Социально-психологический портрет современного студента педагогического направления подготовки

532

Аннотация

В статье уточняются особенности профессиональной деятельности современных педагогов; обсуждаются требования, которые предъявляет профессия к личности педагога; через призму контент-анализа современных исследований описываются социально-психологические характеристики современного студента педагогического направления подготовки; выделяются факторы и условия формирования личности будущих педагогов. Актуальность данного исследования обусловлена особым вниманием, которое уделяется подготовке будущих педагогических работников в рамках Года педагога и наставника, объявленного Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина в 2023 году, ведь современная студенческая молодежь, обучающаяся по педагогическим направлениям подготовки, однажды станет наставниками подрастающего поколения. В связи с этим было предпринято данное исследование. Для этой цели применялись методы контент-анализа, методы описательной статистики, метод сравнения, метод синтеза. В рамках исследования анализируются около 235 научных работ, глубина научного поиска составила 11 лет, а выборка – 45893 студентов педагогических специальностей. Результатом проведенного анализа стало описание социально-психологического портрета студента, обучающегося по педагогическим направлениям подготовки.

Общая информация

Ключевые слова: педагог , портрет, студент-педагог

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2023150401

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 08.02.2023 № 073-00038-23-01

Получена: 08.10.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Ульянина О.А., Юрчук О.Л., Никифорова Е.А., Кнышева Т.П., Борисенко Е.В. Социально-психологический портрет современного студента педагогического направления подготовки [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2023. Том 15. № 4. С. 3–24. DOI: 10.17759/psyedu.2023150401

Полный текст

Введение

Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. В связи с этим особое внимание уделяется подготовке будущих специалистов, готовящихся стать педагогами, а в дальнейшем наставниками подрастающего поколения. Как отмечает В.В. Рубцов: «Отсутствие согласованного видения профессиональным сообществом педагогов, профессорско-преподавательским составом педагогических факультетов вузов и гражданами Российской Федерации портрета современного педагога и его профессиональных качеств возможно преодолеть в рамках реализации комплексного проекта по модернизации педагогического образования. Проведение исследования профессиональной идентичности педагога позволит составить портрет современного педагога и определить основные его представления о взаимодействии с участниками образовательных отношений» [37].

В этой связи актуальным и востребованным видится изучение особенностей профессиональной деятельности современных педагогов; требований, которые предъявляет профессия к компетенциям выпускников; социально-психологический портрет современного студента педагогического направления подготовки; факторов и условий формирования будущих педагогов. Студенчество – это особый период профессионального обучения и профессионального становления будущего специалиста, в ходе которого обучение приобретает личностный смысл и раскрывает перспективы развития внутреннего потенциала. За последние десятилетия в отечественной науке накоплен значительный объем знаний по изучению молодежи, обучающейся в вузах страны.

Методы и методики

Проведенное сотрудниками Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации ФГБОУ ВО МГППУ (далее – ФКЦ) исследование направлено на изучение социально-психологических характеристик студенческой молодежи, обучающейся по педагогическим специальностям в вузах Российской Федерации. Для этого осуществлен анализ научных работ, посвященных исследованиям молодежи, обучающейся в российских вузах. Из общего числа публикаций были выделены научные работы авторов психолого-педагогической и социальной направленности, рецензируемые и соответствующие критериям научности, все рассмотренные работы размещены в открытом доступе в научной электронной библиотеке elibrary.ru, на портале психологических изданий PsyJournals.ru, глубина научного поиска составила 11 лет (период публикаций – 2012-2023 гг.), так как в этот период произошло усиление научного интереса к педагогическим специальностям.

Для осуществления научного поиска работ, посвященных изучению социально-психологических характеристик студентов, определены составляющие социально-психологической структуры личности:

  1. Социально-психологические характеристики, относящиеся к когнитивной, эмоциональной, поведенческой, мотивационной, ценностно-смысловой сферам личности, переживанию психологической безопасности и благополучия; причем под социально-психологическими характеристиками понимается набор личностных качеств, описывающих социальные способности личности, ее социальную позицию.
  2. Компетентности, проявляемые личностью в социальных отношениях: коммуникативная, конфликтологическая, антикризисная, социально-психологическая.

Совокупный объем выборки – 45893 студентов педагогических специальностей, обучающихся в 59 вузах (в том числе во всех 34 вузах, подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации). В качестве участников выступали обучающиеся организаций высшего образования Российской Федерации – бакалавриата (90,5% от общего количества участников) и магистратуры (9,5%). Возраст участников-бакалавров – 17-28 лет (1-5 курсы), участников-магистрантов – 19-40 лет (1-2 курсы) (табл. 1).

Таблица 1. Численность студентов, принявших участие в рассмотренных исследованиях (N=45893)

Образовательный уровень

Численность студентов педагогических вузов

Численность студентов непедагогических вузов

МГППУ

Общая численность

Бакалавриат

35262

5542

1061

41523

Магистратура

660

797

165

1622

Объединенная выборка (бакалавриат, магистратура)

2406

     

ВСЕГО

     

45893

Были выделены две группы исследований:

  1. с участием обучающихся педагогических образовательных организаций высшего образования по любым направлениям подготовки (в том числе обучающихся ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»);
  2. с участием обучающихся образовательных организаций высшего образования, не включенных в перечень подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации, по направлению подготовки «Педагогическое образование».

Для достижения цели исследования были использованы метод контент-анализа (определение частоты встречаемости таких смысловых единиц, как «студент», «педагог» и др., в отобранных для первичного анализа научных работах), методы описательной статистики (табличное представление полученных результатов, в том числе количественных показателей контент-анализа), метод сравнения (сопоставление результатов исследований по каждому блоку, описывающему одну из составляющих социально-психологической структуры личности), метод синтеза (использование выделенных социально-психологических характеристик и компетенций педагога для описания социально-психологического портрета современного студента, будущего педагога).

Проведенный контент-анализ по типу публикаций (табл. 2) показал, что основное количество тем, посвященных студентам, встречается в научных статьях (9489 публикаций) и сборниках трудов конференций (9065 публикаций), представленных на портале elibrary.ru с 1975 года по 2023 год.

Таблица 2. Типы публикаций на портале elibrary.ru (1975-2023 гг.), в тематику которых включено слово «студент» (N=20452)

Типы публикаций на портале elibrary.ru

Количество

научная статья в журнале

9489

статья в сборнике трудов конференции

9065

статья в сборнике статей

519

статья в журнале по материалам конференции

364

тезисы доклада на конференции

272

учебное пособие

238

обзорная статья в журнале

135

монография

69

глава в книге

63

статья в журнале – разное

52

сборник трудов конференции

50

краткое сообщение в журнале

33

методические указания

20

аннотация в журнале

17

сборник тезисов докладов на конференции

15

статья в журнале – персоналия

10

отчет о НИР/НИОКР

10

рецензия в журнале

8

сборник статей

6

статья в журнале по материалам научного отчета

4

словарь или справочник

4

диссертация

4

автореферат диссертации

3

коллективная монография

1

брошюра

1

 

Социально-психологические характеристики современной студенческой молодежи, обучающейся в педагогических вузах

Эмпирические исследования, рассмотренные в ходе анализа, позволяют сделать вывод о разнообразии социально-психологических характеристик студентов, вызывающих научный интерес. Профессиональная ментальность студентов в период вузовского обучения изменяется в зависимости от курса обучения. У студентов 1 курса выявлены сильная заинтересованность в мнении группы, выраженная мотивация общения. С первого по четвертый курс усиливается интерес к учебной деятельности, на пятом курсе – к профессиональной деятельности. Большинство студентов ориентировано на будущее. Современный студент характеризуется средним уровнем развития памяти и креативности, средним уровнем сформированности критического мышления [16]. Осознание себя в профессии в основном связано с изменением мотивационно-ценностного отношения к учебной и профессиональной деятельности [5; 17; 20].

У части студентов преобладающими выступают внешние мотивы, однако встречаются обучающиеся, имеющие устойчивую систему внутренней мотивации [21; 26; 27; 34]. Студенты в равной степени ориентированы на достижение успеха или избегание неудач. При этом отмечаются неуверенность в своих психолого-педагогических знаниях и связанная с этим тревожность, сложность применения теоретических знаний на практике [39; 49].

В качестве индивидуальных приоритетов и нормативных идеалов современного студента отмечаются стремление к самостоятельности и желание получить от жизни максимальное удовольствие [43; 46]. Представления о себе основываются на личностной свободе, готовности построить свою жизнь на основе собственных смыслов при отсутствии стремления к развитию творческой индивидуальности [23]. Существенно замедляется развитие профессиональных представлений в результате воздействия негативных эмоциональных состояний, возникающих в ходе учебно-профессиональной деятельности [35]. Большая часть студентов характеризуется повышенным уровнем личностной тревожности с преобладанием механизмов психологической защиты компенсации и отрицания. Ситуативная тревожность в основном проявляется на среднем уровне, свидетельствуя об адекватном восприятии происходящих событий [11; 38].

Приоритетную группу ценностей составляют здоровье, любовь, счастье других, друзья и семья, установление взаимоотношений и коммуникации. Для достижения ценностей-целей студенты готовы ответственно подойти к выполнению профессиональных обязанностей, сохраняя контроль над своими эмоциональными проявлениями при взаимодействии с другими людьми. Ценности общения, личной жизни и духовного удовлетворения присущи большинству участников. Важно отметить, что приоритетной ценностью во многих из рассмотренных исследований отмечено развитие себя, ценность достижения оценивается выше материального положения. Уровень мотивации к исследовательской деятельности у большинства студентов выражен на среднем уровне [1; 4; 28; 47].

Для будущих педагогов в начале их профессионального обучения важнее всего найти самовыражение во взаимодействии с другими людьми. Невысока значимость идентификации себя как будущего учителя, будущего профессионала. Творчество и работа как вид занятости часто занимают последние места в системе ценностей современного студента. Поступая в педагогический вуз, студенты не обнадеживают себя перспективой высокого заработка [1; 30; 31].

При наличии выраженного перфекционизма, направленного на себя, большинство студентов готовы брать на себя ответственность за свои действия, считая достижения результатом своих усилий, умений, навыков и качеств. Стремление студентов к самоконтролю недостаточно отражается на способности преодолевать трудности, понимать и владеть копинг-стратегиями, управлять своими эмоциями в ситуации стресса [2; 29].

Процесс обучения в педагогическом вузе может способствовать развитию у студентов эмоционального интеллекта, готовности понимать других людей, сочувствовать им и сопереживать, оказывать на них позитивное влияние, при этом реализуясь как профессионал. На удовлетворенность обучением и безопасность образовательной среды в подготовке будущего педагога значительное влияние оказывают эмоционально-психологический климат, настрой и взаимодействие с участниками образовательного процесса, авторитетность преподавателей, демократичность общения и т.д. [15; 44].

Студенты демонстрируют готовность отстаивать свою позицию, чаще используются стратегии соперничества и компромисса. Иногда ряд интолерантных установок могут способствовать возникновению и эскалации конфликта [48].

Сохранение психологического здоровья является важным аспектом жизни педагогического работника, наиболее часто оно понимается как обладание навыками саморегуляции и владение психологической грамотностью [32]. Особую роль в достижении поставленных целей и эффективности профессиональной деятельности будущего специалиста играет умение ориентироваться в ситуациях межличностного общения, правильно выбирать способы и подходы взаимодействия, учитывая особенности личности другого человека. Студенты и молодые педагоги, начиная профессиональную деятельность, испытывают трудности с волнением и тревогой на уроке, с опасениями допустить ошибку. Половина студентов испытывают трудности с подготовкой и проведением занятий, они не чувствуют поддержки коллектива и преемственности [8; 12; 25]. Чаще студенты готовы отвечать за собственные действия и решения, однако не всегда понимают ответственность за участие в жизни других людей и страны в целом [19].

Только часть студентов осознают значимость организации педагогического взаимодействия для эмоционально-психологического состояния обучающихся, испытывают личную потребность в реализации педагогического взаимодействия, овладевают большинством современных педагогических технологий, проявляют инициативность [13]. Профессиональная готовность к взаимодействию с группой детей проявляется у студентов, имеющих опыт менторства или волонтерства. Студенты, имеющие опыт менторства, чаще готовы работать с детьми с особыми образовательными потребностями, с детьми из неблагополучных/асоциальных семей и различных субкультур. Однако вне зависимости от наличия такого опыта в меньшей степени студенты готовы работать с детьми, оставшимися без попечения родителей, с детьми иностранных граждан и вынужденных переселенцев. Изучение готовности студентов к волонтерской деятельности позволило сделать вывод, что студенты-психологи демонстрируют более выраженную эмпатию, альтруизм и мотивацию к оказанию помощи другим, что напрямую влияет на профессиональные качества будущих специалистов [33; 36].

Таким образом, научный интерес представляют различные социально-психологические характеристики обучающихся в педагогических вузах.

Социально-психологические характеристики современной студенческой молодежи, обучающейся в непедагогических вузах по педагогическим направлениям подготовки

Исследование студентов-педагогов, обучающихся в непедагогических вузах, представляет специфичную сферу научных работ. С одной стороны, подобных исследований немного, выборки относительно небольшие. С другой – подобные научные работы затрагивают широкий спектр проблем, как связанных с формированием профессиональных компетенций, так и с развитием ценностно-смысловой сферы личности, проявлением особенностей поведения в различных ситуациях. Исследования в большей степени проводились с участием студентов-бакалавров младших курсов.

Результаты исследований демонстрировали специфику ценностных ориентаций студентов-педагогов, сформированность волевых ресурсов, способность совладать со стрессовыми ситуациями, ориентированность в социальных аспектах педагогической работы. В качестве основных ценностей студенты выбирают счастливую семейную жизнь, материально обеспеченную жизнь, познание, расширение кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие, общественное признание и жизненную мудрость. Будущие педагоги в значительной степени ориентированы на аккуратность, воспитанность, исполнительность, непримиримость к недостаткам в себе и других, ответственность [40].

Также у студентов отмечается средний или низкий уровень профессионально-педагогической рефлексии, при том что самооценка в основном отмечается как заниженная или завышенная [7]. Профессиональные притязания студентов-будущих педагогов во всех сферах педагогической деятельности взаимосвязаны с самооценкой педагогических способностей [18]. Знание студентов о педагогическом и критическом мышлении учителя, его компонентах достаточно фрагментарно, что сказывается на принятии педагогических решений и применении знаний общих закономерностей к конкретным педагогическим ситуациям и их оценке [14].

При вхождении в педагогическую профессию студенты отмечают важность сохранения профессионального ментального здоровья, они интерпретируют это понятие как состояние благополучия, в котором они реализуют свой профессионализм, творческие способности, результативно работают и справляются с возникшими проблемами [3]. Также большинство студентов характеризуется умеренным уровнем ситуативной тревожности и высоким уровнем личностной тревожности [9]. Профессионально важные качества преимущественно развиты на среднем уровне [6].

Первокурсники в большей степени способны к принятию ценностей и норм группы, склонны к коллективизму, достаточно ответственны в индивидуальной и коллективной работе, но подобное поведение продиктовано не осознанной мотивацией и потребностями, а неуверенным поведением и личностной незрелостью [42]. Способность к самоактуализации студентов-будущих педагогов первого курса невысокая [41].

Мотивы выбора профессии обусловлены необходимостью взаимодействовать с другими людьми, получением специальных знаний, возможностью реализовать творческий потенциал, представлены потребностью педагогического призвания, интересом к педагогической деятельности, желанием передать свои знания следующим поколениям, важностью воспитания детей и молодежи, что порой отличается от мотивов студентов педагогических вузов [21]. Преобладающим типом мотивации студентов-педагогов является избегание неудач – не допустить низких оценок на зачетно-экзаменационной сессии, избежать осуждения за низкую академическую успеваемость и ее последствий, отчисления из образовательной организации по этой причине. Большая часть студентов выражают готовность приступить к работе по специальности или продолжить свое обучение в магистратуре или аспирантуре [39].

У большинства выпускников выявлена сформированность кризисной идентичности, выражающаяся в переживаниях, связанных с поиском и изучением альтернатив, пробой себя в различных сферах, изучением своих потребностей. В качестве основных причин этого студенты называют низкую оплату труда, низкий социальный статус педагога, несоответствие своих личностных качеств эталонным качествам профессионала [22; 24]. Однако статус ценностного смысла самореализации для современных студентов остается неприкосновенным [10]. Результаты проанализированных исследований позволяют сделать вывод, что будущий педагог характеризуется стремлением к установлению контактов с другими людьми, способен аргументировать свою точку зрения, однако иногда могут быть использованы манипулятивные техники ведения спора [45].

Обсуждение результатов

Изучению социально-психологических характеристик студентов посвящено большое количество работ, так, на подготовительном этапе было отобрано 16002 публикаций, направленных на изучение студентов педагогических специальностей в различных российских вузах. Наиболее часто участниками исследования становятся обучающиеся 1-2 (младших) курсов бакалавриата, исследования с их участием чаще всего имеют большие объемы выборки. Научные работы, где участниками выступают магистранты, нередко характеризуются небольшими объемами выборки, составленной из обучающихся нескольких магистерских программ, порой связанных с различными аспектами профессиональной деятельности (например, преподавание отдельного предмета и организация управления в системе образования), в этом случае авторы таких работ считают выборку однородной и не проводят сравнительный анализ между обучающимися из разных групп. Довольно часто встречаются исследования, направленные на изучение различий обучающихся по педагогическим специальностям и других направлений подготовки (будущие врачи, инженеры или представители профессий особого риска и др.). Еще одна категория научных работ посвящается изучению и сравнительному анализу характеристик обучающихся по различным направлениям педагогической деятельности (например, будущие преподаватели математических наук и педагоги-психологи), авторы подчеркивают, что изучаемые качества в большей мере соответствуют требованиям планируемой профессиональной деятельности.

В случае, если участниками становятся одновременно обучающиеся из педагогических вузов и вузов, осуществляющих образовательные программы в различных профессиональных сферах, они также чаще всего рассматриваются как единая группа участников. В связи с этим была предпринята попытка изучения социально-психологических характеристик каждой группы: обучающихся в педагогических вузах (подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации) и обучающихся в других образовательных организациях высшего образования, которые находятся в ведении других министерств. Можно отметить, что вне зависимости от категории участников исследования, представляется научный интерес к изучению и описанию таких категорий, как наиболее значимые ценности обучающихся, система мотивов будущей профессиональной деятельности, степень овладения коммуникативными навыками. Отдельную группу исследований в непедагогических вузах представляют исследования, предполагающие сравнения студентов-будущих педагогов и студентов других специальностей (не связанных с психологической, педагогической или преподавательской деятельностью), соответственно, эти характеристики не связаны со специфическими целями педагогической подготовки и могут быть развиты у различных профессионалов (креативность, овладение информационными технологиями).

Описание и дифференциация результатов чаще всего осуществляются на основании уровня демонстрации изучаемого признака – на низком, среднем или высоком. Такой подход позволяет не только провести интерпретацию результатов в соответствии с показателями, полученными по результатам психологической диагностики, но и определить области психологического сопровождения (в первую очередь, по направлению профилактики и коррекционно-развивающей работы), которые могут быть усовершенствованы при выявлении низкого или среднего уровня необходимых для профессионального развития качеств. В достаточной степени развитые качества студентов также могут быть использованы как ресурс личности в условиях нагрузок профессиональной подготовки. В ситуации, когда целью сопровождения является снижение выраженности признака (например, тревожности), высокие показатели также могут указывать на возможные пути совершенствования психологической работы с обучающимися.

Выводы

  1. Изучение социально-психологических характеристик студентов-будущих педагогов представляет интерес для большого количества образовательных организаций, осуществляющих подготовку педагогов. Так, все образовательные организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, проводили такие исследования с участием своих обучающихся.
  2. По результатам анализа выявленных в ходе эмпирических исследований социально-психологических характеристик современной студенческой молодежи составлен портрет современного студента-будущего педагога, в том числе описаны различные сферы личности (когнитивная, эмоциональная, поведенческая, мотивационная, ценностно-смысловая), на основании этого может осуществляться дальнейшее совершенствование системы психолого-педагогической подготовки будущих профессионалов.
  3. Поскольку обучение по педагогическим направлениям подготовки осуществляется в различных типах образовательных организаций (педагогические вузы, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, образовательные организации высшего образования, которые находятся в ведении других министерств), были описаны социально-психологические характеристики двух категорий обучающихся. Важно отметить, что многие исследования участников в обоих группах выделяют одни и те же «мишени» для изучения: ценностная и мотивационная сфера, сформированность отдельных педагогических качеств (в том числе сформированность трудовых действий, связанных с организацией обучения и развивающей деятельности в психолого-педагогическом аспекте).
  4. Многие изучаемые показатели выражены у студентов на среднем уровне, не являясь заниженными, они все равно не развиты на высоком уровне, что не отражает все цели педагогического профиля подготовки.
  5. Выделение характеристик, выраженных на уровнях, указывающих на недостаточную сформированность важных для профессионала, будущего педагога, качеств, позволит далее осуществлять работу по совершенствованию психологического сопровождения реализации педагогических направлений подготовки, в том числе в области воспитательной работы.

Заключение

К началу профессионального обучения студенты уже имеют сформированные в процессе предыдущего жизненного опыта мотивационные установки, ценностные ориентации, представления о себе самом, о профессии, профессиональных ожиданиях. Одни личностные качества претерпевают изменения в процессе освоения профессиональной деятельности, другие остаются неизменными.

Создание социально-психологического портрета современного студента-будущего педагога позволяет совершенствовать различные аспекты профессиональной подготовки, модернизировать учебно-профессиональный процесс в соответствии с современными социальными вызовами, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение соответственно запросам и потребностям участников образовательных отношений. По результатам проведенного анализа эмпирических исследований, посвященных изучению социально-педагогических характеристик современных студентов, осуществлены разработка и описание модели социально-психологических компетенций педагога, способствующей комплексному развитию системы профессиональной подготовки будущих педагогов, в том числе развития их личностных профессионально значимых качеств, овладения социально-психологическими компетенциями.

Литература

  1. Аксютина З.А., Удалова Т.Ю., Мордык А.В. Профессиональные ценности будущих педагогов и медиков в университетском образовании // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2022. № 4(79). С. 9–23. DOI:10.26105/SSPU.2022.79.4.001
  2. Александрова А.А. Особенности эмоционального интеллекта и перфекционизма у студентов // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 6. С. 79–83.
  3. Анисимова О.А. Ментальное здоровье будущих педагогов // Сборник научных статей «Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика» (г. Москва, 4-5 июля 2022 г.). М.: Психологический институт РАО, 2022. С. 228–231. DOI:10.24412/cl-36923-2022-1-228-231
  4. Ансимова Н.П., Мишучкова Е.Ю. Ценностные ориентации и мотивация достижения студентов педагогического вуза // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 1. С. 205–208.
  5. Антонова М.В., Акамов В.В., Афонина Е.Е. Профессионально-педагогическое самосознание студентов факультета физической культуры в структуре ценностных ориентаций // Теория и практика физической культуры. 2020. № 12. С. 13–15.
  6. Байбанова Ф.А. Динамические особенности личностной самоэффективности будущего педагога // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-12. С. 2719–2723.
  7. Бехоева А.А. Проектирование программы развития профессионально-педагогической рефлексии будущих учителей на основе рефлексивно-деятельностного подхода // Национальный психологический журнал. 2017. № 1(25). С. 56–63. DOI:10.11621/npj.2017.0107
  8. Буковей Т.Д. Личностная готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности // Материалы 23-й Международной научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании» (г. Екатеринбург, 24-25 апреля 2018 г.). Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2018. С. 350–353.
  9. Бурыкина М.Ю. Особенности тревожности студентов бакалавриата педагогического профиля // International journal of medicine and psychology. 2020. № 1. С. 62–68.
  10. Вепрева И.Т., Ицкович Т.В., Михайлова О.А. Система ценностей современного студенчества: от семейного благополучия до самореализации // Quaestio Rossica. 2023. Том 11. № 1. С. 277–288. DOI:10.15826/qr.2023.1.789
  11. Гребенникова Н.В., Григоричева И.В. Тревожность и локус контроля у студентов с разным уровнем рефлексивности // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2016. № 4(29). С. 76–79.
  12. Данилов С.В., Шустова Л.П. Профессионально-личностные затруднения будущих и молодых педагогов: опыт сравнительного исследования // Поволжский педагогический поиск. 2018. № 2(24). С. 75–80.
  13. Дволучанская В.А. К вопросу о готовности будущих учителей начальной школы к организации педагогического взаимодействия с младшими школьниками // Модернизация современного образования: опыт и тенденции: Монография. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2021. С. 45–63. DOI:10.46916/19082021-1-978-5-00174-292-0
  14. Диагностика педагогического мышления студентов – будущих педагогов на основе компетентностного подхода / В.Б. Веретенникова, О.Ф. Шихова, Ю.А. Шихов, А.А. Валеев // Образование и саморазвитие. 2022. Том 17. № 1. С. 233–254. DOI:10.26907/esd.17.1.18
  15. Долматова В.Н., Афанасова Д.Ю. Формирование профессиональных компетенций студентов в образовательной среде педагогического вуза // Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием «Образование XXI века: гуманизация, поливариативность, цифровизация» (г. Липецк, 25 декабря 2019 г.). Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2019. С. 50–53.
  16. Дроздова Н.В., Кузьменкова О.В. Профессиональная ментальность как основа становления профессионализма будущего педагога // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 3(31). С. 302–315. DOI:10.32516/2303-9922.2019.31.21
  17. Дугарова Т.Ц., Прохоренко Е.О. Профессиональное самосознание студентов магистратуры, обучающихся по направлениям «Психология» и «Педагогика» // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 8(76). С. 53–60. DOI:10.24158/spp.2020.8.9
  18. Зобнина Т.В. Взаимосвязь профессиональных притязаний и самооценки педагогических способностей у студентов – будущих педагогов // Научный поиск. 2020. № 3(7). С. 5–8.
  19. Золотарева И.И. О развитии социальной ответственности у современных студентов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2015. № 3. С. 18–20.
  20. Использование телесно-ориентированных физических упражнений для формирования профессионального самосознания студентов психолого-педагогических направлений / Д.Н. Мальцев, Н.В. Котряхов, В.А. Сахаров, И.В. Мальцева // Теория и практика физической культуры. 2023. № 4. С. 61–63.
  21. Кажарская О.Н., Кондрашихина О.А., Медведева С.А. Мотивационные аспекты выбора педагогической профессии у студентов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2021. № 2(52). С. 156–162.
  22. Караулов М.А. Профессиональное самоопределение и профессиональные ожидания выпускников педагогических вузов // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1(86). С. 36–39. DOI:10.18384/2310-7235-2022-1-131-143
  23. Князева Т.Н., Масалимова А.Р., Батюта М.Б. Особенности ценностных и смысложизненных ориентаций студентов – будущих педагогов // Вестник Мининского университета. 2016. № 2(15). 12 c.
  24. Кожевникова О.В., Шрейбер Т.В. Несформированная профессиональная идентичность абитуриента как предиктор «кризиса второкурсника» // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. Выпуск 3. С. 381–395. DOI:10.17072/2078-7898/2017-3-381-395
  25. Куракина А.О. Педагогические условия развития социального интеллекта студентов в образовательном процессе педагогического вуза // Фундаментальные исследования. 2012. № 11-6. С. 1382–1385.
  26. Лебедева О.В., Батюта М.Б. Особенности профессиональной направленности личности студента будущего учителя физической культуры // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016. № 2. С. 143–152. DOI:10.14526/01_1111_113
  27. Лежнина Л.В., Данилова О.В. Эмпирическое исследование компонентов психологической готовности к педагогической деятельности у студентов выпускных курсов // Казанский педагогический журнал. 2019. № 2. С. 134–138.
  28. Матросова Ю.С., Суворова С.А. Особенности формирования ценностно-смысловой ориентации профессиональной деятельности магистрантов – работающих учителей // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2019. № 193. С. 56–63.
  29. Мешкова И.В., Завьялова Л.П. Адаптивный копинг как ресурс формирования психологической готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ). 2019. № 3(49). С. 163–171. DOI:10.25146/1995-0861-2019-49-3-152
  30. Мурафа С.В. Сформированность ценностных ориентаций будущих педагогов // Вестник московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2017. № 2. С. 123–128.
  31. Омельченко Е.А., Чеснокова Г.С., Агавелян Р.О. Самовыражение в системе ценностных ориентаций будущих педагогов дошкольного образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. № 1. С. 7–22. DOI:10.15293/2226-3365.1801.01
  32. Повшедная Ф.В., Лебедева О.В. Особенности восприятия феномена «психологическое здоровье» студентами педагогического вуза // Вестник Мининского университета. 2015. № 1. 8 с.
  33. Поленякин И.В. Опыт менторского взаимодействия и психологическое благополучие студентов педагогических вузов // Психология образования в поликультурном пространстве. 2022. № 3(59). С. 39–51. DOI:10.24888/2073-8439-2022-59-3-39-51
  34. Пронина Н.А., Романова Е.В., Шалагинова К.С. Особенности формирования профессиональной мотивации будущих учителей // International journal of medicine and psychology. 2020. № 1. С. 95–100.
  35. Психические состояния как фактор развития профессиональных представлений у студентов / С.А. Гапонова, С.Г. Ловков, Е.Е. Гаврина, Г.Б. Андреева // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 2. С. 29–41. DOI:10.17759/pse.2022270203
  36. Расходчикова М.Н., Сачкова М.Е. Взаимосвязь психологических особенностей студентов и их готовности к волонтерской деятельности // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 6. C. 85–95. DOI:10.17759/pse.2019240608
  37. Рубцов В.В. Психология образования в интересах детей // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 3. С. 2–18. DOI:10.17759/psyedu.2017090302
  38. Самсоненко Л.С., Цариценцева О.П. Механизмы психологической защиты у студентов педагогического вуза с разным уровнем тревожности // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-3. С. 275–279.
  39. Селиванова Л.Н. Принцип самодеятельности и формирование мотивации учения // Учитель и время. 2018. № 13. С. 254–263.
  40. Симатова О.Б. Особенности некоторых компонентов профессиональной ментальности будущих педагогов и психологов // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2018. № 3(45). С. 89–96. DOI:10.26516/2304-1226.2019.29.79
  41. Сорокоумова Г.В. Развитие способности к самоактуализации студентов – будущих педагогов // Вестник Университета Российской академии образования. 2022. № 3. С. 35–46. DOI:10.24412/2072-5833-2022-3-35-46
  42. Тестова Е.Е., Рерке В.И., Салахова В.Б. Изучение психологических составляющих когнитивного социального капитала личности студентов – будущих педагогов // Международный журнал медицины и психологии. 2020. Том 3. № 2. С. 58–62.
  43. Трофимова Н.Б., Жукова А.М. Ценностные ориентации в структуре профессиональной направленности личности будущего педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-6. С. 266–275.
  44. Трубникова Н.И., Маликова Е.В., Манузина Е.Б. Эмоциональный интеллект как профессионально важное качество выпускников педагогического вуза // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2020. № 3(44). С. 67–71. DOI:10.37386/2413-4481-2020-3-67-71
  45. Хазова С.А., Вербицкая К.А. Исследование склонности к манипулятивному поведению будущих педагогов-студентов системы среднего профессионального образования // Вестник АГУ. 2021. Выпуск 1(273). С. 75–81.
  46. Худякова Т.Л., Бородовицына Т.О. Взаимосвязь ведущих ценностей личности и компонентов психологического благополучия студентов различных профилей подготовки // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2021. № 3. С. 63–67.
  47. Чекалева Н.В., Широбоков С.Н., Лоренц В.В. Влияние ценностных ориентаций личности на профессиональное становление магистрантов и бакалавров педагогического вуза // Ценностно-смысловые ориентиры деятельности педагога в условиях цифрового общества: Монография / Под общ. ред. Н.В. Чекалевой. Омск: ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», 2022. С. 233–248.
  48. Шалагинова К.С., Декина Е.В. Оценка готовности студентов – будущих педагогов к разрешению школьных конфликтов с использованием медиативных технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2021. № 4. С. 75–87. DOI:10.24412/2304-120X-2021-11023
  49. Шварева О.В. Подготовка бакалавров к учебной практике через создание ситуации успеха с применением кейсов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 5(170). С. 51–54.

Информация об авторах

Ульянина Ольга Александровна, доктор психологических наук, доцент, Руководитель Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник Научно-исследовательского центра ФГКОУ ВО «Академия управления МВД России», профессор:Факультет социальных наук Департамента психологии НИУ ВШЭ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9300-4825, e-mail: ulyaninaoa@mgppu.ru

Юрчук Ольга Леонидовна, кандидат психологических наук, заместитель руководителя, Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0004-3221-2945, e-mail: yurchukol@mgppu.ru

Никифорова Екатерина Александровна, ведущий аналитик отдела научно-методического обеспечения Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0488-6497, e-mail: k.Nikiforova.2014@yandex.ru

Кнышева Татьяна Петровна, ведущий аналитик отдела мониторинга и координации деятельности психологической службы в системе образования, Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1518-3490, e-mail: knishevatp@mgppu.ru

Борисенко Елена Владимировна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, отдел научно-методического обеспечения, Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), старший научный сотрудник лаборатории психологии детского и подросткового возраста, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П. Сербского»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8864-1085, e-mail: nutskova@serbsky.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1311
В прошлом месяце: 142
В текущем месяце: 86

Скачиваний

Всего: 532
В прошлом месяце: 56
В текущем месяце: 36