Личность и достижения дошкольников с типичным развитием и умственной отсталостью

1383

Аннотация

Целью исследования было выявление связи индивидуально-личностных характеристик с уровнем достижения образовательных результатов детьми дошкольного возраста с типичным развитием и умственной отсталостью. Обследованы типично развивающиеся дети в возрасте от 4 до 7 лет (N=61) и две группы дошкольников, уравненных по полу и, частично, по возрасту: с типичным развитием (N=8) в возрасте от 5 до 7 лет и с умственной отсталостью (N=8) в возрасте от 5 до 7,5 лет. Использовалась шакала оценки компетентностей дошкольников и личностныйопросник M5-PS. Установлено, что типично развивающиеся дети с высокой выраженностью факторов «открытость новому опыту», «добросовестность» и «экстраверсия» успешнее овладевают образовательными компетенциями, чем их сверстники с низкой выраженностью этих факторов (p<0,00001). У детей с умственной отсталостью, по сравнению с детьми с типичным развитием, значения этих же показателей оказались существенно ниже (p=0,001; p=0,003; p=0,003). Обсуждается необходимость дальнейшего изучения природы факторов «большой пятерки» и возможностей целенаправленного педагогического воздействия на их развитие.

Общая информация

Ключевые слова: психология дошкольника, достижения, личность, типичное развитие, умственная отсталость

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Для цитаты: Егоров А.В., Захаренко Н.В., Казьмин А.М., Фирсова Л.В. Личность и достижения дошкольников с типичным развитием и умственной отсталостью [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. Том 1. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2012_n3/55180 (дата обращения: 15.12.2024)

Полный текст

 

В процессе реформирования систем дошкольного образования в различных странах мира происходит поворот в сторону индивидуализации образовательных программ для детей с целью обеспечения благоприятных условий для достижения наиболее высоких образовательных результатов. Однако реализация индивидуального подхода к образованию дошкольников не может быть осуществлена без учета физических, когнитивных, индивидуально-личностных, культурных и других особенностей детей.

Одним из направлений исследований в сфере индивидуально-личностного развития является разработка и валидизация инструментария для определения особенностей личности ребенка. В последние 20 лет много внимания уделяется применению 5-факторной модели («большая пятерка») в обследовании личности детей начиная с 2-3 лет жизни [3]-[7]. На основе 5-факторной модели проведено масштабное изучение структуры личности детей в возрасте от 3 до 14 лет в 5 странах, Канаде, США, Греции, России и Китае [7]. Предложены компактные версии опросных методик для родителей или воспитателей [4]; [6]. Получены данные о достоверной положительной связи (p<0.01) между факторами личности и параметрами темперамента: «негативный аффект-нейротизм», «произвольный контроль-добросовестность» [3], [4]. Выявлено отставание в развитии личностных черт «экстраверсия», «добросовестность», «открытость новому опыту» у дошкольников с аутизмом [5].

Целью настоящего исследования стало прояснение связи между особенностями личности и достижениями дошкольников с типичным развитием и умственной отсталостью.

Дизайн исследования

Использовались опросные методики для воспитателей, направленные на оценку достижений и выявление личностных особенностей детей, посещающих инклюзивные группы детского сада. Обследовались дети с типичным развитием и умственной отсталостью. Анализ результатов проводился в двух направлениях: а) выявление связи между особенностями личности типично развивающихся детей и их образовательными результатами; б) сравнительное изучение личностного развития и достижений детей с типичным развитием и умственной отсталостью.

Испытуемые

Выборку испытуемых составили 69 детей, посещающих инклюзивные группы детских садов города Москвы (таблица 1). Среди 8 детей с умственной отсталостью 3 были с синдром Дауна, 5 -с неуточненной умственной отсталостью. Критерием включения ребенка в обследование являлось регулярное посещение детского сада. Для сравнения изучаемых показателей между детьми с умственной отсталостью и с типичным развитием были выбраны 8 детей из числа обследованных типично развивающихся детей по признакам «пол» и «возраст» с целью уравнивания групп по этим характеристикам.

Таблица 1. Состав групп испытуемых

 

 

 

возраст

группа

пол

количество

М

Мин.

Макс.

SD

дети с типичным

ж

26

69,5

48

83

11

развитием -1

м

35

70,9

50

81

8

дети с типичным

ж

4

78,5

70

83

5,9

развитием -2

м

4

75,5

62

81

9

дети с умственной отсталостью

ж

4

80

68

88

9,3

м

4

79,5

62

92

13

Процедура

Оценка достижений детей, их адаптации и индивидуальных различий проводилась во второй половине учебного года воспитателями, хорошо знавшими всех этих детей. Использовались компьютерные версии приведенных ниже методик.

Методы

Шкала оценки образовательных компетентностей дошкольников [1]; [2], рассчитанная на заполнение воспитателями, содержит 35 компетенций, разделенных на 6 групп: «индивидуально-ориентированные компетенции», «социально-ориентированные компетенции», «коммуникативные компетенции», «познавательные компетенции», «культурно-эстетические компетенции», «компетенции физической культуры». Уровень сформированности каждой компетенции оценивается по 6-балльной шкале, содержащей подробное описание критериев оценки. Увеличение значения начисляемых баллов отражает степень самостоятельности, настойчивости и вариативности поведения ребенка при вовлечении в деятельность. Вычисляются частные компетентности, компетентности по группам и общая компетентность.

В данном исследовании учитывались значения общей (сумма компетентностей по всем 6 группам), индивидуально-ориентированной и социально-ориентированной компетентности. В группу индивидуально­ориентированных компетенций входят «самопрезентация», «осознание субъектного Я», «осознание себя во времени», «саморегуляция», «ассертивная защита», «культура опрятности», «культура приема пищи», «культура одевания», «физическая безопасность»; в группу социально-ориентированных компетенций - «партнерство», «лидерство», «исполнительство», «этичность», «просоциальное и контролирующее поведение», «сюжетно-ролевые игры», «игры с правилами», «общественно­полезный труд».

M5-PS - пятифакторный опросник личности для дошкольников. M5-PS состоит из 90 вопросов. Вычисляются значения 5 факторов: «нейротизм», «открытость новому опыту», «доброжелательность», «добросовестность», «экстраверсия».

Статистическая обработка данных осуществлялась при помощи программы «Statistica 8,0».

Результаты

Изучение связей между уровнем сформированности образовательных компетенций и индивидуально-личностными особенностями типично развивающихся детей

Для выяснения связей между уровнем сформированности образовательных компетенций и индивидуально-личностными особенностями детей был проведен корреляционный анализ Spearman на выборке детей с типичным развитием (N=61) (таблица2).

Таблица 2. Коэффициенты корреляции (Spearman) между уровнем сформированности образовательных компетенций и факторами личности (методика M5-PS) у дошкольников с типичным развитием (N=61)

факторы личности

общая компетентность

индивидуально ориентированная компетентность

социально­ориентированная компетентность

нейротизм

0,02

-0,06

-0,07

открытость новому опыту

Q 7 4 ***

q 72***

0,65***

доброжелательность

0,46***

0,51***

0,56***

добросовестность

0,56***

0,61***

0,63***

экстраверсия

0,58***

0,56***

0,58***

***- р<0,001

Были обнаружены множественные значимые (p<0,001) положительные связи между уровнями сформированности общей, индивидуально-ориентированной, социально-ориентированной компетентностей и факторами «открытость новому опыту», «доброжелательность», «добросовестность», «экстраверсия».

Эти данные были подтверждены при помощи выделения 2 кластеров личностного развития, основанного на использования сочетаний значений трех факторов, показавших наиболее сильную связь с достижениями «открытость новому опыту», «добросовестность» и «экстраверсия» (рис. 1).

Рис 1. Графическое отображение кластеров, выделенных по результатам обследования типично развивающихся дошкольников при помощи опросной методики «M5-PS».

На графике представлены сочетания средних величин факторов «открытость новому опыту», «добросовестность», «экстраверсия», соответствующих кластерам «1» и «2»

Сравнение (при помощи Mann-Whitney U-test) уровня достижений между группами испытуемых с типичным развитием, соответствующих двум кластерам, показало, что дети с высокими значениями трех учитываемых факторов более успешны в формировании образовательных компетенций, чем дети с низкими значениями этих факторов (рис. 2).

Рис 2. Графическое отображение различий в достижениях между группами типично развивающихся детей, выделенных при кластерном анализе с учетом значений факторов личности «открытость новому опыту», «добросовестность», «экстраверсия»

Сравнительное изучение индивидуально-личностных особенностей и достижений детей с типичным развитием и умственной отсталостью

Сравнение индивидуально-личностных особенностей и достижений детей с типичным развитием и умственной отсталостью проводилось при помощи Mann- Whitney U-test.

Как и следовало ожидать, дети с типичным развитием (ТР) имели более высокие образовательные результаты и большую выраженность некоторых факторов личности (таблица 3, рис. 3 и 4), чем дети с умственной отсталостью (УО). Значимые отличия выявлены по факторам «открытость новому опыту», «добросовестность», «экстраверсия».

Таблица 3. Результаты сравнения(Mann-Whitney U-test) групп детей с типичным развитием и умственной отсталостью по уровню общей, индивидуально­ориентированной, социально-ориентированной компетентностей и факторам личности

 

параметры

уровень значимости

общая компетентность

0,0007

индивидуально-ориентированная компетентность

0,0007

социально-ориентированная компетентность

0,0007

нейротизм

0,833

открытость новому опыту

0,001

доброжелательность

0,172

добросовестность

0,003

экстраверсия

0,003

Рис 3. Графическое отображение различий в достижениях между группами детей с типичным развитием и умственной отсталостью

 

Рис 4. Графическое отображение различий по факторам «открытость новому опыту», «добросовестность», «экстраверсия» между группами детей с типичным развитием и умственной отсталостью

Обсуждение

Итак, установлена положительная связь между уровнем сформированности образовательных компетенций и факторами личности «открытость новому опыту», «доброжелательность», «добросовестность» и «экстраверсия» у детей в дошкольном возрасте. Тем не менее, остается неясным, насколько изучаемые факторы в парадигме модели «большой пятерки» отражают биологически детерминированные свойства психики или являются результатом социокультурного воздействия.

Настоящее исследование показало слабую выраженность «открытости новому опыту», «добросовестности» и «экстраверсии» у дошкольников с умственной отсталостью. Подобные нарушения обнаружены Fortenberry C. L., Grist C. L., McCord D.M. (2011) у детей с аутизмом [5]. Эти факты указывают на отсутствие специфичности в недоразвитии изученных характеристик при аутизме или умственной отсталости и могут свидетельствовать о влиянии генетических детерминант в развитии личности. По крайней мере, полученные нами данные могут говорить о том, что образовательные результаты детей с умственной отсталостью связаны не только с уровнем интеллекта, но с уровнем сформированности личностных черт. Интересно, что те же три фактора в большей степени связаны с успешностью в достижении образовательных результатов у дошкольников с типичным развитием. Отсюда возникает вопрос, в какой степени обсуждаемые аспекты личности можно развивать в процессе целенаправленного воспитательного воздействия?

Учитывая небольшой объем выборки, использованный в настоящем исследовании, обсуждаемые результаты следует рассматривать как предварительные.

Тем не менее представляется перспективным прилагать дальнейшие усилия в направлении разработки оптимального инструментария, позволяющего проводить мониторинг индивидуально-личностного развития ребенка, начиная с раннего возраста.

Литература

  1. Казьмин А.М., Козубанова Е.Ю., Несмачная И. А., Словохотова О.В., соавт. Использование шкалы оценки образовательных компетентностей детей в дошкольном инклюзивном образовании: предварительное исследование // Практика управления в ДОУ(в печати, 2012).
  2. Егоров А.В., Захаренко Н.В., Казаков А.М., Казьмин А.М., Фирсова Л.В. Пилотажное исследование достижений, зрелости психофенотипа и эмоциональной адаптации дошкольников с типичным и атипичным развитием в инклюзивных группах // Клиническая и специальная психология. М., 2012. №2.
  3. Grist C. L., McCord D. M. (2010) Individual Differences in Preschool Children: Temperament or Personality? Infant and Child Development. Published online in Wiley InterScience (www.interscience.wiley.com). DOI: 10.1002
  4. Grist C. L., Socha A., McCord D. M. (2012) The M5-PS-35: A Five-Factor Personality Questionnaire for Preschool Children. J. of Personality Assessment, 94(3), 287-29
  5. Fortenberry C. L., Grist C. L., McCord D.M. (2011) Personality Trait Differences between Typically Developing Children and those Diagnosed with Autism Spectrum Disorder, Individual Differences Research, Vol. 9, No. 2
  6. Scheck A.M., L. Malesky A., Cathy J., Grist L., McCord D. M. (2010) Personality in Preschool Children: Preliminary Psychometrics of the M5-PS Questionnaire, American Journal of Psychological Reseach, Volume 6, Number 1, 2010
  7. Tackett J.L., Slobodskaya H.R., Mar R.A., Deal J., Halverson C.F.J., Baker S.R., Pavlopoulos V., Besevegis E. (2012) The hierarchical structure of childhood personality in five countries: continuity from early childhood to early adolescence.Journal of Personality, V. 80, N. 4

Информация об авторах

Егоров Александр Валерьевич, педагог-психолог, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: egorovfamily@gmail.com

Захаренко Наталия Васильевна, студентка, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: zakharenko.nataliya@gmail.com

Казьмин Александр Михайлович, кандидат медицинских наук, профессор кафедры нейро- и патопсихологии развития, факультет клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1748-2574, e-mail: mgppukprd@gmail.com

Фирсова Л.В., социальный педагог, Государственное образовательное учреждение Детский сад компенсирующего вида №385, г. Москва, Москва, Россия, e-mail: luge85@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2810
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 1383
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0