Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 139Рубрики 53Авторы 10273Новости 1979Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS
Психологическая наука и образование - №2 (36) / 2005 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

Квартили журнала 2020

CiteScore : Q4
SNIP: Q1
SJR: Q3

Подробнее на scimagojr.com/

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

В школу с 5 лет. Факторы риска 888

|

Авдеева Н.Н.
кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета "Психология образования им. профессора Л.Ф. Обуховой" , ФБОУ ВО МГГПУ, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8430-8181
e-mail: nnavdeeva@mail.ru

Аннотация

В статье обсуждается смена ценностных ориентаций образования, предлагаемых в проекте обновленной концепции образования - «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации». Обсуждаются последствия такого подхода к реформированию образования для современной российской семьи и здоровья детей. Приводится зарубежный опыт предшкольного обучения.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Новые тенденции в дошкольном образовании: шаг вперед?

В концепции дошкольного образования, утвержденной в 1989 г., был определен принципиально новый, личностно ориентированный подход к ребенку как главное направление государственной политики в области обновления дошкольного образования. Данный подход получил подтверждение в Законе об образовании, принятом в 1992 г. Суть этого нового подхода состояла в гуманизации целей и принципов образовательной работы с детьми, в отходе от учебно-дисциплинарной модели. Ключевыми положениями прежней, учебно-дисциплинарной модели образования были ориентация на образец («Делай, как я»), диктат и опека взрослого по отношению к ребенку. Методические указания для педагога превращались в закон. При такой «патерналистской» модели образования главным ориентиром являлось формирование знанийуменийнавыков (ЗУН). Педагог учит — ребенок выполняет. При этом инициатива, активность, творчество ребенка уместны только в рамках занятий «когда взрослый спросит». Человек при таком подходе - «винтик» в государственной машине, производительная сила общества.

Новая, альтернативная, личностно ориентированная модель образования должна была содействовать становлению ребенка как личности, способствовать развитию доверия к миру, базиса личностной культуры, индивидуальности, творческости. Эта модель подразумевала взгляд на ребенка как на партнера в условиях сотрудничества. Решающее значение придавалось игре —ведущей деятельности в дошкольном детстве, позволяющей ребенку проявлять собственную активность, наиболее полно реализовывать себя. Ожидаемым результатом выступало расширение «степеней свободы» развивающегося ребенка (с учетом возрастных особенностей), его возможнос-

тей, способностей, перспектив. Превалирующей формой обучения был синтез игры и занятия. Главная ценностная ориентация — самодостаточность, самоценность дошкольного возраста, сохранение субкультуры детства.

<...>

Литература
  1. Антропова М.В., Манке Г.Г., Кузнецова Л.М., Бородкина Г.В. Здоровье школьников: Результаты лонгитюдного исследования // Педагогика. 1995. №2.
  2. Антропова М.В., Соколова Н.В. Особенности умственной работоспособности медлительных и подвижных детей - учащихся 1-4 классов, проживающих в экстремальных климатических условиях // Физиология человека. 1993. Т.19. №4 .
  3. Базарный В.Ф. Трагедия детей, порожденная традиционным образом организации учебного процесса: Тезисы докладов конференции «Здоровье школьников: медико-психологическая поддержка и физическая культура» // Школа здоровья. 1996. Т. 3. №4.
  4. Зайцев Г.К. Школьная валеология. СПб., 1998.
  5. Зауш-Годрон Ш. Социальное развитие ребенка. СПб., 2004.
  6. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М., 2000.
  7. Здравомыслова ОМ. Насилие в семье и кризис традиционной концепции воспитания: По результатам исследования «Насилия в семье глазами учителей и воспитателей» // Обыкновенное зло: исследования насилия в семье. М., 2003.
  8. Зелинская Д.И. О состоянии здоровья детей России // Школа здоровья. 1995. Т. 2. №2.
  9. Лихтшангоф А.З., Юрьев В.К., Юрьев В.В., Симаходский А.С. Анализ и оценка здоровья детей // Здоровье и образование: Материалы Всероссийского научно-практического семинара. СПб., 1994.
  10. Рыбинский ЕМ. Феномен детства в современной России // Педагогика. 1996. № 6.
  11. Шэффер Д. Дети и подростки: психология развития. СПб., 2003.
  12. Ямпольская Ю.А. Об ухудшении силовых возможностей у школьников Москвы в последнее десятилетие: Тезисы докладов на конференции «Здоровье школьников: медико-психологическая поддержка и физическая культура» // Школа здоровья. 1996. Т. 3. №4.
  13. Hochshild A.R. The Time Bind: When Work Becomes Home and Home Becoms Work. Metropolitan Books, 1997.
Статьи по теме

Психология образования  |  Куравский Л.С., Поминов Д.А., Юрьев Г.А., Юрьева Н.Е., Сафронова М.А., Куланин Е.Д., Антипова С.Н.

Концепция адаптивного тренажера и оценка его эффективности в математическом обучении

CrossRef doi:10.17759/mda.2021110401

 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика