Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 129Рубрики 53Авторы 10012Новости 1955Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS
Культурно-историческая психология - №2 / 2021 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: https://doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Оценка умственных действий с помощью компьютерной системы в условиях взаимодействия с партнером 100

|

Марголис А.А.
кандидат психологических наук, ректор, профессор кафедры педагогической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9832-0122
e-mail: margolisaa@mgppu.ru

Гаврилова Е.В.
кандидат психологических наук, научный сотрудник, Центр прикладных психолого-педагогических исследований, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0848-3839
e-mail: g-gavrilova@mail.ru

Куравский Л.С.
доктор технических наук, декан факультета информационных технологий, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3375-8446
e-mail: l.s.kuravsky@gmail.com

Шепелева Е.А.
кандидат психологических наук, cтарший научный сотрудник Центра прикладных психолого-педагогических исследований, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9867-6524
e-mail: e_shep@rambler.ru

Войтов В.К.
кандидат технических наук, профессор факультета информационных технологий, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6486-3049
e-mail: vvoi@mail.ru

Ермаков С.С.
кандидат психологических наук, доцент кафедры прикладной математики факультета информационных технологий, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4330-2618
e-mail: ermakovss@mgppu.ru

Думин П.Н.
кандидат физико-математических наук, заведующий лабораторией количественной психологии факультета информационных технологий, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9122-252X
e-mail: duminpn@gmail.com

Аннотация

Исследование направлено на разработку и тестирование компьютерной игровой системы ‘PL-modified’ как инструмента диагностики универсальных учебных действий (далее УУД) у учащихся среднего школьного возраста в двух условиях проведения игры: индивидуально и в игре в паре с партнером. ‘PL-modified’ представляет собой компьютерную систему в формате игры с разработанными параметрами оценки мыслительных действий анализа, планирования и рефлексии — ключевых УУД, необходимых, согласно теории развивающего обучения, для успешного обучения. В исследовании принимали участие 189 учеников в возрастном диапазоне 11—12 лет. Были сформулированы два главных исследовательских вопроса: 1) существует ли взаимосвязь между измеренными показателями анализа, планирования и рефлексии как основной идентификатор валидности разработанной компьютерной системы; 2) какой тип игры — индивидуальный или в паре с партнером — представляет лучшие условия для проявления высоких показателей оцениваемых УУД. Общий интеллект также оценивался и независимо контролировался. Результаты исследования показали более высокий уровень анализа и планирования в условиях игры в паре с партнером. Более того, паттерны взаимосвязей между оцениваемыми параметрами УУД, равно как и отдельные характеристики игровой результативности, зависят от уровня интеллекта, который демонстрируют пары игроков (уравненные vs. не уравненные по уровню интеллекта). Представленные эмпирические факты обсуждаются с точки зрения перспектив использования системы ‘PL-modified’ в качестве потенциального инструмента диагностики и развития УУД. В рамках современных образовательных программ учителя и психологи нуждаются в простых и относительно легких диагностических методиках оценки умственных действий школьников. В то же время традиционные бумажные тесты не всегда способны мобильно реагировать на запросы диагностической ситуации, поскольку не учитывают мотивационную составляющую и концентрируются исключительно на конечном результате мышления. В связи с этим представленная компьютерная система, включающая игровой формат диагностики и фокусирующаяся на процессуальных характеристиках оцениваемых когнитивных конструктов, имеет большие диагностические возможности, поскольку в перспективе может предоставить содержательную информацию о динамических аспектах мыслительного процесса.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Adachi, P.J.C, & Willoughby, T. (2013). More than Just Fun and Games: The Longitudinal Relationships Between Strategic Video Games, Self-Reported Problem Solving Skills, and Academic Grades. Youth Adolescence, 42, 1041—1052. doi.org/10.1007/s10964-013-9913-9.
  2. Brown, A.L., & Bransford, J. (1982). Learning, Remembering, and Understanding (Technical report No. 244). Illinois University, Urbana Center for the Study of Reading by Bolt, Beranek, & Newman, Inc. Cambridge, MA, 261 p.
  3. Chu, M-W, Chiang, A. (2018). Raging Skies: Development of a Digital Game-Based Science Assessment using Evidence-Centered Game Design. Alberta Science education journal. 45, no. 2, 37—47.
  4. Davydov, V.V. (1996). Teoriya razvivayushchego obucheniya [The theory of developmental education]. Moscow, 544 p. (In Russian).
  5. Elkonin, D.B. (1966). Vozrastne vozmozhnosti usvoeniya znaniy (mladshie klassy shkoly) [Age-related opportunities for the assimilation of knowledge (primary school)]. Moscow, Prosveshchenie [Education], 442 p. (In Russian).
  6. Gallagher, D., & Grimm, L.R. (2018). Making an impact: The effects of game making on creativity and spatial processing. Thinking Skills and Creativity 28, 138—149. doi. org/10.1016/j.tsc.2018.05.001.
  7. Godwin, K.E., Lomas, D., Koedinger, K.R., Fisher, A.V. (2015). International Journal of Gaming and Computer- Mediated Simulations, 7(4), 18—39. DOI: 10.4018/ IJGCMS.2015100102.
  8. Gordeeva, T.O., Sychev, O.A., Sidneva, A.N., & Pshenichniuk, D.V. (2019). Ot chego zavisit zhelanie mladshikh shko’nikov uchit’sya? Structura predmetnoy motivatsii shkol’nikov, obuchayushchiksya v ramkakh raznykh obrazovatel’nykh system [What determines the desire of younger students to learn? The structure of the subject motivation of schoolchildren studying in different educational systems]. Vestnik RFFI. Fundamental’nye problemy v issledovaniyah psihicheskogo zdorov’ya cheloveka i obshchestva [Fundamental problems in the study of men’s and society psychic health] 4 (104). DOI: 10.22204/2410-4639-2019-104-04-31-40. (In Russian).
  9. Guruzhapov, V. A. (2000). Ekspertiza uchebnogo protsessa razvivayushchego obucheniya v sisteme D.B. El’konina—V.V. Davydova [Examination of the educational process of developmental education in the system of D.B. Elkonin — V.V. Davydov]. Мoscow, 76 p. (In Russian).
  10. Foroughi, C.K., Serraino, C., Parasuraman, R., & Boehm-Davis, D.A. (2016). Can we create a measure of fluid intelligence using Puzzle Creator within Portal 2? Intelligence, 56, 58—64. doi.org/10.1016/j.intell.2016.026.011.
  11. Hamari, J., Tuunanen, J. (2014). Player Types: A Meta- synthesis. Transactions of the Digital Games Research Association, 1(2), 29-53. DOI:10.26503/todigra.v1i2.13.
  12. Koivisto, J., Hamari J. (2019). The rise of the motivational information systems: A review of gamification research. International Journal of Information Management, 45(191), 210 DOI:10.1016/j.ijinfomgt.2018.10.013.
  13. Kritsky, A.G. (1989). Metodika gruppovoy organizatsii uchebnoy deyatel’nosti s ispol’zovaniem komp’utera. Voprosy psikhoogii [Method of the group organization of educational activity with computer. Voprosy psikhologii], 1.
  14. Kritsky, A.G., Shcherbinin, M.Yu. (2007) Komp’uternye kommunikatsii v sovmestnoy uchebnoy deyatelnosti. Pedagogicheskaya psikhologiya [Computer communications in collaborative educational activity. Educational psychology], 93 —104.
  15. Kuravsky, L.S., Baranov, S.N., & Kornienko, P.A. (2005).   Obuchaemye   mnogofaktornye    seti    Markova    i ikh primenenie dlya issledovaniya psikhologicheskikh kharakteristik [Markov’s multifactor learning networks and their application for studying psychological characteristics]. Neirokomp’yutery: razrabotka i primenenie [Neurocomputers: development and application] 12, 65—76. (In Russian).
  16. Leontyev, A.N. (1959). Problemy razvitiya psikhiki [Problems of mental state development]. Moscow: 4th Ed., 1981.
  17. Lumsden, J., Skinner, A., Woods, A.T., Lawrence, N.S. & Munafò, M. (2016). The effects of gamelike features and test location on cognitive test performance and participant enjoyment, PeerJ, 4, e2184. http://doi.org/10.7717/ peerj.2184.
  18. Margolis, A.A., Kuravsky, L.S., Shepeleva, E.A., Gavrilova, E.V., Petrova, G.A., Voitov, V.K., Yurkevich, V.S., & Ermakov, S.S. (2018). Vozmozhnosti kompyuternoy igry “Plines” kak instrumenta diagnostiki kompleksov kognitivnykh sposobnostey shkol’nikov [Elektronnyi resurs] [Possibilities of the computer game “Plines” as a tool for diagnosing complexes of school children’s cognitive abilities]. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya [Modern foreign psychology]. 7 (3), 38—52. doi.org/10.17759/jmfp.2018070304. (In Russian).
  19. Margolis, A.A., Kuravsky, L.S., Gavrilova, E.V., Shepeleva, E.A., Ermakov, S.S., Voitov, V.K. (2020) Razrabotka komp’uternoy igrovoy sistemy ‘PL-modified’ kak instrumenta diagnostiki universal’nykh uchebnykh deystviy mladshykh shkol’nikov. Tsiphrovaya gumanitaristika i tekhnologii v obrazovanii (DHTE 2020) [Elaboration of ‘PL-modified’ computer game system as a diagnostic tool for measurement of higher mental actions by junior-school students]. [Digital Humanities and Technologies in Education]. Compendium of the All-Russian scientific prachtichal conference with an international participation]. MSUPE, 7—14.
  20. Margolis,  A.A.,  Kuravsky,  L.S.,  Artemenkov,  S.L., Voitov, V.K., Shepeleva, E.A., Gavrilova, E.V., Ermakov, S.S. (2020). Analysis of statistical dependencies between intellectual characteristics and gaming ability, measured with the aid of a computer game. International Journal of Modeling, Simulation, and Scientific Computing, 11, 6, 205066-1-22.
  21. McClarty, K.L., Orr, A, Frey, P.M., Dolan, R.P., Vassileva, V., McVay, A. (2012). A Literature Review of Gaming in Education. Research Report, Pearson, 36 pages.
  22. McDaniel, M.A. (2012). Using quizzes to enhance summative-assessment performance in a Web-based class: An experimental study. Journal of Applied Research in Memory and Cognition, 1(1), 18—26 DOI:10.1016/j.jarmac.2011.10.001
  23. Quiroga, M.A., Román, F.J., De La Fuente, J., Privado, J., & Colom, R. (2016). The Measurement of Intelligence in the XXI Century using Video Games. The Spanish Journal of Psychology, 19, 89 p. doi.org/10.1017/sjp.2016.84.
  24. Quiroga, M.A., Escorial, S., Roman, F.J., Morillo, D., Jarabo, A., Privado, J., & Colom, R. (2015). Can we reliably measure the general factor of intelligence (g) through commercial video games? Yes, we can! Intelligence, 53, 1—7. doi.org/10.1016/j.intell.2015.08.004.
  25. Perret Clermont, A.N. (1991). Rol’ sotsyal’nykh vzaimodeistviy v razvitii intellekta detey [The role of social communication in children’s intelligence development]. Moscow.
  26. PISA 2015. Collaborative problem-solving framework, 2017.
  27. Polivanova, N.I., Rivina, I.V., Ulanovskaya, I.M. (2013). Vyyavlenie umeniya uchashchikhsya nachal’noy shkoly deistvovat’ sovmestno v usloviyakh sotsyal’no-cognitivnogo konflikta. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie psyedu.ru [Elektronnyi resurs]. [Revealing skills of elementary school students to work together in situation of socio-cognitive conflict][Psychological Science   and   Education   psyedu.ru], 5, 4 (In Russ., аbstr. in Engl.) URL: https://psyjournals.ru/ psyedu_ru/2013/n4/65849.shtml
  28. Raven, Dzh.K., Kort, Dzh.Kh., Raven, Dzh. (2002). Rukovodstvo k progressivnym matrictsam Ravena I slovarnym shkalam. Razdel 3. Standartnye progressivnye matritsy Ravena (Vklyuchaya parallelnye I plus versii) [Guide to the Progressive Raven Matrices and Vocabulary Scales: Section 3: Standard Progressive Matrices (including parallel and plus versions)]. Moscow, Kogito-Tsentr, 144 p. (In Russian).
  29. Roubtsov, V.V. (1996). Osnovy sotsialno- geneticheskoy psikhologii [Social-genetic psychology framework]. Moscow: Voronezh.
  30. Voiskunsky, A.E., Bogacheva, N. (2017). Computer games and creativity: the positive aspects and negative trends. Journal of Modern Foreign Psychology. 6, 4, 29—40 DOI:10.17759/jmfp.2017060403.
  31. Vygotskii, L.S. (1935). Umstvennoe razvitie detei v processe obucheniya [Children’s mental development during learning process]. Moscow: L.
  32. Zuckerman, G.A. (2016). Igra i uchenie: vstrecha dvukh vedushchikh deyatel’nostei. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya [Play and Learning: How the Two Leading Activities       Meet].        [Cultural-Historical        Psychology], 12, 2, 4—13. (In Russ., аbstr. in Engl.) doi:10.17759/ chp.2016120201
  33. Zuckerman, G.A. (2020). Sovmestnoe uchebnoe deistvie: reshennye i nereshennye voprosy. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Co-action of Learners: Resolved and Unresolved Issues]. [ Psychological Science and Education], 25, 4, 51—59. (In Russ., аbstr. in Engl.) doi:10.17759/ pse.2020250405.
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика