Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 106Рубрики 53Авторы 8884Новости 1775Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

2 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

75 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

«Предшкольное образование»: необходимость или…? 1382

Кудрявцев В.Т.
доктор психологических наук, заведующий кафедрой теории и истории психологии им. Л.С. Выготского, РГГУ, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9283-6272
e-mail: vtkud@mail.ru

Аннотация

Критически анализируются общий смысл идеи «предшкольного образования» и его цель, мотивы ее выдвижения, опыт внедрения, уровень профессионализма ее разработчиков и приверженцев. Рассматриваются возможные последствия разрушения системы российского дошкольного образования в случае воплощения в жизнь этой идеи. Отмечается, что единственная альтернатива этому состоит в продуктивном развитии дошкольного образования.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Еще в конце 2004 г. министр образования и науки РФ через СМИ призывало общественность, встревоженную решением об организации так называемых «нулевых классов» для детей 5-6 лет, обсуждать не этот частный вопрос, а саму перспективу введения в России «предшкольного образования». Тем не менее попытаемся «условно абстрагироваться» и принять призыв министра. Единственно, что не могу гарантировать отсутствия беспристрастности в оценках, заняв позицию стороннего наблюдателя, поскольку не один год посильно разделяю ответственность за ситуацию в отечественном дошкольном образовании.

Идея и цель

Министерская идея имеет под собой вполне объективную подоплеку. Ни для кого не секрет, что дошкольное образование еще не стало у нас полноценным звеном системы образования. Это проявляется, в частности, в том, что по многим параметрам (объем бюджетного финансирования, социальная защищенность, оплата труда кадров, их профессиональная подготовленность, программно-методическая обеспеченность, материально-техническая оснащенность и др.) оно уступает в возможностях остальным ступеням образовательной системы. Как нетрудно догадаться, простая «смена вывески» автоматически не приводит к превращению традиционного «дошкольного воспитания» в «дошкольное образование».

Изменение статуса дошкольной ступени образования — мировая тенденция. Так, сравнительно недавно в Финляндии произошла передача дошкольных учреждений из ведомства социальной защиты в ведомство образования, ее примеру последовала Латвия. В России (а раньше в СССР) дошкольные учреждения, за исключением яслей, уже много десятилетий находятся в подчинении органов управления образованием. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного и более ранних возрастов нуждается не только в уходе и опеке, но и в воспитании, обучении и развитии. В этом — необходимая (но недостаточная) предпосылка преобразования дошкольного звена в исходную, неотъемлемую и полноправную ступень образовательной системы в целом.

Однако такое признание налагает значительную социальную ответственность. До сих пор в общественном сознании господствует логика: если дошкольное образование — это первое звено системы образования, то и ориентировать его надо на более высокие ярусы и уровни, в данном случае — на школу. В итоге детский сад очень часто превращается если не в маленькую школу, то в место, где к ней готовят. Это путь наименьшего сопротивления для облеченных государственной и отчасти «педагогической» властью взрослых и наибольшего сопротивления — для детей и их семей. С технической точки зрения, он выглядит весьма нетрудоемким, с экономической — наименее затратным по сравнению с возможными другими. Правда, если всмотреться глубже… но об этом — ниже.

<...>

Литература
  1. Воротной И. Образование. Догоним и перегоним // Известия. Казахстан. 31.03.2005.
  2. Давыдов В.В. Личности надо «выделать-ся»... // С чего начинается личность. М., 1979.
  3. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопросы психологии. 1997. № 1.
  4. Дьяченко ОМ. Развитие воображения дошкольника. М., 1996.
  5. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принцип развития в психологии. М., 1978.
  6. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М., 1986.
  7. Интернет-ресурс: www.eurekanet.ru/ewww-promo/1031.html.
  8. Интернет-ресурс: www.gazeta.ru.
  9. Интернет-ресурс: http://www.mosinform.ru/2/ news.php?id=11097.
  10. Интернет-ресурс: www.rsuh.ru.
  11. Интернет-ресурс: www.tovievich.ru.
  12. Интернет-ресурс: www.TV6tut.
  13. Калдыбаева ТЖ. Социальные проблемы дошкольного образования в Казахстане // Социологические исследования. 2000. № 4.
  14. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
  15. Кудрявцев В.Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. М, 1997.
  16. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. Дубна, 1997. Ч. I, II.
  17. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития (журнальный вариант книги) // Дошкольное воспитание. 1997-2000.
  18. Кудрявцев В.Т. Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 3.
  19. Кудрявцев В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В.В. Давыдова // Вопросы психологии. 1998. № 5..
  20. Кудрявцев В.Т. Диагностика творческого потенциала и интеллектуальной готовности к развивающему школьному обучению. М., 1999.
  21. Кудрявцев В.Т. От педагогики повседневности - к педагогике развития // Дошкольное воспитание. 2004. № 11; 2005. № 4.
  22. Кудрявцев В.Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода. Рига, 1999. Ч. I.
  23. Преемственность ступеней в системе развивающего и развивающегося образования / Под ред. В.Т.Кудрявцева. М., 2001.
  24. Рабочие материалы Министерства образования и науки РФ. Обеспечение доступности качественного образования // Интернет-ресурс: www.tovievich.ru.
  25. Рабочие материалы Министерства образования и науки РФ. Обоснование пред-школьного образования // Интернет-ресурс: www.tovievich.ru.
  26. Развивающее образование в системе дошкольного воспитания / Под ред. В.Т. Кудрявцева, Н.А. Смирновой. Дубна, 1995.
  27. Развивающее образование - многоступенчатая система. Замысел. Реализация. Перспективы / Отв. ред. Л.Е. Курне-шова; науч. ред. проф. В.Т. Кудрявцев. М., 2003.
  28. Сильвестрова И.В. Доступность дошкольного образования: влияние территориального фактора // Социологические исследования. 2005. № 2.
  29. Фребель Ф. Воспитание человека // Пед. соч. 2-е изд. М.: Книгоиздательство К.И. Тихомирова, 1913. Т. 1.
  30. Фребель Ф. Детский сад // Пед. соч. 2-е изд. М.: Книгоиздательство К.И. Тихомирова, 1913. Т. 2.
  31. Червакова Э. Пятилетку - в три года // Новая газета. 31.03.2005.
  32. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1984.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика