Клиническая и специальная психология
2012. Том 1. № 3
ISSN: 2304-0394 (online)
Личность и достижения дошкольников с типичным развитием и умственной отсталостью
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психология дошкольника, достижения, личность, типичное развитие, умственная отсталость
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Для цитаты: Егоров А.В., Захаренко Н.В., Казьмин А.М., Фирсова Л.В. Личность и достижения дошкольников с типичным развитием и умственной отсталостью [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. Том 1. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2012_n3/55180 (дата обращения: 15.12.2024)
Полный текст
В процессе реформирования систем дошкольного образования в различных странах мира происходит поворот в сторону индивидуализации образовательных программ для детей с целью обеспечения благоприятных условий для достижения наиболее высоких образовательных результатов. Однако реализация индивидуального подхода к образованию дошкольников не может быть осуществлена без учета физических, когнитивных, индивидуально-личностных, культурных и других особенностей детей.
Одним из направлений исследований в сфере индивидуально-личностного развития является разработка и валидизация инструментария для определения особенностей личности ребенка. В последние 20 лет много внимания уделяется применению 5-факторной модели («большая пятерка») в обследовании личности детей начиная с 2-3 лет жизни [3]-[7]. На основе 5-факторной модели проведено масштабное изучение структуры личности детей в возрасте от 3 до 14 лет в 5 странах, Канаде, США, Греции, России и Китае [7]. Предложены компактные версии опросных методик для родителей или воспитателей [4]; [6]. Получены данные о достоверной положительной связи (p<0.01) между факторами личности и параметрами темперамента: «негативный аффект-нейротизм», «произвольный контроль-добросовестность» [3], [4]. Выявлено отставание в развитии личностных черт «экстраверсия», «добросовестность», «открытость новому опыту» у дошкольников с аутизмом [5].
Целью настоящего исследования стало прояснение связи между особенностями личности и достижениями дошкольников с типичным развитием и умственной отсталостью.
Дизайн исследования
Использовались опросные методики для воспитателей, направленные на оценку достижений и выявление личностных особенностей детей, посещающих инклюзивные группы детского сада. Обследовались дети с типичным развитием и умственной отсталостью. Анализ результатов проводился в двух направлениях: а) выявление связи между особенностями личности типично развивающихся детей и их образовательными результатами; б) сравнительное изучение личностного развития и достижений детей с типичным развитием и умственной отсталостью.
Испытуемые
Выборку испытуемых составили 69 детей, посещающих инклюзивные группы детских садов города Москвы (таблица 1). Среди 8 детей с умственной отсталостью 3 были с синдром Дауна, 5 -с неуточненной умственной отсталостью. Критерием включения ребенка в обследование являлось регулярное посещение детского сада. Для сравнения изучаемых показателей между детьми с умственной отсталостью и с типичным развитием были выбраны 8 детей из числа обследованных типично развивающихся детей по признакам «пол» и «возраст» с целью уравнивания групп по этим характеристикам.
Таблица 1. Состав групп испытуемых
|
|
|
возраст |
|||
группа |
пол |
количество |
М |
Мин. |
Макс. |
SD |
дети с типичным |
ж |
26 |
69,5 |
48 |
83 |
11 |
развитием -1 |
м |
35 |
70,9 |
50 |
81 |
8 |
дети с типичным |
ж |
4 |
78,5 |
70 |
83 |
5,9 |
развитием -2 |
м |
4 |
75,5 |
62 |
81 |
9 |
дети с умственной отсталостью |
ж |
4 |
80 |
68 |
88 |
9,3 |
м |
4 |
79,5 |
62 |
92 |
13 |
Процедура
Оценка достижений детей, их адаптации и индивидуальных различий проводилась во второй половине учебного года воспитателями, хорошо знавшими всех этих детей. Использовались компьютерные версии приведенных ниже методик.
Методы
Шкала оценки образовательных компетентностей дошкольников [1]; [2], рассчитанная на заполнение воспитателями, содержит 35 компетенций, разделенных на 6 групп: «индивидуально-ориентированные компетенции», «социально-ориентированные компетенции», «коммуникативные компетенции», «познавательные компетенции», «культурно-эстетические компетенции», «компетенции физической культуры». Уровень сформированности каждой компетенции оценивается по 6-балльной шкале, содержащей подробное описание критериев оценки. Увеличение значения начисляемых баллов отражает степень самостоятельности, настойчивости и вариативности поведения ребенка при вовлечении в деятельность. Вычисляются частные компетентности, компетентности по группам и общая компетентность.
В данном исследовании учитывались значения общей (сумма компетентностей по всем 6 группам), индивидуально-ориентированной и социально-ориентированной компетентности. В группу индивидуальноориентированных компетенций входят «самопрезентация», «осознание субъектного Я», «осознание себя во времени», «саморегуляция», «ассертивная защита», «культура опрятности», «культура приема пищи», «культура одевания», «физическая безопасность»; в группу социально-ориентированных компетенций - «партнерство», «лидерство», «исполнительство», «этичность», «просоциальное и контролирующее поведение», «сюжетно-ролевые игры», «игры с правилами», «общественнополезный труд».
M5-PS - пятифакторный опросник личности для дошкольников. M5-PS состоит из 90 вопросов. Вычисляются значения 5 факторов: «нейротизм», «открытость новому опыту», «доброжелательность», «добросовестность», «экстраверсия».
Статистическая обработка данных осуществлялась при помощи программы «Statistica 8,0».
Результаты
Изучение связей между уровнем сформированности образовательных компетенций и индивидуально-личностными особенностями типично развивающихся детей
Для выяснения связей между уровнем сформированности образовательных компетенций и индивидуально-личностными особенностями детей был проведен корреляционный анализ Spearman на выборке детей с типичным развитием (N=61) (таблица2).
Таблица 2. Коэффициенты корреляции (Spearman) между уровнем сформированности образовательных компетенций и факторами личности (методика M5-PS) у дошкольников с типичным развитием (N=61)
факторы личности |
общая компетентность |
индивидуально ориентированная компетентность |
социальноориентированная компетентность |
нейротизм |
0,02 |
-0,06 |
-0,07 |
открытость новому опыту |
Q 7 4 *** |
q 72*** |
0,65*** |
доброжелательность |
0,46*** |
0,51*** |
0,56*** |
добросовестность |
0,56*** |
0,61*** |
0,63*** |
экстраверсия |
0,58*** |
0,56*** |
0,58*** |
***- р<0,001
Были обнаружены множественные значимые (p<0,001) положительные связи между уровнями сформированности общей, индивидуально-ориентированной, социально-ориентированной компетентностей и факторами «открытость новому опыту», «доброжелательность», «добросовестность», «экстраверсия».
Эти данные были подтверждены при помощи выделения 2 кластеров личностного развития, основанного на использования сочетаний значений трех факторов, показавших наиболее сильную связь с достижениями «открытость новому опыту», «добросовестность» и «экстраверсия» (рис. 1).
Рис 1. Графическое отображение кластеров, выделенных по результатам обследования типично развивающихся дошкольников при помощи опросной методики «M5-PS».
На графике представлены сочетания средних величин факторов «открытость новому опыту», «добросовестность», «экстраверсия», соответствующих кластерам «1» и «2»
Сравнение (при помощи Mann-Whitney U-test) уровня достижений между группами испытуемых с типичным развитием, соответствующих двум кластерам, показало, что дети с высокими значениями трех учитываемых факторов более успешны в формировании образовательных компетенций, чем дети с низкими значениями этих факторов (рис. 2).
Рис 2. Графическое отображение различий в достижениях между группами типично развивающихся детей, выделенных при кластерном анализе с учетом значений факторов личности «открытость новому опыту», «добросовестность», «экстраверсия»
Сравнительное изучение индивидуально-личностных особенностей и достижений детей с типичным развитием и умственной отсталостью
Сравнение индивидуально-личностных особенностей и достижений детей с типичным развитием и умственной отсталостью проводилось при помощи Mann- Whitney U-test.
Как и следовало ожидать, дети с типичным развитием (ТР) имели более высокие образовательные результаты и большую выраженность некоторых факторов личности (таблица 3, рис. 3 и 4), чем дети с умственной отсталостью (УО). Значимые отличия выявлены по факторам «открытость новому опыту», «добросовестность», «экстраверсия».
Таблица 3. Результаты сравнения(Mann-Whitney U-test) групп детей с типичным развитием и умственной отсталостью по уровню общей, индивидуальноориентированной, социально-ориентированной компетентностей и факторам личности
параметры |
уровень значимости |
общая компетентность |
0,0007 |
индивидуально-ориентированная компетентность |
0,0007 |
социально-ориентированная компетентность |
0,0007 |
нейротизм |
0,833 |
открытость новому опыту |
0,001 |
доброжелательность |
0,172 |
добросовестность |
0,003 |
экстраверсия |
0,003 |
Рис 3. Графическое отображение различий в достижениях между группами детей с типичным развитием и умственной отсталостью
Рис 4. Графическое отображение различий по факторам «открытость новому опыту», «добросовестность», «экстраверсия» между группами детей с типичным развитием и умственной отсталостью
Обсуждение
Итак, установлена положительная связь между уровнем сформированности образовательных компетенций и факторами личности «открытость новому опыту», «доброжелательность», «добросовестность» и «экстраверсия» у детей в дошкольном возрасте. Тем не менее, остается неясным, насколько изучаемые факторы в парадигме модели «большой пятерки» отражают биологически детерминированные свойства психики или являются результатом социокультурного воздействия.
Настоящее исследование показало слабую выраженность «открытости новому опыту», «добросовестности» и «экстраверсии» у дошкольников с умственной отсталостью. Подобные нарушения обнаружены Fortenberry C. L., Grist C. L., McCord D.M. (2011) у детей с аутизмом [5]. Эти факты указывают на отсутствие специфичности в недоразвитии изученных характеристик при аутизме или умственной отсталости и могут свидетельствовать о влиянии генетических детерминант в развитии личности. По крайней мере, полученные нами данные могут говорить о том, что образовательные результаты детей с умственной отсталостью связаны не только с уровнем интеллекта, но с уровнем сформированности личностных черт. Интересно, что те же три фактора в большей степени связаны с успешностью в достижении образовательных результатов у дошкольников с типичным развитием. Отсюда возникает вопрос, в какой степени обсуждаемые аспекты личности можно развивать в процессе целенаправленного воспитательного воздействия?
Учитывая небольшой объем выборки, использованный в настоящем исследовании, обсуждаемые результаты следует рассматривать как предварительные.
Тем не менее представляется перспективным прилагать дальнейшие усилия в направлении разработки оптимального инструментария, позволяющего проводить мониторинг индивидуально-личностного развития ребенка, начиная с раннего возраста.
Литература
- Казьмин А.М., Козубанова Е.Ю., Несмачная И. А., Словохотова О.В., соавт. Использование шкалы оценки образовательных компетентностей детей в дошкольном инклюзивном образовании: предварительное исследование // Практика управления в ДОУ(в печати, 2012).
- Егоров А.В., Захаренко Н.В., Казаков А.М., Казьмин А.М., Фирсова Л.В. Пилотажное исследование достижений, зрелости психофенотипа и эмоциональной адаптации дошкольников с типичным и атипичным развитием в инклюзивных группах // Клиническая и специальная психология. М., 2012. №2.
- Grist C. L., McCord D. M. (2010) Individual Differences in Preschool Children: Temperament or Personality? Infant and Child Development. Published online in Wiley InterScience (www.interscience.wiley.com). DOI: 10.1002
- Grist C. L., Socha A., McCord D. M. (2012) The M5-PS-35: A Five-Factor Personality Questionnaire for Preschool Children. J. of Personality Assessment, 94(3), 287-29
- Fortenberry C. L., Grist C. L., McCord D.M. (2011) Personality Trait Differences between Typically Developing Children and those Diagnosed with Autism Spectrum Disorder, Individual Differences Research, Vol. 9, No. 2
- Scheck A.M., L. Malesky A., Cathy J., Grist L., McCord D. M. (2010) Personality in Preschool Children: Preliminary Psychometrics of the M5-PS Questionnaire, American Journal of Psychological Reseach, Volume 6, Number 1, 2010
- Tackett J.L., Slobodskaya H.R., Mar R.A., Deal J., Halverson C.F.J., Baker S.R., Pavlopoulos V., Besevegis E. (2012) The hierarchical structure of childhood personality in five countries: continuity from early childhood to early adolescence.Journal of Personality, V. 80, N. 4
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2810
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 1383
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0