Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 126Рубрики 53Авторы 9654Новости 1896Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS
Психологическая наука и образование - №3 (55) / 2009 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

SCImago Journal & Country Rank

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации 2760

|

Прихожан А.М.
доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета "Психология образования", ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия

Толстых Н.Н.
доктор психологических наук, заведующая кафедрой «Социальная психология развития». факультет социальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический универ-ситет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3999-4503
e-mail: nnvt@list.ru

Аннотация

В статье представлены результаты многолетнего многоаспектного исследования особенностей развития интеллектуальной, аффективно-потребностной, волевой сферы воспитанников детского дома. Полученные результаты интерпретируются с позиции концепции развития личности Л. И. Божович и расцениваются как недоразвитие внутренних механизмов опосредования, формирование которых создает возможность перехода от реактивного, ситуационного к активному, свободному поведению. Последнее, в свою очередь, и определяет магистральный путь личностного развития. Материалы эмпирического исследования показывают, в чем именно проявляется «реактивность, а не активность» поведения учащихся школьных возрастов, воспитывающихся в учреждении для детей-сирот, при решении ими интеллектуальных задач, в общении со взрослыми и сверстниками, в произвольной регуляции поведения, в мотивации и «Я-концепции». Выявленные особенности личности и поведения рассматриваются авторами как проявление различного рода защитных образований, обеспечивающих адаптацию к условиям закрытого детского учреждения, но препятствующих формированию активной личности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Решающий прорыв был сделан в середине ХХ века психологами Д. Боулби и Р. Шпицем, доказавшими первостепенную значимость для развития ребенка материнской заботы. Следует особо отметить, что широкое общественное признание проблемы обязано именно ученым, психологам, которые сами по-человечески были потрясены состоянием детей, оказывающихся без матери даже на сравнительно короткое время. Материалы психологических исследований привлекли внимание к данной проблеме Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Эта организация несколько раз обращалась к проблеме длительной разлуки матери и ребенка, настоятельно указывая работникам детских больниц, домов ребенка и других учреждений такого типа на необходимость создания атмосферы эмоциональной теплоты.

Таким образом, к середине ХХ века стало научно доказанным и общепризнанным, что важнейшим условием развития маленького ребенка является наличие тесных и стойких эмоциональных связей с матерью (или другим взрослым, замещающим мать). Отсутствие таких связей получило название «материнской депривации» (maternal deprivation). Сегодня все больше научных данных и наблюдений свидетельствует, что от материнской депривации страдают не только дети, оставшиеся без родителей или находящиеся длительное время в больницах, но и многие из тех, кто живет в семье. Конечно, в наиболее яркой, концентрированной форме последствия материнской депривации проявляются у детей, растущих в детских учреждениях для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей. Ситуация с развитием таких детей поистине трагична. По утверждению Генеральной прокуратуры, 40 % выпускников сиротских заведений становятся алкоголиками и наркоманами, 40 % совершают преступления, 10 % кончают жизнь самоубийством и только оставшиеся 10 % живут относительно нормально [5, c. 8].

В подходе к проблеме воспитания детей в детских учреждениях закрытого типа наблюдаются две крайности, которые, намеренно заостряя, можно описать следующим образом. С одной стороны, до сих пор существует представление, что дети из детских домов и школ-интернатов – совершенно обычные, ничем не отличаются от растущих в семьях, и все проблемы, связанные с ними, можно решить улучшением материального положения, привлечением спонсоров, созданием нормальных условий обучения и воспитания. С другой стороны, распространена точка зрения, что сейчас в детских домах и интернатах практически нет здоровых детей, все воспитанники имеют соматические и психические заболевания, обусловленные прежде всего тяжелой наследственностью. ...

В определенном смысле и то и другое правильно.

Литература
  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2008.
  2. Боулби Дж. Привязанность. М., 2003.
  3. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М., 2004.
  4. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983.
  5. Вы решили усыновить ребенка / Г. С. Красницкая и др. М., 2001.
  6. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика