Структура мотива достижения у студентов с разным уровнем перфекционизма

4065

Аннотация

Описываемое в статье исследование было нацелено на изучение структуры мотива достижения у студентов с разным уровнем перфекционизма. В группе из 73 студентов московских вузов оценивались показатели перфекционизма, эмоциональной дезадаптации и мотивации достижения. У студентов с высокими показателями перфекционизма в проективной методике ТАТ Х.Хекхаузена зафиксирован высокий суммарный индекс мотивации, что свидетельствует о наличии так называемого конфликта достижения, при котором потребность в достижении успеха и страх перед неудачей выражены с одинаковой силой. Эти студенты интенсивно стремятся к успеху, не менее сильно желая при этом избежать неудачи. Установлена корреляционная связь суммарного индекса мотивации с показателями депрессии шкалы А. Бека. Полученный результат проясняет мотивационную основу перфекционизма, ранее изучавшегося с позиций когнитивного подхода или теории черт. Конфликт достижения может порождать неравномерность академической успеваемости, неустойчивость учебной мотивации, перепады продуктивности. Интересы и увлечения студентов с выраженным конфликтом достижения также могут носить неустойчивый характер.

Общая информация

Ключевые слова: перфекционизм, мотивация достижения, конфликт достижения, депрессия

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Гаранян Н.Г., Низовцева А.А. Структура мотива достижения у студентов с разным уровнем перфекционизма [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n1/50229 (дата обращения: 17.06.2024)

Полный текст

 

 

Психологический анализ тенденций современной культуры показывает, что перфекционизм (чрезмерное стремление к совершенству) стал важной характеристикой человека нашего времени [7; 9]. Данное обстоятельство служит стимулом к интенсификации исследований феномена в психологии и психиатрии. Зарубежные и отечественные исследования, проведенные в студенческой популяции, свидетельствуют о том, что учащиеся вузов с высоким уровнем перфекционизма выделяются в особо неблагополучную подгруппу. Для них характерны более высокие показатели депрессии, тревоги, повседневного стресса, экзаменационной и социальной тревожности, дезадаптивных копинг-стратегий по сравнению со студентами, у которых показатели выраженности этой черты низки. Важно отметить, что студенты с высоким уровнем перфекционизма достоверно чаще других сверстников сообщают о наличии суицидальных мыслей [3; 6; 10; 14]. Эти данные придают изучению перфекционизма в молодежной популяции статус остро актуального исследовательского направления.

В исследованиях перфекционизма отмечается удивительный парадокс: активная разработка этого понятия по времени фактически совпала с теоретическими и экспериментальными исследованиями в области мотивации достижения. Тем не менее попытки интегрировать эти психологические концепции до середины 2000-х гг. не предпринимались; богатейший арсенал проективных и экспериментальных методик, разработанных при изучении мотивации достижения, к анализу перфекционизма не привлекался. Перфекционизм преимущественно изучался в рамках когнитивного подхода, а также теории личностных черт. Исключение составила теоретическая работа Д. Хамачека [13]; ученый обратился к категориям мотивации достижения при разработке критериев здорового и невротического перфекционизма, связав последний со «страхом неуспеха». Современные эмпирические разработки следуют традиции Д.Хамачека и пытаются выделить активирующие (адаптивные) и блокирующие (дезадаптивные) параметры перфекционизма. Так, в рамках британской и канадской моделей установлена связь «личных стандартов» и «Я-адресованного перфекционизма» с высокой мотивацией достижения и «надеждой на успех»; одновременно зафиксирована связь «социально предписываемого перфекционизма» со «страхом неуспеха» [2]. Однако, на наш взгляд, данные о неоднородных связях различных параметров перфекционизма с составляющими мотива достижения не дают окончательного ответа на вопрос о мотивационной основе перфекционизма. Более того, они вызывают закономерное возражение: из психотерапевтической и исследовательской практики хорошо известно, что у одного и того же испытуемого различные параметры перфекционизма могут быть выражены с одинаковой силой, что находит отражение в общем высоком показателе изучаемой черты. Как в таком случае представлена структура мотива достижения?

На наш взгляд, наиболее адекватной категорией для описания ее специфики в такой ситуации становится категория «конфликт достижения», предложенная Х. Хекхаузеном [8]. Как известно, мотив достижения включает в себя два компонента - надежду на успех и страх перед неуспехом. Эти компоненты получили в теории данного автора название оценочных диспозиций. На первый взгляд, лица с выраженным перфекционизмом выглядят как «мотивированные на успех»: стремление к успеху, безупречному выполнению деятельности, совершенству образуют самую «сердцевину» этого психологического феномена. Эмпирические исследования пациентов с эмоциональными расстройствами доказали, что высокие стандарты и притязания являются важным компонентом многомерного конструкта «перфекционизм» [2; 4]. Вместе с тем тщательный анализ феноменологических описаний и эмпирических данных показывает: другой компонент мотива достижения - «страх перед неудачей» - также является важным побудителем поведения у лиц с высоким перфекционизмом. Известно, что деятельность перфекционистов сопровождается интенсивным негативным аффектом: они редко испытывают чувство удовлетворения сделанным (что несовместимо с переживаниями успеха), сильно опасаются совершить ошибку или испытать неудачу, часто не доводят начатое дело до конца. Именно поэтому патологический перфекционизм Д. Хамачек связывал с мотивом избегания неудачи. Опираясь на данные о независимости компонентов мотива достижения, можно предположить, что для лиц с высоким уровнем перфекционизма могут оказаться характерными высокие абсолютные значение обеих оценочных диспозиций. Для обозначения именно такой ситуации Х. Хекхаузен ввел понятие «конфликт достижения» [8]. Интенсивность конфликта достижения зависит от абсолютной величины обеих тенденций; чем больше тенденции к достижению и избеганию (надежда на успех и боязнь неудачи) уравнивают друг друга, тем более выражен конфликт. В проективном тесте мотивации достижения ТАТ Х. Хекхаузена сила конфликт отражается в значениях суммарного индекса, включающего показатели обеих оценочных диспозиций - «надежды на успех» и «боязни неудачи». Изучение перфекционизма в контексте теории мотивации достижения может стать основой для осмысления этого феномена как личностного фактора, определяющего специфику целеполагания в норме и патологии.

Целью нашего исследования стало изучение структуры мотива достижения у студентов с разным уровнем перфекционизма.

Для эмпирической проверки была выдвинута следующая гипотеза: студенты с высоким уровнем перфекционизма характеризуются более выраженным конфликтом достижения (т.е. конфликтом между составляющими его оценочными диспозициями). Большая интенсивность такого конфликта найдет операциональное выражение в высоких значениях индекса суммарной мотивации в проективном тесте Х. Хекхаузена.

Методика

В исследовании приняли участие 73 студента московских вузов в возрасте от 19 до 23 лет (средний возраст 20,2 года). В исследуемой выборке преобладали девушки - 56 человек (76,6%); в нем также приняли участие 17 юношей (23,3%). Все испытуемые на момент обследования не работали.

Для оценки показателей эмоциональной дезадаптации испытуемых использовались:

«Опросник депрессивности А.Бека» («Beck Depression Inventory», BDI), адаптированный Н.В.Тарабриной. Он тестирует эмоциональные и физиологические проявления депрессии на текущий период, состоит из 21 пункта с четырьмя вариантами ответа, оцениваемыми от 0 до 3 баллов. В зависимости от суммарной оценки выносится суждение об интенсивности депрессии. Менее 9 баллов - депрессивные симптомы отсутствуют; 10-18 баллов - умеренно выраженная депрессия; 19-29 баллов - критический уровень; 30-63 баллов - явно выраженная депрессивная СИМПТОМатика. Подсчитываются сумма баллов по 21 пункту и отдельный показатель пункта «суицидальные намерения».

«Опросник тревоги А.Бека» («Beck Anxiety Inventory», BAI). Он состоит из 21 пункта и тестирует физиологические симптомы тревоги. Испытуемому предлагается выбрать по каждому пункту один из четырех ответов: «совсем не беспокоил в течение последней недели» - 0 баллов, «слегка беспокоил» - 1 балл, «беспокоил умеренно - было неприятно, но я мог это переносить» - 2 балла, «беспокоил очень сильно - я с трудом мог это выносить» - 3 балла. Выносится суждение о выраженности тревожной симптоматики: меньше 3 баллов - отсутствует; 4-8 баллов - легкая тревога; 9-18 баллов - тревога средней интенсивности; 19­63 баллов - высокий уровень тревоги. Подсчитывается суммарный балл опросника.

Для диагностики перфекционизма использовался опросник Н.Г.Гаранян U А.Б.Холмогоровой. Он состоит из 29 пунктов, тестирующих пять параметров перфекционизма. Испытуемому предлагается выразить согласие с каждым утверждением, используя четыре формы ответа: «безусловно, да» (4 балла), «пожалуй, да» (3 балла), «пожалуй, нет» (1 балл), «безусловно, нет» (0 баллов). Подсчитывается показатель по каждой из пяти шкал и общий показатель перфекционизма (сумма баллов по всем шкалам). Пять шкал опросника обладают умеренно высокими показателями надежности (альфа Кронбаха от 0,6038 до 0,7855; коэффициент Guttman Split-half - 0,8835), высокой тест- ретестовой надежностью (коэффициент r-Spearmen от 0,523 до 0,795) [1; 11].

Для диагностики мотива достижения использовался «Мотивационный тест Х. Хекхаузена» (ТАТ) в модификации Х.Хекхаузена (1963). Он разрабатывался специально для измерения двух основных мотивирующий тенденций: стремления к успеху и избегания неудачи. Стимульный материал состоит из шести оригинальных картин. Испытуемым предлагается составить рассказ по этим картинам, обязательно при этом ответив на ряд вопросов. С помощью контент-анализа подсчитываются отдельно индекс «надежды на успех» и индекс «страха неудачи». Для обработки рассказов используются 13 категорий (6 категорий для «надежды на успех» и 7 категорий для «страха неудачи»). Каждой категории приписывается 1 балл. Было установлено, что средняя степень выраженности тенденции надежды на успех составляет 12 баллов, в то время как средний показатель тенденции страха неудачи равняется 6 баллам.

Для определения индекса «стремления к успеху» используются 6 категорий: 1) потребность в достижении успеха (ПУ); 2) инструментальная активность, направленная на достижение успеха (И); 3) ожидание успеха (О+); 4) похвала (П+); 5) положительное эмоциональное состояние (Э+);               6) тема успеха (Т). Для выявления индекса «страха неудачи» используется 7 категорий: 1) потребность в избегании неудачи (ПН); 2) инструментальная активность, направленная на избегание неудачи (ИН); 3) ожидание неуспеха (О-); 4) порицание (П-); 5) отрицательное эмоциональное состояние (Э-); 6) неуспех (Н); 7) тема неуспеха (ТН). Для определения общего показателя мотивации достижения вводится категория «суммарный индекс мотивации достижения» (СМ), которая представляет собой сумму показателей «надежда на успех» и «страх неудачи». При обработке теста учитывались рекомендации М.Ш. Магомед-Эминова [5].

Обработка данных производилась с помощью пакета статистических программ SPSS for Windows, Standard Version 12, Copyright © SPSS Inc., 2003.

Результаты

Было зафиксировано нормальное распределение общего показателя перфекционизма (коэффициент Z, критерий Колмогорова-Смирнова равен 0,808; asymp.Sig. = 0,531). Методом процентилей выделены диапазоны низких (менее 49 баллов, ниже 33-го процентиля), средних (от 49 до 61 баллов, от 33-го до 66-го процентиля) и высоких (более 61 баллов, выше 66-го процентиля) значений этого показателя. Таким образом, в первую группу с низким уровнем перфекционизма попало 25 испытуемых, что составило 34,2% всей выборки. Во вторую группу с умеренным уровнем перфекционизма попало 22 испытуемых, что составило 30,1% всей выборки. Третья группа с высоким уровнем перфекционизма представлена 26 испытуемыми, что составило 35,6% всей выборки. Сравнивались показатели депрессии, тревоги и мотивации достижения в трех группах испытуемых - с низким, средним и высоким уровнем перфекционизма (табл.).

Т а б л и ц а

Показатели депрессии («Опросник депрессивности А. Бека», BDI), тревоги («Шкала тревоги А. Бека», DAI) и мотивации достижения (ТАТ, Х.Хекхаузен) у испытуемых с высоким и низким уровнем перфекционизма («»Опросник перфекционизма)

 

Показатели                     мотивации

достижения

Низкий уровень перфекционизм а N=25

Средний уровень перфекционизм а N=22

Высокий уровень перфекционизм а N=26

M

SD

M

SD

M

SD

Уровень депрессии

4,93

2,67

7,53 *

4,64

13,72

***

11,11

Уровень тревоги

4,5

3,44

8,8

5,43

12,5

***

8,54

Потребность      в       достижении

успеха

1,64

1,28

1,87

1,41

1,83

1,25

Инструментальная активность, направленная на достижение успеха

1,07

1,07

0,93

0,89

1,39

1,14

Ожидание успеха

1

1,36

0,67

1,18

1,44

1,62

Похвала

0,14

0,36

0,27

0,46

0,22

0,43

Положительное эмоциональное состояние

0,71

0,73

0,53

0,64

1,17 **

0,99

Тема успеха

1,14

1,1

1,27

1,1

1,56

1,2

Общий балл индекса надежды на успех

5,71

3,89

5,53

2,45

7,61

4,33

Потребность         в         избегании

неудачи

1,07

0,73

1

0,76

1,22

1,11

Инструментальная активность, направленная на избегание неудачи

1,93

1,38

1,93

1,49

2,11

1,18

Ожидание неуспеха

0,64

0,93

0,33

0,62

0,83

0,86

Порицание

0

0

0,13

0,35

0,17

0,38

Отрицательное эмоциональное состояние

0,29

0,73

0,8

0,86

0,67

***

0,59

Неуспех

0,71

0,91

0,67

0,9

0,56

0,62

Тема неуспеха

0,21

0,43

0,33

0,62

0,39

0,61

Общий балл индекса страха неудачи

4,86

2,71

5,2

3,03

5,94

2,26

Суммарный индекс     мотивации

«СМ=НУ+СН»

10,57

5,3

10,73

3,43

13,5 **

3,58

Примечание.* - различия между группами с низким и средним уровнем перфекционизма достоверны (критерий t-Student); ** - различия между группами со средним и высоким уровнем перфекционизма достоверны; *** - различия между группами с низким и высоким уровнем перфекционизма достоверны

Согласно полученным данным, показатели тревоги и депрессии возрастают от группы с низким уровнем перфекционизма к группам со средним и высоким уровнем перфекционизма. Группа студентов с высокими показателями перфекционизма демонстрирует достоверно более высокие показатели депрессии и тревоги по сравнению с группой с низкими показателями (р=0,01, р=0,003, соответственно, t-Student критерий).

По результатам ТАТ в трех группах испытуемых составляющие индекса «надежды на успех» имеют более высокие значения, чем составляющие индекса «страха неудачи». Качественный анализ данных фиксирует важную тенденцию: при переходе от группы с низким уровнем перфекционизма к группе с высоким уровнем перфекционизма суммарный индекс мотивации, а также  показатели, составляющие индекс «страха неудачи», возрастают. Исключение в этой закономерности составляет суммарный индекс «надежды на успех», значения которого в группе с низким уровнем   перфекционизма  несколько превышают аналогичный показатель испытуемых со средним уровнем перфекционизма.

Группа испытуемых с высоким уровнем перфекционизма характеризуется достоверно более высоким суммарным индексом мотивации (р=0,03, t-Student критерий) по сравнению с группой со средним уровнем перфекционизма, что свидетельствует о большей выраженности конфликта достижения у этих испытуемых.

Группа испытуемых с высоким уровнем перфекционизма характеризовалась достоверно более высоким значением показателя «Э-» (отрицательное эмоциональное состояние в деятельности) по сравнению с аналогичным показателем испытуемых с низким уровнем перфекционизма (p=0,03, t-Student критерий). Этот показатель входит в оценочную диспозицию «страха неудачи».

Группа испытуемых с высоким уровнем перфекционизма также характеризовалась достоверно более высоким значением показателя «Э+» (положительное эмоциональное состояние в деятельности) по сравнению с аналогичным показателем испытуемых со средним уровнем перфекционизма (p=0,04, t-Student критерий). Этот показатель входит в оценочную диспозицию «надежды на успех».

Удалось зафиксировать прямую связь между показателем «депрессия» и «суммарным индексом мотивации» «СМ=НУ+СН» (0,26, p<0,05, коэффициент корреляции Пирсона).

Обсуждение результатов

Таким образом, исследование, проведенное в выборке из 73 студентов вузов, подтверждает гипотезу о большей выраженности конфликта достижения у лиц с высокими показателями перфекционизма, депрессии и тревоги. В исследовании установлен ряд фактов, требующих научного анализа и интерпретации:

1.     Группа испытуемых с высоким уровнем перфекционизма характеризовалась достоверно более высоким значением суммарного индекса мотивации достижения «СМ» в проективном тесте ТАТ Х. Хекхаузена, а также отдельных показателей (Э- и Э+), входящих в компоненты мотива достижения, по сравнению с группой с умеренной выраженностью данной черты. По замыслу создателя теста этот индекс отражает одновременную выраженность двух оценочных диспозиций, входящих в структуру мотива достижения, - «надежды на успех» и «страха перед неуспехом». Высокие значения этого показателя интерпретируются как признак выраженного конфликта достижения. Таким образом, можно сказать, что наши испытуемые с высоким показателем перфекционизма переживают интенсивный мотивационный конфликт: они интенсивно стремятся к успеху, при этом не менее сильно желая избежать неудачи. Тем самым они стремятся к невозможному - добиться большого успеха без риска, неприятностей и поражений. В свете вышеизложенного прямая связь суммарного индекса мотивации достижения с показателем депрессии кажется психологически закономерной.

С учетом того, что значительная часть наших испытуемых учится в вузе, следует обсудить возможные последствия конфликта достижения для учебы. На наш взгляд, конфликт достижения может создавать ситуацию неравномерности академической успеваемости, неустойчивости учебной мотивации, перепадов продуктивности. Интересы и увлечения студентов с выраженным конфликтом достижения могут также носить неустойчивый характер. Эти студенты могут совершать неадекватные их возможностям выборы факультативных учебных курсов, тем курсовых и дипломных работ, переживать мучительные сомнения относительно поступления в аспирантуру, испытывать сложности в выборе дальнейшего профессионального пути.

2.     В группе испытуемых с высоким уровнем перфекционизма зафиксированы достоверно более высокие показатели депрессии и тревоги, чем в других группах испытуемых. Этот результат не является новым, однако, он хорошо дублирует результаты ранее проведенных исследований [3; 1; 6; 10]. Он также находится в полном соответствии с данными зарубежных исследователей и феноменологическими описаниями психотерапевтов.

Наряду со всеми этими данными существование конфликта достижения у лиц с выраженным перфекционизмом подтверждается целым рядом ранее установленных фактов.

Например, установлено, что тактики целеполагания у испытуемых с высоким уровнем перфекционизма (пациентов с депрессивными и тревожными расстройствами) отличаются от таковых у здоровых испытуемых. В условиях эксперимента на уровень притязания выбор очень трудных целей чередуется у пациентов с депрессивными и тревожными расстройствами с выборами очень легких задач [1; 11]. Согласно теории мотивации достижения, этот вариант поведения в ситуации достижения цели является индикатором конфликта достижения, а также способом защиты от переживаний неуспеха, так как неуспех при выборе трудной цели не позорен, а выбор легкой - всегда гарантирует удачу. Однако при такой стратегии выбора цели пациенты с депрессивными и тревожными расстройствами минуют среднюю зону посильных, но одновременно трудных и интересных задач, в которой стремление к успеху может быть максимально реализовано и сопровождаться удовлетворением.

Наконец, в группе студентов с выраженным перфекционизмом зафиксированы достоверно более высокие показатели прокрастинации по сравнению со студентами с умеренно высокими и низкими показателями этой черты [3; 1]. По-мнению Х. Хекхаузена, стойкое откладывание начала деятельности также служит поведенческим индикатором конфликта достижений.

Проведенное           исследование восполняет важный познавательный пробел:

мотивационные основы перфекционизма долгое время оставались малоизученными. Важным ограничителем эмпирических исследований являлась диагностика данной черты исключительно с помощью методов самоотчета. Включение проективных методик в арсенал средств, предназначенных для диагностики перфекционизма, позволит изучать этот феномен более глубоко.

Выводы

Анализ феномена перфекционизма с позиций теории мотивации достижения позволяет зафиксировать ряд положений:

1)   перфекционизм преимущественно изучался в рамках когнитивного подхода, а также теории личностных черт; работы, в которых перфекционизм анализировался в контексте мотивационных теорий, носят единичный характер, что свидетельствует о наличии познавательного пробела в данной области;

2)     имеются основания для вывода о том, что для лиц с высоким уровнем перфекционизма характерен выраженный конфликт достижения (интенсивная надежда на успех в сочетании с мощным страхом перед неуспехом);

3)     для студентов с высоким уровнем перфекционизма характерно наличие выраженного конфликта достижения. Он проявляется у этой группы студентов в достоверно более высоком значении суммарного индекса СМ в проективном тесте мотивации достижения Х. Хекхаузена по сравнению с аналогичными показателями испытуемых с умеренными показателями перфекционизма;

4)     между суммарным индексом мотивации достижения (отражающим конфликт достижения) и показателями депрессии отмечается прямая, статистически достоверная, корреляционная связь.

Литература

  1. Гаранян Н.Г. Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств: Дис. … д-ра психол. наук. М., 2010.
  2. Гаранян Н.Г. Психологические модели перфекционизма  // Вопросы психологии. 2009. №5.
  3. Гаранян Н.Г., Андрусенко Д.А , Хломов И.Д. Перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации // Психологическая наука и образование. 2009. №1.
  4. Гаранян Н.Г., Юдеева Т.Ю. Структура перфекционизма у пациентов с депрессивными и тревожными расстройствами // Психологический журнал. 2009. №6.
  5. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: Дис. … канд. психол. наук. М., 1987.
  6. Москова М.В. Личностные факторы эмоциональной дезадаптации студентов: Автореф. дис. … канд. психол. наук.  М., 2008.
  7. Соколова Е.Т. Нарциссизм как клинический и социокультурный феномен // Вопросы психологии. 2009. №1.
  8. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб., 2001.
  9. Холмогорова А.Б. Теоретические и эмпирические основания интегративной психотерапии расстройств аффективного спектра: Дис. … д-ра психол. наук. М., 2006.
  10. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Евдокимова Я.Г. , Москова М.В. Психологические факторы эмоциональной дезадаптации у студентов // Вопросы психологии. 2009. №3.
  11. Юдеева Т.Ю. Перфекционизм как личностный фактор депрессивных и тревожных расстройств: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2007.
  12. Conroy D.E., Kaye M.P., Fifer A.M. Cognitive Links between Fear of Failure and Perfectionism // Journal of Rational-Emotive & Cognitive-Behavior Therapy. 2007. V. 25.
  13. Hamachek D. Psychodynamics of Normal and Neurotic Perfectionism // Psychology. 1978. V. 15.
  14. Hamilton T.K., Schweitzer R.D. The Cost of Being Perfect: Perfectionism and Suicide Ideation in University Students // Australian and New Zealand Journal of Psychiatry. 2000. V.34.

Информация об авторах

Гаранян Наталья Георгиевна, доктор психологических наук, профессор кафедры клинической психологии и психотерапии, факультет консультативной и клинической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), доцент, ведущий научный сотрудник Московского НИИ психиатрии Минздрава РФ, член редакционного совета журнала "Консультативная психология и психотерапия", Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1227-2682, e-mail: garanian@mail.ru

Низовцева Анна Александровна, выпускница кафедры клинической психологии факультета психологии консультирования Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 3129
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 4065
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 6