Проблемы профессиональной адаптации молодых педагогов

4107

Аннотация

Рассматриваются проблемы профессиональной адаптации молодых педагогов. На основе данных анкетного опроса, проведенного среди молодых и опытных педагогов общеобразовательных организаций в шести регионах Российской Федерации (490 человек), и интервью с представителями администрации школ анализируются трудности, возникающие у молодых педагогов, оцениваются существующие формы поддержки начинающих учителей, а также их удовлетворенность системой профессиональной адаптации. Чаще всего начинающий учитель сталкивается с трудностями в оформлении документации и отчетности, проблемой контроля внимания учащихся, сложностями в применении индивидуального подхода. Реализуемый в настоящее время в большинстве школ комплекс мер по вхождению в профессиональную деятельность нельзя признать достаточным для обеспечения высокого уровня адаптации молодых педагогов. Однако сами молодые педагоги в целом положительно оценивают существующую в их школах систему поддержки, особенно помощь опытных коллег в профессиональной адаптации.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональная адаптация, начинающие педагоги, молодые специалисты, выбор профессии

Рубрика издания: Методология и технология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090201

Для цитаты: Андрущенко Т.Ю., Аржаных Е.В., Виноградов В.Л., Минюрова С.А., Федекин И.Н., Федоров А.А. Проблемы профессиональной адаптации молодых педагогов [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 2. С. 1–16. DOI: 10.17759/psyedu.2017090201

Фрагмент статьи

Ежегодно тысячи выпускников учреждений профессионального образования, начиная самостоятельную трудовую деятельность, осваивают новую для себя социальную роль – специалиста. Большинство из них сталкиваются в той или иной степени с проблемами профессиональной адаптации, которые связаны не столько с совершенствованием предметной и методической подготовки выпускников, сколько с социализацией молодого специалиста в новой для себя среде, применительно к школе – с реализацией себя в качестве педагога.

Литература

  1. Блинов В.М. Теория и практика профессионально-педагогической подготовки гуманистического учителя в Германии. М.: Изд-во МПСУ, 2005. 247 c.
  2. Гехтман А. Возможности управления профессиональной адаптацией молодого педагога// Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теории и практика: Сб. науч. ст. VI Междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 24-25 окт. 2013 г.) /Под общ. ред. И.И. Соколовой. СПб.: ИПО ОВ РАО, 2013. C. 301–306.
  3. Пинская М.А., Пономарева А.А., Косарецкий С.Г. Профессиональное развитие и подготовка молодых учителей в России// Вопросы образования. 2016. № 2. С. 100–124.
  4. Черникова Е.Г. Особенности социально-профессиональной адаптации молодых педагогов общеобразовательных школ [Электронный ресурс] // Вестник ЧелГУ. 2014. №4 (333). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsialno-professionalnoyadaptatsii- molodyh-pedagogov-obscheobrazovatelnyh-shkol (дата обращения: 01.08.2016).
  5. Черникова Е.Г. Состояние и противоречия социально-профессиональной адаптации молодых педагогов: социологический анализ: Автореф. дис. … канд. социолог. наук. Екатеринбург, 2007. 24 c.
  6. Darling-Hammond L. Doing What Matters Most: Investing in Quality Teaching. N. Y.: National Commission on Teaching and America’s Future, 1997 [Электронный ресурс] //URL: http://www.nctaf.org/documents/DoingWhatMattersMost.pdf (дата обращения: 06.10.2016).
  7. Eisenschmidt E., Oder T., Reiska E. The induction program – teachers’ experience after five years of practice // Mentoring and Tutoring: Partnership in Learning. 2013. Vol. 21(3). P. 241–257. doi: 10.1080/13611267.2013.827824
  8. Induction for Newly Qualified Teachers (England). Statutory Guidance for Appropriate Bodies, Headteachers, School Staff and Governing Bodies. 2015 [Электронный ресурс]// URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/458233/Sta tutory_induction_guidance_for_newly_qualified_teachers.pdf (дата обращения: 03.11.2016).
  9. Ingersoll R.M. Beginning teacher induction: WHAT THE DATA TELL US Induction is an education reform whose time has come// Phi Delta Kappan. 2012. Vol. 93(8). P. 47–51 [Электронный ресурс] // URL: http://www.kappanmagazine.org/content/93/8/47 (дата обращения: 06.12.2016).
  10. Ingersoll R.M., Smith T. The wrong solution to the teacher shortage //Educational Leadership. 2003. Vol. 60(8). P. 30–33.
  11. Ingersoll R., Smith T. What are the effects of induction and mentoring on teacher turnover? // American Educational Research Journal. 2004. Vol. 41. №3. P. 681–714.
  12. Keigher A. Teacher Attrition and Mobility: Results from the 2008–09 Teacher Follow-up Survey. U.S. Department of Education [Электронный ресурс] // URL: http://nces.ed.gov/pubs2010/(дата обращения: 13.11.2016).
  13. Majority of newly qualified teachers will drop out// Education Journal. 2015. Vol. 232. P. 1.
  14. McCormack C., West D. Facilitated group mentoring develops key career competencies for university women: A case study //Mentoring and Tutoring: Partnership in Learning. 2006. Vol. 14(4). P. 409–431.
  15. New Teacher Induction Program: Induction Elements Manual, 2008 [Электронный ресурс]// URL: http://tpfr.edu.gov.on.ca/NTIP/NTIP-EngInductionElements-May5-Final.pdf (дата обращения: 03.12.2016).
  16. Piggot-Irvine E., Aitken H. at al. Induction of newly qualified teachers in New Zealand// Asia- Pacific Journal of Teacher Education. 2009. Vol. 37. Issue 2. P. 175-198.
  17. Rivkin S.G., Hanushek E.A., Kain J.F. Teachers, schools and academic achievement//Econometrica. 2005. Vol. 73(2). P. 417–458.
  18. Tynjälä P., Heikkinen H.L.T. Beginning Teachers’ Transition from Pre-service Education to Working Life: Theoretical Perspectives and Best Practices // Zeitschrift für Erziehungswissenschaft. 2012. Vol. 14(1). P. 11–34.
  19. Villar A., Strong M. Is mentoring worth the money? A benefit-cost analysis and fiver-year rate of return of a comprehensive mentoring program for beginning teachers // ERS Spectrum. 2007. Vol. 25(3). P. 1–17.

Информация об авторах

Андрущенко Татьяна Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии образования и развития, декан факультета психолого-педагогического и социального образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», Волгоград, Россия, e-mail: tandr@vspu.ru

Аржаных Елена Владимировна, начальник Отдела планирования и сопровождения научных проектов и мероприятий, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, e-mail: arzhanyhev@mgppu.ru

Виноградов Владислав Львович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Елабужского института, Казанский (Приволжский) федеральный университет (ФГАОУ ВО КФУ), Елабуга, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8632-5612, e-mail: vinogradov.ksu@yandex.ru

Минюрова Светлана Алигарьевна, доктор психологических наук, профессор, ректор, заведующая кафедрой общей психологии Института психологии, Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия, e-mail: minyurova@uspu.ru

Федекин Игорь Николаевич, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии факультета педагогики и психологии, ФГБОУ ВО НГПУ, Набережные Челны, Россия, e-mail: ifedekin@mail.ru

Федоров Александр Александрович, доктор философских наук, профессор, ректор, ФГБОУ ВО НГПУ, Нижний Новгород, Россия, e-mail: fedorov_aa@mininuniver.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3077
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 18

Скачиваний

Всего: 4107
В прошлом месяце: 50
В текущем месяце: 60