Проблема формирования правосознания обучающихся в условиях децентрализации нормативного регулирования деятельности образовательных организаций

753

Аннотация

В статье на основе анализа действующих нормативных правовых актов и научных публикаций обсуждается вопрос формирования правосознания обучающихся в образовательных организациях. Особо выделяется важность деятельностного компонента формирования правосознания, в том числе в контексте деятельности участников образовательных отношений в условиях нормативного регулирования, осуществляемого самими образовательными организациями. Обращается внимание на тот факт, что изменения законодательства Российской Федерации, направленные на децентрализацию нормативного регулирования деятельности образовательных организаций, могут выступать фактором риска негативного влияния на формирование правосознания, в контексте регулярно выявляемых нарушений законодательства органами управления образовательных организаций. Сформулированы предложения по мерам, направленным на минимизацию обозначенных рисков и повышение эффективности мероприятий образовательных организаций, направленных на позитивное формирование правосознания детей.

Общая информация

Ключевые слова: правосознание, образование, нормативное регулирование, теория деятельности, юридическая психология, психолого-педагогическая экспертиза, междисциплинарный консилиум образовательной организации

Рубрика издания: Психология образования

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2017130303

Для цитаты: Егоров И.А., Умняшова И.Б. Проблема формирования правосознания обучающихся в условиях децентрализации нормативного регулирования деятельности образовательных организаций // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 3. С. 16–22. DOI: 10.17759/chp.2017130303

Фрагмент статьи

Правосознание индивида развивается в широкой сфере общения и деятельности на протяжении всей его жизни, в том числе в условиях обучения и воспитания. Образовательная организация является источником имплицитной (когда человек не осознает связь поступающей к нему информации с законом — например, при взаимном влиянии учеников и учителей друг на друга) и эксплицитной (когда человек понимает, что усваиваемые им знания и нормы поведения имеют отношение к правовой сфере — например, при обучении основам права) правовой социализации.

Литература

  1. Бэкхёрст Д. К вопросу об эволюции теории деятельности // Культурно-историческая психология. 2006. № 4. С. 79—84.
  2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Психологическая науки и образования. 1996. № 2. С. 5—8.
  3. Гулевич О.А., Голынчик Е.О. Правосознание и правовая социализация. Аналитический обзор: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальности 020400 — «Психология». Москва: Международное общество им. Л.С. Выготского, 2003. 270 с.
  4. Дворянчиков Н.В., Савкина И.А. Исследование особенностей правосознания несовершеннолетних с девиантным поведением [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n1/39933.shtml (дата обращения: 21.05.2017).
  5. Достовалов С.Г. Доверие к социальному миру как фактор формирования правосознания у подростков [Электронный ресурс] // Психология и право. 2013. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n1/58316.shtml (дата обращения: 21.05.2017).
  6. Дэниелс Г. Применение теории деятельности в условиях межведомственного взаимодействия // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 3. С. 15—26.
  7. Егоров И.А. Развитие правосознания: проблемы нормативного регулирования [Электронный ресурс] // Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. 2016. С. 24—25. URL: https://psyjournals.ru/modern_psy_and_law/issue/modern_psy_and_law.shtml (дата обращения 12.05.2017).
  8. Егоров И.А. Юридическая психология и федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. № 3. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2011/n3/46578.shtml (дата обращения 12.05.2017).
  9. Егоров И.А., Сафуанов Ф.С. Образовательный процесс как фактор формирования правосознания [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 3. С. 61—69. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/n3/71349.shtml (дата обращения 12.05.2017).
  10. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266—1 «Об образовании» (в ред. от 12.11.2012, утратил силу с 01.09.2013) // Российская газета. № 172. 31.07.1992.
  11. Зырянов М.Ю. Правосознание и правовое воспитание // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. № 6. С. 41—47.
  12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. // М.: Политиздат. 1975. 304 С.
  13. Малошонок Н.Г. Как восприятие академической честности среды университета взаимосвязано со студенческой вовлеченностью: возможности концептуализации и эмпирического изучения // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 35—60.
  14. 14. Правовое сознание личности: учеб. пособие / Р.Р. Муслумов; Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2013. 84 с.
  15. 15. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) // Российская газета. № 151. 14.07.2001.
  16. 16. Правовая социализация современной российской молодежи: монография // П.С. Самыгин, Ю.И. Исакова, И.В. Печкуров; под ред. С.И. Самыгина. — М.: РУСАЙНС, 2016. 172 с.
  17. 17. Пояснительная записка к проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности, Паспорт законопроекта № 121965—6 «Об образовании в Российской Федерации» // URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main. nsf/%28Spravka New%29?OpenAgent&RN=121965-6&02 (дата обращения 12.05.2017).
  18. 18. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. от 31.12.2015) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 12. 22.03.2010.
  19. 19. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. от 31.12.2015) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 9. 28.02.2011.
  20. 20. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. от 31.12.2015) // Российская газета. № 139. 21.06.2012.
  21. 21. Примерное положение о специальной подготовке при реализации основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности) 050407 Педагогика и психология девиантного поведения (для подготовки специалистов для социальной сферы) // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2012. № 1. С. 43—47.
  22. 22. Радченко Л.А. Индивидуальное правосознание современных старшеклассников как педагогическая проблема // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2015. № 4 (33). С. 362— 366.
  23. 23. Сафуанов Ф.С., Бодрова О.К., Докучаева Н.В. Декриминализация статей Уголовного кодекса и формирование «нормы возмездия» у школьников [Электронный ресурс] // Психология и право. 2016 (6). № 3. С. 122-141.URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2016/ n3/82930.shtml (дата обращения 12.05.2017).
  24. 24. Степанов О.В., Самыгин С.И., Самыгин П.С. Образовательное право и проблемы формирования правосознания российской учащейся молодежи [Электронный ресурс] // Гуманитарные, социально- экономические и общественные науки. 2015. № 3—1. С. 256—260. URL: http://online-science.ru/m/products/ law_sciense/gid2553/pg0/ (дата обращения 23.05.2017).
  25. 25. Умняшова И.Б., Егоров И.А. Междисциплинарный консилиум образовательной организации как вид психолого-педагогической экспертизы в системе образования // Вестник практической психологии образования. 2016. № 3 (48). С. 11—17.
  26. 26. Умняшова И.Б., Егоров И.А. Нормативные основания организации психолого-педагогической экспертизы в системе образования Российской Федерации [Электронный ресурс] // Психология и право. 2016. Том 6. № 3. С. 162—177. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2016/n3/82934.shtml (дата обращения 23.05.2017).
  27. 27. Умняшова И.Б. Психолого-педагогическая экспертиза в системе образования: предмет и содержание [Электронный ресурс] // РЕМ. Psychology. Educology. Medicine. 2016. URL: http:// http://pem.esrae.ru/13-156 (дата обращения 23.05.2017).
  28. 28. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 01.05.2017) // Российская газета. № 303. 31.12.2012.

Информация об авторах

Егоров Игорь Александрович, начальник отдела по работе с персоналом, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1229-2955, e-mail: egorovia@mgppu.ru

Умняшова Ирина Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, председатель, региональное отделение г. Москвы, Федерация психологов образования России (Общественная организация «Федерация психологов образования России»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4132-3362, e-mail: mofpor@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2669
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 753
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 4