Психологическая наука и образование
2023. Том 28. № 1. С. 52–65
doi:10.17759/pse.2023000001
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Копинг-стратегии и удовлетворенность работой у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID-19
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования, целью которого являлся анализ взаимосвязи копинг-стратегий и удовлетворенности работой у педагогов в условиях дистанционного преподавания в период пандемии COVID-19. В выборку исследования вошли учителя начальных классов из двух крупных регионов РФ (N=313). В качестве основного метода использовался опрос. Анкета включала следующие блоки: общая демографическая информация о респондентах, копинг-стратегии, удовлетворенность работой, технические средства дистанционного обучения, формы поддержки школы, обучающие мероприятия для учителей и прикладные практики. В ходе логистического регрессионного анализа было подтверждено теоретически обоснованное предположение о том, что использование адаптивных копинг-стратегий взаимосвязано с удовлетворенностью работой у педагогов. Также была определена связь удовлетворенности работой с такими факторами, как поддержка школы и возможность применения новых практик.
Общая информация
Ключевые слова: копинг-стратегии, удовлетворенность, учителя, COVID-19
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2023000001
Получена: 06.06.2022
Принята в печать:
Для цитаты: Манина В.А., Петракова А.В., Куликова А.А., Орел Е.А., Канонир Т.Н. Копинг-стратегии и удовлетворенность работой у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID-19 // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 1. С. 52–65. DOI: 10.17759/pse.2023000001
Полный текст
Введение
Копинг-стратегии учителей
Удовлетворенность работой у учителей
Методика исследования
Процедура сбора данных и инструментарий
Описание анализа данных
В исследовании использовался метод регрессионного анализа, была применена модель бинарного выбора с использованием логистической регрессии, с контролем контекстуальных факторов, таких как, используемые практики при дистанционном обучении, поддержка администрации школы и обучающие мероприятия для учителей. Эти переменные были выделены нами на основе теоретического анализа и проведенных ранее качественных исследований [5; 6]. Независимыми переменными являлись копинг-стратегии. В качестве зависимых переменных нами были обозначены выделенные компоненты удовлетворенности работой педагогов. Для каждого компонента удовлетворенности была построена регрессионная модель.
Результаты
Таблица 1
Распределение ответов педагогов в зависимости от уровня их удовлетворенности работой (чел., %)
Варианты ответов |
Поддержка школы |
Кооперация с коллегами |
Коммуникация с родителями |
Коммуникация с учащимися |
||||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
|
Совсем не удовлетворен(а) |
22 |
7,1 |
7 |
2,2 |
11 |
3,5 |
9 |
2,9 |
Не удовлетворен(а) |
57 |
18,3 |
59 |
18,9 |
62 |
19,7 |
71 |
22,9 |
Частично удовлетворен(а) |
142 |
45,7 |
138 |
44,2 |
162 |
51,4 |
141 |
45,5 |
Полностью удовлетворен(а) |
90 |
28,9 |
108 |
34,6 |
80 |
25,4 |
89 |
28,7 |
Всего |
311 |
100,0 |
312 |
100,0 |
315 |
100,0 |
310 |
100 |
Копинг-стратегии педагогов в условиях перехода на дистанционное преподавание
Количественный анализ копинг-стратегий показал, что наиболее часто респонденты настоящего исследования использовали такие копинг-стратегии, как положительная переоценка и отвлечение на приятное занятие. Высокие значения демонстрировали более 30% опрашиваемых. Низкие значения по данным копинг-шкалам продемонстрировали 24% опрашиваемых. Необходимо отметить, что копинг стратегию – поиск социальной поддержки использовали только 13% респондентов. Данные частоты использования копинг-стратегий представлены в табл. 2.
Таблица 2
Распределение ответов педагогов в зависимости от частоты использования копинг-стратегий (чел., %)
|
Положительная переоценка
|
Поиск социальной поддержки
|
Отвлечение на приятное занятие
|
|||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
|
Низкие значения |
75 |
24 |
118 |
38 |
76 |
24 |
Средние значения |
131 |
42 |
155 |
49 |
135 |
43 |
Высокие значения |
106 |
34 |
41 |
13 |
107 |
33 |
Всего |
312 |
100,0 |
314 |
100,0 |
313 |
100,0 |
Анализ взаимосвязи копинг-стратегий и удовлетворенности работой у учителей в условиях дистанционного преподавания
Таблица 3
Результаты множественного регрессионного анализа методом пошагового исключения независимых переменных
Зависимая переменная |
Предикторы |
В (Коэффициент регрессии В) |
S.E. (Стандартная ошибка) |
Удовлетворенность поддержкой школы
|
Информационная поддержка школы |
-2,809 |
,706 |
Организационная поддержка школы |
1,176 |
,464 |
|
Мероприятия по обмену опытом среди коллег |
,878 |
,437 |
|
Положительная переоценка |
,144 |
,051 |
|
Отвлечение на приятное занятие |
,220 |
,060 |
|
Константа |
-2,341 |
,960 |
|
Универсальные критерии коэффициентов и общая сводка модели 1 χ2 = 123,379; Df=5; Sig=,000; -2Ll=221,056a; R2(Наделькеркеса)=,493 |
|||
Удовлетворенность кооперацией с коллегами |
Консультации родителей по материалу урока |
,401 |
,148 |
Информационная поддержка школы |
,686 |
,377 |
|
Положительная переоценка |
,109 |
,048 |
|
Отвлечение на приятное занятие |
,159 |
,056 |
|
Константа |
-3,866 |
,775 |
|
Универсальные критерии коэффициентов и общая сводка модели 2 χ2 = 70,122; Df=4; Sig=,000; -2Ll=241,361a; R2(Наделькеркеса)=,322 |
|||
Удовлетворенность коммуникацией с родителями |
Консультации родителей по материалу урока |
,566 |
,144 |
Положительная переоценка |
,151 |
,048 |
|
Отвлечение на приятное занятие |
,139 |
,053 |
|
Константа |
-4,502 |
,786 |
|
Универсальные критерии коэффициентов и общая сводка модели 3 χ2 = 81,031; Df=3; Sig=,000; -2Ll=252,461a; R2(Наделькеркеса)=,352 |
|||
Удовлетворенность коммуникацией с учащимися |
Подготовка специальных инструкций по выполнению домашнего задания/освоению материала |
,323 |
,160 |
Проведение мероприятий, не связанных с образовательной программой |
,301 |
,144 |
|
Положительная переоценка |
,112 |
,047 |
|
Отвлечение на приятное занятие |
,113 |
,051 |
|
Константа |
-3,800 |
,774 |
|
Универсальные критерии коэффициентов и общая сводка модели 4 χ2 = 63,096; Df=4; Sig=,000; -2Ll=286,859a; R2(Наделькеркеса)=,275 |
Примечание. Список независимых переменные, включенных в модели: Подготовка специальных инструкций по выполнению домашнего задания/освоению материала; Проведение мероприятий, не связанных с образовательной программой; Консультации родителей по материалу урока; Информационная поддержка; Организационная поддержка; Техническая поддержка; Обучение методам дистанционной работы; Мероприятия по обмену опытом среди коллег; Положительная переоценка; Отвлечение на приятное занятие; Поиск социальной поддержки.
Обсуждение результатов
Выводы
Было проведено исследование взаимосвязи копинг-поведения и удовлетворенности работой у педагогов. Структура удовлетворенности работой в процессе дистанционного обучения, рассматривалась нами через следующие компоненты: поддержка школы, кооперация с коллегами, коммуникация с родителями и коммуникация с учащимися. Адаптивное копинг-поведение было представлено следующими стратегиями: положительная переоценка, поиск социальной поддержки и отвлечение на приятное занятие. Исследование подтвердило теоретически обоснованное предположение о том, что использование адаптивных копинг-стратегий взаимосвязано с удовлетворенностью работой педагогов.
Литература
- Бочарова Е. Е. Удовлетворенность профессиональной деятельностью учителей городских и сельских школ //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6. №. 3. С. 253-260.
- Дмитриева Н. Ю., Качановецкая Н. И. Различные копинг-стратегии преподавателей в зависимости от уровня мотивации к инновационной деятельности //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. 2013. №. 3. С. 55-60.
- Карданова Е. Ю., Иванова А. Е., Сергоманов П. А., Канонир Т., Антипкина И. В., Кайкы Д. Н. Обобщенные типы развития первоклассников на входе в школу. По материалам исследования iPIPS // Вопросы образования. 2018. № 1. С. 8-37.
- Крюкова Т. Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. 2007. 64 с.
- Петракова А. В., Канонир Т. Н., Куликова А. А. Особенности психологического стресса у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID-19 //Вопросы образования. 2021. №. 1. DOI:10.17323/1814‐9545‐2021‐1‐93‐114
- Петракова, А. В., Канонир, Т. Н., Куликова, А. А. & Орел, Е. А. (2021). TEACHERS UNDER STRESS DURING THE COVID-19 PANDEMIC: ANALYSIS OF A SUCCESSFUL CASE //Вестник Московского городскогопедагогического университета. Серия «Педагогика и психология». 2021. № 4 (58), 90. DOI: 10.25688/2076-9121.2021.58.4.05
- Рассказова Е., Гордеева Т. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы исследований //Психологические исследования. 2011. Т. 4. №. 17. DOI:54359/ps.v4i17.850
- Туренко Е. А. Особенности совладания учителей с профессиональным стрессом //Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2010. №. 4. С. 186-192.
- Уваров А. Ю. Цифровая трансформация и сценарии развития общего образования //М.: НИУ ВШЭ. 2020. Т. 108.
- Чернышов С. А. Массовый переход школы на дистанционное обучение в оценках локального педагогического сообщества //Образование и наука. 2021. Т. 23. №. 3. С. 131-155. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-3-131-155
- Штыхно Д. А., Константинова Л. В., Гагиев Н. Н. Переход вузов в дистанционный режим в период пандемии: проблемы и возможные риски //Открытое образование. –2020. Т. 24. №. 5. С. 72-81.
- Afshar H. S., Doosti M. Investigating the impact of job satisfaction/dissatisfaction on Iranian English teachers' job performance //Iranian Journal of Language Teaching Research. Vol. 4. №. 1. P. 97-115.
- Aulén A., Pakarinen E., Feldt, T., Lerkkanen M. Teacher coping profiles in relation to teacher well-being: A mixed method approach //Teaching and Teacher Education. Vol. 102. P. 103323. DOI: 10.1016/j.tate.2021.103323
- Baluyos G., Rivera H., Baluyos, E. Teachers’ job satisfaction and work performance //Open Journal of Social Sciences. Vol. 7. №. 08. P. 206. DOI: 10.4236/jss.2019.78015.
- Blume C. German teachers’ digital habitus and their pandemic pedagogy //Postdigital Science and Education. Vol. 2. №. 3. P. 879-905. DOI: 10.1007/s42438-020-00174-9
- Cerit Y. The effects of servant leadership behaviours of school principals on teachers’ job satisfaction //Educational Management Administration & Leadership. Vol. 37. №. 5. P. 600-623. DOI:10.1177/1741143209339650
- Ellis W. E., Dumas T. M., Forbes L. M. Physically isolated but socially connected: Psychological adjustment and stress among adolescents during the initial COVID-19 crisis //Canadian Journal of Behavioural Science/Revue canadienne des sciences du comportement. Vol. 52. №. 3. P. 177. DOI:10.1037/cbs0000215
- Golden T. D. Applying technology to work: Toward a better understanding of telework //Organization Management Journal. Vol. 6. №. 4. P. 241-250. DOI:0.1057/omj.2009.33
- Jakubowski T. D., Sitko-Dominik M. M. Teachers’ mental health during the first two waves of the COVID-19 pandemic in Poland //PloS one. 2021. 16. №. 9. P. e0257252. DOI:10.1371/journal.pone.0257252
- Kim L. E., Asbury K. ‘Like a rug had been pulled from under you’: The impact of COVID‐19 on teachers in England during the first six weeks of the UK lockdown //British Journal of Educational Psychology. Vol. 90. №. 4. P. 1062-1083. DOI:10.1111/bjep.12381
- Klassen R. M., Chiu M. M. Effects on teachers' self-efficacy and job satisfaction: Teacher gender, years of experience, and job stress //Journal of educational Psychology. Vol. 102. №. 3. P. 741. DOI:10.1037/a0019237
- Klusmann U. et al. Engagement and emotional exhaustion in teachers: Does the school context make a difference? //Applied Psychology. Vol. 57. P. 127-151. DOI:10.1111/j.1464-0597.2008.00358.x.
- Lazarus R. S. Psychological stress and the coping process. P.466
- Lazarus R. S., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. Springer publishing company, 1984. P. 444
- MacIntyre P. D., Gregersen T., Mercer S. Language teachers’ coping strategies during the Covid-19 conversion to online teaching: Correlations with stress, wellbeing and negative emotions //System. Vol. 94. P. 102352. DOI: 10.1016/j.system.2020.102352
- Madigan D. J., Kim L. E. Does teacher burnout affect students? A systematic review of its association with academic achievement and student-reported outcomes //International journal of educational research. Vol. 105. P. 101714. DOI:10.1016/j.ijer.2020.101714
- Mansfield C. F. et al. Building resilience in teacher education: An evidenced informed framework //Teaching and teacher education. 2016. 54. P. 77-87. DOI:10.1016/j.tate.2015.11.016
- Moè A., Pazzaglia F., Ronconi L. When being able is not enough. The combined value of positive affect and self-efficacy for job satisfaction in teaching //Teaching and teacher education. Vol. №. 5. P. 1145-1153.
- Montgomery C., Rupp A. A. A meta-analysis for exploring the diverse causes and effects of stress in teachers //Canadian Journal of Education/Revue canadienne de l'éducation. P. 458-486. DOI:10.2307/4126479
- Moorhouse B. L., Lee J., Herd S. Providing remote school-based professional support to teachers during school closures caused by the COVID-19 pandemic //Learning: Research and Practice. Vol. 7. №. 1. P. 5-19. DOI: 10.1016/j.tate.2010.02.010
- Olsen A. A., Huang F. L. Teacher Job Satisfaction by Principal Support and Teacher Cooperation: Results from the Schools and Staffing Survey //Education Policy Analysis Archives. Vol. 27. – №. 11. P. 1-31
- Orhan M. A., Rijsman J. B., Van Dijk G. M. Invisible, therefore isolated: Comparative effects of team virtuality with task virtuality on workplace isolation and work outcomes //Revista de Psicología del Trabajo y de las Organizaciones. Vol. 32. №. 2. P. 109-122. DOI:10.1016/j.rpto.2016.02.002
- Pavlidou K., Alevriadou A., Antoniou A. S. Professional burnout in general and special education teachers: the role of interpersonal coping strategies //European Journal of Special Needs Education. 2022. Vol. 37. №. 2. P. 191-205. DOI:1080/08856257.2020.1857931
- Rafferty A. E., Griffin M. A. Job satisfaction in organizational research //The Sage handbook of organizational research methods. 2009. P. 776.
- Schonfeld I. S., Bianchi R., Luehring-Jones P. Consequences of job stress for the mental health of teachers //Educator stress. Springer, Cham, 2017. P. 55-75.
- Skaalvik E. M., Skaalvik S. Teacher job satisfaction and motivation to leave the teaching profession: Relations with school context, feeling of belonging, and emotional exhaustion //Teaching and teacher education. Vol. 27. №. 6. P. 1029-1038. DOI:10.1016/j.tate.2011.04.001
- Sokal L., Trudel L. E., Babb J. Canadian teachers’ attitudes toward change, efficacy, and burnout during the COVID-19 pandemic //International Journal of Educational Research Open. 2020. 1. P. 100016. DOI: 10.1016/j.ijedro.2020.100016.
- Szabó É. et al. Facing the Inevitable: The Effects of Coronavirus Disease Pandemic and Online Teaching on Teachers’ Self-Efficacy, Workload and Job Satisfaction //European Journal of Educational Research. 2022. 11. №. 1. P. 151-162. DOI:10.1016/j.tate.2021.103323
- Toropova A., Myrberg E., Johansson S. Teacher job satisfaction: the importance of school working conditions and teacher characteristics //Educational review. Vol. 73. №. 1. P. 71-97.DOI: 10.1080/00131911.2019.1705247
- Toscano F., Zappalà S. Social isolation and stress as predictors of productivity perception and remote work satisfaction during the COVID-19 pandemic: The role of concern about the virus in a moderated double mediation //Sustainability. Vol. 12. №. 23. P. 9804. DOI:10.3390/su12239804
- Truzoli R., Pirola V., Conte S. The impact of risk and protective factors on online teaching experience in high school Italian teachers during the COVID‐19 pandemic //Journal of computer assisted learning. Vol. 37. №. 4. P. 940-952. DOI: 10.1111/jcal.12533
- Wang H., Lee S. Y., Hall N. C. Coping profiles among Teachers: Implications for Emotions, job Satisfaction, Burnout, and quitting intentions //Contemporary Educational Psychology. Vol. 68. P. 102030. DOI:10.1016/S1053-4822(02)00045-1
- Weiss H. M. Deconstructing job satisfaction: Separating evaluations, beliefs and affective experiences //Human resource management review. Vol. 12. №. 2. P. 173-194. DOI:10.1016/S1053-4822(02)00045-1
- Zandi H. et al. The effectiveness of mindfulness training on coping with stress, exam anxiety, and happiness to promote health //Journal of Education and Health Promotion. 2021. 10. №. 1. DOI:10.4103/jehp.jehp_616_20
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 536
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 18
Скачиваний
Всего: 324
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 10