Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8583Ключевые слова 21029 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

2 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

75 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Мотивационно-целевые компоненты экспертной деятельности в образовании 1346

Мкртычян Г.А., доктор психологических наук, заведующий кафедрой организационной психологии, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Нижний Новгород, Россия, gmkrtychyan@hse.ru

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Обсуждая классификацию методов психологии искусства Мюллера-Фрейенфельса, Л. С. Выготский ставил вопрос о возможности и необходимости разработки объективно-аналитического метода «эстетической психологии». В «Психологии искусства» он предпринимает попытку определить его специфику, предлагая «за основу взять не автора и не зрителя, а самое произведение искусства» [1, с. 38].

Далее Выготский делает существенную оговорку: «Правда, оно (произведение. — Н. Ч.) само по себе никак не является предметом психологии», но «подобно тому, как историк и геолог прежде воссоздают предмет своего изучения и только после подвергают его исследованию, психолог вынужден обращаться чаще всего именно к вещественным доказательствам, к самим произведениям искусства и по ним воссоздавать соответствующую им психологию, чтобы иметь возможность исследовать ее и управляющие ею законы» [1, с. 38—39].

Материалом анализа в рамках настоящего исследования стали детские литературно-художественные тексты — творческие работы школьников экспериментального класса, обучавшихся в течение 10 лет по развивающей программе Г. Н. Кудиной и 3.Н. Новлянской «Литература как предмет эстетического цикла» [2]. Предлагаемая система показателей литературно-творческого развития детей исходит из основных положений этой программы и строится с учетом общей направленности развивающих задач курса.

Основополагающие принципы этой программы: 1) методический тезис «от маленького писателя — к большому читателю», предложенный М. А. Рыбниковой, и 2) положение, относящееся к процессу становления авторской позиции в детском творчестве, — последовательный и неуклонный переход ребенка-автора на точку зрения другого.

Г. Н. Кудина и 3.Н. Новлянская в своей концепции исходили из того, что маленького писателя необходимо оснастить «инструментом», являющимся основным для любого автора, — развить способность смотреть на мир не «из себя», а «из другого». Предполагается, что ребенок должен учиться не столько смене внешних «масок» (хотя и этому тоже), сколько осваивать «иное» (принципиально несобственное) психологическое пространство.

Отсюда и требование ко всем литературным творческим опытам детей: герой должен быть собой, поступать и говорить так, как это свойственно только ему — с опорой на абсолютно индивидуальные физически-чувственные особенности, характерные для этого образа. Например, герой-капуста может убегать, как колобок, но не может играть в песочнице; растрепанный кочан капусты может быть или рыхловато-добродушным, или драчливым, но не может выбраться на свободу через щель, которую в стене прогрызли мыши, и т. д. Таким образом, это методическое требование, с одной стороны, несомненно, корректирует образы детской фантазии (соотносит их с объективными формальными отношениями вещей в действительности), с другой — придает направленность поиску детей, их попыткам достоверно воплотить найденный образ. За методическим требованием воплотить точку зрения «другого» (существа, предмета, явления и т. д.) стоит желание достичь психологизма (внутренней обоснованности) в образах, создаваемых детьми.

Литература
  1. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1986.
  2. Кудина Г. Н., Новлянская З. Н. Программы развивающего обучения: Литература как предмет эстетического цикла. 1—9 классы. М., 1998.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика