Специфика взаимодействия Ресурсного учебно-методического центра Череповецкого государственного университета с субъектами инклюзивного образования на территории Северо-Западного федерального округа

45

Аннотация

В статье анализируется опыт функционирования Ресурсного учебно-методического центра (РУМЦ) по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, созданного на базе Череповецкого государственного университета. Мониторинговые данные по оценке доступности и качества высшего образования для инвалидов сопоставлены с преимуществами, рисками и ограничениями закрепленной за РУМЦ территории Северо-Западного федерального округа. На основе обобщения и систематизации данных определяется специфика функционирования РУМЦ, задачи масштабирования практики инклюзивного высшего образования на территории СЗФО. В качестве механизма решения имеющихся проблем профориентации, образования и трудоустройства инвалидов определено взаимодействие РУМЦ с субъектами инклюзивного образования в регионе. В качестве основных выводов определена необходимость консолидации усилий РУМЦ и вузов-партнеров на уровне муниципалитетов и субъектов СЗФО с региональными общественными организациями, органами исполнительной и законодательной власти региона, региональными и городскими учреждениями здравоохранения, образования, труда и социальной защиты населения, профильными советами и объединениями для поддержки и сопровождения профориентации, образования, трудоустройства молодых инвалидов.

Общая информация

Ключевые слова: высшее инклюзивное образование, студенты с инвалидностью, ресурсный учебно-методический центр, Северо-Западный федеральный округ

Рубрика издания: Сетевое взаимодействие в высшем инклюзивном образовании

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Афанасьев Д.В., Денисова О.А., Леханова О.Л. Специфика взаимодействия Ресурсного учебно-методического центра Череповецкого государственного университета с субъектами инклюзивного образования на территории Северо-Западного федерального округа // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход: сборник статей / под ред. В.В. Рубцова. — М.: МГППУ, 2018. — (Библиотека журнала «Психологическая наука и образование»).. С. 72–82.

Фрагмент статьи

В последние годы одной из ключевых задач образования в России стало развитие теории и практики образовательной инклюзии. Обсуждение вопросов обеспечения равных прав и возможностей для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, создание условий для сопровождения профориентации, образования и трудоустройства инвалидов, концептуальные аспекты проблемы создания системы и масштабирования успешных практик инклюзивного образования вошли в число важнейших исследовательских инициатив.

Литература

  1. Айсмонтас Б.Б., Одинцова М.А. Социально-психологическое сопровождение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. C. 71—80.
  2. Айсмонтас Б.Б., Панюкова С.В., Саитгалиева Г.Г. Учебно-методическое сопровождение обучения студентов с инвалидностью в вузе // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. C. 60—70.
  3. Аржаных Е.В. Высшее профессиональное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: статистический анализ // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. C. 150—160.
  4. Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. С. 136—145.
  5. Бикбулатова А.А., Карплюк А.В., Тарасенко О.В. Модель работы ресурсного учебно-методического центра Российского государственного социального университета в части профессионального и трудового ориентирования лиц с инвалидностью и ОВЗ // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. C. 26—33.
  6. Денисова О.А., Леханова О.Л. Инклюзивное образование студентов с инвалидностью в региональном многопрофильном вузе на примере Череповецкого государственного университета // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 119—129. doi:10.17759/pse.2017220114
  7. Курбангалеева Е.Ш., Веретенников Д.Н. Доступность высшего профессионального образования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. C. 169—180.
  8. Марголис А.А., Рубцов В.В., Серебрянникова О.А. Концепция проекта развития качества и доступности высшего образования для лиц с инвалидностью в Российской Федерации // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. C. 10—17.
  9. Рубцов В.В. О межведомственном взаимодействии в реализации социальной и образовательной инклюзии для социально уязвимых групп населения // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. С. 87—93.
  10. Самсонова Е.В., Горбунова В.А. Ресурсное обеспечение образовательных организаций при реализации инклюзивного образования (опыт образовательных организаций «Новой Москвы») // Клиническая и специальная психология. 2017. Т. 6. № 3. C. 85—103. doi:10.17759/psyclin.2017060305
  11. Станевский А.Г., Храпылина Л.П. Концептуальные подходы к проектированию ключевых направлений организации обучения лиц с нарушением слуха по программам бакалавриата (на примере направления «Инженерное дело, технологии и технические науки» // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 2. C. 87—96.

Информация об авторах

Афанасьев Дмитрий Владимирович, кандидат социологических наук, доцент, ректор, Череповецкий государственный университет, Череповец, Россия, e-mail: rector@chsu.ru

Денисова Ольга Александровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, директор Ресурсного учебно-методического центра, Кафедра дефектологического образования, Череповецкий государственный университет, директор Ресурсного учебно-методического центра Северо-За- падного федерального округа по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью на базе ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» (ФГБОУ ВО ЧГУ), Череповец, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0236-9181, e-mail: denisova@inbox.ru

Леханова Ольга Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологического образования, заместитель директора Ресурсного учебно-методического центра, Череповецкий государственный университет, Череповец, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0882-4632, e-mail: lehanovao@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 600
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 45
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0