Психологическая наука и образование
2011. Том 16. № 3. С. 122–128
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Актуальные проблемы социализации старшеклассников в образовательном учреждении
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: социализация, личностный результат, старший школьный возраст, преподавание психологии, психологическая культура, психологическое здоровье, психологическая грамотность
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Милёхин А.В. Актуальные проблемы социализации старшеклассников в образовательном учреждении // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 3. С. 122–128.
Полный текст
Проблемы, чему и как учить, всегда актуальны для общества. Их содержание заметно меняется в зависимости от исторического периода и состояния социального развития. По-прежнему актуальной (впрочем, как и всегда) для современного образования является проблема социализации, решение которой должно осуществляться в смысловом контексте обучения и воспитания молодого поколения страны в соответствии с нравственными, философскими и социальнопсихологическими нормами, которые приняты в человеческом обществе. Эффективность решения этих сложных вопросов в значительной степени должна определить перспективы развития самого общества в целом, а также условия и особенности психического, личностного и социального развития ребенка, сохранение и укрепление его психического и психологического здоровья в частности.
В настоящее время в документах, определяющих направления модернизации и перспективы развития системы школьного образования страны, установлены требования к личностным, метапредметным, предметным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования. Проект ФГОС среднего (полного) общего образования [1], Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [8], проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [12] определяют проблему эффективной социализации выпускника, формирование, развитие в ходе образовательного процесса его личностных качеств как актуальную и ключевую в рассмотрении процессов и результатов деятельности образовательного учреждения. В связи с этим весьма актуальной является проблема изучения психологических особенностей социализации старшеклассников, их представлений относительно процесса собственной социализации, в частности, представлений о собственных личностных результатах освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования: «готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформиро- ванности их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системе значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознании, способности ставить цели и строить жизненные планы, способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме» [там же].
В отечественной психологии и педагогике [1; 2; 3; 5; 6; 7; 9; 13; 15] процесс социализации рассматривается:
как процесс усвоения человеком опыта той общественной жизни и тех общественных отношений, в которые он попал при рождении и в которых растет и взрослеет; усвоения элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности; усвоения социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей (Б. Г. Ананьев, Е. А. Аркин, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, И. С. Кон, М. И. Лисина, Ю. М. Орлов, А. А. Ре- ан, Я. Л. Коломинский, Н. М. Платонова, Д. И. Фельдштейн и др.);
процесс освоения социальных норм, становящихся неотъемлемой стороной жизни не в результате внешней регуляции, а вследствие внутренней необходимости следовать им (В. А. Зелянина);
двусторонний процесс «передачи- усвоения» человеком социокультурного опыта, социальной культуры, превращения его в социальный субъект (В. П. Андрущенко, И. С. Кон, Е. А. Ануфриев, Б. Д. Парыгин, Д. В. Ольшанский, Е. И. Москалец, Х. Ф. Сабиров, Г. М. Андреева и др.);
процесс адаптации и приспособления человека к условиям окружающей среды (Ж.М. Гозман, Т. В. Снегирева, С.Т. Посохова и др.);
развития саморегуляции, становления самосознания и активной жизненной позиции (В.А. Ядов);
активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду (Г. М. Андреева);
процесс, способствующий эффективному самоопределению человека (М. Р. Гинзбург, И. В. Дубровина, А. В. Мудрик, Д. И. Фельдштейн, Р. М. Шамионов);
социально-психологическое явление, представляющее собою одновременно и процесс, и отношение, и способ, и результат становления личности в общении и деятельности, использование и последующую трансляцию информации в виде установок, ценностей, социальных ролей, свойств личности (В. В. Новиков);
процесс интериоризации, «перевод внешних требований во внутренние установки человека» (Г. Е. Збровский);
интериоризация коллективных норм, трансформирующаяся во внутренние нормы, собственные вкусы и предпочтения индивида, регулятивы и побуждения самостоятельного поведения (Е. Ю. Новикова);
совокупность взаимосвязанных процессов усвоения и воспроизводства индивидом необходимого и достаточного для полноценного включения в общественную жизнь социокультурного опыта и фило-онтогенетического формирования и развития соответствующих свойств и качеств индивида, его становления как конкретно-исторического типа личности и субъекта социокультурных практик данного общества (В.Л. Абушенко).
Итак, социализация - это процесс, включающий в себя адаптацию человека к окружающей действительности; интериориза- цию ценностей и норм, усвоение элементов культуры; трансляцию собственных ценностей в процессе деятельности в социальной среде.
Процесс социализации взаимодействует с процессом индивидуализации, то есть с процессом осознания растущим человеком самого себя, своих возможностей, способностей, перспектив развития. В процессе социализации и усвоения социального опыта при умении выражать собственные предпочтения и стремления у старшеклассников формируются ценностные ориентации как основные характеристики личностного развития [3].
В ряде исследований делается акцент на факторах, определяющих успешность процесса социализации (В. В. Барабанова, А. С. Волович, М. В. Демиденко, И. В. Дубровина, М. Е. Зеленова, А. В. Мудрик, Д. С. Фельдштейн и др.).
Ведущими параметрами успешной социализации личности [1; 6; 7] являются:
социокультурные показатели (содержание ценностей и нормативов, транслируемых окружающим);
иерархия ценностей и различные варианты отношения детей к нормам и правилам (эмоциональное принятие, формальное отношение, манипулирование, отвержение);
высокий социометрический статус ребенка в группе сверстников и отсутствие эмоциональной напряженности в общении с ними (Костяк Т. В., Нгуен Тхи Минь Ханг);
социальная зрелость: ответственность, терпимость, саморазвитие, позитивное мышление, высокий уровень развития самооценки и притязаний, соотнесенность идеальных и реальных целей, сформированность иерархической структуры ценностных ориентаций (И. В. Дубровина);
социальная ответственность (К. Музды- баев, Т.Н. Сидорова, А.Т. Панов, А.Л. Слободский, Д. Роттер, Ж. Пиаже);
сформированность социального опыта: готовность к реализации основных социальных функций: усвоение опыта социальноэкономических политических отношений и нравственных отношений (А.Н. Хузиахметов).
адаптированность личности, ее нормоти- ческое поведение, социальная идентичность (осознание индивидом себя как представителя биологического вида человечества (общечеловеческий уровень), осознание своей принадлежности к общности (групповой уровень), осознание своей собственной неповторимости (индивидуальный уровень) (Ю. А. Ко- базева).
Выделяются критерии социализированной личности [6]:
сформированность установок, стереотипов, ценностей, «картин мира» человека;
адаптированность личности, ее нормоти- ческое поведение;
социальная идентичность, включающая осознание индивидом себя как представителя биологического вида человечества (общечеловеческий уровень), осознание своей принадлежности к общности (групповой уровень), осознание своей собственной неповторимости (индивидуальный уровень);
инициативность, независимость, незаком- плексованность.
Старший школьный (юношеский) возраст является важным этапом становления личности. Это время активного формирования мировоззрения, определения жизненных ценностей и нравственных позиций, развития временной перспективы и ориентированности на будущее, возникновения устойчивой структуры иерархии мотивационной сферы (Л. И. Божович). В этот период наиболее ярко проявляется чувство взрослости, независимости, желание совершать самостоятельный выбор. В юношеском возрасте происходит формирование чувства идентичности и освоение новых социальных ролей (Э. Берн, Э. Эриксон, И. С. Кон, А. В. Мудрик). Исследователи подчеркивают также особую роль значимых взрослых, чей опыт, знания помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью старших школьников (И.Ю. Кулагина). Старшеклассники начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению (А. В. Петровский).
В ранней юности особо актуальными для старшеклассников являются проблемы самосознания и самоопределения [16]. Потребность в самоопределении побуждает старшего школьника систематизировать и обобщать свои знания о себе (М.В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова). Центральным в этом плане является специфика нравственного развития личности: пересмотр ценностных представлений; формирование собственной иерархии ценностей, влияющей на процессы принятия решений и поведение; признание большинства ценностей, характерных для культурного окружения; применение к себе самому тех же критериев оценки, что и к другим; использование общих принципов как основы нравственного поведения и оценка по ним как себя, так и других; способность учитывать потребности и интересы окружающих в той же степени, как свои собственные.
Однако до настоящего времени за рамками психологического анализа остаются вопросы осознанного включения старшеклассников в процесс социализации как активных участников в качестве субъектов собственного развития.
Современная система социализации в России (система образования и воспитания, СМИ) привносит в общество ряд рисков, связанных с формируемым ею образом человека, такие, как антипатриатизм, национализм, агрессия, корысть, жестокость, обострение проблемы «отцов и детей», снижение ценности семьи, примитивизация потребностей и интересов [9]. Эти и другие факторы существенно затрудняют и дестабилизируют процесс социализации. Одно из условий выхода из сложившейся ситуации - усиление гуманитарной составляющей содержания образования, в частности, введение в современную общеобразовательную школу психологии в качестве учебного предмета.
На сегодняшний день для образовательных учреждений особенно актуальными становятся задачи формирования самостоятельной зрелой личности, способной к рефлексии собственных способностей, с развитыми духовно-нравственными ценностями, психологически готовой к вступлению во взрослую жизнь.
В проекте Федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования от 15.04.11 в разд. IV «Требования к условиям реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования» указано, что должны быть созданы такие психологопедагогические условия реализации основной общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования, которые обеспечат:
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;
сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;
мониторинг возможностей и способностей обучающихся;
осознанный и ответственный выбор дальнейшей профессиональной сферы деятельности;
формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза и др.). [11].
Поэтому проблему воспитания и социализации школьников целесообразно рассматривать в контексте развития их психологического здоровья и психологической культуры как важной составляющей общей культуры человека.
Сутью психологического здоровья является постепенное осознание и принятие растущим организмом особенностей своего психологического развития, своей личности, индивидуальности. Становление психологического здоровья обусловлено, прежде всего, заинтересованностью ребенка в своем психическом и личностном развитии - его активной субъектной позицией: старшеклассник начинает не только все больше ориентироваться в своем поведении и отношениях на извне задаваемые нормы, но и опираться на внутренние, личностно осознаваемые и принимаемые самоориентиры - собственные взгляды, предпочтения в жизни, цели, оценки, переживания, отношения, стремления. Воспитание психологического здоровья невозможно без определенного уровня психологической грамотности школьников, которая, в свою очередь, является основой воспитания психологической культуры человека. Психологическая культура личности как основа гуманистического мировоззрения не формируется специально, формируются психологические условия, при которых растущий человек не может не стать культурным [4].
Но в современной системе образования прослеживается ряд противоречий: с одной стороны, существует потребность общества в социально активных членах с устойчивой личностно значимой позицией, ориентирующихся в сложной современной социально-экономической и политической ситуации; с другой стороны, в системе среднего общего образования не в полной мере созданы психологические условия, способствующие развитию психологической культуры и более успешной социализации учащихся, в том числе способы формирования и развития их личностного, межличностного и профессионального самоопределения. Проблема преподавания психологии в школе не нова. На протяжении последних полутора веков она находилась в центре внимания ученых (П.П. Блонский, А. П. Нечаев, К. Н. Корнилов, Г. И. Челпанов, Г. А. Фортунатов, Б. М. Теплов и др.) и рассматривалась ими как важное направление деятельности психологов в системе общего среднего образования. Ученые утверждали, что психология необходима как предмет общего образования, который формирует целостное мировоззрение ребенка, учит его взаимодействию не только с окружающей действительностью, с окружающими людьми, но и с самим собой [там же].
Специально организованные занятия в рамках курса «Психология» развивают у учащихся старших классов понимание сущности процесса социализации, самоопределения, обогащают их рефлексивным опытом, что обеспечивает переход объективной информации на субъективный уровень, способствующий более глубокому пониманию старшеклассником психологических особенностей развития собственной личности и осознанию ответственности за свое поведение по отношению к себе и окружающим.
Уроки психологии являются одним из психологических условий успешного протекания процесса социализации старшеклассников, формирования и развития их психологопедагогической компетентности и психологического здоровья, так как раскрывают для старших школьников собственную индивидуальную психологическую сущность, повышают гибкость и эффективность в различных видах деятельности, развивают навыки конструктивного взаимодействия с окружающими, осознание и регуляцию своих жизненных позиций, готовность к самопознанию, са- моизменению, саморазвитию, самоактуализации, что соответствует установленным требованиям ФГОС к личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования.
Литература
- Весна Е. Б. Социализация и индивидуализация. Закономерности и механизмы. М, 1997.
- Демиденко М. В. Исследование социальноличностной рефлексии как средств социализации старших школьников: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Самара, 2000.
- Дубровин Д. Н. Психологические аспекты социализации // Сб. Право на детство: профилактика насилия и правонарушений среди детей и подростков. Нижний Новгород, 2003.
- Дубровина И. В. Современное образование: проблемы и поиски // Известия Российской академии образования. М., 2010. № 3 (15).
- Игнатова В. В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в процессе социализации: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. Челябинск, 2000.
- Кобазева Ю. А. Исследование процесса социализации современных подростков в отечественной психологии // Психология обучения. 2007. № 5.
- Мудрик А. В. Социализация человека: пособие для студентов высших учебных заведений. 2–е изд. М., 2006.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым 4 февраля 2010 г. Пр.-271 http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/
- Никандров Н. Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности// Народное образование. 2006. № 9.
- Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних учебных заведений. СПб., 2007.
- Проект Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (среднее (полное) общее образование) от 15 апреля 2011 г. Руководители разработки проекта: Л.П. Кезина, академик РАО; А. М. Кондаков, научный руководитель ИСИО РАО, членкорреспондент РАО.
- Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 15 июля 2011 года).
- Фельдштейн Д. И. Социализация и индивидуализация – содержание процесса социального взросления // Социальное развитие в пространстве-времени детства. М, 1997.
- Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности. Избр. труды: В 2 т. М.Воронеж, 2005.
- Хузиахметов А. Н. Социализация и индивидуализация личности школьника. Казань, 1998.
- Шустова И. Ю. Самоанализ и «Я» старшеклассника // Новые ценности образования. 2005. № 2(21).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4171
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 13
Скачиваний
Всего: 1011
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1