Особенности когнитивной и эмоциональной сферы при дезадаптации у детей и взрослых — тема нового номера журнала «Клиническая и специальная психология»

194
Иллюстрация к новости

Опубликован и ждет внимательных читателей четвертый номер журнала «Клиническая и специальная психология» за 2022 г. 

В рубрике теоретических исследований — два интересных обзора. К.А. Ким и Р.В. Кадыров анализируют зарубежные исследования, посвященные родительскому стрессу при воспитании ребенка с детским церебральным параличом. Авторы рассматривают взаимосвязь воспитания ребенка с ДЦП и родительского стресса, опираясь на модель Р. Абидина.

В статье Г.Л. Козуновой, А.Ю. Новикова, Т.А. Строгановой и Б.В. Чернышева исследуется нетерпимость к неопределенности и трудности принятия решений у взрослых людей с высокофункциональным аутизмом. В обзоре авторы рассматривают данную проблему  в рамках подхода прогностического кодирования информации.

Рубрику эмпирических исследований открывает статья А.В. Диденко, О.К. Алениной и А.В. Оглезневой о потребности в когнитивном закрытии у пациентов с социальной фобией. Авторы установили, что дисфункциональные когнитивные стратегии регуляции эмоциональной сферы отражаются в неспособности достижения когнитивного закрытия и снижения уровня социальной тревоги, что повышает мотивацию к социальному избеганию у людей с социальной фобией.

Статья К.К. Климовой и Ю.Е. Кравченко посвящена специфике распознавания эмоций и управления ими при гелотофобии (боязни осмеяния). Результаты представленного исследования свидетельствуют о неравномерности и неоднозначности ухудшений данных показателей в группе молодых испытуемых.

Изучение ранних дезадаптивных схем и типа отношения к беременности у женщин на позднем сроке гестации легло в основу статьи А.С. Кузьминой, Е.С. Прайзендорф и И.В. Логиновой. Авторами выявлены различия в типах психологического компонента гестационной доминанты у женщин в зависимости от возраста, а также получены и описаны регрессионные модели для эйфорического и оптимального типов отношения к беременности.

Работа А.В. Котельниковой, А.А. Кукшиной, А.С. Тихоновой и Т.С. Бузиной посвящена изучению внутренней картины болезни у пациентов с хронической болью в спине (в соответствии с четырехуровневой концепцией: сенситивный, мотивационный, эмоциональный и интеллектуальный уровни). В исследовании установлены различия в структуре внутренней картины болезни у пациентов со смешанной и ноцицептивной болью.

Статья А.А. Рахманиной, А.Б. Холмогоровой, Л.Б. Завалий, М.В. Калантаровой и С.С. Петрикова посвящена психологическим факторам эмоциональной дезадаптации пациентов с двигательными нарушениями в области лица. Результаты пилотного исследования включают в себя выделенные психологические факторы неудовлетворенности своей внешностью, обсуждение обнаруженных взаимосвязей изучаемых показателей, а также обоснование необходимости психологической помощи  пациентам с повышенным риском эмоциональной дезадаптации.

Завершает рубрику статья Н.Г. Туровской с анализом случая патологии у подростка. Автор исследует особенности когнитивной и эмоциональной сферы, связанные с кистозной перестройкой эпифиза и сопутствующим недифференцированным нарушением экспрессивной речи у мальчика-подростка 13 лет.

В рубрике «Методы и методики» Н.А. Картушина, Е.С. Ощепкова, О.В. Алмазова и Д.А. Бухаленкова представляют опыт использования методики Пибоди в оценке пассивного словаря русскоязычных дошкольников. В результате исследования авторы установили, что методика в нынешнем ее виде работает не совсем так, как предполагалось ее создателями, вследствие различий лексических систем русского и английского языков.

Здесь же в статье А.Ю. Шеманова, Е.В. Самсоновой, Ю.А. Быстровой и Е.Н. Кутеповой анализируются результаты пилотного исследования базовых компонентов профессиональной компетентности тьютора в условиях инклюзивного образования. Полученные авторами результаты позволяют ожидать, что используемые в данной работе опросники могут стать полезным инструментом для изучения субъективной готовности и способности как составляющих тьюторской профессиональной компетентности.  

Завершает номер рубрика «Прикладные исследования», в которой опубликована статья Е.Ю. Давыдовой, А.Б. Сорокина, Д.В. Давыдова, С.А. Тюшкевич и А.В. Хаустова, посвященная проблеме оценки эффективности практик помощи лицам с РАС. Авторами представлен алгоритм описания таких практик с учетом требований доказательного подхода, показан потенциал данного подхода как в подтверждении эффективности вмешательств, так и внедрения их в практическую работу специалистов образовательного и психологического профилей.

 

Полное содержание номера доступно на портале психологических изданий PsyJournals.ru 

Желаем всем интересного и полезного чтения!