Введение
Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. В связи с этим особое внимание уделяется подготовке будущих специалистов, готовящихся стать педагогами, а в дальнейшем наставниками подрастающего поколения. Как отмечает В.В. Рубцов: «Отсутствие согласованного видения профессиональным сообществом педагогов, профессорско-преподавательским составом педагогических факультетов вузов и гражданами Российской Федерации портрета современного педагога и его профессиональных качеств возможно преодолеть в рамках реализации комплексного проекта по модернизации педагогического образования. Проведение исследования профессиональной идентичности педагога позволит составить портрет современного педагога и определить основные его представления о взаимодействии с участниками образовательных отношений» [Рубцов, 2017].
В этой связи актуальным и востребованным видится изучение особенностей профессиональной деятельности современных педагогов; требований, которые предъявляет профессия к компетенциям выпускников; социально-психологический портрет современного студента педагогического направления подготовки; факторов и условий формирования будущих педагогов. Студенчество – это особый период профессионального обучения и профессионального становления будущего специалиста, в ходе которого обучение приобретает личностный смысл и раскрывает перспективы развития внутреннего потенциала. За последние десятилетия в отечественной науке накоплен значительный объем знаний по изучению молодежи, обучающейся в вузах страны.
Методы и методики
Проведенное сотрудниками Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации ФГБОУ ВО МГППУ (далее – ФКЦ) исследование направлено на изучение социально-психологических характеристик студенческой молодежи, обучающейся по педагогическим специальностям в вузах Российской Федерации. Для этого осуществлен анализ научных работ, посвященных исследованиям молодежи, обучающейся в российских вузах. Из общего числа публикаций были выделены научные работы авторов психолого-педагогической и социальной направленности, рецензируемые и соответствующие критериям научности, все рассмотренные работы размещены в открытом доступе в научной электронной библиотеке elibrary.ru, на портале психологических изданий PsyJournals.ru, глубина научного поиска составила 11 лет (период публикаций – 2012-2023 гг.), так как в этот период произошло усиление научного интереса к педагогическим специальностям.
Для осуществления научного поиска работ, посвященных изучению социально-психологических характеристик студентов, определены составляющие социально-психологической структуры личности:
- Социально-психологические характеристики, относящиеся к когнитивной, эмоциональной, поведенческой, мотивационной, ценностно-смысловой сферам личности, переживанию психологической безопасности и благополучия; причем под социально-психологическими характеристиками понимается набор личностных качеств, описывающих социальные способности личности, ее социальную позицию.
- Компетентности, проявляемые личностью в социальных отношениях: коммуникативная, конфликтологическая, антикризисная, социально-психологическая.
Совокупный объем выборки – 45893 студентов педагогических специальностей, обучающихся в 59 вузах (в том числе во всех 34 вузах, подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации). В качестве участников выступали обучающиеся организаций высшего образования Российской Федерации – бакалавриата (90,5% от общего количества участников) и магистратуры (9,5%). Возраст участников-бакалавров – 17-28 лет (1-5 курсы), участников-магистрантов – 19-40 лет (1-2 курсы) (табл. 1).
Таблица 1. Численность студентов, принявших участие в рассмотренных исследованиях (N=45893)
|
Образовательный уровень |
Численность студентов педагогических вузов |
Численность студентов непедагогических вузов |
МГППУ |
Общая численность |
|
Бакалавриат |
35262 |
5542 |
1061 |
41523 |
|
Магистратура |
660 |
797 |
165 |
1622 |
|
Объединенная выборка (бакалавриат, магистратура) |
2406 |
|||
|
ВСЕГО |
45893 |
Были выделены две группы исследований:
- с участием обучающихся педагогических образовательных организаций высшего образования по любым направлениям подготовки (в том числе обучающихся ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»);
- с участием обучающихся образовательных организаций высшего образования, не включенных в перечень подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации, по направлению подготовки «Педагогическое образование».
Для достижения цели исследования были использованы метод контент-анализа (определение частоты встречаемости таких смысловых единиц, как «студент», «педагог» и др., в отобранных для первичного анализа научных работах), методы описательной статистики (табличное представление полученных результатов, в том числе количественных показателей контент-анализа), метод сравнения (сопоставление результатов исследований по каждому блоку, описывающему одну из составляющих социально-психологической структуры личности), метод синтеза (использование выделенных социально-психологических характеристик и компетенций педагога для описания социально-психологического портрета современного студента, будущего педагога).
Проведенный контент-анализ по типу публикаций (табл. 2) показал, что основное количество тем, посвященных студентам, встречается в научных статьях (9489 публикаций) и сборниках трудов конференций (9065 публикаций), представленных на портале elibrary.ru с 1975 года по 2023 год.
Таблица 2. Типы публикаций на портале elibrary.ru (1975-2023 гг.), в тематику которых включено слово «студент» (N=20452)
|
Типы публикаций на портале elibrary.ru |
Количество |
|
научная статья в журнале |
9489 |
|
статья в сборнике трудов конференции |
9065 |
|
статья в сборнике статей |
519 |
|
статья в журнале по материалам конференции |
364 |
|
тезисы доклада на конференции |
272 |
|
учебное пособие |
238 |
|
обзорная статья в журнале |
135 |
|
монография |
69 |
|
глава в книге |
63 |
|
статья в журнале – разное |
52 |
|
сборник трудов конференции |
50 |
|
краткое сообщение в журнале |
33 |
|
методические указания |
20 |
|
аннотация в журнале |
17 |
|
сборник тезисов докладов на конференции |
15 |
|
статья в журнале – персоналия |
10 |
|
отчет о НИР/НИОКР |
10 |
|
рецензия в журнале |
8 |
|
сборник статей |
6 |
|
статья в журнале по материалам научного отчета |
4 |
|
словарь или справочник |
4 |
|
диссертация |
4 |
|
автореферат диссертации |
3 |
|
коллективная монография |
1 |
|
брошюра |
1 |
Социально-психологические характеристики современной студенческой молодежи, обучающейся в педагогических вузах
Эмпирические исследования, рассмотренные в ходе анализа, позволяют сделать вывод о разнообразии социально-психологических характеристик студентов, вызывающих научный интерес. Профессиональная ментальность студентов в период вузовского обучения изменяется в зависимости от курса обучения. У студентов 1 курса выявлены сильная заинтересованность в мнении группы, выраженная мотивация общения. С первого по четвертый курс усиливается интерес к учебной деятельности, на пятом курсе – к профессиональной деятельности. Большинство студентов ориентировано на будущее. Современный студент характеризуется средним уровнем развития памяти и креативности, средним уровнем сформированности критического мышления [Дроздова, 2019]. Осознание себя в профессии в основном связано с изменением мотивационно-ценностного отношения к учебной и профессиональной деятельности [Антонова, 2020; Дугарова, 2020; Использование телесно-ориентированных физических, 2023].
У части студентов преобладающими выступают внешние мотивы, однако встречаются обучающиеся, имеющие устойчивую систему внутренней мотивации [Кажарская, 2021; Лебедева, 2016; Лежнина, 2019; Пронина, 2020]. Студенты в равной степени ориентированы на достижение успеха или избегание неудач. При этом отмечаются неуверенность в своих психолого-педагогических знаниях и связанная с этим тревожность, сложность применения теоретических знаний на практике [Селиванова, 2018; Шварева, 2016].
В качестве индивидуальных приоритетов и нормативных идеалов современного студента отмечаются стремление к самостоятельности и желание получить от жизни максимальное удовольствие [Трофимова, 2017; Худякова, 2021]. Представления о себе основываются на личностной свободе, готовности построить свою жизнь на основе собственных смыслов при отсутствии стремления к развитию творческой индивидуальности [Князева, 2016]. Существенно замедляется развитие профессиональных представлений в результате воздействия негативных эмоциональных состояний, возникающих в ходе учебно-профессиональной деятельности [Психические состояния как, 2022]. Большая часть студентов характеризуется повышенным уровнем личностной тревожности с преобладанием механизмов психологической защиты компенсации и отрицания. Ситуативная тревожность в основном проявляется на среднем уровне, свидетельствуя об адекватном восприятии происходящих событий [Гребенникова, 2016; Самсоненко, 2022].
Приоритетную группу ценностей составляют здоровье, любовь, счастье других, друзья и семья, установление взаимоотношений и коммуникации. Для достижения ценностей-целей студенты готовы ответственно подойти к выполнению профессиональных обязанностей, сохраняя контроль над своими эмоциональными проявлениями при взаимодействии с другими людьми. Ценности общения, личной жизни и духовного удовлетворения присущи большинству участников. Важно отметить, что приоритетной ценностью во многих из рассмотренных исследований отмечено развитие себя, ценность достижения оценивается выше материального положения. Уровень мотивации к исследовательской деятельности у большинства студентов выражен на среднем уровне [Аксютина, 2022; Ансимова, 2016; Матросова, 2019; Чекалева, 2022].
Для будущих педагогов в начале их профессионального обучения важнее всего найти самовыражение во взаимодействии с другими людьми. Невысока значимость идентификации себя как будущего учителя, будущего профессионала. Творчество и работа как вид занятости часто занимают последние места в системе ценностей современного студента. Поступая в педагогический вуз, студенты не обнадеживают себя перспективой высокого заработка [Аксютина, 2022; Мурафа, 2017; Омельченко, 2018].
При наличии выраженного перфекционизма, направленного на себя, большинство студентов готовы брать на себя ответственность за свои действия, считая достижения результатом своих усилий, умений, навыков и качеств. Стремление студентов к самоконтролю недостаточно отражается на способности преодолевать трудности, понимать и владеть копинг-стратегиями, управлять своими эмоциями в ситуации стресса [Александрова, 2016; Мешкова, 2019].
Процесс обучения в педагогическом вузе может способствовать развитию у студентов эмоционального интеллекта, готовности понимать других людей, сочувствовать им и сопереживать, оказывать на них позитивное влияние, при этом реализуясь как профессионал. На удовлетворенность обучением и безопасность образовательной среды в подготовке будущего педагога значительное влияние оказывают эмоционально-психологический климат, настрой и взаимодействие с участниками образовательного процесса, авторитетность преподавателей, демократичность общения и т.д. [Долматова, 2019; Трубникова, 2020].
Студенты демонстрируют готовность отстаивать свою позицию, чаще используются стратегии соперничества и компромисса. Иногда ряд интолерантных установок могут способствовать возникновению и эскалации конфликта [Шалагинова, 2021].
Сохранение психологического здоровья является важным аспектом жизни педагогического работника, наиболее часто оно понимается как обладание навыками саморегуляции и владение психологической грамотностью [Повшедная, 2015]. Особую роль в достижении поставленных целей и эффективности профессиональной деятельности будущего специалиста играет умение ориентироваться в ситуациях межличностного общения, правильно выбирать способы и подходы взаимодействия, учитывая особенности личности другого человека. Студенты и молодые педагоги, начиная профессиональную деятельность, испытывают трудности с волнением и тревогой на уроке, с опасениями допустить ошибку. Половина студентов испытывают трудности с подготовкой и проведением занятий, они не чувствуют поддержки коллектива и преемственности [Буковей, 2018; Данилов, 2018; Куракина, 2012]. Чаще студенты готовы отвечать за собственные действия и решения, однако не всегда понимают ответственность за участие в жизни других людей и страны в целом [Золотарева, 2015].
Только часть студентов осознают значимость организации педагогического взаимодействия для эмоционально-психологического состояния обучающихся, испытывают личную потребность в реализации педагогического взаимодействия, овладевают большинством современных педагогических технологий, проявляют инициативность [Дволучанская, 2021]. Профессиональная готовность к взаимодействию с группой детей проявляется у студентов, имеющих опыт менторства или волонтерства. Студенты, имеющие опыт менторства, чаще готовы работать с детьми с особыми образовательными потребностями, с детьми из неблагополучных/асоциальных семей и различных субкультур. Однако вне зависимости от наличия такого опыта в меньшей степени студенты готовы работать с детьми, оставшимися без попечения родителей, с детьми иностранных граждан и вынужденных переселенцев. Изучение готовности студентов к волонтерской деятельности позволило сделать вывод, что студенты-психологи демонстрируют более выраженную эмпатию, альтруизм и мотивацию к оказанию помощи другим, что напрямую влияет на профессиональные качества будущих специалистов [Поленякин, 2022; Расходчикова, 2019].
Таким образом, научный интерес представляют различные социально-психологические характеристики обучающихся в педагогических вузах.
Социально-психологические характеристики современной студенческой молодежи, обучающейся в непедагогических вузах по педагогическим направлениям подготовки
Исследование студентов-педагогов, обучающихся в непедагогических вузах, представляет специфичную сферу научных работ. С одной стороны, подобных исследований немного, выборки относительно небольшие. С другой – подобные научные работы затрагивают широкий спектр проблем, как связанных с формированием профессиональных компетенций, так и с развитием ценностно-смысловой сферы личности, проявлением особенностей поведения в различных ситуациях. Исследования в большей степени проводились с участием студентов-бакалавров младших курсов.
Результаты исследований демонстрировали специфику ценностных ориентаций студентов-педагогов, сформированность волевых ресурсов, способность совладать со стрессовыми ситуациями, ориентированность в социальных аспектах педагогической работы. В качестве основных ценностей студенты выбирают счастливую семейную жизнь, материально обеспеченную жизнь, познание, расширение кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие, общественное признание и жизненную мудрость. Будущие педагоги в значительной степени ориентированы на аккуратность, воспитанность, исполнительность, непримиримость к недостаткам в себе и других, ответственность [Симатова, 2018].
Также у студентов отмечается средний или низкий уровень профессионально-педагогической рефлексии, при том что самооценка в основном отмечается как заниженная или завышенная [Бехоева, 2017]. Профессиональные притязания студентов-будущих педагогов во всех сферах педагогической деятельности взаимосвязаны с самооценкой педагогических способностей [Зобнина, 2020]. Знание студентов о педагогическом и критическом мышлении учителя, его компонентах достаточно фрагментарно, что сказывается на принятии педагогических решений и применении знаний общих закономерностей к конкретным педагогическим ситуациям и их оценке [Диагностика педагогического мышления, 2022].
При вхождении в педагогическую профессию студенты отмечают важность сохранения профессионального ментального здоровья, они интерпретируют это понятие как состояние благополучия, в котором они реализуют свой профессионализм, творческие способности, результативно работают и справляются с возникшими проблемами [Анисимова, 2022]. Также большинство студентов характеризуется умеренным уровнем ситуативной тревожности и высоким уровнем личностной тревожности [Бурыкина, 2020]. Профессионально важные качества преимущественно развиты на среднем уровне [Байбанова, 2014].
Первокурсники в большей степени способны к принятию ценностей и норм группы, склонны к коллективизму, достаточно ответственны в индивидуальной и коллективной работе, но подобное поведение продиктовано не осознанной мотивацией и потребностями, а неуверенным поведением и личностной незрелостью [Тестова, 2020]. Способность к самоактуализации студентов-будущих педагогов первого курса невысокая [Сорокоумова, 2022].
Мотивы выбора профессии обусловлены необходимостью взаимодействовать с другими людьми, получением специальных знаний, возможностью реализовать творческий потенциал, представлены потребностью педагогического призвания, интересом к педагогической деятельности, желанием передать свои знания следующим поколениям, важностью воспитания детей и молодежи, что порой отличается от мотивов студентов педагогических вузов [Кажарская, 2021]. Преобладающим типом мотивации студентов-педагогов является избегание неудач – не допустить низких оценок на зачетно-экзаменационной сессии, избежать осуждения за низкую академическую успеваемость и ее последствий, отчисления из образовательной организации по этой причине. Большая часть студентов выражают готовность приступить к работе по специальности или продолжить свое обучение в магистратуре или аспирантуре [Селиванова, 2018].
У большинства выпускников выявлена сформированность кризисной идентичности, выражающаяся в переживаниях, связанных с поиском и изучением альтернатив, пробой себя в различных сферах, изучением своих потребностей. В качестве основных причин этого студенты называют низкую оплату труда, низкий социальный статус педагога, несоответствие своих личностных качеств эталонным качествам профессионала [Караулов, 2021; Кожевникова, 2017]. Однако статус ценностного смысла самореализации для современных студентов остается неприкосновенным [Вепрева, 2023]. Результаты проанализированных исследований позволяют сделать вывод, что будущий педагог характеризуется стремлением к установлению контактов с другими людьми, способен аргументировать свою точку зрения, однако иногда могут быть использованы манипулятивные техники ведения спора [Хазова, 2021].
Обсуждение результатов
Изучению социально-психологических характеристик студентов посвящено большое количество работ, так, на подготовительном этапе было отобрано 16002 публикаций, направленных на изучение студентов педагогических специальностей в различных российских вузах. Наиболее часто участниками исследования становятся обучающиеся 1-2 (младших) курсов бакалавриата, исследования с их участием чаще всего имеют большие объемы выборки. Научные работы, где участниками выступают магистранты, нередко характеризуются небольшими объемами выборки, составленной из обучающихся нескольких магистерских программ, порой связанных с различными аспектами профессиональной деятельности (например, преподавание отдельного предмета и организация управления в системе образования), в этом случае авторы таких работ считают выборку однородной и не проводят сравнительный анализ между обучающимися из разных групп. Довольно часто встречаются исследования, направленные на изучение различий обучающихся по педагогическим специальностям и других направлений подготовки (будущие врачи, инженеры или представители профессий особого риска и др.). Еще одна категория научных работ посвящается изучению и сравнительному анализу характеристик обучающихся по различным направлениям педагогической деятельности (например, будущие преподаватели математических наук и педагоги-психологи), авторы подчеркивают, что изучаемые качества в большей мере соответствуют требованиям планируемой профессиональной деятельности.
В случае, если участниками становятся одновременно обучающиеся из педагогических вузов и вузов, осуществляющих образовательные программы в различных профессиональных сферах, они также чаще всего рассматриваются как единая группа участников. В связи с этим была предпринята попытка изучения социально-психологических характеристик каждой группы: обучающихся в педагогических вузах (подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации) и обучающихся в других образовательных организациях высшего образования, которые находятся в ведении других министерств. Можно отметить, что вне зависимости от категории участников исследования, представляется научный интерес к изучению и описанию таких категорий, как наиболее значимые ценности обучающихся, система мотивов будущей профессиональной деятельности, степень овладения коммуникативными навыками. Отдельную группу исследований в непедагогических вузах представляют исследования, предполагающие сравнения студентов-будущих педагогов и студентов других специальностей (не связанных с психологической, педагогической или преподавательской деятельностью), соответственно, эти характеристики не связаны со специфическими целями педагогической подготовки и могут быть развиты у различных профессионалов (креативность, овладение информационными технологиями).
Описание и дифференциация результатов чаще всего осуществляются на основании уровня демонстрации изучаемого признака – на низком, среднем или высоком. Такой подход позволяет не только провести интерпретацию результатов в соответствии с показателями, полученными по результатам психологической диагностики, но и определить области психологического сопровождения (в первую очередь, по направлению профилактики и коррекционно-развивающей работы), которые могут быть усовершенствованы при выявлении низкого или среднего уровня необходимых для профессионального развития качеств. В достаточной степени развитые качества студентов также могут быть использованы как ресурс личности в условиях нагрузок профессиональной подготовки. В ситуации, когда целью сопровождения является снижение выраженности признака (например, тревожности), высокие показатели также могут указывать на возможные пути совершенствования психологической работы с обучающимися.
Выводы
- Изучение социально-психологических характеристик студентов-будущих педагогов представляет интерес для большого количества образовательных организаций, осуществляющих подготовку педагогов. Так, все образовательные организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, проводили такие исследования с участием своих обучающихся.
- По результатам анализа выявленных в ходе эмпирических исследований социально-психологических характеристик современной студенческой молодежи составлен портрет современного студента-будущего педагога, в том числе описаны различные сферы личности (когнитивная, эмоциональная, поведенческая, мотивационная, ценностно-смысловая), на основании этого может осуществляться дальнейшее совершенствование системы психолого-педагогической подготовки будущих профессионалов.
- Поскольку обучение по педагогическим направлениям подготовки осуществляется в различных типах образовательных организаций (педагогические вузы, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, образовательные организации высшего образования, которые находятся в ведении других министерств), были описаны социально-психологические характеристики двух категорий обучающихся. Важно отметить, что многие исследования участников в обоих группах выделяют одни и те же «мишени» для изучения: ценностная и мотивационная сфера, сформированность отдельных педагогических качеств (в том числе сформированность трудовых действий, связанных с организацией обучения и развивающей деятельности в психолого-педагогическом аспекте).
- Многие изучаемые показатели выражены у студентов на среднем уровне, не являясь заниженными, они все равно не развиты на высоком уровне, что не отражает все цели педагогического профиля подготовки.
- Выделение характеристик, выраженных на уровнях, указывающих на недостаточную сформированность важных для профессионала, будущего педагога, качеств, позволит далее осуществлять работу по совершенствованию психологического сопровождения реализации педагогических направлений подготовки, в том числе в области воспитательной работы.
Заключение
К началу профессионального обучения студенты уже имеют сформированные в процессе предыдущего жизненного опыта мотивационные установки, ценностные ориентации, представления о себе самом, о профессии, профессиональных ожиданиях. Одни личностные качества претерпевают изменения в процессе освоения профессиональной деятельности, другие остаются неизменными.
Создание социально-психологического портрета современного студента-будущего педагога позволяет совершенствовать различные аспекты профессиональной подготовки, модернизировать учебно-профессиональный процесс в соответствии с современными социальными вызовами, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение соответственно запросам и потребностям участников образовательных отношений. По результатам проведенного анализа эмпирических исследований, посвященных изучению социально-педагогических характеристик современных студентов, осуществлены разработка и описание модели социально-психологических компетенций педагога, способствующей комплексному развитию системы профессиональной подготовки будущих педагогов, в том числе развития их личностных профессионально значимых качеств, овладения социально-психологическими компетенциями.