Стандартизация методики «Личностный ресурс как предиктор нормативного поведения подростков»

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом
 31 мин. чтения

Резюме

Контекст и актуальность. Перспективным подходом в решении исследовательских и практических задач профилактики ненормативного поведения подростков представляется возможность выявления личностного ресурса как условия предупреждения нарушений в поведении школьников. Под личностным ресурсом понимается совокупность личностных характеристик подростка в сочетании с переживанием удовлетворенности отношением к нему значимых людей в процессе межличностного взаимодействия. Поставлены две цели: выявить и изучить взаимосвязи личностного ресурса подростков с такими формами ненормативного поведения, как склонности к проблемному использованию цифровых гаджетов, к переживаниям суицидального характера и к нарушению норм и правил школы; представить стандартизацию создаваемой авторской методики «Личностный ресурс как предиктор нормативного поведения подростков». Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что личностный ресурс подростков, включающий веру в себя, самоуправление, удовлетворенность отношением родителей, учителей и одноклассников, может рассматриваться как предиктор нормативного поведения. Методы и материалы. В исследовании приняли участие обучающиеся 8–11 классов (1092 подростка в возрасте 13–18 лет (M = 15,82, SD = 1,26)) пяти общеобразовательных московских школ. Методические средства исследования: «Индекс межличностной реактивности» М. Дэвиса, «Диагностика доброжелательности» Д. Кэмпбелла, «Шкала враждебности» Кука–Медлей, методика «Изучение ценностных ориентаций» М. Рокича и авторская методика «Личностный ресурс как предиктор нормативного поведения подростков» (Р.И. Суннатова). Результаты. Выявлены статистически значимые отрицательные связи показателей ненормативных форм поведения подростков с такими характеристиками, как вера в себя, самоуправление, удовлетворенность отношением значимых людей. Регрессионный анализ показал, что 25% риска возникновения проблемного использования цифровых устройств, 26,1% риска склонности к нарушению норм и правил и 66,2% риска склонности к переживаниям суицидального характера среди подростков обусловлены неудовлетворенностью отношением значимых людей, а также показателями веры в себя, способности к самоуправлению и ответственности. Выводы. Показано, что удовлетворенность отношением значимых взрослых и одноклассников имеет предопределяющее значение для нормативности поведения подростков. Включение в деятельность психологической службы школы просвещения педагогов и родителей как формы работы будет способствовать конструктивности взаимодействия «взрослый – подросток», что способствует нормативности поведения школьников.

Общая информация

Ключевые слова: подростки, личностные ресурсы, предиктор, использование цифровых устройств, переживания суицидального характера, самоуправление, вера в себя, удовлетворенность отношением значимых людей

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2025170305

Поступила в редакцию 19.06.2025

Поступила после рецензирования 02.09.2025

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Суннатова, Р.И., Крушельницкая, О.Б., Ланщиков, Д.Н. (2025). Стандартизация методики «Личностный ресурс как предиктор нормативного поведения подростков». Психолого-педагогические исследования, 17(3), 79–98. https://doi.org/10.17759/psyedu.2025170305

© Суннатова Р.И., Крушельницкая О.Б., Ланщиков Д.Н., 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Подкаст

Полный текст

Введение

Поведение подростков, характеризующееся нарушением школьных правил и норм, является одной из ключевых проблем современной школы, что предопределяет актуальность дальнейшего ее изучения. Традиционно под ненормативным поведением подразумеваются действия и поступки школьников, которые нарушают принятые нормы или противоречат общепринятым моральным нормам (Решетников, Уласень, 2018). В современных школах встречаются такие формы ненормативного поведения, как самоповреждающее поведение, включая суицидальное, агрессия по отношению к сверстникам, проблемное использование цифровых устройств и непринятие замечаний значимых взрослых (Хломов и др., 2022; Быкова и др., Семенова, 2024; Yang et al., 2021).

В отечественных и зарубежных исследованиях показано, что благодаря цифровизации подростки могут найти в интернете помогающую и поддерживающую информацию, а также стимулы для агрессивного и саморазрушающего поведения (Agus et al., 2022; Ji et al., 2024). Авторы также считают, что деструктивные отношения со сверстниками, отсутствие поддержки семьи являются причинами аутодеструктивного исхода проблемных переживаний подростков.

В своих исследованиях Н.Н. Авдеева, Б.Я. Хоффман (2019) считают, что связь между поддержкой родителей и настроением подростка выше, чем с поддержкой сверстников. Возрастающая роль сверстников не заменяет по значимости поддержку родителей. С другой стороны, в исследовании Л.А. Регуш и др. (2023) показано, что механизмы социализации смещены в виртуальную среду и по степени переживания нередко перекрывают проблемы реального взаимодействия – с родителями и сверстниками.

Интересный взгляд на природу связи личностных характеристик подростков и проявления агрессии представлен в исследовании К.Д. Хломова и коллег (2022). Авторами выявлено, что те, кто уязвим к асоциальному поведению, часто подвержены виктимизации от сверстников и не стоят на внутришкольном учете, в отличие от подростков, состоящих на внутришкольном учете, которым привычнее асоциальное и агрессивное поведение (Хломов и др., 2022).

Анализ К.Г. Семеновой, проведенный по различным видам дезадаптивных форм поведения школьников, показал, что у подростков наблюдается дисбаланс в отношениях в семье, со сверстниками и с самими собой; эти подростки определены автором как «группа риска» (Семенова, 2024). Можно привести еще большой ряд исследований, в которых указывается на важность охвата при исследовании предикторов ненормативных форм поведения как личностных характеристик подростков, так и особенностей их межличностного взаимодействия с ближайшим окружением (Решетников, Уласень, 2018; Авдеева, Хоффман, 2019; Antons et al., 2025; Горьковая, Микляева, 2022; Matthews, 2015; Алексеева, Ржанова, 2019; Agus et al., 2022).

Подытоживая обзор исследований, можно констатировать важность изучения природы возникновения различных форм ненормативного поведения подростков с учетом их социально-психологических и личностных характеристик.

Наше исследование основывалось на положениях культурно-исторической концепции Л.С. Выготского о социальной ситуации развития. С данным понятием связана ключевая характеристика условий, отвечающих за позитивное развитие ребенка. Основу такой ситуации составляет переживание им среды своего обитания и себя в этой среде. Переживание ситуации, в том числе семейной, школьной или иной как благополучной вызывает положительные эмоции, обладает развивающим эффектом, способствует развитию чувства доверия к себе и окружающему миру. По мнению И.В. Дубровиной (2016), эффективность образования и, следовательно, психического и личностного развития школьников зависит от того, в какой степени педагоги понимают, что для каждого обучаемого любого возраста важно доброжелательное внимание учителя, обращенное лично к нему; насколько в работе с учащимися акцентируется внимание на формировании у них интереса к окружающей жизни, стремления и умения учиться, чувства собственного достоинства, потребности и способности к самостоятельному добыванию знаний.

Нам представляется, что для решения задач профилактики склонности к нарушению норм и правил школы, проблемного использования цифровых устройств и склонности к переживаниям суицидального характера, как условия предупреждения, можно рассматривать личностный ресурс подростка. Личностный ресурс представляет собой не только личностные характеристики подростков, но и переживания, в данном случае удовлетворенность отношением, которое испытывает школьник со стороны значимых людей.

Материалы и методы

Поскольку исследовательские задачи предполагают использование методики на выявление групп риска выделенных нами форм ненормативного поведения подростков, то возникла необходимость создания такого психодиагностического инструмента. Методика «Личностный ресурс как предиктор нормативного поведения подростков» (Р.И. Суннатова) состоит из двух блоков, включающих 57 вопросов, отнесенных к 9 шкалам. Апробация методики осуществлялась с 2017 по 2025 гг. с участием 936 обучающихся 8–11 классов пяти московских школ. В статье «Особенности личностного ресурса школьников: предикторы ненормативного поведения и причины учебной лени» в «Вестнике РФФИ: гуманитарные и общественные науки» опубликованы результаты валидизации и проверки надежности методики (Суннатова, 2023), в настоящей статье изложены результаты ее стандартизации. Методика представлена в Приложении. Кроме того, описаны результаты трех исследований, в которых показаны диагностические возможности методики Р.И. Суннатовой. Также в этих исследованиях использовались: «Индекс межличностной реактивности» М. Дэвиса (значимые результаты получены в соответствии со шкалами «сопереживание» и «эмпатическая забота»), «Шкала доброжелательности» Д. Кэмпбелла (оценка доброжелательности), «Шкала враждебности» Кука–Медлея (оценка враждебности и агрессивности) и методика «Изучение ценностных ориентаций» М. Рокича (значимые результаты получены в связи с терминальными ценностями познания, семьи, здоровья, удовольствий и материально обеспеченной жизни). Статистические методы исследования: корреляционный анализ данных по методу Спирмена, сравнение независимых выборок с помощью U-критерия Манна-Уитни и множественный регрессионный анализ с пошаговым отбором данных.

Результаты

В табл. 1 приводятся результаты стандартизации методики на выборке учащихся 8–10 классов двух московских школ.

 

Таблица 1 / Table 1

Переводная таблица сырых баллов в стены для подростков (N = 238)

Translation table of raw wall scores for adolescents (N = 238)

шкал / scales

Стены / Stans

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Шкалы / Scales

Низкий / low

Средний / Medium

Высокий / High

 

Личностный ресурс / Personal resource

1

≤ 9

10-11

12-13

14-15

16-17

18-19

20-21

22-23

24

25

2

≤ 8

9-11

12-13

14-16

17-18

19-20

21-23

24-25

26-28

29-30

3

≤ 12

13-14

15-16

17-18

19-20

21-22

23-24

25-26

27-28

29-30

4

≤ 12

13-14

15-16

17-19

20-21

22-23

24-25

26-27

28-29

30

5

≤ 12

13-15

16-17

18-19

20-22

23-24

25-26

27-28

29

30

6

≤ 8

9-10

11-13

14-15

16-17

18-20

21-22

23-24

25-27

28-30

 

Риски ненормативного поведения / Risks of deviant behavior

7

≤ 12

13-15

16-17

18-20

21-23

24-25

26-27

28-30

31-32

33-35

8

≤ 8

9-11

12-13

14-16

17-18

19-20

21-23

24-25

26-28

29-35

9

≤ 8

9-11

12-14

15-17

18-20

21-23

24-26

27-29

30-32

33-40

Примечание: 1 – Ответственность; 2 – Самоуправление; 3 – Вера в себя; 4 – Удовлетворенность отношением одноклассников; 5 – Удовлетворенность отношением родителей; 6 – Удовлетворенность отношением учителей; 7 – Проблемное использование цифровых устройств; 8 – Склонность к нарушению норм и правил; 9 – Склонность к переживаниям суицидального характера.

Note: 1 – Responsibility; 2 – Self-management; 3 – Belief in self; 4 – Satisfaction with classmates' attitude; 5 – Satisfaction with parents' attitude; 6 – Satisfaction with teachers' attitude; 7 – Problematic use of digital devices; 8 – Tendency to break norms and rules; 9 – Tendency to experience suicidal behaviors.

Как упоминалось выше, эффективность разработанной Р.И. Суннатовой методики была показана в ряде исследований, три из которых кратко представлены ниже.

Исследование, проведенное в 2023 г. на выборках школьников 8–9 классов (N = 84) в возрасте 13–15 лет (M = 14,28; SD = 0,62) и 10–11 классов (N = 72) в возрасте 16–18 лет (M = 16,78; SD = 0,53), было нацелено на изучение склонности школьников к девиантному поведению (Ланщиков, Крушельницкая, 2023).

Корреляционный анализ данных (критерий Спирмена, * – р < 0,05; ** – р < 0,01) выявил, что у обучающихся 8–9 классов склонность к нарушению норм и правил отрицательно связана с эмпатической заботой (–0,356**) и сопереживанием (–0,261*); с ценностями познания (–0,252*) и семьи (–0,227*). Положительная связь выявлена со значимостью материальных ценностей (0,357**), ценностей удовольствия (0,328**) и агрессивностью (0,499**); у школьников 10–11 классов – аналогичная связь с агрессивностью (0,544**). Вера в себя положительно связана с доброжелательностью (0,325**) и отрицательно – с враждебностью (-0,366**), аналогично – у старшеклассников. Удовлетворенность отношением одноклассников связана с доброжелательностью: у 8–9 классов – 0,237*, у 10–11 классов – 0,256* и враждебностью: у 8–9 классов – –0,460**, у 10–11 классов – –0,304**. Удовлетворенность отношением родителей и учителей у двух групп обучающихся практически идентична и связана с доброжелательностью (0,286**), агрессивностью (–0,350**), враждебностью (–0,459**), а также значимостью для подростков ценностей здоровья (0,249*) и семьи (0,459**).

У школьников подросткового и раннего юношеского возраста статистически значимые различия были выявлены только по удовлетворенности отношением одноклассников: у старшеклассников она выше, чем у учащихся 8–9 классов (критерий Манна-Уитни, р = 0,001).

Далее был проведен множественный регрессионный анализ с пошаговым отбором данных, результаты которого представлены в табл. 2. Критерий Дарбина–Уотсона близок к 2, что позволяет предполагать отсутствие автокорреляции остатков.

Таблица 2 / Table 2

Результаты регрессионного анализа связи личностного ресурса и значимых для поведения характеристик школьников (N = 156)

Results of regression analysis of the relationship between personal resources and characteristics of schoolchildren that are significant for their behavior (N = 156)

Зависимые переменные / Dependent variables

R2

(скорр.) / (corr.)

F

Значимые предикторы / Significant predictors

β

р

8–9 классы / grades 8–9 (N = 84)

Враждебность / Hostility

0,273

16,371

Удовлетворенность отношением – / Satisfaction with attitude –

– одноклассников / classmates

-0,321

0,003

– родителей / parents

-0,317

0,003

Агрессивность / Aggressiveness

0,433

35,384

Вера в себя / Belief in self

-0,218

0,025

– родителей / parents

-0,306

0,035

Доброжелательность / Benevolence

0,396

19,396

Вера в себя / Belief in self

0,328

0,003

– родителей /parents

0,241

0,029

Сопереживание / Сompassion

0,271

16,061

– родителей / parents

0,246

0,032

Познание / Cognition

0,286

18,041

– учителей / teachers

0,318

0,031

Семья / Family

0,529

49,881

– родителей / parents

0,510

0,000

10–11 классы / grades 10–11 (N = 72)

Враждебность / Hostility

0,574

37,266

Вера в себя / Belief in self

-0,342

0,003

Удовлетворенность отношением – / Satisfaction with attitude –

– родителей / parents

-0,391

0,001

– одноклассников / classmates

-0,354

0,002

Агрессивность / Aggressiveness

0,414

29,295

– учителей / teachers

-0,240

0,042

Доброжелательность / Benevolence

0,276

16,132

– одноклассников / classmates

0,470

0,001

Эмпатическая забота / Empathic care

0,280

18,217

– одноклассников / classmates

0,189

0,044

Познание / Cognition

0,251

9,864

Вера в себя / Belief in self

0,250

0,030

– учителей / teachers

0,268

0,031

Семья / Family

0,253

10,881

– родителей / parents

0,347

0,002

Примечание: R2(скорр.) – коэффициент детерминации, F – критерий Фишера, β – стандартизированный регрессионный коэффициент, р – уровень значимости.

Note: R2(corr.) – coefficient of determination, F – Fisher criterion, β – standardized regression coefficient, p – significance level.

Как видно из табл. 2, представленные регрессионные модели описывают от 25,1% до 57,4% дисперсии зависимых переменных и свидетельствуют о вкладе личностного ресурса школьников в проявление значимых для их поведения характеристик.

В табл. 3 представлены результаты исследований, проведенные в 2020 и 2025 годах на различных выборках подростков. Объединение результатов представлено в общей таблице, поскольку это демонстрирует аналогичность результатов в разные периоды на различных выборках одного возраста.

Таблица 3 / Table 3

Связи личностного ресурса и склонности к ненормативным формам поведения подростков (2020 г., N = 698; 2025 г., N = 238; Спирмен)

Relationships between personal resources and the tendency to deviant forms of behavior in adolescents (2020, N = 698; 2025, N = 238; Spearman)

Ненормативное поведение / Non-regulatory behaviors

 

Личностный ресурс / Personal resource

Склонность к нарушению норм и правил / Tendency to break norms and rules

Склонность к суицидальным переживаниям / Tendency to experience suicidal behaviors

Проблемное использование ЦУ / Problematic use of digital devices

2020 г.

2025 г.

2020 г.

2025 г.

2020 г.

2025 г.

1

Вера в себя / Belief in self

-0,076

-0,088

-0,585**

-0,584**

-0,312**

-0,340**

2

Самоуправление/ Self-management

-0,509**

-0,437**

-0,610**

-0,544**

-0,441**

-0,443**

3

Ответственность/ Responsibility

-0,276**

-0,285**

-0,192**

-0,405**

-0,158*

-0,201**

Удовлетворенность отношением / Satisfaction with attitude

4

Одноклассников/ Classmates

-0,138

-0,326**

-0,452**

-0,623**

-0,162*

-0,372**

5

Родителей / Parents

0,417**

-0,384**

0,692**

-0,709**

0,431**

-0,310**

6

Учителей / Teachers

-0,422*

-0,364**

-0,434**

-0,346**

-0,458**

-0,309**

                 

Примечание: * – уровень значимости при р < 0,05; ** – уровень значимости при р < 0,01.

Note: * – correlation is significant at the 0,05 level; ** – correlation is significant at the 0,01 level.

В варианте методики, проводимой в 2020 г., пятая шкала называлась «неудовлетворенность подростка отношением в семье», поэтому значения имеют положительную связь. С целью приведения к единому обозначению блока «удовлетворенность отношением значимых близких» в следующие версии были внесены соответствующие изменения.

Далее был проведен шкальный регрессионный анализ, который выявил, что 25% риска формирования проблемного использования мобильных устройств среди подростков, 26,1% риска формирования склонности к нарушению норм и правил и 66,2% риска формирования склонности к переживаниям суицидального характера среди подростков обусловлены низкими показателями личностного ресурса (табл. 4).

Таблица 4 / Table 4

Результаты регрессионного анализа связи личностного ресурса и склонности к различным видам ненормативного поведения (N = 238)

Results of regression analysis of the relationship between personal resources and the tendency to various types of deviant behavior (N = 238)

Зависимые переменные / Dependent variables

R2

(скорр.) / (corr.)

F

Значимые предикторы / Significant predictors

β

р

Проблемное использование мобильных устройств / Problematic use of digital devices

0,250

36,436

Самоуправление / Self-management

-0,267

0,001

Вера в себя / Belief in self

-0,158

0,022

Удовлетворенность отношением одноклассников / Satisfaction with classmates' attitude

-0,163

0,030

Склонность к нарушению норм и правил / Tendency to break norms and rules

0,261

21,880

Ответственность / Responsibility

-0,144

0,024

Самоуправление / Self-management

-0,251

0,001

Вера в себя / Belief in self

-0,216

0,001

Удовлетворенность отношением / Satisfaction with attitude

– родителей / parents

-0,187

0,014

– учителей / teachers

-0,150

0,027

Склонность к переживаниям суицидального характера / Tendency to experience suicidal behaviors

0,662

116,969

Самоуправление / Self-management

-0,267

0,000

Вера в себя / Belief in self

-0,240

0,000

Удовлетворенность отношением / satisfaction with attitude

– одноклассников / classmates

-0,192

0,000

– родителей / parents

-0,428

0,000

Примечание: R2(скорр.) – коэффициент детерминации, F – критерий Фишера, β – стандартизированный регрессионный коэффициент, р – уровень значимости.

Note: R2(corr.) – coefficient of determination, F – Fisher criterion, β – standardized regression coefficient, p – significance level.

Обсуждение результатов

Результаты корреляционного анализа данных исследования, проведенного авторами в 2023 году (N = 156), позволили обнаружить связи между удовлетворенностью подростков отношением к ним со стороны одноклассников, учителей и особенно родителей и верой в себя с ценностями семьи и здоровья, а также проявлением доброжелательности. Склонность к нарушению норм и правил связана с агрессивностью, низкой значимостью ценностей познания, недостатком эмпатических способностей, что в определенной мере ожидаемо. Наличие отрицательных связей между эмпатическими способностями и склонностью к нарушению норм и правил у учащихся 8–9 классов, на наш взгляд, отражает возрастные особенности подростков, недостаток эмпатии у которых затрудняет их социально-психологическую адаптацию. У школьников подросткового и раннего юношеского возраста статистически значимые различия были выявлены только по удовлетворенности отношением одноклассников: у старшеклассников она выше, чем у учащихся 8–9 классов.

Результаты регрессионного анализа показали, что личностный ресурс может выступать в качестве предиктора нормативного поведения школьников 8–11 классов. Так, проявление у школьников враждебности и агрессивности, согласно результатам нашего исследования, снижается при высоких показателях веры в себя, а также удовлетворенности отношением родителей, одноклассников и учителей. Предикторами доброжелательности у учащихся разного возраста являются вера в себя и удовлетворенность отношением родителей и одноклассников. Удовлетворенность школьников отношением родителей предсказывает высокую для них ценность семьи. Удовлетворенность отношением учителей является предиктором высокой значимости познания. Интересно, что удовлетворенность отношением родителей предсказывает для учащихся 8–9 классов способность к сопереживанию, а удовлетворенность отношением одноклассников для учеников 10–11 классов – к проявлению эмпатической заботы (табл. 2). Согласно интерпретации Т.П. Гавриловой идей М. Дэвиса, сопереживание является непроизвольным процессом, сходным с «эмоциональным заражением», в то время как эмпатическая забота представляет собой более зрелое явление и отражает симпатию к чувствам другого человека и деятельную готовность ему помогать (Карягина, Кухтова, 2016). Следовательно, полученные с помощью методики «Личностный ресурс как предиктор нормативного поведения подростков» данные не только позволяют охарактеризовать склонность к ненормативному поведению, но и учитывают возрастные особенности диагностируемых. При интерпретации результатов по методике Кука-Медлея авторы рекомендуют учитывать, что под агрессивностью следует понимать импульсивность и несформированность саморегуляции эмоциональных состояний, что характерно подростковому возрасту. Шкала «враждебность», с точки зрения авторов методики, и есть измерение характера отношения к другим людям (табл. 2).

По результатам регрессионного анализа выявлено, что деструктивные характеристики феноменов личностного ресурса предопределяют риск возникновения проблемного использования цифровых устройств, склонности к нарушению норм и правил и склонности к переживаниям суицидального характера среди подростков (табл. 3).

Показано, что удовлетворенность отношением родителей выступает блокиратором склонности к нарушению норм и правил, а также переживаний суицидального характера. Удовлетворенность отношением одноклассников снижает проблемное использование гаджетов и переживания суицидального характера. Удовлетворенность отношением учителей является блокиратором склонности к нарушению норм и правил. Полученные результаты указывают на то, что личностный ресурс, включая удовлетворенность отношением родителей и одноклассников, может рассматриваться в качестве предиктора нормативного поведения подростков.

Ниже приведены результаты исследований, близких нашим. В исследовании И.А. Горьковой и А.В. Микляевой (2022) показано, что подростки-правонарушители, как правило, обладают более низкой общей самооценкой по сравнению со сверстниками с нормативным поведением. Авторы отмечают, что снижение общей самооценки у подростков с противоправным поведением в большей степени связано не с идеализированным представлением о себе, а с самооценкой, отражающей их восприятие собственного потенциала. В работе В.Г. Каменской и Л.В. Томанова (2022) подчеркивается мнение большинства исследователей о том, что часть пользователей социальных сетей отличается такими личностными характеристиками, как агрессивность, враждебность, поверхностность в суждениях при взаимодействии в интернете и некритичное отношение к информации в блогах и аккаунтах. По мнению авторов, эти черты создают предпосылки для вовлечения подростков в антисоциальные действия, такие как киберпреследование, травля в реальной жизни, создание треш-видео и публичное представление актов унижения жертв в Сети (Каменская, Томанов, 2022, с. 151).

Заключение

По результатам исследования можно сделать следующие выводы.

  1. Проблемное использование цифровых устройств, склонность к нарушению норм и правил, склонность к переживаниям суицидального характера имеют в качестве предикторов неудовлетворенность отношением значимых для подростков людей – родителей, учителей и одноклассников.
  2. Такие личностные характеристики, как вера в себя и самоуправление, могут рассматриваться как условие, блокирующее возможность возникновения различных форм ненормативного поведения подростков.
  3. Регрессионный анализ показал, что 25% риска проблемного использования цифровых устройств, 26,1% риска возникновения склонности к нарушению норм и правил и 66,2% риска склонности к переживаниям суицидального характера у подростков обусловлены неудовлетворенностью отношением значимых людей, а также низким уровнем веры в себя, способностей к самоуправлению и ответственности как составляющих личностного ресурса. Удовлетворенность отношением родителей, учителей и одноклассников имеет предопределяющее значение для нормативности поведения подростков.
  4. У школьников подросткового и раннего юношеского возраста статистически значимые различия показателей личностного ресурса выявлены только по удовлетворенности отношением одноклассников: у старшеклассников она выше, чем у учащихся 8–9 классов.
  5. Созданная и апробированная методика «Личностный ресурс как предиктор нормативного поведения подростков» может быть использована социально-психологической службой школы, а также при решении исследовательских задач.

В школах, где проходило исследование, были организованы отдельные встречи в онлайн- и офлайн-форматах с подростками, их родителями и педагогическим коллективом, целью которых было информирование об обобщенных результатах. Одной из задач встреч с взрослыми была просветительская – информирование о навыках конструктивного общения в детско-взрослом взаимодействии, а также осознания важности стиля общения взрослого как профилактики возникновения ненормативных форм поведения подростка.

Ограничения

Перспективы исследования определены полученными результатами, анализ которых не входил в наши задачи и предполагает необходимость их углубленного изучения. Например, враждебность и ценности удовольствий могут рассматриваться предикторами неудовлетворенности подростков отношением родителей, что требует отдельного исследования.

Limitations

The prospects of the study are determined by the obtained results, the analysis of which was not included in our tasks and suggests the need for their in-depth study. For example, hostility and pleasure values can be considered as predictors of adolescent dissatisfaction with the attitude of parents, which requires separate research.

Литература

  1. Авдеева, Н.Н., Хоффман, Б.Я. (2019). Актуальные направления исследований взаимоотношений подростков с родителями [Электронный ресурс]. Современная зарубежная психология, 8(4), 69—78. https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080407
    Avdeeva, N.N., Hoffman, B.Ya. (2019). Current research on adolescents’ relationships with parents [Elektronnyi resurs]. Journal of Modern Foreign Psychology, 8(4), pp. 69—78. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080407
  2. Алексеева, О.С., Ржанова, И.Е. (2019). Ценности и их связь с базовыми чертами личности. Психологические исследования, 12(63). https://doi.org/10.54359/ps.v12i63.233
    Alekseeva, O.S., Rzhanova, I.E. (2019). Relationships between values and personality traits. Psychological Studies, 12(63). (In Russ.). https://doi.org/10.54359/ps.v12i63.233
  3. Быкова, В.И., Полухина, Ю.П., Львова, Е.А., Фуфаева, Е.В., Валиуллина, С.А. (2023). К вопросу о суицидальном поведении подростков — реалии скоропомощного стационара. Консультативная психология и психотерапия, 31(2), 68—83. https://doi.org/10.17759/cpp.2023310203
    Bykova, V.I., Polukhina, Yu.P., Lvova, E.A., Fufaeva, E.V., Valiullina, S.A. (2023). To The Ques tion of Suicidal Behavior of Adolescents — Realities of an Emergency Hospital. Counseling Psychology and Psychotherapy, 31(2), pp. 68—83. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/cpp.2023310203
  4. Горьковая, И.А., Микляева, А.В. (2022). Сравнительно-исторический анализ самооценки подростков с устойчивым противоправным поведением (1996, 2004 и 2020 г.) [Электронный ресурс]. Психология и право, 12(4), 171—184. https://doi.org/17759/psylaw.2022120413
    Gorkovaya, I.A., Miklyaeva, A.V. Comparative-Historical Analysis of the Self-Esteem in Adolescents with Persistent Illegal Behavior (1996, 2004 and 2020) [Elektronnyi resurs]. Psychology and Law, 12(4), 171—184. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psylaw.2022120413
  5. Дубровина, И.В. (2016). Психологическое благополучие школьников в системе современного образования: учебное пособие. СПб: Нестор-История.
    Dubrovina, I.V. (2016). Psychological well-being of schoolchildren in the modern education system: a tutorial. Petersburg: Nestor-History. (In Russ.).
  6. Каменская, В.Г., Томанов, Л.В. (2022). Цифровые технологии и их влияние на социальные и психологические характеристики детей и подростков. Экспериментальная психология, 15(1), 139–159. https://doi.org/10.17759/exppsy.2022150109
    Kamenskaya, V.G., Tomanov, L.V. (2022). Digital Technologies and their Impact on the Social and Psychological Characteristics of Adolecsents. Experimental Psychology (Russia), 15(1), 139– (In Russ.). https://doi.org/10.17759/exppsy.2022150109
  7. Карягина, Т.Д., Кухтова, Н.В. (2016). Тест эмпатии М. Дэвиса: содержательная валидность и адаптация в межкультурном контексте. Консультативная психология и психотерапия, 24(4), 33–61. https://doi.org/10.17759/cpp.2016240403
    Karyagina, T.D., Kukhtova, N.V. (2016). Davis Empathy Test: Content Validity and Adaptation in a Cross-Cultural Context. Counseling Psychology and Psychotherapy, 24(4), 33–61. https://doi.org/10.17759/cpp.2016240403
  8. Ланщиков, Д.Н., Крушельницкая, О.Б. (2023). Исследование склонности к девиантному поведению у старшеклассников. В: Социальная психология: вопросы теории и практики. Материалы VIII Международной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики» (11–12 мая 2023 г.) (с. 441—451). М.: ФГБОУ ВО МГППУ. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/socpsy2023/socpsypdf (дата обращения: 12.06.2025).
    Lanshchikov, D.N., Krushelnitskaya, O.B. (2023). A study of the propensity for deviant behavior in high school students. In: Social Psychology: Theoretical and Practical Issues. Proceedings of the VIII International scientific-practical conference commemorating M.Yu. Kondratiev "Social Psychology: Theoretical and Practical Issues" (May 11-12, 2023) (pp. 441—451). Moscow: MSUPE. (In Russ.). URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/socpsy2023/socpsy2023.pdf (viewed: 12.06.2025).
  9. Регуш, Л.А., Алексеева, Е.В., Веретина, О.Р., Орлова, А.В., Пежемская, Ю.С. (2023). Психологические проблемы подростков в реальной и виртуальной среде: методика исследования. Культурно-историческая психология, 19(1), 84–96. https://doi.org/10.17759/chp.2023190111
    Regush, L.A., Alekseeva, E.V., Veretina, O.R., Orlova, A.V., Pezhemskaya, J.S. (2023). Psychological Problems of Adolescents in Real and Virtual Environments: Questionnaire Development. Cultural-Historical Psychology, 19(1), 84—96. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/chp.2023190111
  10. Решетников, М.М., Уласень, Т.В. (2018). Психологический анализ агрессивных тенденций у подростков, впервые поступивших в социозащитное учреждение. Клиническая и специальная психология, 7(2), 111—123. https://doi.org/10.17759/cpse.2018070208
    Reshetnikov, M.M., Ulasen, T.V. (2018). Psychological Analysis of Aggressive Tendencies in Adolescents Firstly Entered Socio-Protective Institution [Elektronnyi resurs]. Clinical Psychology and Special Education, 7(2), 111—123. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psycljn.2018070208
  11. Семенова, К.Г. (2024). Социально-психологическая дезадаптация подростков: типология и взаимосвязь с системой ценностных ориентаций. Вестник практической психологии образования, 21(1), 111—124. https://doi.org/10.17759/bppe.2024210109
    Semenova, K.G. (2024). Socio-Psychological Disadaptation of Adolescents: Typology and Relationship with the System of Value Orientations. Bulletin of Practical Psychology of Education, 21(1), 111—124. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/bppe.2024210109
  12. Суннатова, Р.И. (2023). Особенности личностного ресурса школьников: предикторы ненормативного поведения и причины учебной лени. Вестник РФФИ: гуманитарные и общественные науки, 4(115), 126– https://doi.org/10.22204/2587-8956-2023-115-04-126-137
    Sunnatova, R.I. Specific Characteristics of Schoolchildren’s Personal Resource: Predictors of Abnormal Behaviour and Causes of Academic Indolence. Bulletin of the Russian Foundation for Basic Research, 4(115), 126—137. (In Russ.). 10.22204/2587-8956-2023-115-04-126-137
  13. Хломов, К.Д., Бочавер, А.А., Фоменко, М.С., Селиванова, Е.И., Шемшурин, А.А. (2022). Агрессия и автономия в подростковом возрасте. Психологическая наука и образование, 27(3), 117–128. https://doi.org/10.17759/pse.2022270309
    Khlomov, K.D., Bochaver, A.A., Fomenko, M.S., Selivanova, E.I., Shemshurin, A.A. (2022). Aggression and Autonomy in Adolescence. Psychological Science and Education, 27(3), 117–128. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/pse.2022270309
  14. Agus, M., Mascia, M.L., Bonfiglio, N.S., Penna, M.P. (2022). The Italian version of the mobile phone problematic use scale for adults (MPPUS): A validation study. Heliyon, 8(12). Article e12209. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2022.e12209
  15. Antons, St., Heyder, A., Precht, L.-M., Wegmann, E., Liebherr, M., Brailovskaia, J. (2025). The Digital Media Use Effects Scales for adolescents (d-MUsE Scales): Conceptualization and validation of a screening tool. Computers in Human Behavior Reports, 18, Article https://doi.org/10.1016/j.chbr.2025.100621
  16. Ji, F., Sun, Q., Han, W., Li Y., Xia X. (2024). How Physical Exercise Reduces Problematic Mobile Phone Use in Adolescents: The Roles of Expression Suppression, Depression, Anxiety, and Resilience. Psychology Research and Behavior Management, 17, 4369—4382. https://doi.org/10.2147/PRBM.S484089
  17. Matthews, N.L. (2015). Too good to care: The effect of skill on hostility and aggression following violent video game play. Computers in Human Behavior, 48, 219—225. https://doi.org/10.1016/j.chb.2015.01.059
  18. Yang, Cc., Pham, T., Ariati, J., Smith, Ch., Foster, M.D. (2021). Digital Social Multitasking (DSMT), Friendship Quality, and Basic Psychological Needs Satisfaction Among Adolescents: Perceptions as Mediators. Journal of Youth and Adolescence, 50(12), 2456—2471. doi:10.1007/s10964-021-01442-y

Приложение

Методика «Личностный ресурс как предиктор нормативного поведения подростков» (Р.И. Суннатова)

Инструкция. Вашему вниманию предоставляется анкета, результаты которой будут известны только Вам. Конфиденциальность гарантируется. В анкете нет «правильных» или «неправильных», «хороших» или «плохих» ответов. Отвечайте быстро, обычно первая мысль близка к истине. Если Вы все же затрудняетесь при выборе ответа: и так бывает, и другой вариант, вроде, тоже подходит, то исходите из того, что Вам характерно в последнее время или происходит чаще всего. Пожалуйста, отвечайте на все пункты опросников.

Варианты ответов:

5 – полностью согласен

4 – скорее согласен

3 – отчасти согласен

2 – скорее не согласен

1 – полностью не согласен

 

Утверждения

1

Если я что-либо обещаю, то выполняю, даже если обстоятельства складываются неудачно

2

Обычно мне сложно сконцентрироваться на выполнении домашнего задания

3

Можно сказать, что я человек, который верит в себя

4

Меня устраивает то, какие у меня взаимоотношения в классе

5

Бывает, что ложусь спать поздно, увлекшись играми, общением в соцсетях или просмотром видео

6

Чаще всего родители настолько заняты, что не знают моих настоящих переживаний и проблем

7

Я следую девизу «Если нельзя, но очень хочется, то можно»

8

Довольно часто думаю, что я не способен к успеху

9

Сверстники в школе понимают меня лучше, чем окружающие там меня взрослые

10

Мне нравятся компьютерные игры еще и тем, что как бы ни была сложна игра, все равно придешь к успеху

11

Курить в подростковом возрасте – это не такая большая проблема, как считают взрослые

12

Довольно часто я чувствую безнадежность и беспомощность

13

Меня можно назвать человеком слова, живущим по принципу «сказал – сделал»

14

Бывает, что я принимаю решения и совершаю поступки под влиянием эмоций

15

Думаю, что для моего окружения я интересен как личность

16

Бывает, что по отношению к себе я чувствую пренебрежительное отношение одноклассников

17

У меня портится настроение, если я не имею возможности провести некоторое время за цифровыми устройствами (игры, сети, видео)

18

Мне некомфортно обсуждать свои проблемы с родителями

19

Чтобы получить удовольствие, стоит иногда нарушить некоторые правила и запреты

20

Большинство учителей на уроках забывают, что ученик – это человек со своей жизнью, в которой школа занимает только определенную часть

21

Переживая неприятности, я не могу выкинуть мысли об этом из головы довольно долго

22

Иногда возникает мысль: «Было бы здорово, чтобы в реальной жизни были такие же возможности, как и у персонажей компьютерных игр»

23

Я ответственно выполняю даже те задания, которые мне не очень интересны

24

Если я раздражен, то «лучше ко мне не подходить»

25

Я верю, что смогу воплотить в жизнь задуманное, не смотря на реальные трудности

26

Думаю, что большинство моих одноклассников относятся ко мне с симпатией

27

Когда выигрываешь в игре, чувствуешь себя на высоте, что, к сожалению, нечасто бывает в школе

28

Гораздо проще быть откровенным с посторонними людьми, чем с родителями

29

Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые могут смутить окружающих

30

Большинству учителей нет дела, комфортно ученикам в школе или нет

31

Мне не хватает теплых и доверительных отношений

32

Когда мне настойчиво возражают, я раздражаюсь и бывает, что отвечаю резко

33

Я себе нравлюсь, несмотря на свои недостатки

34

Мои отношения с одноклассниками меня напрягают

35

На экскурсиях в музее я все же пытаюсь потрогать экспонат, хотя это запрещено правилами посещения

36

Довольно часто мне кажется, что меня никто не понимает

37

Мне кажется, что мои сверстники страдают от недопонимания со стороны родителей в меньшей степени, чем я

38

Я думаю, что мои сверстники довольны жизнью больше, чем я

39

Иногда в школу не хочется идти только из-за того, что после общения с учителями остается неприятный осадок

40

Меня можно назвать человеком ответственным

41

Мне редко удается заставить себя продолжать работу после ряда обидных неудач

42

Мне часто бывает скучно со своими одноклассниками

43

Мне мешает недостаток веры в свои возможности или способности

44

Выражение «родительское тепло», по-видимому, в наше время устарело

45

Бывает, что, получив плохую отметку, приходит мысль: «Были бы шансы на повтор, как в игре, я бы лучше учился»

46

К сожалению, большинство учителей относятся к ученикам как начальник к подчиненным

47

К сожалению, мрачные мысли у меня бывают довольно регулярно

48

Даже при наличии денег бывает, что я проскакиваю под турникет в транспорте

49

Иногда мне кажется, что родители ко мне относятся как к подчиненному

50

Мне доверяют важные поручения, как человеку, который не подведет

51

Порой мне кажется, что мое будущее довольно беспросветное

52

Я часто не могу сдержать свои чувства

53

Чтобы успокоиться или снять раздражение, я предпочитаю начать играть, общаться в соцсетях или смотреть видео

54

Мне необходимо одобрение для уверенности, что я делаю все правильно

55

Не согласен с мнением некоторых учителей, что только строгостью и контролем можно добиться хорошей успеваемости школьников

56

Я замечаю, что наша компания шумно ведет себя в общественных местах

57

Можно сказать, что в школе мои сверстники ценят меня достаточно высоко

 

Ключ

Блок 1 – личностный ресурс

  1. Ответственность. Все пять утверждений «+»: 1, 13, 23, 40, 50.
  2. Самоуправление. Все шесть утверждений «+»: 2, 14, 24, 32, 41, 52.
  3. Вера в себя. Четыре утверждения «+»: 3, 12, 15, 33 и два утверждения «-»: 43, 54.
  4. Удовлетворенность отношением одноклассников. 6 утверждений «+»: 4, 26, 57. «-»: 16, 34, 42.
  5. Удовлетворенность отношением родителей. 6 утверждений «+»: 6, 18, 28, 37, 44, 49.
  6. Удовлетворенность отношением учителей: все утверждения «-»: 9, 20, 30, 39, 46, 55.

 

Блок 2 – риски ненормативного поведения

  1. Проблемное использование цифровых устройств. 7 утверждений «+»: 5, 10, 17, 22, 27, 45, 53.
  2. Склонность к нарушению норм и правил. 7 утверждений «+»: 7, 11, 19, 35, 48, 56. «-»: 29.
  3. Склонность к переживаниям суицидального характера. Все 8 утверждений «+»: 8, 12, 21, 31, 36, 38, 47, 51.

Информация об авторах

Рано Иззатовна Суннатова, доктор психологических наук, Доцент, профессор, департамент психологии, Институт педагогики и психологии образования, Московский городской педагогический университет (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7642-9941, e-mail: sunrano@mail.ru

Ольга Борисовна Крушельницкая, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0762-6925, e-mail: krushelnickayaob@mgppu.ru

Дмитрий Николаевич Ланщиков, аспирант департамента психологии Института педагогики и психологии образования, Московский городской педагогический университет (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0009-0006-2067-9040, e-mail: LanschikovDN@gmail.com

Вклад авторов

Суннатова Р.И. — идея исследования; создание методики «Личностный ресурс как предиктор нормативного поведения подростков»; сбор и анализ данных; аннотирование, планирование исследования; написание и оформление рукописи.

Крушельницкая О.Б. — идея исследования; применение статистических, математических методов для анализа данных; сбор и анализ данных; визуализация результатов исследования, написание рукописи.

Ланщиков Д.Н. — применение статистических, математических методов для анализа данных; визуализация результатов исследования, написание рукописи.

Все авторы приняли участие в обсуждении результатов и согласовали окончательный текст рукописи.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Декларация об этике

Письменное информированное согласие на участие в этом исследовании было предоставлено родителями участвовавших в нем школьников-подростков или их законными опекунами.

Метрики

 Просмотров web

За все время: 256
В прошлом месяце: 94
В текущем месяце: 37

 Скачиваний PDF

За все время: 99
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 9

 Всего

За все время: 355
В прошлом месяце: 123
В текущем месяце: 46