«Теория сознания» и символизацияв дошкольном возрасте

817

Аннотация

Статья посвящена анализу проблемы символизации в дошкольном детстве в исследованиях, проведенных в рамках теории сознания. Опираясь на схему развития репрезентации, заданную в работах Дж. Пернера, автор показывает отсутствие различения знаковых и символических средств в развитии ребенка. Приводятся доводы в пользу выделения символического опосредствования, основанные на исследованиях представителей теории сознания.

Общая информация

Ключевые слова: теория сознания, символизация, знаковые средства, символические средства, психология дошкольника

Рубрика издания: Возрастная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Веракса А.Н. «Теория сознания» и символизацияв дошкольном возрасте // Культурно-историческая психология. 2011. Том 7. № 4. С. 9–16.

Литература

  1. Веракса А. Н. Формы знаковой и символической репрезентации в познавательной деятельности младших школьников // Культурноисторическая психология. 2009. № 1.
  2. Baillargeon R. Young infants' expectations about hidden objects: a reply to three challenges // Developmental Science. 1999. 2.
  3. Callaghan T. C. Early Understanding and Production of Graphic Symbols // Child Development. 1999. 6.
  4. Carlson S. M., Davis A. C., Leach J. G. Less is more // Psychological science. 2005. 16.
  5. DeLoache J. Symbolic Functioning in Very Young Children: Understanding of Pictures and Models // Child Development. 1991. 62.
  6. DeLoache J., Kolstad V., Anderson K. Physical Similarity and Young Children's Understanding of Scale Models // Child Development. 1991. 62.
  7. DeLoache J., Simcock G., Marzolf D. Transfer be Very Young Children in the Symbolic Retrieval Task // Child Development. 2004. 75.
  8. DeLoache J. S. Dual Representation and Young Children's Use of Scale Models // Child development. 2000. 71.
  9. Flavell J. H., Flavell E. R., Green F. L. Young children's knowledge about the apparentreal and pretendreal distinctions // Developmental Psychology. 1987. 23.
  10. Haake R. J., Somerville S. C. Development of Logical Search Skills in Infancy // Developmental Psychology. 1985. 1.
  11. Heibeck T. H., Markman E. M. Word Learning in Children: An Examination of Fast Mapping // Child Development. 1987. 58.
  12. Huttenlocher J., Higgins E. T. Issues in the study of symbolic development. In W. A. Collins (Ed.) Minnesota symposium on child psychology. 1978, Hillsdale, N. J.: Erlbaum.
  13. Kuczaj S. A. Factors influencing children's hypothetical reference / Journai of Child Language. 1981. 8.
  14. Leslie A. Pretense and Representation: The Origins of «Theory of Mind»// Psychological Review. 1987. 4.
  15. Lillard A. S. Pretend Play Skills and the Child's Theory of Mind // Child Development. 1993. 64.
  16. Lillard A. S. Young children's conceptualization of pretense: Action or mental representational state? // Child Development. 1993. 64.
  17. Meltzoff A. N., Moore M. K. Imitation of facial and manual gestures by human neonates // Science. 1977. 198.
  18. Perner J. Understanding the representational mind. London, 1993.
  19. Piaget J. Play, Dreams and Imitation in Childhood. N. Y., 1962.
  20. Premack D., Woodruff G. Does the chimpanzee have a theory of mind? // Behavior and Brain Sciences. 1978. 4.
  21. Veraksa A. N. Symbolic mediation in cognitive activity // International Journal of Early Years Education. 2011. 1.
  22. Wooley J. D., Wellman H. M. Origin and Truth: Young children's understanding of imaginary mental representation // Child development. 1993. 64.

Информация об авторах

Веракса Александр Николаевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), заместитель директора, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7187-6080, e-mail: veraksa@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1542
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 817
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3