Особенности развития толерантности здоровых студентов к лицам с ограниченными возможностями здоровья в СПК МГППУ

24

Общая информация

Ключевые слова: среднее профессиональное образование

Рубрика издания: Инклюзивная практика в профессиональном образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Гладилина Л.С. Особенности развития толерантности здоровых студентов к лицам с ограниченными возможностями здоровья в СПК МГППУ // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

В последние годы в связи с перераспределением удельного веса физического и интеллектуального тру­да в пользу последнего наметилась положительная ди­намика в интеграции лиц с ограниченными возможно­стями здоровья. Изменения отношения к людям с осо­быми нуждами связано как со степенью информиро­ванности общества об их проблемах, так и с развитием новейших технологий во всех сферах производства и социальных отношений, позволяющих наиболее пол­но раскрывать интеллектуальный, физический и лич­ностный потенциал лиц с ограниченными возможнос­тями здоровья. Это привело к изменениям отношения общества и государства к данной категории лиц. Все более широко они представлены в сфере трудовых и социальных отношений, что происходит благодаря бо­лее дифференцированному подходу к профориента­ции людей с различными патологиями развития и воз­можности их более полной трудовой адаптации с по­мощью технических средств реабилитации.

Полный текст

В последние годы в связи с перераспределением удельного веса физического и интеллектуального тру­да в пользу последнего наметилась положительная ди­намика в интеграции лиц с ограниченными возможно­стями здоровья. Изменения отношения к людям с осо­быми нуждами связано как со степенью информиро­ванности общества об их проблемах, так и с развитием новейших технологий во всех сферах производства и социальных отношений, позволяющих наиболее пол­но раскрывать интеллектуальный, физический и лич­ностный потенциал лиц с ограниченными возможнос­тями здоровья. Это привело к изменениям отношения общества и государства к данной категории лиц. Все более широко они представлены в сфере трудовых и социальных отношений, что происходит благодаря бо­лее дифференцированному подходу к профориента­ции людей с различными патологиями развития и воз­можности их более полной трудовой адаптации с по­мощью технических средств реабилитации.

Данное исследование проведено для оценки уров­ня толерантности здоровых студентов, обучающихся в среднем специальном учебном заведении, реализую­щем программу инклюзивного образования, к студен­там с ограниченными возможностями здоровья.

Основой исследования явились анкеты, разрабо­танные С. Б. Федоровым под руководством Л. М. Ши-пициной в Институте специальной педагогики и пси­хологии (2000). Они были адаптированы лаборатори­ей социально-психолого-педагогического сопровож­дения лиц с ОВЗ СПК МГППУ к условиям обучения в средних специальных учебных заведениях, реализу­ющих программу инклюзивного образования.

Вопросы анкет составлены с учетом следующих ос­новных требований:

  • однозначность формулировок и смысла вопро­сов;
  • отсутствие непонятных респонденту терминов, оценок и единиц измерения;
  • ограничение количества вариантов ответа на во­прос (не более пяти);
  • сбалансированность шкал оценок;
  • исключение непосильных требований к памяти опрашиваемого.

В целях данного исследования в вопросы и вари­анты ответов были внесены изменения. Объединены вопросы анкет № 1 и 2. При этом из анкеты № 1 бы­ли исключены вопросы № 4 и 5, анкета № 2 была ос­тавлена без изменения числа вопросов. В вопрос № 8 объединенной анкеты был внесен пункт «психоло­гом/психотерапевтом», отсутствовавший в оригина­ле. Из анкеты № 3 исключен вопрос № 8; в вопросах № 4, 5 пункт «воспитателями» был заменен на пункт «кураторами», пункт «друзьями» — на пункт «колле­гами по группе»; в вопросе № 7 пункт «в одной шко­ле» заменен на пункт «в одном колледже (универси­тете)», а пункт «в одном классе» — на пункт «в одной группе».

Анкетирование проводилось в октябре-декабре 2009 и 2010 годов.

В первичном анкетировании приняли участие 90 человек: 25 человек с ОВЗ и 65 человек без патоло­гии развития. В повторном анкетировании — 98 чело­век: 16 человек с ОВЗ и 82 человека без патологии раз­вития.

Анкетирование охватывало студентов 1—4 курсов.

Оценка распределения полученных данных произ­водилась по критериям асимметрии и эксцесса. Для определения значимости полученных данных сравни­тельного исследования групп использовался критерий U-Манна-Уитни.

По результатам анкетирования были получены следующие данные:

  • все большее число респондентов указывают на неосведомленность об уровне освещения проблем ро­дителей детей-инвалидов (от 6,67—21,43 % в 2009 году до 20—30,77 % в 2010 году. Ux=70.50. Uy=10.50. p=0.01), что, возможно, указывает на недостаточность данной информации в СМИ;
  • среди источников информации, освещающих проблемы лиц с ограниченными возможностями здо­ровья, студенты все больше предпочитают общение с педагогами, особенно на 1—2 курсах — (от 53,33— 636,67 % в 2009 году до 62,50—75,00 % в 2010 году Ux=-=6,00. Uy=79.00. p=0.01), что является показателем значимости мнения педагогов при определении сту­дентами своей будущей профессиональной позиции;
  • большинство респондентов положительно отно­сятся к взаимодействию с людьми с ограниченными возможностями здоровья в ситуации совместного обу­чения в среднем специальном учебном заведении, реа­лизующем программу инклюзивного образования. Об этом свидетельствует увеличение оценки «положи­тельно» по варианту ответа «коллегой по работе (уче­бе)» на вопрос «Как Вы относитесь к тому, чтобы че­ловек с ограниченными возможностями здоровья был: (нужное подчеркнуть)?» (от 46,67% до 50,00—57,89% Ux=82,00. Uy=0.00. p=0.01);
  • увеличилось число респондентов, выступающих за отмену льгот при приеме на работу (от 0—25,00 % до 0—23,08 % Ux=82,00. Uy=0.00. p=0.01), и вместе с тем, увеличилось число выступающих за предоставление льгот при лечении (от 66,67—93,33 % до 100% Ux=66,50. Uy=14.50. p=0.05) и пенсий по инвалиднос­ти (от 66,67—93,33% до 100% Ux=67,00. Uy=14.00. p=0.05) для данной категории лиц.

Таким образом, можно сделать вывод, что совмест­ное обучение здоровых студентов и лиц с ограничен­ными возможностями здоровья в образовательных уч­реждениях, реализующих программы инклюзивного образования, положительно сказывается на повыше­нии уровня толерантности здоровых студентов к ли­цам с ограниченными возможностями здоровья. Срав­нительный характер исследования указывает на ста­бильность сделанных выводов.

Информация об авторах

Гладилина Лариса Сергеевна, педагог-психолог, Социально-педагогического колледжа МГППУ, Москва, Россия, e-mail: Gls10@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2192
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 24
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0