Опыт использования ролевой игры для диагностики и развития навыков профессиональной рефлексии у студентов-психологов

2016

Аннотация

В контексте ориентации образовательного процесса на интерактивные технологии обучения в статье анализируются возможности метода социально-ролевой игры для диагностики и формирования навыков профессиональной рефлексии у студентов-психологов. Предлагается к рассмотрению личный опыт автора в конструировании, проведении и оценке результатов ролевой игры из разряда «игр выбора», «игр на выживание». На основании эмпирических данных, полученных в ходе наблюдения за конкретной игрой, показано, как актуализация эмпатической рефлексии отдельных участников позволяет всей группе прийти к неожиданному итогу. В заключение высказываются соображения относительно дальнейшей работы с этой группой студентов по развитию их профессиональной рефлексии.

Общая информация

Ключевые слова: инновационные дидактические технологии, ролевые игры, групповая дискуссия, профессиональная рефлексия, этическая составляющая

Рубрика издания: Исследования в области образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Григорьев Н.Б. Опыт использования ролевой игры для диагностики и развития навыков профессиональной рефлексии у студентов-психологов // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2016. Том 25. № 1. С. 113–120.

Фрагмент статьи

Согласно концепции компетентностного подхода в построении современного образовательного процесса и новым образовательным стандартам (ФГОС ВПО), инновационные дидактические технологии предполагают интенсивное использование в преподавательской практике активных форм обучения студентов. Особое значение разработчики этой концепции придают таким интерактивным технологиям обучения, как социально-психологический тренинг и социально-ролевые игры [4].

Литература

  1. Деловая игра по праву «Трансплантация сердца» [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образо- вания nsportal.ru [Сайт]. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/pravo/library/2011/12/13/delovaya-igra-po-pravu- transplantatsiya-serdtsa (дата обращения: 15.10.2015).
  2. Евплова Е. В. Как развить коммуникативные навыки у студентов? // Актуальные проблемы педагогики и психо- логии. 2014. № 1. С. 41–45.
  3. Кондаков И. М. Психологический словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psychology.net.ru/ dictionaries/psy.html?word=820 (дата обращения: 15.10.2015).
  4. Пашковская И. Н., Королева Н. И. Разработка и внедрение инновационных образовательных технологий в обра- зовательный процесс при введении в действие новых ФГОС ВПО. Методические рекомендации для профессор- ско-преподавательского состава. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. 103 с.
  5. Психологические упражнения для тренингов [Электронный ресурс] // trepsy.net [Сайт]. Режим доступа: http:// www.trepsy.net/world/?stat=2 (дата обращения: 15.10.2015).
  6. Семенков В. Е. Эвтаназия как тема для биоэтического дискурса // Ученые записки Санкт-Петербургского госу- дарственного института психологии и социальной работы. 2015. Вып. 1, т. 23. С. 126 –135.
  7. Фестиваль педагогических идей. Тренинг для подростков, упражнение № 2 «Пересадка сердца» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/595348/(дата обращения: 15.10.2015).

Информация об авторах

Григорьев Николай Борисович, кандидат психологических наук, доцент кафедры консультативной психологии и психологии здоровья Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, e-mail: gnb-post@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 779
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 2016
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 5