Психологическая наука и образование
2011. Том 16. № 3. С. 5–11
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
К проблеме разработки теоретических и методологических основ образовательной интеграции
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: интеграция, инклюзия, свобода выбора, философия инклюзии, методология инклюзии, модели инклюзии, конструктивистская дидактика, аутопоэз, специальная педагогика, гуманная педагогика
Рубрика издания: Инклюзивное образование
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Назарова Н.М. К проблеме разработки теоретических и методологических основ образовательной интеграции // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 3. С. 5–11.
Фрагмент статьи
В социально-философском смысле интеграция представляет собой форму совместного бытия обычных людей и людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, которую поддерживает и развивает (или не поддерживает) общество и его подсистемы (в том числе подсистема институтов образования), и по отношению к участию в которой все члены общества имеют право свободного выбора. Интеграция как форма социального бытия предусматривает для человека с особыми потребностями неограничиваемое участие и свободу выбора меры, форм и способов этого участия во всех социальных процессах, на всех ступенях образования, в процессе досуга, на работе, в реализации различных социальных ролей и функций. Это право законодательно закреплено в большинстве развитых стран мира. Категория «Свобода выбора» выступает в качестве фундаментального принципа социальной политики государства в сфере интеграции, имея определенную философскую и научно-теоретическую основу. В этом контексте интеграция в образовании должна рассматриваться как право выбора каждым учащимся места, способа и языка обучения; применительно к учащимся с особыми образовательными потребностями в том случае, если они выбирают в качестве места обучения учреждения общего назначения, – это создание условий, адекватных по качеству специальных образовательных услуг возможностям специального образовательного учреждения, и полное включение в образовательный процесс массового образовательного учреждения (инклюзия). Для обычных учащихся образовательная интеграция (инклюзия) означает свободу выбора между инклюзивным и обычным классом и, в случае выбора первого варианта – обеспечение для него качества и темпа обучения, предусмотренных образовательным стандартом, принятие и соблюдение учащимся установленных социальных норм и правил инклюзивного обучения.
<...>
Литература
- Назарова Н. М. Конструктивизм как методологическая основа научных исследований и инновационных тенденций в специальном образовании // Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии. Материалы Третьего международного теоретико-методологического семинара. М., 2011.
- Назарова Н. М., Моргачёва Е. Н., Фуряева Т. В. Сравнительная специальная педагогика. М., 2011.
- Чошанов М. Процесс непрерывного конструирования и реорганизации // Технология развития критического мышления через чтение и письмо / Сер. «Компетентностно-орентированный подход к образованию: образовательные технологии». Вып. 2. Самара, 2002.
- Glaserfeld E. Radical Constructivism: A Way of Knowing and learning. L.,1995.
- Schmidt S. J. Der Kopf, die Welt, die Kunst. Konstruktivismus als Theorie und Praxis.Wien, 1992.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3572
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 1875
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3