Введение
Поведение подростков, характеризующееся нарушением школьных правил и норм, является одной из ключевых проблем современной школы, что предопределяет актуальность дальнейшего ее изучения. Традиционно под ненормативным поведением подразумеваются действия и поступки школьников, которые нарушают принятые нормы или противоречат общепринятым моральным нормам (Решетников, Уласень, 2018). В современных школах встречаются такие формы ненормативного поведения, как самоповреждающее поведение, включая суицидальное, агрессия по отношению к сверстникам, проблемное использование цифровых устройств и непринятие замечаний значимых взрослых (Хломов и др., 2022; Быкова и др., Семенова, 2024; Yang et al., 2021).
В отечественных и зарубежных исследованиях показано, что благодаря цифровизации подростки могут найти в интернете помогающую и поддерживающую информацию, а также стимулы для агрессивного и саморазрушающего поведения (Agus et al., 2022; Ji et al., 2024). Авторы также считают, что деструктивные отношения со сверстниками, отсутствие поддержки семьи являются причинами аутодеструктивного исхода проблемных переживаний подростков.
В своих исследованиях Н.Н. Авдеева, Б.Я. Хоффман (2019) считают, что связь между поддержкой родителей и настроением подростка выше, чем с поддержкой сверстников. Возрастающая роль сверстников не заменяет по значимости поддержку родителей. С другой стороны, в исследовании Л.А. Регуш и др. (2023) показано, что механизмы социализации смещены в виртуальную среду и по степени переживания нередко перекрывают проблемы реального взаимодействия – с родителями и сверстниками.
Интересный взгляд на природу связи личностных характеристик подростков и проявления агрессии представлен в исследовании К.Д. Хломова и коллег (2022). Авторами выявлено, что те, кто уязвим к асоциальному поведению, часто подвержены виктимизации от сверстников и не стоят на внутришкольном учете, в отличие от подростков, состоящих на внутришкольном учете, которым привычнее асоциальное и агрессивное поведение (Хломов и др., 2022).
Анализ К.Г. Семеновой, проведенный по различным видам дезадаптивных форм поведения школьников, показал, что у подростков наблюдается дисбаланс в отношениях в семье, со сверстниками и с самими собой; эти подростки определены автором как «группа риска» (Семенова, 2024). Можно привести еще большой ряд исследований, в которых указывается на важность охвата при исследовании предикторов ненормативных форм поведения как личностных характеристик подростков, так и особенностей их межличностного взаимодействия с ближайшим окружением (Решетников, Уласень, 2018; Авдеева, Хоффман, 2019; Antons et al., 2025; Горьковая, Микляева, 2022; Matthews, 2015; Алексеева, Ржанова, 2019; Agus et al., 2022).
Подытоживая обзор исследований, можно констатировать важность изучения природы возникновения различных форм ненормативного поведения подростков с учетом их социально-психологических и личностных характеристик.
Наше исследование основывалось на положениях культурно-исторической концепции Л.С. Выготского о социальной ситуации развития. С данным понятием связана ключевая характеристика условий, отвечающих за позитивное развитие ребенка. Основу такой ситуации составляет переживание им среды своего обитания и себя в этой среде. Переживание ситуации, в том числе семейной, школьной или иной как благополучной вызывает положительные эмоции, обладает развивающим эффектом, способствует развитию чувства доверия к себе и окружающему миру. По мнению И.В. Дубровиной (2016), эффективность образования и, следовательно, психического и личностного развития школьников зависит от того, в какой степени педагоги понимают, что для каждого обучаемого любого возраста важно доброжелательное внимание учителя, обращенное лично к нему; насколько в работе с учащимися акцентируется внимание на формировании у них интереса к окружающей жизни, стремления и умения учиться, чувства собственного достоинства, потребности и способности к самостоятельному добыванию знаний.
Нам представляется, что для решения задач профилактики склонности к нарушению норм и правил школы, проблемного использования цифровых устройств и склонности к переживаниям суицидального характера, как условия предупреждения, можно рассматривать личностный ресурс подростка. Личностный ресурс представляет собой не только личностные характеристики подростков, но и переживания, в данном случае удовлетворенность отношением, которое испытывает школьник со стороны значимых людей.
Материалы и методы
Поскольку исследовательские задачи предполагают использование методики на выявление групп риска выделенных нами форм ненормативного поведения подростков, то возникла необходимость создания такого психодиагностического инструмента. Методика «Личностный ресурс как предиктор нормативного поведения подростков» (Р.И. Суннатова) состоит из двух блоков, включающих 57 вопросов, отнесенных к 9 шкалам. Апробация методики осуществлялась с 2017 по 2025 гг. с участием 936 обучающихся 8–11 классов пяти московских школ. В статье «Особенности личностного ресурса школьников: предикторы ненормативного поведения и причины учебной лени» в «Вестнике РФФИ: гуманитарные и общественные науки» опубликованы результаты валидизации и проверки надежности методики (Суннатова, 2023), в настоящей статье изложены результаты ее стандартизации. Методика представлена в Приложении. Кроме того, описаны результаты трех исследований, в которых показаны диагностические возможности методики Р.И. Суннатовой. Также в этих исследованиях использовались: «Индекс межличностной реактивности» М. Дэвиса (значимые результаты получены в соответствии со шкалами «сопереживание» и «эмпатическая забота»), «Шкала доброжелательности» Д. Кэмпбелла (оценка доброжелательности), «Шкала враждебности» Кука–Медлея (оценка враждебности и агрессивности) и методика «Изучение ценностных ориентаций» М. Рокича (значимые результаты получены в связи с терминальными ценностями познания, семьи, здоровья, удовольствий и материально обеспеченной жизни). Статистические методы исследования: корреляционный анализ данных по методу Спирмена, сравнение независимых выборок с помощью U-критерия Манна-Уитни и множественный регрессионный анализ с пошаговым отбором данных.
Результаты
В табл. 1 приводятся результаты стандартизации методики на выборке учащихся 8–10 классов двух московских школ.
Таблица 1 / Table 1
Переводная таблица сырых баллов в стены для подростков (N = 238)
Translation table of raw wall scores for adolescents (N = 238)
|
№ шкал / scales |
Стены / Stans |
|||||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
Шкалы / Scales |
||||||||||
|
Низкий / low |
Средний / Medium |
Высокий / High |
||||||||
|
|
Личностный ресурс / Personal resource |
|||||||||
|
1 |
≤ 9 |
10-11 |
12-13 |
14-15 |
16-17 |
18-19 |
20-21 |
22-23 |
24 |
25 |
|
2 |
≤ 8 |
9-11 |
12-13 |
14-16 |
17-18 |
19-20 |
21-23 |
24-25 |
26-28 |
29-30 |
|
3 |
≤ 12 |
13-14 |
15-16 |
17-18 |
19-20 |
21-22 |
23-24 |
25-26 |
27-28 |
29-30 |
|
4 |
≤ 12 |
13-14 |
15-16 |
17-19 |
20-21 |
22-23 |
24-25 |
26-27 |
28-29 |
30 |
|
5 |
≤ 12 |
13-15 |
16-17 |
18-19 |
20-22 |
23-24 |
25-26 |
27-28 |
29 |
30 |
|
6 |
≤ 8 |
9-10 |
11-13 |
14-15 |
16-17 |
18-20 |
21-22 |
23-24 |
25-27 |
28-30 |
|
|
Риски ненормативного поведения / Risks of deviant behavior |
|||||||||
|
7 |
≤ 12 |
13-15 |
16-17 |
18-20 |
21-23 |
24-25 |
26-27 |
28-30 |
31-32 |
33-35 |
|
8 |
≤ 8 |
9-11 |
12-13 |
14-16 |
17-18 |
19-20 |
21-23 |
24-25 |
26-28 |
29-35 |
|
9 |
≤ 8 |
9-11 |
12-14 |
15-17 |
18-20 |
21-23 |
24-26 |
27-29 |
30-32 |
33-40 |
Примечание: 1 – Ответственность; 2 – Самоуправление; 3 – Вера в себя; 4 – Удовлетворенность отношением одноклассников; 5 – Удовлетворенность отношением родителей; 6 – Удовлетворенность отношением учителей; 7 – Проблемное использование цифровых устройств; 8 – Склонность к нарушению норм и правил; 9 – Склонность к переживаниям суицидального характера.
Note: 1 – Responsibility; 2 – Self-management; 3 – Belief in self; 4 – Satisfaction with classmates' attitude; 5 – Satisfaction with parents' attitude; 6 – Satisfaction with teachers' attitude; 7 – Problematic use of digital devices; 8 – Tendency to break norms and rules; 9 – Tendency to experience suicidal behaviors.
Как упоминалось выше, эффективность разработанной Р.И. Суннатовой методики была показана в ряде исследований, три из которых кратко представлены ниже.
Исследование, проведенное в 2023 г. на выборках школьников 8–9 классов (N = 84) в возрасте 13–15 лет (M = 14,28; SD = 0,62) и 10–11 классов (N = 72) в возрасте 16–18 лет (M = 16,78; SD = 0,53), было нацелено на изучение склонности школьников к девиантному поведению (Ланщиков, Крушельницкая, 2023).
Корреляционный анализ данных (критерий Спирмена, * – р < 0,05; ** – р < 0,01) выявил, что у обучающихся 8–9 классов склонность к нарушению норм и правил отрицательно связана с эмпатической заботой (–0,356**) и сопереживанием (–0,261*); с ценностями познания (–0,252*) и семьи (–0,227*). Положительная связь выявлена со значимостью материальных ценностей (0,357**), ценностей удовольствия (0,328**) и агрессивностью (0,499**); у школьников 10–11 классов – аналогичная связь с агрессивностью (0,544**). Вера в себя положительно связана с доброжелательностью (0,325**) и отрицательно – с враждебностью (-0,366**), аналогично – у старшеклассников. Удовлетворенность отношением одноклассников связана с доброжелательностью: у 8–9 классов – 0,237*, у 10–11 классов – 0,256* и враждебностью: у 8–9 классов – –0,460**, у 10–11 классов – –0,304**. Удовлетворенность отношением родителей и учителей у двух групп обучающихся практически идентична и связана с доброжелательностью (0,286**), агрессивностью (–0,350**), враждебностью (–0,459**), а также значимостью для подростков ценностей здоровья (0,249*) и семьи (0,459**).
У школьников подросткового и раннего юношеского возраста статистически значимые различия были выявлены только по удовлетворенности отношением одноклассников: у старшеклассников она выше, чем у учащихся 8–9 классов (критерий Манна-Уитни, р = 0,001).
Далее был проведен множественный регрессионный анализ с пошаговым отбором данных, результаты которого представлены в табл. 2. Критерий Дарбина–Уотсона близок к 2, что позволяет предполагать отсутствие автокорреляции остатков.
Таблица 2 / Table 2
Результаты регрессионного анализа связи личностного ресурса и значимых для поведения характеристик школьников (N = 156)
Results of regression analysis of the relationship between personal resources and characteristics of schoolchildren that are significant for their behavior (N = 156)
|
Зависимые переменные / Dependent variables |
R2 (скорр.) / (corr.) |
F |
Значимые предикторы / Significant predictors |
β |
р |
|
8–9 классы / grades 8–9 (N = 84) |
|||||
|
Враждебность / Hostility |
0,273 |
16,371 |
Удовлетворенность отношением – / Satisfaction with attitude – |
||
|
– одноклассников / classmates |
-0,321 |
0,003 |
|||
|
– родителей / parents |
-0,317 |
0,003 |
|||
|
Агрессивность / Aggressiveness |
0,433 |
35,384 |
Вера в себя / Belief in self |
-0,218 |
0,025 |
|
– родителей / parents |
-0,306 |
0,035 |
|||
|
Доброжелательность / Benevolence |
0,396 |
19,396 |
Вера в себя / Belief in self |
0,328 |
0,003 |
|
– родителей /parents |
0,241 |
0,029 |
|||
|
Сопереживание / Сompassion |
0,271 |
16,061 |
– родителей / parents |
0,246 |
0,032 |
|
Познание / Cognition |
0,286 |
18,041 |
– учителей / teachers |
0,318 |
0,031 |
|
Семья / Family |
0,529 |
49,881 |
– родителей / parents |
0,510 |
0,000 |
|
10–11 классы / grades 10–11 (N = 72) |
|||||
|
Враждебность / Hostility |
0,574 |
37,266 |
Вера в себя / Belief in self |
-0,342 |
0,003 |
|
Удовлетворенность отношением – / Satisfaction with attitude – |
|||||
|
– родителей / parents |
-0,391 |
0,001 |
|||
|
– одноклассников / classmates |
-0,354 |
0,002 |
|||
|
Агрессивность / Aggressiveness |
0,414 |
29,295 |
– учителей / teachers |
-0,240 |
0,042 |
|
Доброжелательность / Benevolence |
0,276 |
16,132 |
– одноклассников / classmates |
0,470 |
0,001 |
|
Эмпатическая забота / Empathic care |
0,280 |
18,217 |
– одноклассников / classmates |
0,189 |
0,044 |
|
Познание / Cognition |
0,251 |
9,864 |
Вера в себя / Belief in self |
0,250 |
0,030 |
|
– учителей / teachers |
0,268 |
0,031 |
|||
|
Семья / Family |
0,253 |
10,881 |
– родителей / parents |
0,347 |
0,002 |
Примечание: R2(скорр.) – коэффициент детерминации, F – критерий Фишера, β – стандартизированный регрессионный коэффициент, р – уровень значимости.
Note: R2(corr.) – coefficient of determination, F – Fisher criterion, β – standardized regression coefficient, p – significance level.
Как видно из табл. 2, представленные регрессионные модели описывают от 25,1% до 57,4% дисперсии зависимых переменных и свидетельствуют о вкладе личностного ресурса школьников в проявление значимых для их поведения характеристик.
В табл. 3 представлены результаты исследований, проведенные в 2020 и 2025 годах на различных выборках подростков. Объединение результатов представлено в общей таблице, поскольку это демонстрирует аналогичность результатов в разные периоды на различных выборках одного возраста.
Таблица 3 / Table 3
Связи личностного ресурса и склонности к ненормативным формам поведения подростков (2020 г., N = 698; 2025 г., N = 238; Спирмен)
Relationships between personal resources and the tendency to deviant forms of behavior in adolescents (2020, N = 698; 2025, N = 238; Spearman)
|
№ |
Ненормативное поведение / Non-regulatory behaviors
Личностный ресурс / Personal resource |
Склонность к нарушению норм и правил / Tendency to break norms and rules |
Склонность к суицидальным переживаниям / Tendency to experience suicidal behaviors |
Проблемное использование ЦУ / Problematic use of digital devices |
||||
|
2020 г. |
2025 г. |
2020 г. |
2025 г. |
2020 г. |
2025 г. |
|||
|
1 |
Вера в себя / Belief in self |
-0,076 |
-0,088 |
-0,585** |
-0,584** |
-0,312** |
-0,340** |
|
|
2 |
Самоуправление/ Self-management |
-0,509** |
-0,437** |
-0,610** |
-0,544** |
-0,441** |
-0,443** |
|
|
3 |
Ответственность/ Responsibility |
-0,276** |
-0,285** |
-0,192** |
-0,405** |
-0,158* |
-0,201** |
|
|
Удовлетворенность отношением / Satisfaction with attitude |
||||||||
|
4 |
Одноклассников/ Classmates |
-0,138 |
-0,326** |
-0,452** |
-0,623** |
-0,162* |
-0,372** |
|
|
5 |
Родителей / Parents |
0,417** |
-0,384** |
0,692** |
-0,709** |
0,431** |
-0,310** |
|
|
6 |
Учителей / Teachers |
-0,422* |
-0,364** |
-0,434** |
-0,346** |
-0,458** |
-0,309** |
|
Примечание: * – уровень значимости при р < 0,05; ** – уровень значимости при р < 0,01.
Note: * – correlation is significant at the 0,05 level; ** – correlation is significant at the 0,01 level.
В варианте методики, проводимой в 2020 г., пятая шкала называлась «неудовлетворенность подростка отношением в семье», поэтому значения имеют положительную связь. С целью приведения к единому обозначению блока «удовлетворенность отношением значимых близких» в следующие версии были внесены соответствующие изменения.
Далее был проведен шкальный регрессионный анализ, который выявил, что 25% риска формирования проблемного использования мобильных устройств среди подростков, 26,1% риска формирования склонности к нарушению норм и правил и 66,2% риска формирования склонности к переживаниям суицидального характера среди подростков обусловлены низкими показателями личностного ресурса (табл. 4).
Таблица 4 / Table 4
Результаты регрессионного анализа связи личностного ресурса и склонности к различным видам ненормативного поведения (N = 238)
Results of regression analysis of the relationship between personal resources and the tendency to various types of deviant behavior (N = 238)
|
Зависимые переменные / Dependent variables |
R2 (скорр.) / (corr.) |
F |
Значимые предикторы / Significant predictors |
β |
р |
|
Проблемное использование мобильных устройств / Problematic use of digital devices |
0,250 |
36,436 |
Самоуправление / Self-management |
-0,267 |
0,001 |
|
Вера в себя / Belief in self |
-0,158 |
0,022 |
|||
|
Удовлетворенность отношением одноклассников / Satisfaction with classmates' attitude |
-0,163 |
0,030 |
|||
|
Склонность к нарушению норм и правил / Tendency to break norms and rules |
0,261 |
21,880 |
Ответственность / Responsibility |
-0,144 |
0,024 |
|
Самоуправление / Self-management |
-0,251 |
0,001 |
|||
|
Вера в себя / Belief in self |
-0,216 |
0,001 |
|||
|
Удовлетворенность отношением / Satisfaction with attitude |
|||||
|
– родителей / parents |
-0,187 |
0,014 |
|||
|
– учителей / teachers |
-0,150 |
0,027 |
|||
|
Склонность к переживаниям суицидального характера / Tendency to experience suicidal behaviors |
0,662 |
116,969 |
Самоуправление / Self-management |
-0,267 |
0,000 |
|
Вера в себя / Belief in self |
-0,240 |
0,000 |
|||
|
Удовлетворенность отношением / satisfaction with attitude |
|||||
|
– одноклассников / classmates |
-0,192 |
0,000 |
|||
|
– родителей / parents |
-0,428 |
0,000 |
|||
Примечание: R2(скорр.) – коэффициент детерминации, F – критерий Фишера, β – стандартизированный регрессионный коэффициент, р – уровень значимости.
Note: R2(corr.) – coefficient of determination, F – Fisher criterion, β – standardized regression coefficient, p – significance level.
Обсуждение результатов
Результаты корреляционного анализа данных исследования, проведенного авторами в 2023 году (N = 156), позволили обнаружить связи между удовлетворенностью подростков отношением к ним со стороны одноклассников, учителей и особенно родителей и верой в себя с ценностями семьи и здоровья, а также проявлением доброжелательности. Склонность к нарушению норм и правил связана с агрессивностью, низкой значимостью ценностей познания, недостатком эмпатических способностей, что в определенной мере ожидаемо. Наличие отрицательных связей между эмпатическими способностями и склонностью к нарушению норм и правил у учащихся 8–9 классов, на наш взгляд, отражает возрастные особенности подростков, недостаток эмпатии у которых затрудняет их социально-психологическую адаптацию. У школьников подросткового и раннего юношеского возраста статистически значимые различия были выявлены только по удовлетворенности отношением одноклассников: у старшеклассников она выше, чем у учащихся 8–9 классов.
Результаты регрессионного анализа показали, что личностный ресурс может выступать в качестве предиктора нормативного поведения школьников 8–11 классов. Так, проявление у школьников враждебности и агрессивности, согласно результатам нашего исследования, снижается при высоких показателях веры в себя, а также удовлетворенности отношением родителей, одноклассников и учителей. Предикторами доброжелательности у учащихся разного возраста являются вера в себя и удовлетворенность отношением родителей и одноклассников. Удовлетворенность школьников отношением родителей предсказывает высокую для них ценность семьи. Удовлетворенность отношением учителей является предиктором высокой значимости познания. Интересно, что удовлетворенность отношением родителей предсказывает для учащихся 8–9 классов способность к сопереживанию, а удовлетворенность отношением одноклассников для учеников 10–11 классов – к проявлению эмпатической заботы (табл. 2). Согласно интерпретации Т.П. Гавриловой идей М. Дэвиса, сопереживание является непроизвольным процессом, сходным с «эмоциональным заражением», в то время как эмпатическая забота представляет собой более зрелое явление и отражает симпатию к чувствам другого человека и деятельную готовность ему помогать (Карягина, Кухтова, 2016). Следовательно, полученные с помощью методики «Личностный ресурс как предиктор нормативного поведения подростков» данные не только позволяют охарактеризовать склонность к ненормативному поведению, но и учитывают возрастные особенности диагностируемых. При интерпретации результатов по методике Кука-Медлея авторы рекомендуют учитывать, что под агрессивностью следует понимать импульсивность и несформированность саморегуляции эмоциональных состояний, что характерно подростковому возрасту. Шкала «враждебность», с точки зрения авторов методики, и есть измерение характера отношения к другим людям (табл. 2).
По результатам регрессионного анализа выявлено, что деструктивные характеристики феноменов личностного ресурса предопределяют риск возникновения проблемного использования цифровых устройств, склонности к нарушению норм и правил и склонности к переживаниям суицидального характера среди подростков (табл. 3).
Показано, что удовлетворенность отношением родителей выступает блокиратором склонности к нарушению норм и правил, а также переживаний суицидального характера. Удовлетворенность отношением одноклассников снижает проблемное использование гаджетов и переживания суицидального характера. Удовлетворенность отношением учителей является блокиратором склонности к нарушению норм и правил. Полученные результаты указывают на то, что личностный ресурс, включая удовлетворенность отношением родителей и одноклассников, может рассматриваться в качестве предиктора нормативного поведения подростков.
Ниже приведены результаты исследований, близких нашим. В исследовании И.А. Горьковой и А.В. Микляевой (2022) показано, что подростки-правонарушители, как правило, обладают более низкой общей самооценкой по сравнению со сверстниками с нормативным поведением. Авторы отмечают, что снижение общей самооценки у подростков с противоправным поведением в большей степени связано не с идеализированным представлением о себе, а с самооценкой, отражающей их восприятие собственного потенциала. В работе В.Г. Каменской и Л.В. Томанова (2022) подчеркивается мнение большинства исследователей о том, что часть пользователей социальных сетей отличается такими личностными характеристиками, как агрессивность, враждебность, поверхностность в суждениях при взаимодействии в интернете и некритичное отношение к информации в блогах и аккаунтах. По мнению авторов, эти черты создают предпосылки для вовлечения подростков в антисоциальные действия, такие как киберпреследование, травля в реальной жизни, создание треш-видео и публичное представление актов унижения жертв в Сети (Каменская, Томанов, 2022, с. 151).
Заключение
По результатам исследования можно сделать следующие выводы.
- Проблемное использование цифровых устройств, склонность к нарушению норм и правил, склонность к переживаниям суицидального характера имеют в качестве предикторов неудовлетворенность отношением значимых для подростков людей – родителей, учителей и одноклассников.
- Такие личностные характеристики, как вера в себя и самоуправление, могут рассматриваться как условие, блокирующее возможность возникновения различных форм ненормативного поведения подростков.
- Регрессионный анализ показал, что 25% риска проблемного использования цифровых устройств, 26,1% риска возникновения склонности к нарушению норм и правил и 66,2% риска склонности к переживаниям суицидального характера у подростков обусловлены неудовлетворенностью отношением значимых людей, а также низким уровнем веры в себя, способностей к самоуправлению и ответственности как составляющих личностного ресурса. Удовлетворенность отношением родителей, учителей и одноклассников имеет предопределяющее значение для нормативности поведения подростков.
- У школьников подросткового и раннего юношеского возраста статистически значимые различия показателей личностного ресурса выявлены только по удовлетворенности отношением одноклассников: у старшеклассников она выше, чем у учащихся 8–9 классов.
- Созданная и апробированная методика «Личностный ресурс как предиктор нормативного поведения подростков» может быть использована социально-психологической службой школы, а также при решении исследовательских задач.
В школах, где проходило исследование, были организованы отдельные встречи в онлайн- и офлайн-форматах с подростками, их родителями и педагогическим коллективом, целью которых было информирование об обобщенных результатах. Одной из задач встреч с взрослыми была просветительская – информирование о навыках конструктивного общения в детско-взрослом взаимодействии, а также осознания важности стиля общения взрослого как профилактики возникновения ненормативных форм поведения подростка.
Ограничения
Перспективы исследования определены полученными результатами, анализ которых не входил в наши задачи и предполагает необходимость их углубленного изучения. Например, враждебность и ценности удовольствий могут рассматриваться предикторами неудовлетворенности подростков отношением родителей, что требует отдельного исследования.
Limitations
The prospects of the study are determined by the obtained results, the analysis of which was not included in our tasks and suggests the need for their in-depth study. For example, hostility and pleasure values can be considered as predictors of adolescent dissatisfaction with the attitude of parents, which requires separate research.