Самсонова Е.В. кандидат психологических наук, руководитель Научно-методического центра Института проблем инклюзивного образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8961-1438 e-mail: SamsonovaEV@mgppu.ru
Мельник Ю.В. кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Научно-методический центр Института проблем инклюзивного образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5851-3226 e-mail: melnik_stav@mail.ru
Карпенкова И.В. кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Научно-методического центра Института проблем инклюзивного образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8725-9944 e-mail: innet_karp@mail.ru
Авторами исследования анализируется специфика тьюторского сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования. На основе анализа отечественных исследований предлагается деятельностная модель тьюторского сопровождения, основной целью которого является создание условий для становления субъектной позиции индивида. В качестве эмпирического материала в статье проанализированы индивидуальные кейсы тьюторского сопровождения обучающихся с расстройством аутистического спектра, имеющих поведенческие и ментальные особенности, которые детерминируют сложности их включения в образовательный процесс, в силу чего актуализируется проблема их тьюторского сопровождения. Анализ кейсов показывает актуальность работы тьютора в рамках деятельностного подхода по обеспечению условий для формирования осознанной включенности обучающихся в образовательный процесс, становления субъектной позиции, что требует дополнительных исследований на более широкой выборке.
Финансирование. Статья подготовлена в рамках выполнения общественно значимых мероприятий Минпросвещения России (Приказ № 272 от 26.05.2021
о проведении VI Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование и общество: стратегии, практики, ресурсы»)
Благодарности. Авторы выражают признательность О.Н. Малаховой за помощь в сборе данных для исследования
Ссылка для цитирования
Литература
Алехина С.В., Мельник Ю.В., Самсонова Е.В.
Экспертная оценка параметров инклюзивного процесса в образовании // Клиническая
и специальная психология. 2020. Том. 9. № 2. C. 62–78.
DOI:
10.17759/cpse.2020090203.
Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления
реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе // Вестник
Мининского университета. 2018. Том 6. № 3 (24). С. 2–25.
DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-2
Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Модель
педагогического сопровождения педагогом-тьютором детей с ограниченными
возможностями здоровья в условиях интегрированного обучения // Специальное
образование. 2018. № 4 (52). С. 21–40.
DOI: 10.26170/sp18-04-02
Зарецкий В.К., Зарецкий Ю.В. Субъектная позиция
ребенка в преодолении учебных трудностей (случай из практики) [Электронный
ресурс] // Консультативная психология и психотерапия. 2012. Том 20. № 2. С.
110–133. URL:
https://psyjournals.ru/mpj/2012/n2/57182_full.shtml
(дата обращения: 18.02.2021).
Ковалева Т.М. Создание образовательных ситуаций в
работе тьютора
и формирование self skills [Электронный ресурс] // Тьюторство в открытом
образовательном пространстве: образовательная ситуация и тьюторская
деятельность: материалы XII Международной научно-практической конференции (XXIV
Всероссийской научно-практической конференции) (г. Москва, 29–30 октября 2019
г.) / под ред. Т.М. Ковалевой, А.А. Терова. М.: МГПУ, 2019. С. 11–16.
URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_41542175_51117379.pdf
(дата обращения: 19.02.2021).
Ковалева Т.М., Климова Т.А., Лазарева Л.И.
Личностно-ресурсное картирование как средство работы тьютора. И не только...:
коллективная монография. М.: Ресурс, 2018. 104 с.
Технологии разработки индивидуального образовательного
маршрута для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный
ресурс]: методические рекомендации / под ред. Е.В. Самсоновой. М.: МГППУ, 2020.
192 с. URL:
http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=396645
(дата обращения: 12.03.2021).
Тьюторское сопровождение детей с ограниченными
возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования [Электронный
ресурс]: методическое пособие / под ред. Е.В. Самсоновой. М.: МГППУ, 2017. 173
с. URL: http:// www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=371369 (дата
обращения: 12.03.2021).
Фарбер Б.С., Малютин Б.И. Метод образов для
развития мышления [Электронный ресурс] // Тьюторство в открытом образовательном
пространстве: образовательная ситуация и тьюторская деятельность: материалы XII
Международной научно-практической конференции (XXIV Всероссийской
научно-практической конференции) (г. Москва, 29–30 октября 2019 г.) / под
ред.
Т.М. Ковалевой, А.А. Терова. М.: МГПУ, 2019. С. 151–187. URL:
https://elibrary.ru/ download/elibrary_41542175_51117379.pdf (дата обращения:
26.02.2021).
Alekhina S.V., Samsonova E.V., Yudina T.A. The
foundation of an inclusive paradigm for contemporary education // Specialusis
ugdymas / Special Education. 2018. Vol. 1.
№ 38. С. 47–60. DOI: 10.21277/se.v1i38.366
Alzahrani T., Leko M. The effects of peer tutoring
on the reading comprehension performance of secondary students with
disabilities: a systematic review // Reading
& Writing Quarterly. 2018. Vol. 34. № 1. P. 1–17. DOI:
10.1080/10573569.2017.1302372
Channing J., Okada N.C. Supplemental instruction
and embedded tutoring program assessment: problems and opportunities //
Community College Journal of Research and Practice. 2020. Vol. 44. № 4. P.
241–247. DOI: 10.1080/10668926.2019.1575777
Craig B. Collaboration in special education:
bringing shalom to the individual education program meeting // In H. Lee, P.
Kaak (Eds.), The pedagogy of Shalom Theory and Contemporary Issues of a
Faith-Based Education. Singapore: Springer Nature Singapore Pte Ltd., 2017. P.
143–155. DOI: 10.1007/978-981-10-2987-5_11
Cureton D., Gravestock P. Supporting students’
learning: the power of the student–teacher relationship // In M. Shah, J. McKay
(Eds.), Achieving Equity and Quality in Higher Education: Global Perspectives
in an Era of Widening Participation. Switzerland: Springer Nature Switzerland
AG, 2018. P. 51–72.
Grey D., Osborne C. Perceptions and principles of
personal tutoring // Journal of Further and Higher Education. 2020. Vol. 44. №
3. P. 285–299. DOI: 10.1080/0309877X. 2018.1536258
Hrastinski S. Identifying and exploring the effects
of different types of tutor questions in individual online synchronous tutoring
in mathematics // In S. Hrastinski et al. (eds.), Interactive Learning
Environments. 2019. № 1. P. 1–13. DOI: 10.1080/10494820. 2019.1583674
Lee H.-J., Hong Y., Choi H. Perceptions of tutoring
roles and psychological distance among instructors, tutors and students at a
Korean university // Higher Education Research & Development. 2017. Vol.
36. № 1. P. 143–157. DOI: 10.1080/07294360. 2016.1177811
Monjelat N., Méndez L., Lacasa P. Becoming a tutor:
student scaffolding in a game-based classroom // Technology, Pedagogy and
Education. 2017. Vol. 26. № 3. P. 265–282. DOI:
10.1080/1475939X.2016.1210538
Mtawa N.N. Human development and community
engagement through service-learning: the capability approach and public good in
education [Электронный ресурс]. Switzerland: Springer Nature Switzerland AG,
2019. 263 p. URL: https://www.springer. com/gp/book/9783030347277 (дата
обращения: 10.02.2021).
Narciss S. Conditions and effects of feedback
viewed through the lens of the interactive tutoring feedback model // In D.
Carless et al. (eds.), Scaling up Assessment for Learning in Higher Education.
Singapore: Springer Nature Singapore Pte Ltd., 2017.
P. 173–181. DOI: 10.1007/978-981-10-3045-1_12
Orsmond P., Merry S. Tutors’ assessment practices
and students’ situated learning in higher education: chalk and cheese //
Assessment & Evaluation in Higher Education. 2017. Vol. 42. № 2. P.
289–303. DOI: 10.1080/02602938.2015.1103366
Royer D.J. My IEP: a student-directed
individualized education program model // Exceptionality. 2017. Vol. 25. № 4.
P. 235–252. DOI: 10.1080/09362835.2016.1216850
Tal-Saban M., Weintraub N. Effectiveness of the
community-academia student tutoring (CAST) program in enhancing students’
practice placement readiness // British Journal of Occupational Therapy. 2019.
Vol. 82. № 4. P. 220–226. DOI: 10.1177/ 0308022618800179
Topping K.J. A theoretical model of
intergenerational tutoring // Journal of Intergenerational Relationships. 2020.
Vol. 18. № 1. P. 88–105. DOI: 10.1080/ 15350770.2019.1646182