Психолого-педагогические исследования
2017. Том 9. № 3. С. 116–128
doi:10.17759/psyedu.2017090312
ISSN: 2587-6139 (online)
Межведомственное взаимодействие как механизм развития психологической службы в образовании
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: межведомственное взаимодействие, психологическая служба, методологические принципы, профессиональная деятельность психолога образования
Рубрика издания: Методология и технология образования
Тип материала: обзорная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090312
Для цитаты: Алехина С.В., Фальковская Л.П. Межведомственное взаимодействие как механизм развития психологической службы в образовании [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 3. С. 116–128. DOI: 10.17759/psyedu.2017090312
Полный текст
Задачи социальных институтов, в том числе образования, лежат в сфере обеспечения социального благополучия и профилактики рисков общественного развития. Современные дети по-своему переживают глубокие социальные проблемы, попадая в зоны риска, и по- своему реагируют на них. Как следствие - суицидальное и девиантное поведение, формы опасного «досуга», новые формы зависимости, употребление ПАВ, криминализация.
Социальные преобразования, происходящие в обществе, и разнообразная проблематика социальных рисков формируют запрос на их эффективное разрешение. Эффективность таких преобразований напрямую зависит от межведомственной кооперации как на уровне социальных решений, так и в процессе их реализации [14]. Психологическая служба на современном этапе развития изменяет свои методологические основания и становится системой, интегрирующей разные сферы социального мира.
Ключ к решению этих системных задач лежит в методологии межведомственного подхода, который обеспечивает новое проектирование социальных решений, моделей управления и деятельности. Рассмотрим его содержательное наполнение.
Межведомственный подход в работе органов власти - это важнейший методологический принцип организации, качества и эффективности социальных и образовательных услуг [5; 8]. Этот принцип используется при проектировании государственных программ и создании информационных систем и документов, регулирующих социальную сферу, он лежит в основе разработки межведомственных комплексных планов, становится базовым для создания рабочих групп, обеспечивающих развитие проекта. В современных условиях развития социальной сферы проектируются межведомственные модели в реализации отдельных направлений государственной политики и социальной практики, которые требуют интеграции и согласования усилий разных ведомств и специалистов. Например, реализованы пилотные проекты по созданию комплексной системы оказания помощи детям с расстройствами аутистического спектра и их семьям, начата работа по проекту отработки пилотной модели по созданию системы комплексной реабилитации людей с инвалидностью, внедряются порядки межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Большинство исследователей и практиков, изучающих межведомственное взаимодействие, считают, что оно позволяет преодолеть ведомственную ограниченность, дает возможность исключить управленческое дублирование, предполагает создание эффективных технологий работы на основе единого информационного поля и общих скоординированных усилий. Необходимость межведомственного взаимодействия возникает тогда, когда у субъектов появляются взаимно пересекающиеся интересы, частично или полностью совпадают цели деятельности. Эти интересы и цели должны быть направлены на предмет взаимодействия, общий для обеих сторон. Поэтому, по мнению А.И. Сухарева, понятие «межведомственное взаимодействие» интересно рассматривать в методологии деятельностного подхода, с позиции содействия. При этом содержанием взаимодействия станет непосредственный обмен целями, формами, методами и способами деятельности. В этом процессе рождаются новые модели и технологии профессиональной деятельности специалистов и руководителей. «Межведомственное взаимодействие, выстроенное на принципе социального партнерства, обеспечивает согласование интересов и возможностей различных сторон, позволяет выстроить эффективные механизмы комплексного решения проблем. Таким образом, это не просто совместная деятельность, а деятельность во имя достижения общих целей. Базой интеграции целей выступают пересекающиеся интересы взаимодействующих субъектов. Если нет пересечения интересов, то и нет поля для партнерства» [15, с. 6].
Организация межведомственного взаимодействия в современных условиях развития нормативно-правового регулирования должна стать механизмом, способствующим достижению более высоких показателей в области предоставления социальных и образовательных услуг [2]. При этом актуальной и крайне сложной задачей является построение новых моделей профессиональной деятельности специалистов, включенных в практическую реализацию этого принципа. Наша задача - осмысление институциональных моделей в системе образования, основанных на межведомственности и влияющих на развитие психологической службы системы образования и профессиональной деятельности психолога.
Очевидно, что эффективная деятельность специалиста в области социальных услуг [12; 18] требует его участия в системе межведомственного взаимодействия. Как уже отмечалось, разрешение проблем получателя услуг предполагает широкую межведомственную кооперацию, умение эффективно работать в межведомственной команде. В то же время очевидно, что принятие порядка межведомственного взаимодействия в процессе оказания социальных услуг само по себе не является механизмом устранения отмеченных барьеров, а скорее указывает на привлекательную социальную цель. Ее достижение оказывается напрямую зависящим от формирования у специалистов социальной сферы не только профессиональных, но и межпрофессиональных компетенций [14].
В условиях междисциплинарной кооперации, интеграции знаний и методов работы формируются новые модели деятельности специалистов разных практических областей. Согласованность, которая является главным принципом в построении межведомственного взаимодействия, способствует формированию профессионального мышления педагога- психолога, следствием чего становятся профессиональное развитие, накопление междисциплинарных знаний и понятий, новых способов деятельности.
В контексте актуальной проблематики вызовов, связанных с социальными рисками, профессиональная деятельность психологов образования должна быть сопряжена с профессиональной деятельностью медицинских работников, социальных педагогов, сотрудников социально-реабилитационных центров, правоохранительных органов. Такое взаимодействие формирует особые компетентности педагогов-психологов, входящих в психологическую службу образования: понимание междисциплинарности, знание границ своей профессиональной компетенции, способность выстраивать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие.
На принципах межведомственности разработан профессиональный стандарт педагога-психолога [9], в рамках апробации и применения которого стоят задачи по созданию моделей и регламентов межведомственного взаимодействия, разработке и диссеминации опыта реализации лучших межведомственных практик оказания социальных и образовательных услуг с учетом требований профессионального стандарта, основы которого определены в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584 [7].
Важно заметить, что получение необходимых условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, осуществление бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции, гарантировано Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [17]. Психологическая служба системы образования снимает ведомственные границы, неся ответственность за развитие и образование подрастающего поколения. Образование рассматривается нами не как отдельное ведомство, а как социальный институт подготовки подрастающего поколения к жизни. Проект Концепции развития психологической службы до 2025 года [11] построен на обеспечении такой деятельности психологической службы, которая учитывает все условия, механизмы, требования по защите всех участников образовательного процесса в соответствии с действующим законодательством. Проектируя организационно-структурные и технологические решения в организации психологической службы, необходимо учитывать те институциональные формы, которые зарекомендовали свою эффективность и основаны на межведомственном подходе.
Межведомственность становится ресурсом развития психологической службы на организационном и междисциплинарном уровнях, предусматривая одну из самых важных составляющих - психологическую - в деятельности командной работы служб ранней помощи и психолого-медико-педагогических комиссий, при проведении индивидуальной профилактической работы субъектами системы профилактики и в организации работы в комиссиях по делам несовершеннолетних, в организации работы центров психологопедагогической, медицинской и социальной помощи (далее - центр ППМС-помощи) в целом. Указанные институты имеют разные организационно-правовые формы, но их деятельность базово предусматривает участие представителей различных ведомств в реализации возложенных задач.
Более 20 лет назад центры ППМС-помощи создавались как организации для решения задач комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей, испытывающих трудности в развитии и обучении, реализующие межведомственные подходы. За этот период создано и отработано множество технологических решений междисциплинарного взаимодействия специалистов различных научных сфер и отраслей. Специалисты, работающие в таких центрах, являются носителями уникальных профессиональных междисциплинарных практик, они владеют знаниями и методами комплексного подхода и профессиональной кооперации.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определил широкий спектр функций центра ППМС-помощи, требующих межведомственного взаимодействия, - «центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи осуществляет комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями» [17]. Широкий спектр закрепленных нормативными документами функций центров ППМС- помощи можно реализовать только в случае межведомственного взаимодействия организаций и при помощи междисциплинарной команды специалистов, владеющих технологиями командной работы. В свою очередь в них сконцентрированы системные психологические и методические ресурсы, обеспечивающие координацию регионального уровня психологической службы образования.
В настоящее время центры ППМС-помощи становятся ресурсными организациями для развития в образовании инклюзивного процесса, организации предупреждения детского неблагополучия. Так, методическими рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации [6] с учетом лучших региональных практик деятельности центров ППМС-помощи выделяется уровень межведомственного взаимодействия при организации комплексной помощи детям и взрослым - участникам образовательной деятельности, органам и учреждениям системы профилактики. Современные организационно-управленческие модели деятельности центров ППМС-помощи предусматривают создание ресурсных подразделений, обеспечивающих психологопедагогическое сопровождение инклюзивных практик: «...деятельность центров в сфере инклюзивного образования весьма многообразна и вариативна и, будучи хорошо организованной, открывает большие возможности для становления инклюзивного образования в соответствии с требованиями времени» [6]. При этом деятельность психолога в системе образования должна рассматриваться как часть общей работы по системному междисциплинарному сопровождению образовательного процесса, от которого во многом зависят эффективность и качество процесса инклюзии.
Еще один важнейший структурный элемент психологической службы образования - психолого-медико-педагогическая комиссия. В основе ее деятельности заложен механизм межведомственного взаимодействия специалистов различных ведомств, обеспечивающих в первую очередь междисциплинарную оценку образовательных потребностей детей и межведомственную координацию при разработке и реализации их образовательных траекторий. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого- медико-педагогическими комиссиями» определен регламент взаимодействия специалистов психолого-медико-педагогических комиссий и бюро медико-социальной экспертизы с целью координации действий по освидетельствованию детей, обмену информацией для повышения объективности принимаемых решений по установлению инвалидности и разработке оптимальных для детей-инвалидов индивидуальных программ реабилитации [10].
Наиболее развита практика межведомственного взаимодействия в деятельности центральных психолого-медико-педагогических комиссий (далее - ЦПМПК). По результатам мониторинга деятельности ЦПМПК, проведенного сотрудниками Института проблем инклюзивного образования Московского государственного психолого-педагогического университета по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации, были проанализированы межведомственные связи ПМПК регионального и муниципального уровней с организациями других ведомств. Все ЦПМПК взаимодействуют с учреждениями здравоохранения и социальной защиты, 91,7 % комиссий сотрудничают с учреждениями образования. Более половины ЦПМПК (66,7 %) организуют свою работу с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. Несколько иная структура межведомственного взаимодействия - в деятельности территориальных ПМПК (далее - ТПМПК). Так, практически все ТПМПК (96,1 %) взаимодействуют с учреждениями образования, большая часть ТПМПК (88,3 %) - с учреждениями здравоохранения, 66,7 % ТПМПК взаимодействуют с учреждениями социальной защиты, и только 39,4 % ТПМПК - с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. Важно отметить, что указанное межведомственное взаимодействие не всегда имеет официальное оформление. Договоры о реализации сетевой формы образовательной программы с учреждениями образования заключены только у 65 % территориальных ПМПК и 61,5 % центральных ПМПК. Так, 46,2 % ЦПМПК заключили договоры с учреждениями социальной защиты, 38,5 % - с учреждениями здравоохранения. Среди ТПМПК только 19,2 % имеют договоры с учреждениями здравоохранения и 11,8 % - с учреждениями социальной защиты. Данные мониторинга свидетельствуют, что муниципальный уровень, наиболее богатый с точки зрения наличия ПМПК и психологических служб, в части осуществления межведомственного взаимодействия нуждается в дополнительном анализе и нормативноправовом закреплении.
В условиях развивающейся идеи непрерывности включающей образовательной практики ведутся горячие дискуссии о моделях ранней помощи детям с трудностями в развитии. Опираясь на уже сложившиеся межведомственные связи, имеющийся кадровый и методический ресурс, в ПМПК и центрах ППМС-помощи начинают создаваться Службы ранней помощи как отдельные структурные подразделения. В декабре 2016 г. утверждена Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года [13]. В ней предусматривается комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их семьям, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество. Посредством создания модели межведомственного взаимодействия, разработки и внедрения в практику типовых правил организации межведомственного взаимодействия организаций, участвующих в программе ранней помощи, планируется отработка механизмов взаимодействия специалистов, работающих в учреждениях разных ведомств, сконцентрированных на решении ряда специфических задач по созданию служб ранней помощи. Таким образом, рождается еще одна важная институциональная модель, в которой профессионально участвует психолог образования.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 26 Федерального закона от 24 июня № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» центры ППМС-помощи и психолого-медико-педагогические комиссии устанавливают межведомственное взаимодействие со специалистами органов внутренних дел и других правоохранительных органов [16]. В статье 4 данного Федерального закона определен перечень органов и учреждений, входящих в систему профилактики [16]. Это комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защиты населения, органы управления образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранения, органы службы занятости, органы внутренних дел и другие ведомства. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществляют меры по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [3]. Взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики по вопросам профилактики рисков и безопасности детства во многом расширяет ресурсы психологической службы образования и ставит перед ней новые задачи.
Под влиянием системных изменений, вызванных реализацией межведомственного подхода, трансформируются организационные основы психологической службы системы образования. Межведомственность становится базовым принципом в изменении содержания профессиональной деятельности педагога-психолога как специалиста отдельной организации. Психолог образования становится участником междисциплинарных команд, работающих в условиях межведомственного взаимодействия. Вследствие этого мало дать психологу знания психологической науки - необходимо научить его интегрировать свои знания в ту или иную социальную сферу, обеспечивать свою деятельность профессиональной рефлексией, которая приведет к пониманию границ своей профессиональной компетенции и ответственности. Согласованность, которая является главным принципом в построении взаимодействия, способствует формированию профессионального мышления педагога-психолога, следствием чего становится профессиональное развитие, накопление междисциплинарных знаний и понятий, способов деятельности. В условиях междисциплинарной кооперации, в условиях интеграции знаний и методов работы формируются эффективные модели профессионального сотрудничества. Взаимодействие всегда поднимает вопросы понимания и культуры сотрудничества.
Профессиональная культура психологов образования во взаимодействии с другими специалистами становится отдельной задачей. Межпрофессиональные диалоги требуют ключевой фигуры, которая может помочь достичь понимания и принятия коллегиального решения, например, в работе ПМПК или консилиума. Психолог по специфике своего образования и полученных компетенций может стать такой фигурой.
Профессиональная деятельность психолога образования имеет особую специфику и характеризуется рядом отличительных признаков, вызванных особенностями профессиональной позиции специалиста в условиях педагогического коллектива. Деятельность педагога-психолога может быть охарактеризована как «сложноорганизованная полифункциональная деятельность, состоящая из нескольких взаимосвязанных между собой видов, различающихся по форме, способам осуществления, функциональной направленности... "метадеятельность” включающая не только деятельность психолога и ребенка, но и управление деятельностью воспитывающих его педагогов и родителей. деятельность, требующая максимально развернутой ориентировки на всех уровнях педагогической системы» [4, с. 18].
Профессиональное развитие педагога-психолога представляет собой актуальную и значимую психолого-педагогическую проблему, заключающуюся в поисках ответов на вопросы: как достичь соответствия содержания профессионализации психолога образования особенностям и требованиям деятельности? каковы механизмы и условия развития психолога образования как субъекта профессиональной деятельности? какие образовательные и иные технологии обеспечат формирование компетенций психолога, необходимых для профессиональной деятельности?
Острота востребованности психологической работы в образовательных организациях не может рассматриваться без комплексного анализа и разрешения воспитательных проблем, обретения смыслов и ценностей не только в детской, но и во взрослой среде. Общественные ожидания от работы психологической службы системы образования во многом продиктованы существенными изменениями в жизни самого общества, активным развитием коммуникации в интернет-сообществах, модификацией отношения к психологической помощи и психологии как науке в целом.
Родительское сообщество в свою очередь имеет целую палитру представлений и ожиданий от деятельности как школы в целом, так и психологов в частности. Часть родителей готовы доверять специалистам-психологам, когда, по их мнению, они сами, как любящие родители, не могут оказать ребенку поддержку и помощь. Одна из позиций заключается в том, что педагог-психолог должен работать со всеми, в том числе для выявления «скрытого неблагополучия», особых образовательных потребностей у разных групп обучающихся. Данной позиции в дискуссиях противопоставляется тезис о том, что если в школе большое количество обучающихся (например, более 1 6000 детей), то один или два педагога-психолога никогда со всеми обучающимися работать не смогут. На пересечении этих мнений все больше и больше закрепляется практика, когда психолог работает только с обратившимися за помощью к нему непосредственно, что ограничивает его возможности влияния на образовательную среду в целом, оказания своевременной помощи тем, кто находится в зоне риска развития. Уже сейчас ряд экспертов высокого уровня констатируют, что эффективность деятельности школьных психологов остается недостаточной и в определенной части это может приводить к трагическим последствиям.
Само профессиональное сообщество педагогов-психологов, психологов, претендующих на экспертный уровень оценки работы психологической службы образования, демонстрирует элементы групповой поляризации, ослабляющей позитивное влияние на образовательную деятельность, оно недостаточно консолидировано для формирования единого подхода в организационно-управленческом плане, в определении ориентиров своей деятельности.
Такая многогранность содержания общественных дискуссий о психологической службе образования, предназначении педагога-психолога свидетельствует о необходимости проведения особой работы учеными и профессионалами в части формирования конгруэнтной позиции, обеспечивающей общее поле понимания смыслов тех вызовов, которые должны определять направления развития, обозначать требования к профессиональной деятельности педагогов-психологов и их доступной трансляции всем участникам образовательной деятельности.
Переход на профессиональный стандарт педагога-психолога, утвержденный приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н [9] и созданный с учетом межведомственного подхода, должен повысить планку эффективности деятельности психолога образования и разрешить следующие проблемы: дефицит информационной составляющей для широкого сообщества, не только психологов, но и других специалистов, обеспечивающих комплексную помощь; интеграция профессионального стандарта в более широкий процесс общественного развития; связь с воспитательной составляющей; выработка принципов психологической экспертной позиции по отношению к информационным вызовам и резонансным ситуациям; внедрение стандарта с точки зрения ресурсной обеспеченности.
Литература
- Алехина С.В. Включение педагога-психолога в инклюзивное образование // Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики: Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции (Москва, 21–23 июня 2017 г.)/ Гл. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2017. С. 260–266.
- Алехина С.В., Забродин Ю.М. Межведомственное взаимодействие при внедрении профессионального стандарта педагога-психолога // Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы: Материалы подготовлены в соответствии с поручением Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере (протокол № 8 от 28.09.2015). М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. С. 42–49.
- Байгалиева Ю.Ю. Эффективность межведомственного взаимодействия школы и субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности, преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних // Педагогическое мастерство: Материалы VI Международной научной конференции (Москва, июнь 2015 г.). М.: Буки-Веди, 2015. С. 221–224.
- Лежнина Л.В. Готовность психолога образования к профессиональной деятельности: этапы, механизмы, технологии формирования: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2009. 48 с.
- Методические рекомендации по обеспечению перехода органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к предоставлению услуг на основе межведомственного взаимодействия (Методика проектирования межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг на уровне субъекта Российской Федерации) (одобрены 21.10.2011) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130588 (дата обращения: 14.08.2017).
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи») [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176809 (дата обращения: 14.08.2017).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» [Электронный ресурс] // СПС ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/71431038/#ixzz4sLs7Evz9 (дата обращения: 18.08.2017).
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2014 г. № 889н «Об утверждении рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальном сопровождении)» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_177202 (дата обращения: 14.08.2017).
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог-психолог (Психолог в сфере образования)ˮ» [Электронный ресурс] // Портал психологических изданий PsyJournals.ru. URL: https://psyjournals.ru/psynews/77328.shtml (дата обращения: 18.08.2017).
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями» [Электронный ресурс] // СПС ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/70582748/#ixzz4sLwPIDni (дата обращения: 14.08.2017).
- Проект концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]// URL: http://www.psy.msu.ru/science/conference/psy_service/2016/2016-11-18/conception.pdf (дата обращения: 14.08.2017).
- Профессиональные стандарты [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157436 (дата обращения: 10.08.2017).
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_204218/ (дата обращения: 10.08.2017).
- Рубцов В.В. О межведомственном взаимодействии в реализации социальной и образовательной инклюзии для социально уязвимых групп населения // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. С. 87–93. doi: 10.17759/pse.2016210107.
- Сухарев А.И. Теоретические и методологические основы социологии социального партнерства // Социология социального партнерства: Сборник научных статей / НИИ регионологии при Мордовском гос. ун-те; отв. ред. А.И. Сухарев. Саранск: [б.и.], 1999. 156 с.
- Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // СПС ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/12116087/#ixzz4sNLPcLCB (дата обращения: 14.08.2017).
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]// URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 10.08.2017).
- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558 (дата обращения: 10.08.2017).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2189
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 14
Скачиваний
Всего: 1814
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 1