Особенности развития толерантности здоровых студентов к лицам с ограниченными возможностями здоровья в СПК МГППУ
Общая информация
Ключевые слова: среднее профессиональное образование
Рубрика издания: Инклюзивная практика в профессиональном образовании
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Гладилина Л.С. Особенности развития толерантности здоровых студентов к лицам с ограниченными возможностями здоровья в СПК МГППУ // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
В последние годы в связи с перераспределением удельного веса физического и интеллектуального труда в пользу последнего наметилась положительная динамика в интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья. Изменения отношения к людям с особыми нуждами связано как со степенью информированности общества об их проблемах, так и с развитием новейших технологий во всех сферах производства и социальных отношений, позволяющих наиболее полно раскрывать интеллектуальный, физический и личностный потенциал лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это привело к изменениям отношения общества и государства к данной категории лиц. Все более широко они представлены в сфере трудовых и социальных отношений, что происходит благодаря более дифференцированному подходу к профориентации людей с различными патологиями развития и возможности их более полной трудовой адаптации с помощью технических средств реабилитации.
Полный текст
В последние годы в связи с перераспределением удельного веса физического и интеллектуального труда в пользу последнего наметилась положительная динамика в интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья. Изменения отношения к людям с особыми нуждами связано как со степенью информированности общества об их проблемах, так и с развитием новейших технологий во всех сферах производства и социальных отношений, позволяющих наиболее полно раскрывать интеллектуальный, физический и личностный потенциал лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это привело к изменениям отношения общества и государства к данной категории лиц. Все более широко они представлены в сфере трудовых и социальных отношений, что происходит благодаря более дифференцированному подходу к профориентации людей с различными патологиями развития и возможности их более полной трудовой адаптации с помощью технических средств реабилитации.
Данное исследование проведено для оценки уровня толерантности здоровых студентов, обучающихся в среднем специальном учебном заведении, реализующем программу инклюзивного образования, к студентам с ограниченными возможностями здоровья.
Основой исследования явились анкеты, разработанные С. Б. Федоровым под руководством Л. М. Ши-пициной в Институте специальной педагогики и психологии (2000). Они были адаптированы лабораторией социально-психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ СПК МГППУ к условиям обучения в средних специальных учебных заведениях, реализующих программу инклюзивного образования.
Вопросы анкет составлены с учетом следующих основных требований:
-
однозначность формулировок и смысла вопросов;
-
отсутствие непонятных респонденту терминов, оценок и единиц измерения;
-
ограничение количества вариантов ответа на вопрос (не более пяти);
-
сбалансированность шкал оценок;
-
исключение непосильных требований к памяти опрашиваемого.
В целях данного исследования в вопросы и варианты ответов были внесены изменения. Объединены вопросы анкет № 1 и 2. При этом из анкеты № 1 были исключены вопросы № 4 и 5, анкета № 2 была оставлена без изменения числа вопросов. В вопрос № 8 объединенной анкеты был внесен пункт «психологом/психотерапевтом», отсутствовавший в оригинале. Из анкеты № 3 исключен вопрос № 8; в вопросах № 4, 5 пункт «воспитателями» был заменен на пункт «кураторами», пункт «друзьями» — на пункт «коллегами по группе»; в вопросе № 7 пункт «в одной школе» заменен на пункт «в одном колледже (университете)», а пункт «в одном классе» — на пункт «в одной группе».
Анкетирование проводилось в октябре-декабре 2009 и 2010 годов.
В первичном анкетировании приняли участие 90 человек: 25 человек с ОВЗ и 65 человек без патологии развития. В повторном анкетировании — 98 человек: 16 человек с ОВЗ и 82 человека без патологии развития.
Анкетирование охватывало студентов 1—4 курсов.
Оценка распределения полученных данных производилась по критериям асимметрии и эксцесса. Для определения значимости полученных данных сравнительного исследования групп использовался критерий U-Манна-Уитни.
По результатам анкетирования были получены следующие данные:
-
все большее число респондентов указывают на неосведомленность об уровне освещения проблем родителей детей-инвалидов (от 6,67—21,43 % в 2009 году до 20—30,77 % в 2010 году. Ux=70.50. Uy=10.50. p=0.01), что, возможно, указывает на недостаточность данной информации в СМИ;
-
среди источников информации, освещающих проблемы лиц с ограниченными возможностями здоровья, студенты все больше предпочитают общение с педагогами, особенно на 1—2 курсах — (от 53,33— 636,67 % в 2009 году до 62,50—75,00 % в 2010 году Ux=-=6,00. Uy=79.00. p=0.01), что является показателем значимости мнения педагогов при определении студентами своей будущей профессиональной позиции;
-
большинство респондентов положительно относятся к взаимодействию с людьми с ограниченными возможностями здоровья в ситуации совместного обучения в среднем специальном учебном заведении, реализующем программу инклюзивного образования. Об этом свидетельствует увеличение оценки «положительно» по варианту ответа «коллегой по работе (учебе)» на вопрос «Как Вы относитесь к тому, чтобы человек с ограниченными возможностями здоровья был: (нужное подчеркнуть)?» (от 46,67% до 50,00—57,89% Ux=82,00. Uy=0.00. p=0.01);
-
увеличилось число респондентов, выступающих за отмену льгот при приеме на работу (от 0—25,00 % до 0—23,08 % Ux=82,00. Uy=0.00. p=0.01), и вместе с тем, увеличилось число выступающих за предоставление льгот при лечении (от 66,67—93,33 % до 100% Ux=66,50. Uy=14.50. p=0.05) и пенсий по инвалидности (от 66,67—93,33% до 100% Ux=67,00. Uy=14.00. p=0.05) для данной категории лиц.
Таким образом, можно сделать вывод, что совместное обучение здоровых студентов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, реализующих программы инклюзивного образования, положительно сказывается на повышении уровня толерантности здоровых студентов к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Сравнительный характер исследования указывает на стабильность сделанных выводов.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2192
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 24
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0