Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 119Рубрики 53Авторы 9401Новости 1853Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

SCImago Journal & Country Rank

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

19 место — направление «Психология»

0,643 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,064 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: https://doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Новый образовательный дискурс: благополучие школьников 851

|

Поливанова К.Н.
доктор психологических наук, директор, научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики» Институт образования, центр исследований современного детства, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7058-1232
e-mail: kpolivanova@mail.ru

Аннотация

В статье прослежена логическая последовательность появления в общественном дискурсе конструктов «качество жизни», «благополучие». Показано, что постепенно с конца 60-х гг. ХХ в. в социально-экономической и общественной сфере происходит поворот к инвестициям в сферы образования и здравоохранения, разрабатываются индикаторы благополучия. В рамках экономики благополучия показано, что вклады в качество жизни усиливают экономическое развитие. На примере анализа широкомасштабного проекта PISA прослеживается все увеличивающийся массив данных относительно благополучия школьников. Показано, что на протяжении шести последовательных волн проекта PISA происходит расширение исследовательского интереса от фиксации академических достижений в разных странах к индикаторам качества образовательной среды и затем к обсуждению благополучия школьников. Исходно характеристики школьной среды анализировались как факторы, способствующие повышению академических достижений. Начиная с 2015 г., благополучие изучается как таковое, признается важность самочувствия и переживаний школьника вне их связи с достижениями. Благополучие школьников описывается как совокупность таких его составляющих, как когнитивное, психологическое, социальное, физическое, материальное благополучие. В статье утверждается, что такой поворот свидетельствует о существенном изменении самого конструкта «образование»: оно теперь рассматривается не только как подготовка к будущей жизни через достижение школьником образовательных результатов, но и как часть жизненного цикла, ценная сама по себе.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда в рамках научного проекта №19-18-00271.

Фрагмент статьи

Последние десятилетия появляется все больше публикаций, в которых обсуждается термин «благополучие» (well-being) применительно к детям, а также применительно к системе образования и тому, как ученик чувствует себя в ней. В 2019 г. опубликовано более 440 тысяч статей со словом «благополучие» в названии, из них 162 тысячи — со словами «благополучие детей».

Литература
  1. Водяха С.А. Особенности психологического благополучия старшеклассников // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 6. С. 114—120.
  2. Выготский Л. С. Проблема возраста // Собрание сочинений. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 244—269.
  3. Зараковский Г.М. Качество жизни населения России. М.: Litres. 2017. 400 с.
  4. Клименко А.В. и др. Актуальные оценки состояния социальной сферы Российской Федерации в зарубежных источниках: препринт WP8/2017/01, 2017. Актуальные оценки состояния социальной сферы Российской Федерации в зарубежных источниках: препринт WP8/2017/01 / А.В. Клименко, В.А. Королев, Д.Ю. Двинских, Н.А. Рычкова, И.Ю. Сластихина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 2017. (Серия WP8 «Государственное и муниципальное управление»). 44 с.
  5. Лебедева Л.С. «Качество жизни»: ключевые подходы и структура понятия // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 4. С. 68—80. doi:10.145.15/monitiring.2018.4.04
  6. Поливанова К.Н. Образовательные результаты основной школы в контексте международных исследований // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 4. С. 19—30. doi:10.17759/pse.2015200402
  7. Поливанова К. Н. Современное родительство как предмет исследования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 3. С. 1—11. doi:10.17759/psyedu.2015070301
  8. Умняшова И.Б. Анализ подходов к оценке психологического благополучия школьников [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 3. С. 94— 105. doi:10.17759/bppe.2019160306 (дата обращения: 15.08.2020).
  9. Ушаков И.Б. Качество жизни и здоровье человека. М.: Воронеж: Истоки. 2005. 131 с.
  10. Щербакова Е.М. Молодежь СНГ, демографический портрет [Электронный ресурс] // Демоскоп Weekly, 2016. № 711—712. URL: http://demoscope.ru/weekly/2017/0711/ barom01.php (дата обращения: 17.08.2020).
  11. Alanen L. ‘Gender and Generation. Feminism and the “Child Question” ’ in Qvortrup J., Bardy M, Sgritta G.and Wintersberger H. (eds) / Childhood Matters. Social Theory, Practice and Politics. Aldershot a.o.: Avebury, 1994. P. 27—42.
  12. Arnett J.J. Conceptual foundations of emerging adulthood In Murray J., Arnett J.J. (Eds) / Emerging adulthood and higher education: A new student development paradigm. Routledge, 2019. P. 11—24.
  13. Burman E. Deconstructing developmental psychology. Taylor & Francis, 2016. 238 p.
  14. Denzin N. K. Childhood socialization. Transaction Publishers, 1977.
  15. Qvortrup J. et al. (ed.). The Palgrave handbook of childhood studies. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2009.
  16. Jeste D.V. et al. Age-friendly communities initiative: public health approach to promoting successful aging // The American Journal of Geriatric Psychiatry. 2016. Vol. 24. № 12. Р. 1158—1170.
  17. Forgas J.P. When sad is better than happy: Negative affect can improve the quality and effectiveness of persuasive messages and social influence strategies // Journal of Experimental Social Psychology. 2007. Vol. 43 (4). P. 513— 528.
  18. Llena-Nozal A., Martin N., Murtin F. The economy of well-being: Creating opportunities for people’s well-being and economic growth [Электронный ресурс] OECD Statistics Working Papers. 2019. № 2019/02. OECD Publishing, Paris. URL: https://doi.org/10.1787/498e9bc7-en. (дата обращения: 17.08.2020).
  19. Qvortrup J. Childhood as a social phenomenon: an introduction to a series of national reports // Eurosocial. 1990. № 36.
  20. OECD Paris (France). Knowledge and Skills for Life: First Results from the OECD Programme for International Student Assessment (PISA) 2000. Education and Skills. ERIC Clearinghouse, 2001.
  21. OECD/UNESCO Institute for Statistics Literacy Skills for the World of Tomorrow: Further Results from PISA 2000. PISA, OECD Publishing, Paris, 2003.
  22. OECD. Problem Solving for Tomorrow’s World: First Measures of Cross-Curricular Competencies from PISA 2003, PISA, OECD Publishing, Paris, 2005. https://doi. org/10.1787/9789264006430-en
  23. OECD PISA 2006: Science Competencies for Tomorrow’s World: Volume 1: Analysis. PISA, OECD Publishing, Paris, 2007. https://doi.org/10.1787/9789264040014-en
  24. OECD PISA 2009 Results: What Students Know and Can Do: Student Performance in Reading, Mathematics and Science (Volume I), PISA, OECD Publishing, Paris. 2010. http://dx.doi.org/10.1787/9789264091450-en’
  25. OECD PISA 2009 Results: What Makes a School Successful?: Resources, Policies and Practices (Volume IV). PISA, OECD Publishing, Paris. 2010. https://doi. org/10.1787/9789264091559-en
  26. OECD PISA 2012 Results: Ready to Learn: Students’ Engagement, Drive and Self-Beliefs (Volume III), PISA, OECD Publishing, Paris. 2013. https://doi. org/10.1787/9789264201170-en
  27. OECD PISA 2015 Results: Students’Well-Being (Volume III), PISA, OECD Publishing, Paris. 2017. https:// doi.org/10.1787/9789264273856-en
  28. OECD PISA 2015 Results: How’s Life? Measuring Well-being. OECD Publishing, Paris. 2017
  29. OECD PISA 2018 Results: (Volume III) What School Life Means for Students’ Lives, PISA Publishing, Paris. 2019. https://doi.org/10.1787/acd78851-en
  30. OECD PISA Results 2018: Schleicher A. Insights and Interpretations. PISA Publishing, Paris. 2019. [Электронный ресурс] https://www.oecd.org/pisa/PISA%202018%20 Insights%20and%20Interpretations%20FINAL%20PDF.pdf (дата обращения: 17.08.2020).
  31. Prout A., James A. A New Paradigm for the Sociology of Childhood? Provenance, Promise and Problems // Constructing and Reconstructing Childhood / James A., Prout A. (eds). London/New York/Philadelphia: Falmer Press, 1990. P. 7—34.
  32. Roffey S. Relationships and social capital at school // Well-being in Education Systems Conference Abstract Book / L. Castelli, J. Marcionetti, A. Plata, A. Ambrosetti (Eds.). Locarno, 2019. P. 16—21.
  33. Rustin M. What’s wrong with happiness? // Soundings. 2007. № 36, July. P. 67—84.
  34. Spieth L.E. Harris С.V. Assessment of Health-Related Quality of Life in Children and Adolescents: An Integrative Review // Journal of Pediatric Psychology. 1996. Vol. 21 (2). P. 175—193.
  35. Well-being in Education Systems Conference Abstract Book. Locarno 2019 / L. Castelli, J. Marcionetti, A. Plata, A. Ambrosetti (eds.). Bern: Hogrefe, 2019.
  36. Wagner L. Which character strengths matter most at school? Addressing the role of students’ character strengths in achievement and well-being at school // Well-being in Education Systems Conference Abstract Book. Locarno 2019 / L. Castelli, J. Marcionetti, A. Plata, A. Ambrosetti (Eds.). Bern: Hogrefe, 2019. P. 33—43.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика