Результаты данного исследования могут стать основой для разработки рекомендаций по эффективному преодолению стресса для педагогов.
Копинг-стратегии учителей
Испытывая стресс, люди используют стратегии преодоления, предназначенные для того, чтобы облегчить его переживание. Данные поведенческие стратегии получили название «копинги». Впервые данный термин был введен Р. Лазарусом [Lazarus]. Лазарус выделял две основные функции копингов: регулирование эмоциональных состояний и устранение возникающего источника стресса. В соответствии с этими функциями были выделены два типа копингов: эмоционально-фокусированные и проблемно-ориентированные [Lazarus, 1984]. К первому типу относятся, например, положительная переоценка и отрицание, ко второму - планирование действий и конфронтация [Рассказова, 2011].
Ситуация пандемии COVID-19 обострила интерес исследователей и практиков к проблеме вариативности и эффективности копинг-поведения. В частности данный вопрос исследовался в профессионально-специфическом контексте, особенно были выделены представители помогающих профессий, в том числе учителя. Так было показано, что во время пандемии COVID-19, с его уникальными физическими и эмоциональными проблемами, учителя использовали оба типа копингов
[Kim]. Однако, отмечается, что в учительской выборке преобладают эмоционально-ориентированные копинг-стратегии
[Aulén]. При этом, наблюдается большой разброс использования копинг-стратегий этого типа - например, позитивное переосмысление с попытками идеализации ситуации или проявление агрессивного отрицания
[MacIntyre; Sokal, 2020]. Такое, с одной стороны, полярное применение копинг-стратегий, с другой – сложившиеся паттерны поведения не могут представляться как эффективные. Принято считать, что сочетание эмоционально-ориентированных копингов и копингов, ориентированных на проблему уменьшает риск эмоционального выгорания
[Рассказова, 2011].
Однако, на сегодняшний день остается открытым вопрос, какое сочетание копинг-стратегий является наиболее эффективным для поддержания благополучия учителя, важным элементом которого является удовлетворенность работой.
Удовлетворенность работой у учителей
В рамках настоящего исследования мы будем понимать под удовлетворенностью работой «положительные или отрицательные оценочные суждения, которые люди делают о своей работе»
[Weiss, С.177]. Удовлетворенность работой является субъективной оценкой психологических, физиологических и экологических условий и факторов, которые в совокупности обеспечивают положительное отношение к работе, что, в свою очередь, повышает эффективность труда и уровень общего благополучия
[Baluyos]. Несмотря на изменения, которые происходят в современном мире, важным аспектом является сохранение высокого уровня удовлетворенности профессиональной деятельностью среди учителей, так как данный показатель влияет на мотивацию и обучение учащихся
[Klusmann].
Основными источниками удовлетворенности работой у учителей являются мотив изменить жизнь других к лучшему, чувство сопричастности, а также положительные эмоции, получаемые от работы
[Skaalvik]. К внешним источникам удовлетворения от работы относят статус, зарплату и поддержку администрации и коллег
[Afshar; Cerit].
Исследования удовлетворенности удаленной работой проводятся на протяжении последнего десятилетия
[Golden; Orhan; Rafferty, 2009], при этом в период пандемии, во время массового перехода на дистанционную работу эти исследования стали особенно актуальными
[Ellis; Toscano]. Исследования удовлетворенности дистанционной работой среди учителей показали, что учителя испытывали стресс во время перехода на дистанционное преподавание, что снижало уровень их удовлетворенности работой
[Jakubowski, 2021; Truzoli; Zandi, 2021].
Одной из практик повышения удовлетворенности работой является формирование адаптивного копинг-поведения
[Szabó, 2022; Wang]. Можно предположить, что существует определенный набор копинг-стратегий, отвечающих запросам учителей, необходимость исследования которого подчеркивалась ранее.
Ранее проведенные нами исследования, основанные на серии интервью, позволили определить, какие копинг-стратегии учителя считают наиболее адаптивными для представителей их профессии
[Петракова, 2021; Петракова, 2021а]. По мнению педагогов, положительная переоценка, поиск социальной поддержки и отвлечение на приятное занятие (хобби, прогулки с домашними животными) являются наиболее эффективными. Продолжая эти исследования, целью настоящего исследования является проверка предположения, что эти выделенные учителями копинг-стратегии имеют взаимосвязь с удовлетворенностью работой.
Методика исследования
Описание выборки
Выборку исследования составили 313 учителей женского пола, работающих в первых и третьих классах средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев двух крупных регионов России.
Процедура сбора данных и инструментарий
Опрос проводился в рамках мониторингового исследования образовательного прогресса, в дистанционном формате в сентябре-октябре 2020 года [Карданова, 2018].
Для оценки копинговых стратегий использовались две шкалы «Опросника способов совладания» Т.Л. Крюковой [Крюкова, 2007]: «Положительная переоценка» (коэф. Альфа Кронбаха=0,84; k=7) и «Поиск социальной поддержки» (коэф. Альфа Кронбаха=0,82; k=6). Для оценивания стратегии отвлечения на приятное занятие была разработана соответствующая шкала (коэф. Альфа Кронбаха=0,82; k=5). Для этих трех шкал использовалась 4-балльная шкала от «никогда» до «часто».
Оценка удовлетворенности работой осуществлялась с помощью оценки удовлетворенности следующими аспектами дистанционного преподавания: поддержка школы, кооперация с коллегами, коммуникация с родителями и коммуникация с учащимися. Каждый аспект оценивался по 4-балльной шкале от «Совсем не удовлетворен(а)» до «Полностью удовлетворен(а)».
Дополнительно была собрана демографическая информация и респонденты оценивали технические средства дистанционного обучения, формы поддержки администрации школы, обучающие мероприятия для учителей, а также прикладные практики.
Описание анализа данных
В исследовании использовался метод регрессионного анализа, была применена модель бинарного выбора с использованием логистической регрессии, с контролем контекстуальных факторов, таких как, используемые практики при дистанционном обучении, поддержка администрации школы и обучающие мероприятия для учителей. Эти переменные были выделены нами на основе теоретического анализа и проведенных ранее качественных исследований [Петракова, 2021; Петракова, 2021а]. Независимыми переменными являлись копинг-стратегии. В качестве зависимых переменных нами были обозначены выделенные компоненты удовлетворенности работой педагогов. Для каждого компонента удовлетворенности была построена регрессионная модель.
Результаты
Основные компоненты удовлетворенности работой педагогов
Для ответа на основной исследовательский вопрос, нами была проанализирована удовлетворенность учителей работой в процессе дистанционного преподавания. Распределение ответов педагогов в зависимости от уровня их удовлетворенности представлено в табл. 1.
Несмотря на то, что в целом по выборке процессом дистанционного обучения частично удовлетворена была большая часть респондентов (от 44% до 51 %), часть педагогов (от 18% до 23%) не была удовлетворена по отдельным показателям.
Самый высокий уровень удовлетворенности педагоги, участвовавшие в исследовании, отмечают в отношении кооперации с коллегами. Наибольшее количество респондентов были полностью не удовлетворены поддержкой школы. Также необходимо отметить, что более четверти опрашиваемых педагогов полностью были удовлетворены коммуникацией с учениками и их родителями.
Таблица 1
Распределение ответов педагогов в зависимости от уровня их удовлетворенности работой (чел., %)
|
Варианты
ответов
|
Поддержка школы
|
Кооперация с коллегами
|
Коммуникация с родителями
|
Коммуникация с учащимися
|
|
Чел.
|
%
|
Чел.
|
%
|
Чел.
|
%
|
Чел.
|
%
|
|
Совсем не удовлетворен(а)
|
22
|
7,1
|
7
|
2,2
|
11
|
3,5
|
9
|
2,9
|
|
Не удовлетворен(а)
|
57
|
18,3
|
59
|
18,9
|
62
|
19,7
|
71
|
22,9
|
|
Частично удовлетворен(а)
|
142
|
45,7
|
138
|
44,2
|
162
|
51,4
|
141
|
45,5
|
|
Полностью удовлетворен(а)
|
90
|
28,9
|
108
|
34,6
|
80
|
25,4
|
89
|
28,7
|
|
Всего
|
311
|
100,0
|
312
|
100,0
|
315
|
100,0
|
310
|
100
|
Копинг-стратегии педагогов в условиях перехода на дистанционное преподавание
Количественный анализ копинг-стратегий показал, что наиболее часто респонденты настоящего исследования использовали такие копинг-стратегии, как положительная переоценка и отвлечение на приятное занятие. Высокие значения демонстрировали более 30% опрашиваемых. Низкие значения по данным копинг-шкалам продемонстрировали 24% опрашиваемых. Необходимо отметить, что копинг стратегию – поиск социальной поддержки использовали только 13% респондентов. Данные частоты использования копинг-стратегий представлены в табл. 2.
Таблица 2
Распределение ответов педагогов в зависимости от частоты использования копинг-стратегий (чел., %)
|
|
Положительная переоценка
|
Поиск социальной поддержки
|
Отвлечение на приятное занятие
|
|
Чел.
|
%
|
Чел.
|
%
|
Чел.
|
%
|
|
Низкие значения
|
75
|
24
|
118
|
38
|
76
|
24
|
|
Средние значения
|
131
|
42
|
155
|
49
|
135
|
43
|
|
Высокие значения
|
106
|
34
|
41
|
13
|
107
|
33
|
|
Всего
|
312
|
100,0
|
314
|
100,0
|
313
|
100,0
|
Анализ взаимосвязи копинг-стратегий и удовлетворенности работой у учителей в условиях дистанционного преподавания
В исследовании использовался метод логистической регрессии, целью которого являлся анализ взаимосвязи между удовлетворенностью работой и используемыми копинг-стратегиями. Для дальнейшего анализа, ответы на вопросы об удовлетворенности были переведены в бинарную шкалу: “Полностью удовлетворен(а)” и “Частично удовлетворен(а)” - удовлетворен(а), “Не удовлетворен(а)” и “Совсем не удовлетворен(а)” - не удовлетворен(а).
Для анализа взаимосвязи копинг-стратегий и удовлетворенности работой у учителей были построены четыре регрессионные модели. Результаты регрессионного анализа представлены в табл. 3.
Таблица 3
Результаты множественного регрессионного анализа методом пошагового исключения независимых переменных
|
Зависимая переменная
|
Предикторы
|
В (Коэффициент регрессии В)
|
S.E. (Стандартная ошибка)
|
|
Удовлетворенность поддержкой школы
|
Информационная поддержка школы
|
-2,809
|
,706
|
|
Организационная поддержка школы
|
1,176
|
,464
|
|
Мероприятия по обмену опытом среди коллег
|
,878
|
,437
|
|
Положительная переоценка
|
,144
|
,051
|
|
Отвлечение на приятное занятие
|
,220
|
,060
|
|
Константа
|
-2,341
|
,960
|
|
Универсальные критерии коэффициентов и общая сводка модели 1
χ2 = 123,379; Df=5; Sig=,000; -2Ll=221,056a; R2(Наделькеркеса)=,493
|
|
Удовлетворенность кооперацией с коллегами
|
Консультации родителей по материалу урока
|
,401
|
,148
|
|
Информационная поддержка школы
|
,686
|
,377
|
|
Положительная переоценка
|
,109
|
,048
|
|
Отвлечение на приятное занятие
|
,159
|
,056
|
|
Константа
|
-3,866
|
,775
|
|
Универсальные критерии коэффициентов и общая сводка модели 2
χ2 = 70,122; Df=4; Sig=,000; -2Ll=241,361a; R2(Наделькеркеса)=,322
|
|
Удовлетворенность коммуникацией с родителями
|
Консультации родителей по материалу урока
|
,566
|
,144
|
|
Положительная переоценка
|
,151
|
,048
|
|
Отвлечение на приятное занятие
|
,139
|
,053
|
|
Константа
|
-4,502
|
,786
|
|
Универсальные критерии коэффициентов и общая сводка модели 3
χ2 = 81,031; Df=3; Sig=,000; -2Ll=252,461a; R2(Наделькеркеса)=,352
|
|
Удовлетворенность коммуникацией с учащимися
|
Подготовка специальных инструкций по выполнению домашнего задания/освоению материала
|
,323
|
,160
|
|
Проведение мероприятий, не связанных с образовательной программой
|
,301
|
,144
|
|
Положительная переоценка
|
,112
|
,047
|
|
Отвлечение на приятное занятие
|
,113
|
,051
|
|
Константа
|
-3,800
|
,774
|
|
Универсальные критерии коэффициентов и общая сводка модели 4
χ2 = 63,096; Df=4; Sig=,000; -2Ll=286,859a; R2(Наделькеркеса)=,275
|
Примечание. Список независимых переменные, включенных в модели: Подготовка специальных инструкций по выполнению домашнего задания/освоению материала; Проведение мероприятий, не связанных с образовательной программой; Консультации родителей по материалу урока; Информационная поддержка; Организационная поддержка; Техническая поддержка; Обучение методам дистанционной работы; Мероприятия по обмену опытом среди коллег; Положительная переоценка; Отвлечение на приятное занятие; Поиск социальной поддержки.
Первая регрессионная модель выявила пять предикторов показателя «Удовлетворенность поддержкой школы», среди которых один является отрицательным. При этом констатируется положительная связь с двумя копинг-стратегиями – «Положительная переоценка» и «Отвлечение на приятное занятие» (B = 0.144, s.e. = 0.051, p < 0.01 и B = 0.220, s.e. = 0.06, p < 0.01). Значение R2 составляет 0,493 и показывает, что эмпирические данные в целом соответствуют гипотетической модели описывающей взаимосвязи переменной «Удовлетворенность поддержкой школы». В исследовании нами использовался показатель R2 Наделькеркеса, который отражает то, насколько данные соответсвуют модели.
Результаты второй модели показали, что переменные использования копинг-стратегий «Положительная переоценка» и «Отвлечение на приятное занятие» имеют прямую связь с показателем «Удовлетворенность кооперацией с коллегами» (B = 0.109, s.e. = 0.048, p < 0.01 и B = 0.159, s.e. = 0.056, p < 0.01). Значение R2составляет 0,322 и показывает, что эмпирические данные в целом соответствуют гипотетической модели описывающей взаимосвязи переменной «Удовлетворенность кооперацией с коллегами».
Третья модель демонстрирует, что переменные использования копинг-стратегий «Положительная переоценка» и «Отвлечение на приятное занятие» имеют прямую связь с показателем «Удовлетворенность коммуникацией с родителями» (B = 0.151, s.e. = 0.048, p < 0.01 и B = 0.139, s.e. = 0.053, p < 0.01). Значение R2 составляет 0,352 и показывает, что эмпирические данные в целом соответствуют гипотетической модели описывающей взаимосвязи переменной «Удовлетворенность коммуникацией с родителями».
В четвертой модели представлены четыре предиктора, среди которых две переменные использования копинг-стратегий «Положительная переоценка» и «Отвлечение на приятное занятие» имеют прямую связь с показателем «Удовлетворенность коммуникацией с учащимися» (B = 0.112, s.e. = 0.047, p < 0.01 и B = 0.113, s.e. = 0.051, p < 0.01). Значение R2 составляет 0,275 и показывает, что эмпирические данные в целом соответствуют гипотетической модели описывающей взаимосвязи переменной «Удовлетворенность коммуникацией с учащимися».
Также в каждую из представленных моделей вошли дополнительные предикторы, статистические данные представлены в табл. 3.
Составленные регрессионные модели показывают, что использование двух копинг-стратегий: положительная переоценка и отвлечение на приятное занятие имеет положительную взаимосвязь с каждым из четырех выделенных компонентов удовлетворенности работой в процессе дистанционного преподавания.
Копинг-стратегия “Поиск социальной поддержки” не вошла ни в одну из регрессионных моделей, что свидетельствует о том, что нами не было найдено подтверждения того, что использование данной стратегии может быть предиктором удовлетворенности работой.
Обсуждение результатов
Целью настоящего исследования было выявление взаимосвязи между используемыми копинг-стратегиями и удовлетворенностью работой у педагогов в процессе перехода на дистанционное преподавание во время пандемии. Для этого на начальном этапе каждая переменная была проанализирована отдельно.
В большей степени респонденты были удовлетворены кооперацией с коллегами, в тоже время, наименьшая удовлетворенность наблюдалась в отношении поддержки со стороны администрации школы. Данный результат может быть проинтерпретирован двояко. С одной стороны, можно предположить, что в сложившейся ситуации экстренного перехода на дистанционное преподавание, учителя больше рассчитывали на поддержку и помощь именно педагогического сообщества, так как испытывали идентичные трудности. С другой стороны, похоже, что ожидания поддержки от администрации школы не полностью оправдались. При этом, контакт с администрацией школы был связан с большим объемом разноплановой информации и разнонаправленными указаниями, которые поступали в период дистанционного преподавания, что увеличило нагрузку учителей во много раз. Кроме того, интерес представляет тот факт, что респонденты были более удовлетворены коммуникацией с учениками и их родителями, чем поддержкой администрации школы.
Полученные данные согласуются с результатами ранее проведенных исследований
[Moorhouse; Olsen], еще раз показывают, что педагоги нуждаются в поддержке, оказание которой будет способствовать повышению удовлетворенности работой.
Анализ копинг-поведения педагогов в условиях перехода на дистанционное преподавание выявил, что наиболее часто педагоги выборки данного исследования использовали две копинг-стратегии: «Положительная переоценка» и «Отвлечение на приятное занятие». Интересным представляется тот факт, что респонденты значительно реже выбирали стратегию «Поиск социальной поддержки» (поддержка близких людей, специалистов). Данный результат расходится с предыдущими исследованиями, которые указывают на то, что данная стратегия наиболее часто используется педагогами [Туренко, 2010]. Можно предположить, что это связано с уникальностью ситуации пандемии, во время которой, потребность в поддержке испытывало большинство людей. Педагогам приходилось не столько обращаться за поддержкой, сколько оказывать ее самим (как близкому окружению, так и ученикам и их родителям). Возможно, педагогам было труднее прибегать к социальной поддержке в связи с перегруженностью рабочими функциями и недостаточностью временного ресурса.
В рамках настоящего исследования частично подтвердилась гипотеза о наличии взаимосвязи между использованием адаптивных копинг-стратегий (положительная переоценка и отвлечение на приятное занятие) и удовлетворенностью работой педагогов. Можно предположить, что положительная переоценка помогала педагогам воспринимать вынужденный переход на дистанционное преподавание как процесс саморазвития и освоения нового опыта. Стратегия отвлечение на приятное занятие могла быть эффективным средством для регуляции баланса между работой и личной жизнью.
Как неоднократно отмечалось ранее
[Klassen; Toropova], существует большое количество факторов, оказывающих влияние на удовлетворенность работой педагогов. Настоящее исследование также подтвердило взаимосвязь удовлетворенности работой и поддержкой школы, мероприятиями по обмену опытом среди коллег, дополнительными функциями, возложенными на педагогов в условиях пандемии. Несмотря на то, что каждый, из выделенных компонентов удовлетворенности работой имеет свои специфические предикторы, их связь с копинг-стратегиями является универсальной для всех компонентов. Это может свидетельствовать о том, что формирование адаптивного копинг-поведения у педагогов является важным предиктором удовлетворенности работой, а выделенные стратегии могут быть эффективными для представителей учительской профессии. На основе полученных данных могут быть сформулированы рекомендации по эффективному преодолению психологического стресса.
Также необходимо отметить, что регрессионные модели показали и другие взаимосвязи с исследуемыми конструктами. Так, для первого исследуемого компонента - «Удовлетворенность поддержкой школы» отмечаются две положительные взаимосвязи с факторами «Организационная поддержка школы» и «Мероприятия по обмену опытом среди коллег», и отрицательную связь с фактором «Информационная поддержка школы». Второй компонент - «Удовлетворенность кооперацией с коллегами» положительно связан с факторами «Консультации родителей по материалу урока» и «Информационная поддержка школы». Третий компонент «Удовлетворенность коммуникацией с родителями» имеет связь с фактором «Консультации родителей по материалу урока». Четвертый компонент «Удовлетворенность коммуникацией с учащимися» имеет положительную связь с такими практиками как «Подготовка специальных инструкций по выполнению домашнего задания/освоению материала» и «Проведение мероприятий, не связанных с образовательной программой». Помимо копинг-стратегий, которые могут применить учителя в таких стрессовых ситуациях как пандемия, для прогнозирования удовлетворенности работой имеют значение контекстные переменные, такие как поддержка школы и возможность применения новых практик.
Выводы
Было проведено исследование взаимосвязи копинг-поведения и удовлетворенности работой у педагогов. Структура удовлетворенности работой в процессе дистанционного обучения, рассматривалась нами через следующие компоненты: поддержка школы, кооперация с коллегами, коммуникация с родителями и коммуникация с учащимися. Адаптивное копинг-поведение было представлено следующими стратегиями: положительная переоценка, поиск социальной поддержки и отвлечение на приятное занятие. Исследование подтвердило теоретически обоснованное предположение о том, что использование адаптивных копинг-стратегий взаимосвязано с удовлетворенностью работой педагогов.