Ахметова О.А. научный сотрудник государственного учреждения Научно-исследовательский институт физиологии Сибирского отделения Российской академии медицинских наук (ГУНИИФ СО РАМН), Новосибирск, Россия e-mail: o.akhmetova@physiol.ru
Слободская Е.Р. доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, главный научный сотрудник, ФГБНУ «Научно-исследовательский институт физиологии и фундаментальной медицины», Новосибирск, Россия e-mail: hslob@physiol.ru
В настоящем обзоре обобщены результаты эмпирических исследований о том, как меняется средний уровень личностных черт Большой пятерки на протяжении подросткового возраста. Большинство данных указывает на то, что открытость, сознательность, уступчивость и экстраверсия растут, а нейротизм — снижается. Нормативные изменения уровня личностных черт отражают возрастание психологической зрелости и приспособленности и связаны с решением основных задач развития в этот период. В некоторых случаях (как правило, у подростков младшего и среднего возраста) могут возникать нега- тивные паттерны, отражающие специфические трудности подросткового возраста. В основе нормативных изменений личностных черт лежат процессы биологического созревания, социализации и контекс- туальные факторы. Подростковый возраст является сенситивным для формирования как адаптивных, так и неадаптивных паттернов развития.
* Работа выполнена при поддержке грантов РГНФ № 11-06-00517 и РФФИ № 13-06-00156.
Ссылка для цитирования
Фрагмент статьи
Большая пятерка включает пять факторов личности: экстраверсию
(extraversion), нейротизм (neu- roticism), уступчивость (agreeableness),
сознательность (conscientiousness) и открытость опыту (openness to experience)
[5; 7; 15; 16]. Каждый из этих факторов объединяет несколько черт среднего
уровня (фасетов), что позволяет провести более детальное описание личности [5;
15; 16]. Так, экстраверсия включает общительность, положительные эмоции, поиск
впечатлений, активность и другие черты. Компонентами нейротизма являются
тревожность, ранимость, застенчивость, гневливость, враждебность. Уступчивость
включает отзывчивость, сочувствие, альтруизм, мягкосердечие и др.
Сознательность объединяет такие черты, как организованность, ответственность,
стремление к достижениям, самоконтроль/импульсивность. Открытость опыту
включает сообразительность, проницательность, любопытство, воображение,
фантазию, эстетику, креативность и др. [5; 7]. Установлено, что личностные
особенности подростков образуют пятифакторную структуру, сходную с взрослой, а
подростковые самоотчеты являются надежным методом изучения личностных черт [3;
8; 10; 16; 17].
Литература
Гудман Р., Скотт С. Детская психиатрия. М.: Триа- да-Х, 2008. 405
c.
Психология подростка. Полное руководство / Под общ. ред. А.А. Реана. СПб.:
Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. 504 с.
Allik J., Laidra K., Realo A., Pullmann H. Personality development
from 12 to 18 years of age: Changes in mean lev- els and structure of traits //
Eur. J. Pers. 2004. V. 18. № 6. P. 445—462.
Branje S.J., van Lieshout C.F., Gerris J.R.M. Big Five per-
sonality development in adolescence and adulthood // Eur. J. Pers. 2007. V. 21.
P. 45—62.
Caspi A., Shiner R.L. Personality development // Handbook of child
psychology. Social, emotional, and person- ality development. 2006. V. P.
300—365. New York: Wiley.
Casey B.J., Jones R.M., Hare T.A. The Adolescent Brain // Annals
of the New York Academy of Sciences. 2008. V. 1124. P. 111—126.
Corr P.J., Matthews G. The Cambridge handbook of per- sonality
psychology. New York: Cambridge University Press, 2009. 850 p.
Costa P.T.Jr., McCrae R.R., Martin A.T. Incipient adult
personality: the NEO-PI-3 in middle school-aged children // Brit. J. Dey.
Psychol. 2008. V. 26. № 1. P. 71—89.
Crosnoe R., Johnson M.K. Research on adolescence in the
twenty-first century // Annu. Rev. Sociol. 2011. V. 37. P. 439—460.
DeFruyt F., Bartels M., Van Leeuwen K.G. et al. Five types of
personality continuity in childhood and adoles- cence // Journal of Personality
and Social Psychology. 2006. V. 91. № 3. P. 538—552.
Hong R.Y., Paunonen S.V. Personality traits and health- risk
behaviours in university students // Eur. J. Pers. 2009. V. 23. № 8. P.
675—696.
Jones S.E., Miller J.D., Lynam D.R. Personality, antiso- cial
behavior, and aggression: a meta-analytic review // J. Crim. Justice. 2011. V.
39. P. 329—337.
Klimstra T.A., Hale W.W., Raaijmakers Q.A. et al. Maturation of
personality in adolescence // Journal of Personality and Social Psychology
2009. V. 96. P. 898—912.
Kotov R., Gamez W., Schmidt F., Watson D. Linking «big»
personality traits to anxiety, depressive, and substance use disorders: A
meta-analysis // Psychological Bulletin. 2010. V. 136. P. 768—821.
Markon K.E. Hierarchies in the structure of personality traits //
Social and Personality Psychology Compass. 2009. V. 3. P. 812—826.
McAdams D.P., Olson B.D. Personality development: continuity and
change over the life course // Annu. Rev. Psychol. 2010. V. 61. P.
517—542.
McCrae R.R., Costa P.T.Jr., Terracciano A. et al. Personality
trait development from age 12 to age 18: longitu- dinal, cross-sectional, and
cross-cultural analyses // J. Pers. Soc. Psychol. 2002. V. 83. № 6. P.
1456—1468.
Мerenakk L., Harro M., Kiive E. et al. Association between
substance use, personality traits, and platelet MAO activity in preadolescents
and adolescents // Addictive behaviors. 2003. V. 28. № 8. P. 1507—1514.
Miller J.D., Lynam D.R., Jones S. Externalizing behavior through
the lens of the five-factor model: a focus on agreeable- ness and
conscientiousness // J. Pers. Assess. 2008. V. 90. № 2. P. 158—164.
Ozer D., Benet-Martinez V. Personality and the predic- tion of
consequential outcomes // Annu. Rev. Psychol. 2006. V. 57. P. 401—421.
Pullmann H., Raudsepp L., Allik J. Stability and change in
adolescents' personality: A longitudinal study // Eur. J. Pers. 2006. V. 20. №
6. P. 447—459.
Roberts B.W., Walton K. E., Viechtbauer W. Patterns of mean-level
change in personality traits across the life course: A meta-analysis of
longitudinal studies // Psychological Bul- letin. 2006. V. 132. P. 3—25.
Ruiz M.A., Pincus A.L., Schinka J.A. Externalizing pathology and
the five-factor model: A meta-analysis of per- sonality traits associated with
antisocial personality disorder, substance use disorder, and their
co-occurrence // J. Pers. Disord. 2008. V. 22. P. 365—388.
Rutter M., Taylor E. Child and Adolescent Psychiatry (4th edn.).
Blackwell Science Ltd, 2006. 1209 p.
Sherry A., Henson R.K., Lewis J.G. Evaluating the appropriateness
of college-age norms for use with adolescents on the NEO Personality
Inventory-Revised // Assessment. 2003. V. 10. P. 71—78.
Slobodskaya H.R., Akhmetova O.A. Personality devel- opment and
problem behavior in Russian children and adoles- cents // Int. J. Behavioral
Development. 2010. V. 34. № 5, P. 441—451.
Smetana J.G., Campione-Barr N., Metzger A. Adolescent development
in interpersonal and societal contexts // Annu. Rev. Psychol. 2006. V. 57. P.
255—284.
Somerville L.H., Jones R.M., Casey B.J. A time of change:
Behavioral and neural correlates of adolescent sensitivity to appetitive and
aversive environmental cues // Brain and Cognition. 2010. V. 72. P.
124—133.
Soto C.J., John O.P., Gosling S.D., Potter J. Age differ- ences in
personality traits from 10 to 65: Big Five domains and facets in a large
cross-sectional sample // Journal of Personality and Social Psychology. 2011.
V. 100. P. 330—348.
Spear L.P. Rewards, aversions and affect in adoles- cence:
Emerging convergences across laboratory animal and human data // Developmental
Cognitive Neuroscience. 2011. V. 1. P. 390—403.
Steinberg L. A dual systems model of adolescent risk- taking //
Dev. Psychobiol. 2010. V. 52. P. 216—224.
Steinberg L. Cognitive and affective development in adolescence //
Trends in Cognitive Sciences. 2005. V. 9. № 2. P. 69—74.
Steinberg L., Morris A.S. Adolescent development // Annu. Rev.
Psychol. 2001. V. 52. P. 83—110.