Психолого-педагогические исследования
2023. Том 15. № 4. С. 3–24
doi:10.17759/psyedu.2023150401
ISSN: 2587-6139 (online)
Социально-психологический портрет современного студента педагогического направления подготовки
Аннотация
В статье уточняются особенности профессиональной деятельности современных педагогов; обсуждаются требования, которые предъявляет профессия к личности педагога; через призму контент-анализа современных исследований описываются социально-психологические характеристики современного студента педагогического направления подготовки; выделяются факторы и условия формирования личности будущих педагогов. Актуальность данного исследования обусловлена особым вниманием, которое уделяется подготовке будущих педагогических работников в рамках Года педагога и наставника, объявленного Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина в 2023 году, ведь современная студенческая молодежь, обучающаяся по педагогическим направлениям подготовки, однажды станет наставниками подрастающего поколения. В связи с этим было предпринято данное исследование. Для этой цели применялись методы контент-анализа, методы описательной статистики, метод сравнения, метод синтеза. В рамках исследования анализируются около 235 научных работ, глубина научного поиска составила 11 лет, а выборка – 45893 студентов педагогических специальностей. Результатом проведенного анализа стало описание социально-психологического портрета студента, обучающегося по педагогическим направлениям подготовки.
Общая информация
Ключевые слова: педагог , портрет, студент-педагог
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2023150401
Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 08.02.2023 № 073-00038-23-01
Получена: 08.10.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Ульянина О.А., Юрчук О.Л., Никифорова Е.А., Кнышева Т.П., Борисенко Е.В. Социально-психологический портрет современного студента педагогического направления подготовки [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2023. Том 15. № 4. С. 3–24. DOI: 10.17759/psyedu.2023150401
Полный текст
Введение
Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. В связи с этим особое внимание уделяется подготовке будущих специалистов, готовящихся стать педагогами, а в дальнейшем наставниками подрастающего поколения. Как отмечает В.В. Рубцов: «Отсутствие согласованного видения профессиональным сообществом педагогов, профессорско-преподавательским составом педагогических факультетов вузов и гражданами Российской Федерации портрета современного педагога и его профессиональных качеств возможно преодолеть в рамках реализации комплексного проекта по модернизации педагогического образования. Проведение исследования профессиональной идентичности педагога позволит составить портрет современного педагога и определить основные его представления о взаимодействии с участниками образовательных отношений» [37].
В этой связи актуальным и востребованным видится изучение особенностей профессиональной деятельности современных педагогов; требований, которые предъявляет профессия к компетенциям выпускников; социально-психологический портрет современного студента педагогического направления подготовки; факторов и условий формирования будущих педагогов. Студенчество – это особый период профессионального обучения и профессионального становления будущего специалиста, в ходе которого обучение приобретает личностный смысл и раскрывает перспективы развития внутреннего потенциала. За последние десятилетия в отечественной науке накоплен значительный объем знаний по изучению молодежи, обучающейся в вузах страны.
Методы и методики
Проведенное сотрудниками Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации ФГБОУ ВО МГППУ (далее – ФКЦ) исследование направлено на изучение социально-психологических характеристик студенческой молодежи, обучающейся по педагогическим специальностям в вузах Российской Федерации. Для этого осуществлен анализ научных работ, посвященных исследованиям молодежи, обучающейся в российских вузах. Из общего числа публикаций были выделены научные работы авторов психолого-педагогической и социальной направленности, рецензируемые и соответствующие критериям научности, все рассмотренные работы размещены в открытом доступе в научной электронной библиотеке elibrary.ru, на портале психологических изданий PsyJournals.ru, глубина научного поиска составила 11 лет (период публикаций – 2012-2023 гг.), так как в этот период произошло усиление научного интереса к педагогическим специальностям.
Для осуществления научного поиска работ, посвященных изучению социально-психологических характеристик студентов, определены составляющие социально-психологической структуры личности:
- Социально-психологические характеристики, относящиеся к когнитивной, эмоциональной, поведенческой, мотивационной, ценностно-смысловой сферам личности, переживанию психологической безопасности и благополучия; причем под социально-психологическими характеристиками понимается набор личностных качеств, описывающих социальные способности личности, ее социальную позицию.
- Компетентности, проявляемые личностью в социальных отношениях: коммуникативная, конфликтологическая, антикризисная, социально-психологическая.
Совокупный объем выборки – 45893 студентов педагогических специальностей, обучающихся в 59 вузах (в том числе во всех 34 вузах, подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации). В качестве участников выступали обучающиеся организаций высшего образования Российской Федерации – бакалавриата (90,5% от общего количества участников) и магистратуры (9,5%). Возраст участников-бакалавров – 17-28 лет (1-5 курсы), участников-магистрантов – 19-40 лет (1-2 курсы) (табл. 1).
Таблица 1. Численность студентов, принявших участие в рассмотренных исследованиях (N=45893)
Образовательный уровень |
Численность студентов педагогических вузов |
Численность студентов непедагогических вузов |
МГППУ |
Общая численность |
Бакалавриат |
35262 |
5542 |
1061 |
41523 |
Магистратура |
660 |
797 |
165 |
1622 |
Объединенная выборка (бакалавриат, магистратура) |
2406 |
|||
ВСЕГО |
45893 |
Были выделены две группы исследований:
- с участием обучающихся педагогических образовательных организаций высшего образования по любым направлениям подготовки (в том числе обучающихся ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»);
- с участием обучающихся образовательных организаций высшего образования, не включенных в перечень подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации, по направлению подготовки «Педагогическое образование».
Для достижения цели исследования были использованы метод контент-анализа (определение частоты встречаемости таких смысловых единиц, как «студент», «педагог» и др., в отобранных для первичного анализа научных работах), методы описательной статистики (табличное представление полученных результатов, в том числе количественных показателей контент-анализа), метод сравнения (сопоставление результатов исследований по каждому блоку, описывающему одну из составляющих социально-психологической структуры личности), метод синтеза (использование выделенных социально-психологических характеристик и компетенций педагога для описания социально-психологического портрета современного студента, будущего педагога).
Проведенный контент-анализ по типу публикаций (табл. 2) показал, что основное количество тем, посвященных студентам, встречается в научных статьях (9489 публикаций) и сборниках трудов конференций (9065 публикаций), представленных на портале elibrary.ru с 1975 года по 2023 год.
Таблица 2. Типы публикаций на портале elibrary.ru (1975-2023 гг.), в тематику которых включено слово «студент» (N=20452)
Типы публикаций на портале elibrary.ru |
Количество |
научная статья в журнале |
9489 |
статья в сборнике трудов конференции |
9065 |
статья в сборнике статей |
519 |
статья в журнале по материалам конференции |
364 |
тезисы доклада на конференции |
272 |
учебное пособие |
238 |
обзорная статья в журнале |
135 |
монография |
69 |
глава в книге |
63 |
статья в журнале – разное |
52 |
сборник трудов конференции |
50 |
краткое сообщение в журнале |
33 |
методические указания |
20 |
аннотация в журнале |
17 |
сборник тезисов докладов на конференции |
15 |
статья в журнале – персоналия |
10 |
отчет о НИР/НИОКР |
10 |
рецензия в журнале |
8 |
сборник статей |
6 |
статья в журнале по материалам научного отчета |
4 |
словарь или справочник |
4 |
диссертация |
4 |
автореферат диссертации |
3 |
коллективная монография |
1 |
брошюра |
1 |
Социально-психологические характеристики современной студенческой молодежи, обучающейся в педагогических вузах
Эмпирические исследования, рассмотренные в ходе анализа, позволяют сделать вывод о разнообразии социально-психологических характеристик студентов, вызывающих научный интерес. Профессиональная ментальность студентов в период вузовского обучения изменяется в зависимости от курса обучения. У студентов 1 курса выявлены сильная заинтересованность в мнении группы, выраженная мотивация общения. С первого по четвертый курс усиливается интерес к учебной деятельности, на пятом курсе – к профессиональной деятельности. Большинство студентов ориентировано на будущее. Современный студент характеризуется средним уровнем развития памяти и креативности, средним уровнем сформированности критического мышления [16]. Осознание себя в профессии в основном связано с изменением мотивационно-ценностного отношения к учебной и профессиональной деятельности [5; 17; 20].
У части студентов преобладающими выступают внешние мотивы, однако встречаются обучающиеся, имеющие устойчивую систему внутренней мотивации [21; 26; 27; 34]. Студенты в равной степени ориентированы на достижение успеха или избегание неудач. При этом отмечаются неуверенность в своих психолого-педагогических знаниях и связанная с этим тревожность, сложность применения теоретических знаний на практике [39; 49].
В качестве индивидуальных приоритетов и нормативных идеалов современного студента отмечаются стремление к самостоятельности и желание получить от жизни максимальное удовольствие [43; 46]. Представления о себе основываются на личностной свободе, готовности построить свою жизнь на основе собственных смыслов при отсутствии стремления к развитию творческой индивидуальности [23]. Существенно замедляется развитие профессиональных представлений в результате воздействия негативных эмоциональных состояний, возникающих в ходе учебно-профессиональной деятельности [35]. Большая часть студентов характеризуется повышенным уровнем личностной тревожности с преобладанием механизмов психологической защиты компенсации и отрицания. Ситуативная тревожность в основном проявляется на среднем уровне, свидетельствуя об адекватном восприятии происходящих событий [11; 38].
Приоритетную группу ценностей составляют здоровье, любовь, счастье других, друзья и семья, установление взаимоотношений и коммуникации. Для достижения ценностей-целей студенты готовы ответственно подойти к выполнению профессиональных обязанностей, сохраняя контроль над своими эмоциональными проявлениями при взаимодействии с другими людьми. Ценности общения, личной жизни и духовного удовлетворения присущи большинству участников. Важно отметить, что приоритетной ценностью во многих из рассмотренных исследований отмечено развитие себя, ценность достижения оценивается выше материального положения. Уровень мотивации к исследовательской деятельности у большинства студентов выражен на среднем уровне [1; 4; 28; 47].
Для будущих педагогов в начале их профессионального обучения важнее всего найти самовыражение во взаимодействии с другими людьми. Невысока значимость идентификации себя как будущего учителя, будущего профессионала. Творчество и работа как вид занятости часто занимают последние места в системе ценностей современного студента. Поступая в педагогический вуз, студенты не обнадеживают себя перспективой высокого заработка [1; 30; 31].
При наличии выраженного перфекционизма, направленного на себя, большинство студентов готовы брать на себя ответственность за свои действия, считая достижения результатом своих усилий, умений, навыков и качеств. Стремление студентов к самоконтролю недостаточно отражается на способности преодолевать трудности, понимать и владеть копинг-стратегиями, управлять своими эмоциями в ситуации стресса [2; 29].
Процесс обучения в педагогическом вузе может способствовать развитию у студентов эмоционального интеллекта, готовности понимать других людей, сочувствовать им и сопереживать, оказывать на них позитивное влияние, при этом реализуясь как профессионал. На удовлетворенность обучением и безопасность образовательной среды в подготовке будущего педагога значительное влияние оказывают эмоционально-психологический климат, настрой и взаимодействие с участниками образовательного процесса, авторитетность преподавателей, демократичность общения и т.д. [15; 44].
Студенты демонстрируют готовность отстаивать свою позицию, чаще используются стратегии соперничества и компромисса. Иногда ряд интолерантных установок могут способствовать возникновению и эскалации конфликта [48].
Сохранение психологического здоровья является важным аспектом жизни педагогического работника, наиболее часто оно понимается как обладание навыками саморегуляции и владение психологической грамотностью [32]. Особую роль в достижении поставленных целей и эффективности профессиональной деятельности будущего специалиста играет умение ориентироваться в ситуациях межличностного общения, правильно выбирать способы и подходы взаимодействия, учитывая особенности личности другого человека. Студенты и молодые педагоги, начиная профессиональную деятельность, испытывают трудности с волнением и тревогой на уроке, с опасениями допустить ошибку. Половина студентов испытывают трудности с подготовкой и проведением занятий, они не чувствуют поддержки коллектива и преемственности [8; 12; 25]. Чаще студенты готовы отвечать за собственные действия и решения, однако не всегда понимают ответственность за участие в жизни других людей и страны в целом [19].
Только часть студентов осознают значимость организации педагогического взаимодействия для эмоционально-психологического состояния обучающихся, испытывают личную потребность в реализации педагогического взаимодействия, овладевают большинством современных педагогических технологий, проявляют инициативность [13]. Профессиональная готовность к взаимодействию с группой детей проявляется у студентов, имеющих опыт менторства или волонтерства. Студенты, имеющие опыт менторства, чаще готовы работать с детьми с особыми образовательными потребностями, с детьми из неблагополучных/асоциальных семей и различных субкультур. Однако вне зависимости от наличия такого опыта в меньшей степени студенты готовы работать с детьми, оставшимися без попечения родителей, с детьми иностранных граждан и вынужденных переселенцев. Изучение готовности студентов к волонтерской деятельности позволило сделать вывод, что студенты-психологи демонстрируют более выраженную эмпатию, альтруизм и мотивацию к оказанию помощи другим, что напрямую влияет на профессиональные качества будущих специалистов [33; 36].
Таким образом, научный интерес представляют различные социально-психологические характеристики обучающихся в педагогических вузах.
Социально-психологические характеристики современной студенческой молодежи, обучающейся в непедагогических вузах по педагогическим направлениям подготовки
Исследование студентов-педагогов, обучающихся в непедагогических вузах, представляет специфичную сферу научных работ. С одной стороны, подобных исследований немного, выборки относительно небольшие. С другой – подобные научные работы затрагивают широкий спектр проблем, как связанных с формированием профессиональных компетенций, так и с развитием ценностно-смысловой сферы личности, проявлением особенностей поведения в различных ситуациях. Исследования в большей степени проводились с участием студентов-бакалавров младших курсов.
Результаты исследований демонстрировали специфику ценностных ориентаций студентов-педагогов, сформированность волевых ресурсов, способность совладать со стрессовыми ситуациями, ориентированность в социальных аспектах педагогической работы. В качестве основных ценностей студенты выбирают счастливую семейную жизнь, материально обеспеченную жизнь, познание, расширение кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие, общественное признание и жизненную мудрость. Будущие педагоги в значительной степени ориентированы на аккуратность, воспитанность, исполнительность, непримиримость к недостаткам в себе и других, ответственность [40].
Также у студентов отмечается средний или низкий уровень профессионально-педагогической рефлексии, при том что самооценка в основном отмечается как заниженная или завышенная [7]. Профессиональные притязания студентов-будущих педагогов во всех сферах педагогической деятельности взаимосвязаны с самооценкой педагогических способностей [18]. Знание студентов о педагогическом и критическом мышлении учителя, его компонентах достаточно фрагментарно, что сказывается на принятии педагогических решений и применении знаний общих закономерностей к конкретным педагогическим ситуациям и их оценке [14].
При вхождении в педагогическую профессию студенты отмечают важность сохранения профессионального ментального здоровья, они интерпретируют это понятие как состояние благополучия, в котором они реализуют свой профессионализм, творческие способности, результативно работают и справляются с возникшими проблемами [3]. Также большинство студентов характеризуется умеренным уровнем ситуативной тревожности и высоким уровнем личностной тревожности [9]. Профессионально важные качества преимущественно развиты на среднем уровне [6].
Первокурсники в большей степени способны к принятию ценностей и норм группы, склонны к коллективизму, достаточно ответственны в индивидуальной и коллективной работе, но подобное поведение продиктовано не осознанной мотивацией и потребностями, а неуверенным поведением и личностной незрелостью [42]. Способность к самоактуализации студентов-будущих педагогов первого курса невысокая [41].
Мотивы выбора профессии обусловлены необходимостью взаимодействовать с другими людьми, получением специальных знаний, возможностью реализовать творческий потенциал, представлены потребностью педагогического призвания, интересом к педагогической деятельности, желанием передать свои знания следующим поколениям, важностью воспитания детей и молодежи, что порой отличается от мотивов студентов педагогических вузов [21]. Преобладающим типом мотивации студентов-педагогов является избегание неудач – не допустить низких оценок на зачетно-экзаменационной сессии, избежать осуждения за низкую академическую успеваемость и ее последствий, отчисления из образовательной организации по этой причине. Большая часть студентов выражают готовность приступить к работе по специальности или продолжить свое обучение в магистратуре или аспирантуре [39].
У большинства выпускников выявлена сформированность кризисной идентичности, выражающаяся в переживаниях, связанных с поиском и изучением альтернатив, пробой себя в различных сферах, изучением своих потребностей. В качестве основных причин этого студенты называют низкую оплату труда, низкий социальный статус педагога, несоответствие своих личностных качеств эталонным качествам профессионала [22; 24]. Однако статус ценностного смысла самореализации для современных студентов остается неприкосновенным [10]. Результаты проанализированных исследований позволяют сделать вывод, что будущий педагог характеризуется стремлением к установлению контактов с другими людьми, способен аргументировать свою точку зрения, однако иногда могут быть использованы манипулятивные техники ведения спора [45].
Обсуждение результатов
Изучению социально-психологических характеристик студентов посвящено большое количество работ, так, на подготовительном этапе было отобрано 16002 публикаций, направленных на изучение студентов педагогических специальностей в различных российских вузах. Наиболее часто участниками исследования становятся обучающиеся 1-2 (младших) курсов бакалавриата, исследования с их участием чаще всего имеют большие объемы выборки. Научные работы, где участниками выступают магистранты, нередко характеризуются небольшими объемами выборки, составленной из обучающихся нескольких магистерских программ, порой связанных с различными аспектами профессиональной деятельности (например, преподавание отдельного предмета и организация управления в системе образования), в этом случае авторы таких работ считают выборку однородной и не проводят сравнительный анализ между обучающимися из разных групп. Довольно часто встречаются исследования, направленные на изучение различий обучающихся по педагогическим специальностям и других направлений подготовки (будущие врачи, инженеры или представители профессий особого риска и др.). Еще одна категория научных работ посвящается изучению и сравнительному анализу характеристик обучающихся по различным направлениям педагогической деятельности (например, будущие преподаватели математических наук и педагоги-психологи), авторы подчеркивают, что изучаемые качества в большей мере соответствуют требованиям планируемой профессиональной деятельности.
В случае, если участниками становятся одновременно обучающиеся из педагогических вузов и вузов, осуществляющих образовательные программы в различных профессиональных сферах, они также чаще всего рассматриваются как единая группа участников. В связи с этим была предпринята попытка изучения социально-психологических характеристик каждой группы: обучающихся в педагогических вузах (подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации) и обучающихся в других образовательных организациях высшего образования, которые находятся в ведении других министерств. Можно отметить, что вне зависимости от категории участников исследования, представляется научный интерес к изучению и описанию таких категорий, как наиболее значимые ценности обучающихся, система мотивов будущей профессиональной деятельности, степень овладения коммуникативными навыками. Отдельную группу исследований в непедагогических вузах представляют исследования, предполагающие сравнения студентов-будущих педагогов и студентов других специальностей (не связанных с психологической, педагогической или преподавательской деятельностью), соответственно, эти характеристики не связаны со специфическими целями педагогической подготовки и могут быть развиты у различных профессионалов (креативность, овладение информационными технологиями).
Описание и дифференциация результатов чаще всего осуществляются на основании уровня демонстрации изучаемого признака – на низком, среднем или высоком. Такой подход позволяет не только провести интерпретацию результатов в соответствии с показателями, полученными по результатам психологической диагностики, но и определить области психологического сопровождения (в первую очередь, по направлению профилактики и коррекционно-развивающей работы), которые могут быть усовершенствованы при выявлении низкого или среднего уровня необходимых для профессионального развития качеств. В достаточной степени развитые качества студентов также могут быть использованы как ресурс личности в условиях нагрузок профессиональной подготовки. В ситуации, когда целью сопровождения является снижение выраженности признака (например, тревожности), высокие показатели также могут указывать на возможные пути совершенствования психологической работы с обучающимися.
Выводы
- Изучение социально-психологических характеристик студентов-будущих педагогов представляет интерес для большого количества образовательных организаций, осуществляющих подготовку педагогов. Так, все образовательные организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, проводили такие исследования с участием своих обучающихся.
- По результатам анализа выявленных в ходе эмпирических исследований социально-психологических характеристик современной студенческой молодежи составлен портрет современного студента-будущего педагога, в том числе описаны различные сферы личности (когнитивная, эмоциональная, поведенческая, мотивационная, ценностно-смысловая), на основании этого может осуществляться дальнейшее совершенствование системы психолого-педагогической подготовки будущих профессионалов.
- Поскольку обучение по педагогическим направлениям подготовки осуществляется в различных типах образовательных организаций (педагогические вузы, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, образовательные организации высшего образования, которые находятся в ведении других министерств), были описаны социально-психологические характеристики двух категорий обучающихся. Важно отметить, что многие исследования участников в обоих группах выделяют одни и те же «мишени» для изучения: ценностная и мотивационная сфера, сформированность отдельных педагогических качеств (в том числе сформированность трудовых действий, связанных с организацией обучения и развивающей деятельности в психолого-педагогическом аспекте).
- Многие изучаемые показатели выражены у студентов на среднем уровне, не являясь заниженными, они все равно не развиты на высоком уровне, что не отражает все цели педагогического профиля подготовки.
- Выделение характеристик, выраженных на уровнях, указывающих на недостаточную сформированность важных для профессионала, будущего педагога, качеств, позволит далее осуществлять работу по совершенствованию психологического сопровождения реализации педагогических направлений подготовки, в том числе в области воспитательной работы.
Заключение
К началу профессионального обучения студенты уже имеют сформированные в процессе предыдущего жизненного опыта мотивационные установки, ценностные ориентации, представления о себе самом, о профессии, профессиональных ожиданиях. Одни личностные качества претерпевают изменения в процессе освоения профессиональной деятельности, другие остаются неизменными.
Создание социально-психологического портрета современного студента-будущего педагога позволяет совершенствовать различные аспекты профессиональной подготовки, модернизировать учебно-профессиональный процесс в соответствии с современными социальными вызовами, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение соответственно запросам и потребностям участников образовательных отношений. По результатам проведенного анализа эмпирических исследований, посвященных изучению социально-педагогических характеристик современных студентов, осуществлены разработка и описание модели социально-психологических компетенций педагога, способствующей комплексному развитию системы профессиональной подготовки будущих педагогов, в том числе развития их личностных профессионально значимых качеств, овладения социально-психологическими компетенциями.
Литература
- Аксютина З.А., Удалова Т.Ю., Мордык А.В. Профессиональные ценности будущих педагогов и медиков в университетском образовании // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2022. № 4(79). С. 9–23. DOI:10.26105/SSPU.2022.79.4.001
- Александрова А.А. Особенности эмоционального интеллекта и перфекционизма у студентов // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 6. С. 79–83.
- Анисимова О.А. Ментальное здоровье будущих педагогов // Сборник научных статей «Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика» (г. Москва, 4-5 июля 2022 г.). М.: Психологический институт РАО, 2022. С. 228–231. DOI:10.24412/cl-36923-2022-1-228-231
- Ансимова Н.П., Мишучкова Е.Ю. Ценностные ориентации и мотивация достижения студентов педагогического вуза // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 1. С. 205–208.
- Антонова М.В., Акамов В.В., Афонина Е.Е. Профессионально-педагогическое самосознание студентов факультета физической культуры в структуре ценностных ориентаций // Теория и практика физической культуры. 2020. № 12. С. 13–15.
- Байбанова Ф.А. Динамические особенности личностной самоэффективности будущего педагога // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-12. С. 2719–2723.
- Бехоева А.А. Проектирование программы развития профессионально-педагогической рефлексии будущих учителей на основе рефлексивно-деятельностного подхода // Национальный психологический журнал. 2017. № 1(25). С. 56–63. DOI:10.11621/npj.2017.0107
- Буковей Т.Д. Личностная готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности // Материалы 23-й Международной научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании» (г. Екатеринбург, 24-25 апреля 2018 г.). Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2018. С. 350–353.
- Бурыкина М.Ю. Особенности тревожности студентов бакалавриата педагогического профиля // International journal of medicine and psychology. 2020. № 1. С. 62–68.
- Вепрева И.Т., Ицкович Т.В., Михайлова О.А. Система ценностей современного студенчества: от семейного благополучия до самореализации // Quaestio Rossica. 2023. Том 11. № 1. С. 277–288. DOI:10.15826/qr.2023.1.789
- Гребенникова Н.В., Григоричева И.В. Тревожность и локус контроля у студентов с разным уровнем рефлексивности // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2016. № 4(29). С. 76–79.
- Данилов С.В., Шустова Л.П. Профессионально-личностные затруднения будущих и молодых педагогов: опыт сравнительного исследования // Поволжский педагогический поиск. 2018. № 2(24). С. 75–80.
- Дволучанская В.А. К вопросу о готовности будущих учителей начальной школы к организации педагогического взаимодействия с младшими школьниками // Модернизация современного образования: опыт и тенденции: Монография. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2021. С. 45–63. DOI:10.46916/19082021-1-978-5-00174-292-0
- Диагностика педагогического мышления студентов – будущих педагогов на основе компетентностного подхода / В.Б. Веретенникова, О.Ф. Шихова, Ю.А. Шихов, А.А. Валеев // Образование и саморазвитие. 2022. Том 17. № 1. С. 233–254. DOI:10.26907/esd.17.1.18
- Долматова В.Н., Афанасова Д.Ю. Формирование профессиональных компетенций студентов в образовательной среде педагогического вуза // Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием «Образование XXI века: гуманизация, поливариативность, цифровизация» (г. Липецк, 25 декабря 2019 г.). Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2019. С. 50–53.
- Дроздова Н.В., Кузьменкова О.В. Профессиональная ментальность как основа становления профессионализма будущего педагога // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 3(31). С. 302–315. DOI:10.32516/2303-9922.2019.31.21
- Дугарова Т.Ц., Прохоренко Е.О. Профессиональное самосознание студентов магистратуры, обучающихся по направлениям «Психология» и «Педагогика» // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 8(76). С. 53–60. DOI:10.24158/spp.2020.8.9
- Зобнина Т.В. Взаимосвязь профессиональных притязаний и самооценки педагогических способностей у студентов – будущих педагогов // Научный поиск. 2020. № 3(7). С. 5–8.
- Золотарева И.И. О развитии социальной ответственности у современных студентов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2015. № 3. С. 18–20.
- Использование телесно-ориентированных физических упражнений для формирования профессионального самосознания студентов психолого-педагогических направлений / Д.Н. Мальцев, Н.В. Котряхов, В.А. Сахаров, И.В. Мальцева // Теория и практика физической культуры. 2023. № 4. С. 61–63.
- Кажарская О.Н., Кондрашихина О.А., Медведева С.А. Мотивационные аспекты выбора педагогической профессии у студентов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2021. № 2(52). С. 156–162.
- Караулов М.А. Профессиональное самоопределение и профессиональные ожидания выпускников педагогических вузов // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1(86). С. 36–39. DOI:10.18384/2310-7235-2022-1-131-143
- Князева Т.Н., Масалимова А.Р., Батюта М.Б. Особенности ценностных и смысложизненных ориентаций студентов – будущих педагогов // Вестник Мининского университета. 2016. № 2(15). 12 c.
- Кожевникова О.В., Шрейбер Т.В. Несформированная профессиональная идентичность абитуриента как предиктор «кризиса второкурсника» // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. Выпуск 3. С. 381–395. DOI:10.17072/2078-7898/2017-3-381-395
- Куракина А.О. Педагогические условия развития социального интеллекта студентов в образовательном процессе педагогического вуза // Фундаментальные исследования. 2012. № 11-6. С. 1382–1385.
- Лебедева О.В., Батюта М.Б. Особенности профессиональной направленности личности студента будущего учителя физической культуры // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016. № 2. С. 143–152. DOI:10.14526/01_1111_113
- Лежнина Л.В., Данилова О.В. Эмпирическое исследование компонентов психологической готовности к педагогической деятельности у студентов выпускных курсов // Казанский педагогический журнал. 2019. № 2. С. 134–138.
- Матросова Ю.С., Суворова С.А. Особенности формирования ценностно-смысловой ориентации профессиональной деятельности магистрантов – работающих учителей // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2019. № 193. С. 56–63.
- Мешкова И.В., Завьялова Л.П. Адаптивный копинг как ресурс формирования психологической готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ). 2019. № 3(49). С. 163–171. DOI:10.25146/1995-0861-2019-49-3-152
- Мурафа С.В. Сформированность ценностных ориентаций будущих педагогов // Вестник московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2017. № 2. С. 123–128.
- Омельченко Е.А., Чеснокова Г.С., Агавелян Р.О. Самовыражение в системе ценностных ориентаций будущих педагогов дошкольного образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. № 1. С. 7–22. DOI:10.15293/2226-3365.1801.01
- Повшедная Ф.В., Лебедева О.В. Особенности восприятия феномена «психологическое здоровье» студентами педагогического вуза // Вестник Мининского университета. 2015. № 1. 8 с.
- Поленякин И.В. Опыт менторского взаимодействия и психологическое благополучие студентов педагогических вузов // Психология образования в поликультурном пространстве. 2022. № 3(59). С. 39–51. DOI:10.24888/2073-8439-2022-59-3-39-51
- Пронина Н.А., Романова Е.В., Шалагинова К.С. Особенности формирования профессиональной мотивации будущих учителей // International journal of medicine and psychology. 2020. № 1. С. 95–100.
- Психические состояния как фактор развития профессиональных представлений у студентов / С.А. Гапонова, С.Г. Ловков, Е.Е. Гаврина, Г.Б. Андреева // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 2. С. 29–41. DOI:10.17759/pse.2022270203
- Расходчикова М.Н., Сачкова М.Е. Взаимосвязь психологических особенностей студентов и их готовности к волонтерской деятельности // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 6. C. 85–95. DOI:10.17759/pse.2019240608
- Рубцов В.В. Психология образования в интересах детей // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 3. С. 2–18. DOI:10.17759/psyedu.2017090302
- Самсоненко Л.С., Цариценцева О.П. Механизмы психологической защиты у студентов педагогического вуза с разным уровнем тревожности // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-3. С. 275–279.
- Селиванова Л.Н. Принцип самодеятельности и формирование мотивации учения // Учитель и время. 2018. № 13. С. 254–263.
- Симатова О.Б. Особенности некоторых компонентов профессиональной ментальности будущих педагогов и психологов // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2018. № 3(45). С. 89–96. DOI:10.26516/2304-1226.2019.29.79
- Сорокоумова Г.В. Развитие способности к самоактуализации студентов – будущих педагогов // Вестник Университета Российской академии образования. 2022. № 3. С. 35–46. DOI:10.24412/2072-5833-2022-3-35-46
- Тестова Е.Е., Рерке В.И., Салахова В.Б. Изучение психологических составляющих когнитивного социального капитала личности студентов – будущих педагогов // Международный журнал медицины и психологии. 2020. Том 3. № 2. С. 58–62.
- Трофимова Н.Б., Жукова А.М. Ценностные ориентации в структуре профессиональной направленности личности будущего педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-6. С. 266–275.
- Трубникова Н.И., Маликова Е.В., Манузина Е.Б. Эмоциональный интеллект как профессионально важное качество выпускников педагогического вуза // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2020. № 3(44). С. 67–71. DOI:10.37386/2413-4481-2020-3-67-71
- Хазова С.А., Вербицкая К.А. Исследование склонности к манипулятивному поведению будущих педагогов-студентов системы среднего профессионального образования // Вестник АГУ. 2021. Выпуск 1(273). С. 75–81.
- Худякова Т.Л., Бородовицына Т.О. Взаимосвязь ведущих ценностей личности и компонентов психологического благополучия студентов различных профилей подготовки // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2021. № 3. С. 63–67.
- Чекалева Н.В., Широбоков С.Н., Лоренц В.В. Влияние ценностных ориентаций личности на профессиональное становление магистрантов и бакалавров педагогического вуза // Ценностно-смысловые ориентиры деятельности педагога в условиях цифрового общества: Монография / Под общ. ред. Н.В. Чекалевой. Омск: ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», 2022. С. 233–248.
- Шалагинова К.С., Декина Е.В. Оценка готовности студентов – будущих педагогов к разрешению школьных конфликтов с использованием медиативных технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2021. № 4. С. 75–87. DOI:10.24412/2304-120X-2021-11023
- Шварева О.В. Подготовка бакалавров к учебной практике через создание ситуации успеха с применением кейсов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 5(170). С. 51–54.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1311
В прошлом месяце: 142
В текущем месяце: 86
Скачиваний
Всего: 532
В прошлом месяце: 56
В текущем месяце: 36